Европейский союз доклад 2020

Обновлено: 18.05.2024

ВВП Евросоюза сократился на 6,3% по итогу 2020 года, а ВВП еврозоны — на 6,6%. Если сравнить результаты экономики региона поквартально, то заметно влияние пандемии и связанных с ней ограничений. Рассказываем, что происходило с экономикой региона и отдельных стран в 2020 году и какие результаты прогнозируются на 2021 год.

Экономика Евросоюза: динамика ВВП государств за 2020 год и прогноз на 2021 год

В 2020 году экономическая ситуация в Евросоюзе развивалась по принципу качелей: падение сменялось ростом в зависимости от эпидемической ситуации в регионе.

В марте 2020 году Евростат опубликовал отчет с поквартальной динамикой ВВП Евросоюза и еврозоны — региона из 19 стран, которые используют евро как основную валюту.

Динамика ВВП Евросоюза и еврозоны в 2020 году

ВВП Евросоюза и еврозоны: результаты по кварталам 2020 года

Если сравнивать экономику региона с докризисными показателями за такие же кварталы 2019 года, динамика ВВП Евросоюза и еврозоны окажется отрицательной.

Отношение ВВП Евросоюза и еврозоны в 2020 году к результатам 2019 года

ВВП Евросоюза и еврозоны: результаты по кварталам 2020 года в годовом соотношении с 2019 годом

Что происходило с экономикой стран с программами ВНЖ за инвестиции в 2020 году

Экономическая ситуация в разных странах развивалась неравномерно. Темпы спада и роста зависели от того, как государство поддерживало бизнес и людей в кризис. Больше всего пострадали страны, чей ВВП значительно зависит от доходов в сфере туризма.

Пять европейских стран с программами ВНЖ за инвестиции вышли на положительные показатели ВВП к концу 2020 года. Лучшие результаты за последние три месяца у Мальты, Греции и Кипра.

Для сравнения в таблице указана динамика экономических лидеров региона — Германии, Франции и Испании.

Динамика ВВП по сравнению с предыдущим кварталом

Страна 1-й квартал
2020 года
2-й квартал
2020 года
3-й квартал
2020 года
4-й квартал
2020 года
Мальта -2,4% -14,2% +8,0% +3,8%
Греция +0,4% -13,4% +3,1% +2,7%
Кипр -0,5% -13,1% +8,9% +1,4%
Испания -5,3% -17,9% +16,4% +0,4%
Германия -2% --9,7% +8,5% +0,3%
Португалия -4,0% -13,9% +13,3% +0,2%
Франция -5,9% -13,5% +18,5% -1,4%
Австрия -3,0% -10,7% +11,8% -2,7%

Рост экономики во второй половине 2020 года не компенсировал общего спада на фоне пандемии. К концу года странам не удалось выйти на докризисные показатели 2019 года и динамика осталась отрицательной.

Динамика ВВП по сравнению с таким же кварталом 2019 года

Страна 1-й квартал
2020 года
2-й квартал
2020 года
3-й квартал
2020 года
4-й квартал
2020 года
Мальта +2,1% -14,6% -8,6% -6,2%
Греция +0,1% -13,8% -10,5% -7,9%
Кипр +1,4% -12,6% -4,7% -4,5%
Испания -4,2% --21,6% -9% -9,1%
Германия -2,2% -11,3% -4% -3,6%
Португалия -2,2% -16,3% -5,7% -6,1%
Франция -5,6% --18,6% -3,7% -4,9%
Австрия -3,6% -13,6% -3,8% -5,9%

Когда вернутся докризисные показатели

Еврокомиссия прогнозирует рост экономики региона в 2021—2022 годах. Но темп восстановления зависит от трех факторов:

  • скорости вакцинации от коронавируса;
  • выполнения условий торгового соглашения с Великобританией;
  • объемов финансовой помощи странам Евросоюза.

Прогноз роста ВВП в 2021—2022 годах

Регион, страна 2021 год 2022 год
Евросоюз +3,7% +3,9%
Испания +5,6% +5,3%
Франция +5,5% +4,4%
Мальта +4,5% +5,4%
Португалия +4,1% +4,3%
Греция +3,5% +5%
Кипр +3,2% +3,1%
Германия +3,2% +3,1%
Австрия +2% +5,1%

Мальта, Португалия и Греция — наиболее привлекательные страны для инвестиций в ближайшие два года. В 2021 году экономика этих стран вырастет больше, чем в среднем по региону. А в 2022 году темпы роста ускорятся.

Эксперты-аналитики инвестиционных программ Иммигрант Инвест рекомендуют не откладывать участие в программах ВНЖ и ПМЖ на вторую половину 2021 года.

Вместе с ростом экономики вырастут цены на объекты инвестиций: недвижимость, ценные бумаги, бизнес. Пока экономика только начинает восстанавливаться, инвесторы приобретают лучшие объекты по меньшей стоимости.

ПМЖ на Мальте выдают за инвестиции от 112 000 €. Чтобы стать резидентом страны, инвестор выполняет четыре условия:

  1. Покупает или снимает жилье на острове.
  2. Платит административный сбор и правительственный взнос.
  3. Делает пожертвование в местную некоммерческую организацию.
  4. Подтверждает наличие активов на сумму от 500 000 €.

ВНЖ в Португалии получают по 1 из 8 разных опций, например за покупку недвижимости или паев в инвестфондах, открытие депозита в местном банке, открытие компании на территории Португалии. Минимальная сумма инвестиций — 250 000 €.

ВНЖ в Греции предоставляется за покупку недвижимости на сумму от 250 000 €. Участники программы приобретают жилье или объекты под коммерческое использование, снимают гостиницы и туристические апартаменты минимум на 5 лет, покупают земельные участки под строительство. Другой вариант получить греческий ВНЖ — открыть депозит в банке или купить акции местных компаний на сумму от 400 000 €.

ПМЖ на Кипре выдают инвесторам, которые покупают жилье на сумму от 300 000 €. По условиям программы покупать разрешается только новую недвижимость. Объекты разрешается сдавать в аренду.

Вид на жительство в государствах Евросоюза позволяет переехать жить в страну резидентства, вести бизнес и учиться на ее территории. Пока действует карта ВНЖ или ПМЖ, инвестор свободно путешествует по Шенгену.

Иммигрант Инвест — лицензированный агент европейских программ ВНЖ и ПМЖ. Если вы хотите стать резидентом страны — члена Евросоюза, обращайтесь за консультацией к экспертам инвестиционных программ.

Евросоюз рассматривает заявку Украины на вступление в объединение

Заявку накануне подписал президент Украины Владимир Зеленский. Он сообщил об этом после встречи украинской и российской делегаций в Белоруссии, в ходе которой обсуждались варианты урегулирования конфликтной ситуации.

О том, что время для Украины вступать в ЕС настало, в Киеве говорят не впервые.


Курс на евроинтеграцию закреплен в конституции страны еще с 2019 года, но в последнее время призывы к объединению открыть двери с украинской стороны звучат гораздо чаще.

Еще одно подобное заявление было сделано уже самим Владимиром Зеленским на экстренном заседании Совета Европы, где он попросил принять Украину в ЕС по специальной ускоренной процедуре. Его выступление состоялось 25 февраля — на следующий день после начала Россией специальной военной операции на Украине.

Откликнется ли ЕС

«Поскольку сам процесс вступления в Евросоюз — это исключительно длительная процедура, конечно, Украина не сможет стать членом ЕС ни за два дня, ни за две недели, ни даже за два месяца.


К тому же, сейчас ЕС не станет принимать Украину с ее внутренним конфликтом и конфликтом с соседями, обратил внимание член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. Он выразил уверенность, что

руководство ЕС может и будет помогать украинскому руководству во время спецоперации, но принимать ее в свой состав они не будут.

Как членство в ЕС поможет Украине

Как объяснил Богдан Безпалько, для Вооруженных сил РФ, которые сейчас проводят спецоперацию на Украине, это ровным счетом ничего не изменит, так как ЕС — это не военный союз и по большому счету даже не политический, а экономический и идеологический.

«Это союз стран, объединенных одной экономикой, свободой передвижения граждан, капитала, отсутствием внутренних границ и рядом законодательных актов. Единой армии у ЕС нет, правоохранительных органов тоже. Но у ЕС есть определенная идеология, которая носит антироссийский характер, этого отнять нельзя.

Сейчас же Украина подала эту заявку, чтобы продемонстрировать, что Запад будет всецело поддерживать ее во всех смыслах, объяснил эксперт Олег Бондаренко.


Для целей прогнозирования прежде всего следует обозначить ряд устойчивых параметров / трендов, наиболее значимых для характеристики текущего состояния системы. На втором этапе необходимо выделить наиболее значимые вариабельные факторы, интенсивность которых мы не можем однозначно предсказать. И в завершение следует определить возможные сценарии развития системы в зависимости от различного значения вариабельных факторов.

Наиболее вероятны два сценария развития ЕС в долгосрочной перспективе.

1. Разобщенный Евросоюз.

Экономический кризис разорвёт заметную долю связей внутри единого рынка ЕС. Часть стран юга и востока Евросоюза не смогут предотвратить общественно-политическую дестабилизацию, вызванную масштабными экономическими бедствиями. В части стран это приведет к власти радикальные несистемные силы. Страны-доноры (по объективным или субъективным причинам) не смогут обеспечить заметную помощь наиболее пострадавшим от экономического кризиса странам периферии. В этих условиях значительная часть последних начнет игнорировать существующие в ЕС правила бюджетной и макроэкономической дисциплины. Управление в зоне евро вернется к ситуации начала 2000-х гг. и сведется к проведению единой денежно-кредитной политики. Возможен выход нескольких стран из зоны евро.

Неспособность ЕС внести свой вклад в решение жизненно важных вопросов экономической стабилизации и посткризисного восстановления поставит крест на реализации каких-либо масштабных интеграционных проектов. В разобщенном Евросоюзе из всех базовых интеграционных достижений продолжит эффективно функционировать лишь единый рынок.

В Еврогруппе выделится группа ключевых стран в составе Германии, Франции, Бенилюкс и нескольких других. Это ядро возьмет на себя функцию выработки внешнеполитической стратегии и направлений перспективного развития ЕС. Ядро сумеет выдвинуть один или два новых масштабных интеграционных проекта, которые, вероятнее всего, будут реализовываться в формате еврозоны (плюс-минус отдельные страны). Ядро будет гораздо более толерантно к специфике внутриполитической жизни в странах периферии, но сумеет обеспечить эффективный контроль над соблюдением периферийными странами экономического законодательства ЕС.


Для целей прогнозирования прежде всего следует обозначить ряд устойчивых параметров / трендов, наиболее значимых для характеристики текущего состояния системы. На втором этапе необходимо выделить наиболее значимые вариабельные факторы, интенсивность которых мы не можем однозначно предсказать. И в завершение следует определить возможные сценарии развития системы в зависимости от различного значения вариабельных факторов.

Brexit заставляет по-новому взглянуть на тезис о циклическом характере интеграционного процесса. Раньше подобный цикл понимался как смена периодов роста и застоя, теперь же допускается, что в низшей фазе цикла может иметь место регресс. Гипотетически частичная дезинтеграция в ЕС может происходить в форме частичной декоммунитаризации отдельных политик (передачи части полномочий на национальный уровень) и/или изменения методов управления на уровне ЕС, например, возвращения к межправительственным методам принятия решений при минимизации влияния коммунитарных институтов.


В современных условиях лишь в немногих государствах — членах ЕС правительства могут позволить себе последовательную поддержку углубления интеграции по широкому кругу вопросов. Большинство лидеров, вынужденные учитывать внутриполитическую динамику и специфические национальные интересы, по отдельным вопросам готовы искать общие решения на общеевропейском уровне, а по другим — будут склонны минимизировать роль ЕС, чтобы сохранить/вернуть себе свободу рук для проведения национальной политики.

Определяющие факторы развития

Среди вариабельных факторов, которые будут определять развитие ЕС в долгосрочной перспективе следует выделить следующие.

1. Глубина и продолжительность экономического кризиса, начинающегося в 2020 г. Способность в условиях продолжительного периода экономической турбулентности обеспечить социальную справедливость и, как следствие, социальную стабильность. Отметим, что социальная политика является сферой национальной ответственности. До сих пор ЕС был способен помочь отдельным государствам-членам лишь посредством имеющихся у ЕЦБ мер стимулирования экономики и за счет ослабления требований к сбалансированности национальных бюджетов. Оба эти средства уже активно используются.

3. Либерализация рынка труда как реакция на технологические изменения (роботизация, цифровизация). Сопутствующим фактором может стать сокращение социальных гарантий. Сопротивление этим процессам в Европе велико. Однако ради повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического роста правительства многих стран ЕС независимо от своих идеологических предпочтений будут вынуждены предпринимать шаги в этом направлении. Эти тенденции могут внести свой вклад в дестабилизацию общественно-политической ситуации, а также способствовать расхождению моделей экономической политики стран ЕС.

4. Нарастание экономических различий между более развитыми (север и запад Европы) и относительно отстающими (юг и восток Европы) экономиками. Именно по последним сильнее ударит разворачивающийся экономический кризис и сокращение международной мобильности. Все реализуемые в ЕС меры не способны сократить эти различия. Но возможно ли остановить усиление этого разрыва –—вопрос открытый.

5. Увеличение экономических различий между государствами-членами может повлечь за собой дальнейший рост ценностных различий, а также усиление на востоке Евросоюза различных вариантов национал-консервативной идеологии (нелиберальной демократии). Помимо Польши и Венгрии, оппонирующие официальному Брюсселю, мягкие евроскептики могут прийти к власти в ряде других стран ЦВЕ.

6. Увеличение экономических и идеологических различий между государствами-членами способно ослабить коммунитарные институты (Комиссия, Европарламент). В этой ситуации все большее количество функций стратегического управления будет переносится в межправительственные форматы (Европейский совет, Совет министров и др.).

7. Рост экономических различий и усиление нелиберальных идеологий в ряде стран ЕС будут подталкивать к дальнейшей дифференциации государств — членов ЕС по уровню политического влияния. В межправительственных форматах внутри ЕС вырастет роль крупных западноевропейских государств.


Указанные тенденции несут существенные риски для будущего ЕС. В то же время следует иметь в виду, что все ответственные прагматичные политики в ЕС понимают — сохранение и упрочнение системообразующих проектов ЕС (единый рынок, евро, Шенген) отвечает стратегическим интересам их стран. Сложности, с которыми столкнулась Великобритания в процессе выхода из ЕС, наглядно продемонстрировали цену выхода из ЕС и цену гипотетической деградации Союза. Эта цена настолько высока, что является эффективным стимулом для политических элит государств-членов искать совместные ответы на общие вызовы.

Два сценария развития

Корректный прогноз в сфере социальных наук должен иметь вероятностный характер и предлагать альтернативные варианты развития событий. В зависимости от интенсивности указанных выше тенденций и их сочетания наиболее вероятны два сценария развития ЕС в долгосрочной перспективе.

1. Разобщенный Евросоюз.

Экономический кризис разорвёт заметную долю связей внутри единого рынка ЕС. Часть стран юга и востока Евросоюза не смогут предотвратить общественно-политическую дестабилизацию, вызванную масштабными экономическими бедствиями. В части стран это приведет к власти радикальные несистемные силы. Страны-доноры (по объективным или субъективным причинам) не смогут обеспечить заметную помощь наиболее пострадавшим от экономического кризиса странам периферии. В этих условиях значительная часть последних начнет игнорировать существующие в ЕС правила бюджетной и макроэкономической дисциплины. Управление в зоне евро вернется к ситуации начала 2000-х гг. и сведется к проведению единой денежно-кредитной политики. Возможен выход нескольких стран из зоны евро.

Неспособность ЕС внести свой вклад в решение жизненно важных вопросов экономической стабилизации и посткризисного восстановления поставит крест на реализации каких-либо масштабных интеграционных проектов. В полной мере проявится историческое разделение на Западную и Восточную Европу по базовым параметрам социально-экономического и политического развития. В странах восточной и южной части ЕС усилится влияние внеевропейских игроков: Китая, США, в меньшей степени — России. Это ослабит ОВПБ ЕС. Ряд общих экономических политик Евросоюза будут де факто в значительной степени ренационализированы.

В разобщенном Евросоюзе из всех базовых интеграционных достижений продолжит эффективно функционировать лишь единый рынок.



Для целей прогнозирования прежде всего следует обозначить ряд устойчивых параметров / трендов, наиболее значимых для характеристики текущего состояния системы. На втором этапе необходимо выделить наиболее значимые вариабельные факторы, интенсивность которых мы не можем однозначно предсказать. И в завершение следует определить возможные сценарии развития системы в зависимости от различного значения вариабельных факторов.

Наиболее вероятны два сценария развития ЕС в долгосрочной перспективе.

1. Разобщенный Евросоюз.

Экономический кризис разорвёт заметную долю связей внутри единого рынка ЕС. Часть стран юга и востока Евросоюза не смогут предотвратить общественно-политическую дестабилизацию, вызванную масштабными экономическими бедствиями. В части стран это приведет к власти радикальные несистемные силы. Страны-доноры (по объективным или субъективным причинам) не смогут обеспечить заметную помощь наиболее пострадавшим от экономического кризиса странам периферии. В этих условиях значительная часть последних начнет игнорировать существующие в ЕС правила бюджетной и макроэкономической дисциплины. Управление в зоне евро вернется к ситуации начала 2000-х гг. и сведется к проведению единой денежно-кредитной политики. Возможен выход нескольких стран из зоны евро.

Неспособность ЕС внести свой вклад в решение жизненно важных вопросов экономической стабилизации и посткризисного восстановления поставит крест на реализации каких-либо масштабных интеграционных проектов. В разобщенном Евросоюзе из всех базовых интеграционных достижений продолжит эффективно функционировать лишь единый рынок.

В Еврогруппе выделится группа ключевых стран в составе Германии, Франции, Бенилюкс и нескольких других. Это ядро возьмет на себя функцию выработки внешнеполитической стратегии и направлений перспективного развития ЕС. Ядро сумеет выдвинуть один или два новых масштабных интеграционных проекта, которые, вероятнее всего, будут реализовываться в формате еврозоны (плюс-минус отдельные страны). Ядро будет гораздо более толерантно к специфике внутриполитической жизни в странах периферии, но сумеет обеспечить эффективный контроль над соблюдением периферийными странами экономического законодательства ЕС.


Для целей прогнозирования прежде всего следует обозначить ряд устойчивых параметров / трендов, наиболее значимых для характеристики текущего состояния системы. На втором этапе необходимо выделить наиболее значимые вариабельные факторы, интенсивность которых мы не можем однозначно предсказать. И в завершение следует определить возможные сценарии развития системы в зависимости от различного значения вариабельных факторов.

Brexit заставляет по-новому взглянуть на тезис о циклическом характере интеграционного процесса. Раньше подобный цикл понимался как смена периодов роста и застоя, теперь же допускается, что в низшей фазе цикла может иметь место регресс. Гипотетически частичная дезинтеграция в ЕС может происходить в форме частичной декоммунитаризации отдельных политик (передачи части полномочий на национальный уровень) и/или изменения методов управления на уровне ЕС, например, возвращения к межправительственным методам принятия решений при минимизации влияния коммунитарных институтов.


В современных условиях лишь в немногих государствах — членах ЕС правительства могут позволить себе последовательную поддержку углубления интеграции по широкому кругу вопросов. Большинство лидеров, вынужденные учитывать внутриполитическую динамику и специфические национальные интересы, по отдельным вопросам готовы искать общие решения на общеевропейском уровне, а по другим — будут склонны минимизировать роль ЕС, чтобы сохранить/вернуть себе свободу рук для проведения национальной политики.

Определяющие факторы развития

Среди вариабельных факторов, которые будут определять развитие ЕС в долгосрочной перспективе следует выделить следующие.

1. Глубина и продолжительность экономического кризиса, начинающегося в 2020 г. Способность в условиях продолжительного периода экономической турбулентности обеспечить социальную справедливость и, как следствие, социальную стабильность. Отметим, что социальная политика является сферой национальной ответственности. До сих пор ЕС был способен помочь отдельным государствам-членам лишь посредством имеющихся у ЕЦБ мер стимулирования экономики и за счет ослабления требований к сбалансированности национальных бюджетов. Оба эти средства уже активно используются.

3. Либерализация рынка труда как реакция на технологические изменения (роботизация, цифровизация). Сопутствующим фактором может стать сокращение социальных гарантий. Сопротивление этим процессам в Европе велико. Однако ради повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического роста правительства многих стран ЕС независимо от своих идеологических предпочтений будут вынуждены предпринимать шаги в этом направлении. Эти тенденции могут внести свой вклад в дестабилизацию общественно-политической ситуации, а также способствовать расхождению моделей экономической политики стран ЕС.

4. Нарастание экономических различий между более развитыми (север и запад Европы) и относительно отстающими (юг и восток Европы) экономиками. Именно по последним сильнее ударит разворачивающийся экономический кризис и сокращение международной мобильности. Все реализуемые в ЕС меры не способны сократить эти различия. Но возможно ли остановить усиление этого разрыва –—вопрос открытый.

5. Увеличение экономических различий между государствами-членами может повлечь за собой дальнейший рост ценностных различий, а также усиление на востоке Евросоюза различных вариантов национал-консервативной идеологии (нелиберальной демократии). Помимо Польши и Венгрии, оппонирующие официальному Брюсселю, мягкие евроскептики могут прийти к власти в ряде других стран ЦВЕ.

6. Увеличение экономических и идеологических различий между государствами-членами способно ослабить коммунитарные институты (Комиссия, Европарламент). В этой ситуации все большее количество функций стратегического управления будет переносится в межправительственные форматы (Европейский совет, Совет министров и др.).

7. Рост экономических различий и усиление нелиберальных идеологий в ряде стран ЕС будут подталкивать к дальнейшей дифференциации государств — членов ЕС по уровню политического влияния. В межправительственных форматах внутри ЕС вырастет роль крупных западноевропейских государств.


Указанные тенденции несут существенные риски для будущего ЕС. В то же время следует иметь в виду, что все ответственные прагматичные политики в ЕС понимают — сохранение и упрочнение системообразующих проектов ЕС (единый рынок, евро, Шенген) отвечает стратегическим интересам их стран. Сложности, с которыми столкнулась Великобритания в процессе выхода из ЕС, наглядно продемонстрировали цену выхода из ЕС и цену гипотетической деградации Союза. Эта цена настолько высока, что является эффективным стимулом для политических элит государств-членов искать совместные ответы на общие вызовы.

Два сценария развития

Корректный прогноз в сфере социальных наук должен иметь вероятностный характер и предлагать альтернативные варианты развития событий. В зависимости от интенсивности указанных выше тенденций и их сочетания наиболее вероятны два сценария развития ЕС в долгосрочной перспективе.

1. Разобщенный Евросоюз.

Экономический кризис разорвёт заметную долю связей внутри единого рынка ЕС. Часть стран юга и востока Евросоюза не смогут предотвратить общественно-политическую дестабилизацию, вызванную масштабными экономическими бедствиями. В части стран это приведет к власти радикальные несистемные силы. Страны-доноры (по объективным или субъективным причинам) не смогут обеспечить заметную помощь наиболее пострадавшим от экономического кризиса странам периферии. В этих условиях значительная часть последних начнет игнорировать существующие в ЕС правила бюджетной и макроэкономической дисциплины. Управление в зоне евро вернется к ситуации начала 2000-х гг. и сведется к проведению единой денежно-кредитной политики. Возможен выход нескольких стран из зоны евро.

Неспособность ЕС внести свой вклад в решение жизненно важных вопросов экономической стабилизации и посткризисного восстановления поставит крест на реализации каких-либо масштабных интеграционных проектов. В полной мере проявится историческое разделение на Западную и Восточную Европу по базовым параметрам социально-экономического и политического развития. В странах восточной и южной части ЕС усилится влияние внеевропейских игроков: Китая, США, в меньшей степени — России. Это ослабит ОВПБ ЕС. Ряд общих экономических политик Евросоюза будут де факто в значительной степени ренационализированы.

В разобщенном Евросоюзе из всех базовых интеграционных достижений продолжит эффективно функционировать лишь единый рынок.


Читайте также: