Законодательные основы образования доклад

Обновлено: 18.05.2024

Об образовании в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;

4) уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности;

5) образовательный ценз - уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности;

6) академическая степень - характеристика уровня высшего образования в определенной области профессиональной деятельности;

7) квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

8) федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки;

9) образовательный стандарт - локальный нормативный акт, определяющий требования к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

10) образовательная программа - утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и (или) направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся;

11) примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

12) общее образование - вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

13) профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

14) профессиональное обучение - вид образования, направленный на приобретение обучающимися опыта деятельности, знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых (служебных) функций (определенного вида трудовой (служебной) деятельности (профессии)), который не сопровождается повышением уровня образования;

15) дополнительное образование - вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования;

16) обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и осваивающее образовательную программу либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования;

17) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся, имеющий недостатки физического и (или) психического развития, требующий для получения образования обеспечения специальных условий, отнесенный психолого-медико-педагогической комиссией к указанной категории;

18) образовательная деятельность - деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

19) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность;

20) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности);

21) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

22) педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса;

23) учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и стажировок, предусмотренных образовательной программой, трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

24) образовательный процесс - процесс реализации образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем, либо в форме семейного образования или самообразования;

25) практика (учебная, производственная и преддипломная) - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

26) профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

27) профильное обучение - организация образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы основного общего, среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной общеобразовательной программы;

28) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;

29) средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

30) трудоемкость обучения - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени и (или) сложности достижения учебного результата, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

31) аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля и образовательной программы;

32) качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

33) участники отношений в сфере образования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники и их представители, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, работодатели и их объединения;

34) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося.

35) присмотр и уход за детьми - совокупность услуг, направленных на организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также на организацию режима дня.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности сферы образования;

2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

7) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;

11) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Статья 4. Цели и задачи законодательства Российской Федерации об образовании

1. Целями законодательства Российской Федерации об образовании являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в образовании, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

2. Основными задачами законодательства Российской Федерации об образовании являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) правовое регулирование отношений в сфере образования, определение правового положения их участников;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации об образовании

1. Законодательство Российской Федерации об образовании основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты в сфере образования.

2. Законодательство Российской Федерации об образовании регулирует отношения в сфере образования, включающие:

1) общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения);

2) общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

3. По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

4. Органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования, содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий гражданам по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В Российской Федерации в системе образования занято более 4 млн человек. На содержание этой системы обществом, государ­ством направляются значительные ресурсы, в основном — это бюд­жетные средства, т.е. средства налогоплательщиков. В связи с этим естественно, что проблемы сферы образования так или иначе зат­рагивают практически всех членов нашего общества. Система образования Российской Федерации, как и любая дру­гая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в оп­ределенных нормативно-правовых рамках.

Законодательные осно­вы функционирования системы образования составляют следующие документы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции РФ (статья 15). Конституцией РФ ус­тановлены общие принципы государственной политики в сфере об­разования.

В частности, статьи 43 провозглашает следующее:

1. Каждый имеет право па образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном обра­зовательном учреждении и на предприятии.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государ­ственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Все отношения в образовании строятся на основе этих положе­ний Конституции РФ. В повседневной жизни об этом часто забы­вают.

Поэтому важно запомнить следующее:

1) Гражданин РФ вне зависимости от своего пола, расы, нацио­нальности, возраста, религиозных убеждений, социального проис­хождения должен иметь возможность реализовать свое право на об­разование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия.

2) В России должно предоставляться бесплатно дошкольное, ос­новное общее и среднее профессиональное образование. Общедос­тупность и бесплатность дошкольного, основного общего и средне­го профессионального образования обеспечиваются государством путем создания сети государственных и муниципальных образова­тельных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Субъектам РФ также вменено финансовое подкрепление госу­дарственных гарантий доступности, бесплатности и обязательнос­ти среднего образования путем выделения субвенций местным бюд­жетам. Здесь имеется в виду право соответствующих органов уста­навливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные льготы и нормы материально-техни­ческого обеспечения учащихся и педагогических работников.

3) Следует помнить, что обязательность общего среднего обра­зования обеспечивается не только государством, но и родителями. Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители обя­заны обеспечить получение детьми основного общего образования. С учетом мнения детей они имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основ­ного общего образования [9]. К сожалению, в настоящее время эти взаимные обязательства государства и родителей нередко по раз­личным субъективным и объективным причинам не выполняются.

4) Государство берет на себя обеспечение граждан определен­ным уровнем образования. Остальные уровни образования им толь­ко поддерживаются. Высшее образование гражданином РФ может быть получено на конкурсной основе. В сфере профессионального образования бесплатными являются места, обучение на которых обеспечено государством из государственного бюджета, т.е. бюджет­ные места. Кроме того, как исключение сохраняется поступление вне конкурса (дети-сироты, наличие золотой медали и т. п.).

Для характеристики системы образования важны следующие положения:

- установлен единый подход к образовательному учреждению как к юридическому лицу;

- введена классификация организаций, осуществляющих дея­тельность в сфере образования;

- установлены пределы компетенции органов управления обра­зованием по уровням управления;

Гражданский кодекс Российской Федерации (редакция 2006 г.) яв­ляется главным документом, определяющим правовое положение нсех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство регулирует от­ношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В настоящее время Кодекс состоит из трех частей. С 1 января 2008 г. планируется ввести в действие часть 4 Гражданско­го кодекса РФ, посвященную интеллектуальной собственности.

Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституцион­ными законами осуществляется трудовым законодательством и ины­ми нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудо­вого права.

Трудовой кодекс РФ, принятый в декабре 2001 г., устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, созда­ния благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работ­ников и работодателей. За прошедший период в действующий Тру­довой кодекс РФ вносились различные поправки и дополнения. В настоящее время Кодекс действует в редакции от 9 мая 2005 года.

Основными задачами трудового законодательства являются со­здание необходимых правовых условий, в том числе и в сфере обра­зования, для достижения оптимального согласования интересов сто­рон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отноше­ний по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и по­вышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональ­ных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением тру­дового законодательства; разрешению трудовых споров (статья 1).

Трудовой кодекс РФ отдельно рассматривает особенности ре­гулирования труда педагогических работников (глава 52), где отме­чены продолжительность рабочего времени и отпуска педагогичес­ких работников, основания прекращения трудового договора.

Деятельность государственных и муниципальных образователь­ных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

- типовыми положениями об образовательных учреждениях со­ответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством Рос­сийской Федерации. Для негосударственных образовательных уч­реждений типовые положения об образовательных учреждениях вы­полняют функции примерных;

- устав образовательного учреждения, разрабатываемый на ос­нове типового положения;

- другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного уч­реждения и решения экономических проблем в сфере образования (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т. п.).

Вся совокупность действующих законодательных и норма­тивных актов определяет условия функционирования образова­ния. И их, безусловно, необходимо знать руководителю образо­вательного учреждения и учитывать в своей практической дея­тельности.

В РФ в системе образования занято более 4 млн. человек. На содержание системы образования обществом, государством направляются значительные ресурсы, в основном – это бюджетные средства, т.е средства налогоплательщиков. В связи с этим естественно, что проблемы сферы образования, так или иначе, затрагивают практически всех членов нашего общества.

Система образования РФ, как и любая другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных нармативно-правовых рамках. Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие документы:

- Гражданский кодекс РФ;

- Трудовой кодекс РФ.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г., имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории России.(3) Законы и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции (ст.15). Конституцией РФ установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43 провозглашает:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Все отношения в образовании строятся на основе этих положений Конституции. В повседневной жизни об этом часто забывают. Поэтому важно запомнить следующее:

1. Гражданин РФ вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения должен иметь возможность реализовать свое право на образование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия.

2. В России должно предоставляться бесплатно дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образовании. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечиваются государством путем создания сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Субъектам РФ также вменено финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется ввиду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников.

3. Следует помнить, что обязательность общего среднего образования обеспечивается не только государством, но и родителями. Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. С учетом мнения детей они имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей для получения детьми основного общего образования.(9) К сожалению, в настоящее время эти взаимные обязательства государства и родителей нередко по различным субъективным и объективным причинам не выполняются.

4. Государство берет на себя обеспечение для всех граждан определенного уровня образования. Остальные уровни образования им только поддерживаются. Высшее образование гражданином РФ может быть получено на конкурсной основе. В сфере профессионального образования бесплатными являются места, обучение на которых обеспечено государством из государственного бюджета, т.е бюджетные места. Кроме того, сохраняются как исключение поступление вне конкурса (дети-сироты, наличие золотой медали и т.п.).

Для характеристики системы образования важны следующие положения:

- установлен единый подход к образовательному учреждению как к юридическому лицу;

- введена классификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

- установлены пределы компетенции органов управления образования по уровням управления;

Гражданский кодекс РФ является главным документом, определяющим правовое положение всех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В настоящее время кодекс состоит из 3 частей, применяемых редакции 2006 г. С 1.01.2008 г. планируется ввести в действие часть 4 Гражданского Кодекса, посвященную интеллектуальной собственности.

Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001 года, устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. За прошедший период в действующий Трудовой кодекс вносились различные поправки и дополнения. В настоящее время кодекс действует в редакции от 09.05.2005 г. (10)

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий, в том числе и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; разрешению трудовых споров(ст. 1).

Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (глава 52), где отмечено следующее: продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

- типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующий типов и видов, утверждаемые Правительством РФ (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.). Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функции примерных;

- устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения;

- другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения и решения экономических проблем в сфере образования (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.).

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо знать руководителю образовательного учреждения и учитывать в своей практической деятельности.

- взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. (2).

Госстандарты устанавливают обязательный минимум содержания основных программ, минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников независимо от форм получения образования. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты (ст.7). (2)

2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

3. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

4. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.

5. Учреждения дополнительного образования детей.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Каждый представленный тип образовательного учреждения включает в себя несколько видов. Виды образовательных учреждений закреплены в соответствующих типовых положениях. Например, виды дошкольных учреждений: ясли, детский сад, центр развития ребенка, ДОУ комбинированного вида, ДОУ компенсирующего вида. К видам общеобразовательных учреждений относят: общеобразовательная средняя школа, начальная средняя школа, гимназия, лицей и др. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии представлены учреждениями с I по VIII вид для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.

Образовательные учреждения по организационно-правовой форме могут быть государственными (федерального подчинения или находится в ведении региональных органов управления образования), муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Действие законодательства РФ в области образования распространяется

На все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (ст.12).

Составным элементом системы являются также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации .По мнению отдельных исследователей . органы управления образованием не должны входить в понятие системы образования , они часть системы государственного управления образованием , т.е. внешней по отношению к объекту управления (образованию )системы .Поэтому нелогичным с общесистемных позиций является включение субъекта управления в его объект .Более корректным и правильным было бы упоминание о системе управления образованием, куда и будут входить уже названные элементы в качестве объектов управления , а органы государственного управления образованием , как и само государство , в качестве главного субъекта государственного управления .

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явилась серия договоров между Министерством образования и науки и субъектами РФ. Делегирование полномочии и ответственности на региональный уровень предполагает четкое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемой на определенный орган управления ответственностью и теми материально –финансовыми ресурсами . которыми он располагает . В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования .Однако Министерство образования и науки все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функции между основными действующими лицами :Российской Федерацией , субъектами РФ , местными органами самоуправления и учебными заведениями .

Организационная структура управления образованием РФ сегодня

Уровень управления Орган управления примечание
Федеральный Министерство образования и науки
Региональный Органы субъектов РФ Возможные структуры : Департамент образования при Правительстве области ,края ,республики ; Управление образования; Министерство образования Республики.
Муниципальный Муниципальный Возможные структуры : Городской (поселковый,сельскии и т.д.)комитет образования ; Управление образования при администрации города.

Субъекты РФ несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы . Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти , за исключением того . что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения (ст .29).

Субъектам федерации вменено так же финансовое подкрепление государственных гарантий доступности , бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам .Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников . Региональный уровень управления ответственен также за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов .

Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления месной системой образования (ст.31).

Следует отметить , что при всех своих недостатках определение системы образования дано законадательно и им можно пользоваться .На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую , многоаспектную систему , характеризуемую слейдущими показателями :

•Установлено шесть образовательных уровней (цензов ), а также уровней образовательных программ (основные и дополнительные ), в том числе 4 подуровня общеобразовательных программ и 4 – профессиональных;

• Законодательно закреплены 7 типов образовательных систем , 13 видов общеобразовательных учреждении, 3 вида высших учебных заведении;

• В системе образования закреплено несколько сотен направлении начального, среднего профессионального образования , несколько десятков направлении и более 300 специальностей высшего профессионального образования .

У каждого образовательного учреждения любого типа , вида ,организационно-правовой формы есть учредитель , т.е. физическое или юридическое лицо ,учредившее(создавшее) данное учреждение .

1. Органы государственной власти , органы местного самоуправления ;

2. Отечественные и иностранные организации всех форм собственности , их объединения (ассоциации и союзы );

4. Отечественные и иностранные общественные и частные фонды ;

5. Граждане Российской Федерации и иностранные граждане .

По существу , учредителем образовательного учреждения может быть любой , кто пожелает взять на себя эту ответственность и весь груз проблем .

Каждый уровень управления системой образования отставлен за определенный уровень образования .В настоящие время существует следующее распределение :

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образования или органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам .

Для негосударственных образовательных учреждении допускается совместное учредительство .

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов , реализующих военные профессиональные образовательные программы . может быть только Правительство Российской Федерации .

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важной особенностью образования является то обстоятельство , что отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором , заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации .Этот договор определяет их взаимные обязательства , права и обязанности по отношению друг к другу .порядок рассмотрения и решения спорных вопросов .

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Законодательные основы функционирования системы образования Российской Федера.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Законодательные основы функционирования системы образования Российской Федера.

Законодательные основы функционирования системы образования Российской Федерации

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г., имеет высшую юридическую силу и п.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г., имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории России. В частности, ст. 43 провозглашает следующее: 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего специального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях. 3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования 4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Гражданин России вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возрас.

Гражданин России вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения имеет возможность реализовать своё право на образование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путём создания сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Семейный кодекс РФ Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители.

Семейный кодекс РФ Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. С учётом мнения детей они имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей.

Для характеристики системы образования важны следующие положения данного зако.

Гражданский кодекс РФ Гражданский кодекс Российской Федерации яв­ляется главн.

Трудовой кодекс РФ Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., уст.

Трудовой кодекс РФ Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей.

Основные задачи трудового законодательства: 1.создание необходимых трудовых у.

Основные задачи трудового законодательства: 1.создание необходимых трудовых условий, в том числе и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, 2. а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнёрству, ведению трудовых переговоров, заключению трудовых договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства.

Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педаго.

Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52), где отмечено следующее право: право на занятие педагогической деятельностью, продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора.

Законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образовани.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регул.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами: ● типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.).

Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения вып.

Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию примерных ● устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения.

Другие нормативные документы Другие нормативные документы, устанавливающие по.

Другие нормативные документы Другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения, в том числе финансово-хозяйственной (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.)

Читайте также: