Эволюция статуса президента ссср рсфср рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " 1 Тема 9 Президент Российской Федерации (4 час.)." — Транскрипт:

1 1 Тема 9 Президент Российской Федерации (4 час.)

6 6 Место Президента РФ в системе государственной власти Итак: с одной стороны, глава государства находится внутри системы разделения властей, с другой, – возвышается над всеми ветвями власти. ПРОТИВОРЕЧИЕ, свойственное президентской и, особенно, полупрезидентской модели!

7 7 Место Президента РФ в системе государственной власти Сгладить противоречие можно только благодаря тщательно выверенной системе сдержек и противовесов.

8 8 Компетенция (функции и полномочия) Президента РФ Основные задачи Президента (ст.80 Конституции РФ): 1) 1) гарантирование (обеспечение) Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина – обязанность не допускать массового и/или грубого несоблюдения Конституции, прежде всего, в области прав личности; 2) 2) принятие мер по охране суверенитета России и её независимости, государственной целостности Российской Федерации – обеспечение безопасности России как от угроз извне, так и от покушений на целостность Российской Федерации изнутри; 3) 3) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти – осуществление высшего политического арбитража с целью предотвращения конфликтов между разными публично-властными институтами во избежание конституционных кризисов и тупиков, а также принятие мер по выводу из них; 4) 4) представительство Российской Федерации внутри страны – олицетворение федеральной государственной власти, прежде всего, при взаимоотношениях с руководителями органов власти субъектов РФ; 5) 5) представительство России в международных отношениях – выступление от имени страны при государственных визитах, на международных переговорах, в международных организациях и т.п.; 6) 6) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства – обрисовка перспектив развития страны, руководство текущей политикой и коррекция её.

9 9 Онтологическое противоречие, свойственное институту главы государства, в нашей конструкции усиливается Президент России обязывается играть две роли: 1) хранителя государственности 2) активного политического актора

10 10 Полномочия, предоставляемые Президенту РФ для выполнения его задач Гарантирование (обеспечение) Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина: представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение судей других федеральных судов; назначение судей других федеральных судов; представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ и внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ и внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; подписание и обнародование федеральных законов; подписание и обнародование федеральных законов; право приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России до решения этого вопроса соответствующим судом; право приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России до решения этого вопроса соответствующим судом; право введения на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения (при определённых обстоятельствах); право введения на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения (при определённых обстоятельствах); право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ

12 12 Полномочия, предоставляемые Президенту РФ для выполнения его задач Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти: использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ с правом передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения согласованного решения; использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ с правом передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения согласованного решения; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ; назначение выборов Государственной Думы; назначение выборов Государственной Думы; роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначение референдума; назначение референдума; внесение законопроектов в Государственную Думу; внесение законопроектов в Государственную Думу; дача поручения Правительству РФ в случае его отставки или сложения полномочий действовать до сформирования нового Правительства дача поручения Правительству РФ в случае его отставки или сложения полномочий действовать до сформирования нового Правительства

13 13 Полномочия, предоставляемые Президенту РФ для выполнения его задач Представительство Российской Федерации внутри страны: решение вопросов гражданства Российской Федерации; решение вопросов гражданства Российской Федерации; решение вопросов о предоставлении политического убежища; решение вопросов о предоставлении политического убежища; награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий Российской Федерации; осуществление помилования осуществление помилования

14 14 Полномочия, предоставляемые Президенту РФ для выполнения его задач Представительство России в международных отношениях: ведение переговоров и подписание международных договоров России; ведение переговоров и подписание международных договоров России; подписание ратификационных грамот; подписание ратификационных грамот; принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при Президенте РФ дипломатических представителей принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при Президенте РФ дипломатических представителей

15 15 Полномочия, предоставляемые Президенту РФ для выполнения его задач Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства: обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; перерыв право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и постановка перед Государственной Думой вопроса об освобождении от должности Председателя Центробанка; назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (по предложению Председателя Правительства РФ); принятие или отклонение заявления Правительства РФ об отставке; решение вопроса об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы в случае повторного (в течение трёх месяцев) выражения Думой недоверия Правительству РФ; решение вопроса об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы в случае её отказа в доверии Правительству, вопрос о котором поставлен самим Правительством РФ

24 24 Три правовых ограничения властной экспансии Президента 1. 1.Соответствие полномочий главы государства его конституционно установленным функциям и общим полномочиям. 2.Компетенция иных органов государственной власти, прежде всего, парламента, Правительства (и федеральных органов исполнительной власти), органов суда, а также прокуратуры. 3.Компетенция субъектов Федерации и местных сообществ.

25 25 ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТИ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕ РАБОТАЮТ? *** Потому что Президент РФ институционально доминирует!

26 26 Основная причина доминирующего положения Президента РФ в политической системе: отсутствие или формальный характер сдержек и противовесов властным прерогативам Президента со стороны Парламента и Правительства

29 29 Следствия доминирования Президента РФ парламентские выборы становятся бессмысленными парламентские выборы становятся бессмысленными исчезает политическая конкуренция исчезает политическая конкуренция разлагается партийная система разлагается партийная система бюрократия становится неподконтрольной бюрократия становится неподконтрольной растет коррупция и иные злоупотребления растет коррупция и иные злоупотребления определение национальных интересов и приоритетов становится слишком субъективным определение национальных интересов и приоритетов становится слишком субъективным растет гражданская апатия растет гражданская апатия

30 30 Выход? Противоречие может быть разрешено, а негативные проявления институционального доминирования нейтрализованы только при принятии модели главы государства как хранителя (гаранта) конституционной государственности и высшего политического арбитра

34 34 Выдвижение кандидатов в Президенты РФ (ФЗ о выборах Президента РФ 2003 г.) Выдвигаются: Политическими партиями – нельзя члена иной партии Политическими партиями – нельзя члена иной партии В порядке самовыдвижения - при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей не менее 500 граждан РФ В порядке самовыдвижения - при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей не менее 500 граждан РФ До 2005 г. – избирательными блоками До 2005 г. – избирательными блоками Сбор подписей При самовыдвижении - не менее двух миллионов подписей избирателей При самовыдвижении - не менее двух миллионов подписей избирателей Политическая партия в поддержку своего кандидата - не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей Политическая партия в поддержку своего кандидата - не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей Есть фавориты: политическая партия, проведшая своих депутатов в Госдуму, не собирает подписи. Есть фавориты: политическая партия, проведшая своих депутатов в Госдуму, не собирает подписи.

35 35 Вступление в должность Момент, когда прекращает исполнение полномочий предыдущий Президент РФ Момент, когда прекращает исполнение полномочий предыдущий Президент РФ Торжественная обстановка Торжественная обстановка Присутствие членов СФ, депутатов ГД и судей КС РФ Присутствие членов СФ, депутатов ГД и судей КС РФ Принесение присяги Принесение присяги

38 38 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ 1. Отставка – только добровольно 2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия – нет оснований и процедуры 3. Отрешение от должности 4. Выход из российского гражданства 5. Смерть

40 40 Акты Президента РФ Указы Указы Распоряжения Распоряжения+ Приказы Главковерха ПорученияПисьма Обращения и т.п.

41 41 Администрация Президента РФ Правовой статус – государственный орган Правовые основы: Конституция РФ Конституция РФ Положение об Администрации Президента РФ Положение об Администрации Президента РФ

Пост Президента РСФСР был учрежден в результате всероссийского референдума 17 марта 1991 г. В этот день на территории России проходило два референдума:

1. Всесоюзный, на котором стоял вопрос о сохранении СССР

2. Всероссийский – о введении поста Президента РСФСР.

Еще в марте 1990 г. был введен пост Президента СССР, после чего в союзных республиках был введен такой же пост.

14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «О введении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР.

Согласно изменениям (ст. 127) главой государства объявлялся Президент СССР. Им мог быть избран гражданин, не моложе 35 и не старше 65 лет. Избирался не более чем на 2 срока подряд путем всеобщего голосования.

Однако первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев согласно Закону был избран Съездом народных депутатов фактически на безальтернативной основе.

Институт президентства РСФСР – России условно можно разбить на 3 периода:

I - март 1991 г. – сентябрь 1993 г - учреждение поста Президента РФ

II - сентябрь - декабрь 1993 г. - утверждение института президентства, начало конституционной реформы

III - 12 декабря 1993 г. – по настоящее время – утверждение современного статуса Президента РФ

24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов внес изменения и дополнения в Конституцию РСФСР.

Согласно законодательным новеллам, Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Была предусмотрена должность вице-президента РФ.

Не мог быть народным депутатом и на время полномочий приостанавливал членство в партиях и общественных объединениях. Обладал широкими полномочиями: правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы, налагать на них вето.

Не реже одного раза в год представлял Съезду народных депутатов доклады о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, мог обращаться с посланиями к народу, Съезду и Верховному Совету. По его предложению созывались внеочередные заседания последних.

За ним закреплялись широкие полномочия в отношении Правительства: назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, остальных его членов – самостоятельно. Руководил работой Правительства, принимал его отставку с согласия Верховного Совета. Согласно Конституции – Правительство – орган исполнительной власти, подотчетный Президенту.

Президент определял основные направления внутренней и внешней политики, формировал и возглавлял Совет Безопасности, мог объявлять чрезвычайное положение, вел переговоры и подписывал договоры.

Традиционно он решал вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения званий и чинов, правом помилования.

Ряд норм Конституции и Закона о Президента содержали положения, устанавливающие контроль и влияние над его деятельностью со стороны Съезда и Верховного Совета: Съезд мог потребовать внеочередного доклада; Съезд и Верховный совет могли отменить указы Президента в случаи их противоречия их решениям, Конституции и законам на основании заключения Конституционного Суда РФ.

Президент не мог приостанавливать деятельность и распускать Съезд и Верховный совет, изменять национально-государственное устройство РСФСР, распускать законно избранные органы гос.власти.

Конституция предусматривала отрешение от должности в случае нарушения им Конституции, законов, присяги. Решение принималось съездом на основании заключения Конституционного Суда.

Кандидатуру могли выдвигать: республиканские политические партии, профсоюзы, массовые общественно-полит. движения, трудовые коллективы, собрания граждан. Кандидатуру должно было поддержать не менее 100 тыс. граждан и 1/5 народных депутатов (через тайное голосование Съезда либо сбор подписей народных депутатов).

Одновременно с Президентом выдвигался кандидат на пост вице-президента.

Было выдвинуто 6 кандидатов. Победу в 1 туре одержал Б.Ельцин. Вице-президентом был избран А.Руцкой.

Становление института президентуры было связано с рядом серьезных обстоятельств:

Развал СССР, коренные политические и социально-экономические реформы, ухудшение экономического и материального состояния граждан. Между президентам (радикальные реформы) и парламентом (мягкая политика) возникли серьезные разногласия выхода страны из сложившегося кризиса.

Аппарат исполнительной власти формируется как часть под руководством Правительства или непосредственного руководства Президента. – функционирует две сходные системы, идет дублирование и пересечение полномочий.

С января 1992 г. объявляется либерализация цен – формируется рыночная экономика и резко ухудшается состояние миллионов граждан. Усиливается конфронтация Съезда, ВС и Президента РФ.

Экономические шаги президента, санкционированные депутатами, своими результатами становятся неожиданными для последних.

Длительное время Президент не представляет на пост Председателя Правительства кандидата в ВС, однако самостоятельно назначает временно исполняющим Е.Гайдара (15 июня 1992 г.).

VII Съезд лишает Президента особых полномочий и вынуждает представить кандидатуру председателя правительства. В Конституцию РФ вносятся ряд изменений, ограничивающих ряд полномочий Президента РФ по кадровым вопросам. Однако он становится Верховным главнокомандующим, его указы должны соответствовать Конституции и законам. В целом он лишается ряда серьезных руководящих позиций, усиливается парламентский контроль.

Избирательные президентские кампании:

12 июня 1991 года– на 5 лет (по Конституции 1978 г. с изменениями) (Ельцин). Избирался вместе с вице-президентом

16 июня — 3 июля 1996 года –на 4 г. (по Конституции 1993 г.) в 2 тура (Ельцин)

26 марта 2000 года (Путин) –после досрочного прекращения полномочий Ельцина

Борис Ельцин и Михаил Горбачев Дмитрий Соколов/Фотохроника ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 апреля 2016 г. исполняется 25 лет со дня учреждения Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) должности президента страны.

История учреждения поста

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов был избран президентом СССР.

Михаил Горбачев: последний из СССР

12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Основного закона) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Соответствующее голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными были признаны 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеней (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали проведение референдума.

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г.

Полномочия президента в 1991 года

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава республики. Согласно ст. 104 Конституции, высшим органом власти в России являлся Съезд народных депутатов РСФСР. К его исключительному ведению относились определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание Конституционного суда РСФСР. Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного Совета. Не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей.

Борис Ельцин глазами современников: высказывания политиков о первом президенте России

25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного Совета была переименована в Российскую Федерацию, президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г VII Съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный Совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но и также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ. В ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти, также были внесены изменения. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Также депутаты отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему осенью 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ выпустил указ номер 1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД, занявших сторону президента Ельцина. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей, по данным ЦИК, были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. "Против" высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено даже в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст.80 Основного закона президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе органов госвласти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Становление поста президента в РСФСР. 1 Причины введения поста президента в. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Становление поста президента в РСФСР. 1 Причины введения поста президента в России. Работу выполнил: студент ГМб 1601-03-00 Жилина Анастасия Преподаватель: Плотникова Галина Николаевна

Становление поста президента в РСФСР. Пост Президента РСФСР был учрежден в результате всероссийского референдума 17 марта 1991 г. В этот день на территории России проходило два референдума: 1. Всесоюзный, на котором стоял вопрос о сохранении СССР 2. Всероссийский – о введении поста Президента РСФСР. Еще в марте 1990 г. был введен пост Президента СССР, после чего в союзных республиках был введен такой же пост. 14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «О введении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР. Согласно изменениям (ст. 127) главой государства объявлялся Президент СССР. Им мог быть избран гражданин, не моложе 35 и не старше 65 лет. Избирался не более чем на 2 срока подряд путем всеобщего голосования. Однако избрание первого Президента СССР (оказавшегося в силу факта распада СССР в 1991 г. и последним) Закон предусмотрел на Съезде народных депутатов СССР. Надо было получить больше половины голосов от общего числа (2250) народных депутатов СССР. Если никто не побеждал, полагалось провести повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранный Президент приносил присягу.

Становление поста президента в РСФСР. Президентом СССР был избран М. С. Горбачев практически на безальтернативной основе; хотя один из народных депутатов СССР и выдвинул свою кандидатуру — чтобы, по его пояснению, была какая-то конкуренция, всерьез он не мог состязаться с М. С. Горбачевым. В качестве кандидатов, помимо Горбачёва, были выдвинуты Н. И. Рыжков и В. В. Бакатин, снявшие свои кандидатуры. Всенародные выборы Президента СССР не проводились.

Становление поста президента в РСФСР. Президент не мог быть народным депутатом и на время полномочий приостанавливал членство в партиях и общественных объединениях. Обладал широкими полномочиями: правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы, налагать на них вето. За ним закреплялись широкие полномочия в отношении Правительства: назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, остальных его членов – самостоятельно. Руководил работой Правительства, принимал его отставку с согласия Верховного Совета. Согласно Конституции – Правительство – орган исполнительной власти, подотчетный Президенту. Президент определял основные направления внутренней и внешней политики, формировал и возглавлял Совет Безопасности, мог объявлять чрезвычайное положение, вел переговоры и подписывал договоры. Традиционно он решал вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения званий и чинов, правом помилования.

Становление поста президента в РСФСР. Ряд норм Конституции и Закона о Президента содержали положения, устанавливающие контроль и влияние над его деятельностью со стороны Съезда и Верховного Совета: Съезд мог потребовать внеочередного доклада; Съезд и Верховный совет могли отменить указы Президента в случаи их противоречия их решениям, Конституции и законам на основании заключения Конституционного Суда РФ. Президент не мог приостанавливать деятельность и распускать Съезд и Верховный совет, изменять национально-государственное устройство РСФСР, распускать законно избранные органы государственной власти. Конституция предусматривала отрешение от должности в случае нарушения им Конституции, законов, присяги. Решение принималось съездом на основании заключения Конституционного Суда.

4. Феномен главы государства

5. Современное определение главы государства

Глава государства – высшее должностное
лицо в иерархии государственных
институтов, осуществляющее высшее
представительство государства внутри
страны и в международных отношениях.
Глава государства выступает как
своеобразный символ государства.
5

6. Почему президенты – главы государств?

Наделение президентов статусом главы
государства есть проявление
исторической инерции.
Монарх – государь, суверен,
олицетворяющий государство.
6

7. Основные отличия монарха от президента

8. ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА (СССР-РСФСР-РФ)

10. Место Президента РФ в системе государственной власти

К исполнительной?
К исполнительной и законодательной?
К президентской?
Стоит над всеми ветвями власти?
11

12. Конституционные условия для избрания Президента РФ

1.
Гражданин РФ (не имеющий второго
гражданства)
2.
Возраст - не моложе 35 лет
3.
Постоянное проживание в РФ не менее
10 лет
12

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Не может быть избрано лицо:
признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по
приговору суда;
занимающее на день официального опубликования решения о назначении выборов
Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд;
в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать
государственные должности в течение определенного срока, если голосование на
выборах Президента РФ состоится до истечения установленного судом срока;
имеющее гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной
документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на
территории иностранного государства;
осужденное к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого
преступления и имеющее на день голосования неснятую и непогашенную судимость за
указанное преступление;
осужденное за совершение преступления экстремистской направленности, и имеющее
на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
подвергнутое административному наказанию за совершение административных
правонарушений, предусмотренных статьями КоАП – 20.3 (нацистская атрибутика) и
20.29 (распространение экстремистских материалов), если голосование на выборах
Президента состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается
подвергнутым административному наказанию;
в отношении которого решением суда установлен факт нарушения ограничений
агитации (экстремистские высказывания) если указанные нарушения либо действия
совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования;
замещавшее должность Президента РФ и досрочно прекратившее исполнение
президентских полномочий (на ближайших досрочных выборах).
13

14. Назначение выборов

Назначает Совет Федерации
Решение должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не
позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Днем голосования является второе воскресенье месяца, в
котором проводилось голосование на предыдущих общих
выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад
был избран Президент РФ (отныне будет 6 лет тому назад).
Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, выборы
назначаются и проводятся Центральной избирательной
комиссией во второе воскресенье месяца, в котором
проводилось голосование на предыдущих общих выборах
Президента РФ.
14

15. Выдвижение кандидатов в Президенты РФ

Выдвигаются:
Граждане в порядке самовыдвижения – при
условии поддержки группой избирателей не менее
500 граждан РФ.
Политическими партиями (на съездах партий) –
нельзя выдвинуть члена иной партии
До 2005 г. – избирательными блоками
Сбор подписей
При самовыдвижении – не менее 300 тыс. подписей
избирателей (до 2009 г.– 2 млн.). На один субъект РФ
– не более 7,5 тыс.
Политическая партия – не менее 100 тыс. подписей
избирателей. При этом на один субъект РФ – не более
2,5 тыс.
Политическая партия, имеющая депутатов в Госдуме,
не собирает подписи.
15

16. Вступление в должность

С этого момента прекращает исполнение
полномочий предыдущий Президент РФ
Торжественная обстановка
Присутствие членов СФ, депутатов ГД и судей
КС РФ
Принесение присяги
16

17. Неприкосновенность Президента РФ

18. Неприкосновенность Президента РФ по аналогии

19. Феномен сервилизма/безграмотности

20. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ

Отставка – только добровольно
2. Стойкая неспособность по состоянию
здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия – нет
1.
оснований и процедуры
Отрешение от должности
4. Выход из российского гражданства
3.
20

Не является формой политической ответственности (спор)
Инициатива не менее 1/3 депутатов ГД
Образование специальной комиссии ГД (15 чел.), дающей заключение о
соблюдении процедурных правил и фактической обоснованности
обвинения (+Регламент ГД)
Принятие постановление ГД (не менее 2/3 голосов) о выдвижении
обвинения в совершении государственной измены или иного тяжкого
(особо тяжкого) преступления
Постановление направляется в СФ, ВС РФ и КС РФ
СФ созывает заседание и принимает решение о направлении запроса в
КС РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения против Президента РФ
Через 72 часа после получения заключения КС РФ созывается
заседание СФ. На нем выступают председатели ВС РФ и КС РФ с
заключениями этих судов, а также заслушивается заключение Комитета
Совета Федерации по конституционному законодательству
Если заключения высших судов положительные, СФ приступает к
голосованию
Президент РФ считается отрешенным от должности, если за это
проголосует не менее 2/3 членов СФ
21

22. Акты Президента РФ

23. Администрация Президента РФ

Правовой статус – государственный орган
Правовые основы:
Конституция РФ
Положение об Администрации
Президента РФ
23

24. Цитата дня

25. Опасности президентства

27. Компетенция органа власти

28. Предназначение Президента РФ

29. Основные функции (задачи) Президента РФ (ст.80)

1)
гарантирование (обеспечение) Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина – обязанность не допускать массового и/или
грубого несоблюдения Конституции, прежде всего, в области прав личности;
2)
принятие мер по охране суверенитета России и её независимости,
государственной целостности Российской Федерации – обеспечение
безопасности России как от угроз извне, так и от покушений на целостность
Российской Федерации изнутри;
3)
представительство Российской Федерации внутри страны –
4)
представительство России в международных отношениях –
5)
обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия
органов государственной власти;
определение основных направлений внутренней и внешней политики
государства – обрисовка перспектив развития страны, руководство текущей
6)
олицетворение федеральной государственной власти, прежде всего, при
взаимоотношениях с руководителями органов власти субъектов РФ;
выступление от имени страны при государственных визитах, на
международных переговорах, в международных организациях и т.п.;
политикой и коррекция её.
29

30. Первая причина доминирования

31. Степень императивности определения основных направлений политики

32. Степень императивности определения основных направлений политики

33. Вторая причина доминирования

Не объём, а характер некоторых
полномочий, обеспечивающих, среди
прочего, полную подконтрольность
Президенту РФ органов исполнительной
власти
33

34. Группа полномочий, слабо влияющих на politics

решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;
награждение государственными наградами, присвоение почетных званий;
осуществление помилования;
назначение выборов Государственной Думы;
формирование и руководство Советом Безопасности РФ;
формирование Администрации Президента РФ;
назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;
право использования согласительных процедур для разрешения разногласий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, а также между органами
государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения
согласованного решения право передать разрешение спора на рассмотрение
соответствующего суда;
подписание ратификационных грамот;
принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при Президенте
РФ дипломатических представителей.
34

35. Группа полномочий, слабо влияющих на politics

36. Группа полномочий, сильно влияющих на politics

назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ;
принятие решения об отставке Правительства РФ;
представление Госдуме кандидатуры для назначения на должность Председателя
Центробанка РФ; постановка перед Госдумой вопроса об освобождении от
должности Председателя Центробанка РФ;
назначение на должность и освобождение от должности по предложению
Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
представление СФ кандидатур для назначения на должность судей
Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
назначение судей других федеральных судов;
представление СФ кандидатуры для назначения на должность Генерального
прокурора РФ и его заместителей; внесение в СФ предложения об освобождении
от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов
РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных
к ним прокуроров;
утверждение военной доктрины РФ;
назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
роспуск Госдумы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
подписание и обнародование федеральных законов.

37. Третья причина доминирования

Формальный характер (= отсутствие)
сдержек и противовесов властным
прерогативам Президента со стороны
Парламента
37

38. Формальный характер сдержек и противовесов

Невозможность связать формирование
и деятельность Правительства с
итогами парламентских выборов.
Невозможность Парламента повлиять
на Правительство и его курс путём
вотума недоверия.
Отсутствие сдержек со стороны
Правительства. Полное подчинение
Президенту.
38

39. Иные причины доминирования, вытекающие из статуса главы государства

42. Полномочия Президента РФ в федеральных законах

Всего к сегодняшнему дню:
613 полномочий, дополнительно к конституционным
Из них:
380 – соответствуют или условно соответствуют
конституционным функциям Президента
(конкретизируют их)
233 – не соответствуют:
по руководству государственной службой,
под видом конкретизации конституционных полномочий Президента
(например, представление в СФ кандидатуры для назначения на
должность председателя Верховного суда РФ),
не соответствующие конституционному предназначению и функциям
Президента РФ (например, назначение на должность и освобождение
от должности ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова и ректора Санкт-Петербургского
государственного университета).
42

44. Синергетический эффект

45. Следствия доминирования Президента РФ

определение национальных интересов и приоритетов
становится слишком субъективным
разлагается правовая система
парламентские выборы становятся бессмысленными
исчезает политическая конкуренция и политическая
ротация. Несменяемость элит.
разлагается партийная система
бюрократия становится неподконтрольной
растет коррупция и иные злоупотребления
растет гражданская апатия
45

Читайте также: