Деяния святых апостолов доклад

Обновлено: 11.05.2024

Реферат писался скорее лихорадочно, потому что оказался я в уникальной и смешной по своей сути ситуации - диплом и курсовая полностью готовы, но я не допущен до защиты, потому что нехватает нескольких рефератов. Ожидать каких-либо больших "изысков" от этой и дальнейших работ не стоит.

Важность информации в нашей жизни трудно переоценить, практически, поведение человека является производной от суммы всей информации, когда-либо им полученной. С другой стороны, будет наивно предполагать, что, если дать десяти разным людям, из разных сословий, с разным опытом и разным окружением, один и тот же элемент информации, наивно будет предполагать, что все воспримут информацию одинаково, и сделают из неё одинаковые выводы.

Причин тому множество, и в первую очередь, любой объём информации человек воспринимает через призму того, что он думает о целях тех, от кого или через кого он получил эту информацию.

Есть и множество других примеров тому, насколько важно при восприятии какой-либо информации, правильно определить цель автора или источника какой-либо информации.

Сегодня перед нами стоит задача постараться выяснить цель Луки при написании Книги Деяний. От того, найдём ли мы максимально приближенную к оригиналу цель, будет зависеть то, в каком свете мы будем воспринимать события, описанные в этой книге.

Вторую гипотезу оставим пока, третья, довольно забавно выглядит в свете того, как действие римской системы юриспруденции описано в самом Новом Завете, в той же книге Деяний:

Во-первых, ни в суде над Иисусом, ни в потенциальной казни Петра, никакая доказательная база не нужна была. Всё делалось в угоду толпе, так как империя чувствовала свою уязвимость в силу географической протяжённости, и делалось не то, что было юридически обосновано, а то, что помогло бы отвлечь провинции от бунтов.

Во-вторых, книга в этих же четырёх стихах, по сути, содержит компромат против представителей римской власти, если реально система юриспруденции зависела не от эмоций момента, а от законодательной базы. Если бы Лука писал адвокатский тезис, трудно представить себе, что он вставлял бы такие детали в него.

Пункты с четвёртого по шестой, по сути, разные итерации одной и той же мысли, которую можно допустить, но является ли она обоснованной, это ещё вопрос. Даже сами авторы пособия говорят, что роль Духа Святого в этой книге была осознана намного позже:

Опять же, это сегодня мы можем видеть, что де факто, Деяния описывают рост церкви, и можем анализировать, и видеть в его повествовании четыре разные грани этого роста. И для нас преломление этой книги через этот ракурс будет полезным исследованием.

Опять же, уже в целом контексте Писания, сегодня мы можем видеть огромную пользу исследования книги Деяний через призму того, что Вуд и МакГи назвали четвёртой, пятой и шестой целями.

Первые же слова Луки в начале книги Деяний намертво связывают её с Евангелием от Луки. Первые четырнадцать стихов Книги Деяний, фактически, являются расширенной версией последних четырёх стихов Евангелия от Луки. И не просто они похожи, мы видим прямое указание, что Лука пишет продолжение своего труда:

То же самое мы видим нередко в живописи. Автор пишет диптих или триптих – единое произведение, состоящее из двух или трёх полу-самостоятельных картин. Вроде каждую можно смотреть отдельно, но вместе они имеют законченный вид.

Читая Лук. 24:50-53 и сразу приступая к Деян. 1:1-14, мы понимаем, что смотрим на диптих. Именно поэтому, такой педантичный человек, как врач, не стал указывать свою цель написания именно в Деяниях. Утрируя, мы бы сказали, что этого требуют законы жанра.

Однако, если это диптих, если это две неразрывные части одного произведения, мы начинаем понимать, что цели если они прописываются, они прописываются либо в начале, либо в конце произведения. Следовательно, искать нам нужно полезно будет убедиться, что Лука не указал (или указал) цель написания этого произведения в начале или конце.

И что мы видим в самом начале этого диптиха?

Мы не видим, чтобы Лука ставил перед собой задачу описать только жизнь Иисуса Христа. Он говорит, что пишет свой труд для того, чтобы Феофил узнал твёрдое основание учения, в котором был наставлен. Таким образом мы видим, что данная цель как раз и подразумевает материал от начала Евангелия и до конца Деяний.

Таким образом, на наш взгляд, важнее для Луки становится объяснить Феофилу, как человек, который не ходил среди первозванных апостолов, вытеснил своим влиянием не только Матфия, но и, по сути, сильно затмил Петра!

Восприятие обоих книг Луки как двух томов одного произведения радикально меняет понимание целей, которые он ставил перед собой.

Мы видим, что цель Луки была одна и она ясно заявлена: наставить верующего человека в вере, показав твёрдость основания того учения, которое он (Лука) несёт дальше.

[1] Боженко, В. Сравнительный анализ теорий эволюции и креационизма // эл. вариант

[2] Верклер, Г. Герменевтика // Электронный вариант

[4] Библия (Синодальный перевод) - М.: Российское Библейское Общество, 2005 - здесь и далее все цитаты из Библии приводятся из этого издания (если напрямую не указано иное)

Дополнительная информация

Название предмета: Деяния Святого Духа Преподаватель: Учебник Оценка: Неизвестно Вид экзамена: Реферат

Книга Деяний апостольских, по указанию самого писателя её (см. 1:1–2), является второй его книгой, написанной для некоего Феофила. Из этого несомненно, что книга Деяний написана как продолжение третьего Евангелия и, следовательно, автором её является то же самое лицо, которое было автором третьего Евангелия, то есть святой апостол и евангелист Лука, бывший спутником и сотрудником св. апостола Павла. О принадлежности книги Деяний св. Луке мы находим сведения уже во второй половине II века – у св. Иринея Лионского , в послании Лионской и Виеннской церкви к церквам Асийским и Фригийским, у Климента Александрийского, у Тертуллиана, в древнем так называемом Мураториевом каноне, у Оригена, в древнем сирском Пешито, а также и у многих позднейших христианских писателей. Намёки на существование этой книги и даже ссылки на неё мы находим и у более ранних писателей, как, например, у св. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, у св. Поликарпа, еп. Смирнского, у св. Иустина Мученика.

На то, что писателем этой книги был св. Лука, мы находим достаточно ясные указания и в самом её содержании. Писатель её нередко представляется в ней, как спутник и сотрудник святого апостола Павла. Таковы, например, места 16:10–17; 20:5–15; 21:1–17; 27:1; 28:16. Этими объяснятся, почему книга Деяний повествует больше всего, а во второй своей половине почти исключительно, об апостольской деятельности св. апостола Павла. Даже самый тон повествования и стиль книги напоминают нам тон и стиль Евангелия от Луки.

Время и место написания книги Деяний Святых Апостолов

Повествование книги Деяний заканчивается указанием на то, что святой апостол Павел прожил в Риме два года и невозбранно проповедовал там учение Христово (28:30–31). О мученической смерти апостола, которая последовала в Риме при императоре Нероне 29 июня 67 года, здесь ничего не упоминается. Из предания же церковного известно, что апостол Павел, оправданный на суде кесаря, после двухлетнего пребывания в Риме вновь возвратился в Иерусалим и совершил ещё одно, четвёртое, миссионерское путешествие. Из этого можно заключить, что книга Деяний написана св. Лукой около 63 или 64 года по Р. Х. в городе Риме. В посланиях своих к Колоссянам (4:14) и к Филимону (ст. 24), писанных, как известно, святым Павлом из Рима, он упоминает о Луке как о находящемся с ним в Риме. О том же, что книга Деяний написана в Риме, имеется свидетельство и западного отца Церкви блаженного Иеронима. Только еретики маркиониты, манихеи, евионеи и севериане пытались отрицать подлинность книги Деяний, так как содержание её слишком резко опровергает их лжеучения, почему эта книга и была для них крайне неприятна и неприемлема.

Содержание книги Деяний Святых Апостолов

Книга Деяний содержит описание событий от Вознесения Господа Иисуса Христа до прибытия св. апостола Павла в Рим и, таким образом, охватывает период времени около 30 лет.

В первой половине её – с 1 по 12 главу – повествуется по преимуществу об апостольской деятельности святого апостола Петра среди иудеев в самой Палестине, во второй половине – с 13 по 28 главу – о деятельности святого апостола Павла среди язычников и о распространении им учения Христова уже за пределами Палестины. Таким образом, книга Деяний рисует нам картину, как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно с предречениями Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в передней Азии и южной Европе. Содержание книги Деяний по главам следующее:

Глава 1-я: Первая книга писателя. Наставления и обетования Господа апостолам перед Вознесением и Вознесение Господне. Речь св. апостола Петра о необходимости избрания нового апостола на место отпавшего Иуды Искариота и избрание Матфия.

Глава 2-я: Сошествие Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Речь апостола Петра и её могущественное действие. Характер жизни и религиозно-нравственного состояния первой христианской общины в Иерусалиме.

Глава 3-я: Чудесное исцеление св. апостолом Петром хромого от рождения. Речь св. апостола Петра в связи с этим к народу с призывом к покаянию.

Глава 4-я: Заключение свв. апостолов Петра и Иоанна в темницу. Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу. Молитва апостолов и ниспослание верующим благодати Св. Духа. Взаимная любовь членов первой христианской общины.

Глава 5-я: История Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение. Чудеса, совершавшиеся свв. апостолами. Новое гонение синедриона на апостолов, заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь в храме и ответ перед синедрионом. Совет Гамалиила и отпуск апостолов на свободу после нанесённого им бесчестия, которое они приняли с радостью.

Глава 6-я: Избрание 7 диаконов. Проповедь архидиакона Стефана и обвинение его перед синедрионом в хуле на закон Моисеев.

Глава 7-я: Защитительная речь архидиакона Стефана перед синедрионом и его мученическая кончина.

Глава 9-я: Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск. Крещение его Ананией. Проповедь Савла в Дамаске. Бегство его от иудеев, замышлявших убить его. Пребывание новообращённого Савла в Иерусалиме. Св. апостол Пётр в Лидде и исцеление им Энея. Пребывание св. апостола Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы.

Глава 10-я: Обращение ко Христу первого язычника – Корнилия сотника после вразумительного видения, бывшего св. ап. Петру.

Глава 11-я: Упрёки святому апостолу Петру со стороны обрезанных за общение его с необрезанными и объяснения Петра. Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии. Варнава и Савл в Антиохии. Пророчество о голоде и милостыня, посланная христианам в Иудею.

Глава 12-я: Гонение на Церковь со стороны Ирода, убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его оттуда Ангелом по молитвам Церкви. Смерть Ирода, изъеденного червями. Возвращение Варнавы и Савла из Иерусалима в Антиохию.

Глава 13-я: Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла. Проповедь их в Пергии и Антиохии Писидийской. Речь св. апостола Павла в синагоге, упорное неверие иудеев и обращение его вследствие этого к язычникам. Гонение на Варнаву и Павла.

Глава 14-я: Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии. Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних язычников принести им жертву. Гонение на апостолов, побиение Павла камнями. Обратный путь апостолов в Антиохию через города с ново-основанными ими христианскими общинами.

Глава 15-я: Смущение в церкви Антиохийской относительно необходимости для христиан из язычников соблюдать закон Моисеев. Апостольский собор в Иерусалиме по этому поводу. Несогласие между Павлом и Варнавой. Отправление Павла с Силой во второе апостольское путешествие.

Глава 16-я: Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимофея. Путешествие до Троады. Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию. Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицателъного духа, заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение из темницы и обращение ко Христу темничного стража.

Глава 17-я: Павел и Сила проповедуют в Фессалонике, а затем в Верии. Павел в Афинах и речь его в ареопаге.

Глава 19-я: Третье апостольское путешествие Павла: прибытие его в Ефес. Крещение учеников Иоанновых и низведение на них Св. Духа. Чудеса Павла в Ефесе и их действие. Иудейские заклинатели, избитые злым духом. Сожжение волшебных книг. Возмущение против Павла и христиан, произведённое Димитрием серебряником.

Глава 20-я: Путешествие Павла в Македонию, Грецию и обратно до Троады. Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде. Дальнейшее путешествие до Милита. Прощальная речь Павла пресвитерам ефесским.

Глава 21-я: Павла убеждают не ходить в Иерусалим, но безуспешно. Путешествие его от Милита до Кесарии. Павел в Кесарии и пророчество Агава о предстоящих ему узах. Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы.

Глава 22-я: Речь Павла к народу о своём обращении и призвании к апостольству. Крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его. Павел перед синедрионом.

Глава 23-я: Распоряжение первосвященника Анании бить Павла по устам. Распря между обвинителями Павла фарисеями и саддукеями. Господь ободряет Павла. Решительное намерение иудеев убить Павла. Отправление Павла под сильной стражей к правителю Феликсу в Кесарию.

Глава 24-я: Апостол Павел перед судом прокуратора Феликса. Обвинение его иудеями и защитительная речь его. Отсрочка решения. Проповедь Павла о Христе Феликсу и жене его. Смена Феликса новым прокуратором Фестом: оставление Павла в узах.

Глава 25-я: Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на Павла со стороны иудеев. Павел на суде перед Фестом: обвинение против него иудеев. Павел требует суда кесарева. Прибытие в Кесарию царя Агриппы и Вереники: Павел в судебной палате перед Агриппой.

Глава 26-я: Защитительная речь Павла перед Агриппой, Фестом и другими с изложением обстоятельств своей жизни и обращения ко Христу. Признание Павла невинным.

Глава 27-я: Отправка Павла в Рим на суд кесаря. Предостережение Павла, которое не было принято во внимание, и сильная буря. Корабль сел на мель: находившиеся на корабле спаслись вплавь на берег.

Значение книги Деяний Святых Апостолов

Но самое важное в этой книге, конечно, то, что она, как никакая другая книга, свидетельствует о величайшей истине христианства – Воскресении Христовом. Наилучшим доказательством истины Воскресения Христова служат чудеса, совершённые апостолами, а книга Деяний есть не что иное, как повествование о чудесах апостольских прежде всего.

Источник: Четвероевангелия. Апостол : Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / Архиепископ Аверкий (Таушев) - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2005. - 840 с. / Апостол. 365-704 с. ISBN 5-7429-0065-1

О крещении Св. Духом.

Начав говорить, апостолы изумляли всех своими наречиями. Они говорили на всех местных языках, народ дивился, а иные смеялись, говоря, что они пьяны. Петр обратился к народу со словом. Указал на прор-во. Словами царя Давида он рассказал о рапятии Христа, о Его смерти, воскресении и вознесении. Засвидетельствовал что он истинный Сын Божий и Господь.

Призвал людей каяться и креститься. И около 3-х тысяч людей уверовали и крестились.

Зависть первосвященников; арест апостолов; ангел ночью освобождает апостолов и велит им учить в храме.

Первосвященники созывают синедрион; обнаруживается исчезновение апостолов из темницы.

Первосвященник укоряет апостолов; апостолы говорят о воскресении Христа; гнев членов синедриона.

Павел и Варнава в Памфилии. Павел проповедует в Антиохии Писидийской

Проповеди апостола Павла в Риме иудеям и язычникам: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

Литургическое употребление: праздники Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, апостольские чтения.

Богословов и знатоков Священного Писания приглашаем дополнить таблицу, а в случае ошибки — сообщить о них.

В Неделю о Страшном Суде Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

27 февраля, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. 28 февраля исполняется 100 лет со дня обращения святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, к духовенству и верующим по поводу изъятия церковных ценностей. В эти дни Русская Православная Церковь возносит молитвы новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Эфиопский Патриарх встретился с секретарем ОВЦС по межхристианским отношениям

24 февраля секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) посетил Эфиопскую Патриархию в Аддис-Абебе, где был принят Святейшим Патриархом Абуной Матфием.

25 февраля митрополит Воскресенский Дионисий возвел игумена Евфимия (Моисеева), наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря, председателя Синодального миссионерского отдела, в сан архимандрита.

Представитель ОВЦС посещает страны Восточной Африки

23-28 февраля по благословению митрополита Волоколамского Илариона секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) совершает поездку в Федеративную Демократическую Республику Эфиопию и Республику Джибути.

Митрополит Воскресенский Дионисий совершил литию по Патриархам Алексию I и Алексию II

25 февраля, в день памяти святителя Алексия, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

Седмица сырная (масленица) – сплошная. Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109).

Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V). Прп. Анфима Хиосского (1960).

Сщмчч. Михаила Пятаева и Иоанна Куминова пресвитеров (1930); сщмчч. Николая Морковина, Алексия Никитского, Алексия Смирнова пресвитеров, Симеона Кулямина диакона, прмч. Павла Козлова и прмц. Софии Селиверстовой (1938).

Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

3 Ин., 76 зач., I, 1–15. Лк., 96 зач., XIX, 29–40; XXII, 7–39.

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

Метки

Версия для слабовидящих

Заметили опечатку?

Статьи сайта "Фома"

Принадлежность

Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon; лат. Actus apostolorum), пятая книга Нового Завета, которая, согласно святоотеческому преданию и по мнению большинства современных исследователей, была написана св. ап. и евангелистом Лукой.

Название

Свт. Иоанн Златоуст указывает, что в надписании книги заложен особый смысл: она повествует не только о чудесах, совершенных апостолами, источником которых является божественная благодать, но и о тех трудах (деяниях), которые они понесли добровольно, подвизаясь во всех добродетелях [12].

Авторство

В ранних рукописях текст Деяний святых апостолов приводится без указания автора. Имя его — Лука — появляется сначала в рукописях 3-го Евангелия [13], в заглавии книги Деяний святых апостолов указывается только в послеиконоборческих минускулах (начиная с IX в.). Тем не менее святоотеческая традиция со 2-й пол. II в. [14] единодушно называет автором книгу Деяний ап. Луку, о котором апостол Павел неск. раз упоминает в Посланиях как о своем спутнике-помощнике (Флм 1, 24; 2 Тим 4, 10), враче (Кол 4, 14) и евангелисте (если 2 Кор 8, 18 относится к Луке) [15]. По мнению одних толкователей, он принадлежал к числу 70 (72) апостолов [16], но ушел от Господа после беседы о хлебе жизни (Ин 6, 66; по дороге в Эммаус Воскресшего Христа встретили Нафанаил и Клеопа — [17]), а потом вновь вернулся в Церковь после проповеди ап. Павла [18]. Др. экзегеты отмечают, что он не видел Спасителя во время Его земного служения [19]. В Антимаркионитском прологе, у блж. Иеронима и Евсевия Кесарийского указывается происхождение ап. Луки из Антиохии (Сирия) [20].

В отношении авторства Деяний святых апостолов рус. библейская наука занимает вполне определенную позицию, доказывая, во-первых, единство автора (в противовес гипотезам о механической компиляции из разных источников), во-вторых, его личное участие в описываемых событиях как спутника ап. Павла, и, наконец, то, что этим автором был никто иной, как евангелист Лука [22].

Время написания

Эрик Нюстрем: "Полагают, что эта книга написана около 64 г. по Р.Х." [27].

Сторонники более поздней датировки - 150 г. - утверждают, будто текст Лк. 21,20, где упоминаются войска, свидетельствует, что разрушение Иерусалима уже свершилось, когда Лука писал Деяния. Можно отметить, что Марк употребляет выражение "мерзость запустения" (пророчество из Дан. 9,27, повторенное в Мк. 13,14 и Мф. 24,15) как несомненно понятное иудеям. Лука, напротив, говоря об исполнении того же пророчества, употребляет слово "войска", т.е. выражение, понятное язычникам. Но в любом случае разница в выборе слов не свидетельствует о том, что Иерусалим уже пал.

Мнение, что Деяния были написаны Лукой ранее 70 г. по Р.Х. (вероятно, ок. 60-64 гг.), более правдоподобно. Во-первых, гл. 28 заканчивается на том, что Павел пользуется частичной свободой. В ожидании суда кесаря Павел имеет возможность проповедовать всем, кто приходит к нему, - это могло происходить до 64 г., когда Нерон возложил на христиан ответственность за пожар в Риме. Во-вторых, о смерти Павла не упоминается, а ведь из 2 Тим., гл. 4 ясно, что она близка и неизбежна (и случилась, вероятно, в 67-68 гг.). В-третьих, в конце книги Деяния Лука описывает благосклонность римского правительства к христианству; после 64 г. отношение к нему стало иным. В-четвертых, на более раннюю дату написания книги указывает словоупотребление, характерное для самого раннего периода христианства: "ученик", "первый день недели" - позднее он стал называться "днем Господним" (Откр. 1,10; в синодальном переводе "день воскресный" - неточно), "народ израильский" (Деян 4,27) - позднее (Тит. 2,14) это выражение включает и иудеев, и язычников - "народ особенный", "Сын Человеческий" (Деян 7,56) [28].

Единство с Евангелием от Луки

К 140 г. Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов были известны как 2 отдельных сочинения, поскольку Маркион включил в свой канон только Евангелие. За исключением предания о едином авторстве и объединяющих оба произведения прологов, никаких внешних свидетельств в пользу изначально более тесного единства этих произведений нет. В наст. время не известно ни одной рукописи, где Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов были бы помещены друг за другом (известен папирус, в котором Деяния святых апостолов соседствуют с Евангелием от Матфея,— P53, III в.). По мнению папирологов, объем текста обоих произведений настолько велик, что предполагает изначальное использование 2 разных свитков папируса (ср. деление книг на тома в античной литературе — [29]; правда, ранний переход христ. авторов к использованию кодексов делает данный аргумент менее весомым). В церковной традиции, как на Западе, так и на Востоке, Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов всегда, за исключением небольшого числа полных рукописных кодексов Нового Завета, содержались в разных книгах — Евангелии и Апостоле.

В совр. библеистике считается, что решение вопроса может быть основано лишь на внутренней критике текстов: анализе языка, стиля, жанрового своеобразия, композиционных приемов, единства повествования, целей, основных тем и богословского содержания обоих произведений.

Существует неск. теорий о соотношении Евангелия от Луки и Деяния святых апостолов. Широко распространена точка зрения, согласно которой Деяния святых апостолов являются запланированным продолжением Евангелия от Луки (Х. Маршалл), написанным сразу или спустя какое-то, может быть, очень продолжительное, время (Г. Шнайдер). По мнению М. Парсонса и Р. Перво, хотя Деяния святых апостолов и служат продолжением Евангелия от Луки, оба произведения являются законченными и композиционно независимыми друг от друга, т.е. Деяния святых апостолов — отдельная книга, а не 2-й т. Евангелия от Луки, прежде всего потому, что написаны они в ином жанре [30].

Место в каноне

В списках канонических книг Деяния святых апостолов всегда указываются отдельно от Евангелия от Луки. Обычно они следуют за 4 Евангелиями до Павловых Посланий — Канон Муратори; Euseb. Hist. eccl. III 25. 1–7; Greg. Nazianz. Carm. dogm. 12. 34; Amphil. Iambi ad Seleucum // PG. 39. Col. 296–297; каноны североафрикан. Соборов 393–419 гг.; Rufin. Comm. in Symb. Apost. 36; декрет папы Геласия; до Соборных Посланий — Cyr. Hieros. Catech. 4. 36; Athanas. Alex. Ep. pasch. 39; 60-е прав. Лаодикийского Собора 363 г.; Ватиканский и Александрийский кодексы НЗ; Пешитта; большинство совр. правосл. изданий НЗ). Иногда книга Деяний располагаются после Евангелий и Павловых Посланий (до Соборных Посланий — Epiph. Adv. haer. 76. 5; Синайский кодекс; после Соборных Посланий и перед Откровением - Hieron. Ep. 53; Aug. De doctr. christ. 2. 8. 49; в Челтнемском списке канонических книг (360–370) Деяния святых апостолов находятся до Откровения и Соборных Посланий). В самом конце НЗ Деяния святых апостолов помещают 85-е Апостольское правило (ок. 380, Зап. Сирия) (после Соборных Посланий, 1–2 Клим и Апостольских Постановлений) и канонический список из Кларомонтанского кодекса VI в. (после Соборных Посланий, Послания Варнавы, Откровения Иоанна Богослова, но до Пастыря Ермы и апокрифических Деяний Петра и Деяний Павла).

Язык книги Деяний святых апостолов

Текст книги Деяний святых апостолов

Н. Н. Глубоковский фактически согласился с гипотезой 2 редакций Деяний святых апостолов— в Риме и в Антиохии, утверждая, что начальный вариант был по благословению ап. Павла составлен евангелистом Лукой в Риме (Глубоковский. 1932. С. 173).

Богословие

Богословие Деяния святых апостолов в сравнении с богословием Павловых Посланий и Иоаннова корпуса выглядит более простым как с точки зрения языка, так и в отношении затрагиваемых тем. Однако эта внешняя простота объясняется близостью к керигме иудео-христианской традиции (Hurtado. 2003), но не отмечено попыток упростить еврейский богословский язык, чтобы сделать его понятным христианам из язычников.

Бог именуется Отцом (pater) всего 1 раз (Деян 2, 33). О Нем говорится как о Боге праотцов или Боге Авраама, Исаака и Иакова (Деян 3, 13), как о Творце (Деян 14, 15) и Боге славы (Деян 7, 2).

Деяния святых апостолов— одна из основных книг НЗ, в которой раскрывается учение о Св. Духе. В Деян 1–7 о Нем говорится 23 раза, прежде всего в связи с исполнением пророчеств (Деян 1, 5, 8; Деян 2, 4, 17–18; Деян 4, 31; Деян 5, 32). Св. Дух говорит в Писании и через пророков (Деян 1, 16; Деян 4, 25). Те, кто не принимают Благую весть, противятся Духу Св. (Деян 7, 51). 7 диаконов (и Стефан в их числе) исполнены Духа (Деян 6, 3, 5, 10; Деян 7, 55).

В Деян 8–12 о Духе говорится 18 раз. Он нисходит и дает возможность пророчествовать (Деян 8, 15, 17, 18, 19; Деян 9, 31; Деян 10, 38, 44, 45, 47; Деян 11, 15, 16). Духа исполнены ап. Павел (Деян 9, 17) и сотник Корнилий (Деян 11, 24). Св. Дух говорит ап. Филиппу (Деян 8, 29) и восхищает его (Деян 8, 39). Также говорит ап. Петру (Деян 10, 19; Деян 11, 12). Предрекает голод через прор. Агава (Деян 11, 28).

Дух является той силой, которая объединяет и ведет Церковь. Поэтому грех против единства Церкви (Деян 5, 1–10) является грехом против Св. Духа.

Этика

Деяния святых апостолов почти не содержат, помимо призывов к покаянию, прямых этических наставлений. То или иное поведение, праведный и неправедный образ жизни раскрываются на конкретных примерах. Осуждаются ложь (Деян 5, 1–10), занятия магией (Деян 8, 9; Деян 13, 6; Деян 19, 13–19), блуд и идолослужение (Деян 15, 20, 29; Деян 21, 25), сребролюбие (Деян 20, 33. В Деян 20, 35 содержится призыв к творению милостыни, которая дополняет практику благотворительности и разделения имущества. Поощряются храбрость перед лицом опасности и жертвенность (Деян 21, 13; 27).

Содержание

В этой книге описывается, как Св. Дух, через проповедь апостолов, основал Церковь Христову в Иерусалиме, откуда она распространилась в Иудее, Самарии и далее среди языческих народов, до самого центра язычества — Рима. Одним словом, в этой книге заключается первоначальная история церкви.

Книга Деяний Апостолов co стоит из трех частей:

Содержание свидетельствует о серьезном исследовании и личном наблюдении, стиль — красив и язык, как и в Евангелии от Луки, самый чистый греческий.

Использованные материалы

[2] Tertull. De bapt. 7; De resurr. 23; Adv. gnost. 15; Adv. Prax. 17

[3] Tertull. De bapt. 10; Adv. gnost. 15; De carn. Chr. 15; De resurr. 39; Adv. Prax. 28; De praescript. haer. 22–23; Adv. Marcion. 5. 2

[4] Tertull. De ieiun. 10. 3

[5] Clem. Alex. Strom. 5. 12. 82; Orig. Contr. Cels. 3. 46

[6] Cyr. Hieros. Catech. 4. 36

[7] Greg. Nazianz. Carm. dogm. 12. 34 // PG. 37. Col. 474

[8] Amphil. Iambi ad Seleucum // PG. 39. Col. 296–297

[9] Hieron. De vir. illustr. 7

[10] ср.: Polyb. Hist. 1. 1. 1

[11] Diog. Laert. 2. 3; Strabo. Geogr. 17. 1. 43

[12] Ioan. Chrysost. In princip. Act. 2. 2

[14] Iren. Adv. haer. III 13. 3; 14. 1

[15] Iren. Adv. Haer. III 14. 1; Hieron. De vir. illustr. 7

[16] Adamant. De recta in deum fide

[17] Epiph. Adv. haer. 23. 6

[18] Epiph. Adv. haer. 51. 11

[19] Hieron. De vir. illustr. 7; Canon. Muratori. 6–7

[20] Euseb. Hist. eccl. III 4. 6

[21] Tertull. Adv. Marcion. 4. 2. 3

[25] Cadbury. 1920, 1926

[27] Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь

[28] Новая женевская учебная Библия

[29] Diodor. Sic. Bibliotheca. 1. 29. 6; 1. 41. 10; Ios. Flav. Contr. Ap. 1. 35. 320

[30] Parsons, Pervo. 1993

[32] Delobel J. The Text of Luke-Acts // The Unity of Luke-Acts / Ed. J. Verheyden. Leuven, 1999. P. 83–107. (BETL; 142)

[33] Pereira. 1983; Cissolah. 2006

[34] Turner. 1996; Hur Ju. 2001; Woods. 2001

[35] Epiph. Adv. haer. 30. 16

[36] Tertull. Adv. Marcion. 5. 2

[37] Euseb. Hist. eccl. IV 29. 5

[38] Aug. De utilitate credendi. 2. 7

[39] Tertull. De praescript. haer. 22

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: