Эргономика программного обеспечения доклад

Обновлено: 28.06.2024

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Картавенко Михаил Валерьевич

Представлена методология эргономической оценки различных прикладных программ в области информационной безопасности. Предлагается модульный подход к построению методологий для оценки конкретного программного обеспечения и выбора соответствующих метрик . Описанная в статье методология может использоваться для оценки персональных и корпоративных антивирусов , сетевых экранов, систем защиты от утечек и т. д. Полученные результаты могут быть использованы для сравнительного тестирования приложений или формулирования предложений по доработке пользовательского интерфейса приложений с целью увеличения удобства их использования.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Картавенко Михаил Валерьевич

О необходимости подготовки в области эргономики будущих проектантов электронных образовательных ресурсов

Исследование зависимости индекса потребительской лояльности веб-приложения от эргономических параметров и удобства использования интерфейса

METHODOLOGY OF SOFTWARE ERGONOMIC EVALUTION IN INFORMATION SECURITY AREA

Methodology of applied software ergonomic evaluation in information security area is enlighted in the article. It is proposed a modular approach to construction of methodologies for the evaluation of specific software and selection of appropriate metrics . The methodology can be used to evaluate the personal and corporate antivirus , firewalls, security systems against leaks, etc. The obtained results can be used for comparative testing of applications or the formulation of proposals for the revised user interface of applications to increase their usability by users.

МЕТОДОЛОГИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧАЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Представлена методология эргономической оценки различных прикладных программ в области информационной безопасности. Предлагается модульный подход к построению методологий для оценки конкретного программного обеспечения и выбора соответствующих метрик. Описанная в статье методология может использоваться для оценки персональных и корпоративных антивирусов, сетевых экранов, систем защиты от утечек и т. д. Полученные результаты могут быть использованы для сравнительного тестирования приложений или формулирования предложений по доработке пользовательского интерфейса приложений с целью увеличения удобства их использования.

Эргономичность; метрики; антивирус.

M.V. Kartavenko METHODOLOGY OF SOFTWARE ERGONOMIC EVALUTION IN INFORMATION SECURITY AREA

Methodology of applied software ergonomic evaluation in information security area is enlighted in the article. It is proposed a modular approach to construction of methodologies for the evaluation of specific software and selection of appropriate metrics. The methodology can be used to evaluate the personal and corporate antivirus, firewalls, security systems against leaks, etc. The obtained results can be used for comparative testing of applications or the formulation of proposals for the revised user interface of applications to increase their usability by users.

Ergonomics; metrics; antivirus.

Новые вызовы в области информационной безопасности приводят к тому, что увеличивается сложность специализированного программного обеспечения, решающего эти задачи и усложняются реализуемые в программах алгоритмы. В свою очередь это увеличивает требования к такому параметру, как удобство использования, или эргономичность. В персональных продуктах (например, антивирусах) большое значение имеют средства обучения, позволяющие пользователям быстро осваивать продукт и понимать реализованные в нем функции. Для корпоративных продуктов важным параметром является цена ошибки, которая может привести к остановке работы компании (например, при заражении компьютеров в сети вирусом) или потери финансов (например, при утечке информации). Предла-

гаемая в статье методология формулирует общие подходы к оценке эргономичности у продуктов, разрабатываемых для использования в области информационной безопасности.

Существует несколько подходов к определению того, что такое удобство использования и как его измерять. При этом все подходы сходятся в том, что оно определяется путем учета в пользовательском интерфейсе и структуре программы особенностей работы психики человека. Рассмотрим основные подходы к определению удобства использования 7.

Одним из наиболее конструктивных способов оценки удобства использования программ является измерение показателей Шнейдермана. К ним относятся: скорость работы пользователя, количество совершаемых ошибок, обучаемость навыкам работы с программой, субъективная удовлетворенность пользователей и сохранение навыков работы с программой. Данные показатели принято использовать как в рамках эргономики, так и в рамках юзабилити, т.к. они позволяют сосредоточиться на измерении конкретных метрик. Однако и у данных показателей есть недостатки - оцениваемые области частично пересекаются и не производится оценка особенностей самого интерфейса, все параметры измеряют его удобство по косвенным показателям.

Проведенный анализ существующих подходов к оценке удобства использования программ показал, что существует достаточно большой массив оцениваемых метрик, которые в разных подходах сгруппированы в разные показатели. При этом главным минусом всех подходов является либо абстрактность предлагаемых показателей, либо их нацеленность для оценки отдельных видов программ.

набор значимых показателей для программного обеспечения определяется набором экспертов, исходя из специфики решаемых пользователями задач. После этого формулируются методики и создаются анкеты.

Анализ, проведенный специалистами кафедры ПиБЖ ТТИ ЮФУ, показал, что для эргономической оценки приложений в области информационной безопасности являются значимыми следующие параметры: скорость работы, количество ошибок, скорость обучения, субъективная удовлетворенность пользователей и техническая эстетика (рисунок 1). Данные показатели большей частью пересекаются с показателями Шнейдермана, за исключением технической эстетики, оценку которой в большинстве задач стараются избегать из-за сложности ее измерения. Различие в предлагаемой методологии в сравнении с классической моделью лежит в ряде метрик, которые предлагается измерять.

Рассмотрим показатели и метрики предлагаемой модели с использованием примеров оценки эргономичности персональных антивирусов.

Рис. 1. Критерии оценки эргономичности пользовательского интерфейса

Оценка скорости работы приложения проводится при помощи двух метрик - времени выполнения типовых действий пользователем и времени выполнения типовых действий приложением.

Оценка времени выполнения типовых действий приложения производится при помощи измерений. Для этого нужно выделить действия, длительные по времени или вносящие задержку в работу других приложений или операционной системы. После этого организовать однотипные условия для проведения каждого измерения. Для этого можно использовать создание образа операционной системы перед тестированием и проведение каждого измерения после отката системы к первоначальному образу. Следует отметить, что данный показатель можно использовать не всегда. Во-первых, при наличии достаточно длительных действий, которые могут вызвать негативные эмоции пользователей. Во-вторых, в ситуациях, когда задержки работы системы явно связываются пользователем с работой

Количество ошибок оценивается при помощи юзабилити-тестирования, проводимого на группе пользователей. По оценкам разных экспертов [6, 9] для выявления 90% ошибок достаточно группы от 5 до 12 пользователей. Данный параметр достаточно дискуссионный и зависит от класса приложений, который подвергается оценке. Для надежности следует придерживаться верхней границы данного интервала и использовать группы от 10 до 12 человек. В процессе тестирования пользователи должны выполнить действия, которые использовались для оценки времени работы типовых действий. Выполнение действий на экране монитора нужно фиксировать на видео и после проведения тестирования строить алгоритмы выполнения всех действий. Ошибкой следует считать отклонение в алгоритме действия у пользователя и у эксперта. Результатом измерения является количество ошибок по всем действиям в целом и по каждому действию в отдельности. Полученные ошибки можно сгруппировать по типам (моторные ошибки, опечатки, не понимание логики работы программы и т.д.) или результатам их возникновения (не приводящие к ущербу, важные, критические).

Скорость обучения связана с наличием качественных средств обучения и целостной/непротиворечивой информационной модели программы. Для оценки данного показателя используется экспертная оценка, при этом эксперт должен опираться на заранее созданные анкеты под конкретных классов приложений. Для средств обучения оценивается качество и полнота программной документации (описание типовых действий, настроек, возникающих ошибок и т. д.), наличие средств обучения в пользовательском интерфейсе (поиск, контекстная справка) и дополнительных средств поддержки (специализированные форумы, обучающие материалы на официальных сайтах компаний и т.д.).

Под информационной моделью понимается структура программного обеспечения, содержащая информацию о его состоянии и функционировании. Для этого анализируются такие показатели, как:

1. Наличие одинакового структурирования пользовательского интерфейса, настроек, документации и отчетов приложения.

2. Отсутствие дублирования функций, настроек, программных окон и элементов управления в разных компонентах приложения.

3. Наличие в пользовательском интерфейсе в каждый момент времени информации о результатах действий пользователя, реакции приложения на действия пользователя и состоянии приложения.

4. Наличие симметричности в программных элементах, выполняющих однотипные функции.

Результаты эргономической оценки могут быть использованы для формулирования рекомендаций по улучшению пользовательского интерфейса приложения и для сравнительного анализа эргономичности приложений из одного класса программ.

1. ГОСТ Р ИСО 9241-110-2009 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога.

2. ГОСТ Р ИСО 10075-2-2009 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Часть 2. Принципы проектирования.

3. ГОСТ Р ИСО 14915-1-2010 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура.

4. ГОСТ Р ИСО 9355-2-2009 - Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 2. Дисплеи.

5. ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (УБТ). Часть 11. Руководство по обеспечению пригодности использования.

7. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М.: Логос, 2001.

8. Мандел Т. Дизайн интерфейсов. - М.: ДМК Пресс, 2005.

9. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем: Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с.

Статью рекомендовала к опубликованию д.псих.н., профессор С. А. Беличева.

И.В. Крылова О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОСТМОДЕРНА

Рассматриваются особенности общества постмодерна в контексте задачи социализации личности. Показано, что концептуальные основания постмодерна, разработанные с целью создания видимости его исторической неизбежности и сообразности современной культуре, могут быть подвергнуты критическому анализу с использованием интегрального подхода. При этом становится очевидной истинная направленность теневой идеологии постмодерна - упрощение решения задачи управления массами средствами производства и передачи информации, рассматриваемой в постмодерне в качестве совокупности данных

и, соответственно, основного общественного продукта, подлежащего продаже и покупке.

Личность; социализация; управление; восприятие; развитие; модели мира.

I.V. Krylova ABOUT SOCIAL ADAPTATION OF A PERSON IN CONDITIONS OF THE POSTMODERN

Features of a society of a postmodern in a context of a problem of social adaptation of a persons are considered in the work. It is shown, that the conceptual bases of a postmodern developed with the purpose of creation of visibility of its historical inevitability and conformity to modern culture, can be subjected to the critical analysis with use of the integrated approach. Thus becomes shadow ideology of a postmodern obvious a true orientation - simplification of the decision of a problem of management in weights by means of production and transfers of the information considered in a postmodern as a data set and, accordingly, of the basic public product, subject to sale and purchase.

The person; social adaptation; management; perception; development; models of the world.

С тех пор как постиндустриальное информационное общество - общество массового потребления и смены приоритетных форм потребляемого, начало стремительно ускоряться в своей экспансии, стал проявляться и очевидный результат этого процесса - качественная трансформация культуры, и, как следствие формирование новой социологической, историко-философской концепции восприятия мира - постмодерна.

Сегодня стало уже трюизмом, что информационные системы претерпевают коренные изменения. Этот процесс происходит в условиях одновременного увеличения требований к экономичности проектов и сокращения штатов в компаниях-разработчиках. Именно в таких условиях разработчики ПО должны крайне внимательно относиться к дополнительным объемам работ и связанным с ними дополнительным затратам. В частности… Читать ещё >

Введение. Эргономика программного обеспечения ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Сегодня стало уже трюизмом, что информационные системы претерпевают коренные изменения. Этот процесс происходит в условиях одновременного увеличения требований к экономичности проектов и сокращения штатов в компаниях-разработчиках. Именно в таких условиях разработчики ПО должны крайне внимательно относиться к дополнительным объемам работ и связанным с ними дополнительным затратам. В частности, перед разработчиками встает проблема проектирования пользовательского интерфейса (ПИ), позволяющего обеспечить эффективное и экономичное использование информационных систем.

Что такое пользовательский интерфейс?

Разработчики программных комплексов зачастую склонны рассматривать функциональность системы отдельно от её пользовательского интерфейса. При этом предполагается, что ПИ является своего рода дополнением к функциональности системы. Со своей стороны, пользователи программ, как правило, не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. Для пользователей именно ПИ является программой. Для них, если интерфейс хороший, стало быть и сама программа хороша и удобна.

Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через ПИ всю систему в целом, а значит, такое понимание ПИ является слишком узким. В действительности ПИ включает в себя все аспекты дизайна, которые оказывают влияние на взаимодействие пользователя и системы. Это не только экран, который видит пользователь. Пользовательский интерфейс состоит из множества составляющих, таких как:

При создании программного продукта соблюдены следующие принципы.

Принцип минимального рабочего усилия. В программе пользователь вводит данные, если их нет в базе или он может выбрать из списка уже имеющейся информации. Так, например, у наиболее часто используемых команд есть клавиши быстрого доступа.

Принцип максимального взаимопонимания. Система обеспечивает необходимую поддержку пользователю. Это выражается, во-первых, в том, что человек не занимается поиском информации, она представлена в необходимой удобной форме, которая не требует интерпретации или перекодировки. Реализованы различные варианты поиска, информация сгруппирована естественным образом, что значительно может освободить оперативную память пользователя.

Принцип учета профессиональных навыков пользователя. Данная программа реализована таким образом, что даже человек впервые видящий ее сможет вполне быстро разобраться в ней без посторонней помощи специалиста. А для опытного же пользователя никаких задержек в его действиях не возникает, т.к. организована программа стандартным способом. Таким образом, данный интерфейс удобен как продвинутым пользователям, так и новичкам.

Принцип "Обратной связи" также реализован в данном проекте. На этапе основной операции, добавления оказанной услуги, пользователь получает уведомление сохранить или нет введенные или измененные данные, а также получает соответствующие предупреждения на ошибочные действия пользователя.

Обоснование примененных типов диалога. В данном программном продукте были реализованы следующие типы диалога:

Использование данных типов диалога позволяет наилучшим образом сгруппировать информацию, предоставляемую пользователю, таким образом, чтобы на экранной форме не было загромождения не нужной в данный момент пользователю информации. Эта информация отображается на соответствующих окнах, которые сгруппированы по определенному признаку в меню с соответствующими вкладками. Также эти типы диалога являются естественными и привычными для многих пользователей потому что они приобрели широкое распространение во многих программных продуктах.

По результатам выполненной работы по дипломному проектированию, можно сделать следующие выводы:

1) Проведены соответствующие исследования:

- анализ особенностей делового процесса на предприятиях лизинговой деятельности;

- ознакомление с ранее разработанными АИС данного плана;

- проанализированы существующие АИС на выявление достоинств и недостатков той или иной системы.

2) Автоматизированная информационная система, разработанная для ООО "Тольяттинская Лизинговая Компания", полностью соответствует требованиям выдвигаемыми организацией:

- система содержит сведения о клиентской базе компании, заключаемых договорах;

- оперативно отражает текущее состояние и изменение ситуации в процессе деятельности фирмы;

- система реализована в виде базы данных с разделенным правом доступа;

- программой составляются и выдаются отчеты в виде файлов Microsoft Excel и Microsoft Word;

- система полностью соответствует принятой финансовой политике организации;

- с ее помощью можно легко отслеживать выполнение работ каждого сотрудника;

- программный продукт дает возможность просмотра всей истории сотрудничества с конкретной фирмой либо лицом, ее представляющей;

- простой автоматизированный процесс внесения изменений в существующие документы.

3) На основании результатов исследований были разработаны:

- общая модель информационной системы;

- структура документооборота в данной компании;

- структура базы данных клиентов и сотрудников компании;

4) Разработан план графика работ по реализации основных задач разработки АИС на основе модели Ганта. Экономия во времени в результате получилось 16 дней.

5) Выполнены экономические расчеты по схеме:

5.1) Рассчитана стоимость инвестиционных и иных затрат возникающих в процессе создания АИС. Общая сумма затрат составила 73114 рублей;

5.2) Разработана финансовую модель "Внедрение" и на её основе рассчитана оценка экономической эффективности проекта.

- чистый дисконтированный доход ЧДД=452,64> 0

- Срок окупаемости Ток =5 месяцев, N 1

На основании коэффициентов экономической эффективности был сделан вывод об экономической целесообразности проекта.

В результате проделанной работы по проектированию автоматизированной информационной системе для лизинговой компании были составлены вышеуказанные выводы и с их помощью можно сделать следующее заключение: цели и задачи дипломного проектирования полностью соответствуют требованиям данной организации.

В настоящий момент разработанная в данном дипломном проекте автоматизированная информационная система внедрена в ООО "Тольяттинская Лизинговая Компания" и с успехом используется ее сотрудниками.


Список использованных источников

1. Газман В. Д. Финансовый лизинг [Текст]. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2003. – 391с.

2. Красева Т.А. Основы лизинга [Текст]. – Ростов-на-Дону.: Издательств "Феникс", 2003. – 224с.

3. Горемыкин В.А. Лизинг [Текст]: Учебник. – М.: Издательство "Информцентр XXI века", 2006. – 943с.

4. Муратов И.М, Муратов Р.И. Экономическое обоснование дипломных проектов, посвященных разработке программного продукта ИС. [Текст] Учебное пособие / Муратов И.М – Самара: СамГТУ, 2005. - 47 с.

5. Я.С. Сафонов. Охрана труда при работе с видеотерминалами. [Текст]. Учебное пособие. / Л.А. Моссоулина / под общ. ред. д.т.н., проф. Г.Н. Яговкина. Самара, 2001. 77 с.

6. Лизинг: основы теории и практики: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. В.А. Шабашев. – М.: Издательство "КноРус", 2007. – 191с.

7. Клепинин В.Б. Visual FoxPro 9.0 [Текст] – СПб.: BHV-СПб, 2007. - 1216 с.

8. Назаров А.К. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учебное пособие. -Курган, 1993.-119 с.

9. ГОСТ 7.32-2001 СИБИД . (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (ISO 5966-82 Документация. Оформление научных и технических отчетов) [Текст].

10. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам [Текст].

11. ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы [Текст].

12. ГОСТ 7.1-84. СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления [Текст].

13. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы [Текст].

14. ГОСТ 2.321-84 ЕСКД. ГОСТ 2.321-84 ЕСКД. Обозначения буквенные Структура и правила оформления [Текст].

15. ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. (ISO 5807-85 Обработка информации. Символы и условные обозначения схем данных, программ и систем, схем программных сетей и системных ресурсов) [Текст].

16. П.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.

17. Беренс В. Руководство по оценке эффективности инвестиций [Текст]. - М: АОЗТ "Интерэксперт", "ИНФРА-М",1995 - 528 с.

18. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [Текст]. - М.: НПКВЦ "Теринвест",1994 - 80 с.

19. Чен П. Модель "сущность-связь" - шаг к единому представлению о данных [Текст]. //СУБД. - 1995. - №3. - С.137-158.

20. Карминский А. М., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 416 с.

21. Андреева В.И. Работа с документами в делопроизводстве. Документооборот фирмы (на основе ГОСТов РФ ) [Текст]. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997. – 144 с.

22. Артамонова И.Л. Из опыта внедрения автоматизированной системы регистрации [Текст]// Секретарское дело 1997. №3. С.23-26.

23. Бадьина А.В. Электронный документооборот фирмы [Текст]// Делопроизводство 1999. №1. С. 34-39.

24. Бобылева М.П. Вопросы анализа документооборота организации в условиях использования автоматизированных систем [Текст]// Делопроизводство 2001. №1. С. 36-41.

25. Куликов А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России [Текст]. – М.: Деньги и кредит, 2001. – 389 с.

26. Омельченко Л.Н., Шевякова Д.А. Самоучитель Visual FoxPro 9.0 [Текст]. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-608 с.

27. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.М. Тавасиева, проф. Н.М. Коршунова [Текст]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2004. – 320 с.

28. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина [Текст]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 601 с.

Раздел: Информатика, программирование
Количество знаков с пробелами: 128912
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 20


ГОСТ Р 55241.1-2012/ISO/TR 9241-100:2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА

Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств

Ergonomics of human-system interaction. Part 100. Introduction to standards related to software ergonomics

ОКС 13.180 35.180

Дата введения 2013-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 9241-100:2010* "Эргономика взаимодействия человек - система. Часть 100. Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств" (ISO/TR 9241-100:2010 "Ergonomics of human-system interaction - Part 100: Introduction to standards related to software ergonomics", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.

Введение

Серия стандартов ИСО 9241 охватывает аспекты эргономики аппаратного и программного обеспечения, относящиеся к взаимодействию "человек-система". Отдельные стандарты серии ИСО 9241, их взаимосвязи и потенциальные пользователи описаны в ИСО 9241-1.

Серия ИСО 9241 была пересмотрена, а ее область применения расширена от "проведения офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов" до "эргономики взаимодействия человек-система", чтобы охватить широкий диапазон интерактивных систем. Для обеспечения возможности интеграции в серию ИСО 9241 новых стандартов была разработана структура и схема нумерации стандартов этой серии, позволяющая группировать стандарты по предметным областям.

Эргономика - это наука, рассматривающая вопросы взаимодействия человека с другими элементами системы. Эргономисты применяют теорию, принципы, данные и методы эргономики в процессе проектирования для обеспечения сохранности здоровья человека и оптимизации общей производительности системы. Таким образом, эргономика программного обеспечения рассматривает вопросы применения эргономики к программным аспектам интерактивных систем (например, подсерия ИСО 9241-200 посвящена вопросам проектирования, ориентированного на человека).

Примечание - Существует определенное количество стандартов по эргономике программного обеспечения, которые еще не являются частью подсерии ИСО 9241-100. Эти стандарты будут пересмотрены и встроены в подсерию ИСО 9241-100.

В настоящее время существует большое количество международных стандартов, относящихся к проектированию пользовательских интерфейсов, которые могут быть применены в области эргономики программного обеспечения. Они охватывают широкий диапазон потребностей пользователей стандартов, включая эргономистов, проектировщиков, руководителей проектов, менеджеров, работников или их представителей, потребителей или их представителей, поставщиков и работников органов по сертификации.

Настоящий стандарт разработан с целью помочь потенциальным пользователям стандартов по эргономике программного обеспечения понять, какие стандарты следует применять, исходя из собственных потребностей.

Принципы, рекомендации и требования, приведенные в стандартах по эргономике программного обеспечения, помогают предотвратить возникновение у пользователей проблем с пригодностью использования, таких как:

- дополнительные действия, не требуемые для выполнения задачи;

- вводящая в заблуждение информация;

- пользовательские интерфейсы с недостаточной информацией;

- неожиданная реакция интерактивной системы;

- навигационные ограничения при использовании системы;

- неэффективное восстановление после ошибок.

Применение эргономических принципов, рекомендаций и требований также способствует увеличению уровня доступности.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан Техническим комитетом ТС 159 "Эргономика" Международной организации по стандартизации (ИСО).

1 Область применения

Настоящий стандарт позволяет пользователям стандартов по эргономике программного обеспечения определить стандарты, являющиеся наиболее важными для разработки программного обеспечения, получить обзор содержания этих стандартов, понять их роль в установлении требований к пользователю, проектированию и оценке пользовательских интерфейсов и понять взаимосвязь между различными стандартами.

Стандарты по эргономике программного обеспечения применимы ко всем программным компонентам интерактивной системы, которые оказывают влияние на пригодность использования, включая:

- прикладные программы (в том числе интернет-приложения);

- встроенное программное обеспечение;

- программные средства проектирования;

Диапазон стандартов, рассмотренных в настоящем стандарте, включает основные международные стандарты по эргономике программного обеспечения и международные стандарты по процессам и методам, относящимся к эргономике программного обеспечения.

Настоящий стандарт предоставляет сводную информацию по стандартам, которые могут быть использованы представителями следующих профессий:

- специалистами в области пригодности использования;

- работниками или их представителями;

- потребителями или их представителями;

- работниками органов по сертификации.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 эргономика (изучение факторов, влияющих на человека) (ergonomics study of human factors): Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, предполагающая использование теории, принципов, данных и методов для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

[ИСО 6385:2004, определение 2.3]

2.2 пригодность использования (usability): Свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может применять продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.1]

2.3 условия использования (context of use): Пользователи, задачи, оборудование (аппаратное обеспечение, программное обеспечение, материалы), физическая и социальная среда, в которых используют продукцию.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.5]

2.4 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.2]

2.5 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.3]

2.6 удовлетворенность (satisfaction): Отсутствие дискомфорта и положительное отношение к использованию продукции.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.4]

2.7 доступность (accessibility): Свойство продукции, систем, сред или оборудования, при наличии которого они могут быть использованы людьми с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования.

Примечание - Условия использования включают прямое использование или использование с помощью вспомогательных технологий.

[ISO/TR 22411:2008, определение 3.6]

2.8 доступность (интерактивных систем) (accessibility ): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования людьми с самым широким диапазоном возможностей.

Примечание 1 - Понятие доступности включает в себя полный диапазон возможностей пользователей, а не относится только к пользователям с ограниченными возможностями.

Примечание 2 - Понятие доступности, ориентированной на пригодность использования, имеет целью достижение наивысших возможных уровней результативности, эффективности и удовлетворенности в определенных условиях использования, при этом особое внимание уделяется полному диапазону возможностей в пределах совокупности пользователей.

[ИСО 9241-20:2008, определение 3.1]

2.9 интерактивная система (interactive system): Сочетание компонентов аппаратного и программного обеспечения, которое получает информацию, вводимую пользователем, и сообщает ему свой ответ, помогая пользователю в работе или выполнении задачи.

Примечание - Термин "система" часто используют вместо термина "интерактивная система".

[ИСО 13407:1999, определение 2.1]

2.10 пользовательский интерфейс (user interface): Компоненты интерактивной системы (программное обеспечение и аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и возможность управления для выполнения производственных заданий.

[ISO 9241-110:2006, определение 3.9]

2.11 диалог (dialogue): Взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (вводы) и ответных реакций системы (выводы), направленное на достижение цели.

Примечание 1 - Действия пользователя включают не только ввод данных, но и навигационные действия.

Примечание 2 - Понятие диалога охватывает как форму (синтаксис), так и смысл (семантику) взаимодействия.

[ИСО 9241-110:2006, определение 3.2]

3 Международные стандарты и эргономика программного обеспечения

3.1 Польза от применения стандартов, относящихся к эргономике программного обеспечения

Стандарты, относящиеся к эргономике программного обеспечения, предназначены в первую очередь для пользователей интерактивных систем. Именно потребности пользователей стали причиной создания стандартов в области эргономики программного обеспечения. Их применение может способствовать созданию более пригодных к использованию, доступных и логичных пользовательских интерфейсов, которые способствуют повышению производительности.

3.2 Действующие международные стандарты, относящиеся к эргономике программного обеспечения

Читайте также: