Доклад пейзаж 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.

Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

    искали в ней идеальную гармонию; переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями; создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков.

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

  • Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.
  • Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер.
  • Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
  • Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм. . Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
  • Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

От него отпочковались:

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

  • Фантастические — изображающие сказочные, фэнтезийные, небывалые миры. В их числе — футуристические (ландшафты будущего, как правило, технологичные), мистические (с флёром тайны и мистики), сюрреалистические (с парадоксальным слиянием реального и ирреального).
  • Абстрактные — такие творения появились в XX столетии с появлением абстракционизма и родственных ему направлений.
  • Реалистические — точно отображающие действительность (но, разумеется, не фотографически, а через призму художественного видения).

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА РАБОТЫ

ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Правила изображения пейзажа

Шурыгина Дарья Николаевна,

МБОУ "СОШ №97", 3"В" класс

Шваб Юлия Владимировна,

учитель технологии, МБОУ "СОШ №97"

Глава 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства…………. 4

1.1 Краткая история пейзажа………………………………………. 4

Глава 2. Практическая часть…………………………………………6

2.1 Подбор инструментов и материалов…………………………….6

2.2Правила изображения пейзажа………………………………..….6

Список литературы и интернет источников………………………. 9

Мир Искусства прекрасени удивителен. А дорога туданачинается в твоей душе,в твоём сердце.

Б. Неменский.

Тема моей работывыбрана не случайно. Я – творческий человек, люблю рисовать, рассматривать и изучать произведения искусства выдающихся художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Во внеурочное время посещаю творческое объединение "Изостудия". Принимаю участие в различных конкурсах, олимпиадах.

На уроках изобразительного искусства мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы, искусство пейзажа. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир - такой удивительный и очень разный ( Приложение 1 ) , и я задумалась, а какие еще существуют пейзажи. Актуальность выбранной темы состоит в том, что изображение пейзажа дает простор для моей фантазии и возможность разнообразной деятельности.

Объектом исследования является пейзаж. Предмет исследования - углубленное изучение видов пейзажа.

Целью своего исследования я поставила : пополнить знания об искусстве; развитие художественного и эстетического вкуса через такой жанр какпейзаж; выделить правила изображения пейзажа.

В задачи исследования входит:

Найти и изучить в печатной литературе и в интернете информацию о жанре изобразительного искусства - пейзаж;

Проанализировать собранную информацию и составить полный список видов пейзажа с кратким описанием;

Опробовать на практике изображение различных видов пейзажа;

Составить правила изображения пейзажа.

Теоретическая и прикладная значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно ознакомиться с видами пейзажа. Проведенная работа может способствовать проведению новых исследований, ее результаты, а именно правила изображения пейзажа, применимы в учебном процессе при изучении изобразительного искусства.

При изучении данной темы была проведена работа как с учебной так и дополнительной литературой, энциклопедиями и интернет источниками художественной направленности.

Глава 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства

Творенье может пережить века:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело.

Прежде чем изучить виды пейзажа, мне захотелось узнать историю возникновения самого пейзажа, как жанра изобразительного искусства.

1.1 Краткая история пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором главным является природа.

Первые наброски пейзажа в виде контуров гор, деревьев и рек появились в первобытных наскальных рисунках ( Приложение 2 ) . В то время человек делал первые попытки изобразить себя в окружении дикой природы.

Элементы пейзажа можно встретить в искусстве Древней Греции. Залы древнего дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески, настенную живопись с реалистическим изображением людей на фоне моря, садов, горного ландшафта ( Приложение 3 ) .

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в 6 веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство (Приложение 4) . Китайские художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука, цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных (черно-белых) одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда разрешалось рисовать картины лишь на религиозную тему, пейзаж понимался живописцами как изображение среды обитания персонажей (Приложение 5) .

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи 1 (Приложение 6).Работа художников вне стен мастерских давала возможность пристального наблюдения за природой, более натурального изображения меняющейся погоды и освещения. Огромное влияние на пейзажную живопись оказали импрессионисты 2 . Именно они живо и солнечно писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни(Приложение 7).

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце 18 века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804)(Приложение 8).Выбор простой незатейливой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины А.К. Саврасова, И.Левитана, И.И. Шишкина(Приложение 9). С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников.

Традиции пейзажной живописи продолжили художники 20 века. Появились новые направления в пейзаже.

1.2Виды пейзажа

Назначение пейзажа – служить своеобразной творческой лабораторией, где каждый может ставить и решать различные вопросы и задачи, совершенствовать своё мастерство.

Изучив учебную и дополнительную литературу, я обнаружила, что вид пейзажа зависит,главным образом, от тогона чем сосредоточено внимание художника.

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Природные пейзажи в свою очередь имеют деление по изображаемым ландшафтам 3 – горный, лесной, степной (Приложение 10).

МОРСКОЙ – марина, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно (Приложение 11) .

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю (Приложение 12).

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом (Приложение 13) .

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их деталей.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника (Приложение 14) .

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа (Приложение 15) .

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства, изображение заводов и фабрик (Приложение 16) .

КОСМИЧЕСКИЙ пейзаж, изображение космического пространства, звезд и планет, картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирам(Приложение 17) .

Глава 2.Практическая часть

Своеобразие работы над пейзажем заключается в том, что его интересно писать в различных условиях: в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.

После изучения теории, настало время решить каким материалом я буду рисовать, а также составить основные правила изображения пейзажа.

2.1 Подбор инструментов и материалов

Необходимо, приступая к работе над пейзажем, знать не только какое изображение будете создавать, но и каким материалом выполнять тот или иной рисунок. Я люблю рисовать разными материалами, так как каждый дает разное впечатление от картины, например легкость акварели и плотность гуаши.

Карандаш простой . Применяется графитовый карандаш средней мягкости (М и 2М) для предварительного наброска пейзажа перед работой красками и для выполнения графического рисунка.

Немалое значение при работе карандашом имеет резинка . Используется только мягкая и остроугольная, которая не разрушает поверхность бумаги и незаметно удаляет неточности в изображении.

Акварель – самая распространённая водяная краска. Основное свойство акварели – её прозрачность, что приносит в работу над пейзажем воздушность, насыщение светом и трепетом.

Гуашь - плотная краска, позволяющая работать с несколькими слоями, делать цветовую растяжку, передавать насыщенные и глубокие цветовые оттенки.

Кисть . Используются различные по форме кисти – плоские и круглые, по сорту – колонковые, пони и беличьи (для акварели), и синтетика или нейлон (для гуаши), по размеру – тонкие, средние и толстые в зависимости от изображаемого объекта.

Палитра –для проверки цвета, смешивания красок для получения нужного оттенка.

Для своей практической работы я выбрала именно краски, живописный материал. Так как различные способы нанесения краски дают мне возможность почувствовать себя настоящим художником.

2.2Правила изображения пейзажа

Реалистическое изображение пейзажа не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Рисунок, основывается на строго определённых законах построения.

Когда я рисовала пейзажи, заметила, что есть правила изображения которые не зависят ни от выбора вида пейзажа, ни от материала которым выполняется рисунок(Приложение 18).

Вот какие правила у меня получились:

1. Выбор композиции пейзажа. Определите центр, формат и размер бумаги, решите, что важно для вас в пейзаже, а что нет. Для этого откажитесь от изображения всего, что будет отвлекать внимание от основного сюжета картины. Не имеет значения рисуете ли вы с натуры или по фотографии, вам абсолютно не обязательно рисовать каждый маленький куст, столб, дорожный знак и т.п.

2. Линия горизонта. Пейзаж это все-таки изображение связанное напрямую с земной поверхностью, поэтому линия горизонта присутствует почти во всех пейзажах, хоть и не всегда явно. И зависит она от положения художника.

3. Обозначить самые крупные объекты рисунка контурами.

На данном этапе важно определить наиболее значимые, основные объекты нашего рисунка. Слегка нажимая на карандаш, обозначим горы, деревья и замок, а также изгибистую дорогу. Для того, чтобы нарисовать замок, следует наметить сначала общую ширину и высоту, а затем с помощью вертикальных линий наметить основные постройки.

4. Учитывать закон линейной перспективы.

Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. По простому, ближе - больше, дальше - меньше. Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

5. Воздушная перспектива.

Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше. Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.

6.Светотень. Передача объема.

Чтобы придать рисунку объем — необходимо правильно проложить светотень. Высветляем участки там где падает свет, и затемняем там где падает тень. Если не добавить тени, рисунок будет выглядеть плоским.

Все эти правила усваиваются постепенно в процессе работы над любым пейзажем.

В результате проведенного мной исследования я пришла к выводу, что пейзаж занимает очень большое место в художественной живописи.Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде, ведь когда ты рисуешь природу родного края невозможно не полюбить изящные деревья и величественные горы, стройные ряды улиц и покрытые мхом камни мостов.

В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителя. Это вывод я сделала основываясь не только на теоритические знания , но и рисуя каждый вид пейзажа на практике.

А также узнала, что виды пейзажа с историческим развитием человека стали разнообразней, со временем они менялся приобретая индивидуальные черты, и я не удивлюсь, если через некоторое время появятся новые.

После практической части, моего исследования я смогла сформулировать основные правила изображения, у меня их получилось шесть.

Выбор композиции пейзажа.

Обозначить самые крупные объекты рисунка контурами.

Учитывать закон линейной перспективы.

6.Светотень. Передача объема.

Надеюсь они помогут не только мне в дальнейшем, но любому кто заинтересуется таким удивительным и разным видом изобразительного искусства как пейзаж.

Я понял, что многое не знал и многое еще предстоит узнать. Считаю, что на данном этапе решены все поставленные мною задачи, цель достигнута. Собираюсь продолжить изучение данной темы, так как она мне очень понравилась.

Список литературы и интернет источников

История искусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 1997г.

История русского искусства том 1. /Под редакцией М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. - М.,1878 г.

Курочкина П.И. знакомство с пейзажной живописью. С. - П. детство-пресса, 2000г.

Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф.С. - М.: Издательский дом "Искусство", 2002.

Энциклопедический словарь юного художника, - М. Просвещение 1994г.

Энциклопедия рисования / Авт.-сост. М.В, Адамчик – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.: илл.


Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды. Живописцы передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи. Иногда в пейзажи включают фигуры людей или животных. Такие второстепенные элементы называют стаффажем.

Первые пейзажи возникли в Древнем Китае. Европейские же художники долгое время не писали картины природы как отдельные произведения. Пейзаж служил фоном на иконах и портретах, исторических и жанровых полотнах. Самостоятельные пейзажи в Европе появились в XVII веке в творчестве голландских живописцев. А уже в XIX веке пейзаж стал распространенным жанром. Возникли его разновидности: морской, архитектурный, парковый, городской, сельский.

В русском искусстве пейзажи появились в середине XVIII века. Мастера того времени писали, как правило, не конкретную местность, а собирательный идеализированный образ природы, например несуществующие леса или горы.

Расцвет пейзажа в России наступил во второй половине XIX века, когда художники-передвижники открыли для искусства неброскую красоту русской природы. Они изображали ее в любом состоянии: солнечным летним днем, дождливым осенним вечером, морозным утром. Пейзажи писали Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Иван Шишкин и другие мастера. Передвижники путешествовали по России, изображали равнины, опушки леса, луга и речки, старинные храмы и деревенские дома.

К концу XIX века художников стали интересовать сложные, переходные состояния освещения. Живописцы брали этюдники с красками и отправлялись работать на улицу, на открытый воздух — на пленэр. В пленэрных работах они запечатлевали тонкие оттенки заката, сумерек или рассвета.

В первой половине XX века пейзажи писали мастера разных направлений изобразительного искусства: Игорь Грабарь, Павел Кузнецов, Константин Юон, Петр Кончаловский, Константин Коровин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).

Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
  • Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
  • Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, способы и последовательность работы над композицией.

Уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или иллюстративную).

Оборудование, необходимое для урока:

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Гуашь или акварель;
  • Кисти;
  • Баночка с водой;
  • Палитра.

Ход урока:

Вступление (цель) – 3 мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой пройденного материала – 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка – 4-5 мин.

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) – 20-25 мин.

Оформление работы в цвете.

Физ.минутка (1-2 мин. в процессе работы).

Обобщение. Подведение итогов занятия, анализ удачных работ – 5-6 мин.

Содержание урока:

Вступление.

Ребята, начнем наш урок творчества. Ведь творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

Сегодня, ребята, на уроке мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня, красоту живой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной!

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. (Показ презентации)

- Говорили мы с вами об известных музеях изобразительных искусств (Слайд 1). Ваша задача, ребята, назвать правильно музеи (работа на интерактивной доске: ученик к изображению музея ставит нужное название).

- А где, ребята, находятся эти музеи? (ученик на интерактивной доске пишет под каждым изображением музея город, в котором он находится).

- Что же объединяет все эти музеи? Что мы в них можем увидеть? Правильно, произведения искусства.

- И так мы с вами уже приступили к изучению картин, хранящихся в музеях, на прошлом уроке. Кто мне скажет, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом уроке? (отвечают дети)

- О натюрморте! Правильно, так что же такое натюрморт? Давайте, ребята расскажем нашим гостям.

- Натюрморт это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (Слайд 2).

- Ну что ж, ребята, вы молодцы!

- Конечно же, речь сегодня пойдет о пейзаже, еще одним из жанров изобразительного искусства.

- Ребята, а кто мне скажет, что же такое пейзаж и что на картинах изображают художники? (отвечают дети)

- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания (Слайд 4).

Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

- Уже лепестки распустились и отзвенела капель!

На яркой апрельской палитре разводит весну акварель! (Слайд 5)

- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!

Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их (Слайд 7).

Существует линейная и воздушная перспективы.

Линейная перспектива:

  • Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе - больше, дальше - меньше. Рассмотрим фото с изображением пейзажа и картину, написанную художником. Использовал ли художник это правило перспективы? (ответы детей).
  • Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта (Слайд 8). Посмотрим фото с пейзажем и снова сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим правилом? (отвечают дети).

Воздушная перспектива:

  • Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше (Слайд 9).
  • Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Давайте посмотрим на фото и картины. Все ли получилось у художников? (ответы детей).
  • Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше (Слайд 10). И так посмотрим на фото и картины художников.

Посмотрите, ребята, как точно и удивительно реально художники передали красоту облаков.

А сейчас мы закрепим, полученные знания о перспективе, прежде, чем начнем работу над весенним пейзажем.

Собери пейзаж по правилам перспективы (Слайд 11). На интерактивной доске вам, ребята, необходимо расположить элементы пейзажа на фон, по правилам перспективы.

- Ты справился, молодец!

Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию весеннего пейзажа в своих альбомах. Сейчас мы с вами рассмотрим основные этапы рисунка (Слайд 12). 1- фон, 2- лес на линии горизонта и река на переднем плане, 3- проталины, 4- солнце и облака, 5- деревья.

- За работу ребята, смелее! Удачи вам.

- И снова, ребята, за работу! С новыми силами и прекрасным настроением заканчивайте свою работу.

И так, ребята, работа завершена и сейчас мы устроим маленький вернисаж (через документ – камеру удачные работы учащихся проецируются на интерактивную доску, идет обсуждение рисунков).

Урок заканчивается и мне хотелось бы услышать, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке (Слайд 13) (термины: пейзаж, линейная и воздушная перспектива).

Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание и активную работу на уроке.

Домашнее задание: любоваться весенней природой и картинами известных художников, в которых со всем великолепием передается красота весны.

Читайте также: