Образование в россии кратко доклад

Обновлено: 16.05.2024

Любая сфера в жизни человека является важной. Будь это культура, спорт, наука, медицинское обслуживание или нравственная сторона его жизнедеятельности. Но ни одна из них не может существовать без еще одной значимой сферы социальной жизни - образования. Этот процесс представлен целой системой, у которой есть своя структура.

С самого раннего детства ребенок имеет отношение к вопросу - что ждет его в будущем. Перед каждым из нас был не один путь. На раннем этапе мы зависим от взрослых, своих родителей, благодаря которым погружались в одно из звеньев системы образования - дошкольную.

Следующий этап, который является основой для будущего заработка, формирования правильного мировоззрения - это школьный период.
После этого пути некоторых юношей и девушек расходятся. В зависимости от степени подготовки их в предыдущем звене, ребята либо следуют в университет для дальнейшего освоения программ, либо в колледж. В подобных заведениях учебный процесс изменяется в объеме, усложняется, но становится более интересным и познавательным.

Таким образом, каждый из нас знаком не понаслышке со структурой системы образования, пройдя на протяжении своего жизненного пути детский сад, получив общее образование, окончив начальное, основное звено и средние классы. Однако вслед за профессиональным образованием у некоторых людей появляется возможность приблизиться к более глубоким, качественным знаниям, поступив, например, в аспирантуру.

На этом система образования не обрывается, так как человек имеет полное право и свободу продолжать усовершенствовать и развивать, пополнять любым другим способом имеющийся багаж знаний, занимаясь самообразованием.

Благодаря желанию и упорству можно превратить свою жизнь в постоянный процесс обучения. Под влиянием каждого элемента этой системы происходит серьезный процесс привыкания к тем, нормам, которые диктует общество и современная система образования.
В настоящее время существует немало реформ, которые время от времени внедряются - либо улучшая, либо искажая какую-либо из сторон системы. Но современный человек, обладая стрессоустойчивостью, гибкостью, способен принимать любые испытания, подстраиваясь к подобным изменениям.

Таким образом, можно говорить о том, что система образования - это прогресс. Ведь несмотря на то, что в цивилизованном настоящем мире существует немало незаменимых новейших технологий в любой отрасли жизни человека, с каждым годом обществу необходимо обновление знаний, усовершенствование умений и навыков. А это не может происходить независимо от нашей системы образования. Мы должны быть готовы к изменениям, но должны помнить, что основа системы обучения - знания, которые неизменны в любые времена. Залогом успешного карьерного роста, достойного заработка в будущем является следование каждому этапу системы образования в нашей стране, выполнения ее требований в любом учебном заведений, преодоление любых преград на пути к цели.

Вариант №2

Образование, которое человек получает в школе является основным. Образование является отражением времени, в котором живет общество. Образование необходимо постоянно реформировать и это не легко. Главное то, что сложно проводить реформы в системе образования, которая не обеспечена должными ресурсами для этого, это касается как инфраструктуры, так и преподавателей.

Если сравнивать систему образования СССР и нынешней России, то естественно при союзе образование было жестким, благодаря строго выполняемым учебным планам, которые были для всех школ одинаковые. Главным было, дать детям знания исключительно в определенных предметах и не более. В основном это были инженерные науки. Гуманитарным предметам уделялось немного времени. Учебный курс как правило был везде одинаковый и строго утверждался правительством. Учебники и другая литература были также одинаковые, бесплатные.

СССР уже не существует, а современная Россия перестраивается под новый лад жизни, соответственно происходят изменения и в системе образования. Образование стало более гуманным, индивидуальным, открытым для новых решений. Появилось множество разнообразных учебных заведений, начиная от специализированных школ и училищ и заканчивая институтами и университетами. Стали развиваться и негосударственные учреждения. Сегодня человек может проявить себя во всех известных сферах, благодаря разнообразию учебных заведений. Но, частные учебные заведения не мешают в общем системе образования быть федеральной и централизованной. Если сравнивать структуру российского образования, то ее можно сравнить с немецкой, только весьма в упрощенной форме.

Первые знания человек получает благодаря дошкольной системе образования. Знания даются детям в детских садиках. Дети начинают ходить в сад с 1-2 лет и до 6-ти. За это время воспитатели дают детям элементарные знания, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе. В школу ребенок поступает с полных 6-ти лет. Начальной школой читается первые 4 года учебы. Сегодня родители могут отдавать своих детей не только в обычные школы, но и гимназии, лицеи. В таких заведениях также, как и в школах дети учатся 11 лет.

После окончания начальной школы, ученик переходит в 5-й класс. Теперь необходимо проучиться 5 лет до 9-го класса. Это называется средняя школа. Когда ученик заканчивает 9-ть классов, то ему вручается аттестат, который говорит о том, что человек получил общее среднее образование. После окончания 9-ти классов, человек имеет право продолжить учебу в школе, либо поступить в техникум или колледж.

Для получения полного среднего образования, необходимо закончить 11-ть классов школы. С данным аттестатом у человека появляется возможность поступать в ВУЗ. В высшее учебное заведение можно поступить также после училища, колледжа или техникума.

В ВУЗе человек по его окончанию получает степень бакалавра, специалиста или магистра. Диплом является подтверждением того, что человек имеет высшее образование. Человек может так же остаться в ВУЗе и продолжить заниматься научной деятельностью. Это дает возможность в дальнейшем получить степень кандидат наук, а потом и доктор наук.

Образование - одна из основных форм современной культуры. Образование влияет на все сферы общества, и улучшает их деятельность. Без образование невозможна современная жизнь, функционирование современного общества. Образование сейчас получают люди всех возрастов и социальных классов. Раньше такое всеобъемлющее образование было невозможно. А сейчас всеобщее образование стало необходимостью, которая позволяет российскому обществу правильно и гармонично развиваться.
Но в сфере образования государство придерживается определённых нормативов. Это позволяет избежать хаотичности и нарушений прав граждан.

Основывается образование в Российской федерации на Положениях Конституции и Федеральных законах. В данных законах обозначены следующие нормы образования.

1. Для российского государства образование является одной из главных сфер жизни.
2.Образование в РФ проводится только с соблюдением законов РФ.
3. Бесплатным в РФ является дошкольного, начальное общее, основное общее, среднее общее и начальное профессиональное образование. Дальнейшее образование тоже можно получить бесплатно, но набор студентов в этом случае осуществляется выборочно. 4.Бесплатное среднее профессиональное и высшее образование государство может предоставить, если будущий студент обучается впервые.
5. Получать образование может любой гражданин Российской Федерации.
6. Ограничить доступ к профессиональному и высшему образованию могут только представители власти.
7. Все граждане могут получать школьное образование на родном для них языке.
8. Законодательство республик предусматривает все возможные аспекты изучения национальных языков.
9. Гражданам с инвалидностью образовательные учреждения обязаны помочь в адаптации и освоении программы.
10. Нормы образования создаётся и изменяются государством. Однако государство создаёт условия для дополнительного образование, в том числе самообразовательной деятельности.
11. Все российские образовательные учреждения выполняют законодательные стандарты РФ.
Изменять и модифицировать систему образования может только Правительство РФ.
12. Образовательные учреждения должны быть недоступны для посторонних организация.
13. В образовательных учреждениях не должна происходить религиозная или политическая пропаганда.
14. Образование в государственных и образовательных учреждениях должно носить нерелигиозный характер;
15. Образовательные учреждения должны придерживаться принципа свободы мнений и плюрализма.

Специальное образование

В государственных исправительных учреждениях тоже существует образование. Это не только общее образование для несовершеннолетних, но и различные формы дополнительного образования. Заключённые проходят курсы иностранных языков, изучает лепку и ковку изделий, учатся живописи. В больницах, в которых пациенты проводят большое количество времени, также есть образование. Взрослые и дети во многих больницах имеют право находясь в больнице, получить общее или среднее образование. Также для них проводятся образовательные курсы. Часто бывает также, что находящиеся в заключении или больнице люди уделяют много времени самообразованию. Намного больше, чем уделяли раньше.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное получение знаний и умений, направленное на совершенствование личности. Самообразование всегда повышает культурный уровень человека, развивает его интеллект, улучшает мышление и развивает внутренний мир. Величайшие умы средневековья, нового времени и древности добились таких ошеломляющих успехов за сёт самообразования. Занимаясь самообразованием, человек добирает нужные и полезные навыки, знания и умения, которые не смог получить в образовательных учреждениях. Благодаря самообразованию повышается также профессионализм граждан. Самообразовательная деятельность практически ничем не ограничена. Ресурсы сети Интернет, библиотеки, клубы, дома культуры предоставляют практически неограниченные ресурсы для самообразования граждан.

Образование лиц с инвалидностью

Большинство культурных учреждений (библиотеки, театры, музеи, школы, дома культуры) являются бесплатными для инвалидов. Такое решение государство приняло для улучшения качества жизни лиц с физическими или психическими недостатками, а также для улучшения уровня их адаптации к окружающему миру. Многие учреждения (например, библиотеки) даже стоимость платных услуг для лиц с недостатками делает в два раза меньше. Это привлекает эту категорию граждан в культурные учреждению, и способствует саморазвитию граждан с недостатками.

Обучение граждан с инвалидностью

При поступлении в высшее учебное заведение гражданам РФ предоставляются льготы. Во многих вузов были поставлены пандусы, названия кабинетов со шрифтом Брайля, электронная озвучка учебной программы для слабовидящих. Эти меры так же повышают образованность населения, и обеспечивают интеграцию лиц с недостатками в культурную среду.

Экологическое воспитание

На данный момент государство ввело во все учебные заведения основы экологического образования. Эта мера была предпринята из-за плохого состояния окружающей среды в России. При непрерывном экологическом образовании повышается осведомлённость населения в вопросах экологии, воспитанность. Формируется также бережное отношение к природе России и её экологическим ресурсам.

1.Образование в государственных и образовательных учреждениях должно носить нерелигиозный характер;

2.Образовательные учреждения должны придерживаться принципа свободы мнений и плюрализма.

Современное образование может позволить гражданину РФ обучаться в любой удобной для него форме, в любом учебном заведении, и по любой системе.

Разные системы образования

На данный момент существуют разные системы обучения. К примеру, школы Монтессори или школы для детей с повышенным коэффициентом IQ.

Такое образование позволяет детям не чувствовать себя ущемлёнными и развиваться со свойственной им скорость. Программа таких учреждений адаптирована под ускоренные темпы развития учащихся и особенности их мышления.

Современность

Этот принцип обеспечивает комплексность и полноту образования. Это значит, что жители регионов и городов имеют право обучаться по своей профессии, получать дополнительные профессиональные навыки на бесплатной основе.

Интегративность

Сейчас все типы образовательных учреждений контактируют между собой. Причём не только учреждения, находящиеся на одном уровне, но и на находящиеся на разных уровнях обучения (например, вуз с вузом, вуз со школой). Профессиональные средние учреждения всё чаще рассматривается как образовательная ступень, которую нужно пройти, чтобы поступить в высшее учебное заведение.

Современное образование приобщает человека к общечеловеческим ценностям, воспитывает в нём силу воли и самостоятельность, а также способность быстро адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру. В этом и состоит его особенность.

Система образования

Система образования

Лавровый лист – это листья лавра благородного, кустарника или дерева, произрастающего в условиях субтропического климата. Является наиболее часто используемой приправой при приготовлении блюд. Лавровый лист добавляют к супам, гуляшам,

Столетняя война оставила огромный след в мировой истории. Столетняя это так прозвали кровопролитную, 116-ти летнюю войну. Конечно были небольшие перерывы и если разобраться то, конфликт состоял из большой серии коротких войн. Все просто,

Наверное, каждому известно о том, что земля является огромных размеров магнит, при помощи которого образуется магнитное поле. Да и ученые доказали, что оно действительно существует. Кроме этого магнитное поле находится вокруг нашей планеты и защищает

Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4 - 6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Особенности системы образования

В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

  • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
  • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
  • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
  • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

Особенности системы образования

На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

  • Образовательные организации.
  • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
  • Органы управления.

На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

Система Особенности
централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

Система образования в России является единым и целенаправленным процессом обучения и воспитания. В Конституции РФ (статья 43) закреплены права российских граждан на бесплатное получение знаний в средней школе. Поступить на бюджетное отделение в высшее учебное заведение можно на конкурсном основании. Тем, кто отправляется за высшим образованием во второй раз, за обучение придётся платить.

Система образования в России

Структурные особенности

К российской системе образования относятся различные программы, требования и образовательные стандарты, закреплённые на законодательном уровне. Эта структура также включает в себя органы управления (в том числе на муниципальном и федеральном уровне), организации, осуществляющие контроль обеспечения образовательной деятельности, и многочисленные учебные заведения.

Современный воспитательный и обучающий процесс подразделяется на 4 типа. В некоторых таблицах виды образования в РФ представлены тремя видами. Так или иначе, но на текущий момент существует следующая общепринятая классификация:

Общее образование

  1. Общее образование (первый уровень).
  2. Профессиональное образование (второй уровень).
  3. Дополнительное образование (без уровня).
  4. Профессиональное обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации). Иногда этот элемент образовательной программы объединяют с предыдущим.

Гражданин имеет право на обучение на протяжении всей своей жизни (так называемая система непрерывного образования). До нововведений 1996 года дошкольное образование, ныне входящее в обязательную общеобразовательную программу знаний, являлось отдельным пунктом.

Первый уровень

В России общее образование является обязательным и общедоступным уровнем, направленным на развитие и формирование личности человека, его основных навыков (в том числе социальных и коммуникативных), а также на осознание своего профессионального призвания. Первый образовательный уровень делится на свои компоненты. К ним относятся:

Дошкольное образование

Экзамен

  1. Дошкольное образование. Цель — воспитать и обучить детей возрастом от двух месяцев до семи лет, а также привить молодому поколению основы гуманизма и трудолюбия с акцентом на развитие мышления ребёнка. Может осуществляться как в специальных учреждениях (детских садах), так и родителями на дому.
  2. Начальная школа. В РФ этап длится 4 года. Ребёнок за это время знакомится с основами арифметики и математики, русского языка, литературы, внеклассного чтения, информатики, природоведения и некоторых других предметов (их количество, характер и глубина изучения зависят от учебного заведения).
  3. Общеобразовательная школа (с 5 по 9 класс). Этот период является одним из важнейших в жизни школьника, он определяет его интересы в жизни. В современной России по окончании девятого класса устраивается итоговый экзамен (ОГЭ), необходимый для контроля полученных навыков и знаний, а также для поступления в учебные заведения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи).
  4. Старшие классы школы (с 10 по 11). Цель — подготовить ученика к поступлению в вуз. Учебный курс включает в себя углублённое изучение приоритетных предметов, а также некоторые новые дисциплины. По завершении проводится Единый государственный экзамен. В 2019 году русский язык и математика — обязательные предметы, а третью дисциплину выбирает выпускник.

Учитывая тот факт, что каждый год происходят какие-нибудь изменения в процедуре проведения экзамена либо в особенностях сдачи предметов, родителям крайне важно отслеживать все эти новшества. К примеру, с 2019 года вводится новое задание по русскому языку (№ 21, на знание пунктуации), а по истории теперь нужно очень осторожно цитировать источники во избежание снижения оценки.

Высшие учебные заведения

Важным уровнем образования в РФ является обучение в высших учебных заведениях. Подготовка кадров также делится на 4 пункта, два из которых могут проводиться на бесплатной (бюджетной) основе. Подобная структура выглядит следующим образом:

Бакалавриат

Магистратура

  1. Бакалавриат. Диплом представляет собой документ, присваивающий квалификацию бакалавра (после сдачи выпускной работы) и подтверждающий завершение высшего образования. Также он даёт право продолжить учёбу в магистратуре. Срок обучения — 4 года.
  2. Специалитет. Хоть европейское сообщество планирует отказываться от использования этой квалификационной степени, в России она является более чем востребованной. Подразумевается, что специалитет даёт студенту узкую специализацию, а значит, он является более профессиональным работником в своей сфере. Срок обучения — 5 лет.
  3. Магистратура. Получение академической степени магистра подготавливает студентов для управленческой или научной деятельности. Срок обучения на базе бакалавриата — 2 года.
  4. Кадры высшей квалификации. Сюда входят программы аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Получение квалификации высшей степени напрямую влияет на должности, которые будет занимать человек по окончании обучения.

К принципам образования в РФ относятся разные формы обучения. Среди основных — очная или дневная, заочная (сочетающая в себе черты самообучения), а также очно-заочная, называемая иногда вечерней. Помимо этого, существуют и некоторые другие формы аттестации, к примеру, экстернат, семейное образование, сетевое и дистанционное обучение при помощи интернета.

Дополнительное обучение

Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей в развитии интеллектуальных, физических, творческих, духовно-нравственных и иных человеческих ресурсов существует услуга дополнительного образования. Как правило, программа обучения в таких заведениях может быть похожа на обычную школу — имеются классы, по завершении которых ученик сдаёт контрольный экзамен с целью проверки полученных знаний и получения допуска на следующий уровень. Основные направления бывают следующих видов:

Художественные науки

Туристические и краеведческие кружки

  1. Художественные науки — музыкальные, художественные, хореографические и литературные кружки, а также специализированные школы. При наличии желания и навыков ученик имеет возможность продолжить обучение в колледжах и техникумах, а в дальнейшем реализоваться как творческий человек с высшим образованием, закончив академию искусств, консерваторию и пр.
  2. Физкультурно-спортивные кружки и секции. В зависимости от показанных результатов школьник может участвовать в общероссийских либо международных соревнованиях в составе команды или в одиночку. Существуют специальные физкультурные вузы (один из примеров — НГУ физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта), позволяющие получить спортсменам высшее образование.
  3. Туристические и краеведческие кружки. Основная цель — возбуждение интереса к истории своего города, края, республики, а также развитие географических познаний.
  4. Технические молодёжные секции. Пользовались большой популярностью в СССР. Среди современных направлений особо популярны инженерно-космические достижения, робототехника, а также отдельные виды цифрового дизайна и программирования.
  5. Социальные группы помощи населению. Сюда следует включить волонтёров, защитников животных, устроителей мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни и пр.

В большинстве случаев по окончании дополнительного обучения ученик получает сертифицированный диплом, который иногда может стать плюсом для абитуриента (к примеру, участие в кружке программистов для тех, кто выбрал направление по информатике).

Любопытно, что во многих странах мира такой опыт внешкольного образования является по большей части уникальным. Некоторые государства (Израиль, Япония) позаимствовали систему кружков, которая предоставляет школьнику на выбор спортивную, художественную или национально-историческую секцию.

Переподготовка и повышение квалификации

Если человек не имеет нужного образования либо захочет в короткий срок обучиться новой специальности, существует возможность переподготовки или профессионального обучения. Отдельные фирмы, организации и предприятия организовывают обучающий процесс за свой счёт. Однако нужно заметить, что в большинстве случаев он является сугубо прикладным и не может сравниться по своей эффективности с получением полноценного образования в вузе. Типичный набор специальностей таков:

Парикмахер

  • парикмахер;
  • кассир;
  • слесарь-электромонтажник, монтёр;
  • охранник (4—6 разряд);
  • радиомеханик;
  • маляр;
  • продавец.

Средний срок обучения составляет от 2,5 до 6 месяцев. Стоимость варьируется от 8 до 30 тысяч рублей за курс. Многие такие профессии имеют не самую лучшую характеристику, но у любого работника помимо повышения своей квалификации есть возможность устроиться на заочную либо дистанционную форму обучения.

Управление и контроль

Основные управляющие функции осуществляет Министерство образования и науки. Согласно схеме ступеней образования в России государство осуществляет лицензирование, аттестацию, аккредитацию, подтверждение и нострификацию документов при помощи Федеральной службы по надзору в образовательной и научной сфере. Эта организация также выполняет следующие функции:

Образование

  1. Разрабатывает и проводит в жизнь единую политику в этой области.
  2. Организовывает предоставление высшего и дополнительного профессионального образования.
  3. Утверждает федеральные государственные стандарты, понятия, определения и требования.
  4. Создаёт, реорганизует либо ликвидирует государственные образовательные организации, контролирует их деятельность.
  5. Устанавливает и присваивает почётные звания, государственные награды и поощрения.
  6. Прогнозирует необходимость тех или иных кадровых ресурсов в зависимости от состояния рынка труда.

На муниципальном уровне контроль за проведением единой образовательной политики в Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.

Помимо содержания учебных заведений в надлежащем виде местная власть должна вести учёт детей, которые подлежат обучению по общеобразовательным программам, а также создавать все необходимые условия для присмотра и ухода за ними.

Гост

ГОСТ

Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.

Основу системы образования составляют:

  • дошкольное образование (ясли, детские сады);
  • начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
  • среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
  • высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.

Особенности образовательной системы

Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:

  • существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
  • государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
  • исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
  • педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).

Разделы в структуре системы образования

Схема 1. Разделы в структуре системы образования

Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:

  • образовательные организации;
  • государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
  • органы управления.

Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.

Системы управления образованием

Системы управления образованием

Структура образовательной системы России

Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:

  • преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
  • федеральные госстандарты и требования;
  • сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
  • лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
  • организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
  • организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
  • органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
  • объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.

На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.

Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.

Читайте также: