Мастера злынки доклад 4 класс

Обновлено: 14.06.2024

Злынка - самый маленький город Брянской области, расположен на юго-западном участке трассы А-240.

Население - 5460 чел. (2017г.) и последний крупный населенный пункт автодороги до белорусского г.Добруша.

Одно из самых красивых зданий Злынки - Особняк Осиповых.

В 1910-е годы Евфимий Фёдорович, старший сын Фёдора Игнатьевича Осипова, преемник и владелец его злынковской спичечной фабрики, построил для себя деревянный дом.

Дом строился где-то в 1910-1912 годах. Особенностью построенного здания являлось его отделка деревянной кружевной резьбой, которая и ныне не утратила своей привлекательности.

За сто лет в этом здании пребывал и первый Совет рабочих депутатов Злынки, и штаб Богунского полка Н.А.Щорса.

В Новозыбкове с 2015 года ведутся реставрационные работы по восстановлению особняка брата Евфимия Фёдоровича - Григория Фёдоровича Осипова. (Внутренний туризм: Новозыбков)


Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке (улица Карла Маркса, 17а, 19).

Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов - летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), - нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием.

Церковь Вознесения (Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ))

Церковь Николая Чудотворца

Открыт 9 мая 1990 года в память погибшим землякам в Великой Отечественной войне.

В 2013 году Мемориал Славы отреставрировали и были открыты памятные доски злынковчанам, погибшим в локальных конфликтах.

Расположен на окраине города на кладбище. Сооружен в 1903-04 годах на месте находившейся здесь с 18 века молельни старообрядцев (беспоповцев).

Бревенчатые стены здания рублены без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный ярусный храм с традиционным композиционным построением и неоклассицистическим, характерным для начала 20 века убранством фасадов.

Литература и источники информации:

Клинцы.Инфо рассматривает предложения о сотрудничестве по организации туров и развитию внутреннего туризма в Брянской области.

Деревянная резьба знаменита своей витиеватостью, лёгким облачным кружевом, которое украшает окошки, крышу, двери домов. Такой способ работы с деревом известен с Х века на Руси, но для украшения домов мастерство набрало силу только к XVII веку. История осталась не только в книгах и архивах, в городке Злынка осталось много резных домиков. Прогулка среди них сродни прыжку во времени. Да, жители города даже не особенно и замечают эту красоту, она им привычна. А вот гостей любование резьбой всегда вдохновляет. Итак, что интересного покажет нам Злынка?

Народные умельцы для города

Местные умельцы в 60-70-е годы XIX века начали осваивать украшение деревянных домов резьбой. Искусство древнее, пришло из глубины веков, оттого сегодня такие строения кажутся нам вехами истории, и не зря ведь.

Уровень мастерства быстро стал высокотехничным, изделия показывали изобретательность каждого творца, разнообразные завитушки и элементы. Узоры поражают своим хитросплетением. У местных зодчих были свои особенности, что не одно десятилетие привлекает творческих специалистов разной направленности: домики изучают архитекторы, художники, журналисты, историки.

В истории осталось имя родоначальники резьбы по-злынковски. Ими были Спиридон Филатьевич Корягин и Александр Иванович Сычев. Именно эти люди отдали свою душу разработке мотивов и приёмом резьбы. Не лишним будет оставить в памяти имена их подмастерьев, впоследствии ставших соратниками. В Злынке остались в истории имена Я.М. Гарбузова, К. С. Корягина, П. Н.Силина, Ф. Р.Силина, И. В. Овчинникова, И. Осипова, И. Г. Савенкова, П. Е.Кашеварова, Ф.К.Новикова.

Где же находится кружевной городок? Его вы найдёте в Брянской области, в 225 км от Брянска. Это совсем небольшой город — посад, в 6000 жителей.

Прогулка может занять всего пару часов. Куда идти? Первыми постройками, которые вызовут смешанные чувства восторга и восхищения будут Купеческое подворье (лесхоз), особняк купца Осипова и другие постройки из прошлого брянщины.

Купеческое подворье стоит с конца XIX столетия на Республиканской улице. Длинная сторона дома располагается вдоль улицы. В прямоугольную постройку входят со двора. Да, сегодня здесь нет и следа прежней планировки, всё переделано. Красота осталась только снаружи. Богатство украшенных наличников неописуемо!

Резные наличники и карниз характеры для Злынковских деревянных домов. Здание считается памятником архитектуры и пример владений зажиточных застройщиков XIX века.

Далее отправляйтесь к особняку Купца Осипова, когда-то бывший жилым домом состоятельного владельца. Административное здание находится тоже на улице Республиканской, №203. Убранство характерное, выдаёт историческую эпоху, ушедшую от нас во времени. Видимо, мастерам пришлось немало потрудиться для создания такого нежного облика фасада!

Застройка последней трети 19 века, но в начале создания Советского Союза, дом был отдан под исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов. Да, дом стал связующим звеном исторических эпох, тем интереснее на него смотреть.

Старинная планировка частично осталась: здание внутри коридорного типа с примыкающими к нему помещениями. На мансарде и балконе есть свой декор: прикрывающие их кокошники.

Пройдитесь по улице Красной, спорим, вы без труда найдёте самый прекрасный дом, даже не зная, что его номер 35? Другие красивые строения стоят на улицах Республиканской и Ленинской.

Предлагаем пройтись по фотогалерее прекрасных домиков тихого городка:

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия и презентация к нему на тему: "Крестьянская изба. Мастера Злынки. Резные кружева" разработаны в соответствии с программой курса духовно-нравственного направления "Брянский край" для учащихся 4 класса. Занятие может быть использовано в любой местности.

Тема: Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.

Цель: изучить назначение основных деталей и украшений крестьянского дома.

познакомить с назначением основных деталей и украшений крестьянского дома;

воспитывать чувство уважения к культуре предков;

развивать речь, творческие навыки.

Планируемые результаты:

определять и распознавать основные детали крестьянского дома, элементы украшений дома.

Формируемые УДД:

Выделять и формулировать познавательные цели;

Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

Искать и выделять необходимую информацию о крестьянском доме.

Ставить учебную задачу;

Оценивать качество и уровень усвоения материала о деталях и украшениях крестьянского дома, его внутреннем убранстве и назначении предметов мебели.

Сотрудничать с учителем и сверстниками;

Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

Уважительно относиться к истории и культуре народа своей малой родины.

Ход занятия:

Самоопределение к деятельности. (макет дома)

Когда - то люди жили без крыш над головой,
Защитой скалы были и леса кров живой.

Мелькает год за годом, идет за веком век,
Зависеть от природы не хочет человек.
Полезные орудия, создав своим трудом,
Сильнее стали люди, и вот построен дом.

Но долгий путь лишь начат,
Дом прост еще, суров.
Пока одна задача – иметь надежный кров.

Пройдут тысячелетия, и люди разных стран
Внесут в постройки эти уменье и талант.
Народные мотивы, обычаи, уклад
Дом сделают красивым на свой особый лад.

– Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Цель? (крестьянский дом; узнать о деталях крестьянского дома, его украшениях) (1 слайд)

Новый материал. (2 слайд)

– Наши предки знали, где можно строить дом, а где нельзя, какое дерево можно брать, когда его лучше заготовить, а потом ещё надо было уметь бревна обтесать, знать как их сложить, чтобы дом не развалился, вырезать обереги - украшения и чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо, не тяжко. Долго присматривались – приглядывались, а то и “знака” ждали – то ли свет мигнёт, сквозь облака пробьётся, то ли птица пролетит да в заветное место сядет, то ли зверь, мимо идущий, особо глянет – стало быть, место доброе, богами отмечено, можно селиться, можно избу ставить…

– Первое, что нужно было сделать, - защитить место будущего дома, поэтому окапывали его кругом – знаком неба и солнца – чтобы отпугнуть все недоброе. А в середину сажали берёзку.

– Редко, когда человек сам себе дом ставил – звал родню и всех добрых людей на помощь, чтобы быстрее управится, чтобы лучшие мастера своё умение показали, чтоб дом краше был, наряднее, милее. А потом сам шёл другим помогать, когда в том надобность была.

– Дерево для дома тоже не вдруг выбирали, ведь у каждой породы - своё предназначение. Заготавливали его зимой, когда самый мороз, что тоже по-своему объясняли: “Спит дерево, ему не больно!”. Можно, конечно, и по - другому объяснить - соки не бродят, дольше дом стоит, но, как по-доброму, как красиво - “ему не больно!”

–Прочитайте в учебнике и скажите, какие породы деревьев рубили для строительства дома? (на доске указаны страницы: 34-35) + (3 слайд) с ответами – хвойные породы, которые падали верхушками на восток

–А какие деревья были непригодны для постройки дома? Почему? (слайд с ответами) – молодые и старые, сухостой, священные: деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви

–В глубокой древности славяне-язычники начинали строительство дома с жертвоприношения. В жертву приносили домашних животных или птицу и закапывали в угол будущего дома. Археологи при раскопках жилищ находят кости этих животных. Сегодня при строительстве дома существует традиция закладывать монету в главный угол сруба.

– Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб. (4 слайд)

–Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу (центральная балка потолка) (5 слайд)

–В неё вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку. Считалось – чем больше детей, тем богаче семья.

–После этого ставили двускатную крышу – шапку здания. Конь-оберег завершал собой длинное выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывало стык обоих скатов крыши. Его так и называют – конёк крыши (конь – помощник крестьянину и в труде, и в бою, и в пути). Это название существует и сегодня (верхняя часть крыши). Кроме коня, в качестве оберега могли быть птицы. (6 слайд)

– Окна – очи, глаза на лице дома, свет и связь с внешним миром, поэтому наличники – самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше называли лоб), т. е. передняя часть крыши. Здесь же находится лобовая доска. На выступающие края кровли (крыши) закрепляли узорные доски – причелины – считалось, что они оберегают от злых духов. (7 слайд)

Ф/пауза. (8 слайд)

Спали. Утро.
Вот проснулись,
Встали, потянулись.
В избе вымели полы
И на улицу пошли.
Там работу всем нашли:
Курочек кормили
И коров доили.
Сено мы косили
И дрова рубили.
В полдень отдыхали
И снова работать продолжали.

Продолжение работы. (9 слайд)

– Каждый дом был украшен с особой выдумкой. Причелины, наличники, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Деревянное кружево поразительно красиво и разнообразно!

–Во всех сёлах Брянского края всегда были мастера, которые любили украшать свои дома. Но особой изобретательностью и неповторимостью отличались узоры на домовой резьбе у жителей города Злынка. (10 слайд)

–Злынка является самым маленьким городом в Брянской области. Там проживают пять с половиной тысяч жителей. Основан город в 1700 году. Чем же стал известен этот небольшой город? (Работа в группах; выданы листки-помощники, где искать информацию: 1гр. – о спичках, 2 гр. – о наличниках, 4 гр. – о телегах и т.д. , 3 гр. – о кузнечном деле) Проверка –(11 слайд )с появляющимися ответами!

– Особое внимание уделим сегодня украшению домов в Злынке.(12-15 слайды)

В последней трети XIX и в начале XX веков в Злынке работали Корягин Спиридон Филатьевич и Сычев Александр Иванович - это родоначальники злынковской деревянной резьбы, те, кто первыми принялись за разработку принципов, мотивов и приемов резьбы, получивших в дальнейшем большое развитие и распространение. К ним примыкают их ученики и сотрудники: Гарбузов Я. М., Корягин К.С., Силин П.И., затем идут Силин Ф.Р., Овчинников И.В., Осинов И., Саль­ников И. Г., Кашеваров П.Е., Новиков Ф.К. Мастера-каменщики: Титов Ф.И., Матреничев М.П., Бобылев Ф. М. с сыновьями, Погудины И.Н. и Я.Ф., Колесников Ф., Сычев А. с сыном; кузнецы: Рубцов А. с тремя сыновьями, Любимов П., два брата Умновы, Смирнов Д., братья Арте­мьевы, Титов П.Ф. и другие.

Практическая часть.

–А сейчас мы попробуем построить свой дом и украсить его. Перед работой мастера завязывали на голове тесёмку так, чтобы волосы не мешали во время работы. (предлагается детям завязать тесемки - ленточки).


О высоком мастерстве изготовления телег, саней, экипажей злынковскими умельцами издавна было известно далеко за пределами по­сада. Но с появлением и широким распространением в крае железных дорог с конца XIX в. несколько уменьшился спрос на эту продукцию. Если в 50 - 60-е года из Злынки, Клинцов и Ардони ежегодно выпус­калось в продажу телег, экипажей, саней более чем на 150 тыс рублей, то в 80-е годы не производилось и четвертой доли того.

Из экипажных заведений в Злынке в то время числилось лишь одно, принадлежавшее Михаилу Еремеевичу Старинцову на Базарной ули­це (ныне Площадь Свободы), почти по соседству с выстроенным по­зднее особняком Осипова. В мастерской Старинцова имелось два куз­нечных горна и два столярных верстака и работало 4 наемных рабо­чих и три мастера. Следует отметить, что по Оценке недвижимых имуществ Черниговской губернии "это заведение", как и другие злын-ковские спичечные, кожевенные и клееварные мастерские, относилось к фабричным предприятиям, а не к кустарным. На таких предприяти­ях производство велось в особом здании, а не в жилом доме или дру­гой хозяйственной постройке; число постоянных рабочих было не менее двух. На этом основании другие злынковские ремесленники, занимавшиеся тележным промыслом, были отнесены к кустарям, по­скольку, например, Иван Силин нанимал себе в помощь только одного человека, а Михаил Ларин, Фома Воронин, Осип Воронин, Данила Шепелев, Михаил Воронин обходились только своими силами и ра­бочих не нанимали.

Тележный промысел в Злынке существовал вплоть до 20-х годов XX века. Большой знаток дореволюционной истории Злынки Иван Харитонович Григорьев хорошо помнил многих мастеров-каретников, работавших когда-то в посаде. О них он интересно поведал в своих рукописных воспоминаниях, записанных им в 1976 году.Так, на углу Махаевки и Янчикова переулка в начале века стояла довольно крупная по тем временам мастерская Андрея Акимовича Бобылева. В ней имелась большая кузница, в которой постоянно ра­ботало 6-8 кузнецов и молотобойцев, отдельно трудились обойщики и маляры. Все они были специалистами самой высокой квалификации. Мастерская была оборудована ручным токарным станком для выточки осей карет.

Работал Андрей Бобылев исключительно по индивиду­альным заказам. Выпускал сани самых различных видов: бегунки, козырьки, цыганские, делал летние легкие дрожки и пролетки, тяже­лые шарабаны и фаэтоны. Сам он был грамотным, предприимчивым человеком. Им был составлен, отпечатан и разослан в разные города прейскурант изделий своей мастерской, типа торгового проспекта. В 1911г. княгиня М.П.Долгорукая заказала у Бобылева две кареты и фа­этон на четыре места. Хозяин мастерской влез в большие долги, при­ложил немало усилий, чтобы выполнить такой большой и выгодный заказ. Когда он его выполнил, княгиня приобрела уже себе роскош­ный автомобиль. Бобылев был разорен. Он поджег свою мастерскую и, избегая суда, скрылся из Злынки.

Злынка была крупным кузнечным центром уезда, славилась в про­шлом веке искусными мастерами ковки. В начале XIX века злынковские кузнецы имели большую популярность в Москве и Петербурге как изготовители металлической оснастки карет, различных хозяй­ственных предметов. В 1820г., например, сотрудник московского гу­бернского отдела несколько раз обращался к злынковским кузнецам с просьбой изготовить 200 пар колесных рессор.

К началу века в Злынке насчитывалось 37 работавших кузниц, многие из которых располагались по берегам городского озера в рай­оне бывшего Кузнечного переулка, названного так именно по этому поводу. Имелись кузнецы и на Махаевке и на Болотной улице. Неко­торые из них действовали вплоть до 50-х годов XX века.

В посаде большей популярностью пользовалось украшение домов менее дорогой, но не менее оригинальной деревянной резьбой, вы­полнявшейся местными умельцами. Искусство домовой резьбы в на­ших краях появилось в 60—70-е годы XIX столетия. Само по себе украшение изб не столь древнее для России. Родилось оно лишь на грани XVII века, хотя русские резчики по дереву известны еще в Х-XII веках.

Особенно высокий технический уровень, изобретательность, раз­нообразие и хитросплетение узоров отличало домовую резьбу в Клинцах, Новозыбкове, Злынке, Больших Щербиничах, Великой Топали, однако резьба злынковских мастеров имела множество выигрышных особенностей и привлекла к себе внимание сегодняшних специалис­тов художников, архитекторов, которые заговорили даже о злынковской школе зодчества. Последняя треть XIX века — период развития и расцвета этой школы, мастера которой создали неповторимый свои­ми узорами образ Злынки.

Родоначальником злынковской деревянной резьбы считается Спиридон Филатьевич Корягин и Александр Иванович Сычев, первыми разработавшие принципы, мотивы и приемы резьбы, получившие в дальнейшем большое развитие и распространение. Их учениками и соратниками были: Я..М Гарбузов, К. С. Корягин, П. Н.Силин, а также Ф. Р.Силин, И. В. Овчинников, И. Осипов, И. Г. Савенков, П. Е.Кашеваров, Ф.К.Новиков.

Издавна добрую славу завоевали злынковские мастера-строители. Работы в своем посаде им почти не находилось, поэтому по весне, едва сойдет снег, собрав в котомки кельмы, отвесы, молотки да фарту­ки, покидали строители свои родные места и растекались по всей Рос­сии. Ежегодно с ранней весны жители посада целыми артелями чело­век по 100 и более каменщиков, плотников и землекопов отправля­лись в Киев, Варшаву и другие города на заработки и, возвращаясь на зиму домой, каждый приносил по крайней мере 100 рублей серебром. Заработки же хозяев артелей и занимающихся подрядом бывали го­раздо значительнее. Лучшими каменщиками и штукатурами считались жители посадов Митьковки и Злынки, где этим ремеслом занималось почти все мужское население посадов. Из Злынки до 600 человек каж­дое лето отправлялись для производства строительных работ в Киев­скую, Гродненскую, Ковенскую, Таврическую губернии и Царство Польское. В 1862г., например, в Злынке насчитывалось 1784 жителя мужского пола, из которых каждый третий владел какой-либо строи­тельной профессией. На зиму строители становились клещевниками, кузнецами, работали на спичечных фабриках, в тележных мастерских и на других ремесленных предприятиях посада. Практически все муж­ское население Злынки владело несколькими профессиями, причем на самом высоком уровне.

Народные умельцы для города

Местные умельцы в 60-70-е годы XIX века начали осваивать украшение деревянных домов резьбой. Искусство древнее, пришло из глубины веков, оттого сегодня такие строения кажутся нам вехами истории, и не зря ведь.

Уровень мастерства быстро стал высокотехничным, изделия показывали изобретательность каждого творца, разнообразные завитушки и элементы. Узоры поражают своим хитросплетением. У местных зодчих были свои особенности, что не одно десятилетие привлекает творческих специалистов разной направленности: домики изучают архитекторы, художники, журналисты, историки.

Где же находится кружевной городок? Его вы найдёте в Брянской области, в 225 км от Брянска. Это совсем небольшой город — посад, в 6000 жителей.

Купеческое подворье стоит с конца XIX столетия на Республиканской улице. Длинная сторона дома располагается вдоль улицы. В прямоугольную постройку входят со двора. Да, сегодня здесь нет и следа прежней планировки, всё переделано. Красота осталась только снаружи. Богатство украшенных наличников неописуемо!

Резные наличники и карниз характеры для Злынковских деревянных домов. Здание считается памятником архитектуры и пример владений зажиточных застройщиков XIX века.

Далее отправляйтесь к особняку Купца Осипова, когда-то бывший жилым домом состоятельного владельца. Административное здание находится тоже на улице Республиканской, №203. Убранство характерное, выдаёт историческую эпоху, ушедшую от нас во времени. Видимо, мастерам пришлось немало потрудиться для создания такого нежного облика фасада!

Старинная планировка частично осталась: здание внутри коридорного типа с примыкающими к нему помещениями. На мансарде и балконе есть свой декор: прикрывающие их кокошники.

Пройдитесь по улице Красной, спорим, вы без труда найдёте самый прекрасный дом, даже не зная, что его номер 35? Другие красивые строения стоят на улицах Республиканской и Ленинской.

Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Елена Немудрая

Что делает человека счастливым? Его эмоции и ощущения, которые он черпает из собственного окружения и мира вокруг. Что делать тем, кто давно не чувствовал себя живым и счастливым? Путешествовать! Мир настолько велик, что мне хочется побывать в каждом его уголке, и еще больше я жажду поделиться путевыми впечатлениями с другими людьми, быть может именно этой точки на карте не хватает в их жизни для счастья? Каждая такая точка - неоткрытый для кого-то мир! Сделаем друг друга счастливее?

Читайте также: