Эпоха гринфилда в образовании доклад сколково

Обновлено: 05.05.2024

Хотя наши вузы и продолжают падать в международных рейтингах, вылечить систему образования еще можно. Центр образовательных разработок бизнес-школы "Сколково" опубликовал исследование "Эпоха "гринфилда" в образовании". В нем рассказывается о нынешней ситуации на глобальном образовательном рынке, о том, какие проекты имеют шанс взлететь и что нужно делать российским вузам, чтобы не остаться совсем позади. Тем, кто серьезно интересуется образованием, доклад стоит просмотреть (полная версия тут), мы же выбрали несколько самых любопытных мыслей.

1. В последние 50 лет главной идеей в образовании была доступность. Но в развитых странах образование и так уже есть у большинства тех, кому хочется его иметь. Поэтому новым драйвером рынка может стать идея "образования не для всех", возвращения элитарности в вузы.

2. Государства по всему миру стремятся экономить на образовании и хотят выжать из полученных средств максимум. На бизнес тут надеяться нельзя: его горизонт планирования сузился до пары лет.

3. Объем инвестиций в образовательные стартапы за последние три года вырос втрое, до $1,2 млрд. При этом больше всего денег получили не модные MOOC-проекты вроде Coursera, а проекты менее революционные: например, школа английского языка OpenEnglish, сервис тренировки мозга Lumosity, сервис аренды учебников Chegg и др.

4. Старая педагогика была основана прежде всего на личном опыте отдельных учителей. Новая педагогика может быть основана на Big Data – анализе больших объемов данных и множества образовательных траекторий.

5. Крупными игроками на рынке знаний становятся корпорации и аналитические центры вроде RAND, Brookings, Economist Intelligence Unit и т.д. Они с помощью Coursera и других онлайн-платформ распространяют свой контент и начинают напрямую конкурировать с университетами.

Все разговоры о новых моделях образования в России кажутся слегка неуместными: нам бы со старыми разобраться и заставить их хоть как-то работать. Наши вузы конкурируют не за международные деньги, а за средства бюджета и местных платных студентов. Впрочем, пишут эксперты "Сколкова", Россия совсем не в уникальном положении, вместе с ней технологическую революцию могут пропустить и многие другие страны. Вот пять идей, которые они предлагают правительству, вузам и бизнесу, чтобы те все вместе успели запрыгнуть в уходящий поезд.

1. Перевести на русский язык лучшие онлайн-курсы из Coursera и других MOOC-проектов – прежде всего по ИТ, бизнесу, биотеху, энергетике и космосу. А еще – только не пугайтесь – создать "национальную MOOC-платформу". В ней будут обязательные курсы для мигрантов, аттестационные курсы для поступления на госслужбу и т.д., а также стандартные университетские курсы.

2. Выбрать лучших российских преподавателей и продвигать их курсы на международных онлайн-платформах. Разумеется, на английском.

3. Сделать апгрейд региональных вузов. Перейти на кредитно-модульную систему, разрешить вместо отдельных университетских предметов проходить онлайн-курсы и т.д.

4. Научить российских студентов строить свое обучение индивидуально.

5. Запустить национальный – да, опять это слово – инкубатор для поддержки образовательных стартапов.

Эпоха "гринфилда" (то есть образовательных проектов, созданных с нуля), считают в "Сколкове", дает нам возможность догнать Запад; главные образовательные проекты XXI века еще только предстоит создать. Все бы хорошо, смущает только временной горизонт, заданный в докладе: "Это дает шанс России, используя энергию тысяч людей и предпринимательских команд по всей стране, в перспективе 3–5 лет поймать формирующуюся волну и перейти на новый технологический уклад, став лидерами глобального образования". Верите?

В ТюмГУ прошел XXVIII семинар-конференция Проекта 5-100

Участие в конференции приняли ректоры и специалисты вузов по стратегическому планированию, научной, инновационной, образовательной и международной деятельности, HR и PR

Модерировал дискуссию зампредседателя совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди мировых научно-образовательных центров Андрей ВОЛКОВ

Участники дискуссии – руководство и специалисты вузов по стратегическому планированию, научной, инновационной, образовательной и международной деятельности, HR и PR – ознакомились с апробированным опытом ТюмГУ в создании принципиально новых образовательных и исследовательских институций – Школы перспективных исследований (SAS) и Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO), а также обсудили, как экстраполировать подобные гринфилды на весь университет. На примере гринфилдов разного типа собравшиеся эксперты постарались определить, что необходимо сделать для того, чтобы новые институции приносили в университет по-настоящему новые нормы деятельности, чтобы эти нормы не деградировали со временем и чтобы гринфилды не оставались изолированными исключениями, мало влияющими на остальной университет.

Для того чтобы успеть за изменяющимися технологиями и рынком труда и повысить свои позиции в национальных и международных рейтингах, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого лучшим инструментом ускоренного развития сочли создание такого гринфилда, как Институт передовых производственных технологий (ИППТ). Доклад на эту тему представил заместитель директора по инновациям и предпринимательству ИППТ Сергей САЛКУЦАН.

Заместитель директора по инновациям и предпринимательству ИППТ Сергей САЛКУЦАН

Как один из новых форматов обучения в Политехе организована проектная деятельность, также устроенная по схеме локального учебного гринфилда. Об этом рассказала доцент Высшей школы киберфизических систем и управления Института компьютерных наук и технологий (ИКНТ) СПбПУ Надежда ЦВЕТКОВА.

Доцент Высшей школы киберфизических систем и управления ИКНТ СПбПУ Надежда ЦВЕТКОВА

На сегодняшний день в СПбПУ курс по проектной деятельности охватывает всех студентов, начиная со 2 курса и сочетает в себе онлайн- и офлайн-форматы. Это делает его уникальным объектом по разнообразию как видов деятельности и учебных форматов, так и массива генерируемых данных. Ядерная команда курса управляет как контентом и внешними связями курса, так и наставниками студенческих проектов из числа штатных преподавателей СПбПУ. По мнению эксперта, курс можно рассматривать как пилотную площадку для разработки модели по другим дисциплинам.

Опыт СПбПУ в реализации проектной деятельности оказался востребованным и вызвал большое количество вопросов

Опыт СПбПУ в реализации проектной деятельности оказался востребованным и вызвал большое количество вопросов. На что могут быть ориентированы такие программы, как обеспечить их принципиальное отличие от существующих и организовать их взаимодействие с браунфилдами – все это вызвало живой интерес собравшихся.

Хотя наши вузы и продолжают падать в международных рейтингах, вылечить систему образования еще можно. Центр образовательных разработок бизнес-школы "Сколково" опубликовал исследование "Эпоха "гринфилда" в образовании". В нем рассказывается о нынешней ситуации на глобальном образовательном рынке, о том, какие проекты имеют шанс взлететь и что нужно делать российским вузам, чтобы не остаться совсем позади. Тем, кто серьезно интересуется образованием, доклад стоит просмотреть (полная версия тут), мы же выбрали несколько самых любопытных мыслей.

1. В последние 50 лет главной идеей в образовании была доступность. Но в развитых странах образование и так уже есть у большинства тех, кому хочется его иметь. Поэтому новым драйвером рынка может стать идея "образования не для всех", возвращения элитарности в вузы.

2. Государства по всему миру стремятся экономить на образовании и хотят выжать из полученных средств максимум. На бизнес тут надеяться нельзя: его горизонт планирования сузился до пары лет.

3. Объем инвестиций в образовательные стартапы за последние три года вырос втрое, до $1,2 млрд. При этом больше всего денег получили не модные MOOC-проекты вроде Coursera, а проекты менее революционные: например, школа английского языка OpenEnglish, сервис тренировки мозга Lumosity, сервис аренды учебников Chegg и др.

4. Старая педагогика была основана прежде всего на личном опыте отдельных учителей. Новая педагогика может быть основана на Big Data – анализе больших объемов данных и множества образовательных траекторий.

5. Крупными игроками на рынке знаний становятся корпорации и аналитические центры вроде RAND, Brookings, Economist Intelligence Unit и т.д. Они с помощью Coursera и других онлайн-платформ распространяют свой контент и начинают напрямую конкурировать с университетами.

Все разговоры о новых моделях образования в России кажутся слегка неуместными: нам бы со старыми разобраться и заставить их хоть как-то работать. Наши вузы конкурируют не за международные деньги, а за средства бюджета и местных платных студентов. Впрочем, пишут эксперты "Сколкова", Россия совсем не в уникальном положении, вместе с ней технологическую революцию могут пропустить и многие другие страны. Вот пять идей, которые они предлагают правительству, вузам и бизнесу, чтобы те все вместе успели запрыгнуть в уходящий поезд.

1. Перевести на русский язык лучшие онлайн-курсы из Coursera и других MOOC-проектов – прежде всего по ИТ, бизнесу, биотеху, энергетике и космосу. А еще – только не пугайтесь – создать "национальную MOOC-платформу". В ней будут обязательные курсы для мигрантов, аттестационные курсы для поступления на госслужбу и т.д., а также стандартные университетские курсы.

2. Выбрать лучших российских преподавателей и продвигать их курсы на международных онлайн-платформах. Разумеется, на английском.

3. Сделать апгрейд региональных вузов. Перейти на кредитно-модульную систему, разрешить вместо отдельных университетских предметов проходить онлайн-курсы и т.д.

4. Научить российских студентов строить свое обучение индивидуально.

5. Запустить национальный – да, опять это слово – инкубатор для поддержки образовательных стартапов.

Эпоха "гринфилда" (то есть образовательных проектов, созданных с нуля), считают в "Сколкове", дает нам возможность догнать Запад; главные образовательные проекты XXI века еще только предстоит создать. Все бы хорошо, смущает только временной горизонт, заданный в докладе: "Это дает шанс России, используя энергию тысяч людей и предпринимательских команд по всей стране, в перспективе 3–5 лет поймать формирующуюся волну и перейти на новый технологический уклад, став лидерами глобального образования". Верите?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Геймификация как способ обучения английскому языку

Ключевые слова : геймификация образования, игровые технологии, способ организации обучения

Интерес к игровым моментам в педагогических исследованиях последних лет постепенно возрождается. Все это по-новому раскрывает роль игр, в том числе компьютерных, в образовательной деятельности. Полагаем, что геймификация позволит сделать более управляемой и планируемой образовательную деятельность, а значит, способствовать достижению более продуктивного образовательного результата.

Термин геймификация (gamification), впервые использованный в 2002 г. Ником Пеллингом (Nick Pelling), американским программистом и изобретателем, к 2010 г. стал популярным, а сегодня уже уверенно звучит во многих областях человеческой деятельности (бизнес, управление персоналом, здравоохранение , образование) и применяется для обозначения особого способа решения разнообразных задач разной степени сложности.

Крупные мировые бренды (Microsoft, Volkswagen, Nike) используют игровые технологии, вовлекая своих клиентов в игры и стимулируя продажи своей продукции.

Областью применения геймификации может стать любая сложная и достаточно рутинная деятельность, неигровой контекст, вызывающий у пользователя, студента, индивида уныние и снижение мотивации. Геймификация призвана сделать увлекательной необходимую рутину, будь то освоение автомобиля, регулярные пробежки, изучение большого объема информации, выбор кандидата в президенты или ежедневный писательский труд, но при этом оставив человека в его реальности, самим собой, позволяя совершенствовать необходимые именно данному субъекту навыки. Целью и ожидаемым результатом геймификации становится изменение привычного поведения аудитории, вовлечение в деятельность. При этом содержание выбранной деятельности остается прежним, но определенным образом структурируется, чем достигается повышение мотивации к решению поставленной задачи, а также увеличивается время приверженности этой задаче. Сама же процедура геймификации состоит из комплекса мер, которые могут применяться как в полном объеме, так и частично.

Нам кажется важным еще раз отметить, что в геймифицированных практиках участник остается собой, не принимая на себя никаких ролей, и двигается, исходя только из своей мотивации и внутренней цели, например, выучить английский язык. Наиболее близки к геймификации симуляторы, которые создают иллюзию реальности в компьютерной среде.

Таким образом, геймификация в Лингвалео делает занятия более интересными и мотивирует заниматься регулярно.

1. Игна О. Н. Имитационная (моделирующая) технология в профессиональной методической подготовке учителя иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 9 (111). С. 186–190.

2. Игна О. Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2014. 42 с.

6. Кельберер Г. Р. Перспективы применения принципов игрофикации в подготовке педагогических кадров // Педагогическое образование и наука. 2014. № 4. С. 144–147.

Читайте также: