Доклад работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 16.05.2024

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам.

Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками.

1.Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности.

2.Ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, поразительное упорство и трудолюбие.

3.Повышенная познавательная потребность.

5.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность к сверхтрудным целям, стремление к совершенству.

Каковы факторы одарённости?

1) когнитивные: интеллект, специальные способности, креативность;

2) личностные: мотивационные, эмоциональные, волевые;

3) социальные: условия воспитания и обучения.

В классе, где есть одарённые дети, работать трудно, но интересно. Само желание обучающихся заниматься исследовательской деятельностью уже свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработку полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблиц, схем, алгоритмов и т.д. Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. Нужно учить детей оценивать результаты работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать ответ. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайта. Если ребёнок ошибся, не следует акцентировать внимание на неудаче, иначе снижается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

Развитию факторов одарённости способствует обучение русскому языку средствами субъективизации. Оно строится 1) по принципу опережающего отражения в сознании ученика предстоящей деятельности; 2) по принципу комплексного воздействия на интеллект школьника. Первый этап урока – мобилизующий. Учащиеся самостоятельно формулируют тему. Происходит актуализация и углубление знаний по конкретной теме, а также совершенствование речи, внимания, памяти, мышления и др. Новизна данной методики заключается в выполнении мыслительных операций (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различного, группировка, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом. Знания не даются школьникам в готовом виде: они должны добыть их в результате поисковой деятельности. На этапе закрепления выполняется новый тип упражнений — упражнения комплексные, интеллектуально-лингвистические. Комплекс интеллектуальных качеств зависит от видов умственных операций и может меняться, например:

Для обеспечения учебного процесса в режиме новой технологии на уроках русского языка осваиваются электронные образовательные ресурсы: программно-методический комплекс, программа компьютерного тестирования Knowing, программа Power Point, фрагменты образовательного Интернета и др. С учётом компьютерной грамотности обучающихся продумываются варианты заданий обучающего и творческого характера для индивидуальной и групповой деятельности.

Задача уроков литературы — максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей. На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, но не оценивать их, предоставляя учащимся возможность больше взаимодействовать друг с другом и меньше зависеть от учителя. Темы сочинений, предложенные учителем, могут корректироваться, дополняться. Параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой.

Эффективен в обучении одарённых детей метод проектов. Что даёт этот метод?

1. Личностно-ориентированное образование.

2. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.

3. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.

4. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.

5. Развитие познавательного интереса учащихся.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

Литература.

1. Бакулина, В.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. В.А. Бакулина // Русский язык в школе. — № 3. – 2003.

2. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. — М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.

4. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.

Доклад содержит рекомендации при работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

ВложениеРазмер
odar_deti_-_doklad.docx 28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя русского языка и литературы

Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК ОДАРЁННОСТИ – УСПЕХ, ПРИЗНАНИЕ УСПЕХА!

Стремится САМ глубоко разобраться, его творчество уникально и неповторимо, не признаёт алгоритмов, они допускают хаос, невротичны.

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?

Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло…

1) новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и закономерности ;

3) рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий);

4) особый тип организации знаний одаренного ребенка : высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени ; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности .

Вот задачи, которые учитель должен ставить пред собой перед собой:

  • создать условия для индивидуального развития личности учащихся , соответствующие их способностям и дарованиям, через систему воспитательной работы;
  • проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности;
  • создать условия для осуществления исследовательской деятельности учащихся и педагога в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.

Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему.

Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ-технологий, творческой мастерской, критического мышления и др.

3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

1) предметные недели

2) научно-практические конференции

3) олимпиады по предмету

4) участие в конкурсах исследовательских работ

6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.

Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому постоянно провожу уроки, опирающиеся на фантазию:

урок творчества, урок изобретательства, комплексно-творческий отчёт, урок "удивительное рядом", "урок выставка". Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция. Уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?". Уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок - встреча.

При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет учащимся необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы.

Использование игровой ситуации на уроке способствовало более глубокому пониманию содержания книги о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах . Важно и то, что ребята проявили свои творческие способности , изображая героев произведения.

Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных ,и творческих способностей.

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Н-р: даются предложения из упражнения учебника или другого источника, не столь важно, в которых есть слова с пропущенными буквами – безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением.

ЛИТЕРАТУРА – 5 класс

Учу использовать свой эмоциональный компонент:

Задание: попробуй показать эмоционально, как Лиса льстит Вороне, но только в отношении учителя, то есть попробуй так льстить, как героиня басни, и попробуй убедить учителя, что ты говоришь искренне.
3. Преемственность среднего и старшего звена

Форма: Ученики 5 класса готовят задание для выпускников 9 класса в рамках ОГЭ

Цель: -- организация групповой работы в 5 классе в рамках ФГОС;

-- предварительная подготовка к итоговой аттестации;

-- формирование у учеников среднего звена осмысленного восприятия учебного материала;

-- формирование умения увязать учебный материал с будущей итоговой аттестацией

1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 9 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ОГЭ.

Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.

Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ОГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ОГЭ для 9 класса.

Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.

Функции каждого участника : на свое усмотрение подобрать материал;

обосновать его важность и уместность;

совместно с руководителем группы оформить материал своей группы.

Вывод: ученики более осознанно воспринимают требования учителя ; у них формируется ответственность ненавязчивая, а самостоятельная, так ребята на практике увидят применение своих знаний и навыков.

Ученики 9 класса получают разработанный учениками 5 класса материал и в присутствии учащихся 5 класса дают ответы по предложенным заданиям.

Ребята 9 класса благодарят учеников 5 класса за участие в их подготовке к итоговой аттестации. Выпускники также прорабатывают отдельные вопросы с пятиклассниками , просят их выразить свое мнение , согласиться с их ответом (ответом ученика 9 класса) или нет и почему, то есть дополнительно закрепляется материал и ребятами 5 класс .
Дети готовы использовать приобретенные навыки в жизненной ситуации – на предстоящей итоговой аттестации.

4. Практически на всех уроках русского языка ученики выводят правило самостоятельно.

6. Лингвистическая задача: предлагается слово (дети уже приучены обращать внимание на этимологию слова, на особый состав слова), и ученик должен разработать целую научную теорию по поводу рождения слова, его связи с другими языками и т.д.( например: благословить, спасибо, мама и т.д.), но научное обоснование неотъемлемо.

Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения.
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение , к которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо.


Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.


Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме.


Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от.


Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн.


Работа с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы

Статья отражающая работу с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы. Для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школ.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания естественной для него микросреды. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Именно поэтому школа в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Отличительные особенности одарённых детей

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Взаимодействие ребенка и педагога

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю".

Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.

Если говорить об одаренности в области филологии, то такие дети сразу заметны при проведении уроков своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету.

Образовательные стратегии при работе с одарёнными детьми

Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностно-ориентированного, личностно - ориентированного подхода; дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Основное направление в работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, могут быть использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Друга на деньги не купишь.

2. Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Б..лезнь. в. зать, д. лекий, зв. нок, к. нфета. к. лоть, л. вить, м. лок, ор. 6етъ, п. тно, г. ристый, р. мень, м. лоток, схв. тить. отд. вать, ст. кан, ст. рый. т. желый, л..сной. (20 слов.)

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

** Задание 2-го уровня

• Выберите слова с безударной гласной в корне, прове­ряемой ударением, и напишите их вместе с проверяе­мыми словами.

*** Задание 3-го уровня

• Выпишите слова с безударной гласной в кор­не слова, проверяемой ударением, подчеркните встав­ленную букву, выделите корень. Поставьте ударение.

• Над первыми 5 словами укажите название частей речи.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д) собственные - нарицательные; е) одушевлённые - неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа и другие.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

5. Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

7. Творческие задания.

Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап - создание сочинений-миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

Ребята с удовольствием сочиняют синквейны, например:

Кружится, вьётся, тает.

Восхищает своей ажурной красотой.

Радует, греет, светит.

На землю падают лучи.

Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!

Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к олимпиадным заданиям; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету; непосредственно организация и проведение олимпиады; психологический настрой школьников на победу в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Результат работы с одарёнными детьми

Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Список использованной литературы

1.Абутова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками // Профильная школа. – 2010, №3

2. Гиршович В.С. Уровневая дифференциация как методика развивающего обучения // Ставрополь: Издательство СКИПКРО, 1998

3. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении // Заочный педсовет. – 2011, №2

4, Логинова Р.Н. Творчески одарённые дети: выявление и развитие // Учитель в школе. – 2008, №3

5. Павлова Е.В. Стратегия работы с одарёнными детьми // Ставрополь: Издательство СГУ, 2007

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

«Работа с одарёнными детьми

учитель русского языка и литературы

Безроднова Елена Ивановна

2017-2018 учебный год

Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это понятно, ведь обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

И, конечно же, эти различные конкурсы необходимы детям, так как открывают возможность проявить неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Что же понимают под термином "одаренность"?

В психологии же под словом одарённость понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским педагогом психологом Джозефом Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

 интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

 креативности или творческости (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);

 настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности
и бывает следующей:
• интеллектуальной: дети показывают повышенную любознательность и
сообразительность
• творческой: выражается в оригинальности мышления, генерировании идей
и решений
• академической: проявляется в успешном изучении отдельных предметов,
но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка
• художественно-эстетической: отражение таланта в музыке, литературе,
других видах творчества
• социальной: лёгкость в установлении контактов и общительность
• спортивной: характеризуется способностью контролировать свои движения
и управлять координацией тела, физическое развитие

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей, как положительных, так и отрицательных

Плюсы и минусы одарённого ребёнка
К плюсам относятся отличные вербальные и невербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка
К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различная скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, нередко слабая физическая
подготовка

Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от окружения: родителей, учителей, сверстников….

Но высшая миссия – развивать одарённость детей, быть их другом, поддерживать в них жажду постоянного самосовершенствования, помогать им в самореализации –возложена на учителя

Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие всех детей: как одарённых, так и менее способных. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностно-ориентированного, личностно - ориентированного подхода; дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Работу учителей нашей школы с одарёнными детьми можно условно разделить на 2 группы:

Урочная деятельность

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.

3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

Внеурочная деятельность

1) предметные недели

2) научно-практические конференции

3) олимпиады по предмету

4) участие в конкурсах исследовательских работ

5) участие в конкурсах по предмету

6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.

Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому постоянно учителями нашей школы проводятся уроки, опирающиеся на фантазию:

Учащиеся нашей школы принимают участие в творческих конкурсах различного уровня

Приняли участие в следующих конкурсах и мероприятиях и победили:

3. Конкурс чтецов, посвящённый К.Симонову - Безроднов Дмитрий 9 класс – 3 место (Учитель: Безроднова Е.И.)

Приняли участие, но не оказались в числе победителей:

Широко и проблемное обучение. Это, как известно, организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя на разных этапах урока проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки.)

В 2015-2016, 2016-2017 учебном году в рамках предметной недели были проведены следующие мероприятия:

(5- 11 классы. Отв. Безроднова Е.И.)

( 8 класс Отв. Щелокова М.В.)

(9 класс Отв. Черёмухина Л.Н .)

( 6 класс Отв. Безроднова Е.И.)

(11 класс Отв. Безроднова Е.И.)

Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-конкурсы, олимпиады и интернет-проекты по предметам.

Приняли участие в интернет-проектах и конкурсах:

VI Детский Международный литературный конкурс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад освещает вопрос работы с одаренными учащимися в условиях сельской школы. Соответстыует ФГОС.

Система работы учителя Магомедовой Саиды Ахмедпашаевны с одарёнными обучающимися, с особо способными обучающимися на уроках русского языка и литературы

Доклад на августовском совещании

Магомедова Саида Ахмедпашаевна

Система работы учителя Магомедовой Саиды Ахмеднабиевны

с одарёнными обучающимися, с особо способными обучающимися на уроках русского языка и литературы

выявить одаренных детей с учетом их индивидуальных возможностей и познавательных потребностей;

Задачи:
-- создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;

-- развивать социально ценные компетенции у учащихся;

проводить социальную адаптацию выпускников;

-- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка и литературы.

Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа

Формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающимся, так и обучаемыми.

3.Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

4.Метод иллюстраций. Очень эффективен в работе учащимися показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, рисунков, схем и т. п.

5.Упражнение. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

-- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;

-- ранняя специализация интересов, интеллекта;

-- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности;

-- Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:

-- мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;

-- обсуждение нового или острых вопросов;

-- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности

Использую систему дифференцированных заданий (составление алгоритмов, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, и другое) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 11 класс.

На глазах остальных учеников происходит самостоятельное осмысление темы, другие ученики, более слабые или средние, тянутся также к самостоятельному постижению знаний и изучению темы (пытаются). Ребята со способностями должны постоянно подключаться к работе, за ними следят и другие дети и также пытаются участвовать в работе, пусть даже с элементами самостоятельности, но все же…

Роль играет полученная в результате самостоятельного творчества наглядность. И наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.

После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:

-- дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);

-- трансформация текста (разного уровня сложности);
-- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);

-- составление текста по модели (для слабых учащихся

-- создание собственного текста (для сильных учеников

Для сильных учеников лучше формулировать тему нестандартно, тогда работа для учеников приобретает проблемный характер.

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.


Некоторые примеры из опыта работы учителя:

Н-р: даются предложения из упражнения учебника или другого источника, не столь важно, в которых есть слова с пропущенными буквами – безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением.

ЛИТЕРАТУРА – 5 класс

Учу использовать свой эмоциональный компонент:

Задание: попробуй показать эмоционально, как Лиса льстит Вороне, но только в отношении учителя, то есть попробуй так льстить, как героиня басни, и попробуй убедить учителя, что ты говоришь искренне.


3. Преемственность среднего и старшего звена

РУССКИЙ ЯЗЫК

Форма: Ученики 5 класса готовят задание для выпускников 11 класса в рамках ЕГЭ

Цель: -- организация групповой работы в 5 классе в рамках ФГОС;

-- предварительная подготовка к итоговой аттестации;

-- формирование у учеников среднего звена осмысленного восприятия учебного материала;

-- формирование умения увязать учебный материал с будущей итоговой аттестацией

1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 11 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ЕГЭ.

Условия подготовки:

Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.

Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ЕГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ЕГЭ для 11 класса.

Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.

Функции каждого участника: на свое усмотрение подобрать материал;

обосновать его важность и уместность;

совместно с руководителем группы оформить материал своей группы.

Вывод: ученики более осознанно воспринимают требования учителя; у них формируется ответственность ненавязчивая, а самостоятельная, так ребята на практике увидят применение своих знаний и навыков.

Ученики 11 класса получают разработанный учениками 5 класса материал и в присутствии учащихся 5 класса дают ответы по предложенным заданиям.

Ребята 11 класса благодарят учеников 5 класса за участие в их подготовке к итоговой аттестации. Выпускники также прорабатывают отдельные вопросы с пятиклассниками, просят их выразить свое мнение, согласиться с их ответом (ответом ученика 11 класса) или нет и почему, то есть дополнительно закрепляется материал и ребятами 5 класс.
Дети готовы использовать приобретенные навыки в жизненной ситуации – на предстоящей итоговой аттестации.

4. Практически на всех уроках русского языка ученики выводят правило самостоятельно.

6. Лингвистическая задача: предлагается слово (дети уже приучены обращать внимание на этимологию слова, на особый состав слова), и ученик должен разработать целую научную теорию по поводу рождения слова, его связи с другими языками и т.д.( например: благословить, спасибо, мама и т.д.), но научное обоснование неотъемлемо.

Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения.
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.
Рекомендации:

-- Не забывать о проблемно-поисковом подходе в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности, это можно реализовать через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

-- Широко использовать метод проектов, активно включать в работу ИКТ, причем ученики самостоятельно должны предлагать и самостоятельно должны разрабатывать проекты, презентации, работать в творческих мастерских по выбранным ими же темам.

Это позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.

Читайте также: