Энергосбережение доклад 3 класс

Обновлено: 11.05.2024

Цель: создать условия для привлечения внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Мотивация привычек у детей бережного отношения к электроэнергии и теплу, природных ресурсов, уважительного отношения к труду энергетиков.

Задачи:

  • развивать четкую гражданскую позицию человека в обществе;
  • расширить знания об использовании электроприборов;
  • воспитать гордость за приносимую пользу обществу;
  • способствовать воспитанию экологической грамотности;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • вовлекать школьников младшего возраста в деятельность, приносящую пользу;
  • познакомить учащихся с простыми способами и экономии электричества;
  • развивать чувство ответственности за свои действия; воспитывать экономное и бережное отношение к электроэнергии.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, рисунки электрических приборов, памятки по энергосбережению.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся получат первоначальные представления:

  • об энергии и природных запасах;
  • о важности бережного отношения к электроэнергии;
  • о всех возможных вариантах экономии электроэнергии;
  • о электроприборах, о экономичном использовании их в быту;
  • о проблеме рационального использования природных ресурсов;

Ход занятия:

Организационный момент:

На занятиях нашего творческого объединения мы с вами будем не только изучать жизнь растений и животных, но учиться бережно относиться к природным богатствам, экономично использовать электроэнергию, соблюдать правила безопасного пользования электроприборами, расскажем всем своим знакомым, как нужно экономить природные богатства.

Теперь вы легко сможете назвать тему занятия! Правильно!

Дети, вы видите, что люди всей нашей большой страны участвуют в этом фестивале, тем самым привлекая внимание к проблеме энергосбережения, бережному отношению к нашей планете, к будущему наших потомков. Использование природных ресурсов человеком может быть эффективным и неэффективным. При правильном использовании природных ресурсов, создаются возможности для обеспечения потребностей в них не только настоящего, но и будущих поколений людей. К сожалению, нынешнее состояние использования природных запасов в целом можно охарактеризовать как нерациональное, ведущее к истощению природных ресурсов, нарушению экологического равновесия и загрязнению окружающей среды. В основе использования природных запасов должны лежать законы экологии, законы экономики природы. Нарушение экологических правил ведет к ухудшению природной среды и вызывает необходимость проведения специальных мероприятий для защиты окружающей среды. Сейчас мы должны задуматься над этой серьезной проблемой, так как именно вам нужно будет ее решать, когда вы станете взрослыми!

Ну, а пока вы еще дети, будем учиться, познавать важные вопросы через игру.

Я прочитаю загадки про электроприборы, а кто угадал, расскажет об этом электроприборе. За правильный ответ учащийся получает смайлик.

1. У меня на кухне ящик
Очень белый и блестящий,
А внутри вкусняшки.
Для меня и Сашки!

Ответ: Холодильник.

2. Есть у мамы аппарат,
Волосы он шевелит,
В этом маленьком предмете,
Поселился теплый ветер.

Ответ: Фен.

3. Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно,
Демонстрирует кино.

Ответ: Телевизор.

4. В комнате ванной коробка стоит,
Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
В этой коробке клокочет вода.

Ответ: Стиральная машина.

5. По материи сную,
Всюду острый нос сую.
И пыхчу я, и шиплю.
Очень гладить я люблю.

Ответ: Утюг.

6. Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл — там пыли нет,
Пыль и сор — его обед.

Ответ: Пылесос.

7. Разогреет еду нам быстро и ловко,
Стоящая в кухне. микроволновка.

Ответ: Микроволновка.

8. Если жарко будет вам,
Вы меня зовите.
Ветерок подует вмиг,
Только лишь включите!

Ответ: Вентилятор.

9. Что за друг такой железный,
Интересный и полезный?
Он умен не по годам,
А похож на чемодан!

Ответ: Ноутбук.

10. Кто на кухоньке кипит, громко, громко, так свистит,
Ну, а в нем вода бурлит!

Ответ: Чайник.

Молодцы, вы отгадали все загадки! Ведь у каждого из нас есть такие помощники в доме.

Давайте вместе проведем разминку и станцуем о наших домашних помощниках – электроприборах!

Мы, молодцы! Размялись?

Занимайте свои места.

Ребята, посмотрите внимательно на стенд, здесь находятся наши умные помощники!

Ребята, скажите, с помощью чего работают эти приборы?

Правильно, с помощью электричества!

А откуда возникает электричество?

Точно, оно приходит в наши дома по проводам!

Электричество – это самый используемый вид энергии человеком.

А откуда возникает эта энергия?

Электроэнергию человек вырабатывает из природных ресурсов. Это полезные ископаемые, которые находятся в недрах нашей планеты. Человек непрерывно их добывает и использует для выработки электричества, обогрева, топлива для машин.

Мы все знаем, что запасы природных ресурсов не безграничны, и когда-нибудь они могут закончатся! Поэтому, мы все должны беречь, экономить наше природное богатство!

Ребята, вы все знаете, что электроприборы могут стать опасными, если не соблюдать правила пользования.

Вы запомнили правила безопасности из мультфильма? Расскажите о них, пожалуйста.

Давайте, заглянем в волшебный сундучок, и узнаем эти правила!

(Дети по очереди достают памятки, и обсуждают выполнение этих правил).

  • Перед включением электроприбора в розетку убедись в его исправности.

Ответ: нужно осмотреть электрический прибор со всех сторон и убедиться, что на нем нет повреждений, только тогда можно включать.

Ответ: закончив работу, выходя из комнаты нужно выключать свет и электрические приборы, тем самым мы сэкономим электроэнергию.

Ответ: у каждого электрического прибора есть срок службы, он может сломаться, может возникнуть короткое замыкание электрической сети, возникнет пожар. А, еще выключив электрический прибор из сети можно сэкономить электроэнергию.

  • Много приборов в одну розетку не включай – это может привести к пожару.

Ответ: может произойти пере нагрузка электрической сети, и электроприбор поломается.

  • Включай технику только тогда, когда она тебе нужна.

Ответ: без присмотра электроприборы оставлять нельзя, может возникнуть пожар, потому, что электроприбор может сломаться.

  • Используй стиральную машину при полной загрузке.

Ответ: для экономии электроэнергии и для более длительного использования электрического прибора.

Ответ: вода проводит электрический ток, может ударить электрическим током.

  • Используй энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70 – 80 % меньше, чем лампы накаливания.

Ответ: в местах частого использования электрических ламп, нужно использовать энергосберегающие лампы для экономии электроэнергии.

  • Размораживание продуктов в микроволновой печи требует большого количества энергии.

Ответ: чтобы сэкономить электроэнергию, нужно заранее разморозить полуфабрикаты в комнате на столе.

  • Следите, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.

Ответ: чтобы уменьшить расход электроэнергии, в помещениях, которые не используются в данный момент, нужно выключать свет.

  • Не оставляйте дверцу холодильника открытой, не допускайте образования в нем "снеговых шуб", для чего периодически размораживайте холодильник.

Ответ: нужно соблюдать правила эксплуатации электрических приборов, для рационального использования электроэнергии.

  • Будьте аккуратными, бережно относитесь к своей одежде. Очень много электроэнергии уходит на стирку и глажение.

Ответ: бережное отношение к своей одежде способствует экономии электроэнергии.

Рефлексия изученного материала на занятии.

Ребята, назовите тему нашего занятия?

В каком конкурсе мы принимаем участие?

Перечислите еще раз, как можно экономить электроэнергию?

Понравилось ли вам сегодня занятие?

Давайте подсчитаем смайлики?

Кто сегодня был самым активным?

Выдается каждому памятка рекомендации по энергосбережению в быту. (Для родителей)

Ребята, обязательно прочитайте эти памятки с родителями вместе, соблюдайте эти правила всей семьей, берегите свое будущее!

Памятка по энергосбережению:

  • Перед включением электроприбора в розетку убедись в его исправности.
  • Выключай свет, если ты в нем не нуждаешься.
  • Отключай от сети электроприборы на ночь.
  • Много приборов в одну розетку не включай – это может привести к пожару.
  • Включай технику только тогда, когда она тебе нужна.
  • Используй стиральную машину при полной загрузке.
  • Не трогай приборы влажными руками.
  • Используй энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70 – 80 % меньше, чем лампы накаливания.
  • Размораживание продуктов в микроволновой печи требует большого количества энергии.
  • Следите, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.
  • Не оставляйте дверцу холодильника открытой, не допускайте образования в нем "снеговых шуб", для чего периодически размораживайте холодильник.
  • Будьте аккуратными, бережно относитесь к своей одежде. Очень много электроэнергии уходит на стирку и глаженье.

В завершении нашего занятия, хочу сказать следующее:

С каждым днем человек изобретает новые электроприборы, и с каждым днем мы все больше и больше используем электричество. Мы хотим, чтобы наша жизнь стала более комфортной, хотим успевать делать как можно больше дел за день. Но за все приходиться платить! Чтобы ваши дети смогли тоже радоваться жизни, мы сейчас должны понимать, что богатства нашей планеты не безграничны. Чтобы оставить после себя добрую память потомкам мы сейчас должны экономно использовать все, что дала нам природа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:





ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы с.

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Давайте представим, что наш дом остался без электричества. Что мы будем делать?

Давайте представим, что наш дом остался без электричества. Что мы будем делать?



Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь. Отключайте от сети.

Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь. Отключайте от сети на ночь электроприборы. Включайте технику только тогда, когда это нужно. Установите энергосберегающие лампы.

20-ваттная энергосберегающая лампа по световой отдаче аналогична 100-ваттной.

20-ваттная энергосберегающая лампа по световой отдаче аналогична 100-ваттной лампе накаливания.


ТЭС

ГЭС











  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 331 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2016 5777
  • PPTX 4.2 мбайт
  • 121 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савченко Ольга Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Учитель : Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в … квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

/На доске схема-план двухкомнатной квартиры/


Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме? Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

/Учитель прикрепляет картинки на доску/





Учитель : Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?


Это. ( электричество )

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия; не говоря уже об освещении квартир; о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.; даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?


В этом нам поможет всезнающий Электроэнергошка


Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель : Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода


Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.


Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель : Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:


Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!


Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. ( Лампочка )


Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)


Лампа сутки погорит,

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где ж экономия сырья?

Учитель : Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)


Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще - реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель : Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. ( Холодильник )


На доске картинка с изображением холодильника

Учитель: Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Взял, да сам и отключился.

“ Работать трудно, - говорит,

Если толстый лёд висит”.

Учитель : Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.


Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель : Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты



Предложу один секрет

Экономный дам рецепт:

Печь включи. Закипит

Отключи и чуть-чуть повремени.

Медленно еда кипит,

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель : А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. ( Чайник)


Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей)

Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)


/На доске картинка с изображением термоса/

Термос нас не удивит,

Он водичку нам хранит

Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)


Наверняка, стакана 2-3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель : Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

И навести на брюках стрелки. ( Утюг )

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга



И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.


Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.


На доске картинка с изображением фена

Фен пыхтит, шумит, гудит,

Угодить он всем желает.

А ты под солнцем голову просуши,

Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель : Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)


Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель : Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите

И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)


На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна

Учитель : А вот для вас небольшой тест :

Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

Вы не держите форточки постоянно открытыми?

На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?

У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?


Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель : Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)


Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.


Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”


Как энергию сберечь?


Замени лампы накаливания на энергосберегающие.

Они в 5 раз сокращают потребление электроэнергии.


Энергосберегающая лампа


Обычная лампа накаливания

Включай телевизор или компьютер тогда, когда действительно собираешься им воспользоваться. Принтер включай не одновременно с компьютером, а только в том случае, если надо что-то распечатать.

Ставь холодильник подальше от батареи или других отопительных приборов. Не забывай его вовремя размораживать.

Выключай утюг за несколько минут до окончания работы.

Пользуйся феном только в случае крайней необходимости. Так сохранишь здоровье своих волос и несколько кВт электроэнергии.

Не забывай выключать воду! Это поможет сэкономить не только воду, но и электричество.


Сегодня в современном мире энергосбережение – это неотъемлемая часть жизни цивилизованного общества. Это и забота о здоровье, и экономия денег, и комфорт проживания. Но одна из самых главных (глобальных) характеристик энергосбережения – это защита окружающей среды от негативных воздействий.

Понятие энергосбережения

Само понятие "энергосбережение" стали использовать в России очень давно, еще в советский период. На сегодняшний день энергосбережение характеризуется понятийным аппаратом, приведенным в главном Федеральном законе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 261-ФЗ от 23.11.2009.

Энергосбережение это

В основу энергосбережения положен энергетический ресурс как носитель энергии, которую можно использовать в какой-либо деятельности.

ФЗ об энергосбережении также вводит понятие "вторичный энергетический ресурс", который представляет собой энергетический ресурс, полученный в результате осуществления какого-либо технологического процесса, не нацеленного на выработку энергии.

Энергосбережение - это любая активность, направленная на уменьшение объема использования энергетических ресурсов без ущерба для основной функции их применения.

Несмотря на предельную точность определений, очень часто происходит путаница в понятиях "энергосбережение" и "энергетическая эффективность". В связи с этим в данном разделе приводится определение последней.

Энергетическая эффективность – определенный набор характеристик, отражающих отношение эффекта от использования энергоресурсов к затратам на сами энергоресурсы. Эффективность энергосбережения характеризуется в том числе классом энергетической эффективности, который отражает степень полезности того или иного продукта с точки зрения экономии энергии. Для определения энергоэффективности проводят специальные энергетические обследования.

Основные принципы экономии энергоресурсов

Теперь, определившись с основными понятиями в этой области, стоит отразить основные принципы энергосбережения:

  1. Использование альтернативных источников энергии.
  2. Использование вторичных энергетических ресурсов.
  3. Применение неэнергоемких технологий и оборудования.
  4. Принятие мер по рациональному использованию имеющихся энергоресурсов.
  5. Проведение оценки экономической целесообразности применения любых энергосберегающих технологий и решений.

Данный список может быть отнесен как к принципам государственного регулирования энергосбережения, так и к основным подходам к утеплению частного дома. Главное, что нужно помнить: энергосбережение предполагает не только дополнительные пути получения энергии, но и деятельность по экономии имеющейся и ее рациональному расходованию.

программа энергосбережения

Альтернативные источники энергии

Сегодня очень много говорится об альтернативных источниках энергии. Как правило, имеются в виду возобновляемые энергоресурсы. Что же возобновляется бесконечно на планете Земля? Безусловно, это вода, Солнце, ветер, земная кора. Конечно, если вдаваться в детали, то и солнечная активность меняется с течением времени, и поверхность земной коры истончается, но все это в масштабах Вселенной. Мы же говорим о возобновлении в рамках нашей цивилизации – в ближайшие столетия, полагаем, Солнце не померкнет и Земля не слетит с орбиты.

энергоэффективность и энергосбережение

Таким образом, альтернативными нефти, газу, углю и древесине сегодня принято считать следующие источники энергии:

  • Энергия Солнца. Для использования такого источника применяют солнечные батареи и коллекторы. Первые представляют собой фотоэлементы, которые напрямую преобразуют энергию солнца в электрический ток. Солнечные коллекторы не преобразуют энергию в электрический ток, а нагревают теплоноситель для последующего его использования (например, для подогрева воды в частном доме).
  • Энергия ветра. Ветряки, производящие электроэнергию при помощи лопастей, вращаемых силой ветра, очень популярны в Европе. Например, Германия уже треть своей электроэнергии получает, используя именно этот возобновляемый источник энергии.
  • Энергия воды. Речь идет не только о гидроэлектростанциях. На сегодняшний день существуют тепловые насосы, преобразующие теплоту воды в озере или бассейне в стабильный нагрев воды для отопления дома и снабжения его горячей водой.
  • Энергия Земли. Описанные выше тепловые насосы также могут использовать тепло от грунтовых вод или верхнего слоя земной коры для коммунальных нужд. Такие установки очень популярны, так как не требуют наличия источника воды или ветра рядом: теплоноситель можно располагать в специальных трубках под газоном, например, или в скважинах на садовом участке.

Вторичные энергетические ресурсы

Использование энергии повторно – один из основных принципов, обеспечивающих качественное энергосбережение. Повышение эффективности используемой в здании системы вентиляции и кондиционирования возможно только при вторичном использовании теплоты вытяжного воздуха. Этот процесс возвращения части уходящего из здания тепла (воздух нагревается в помещении от работающей техники, находящихся в помещении людей) называется рекуперацией. В данном аспекте энергосбережение – это деятельность по сохранению имеющейся в помещении энергии.

режим энергосбережения

Принцип работы рекуператора очень прост – через определенные платины, хорошо проводящие тепло, воздух, вытягиваемый из помещения, подогревает входящие с улицы холодные потоки, не смешиваясь с ним. В итоге в дом поступает не ледяной, а на 2-3 градуса подогретый воздух, что способствует более комфортному микроклимату в помещении, а также позволяет экономить на отоплении, ввиду повышения температуры в помещении за счет теплых потоков.

Рекуператоры бывают пластинчатыми, как описано выше, роторными (с вращающимся элементом внутри) и с промежуточным теплоносителем. Большой выбор производителей рекуператоров позволяет подобрать аппарат для разных помещений и заказчиков.

Как рационально использовать коммунальные энергоресурсы?

Рациональное использование имеющихся ресурсов включает не только установку и эксплуатацию энергоэффективного оборудования, но и соблюдение определенного режима. Режим энергосбережения – порядок жизни, при котором обеспечивается экономия энергии на бытовом уровне. Если поставить цель – сэкономить на коммунальных платежах, то необходимо сначала установить оборудование, которое при помощи автоматизации подачи и учета энергии позволит не тратить зря киловатты.

Его следует подбирать, исходя из маркировки, подтверждающей, что данный прибор или аппарат обеспечивает энергосбережение. Повышение энергетической оптимизации использования ресурсов возможно только при рациональной эксплуатации всего оборудования. Своевременное выключение света в комнатах, где нет людей, внимательное отношение к трате горячей воды и правильная настройка автоматических приборов учета и расхода тепловой и электрической энергии в доме позволит достигнуть существенных результатов в экономии энергии и личных денежных средств.

Что такое пассивный дом?

Энергоэффективность и энергосбережение неразрывно связывают с понятием пассивного домостроения. Оно объединяет в себе набор энергосберегающих мероприятий, которые в комплексе обеспечивают низкий уровень энергопотребления. Свою историю технология пассивного дома начинает в городе Дармштадте, где была впервые разработана физиком Файстом. Расчет энергобаланса дома натолкнул его на мысль о создании здания, которое не надо было бы подключать к отоплению даже зимой, – пассивного дома. Тогда в Германии дома потребляли около 200 кВт . ч/м² в год. Пассивному же дому понабилось всего 10 кВт . ч/м² в год, чтобы оставаться пригодным и даже комфортным для круглогодичного проживания.

Базовым критерием пассивного дома является создание замкнутой оболочки здания с повышенной теплоизоляцией и низкой теплопроводностью. Это достигается при помощи применения энергосберегающих теплоизоляционных материалов, исключения так называемых мостиков холода (мест в ограждающих конструкциях здания, по которым холод проникает в здание: крепления фасадов, оконные рамы).

Оценка эффективности применения энергосберегающих технологий

Для того чтобы приблизить уровень энергопотребления в здании к стандарту пассивного дома, необходимо применять материалы с высокой теплоустойчивостью, современное инженерное оборудование, возобновляемые и вторичные источники энергии, одним словом, мероприятия, обеспечивающие энергосбережение. Энергетическая эффективность при этом рассчитывается, исходя из расходов, потраченных на то или иное нововведение в доме, и эффекта, который принесет такое решение владельцу.

эффективность энергосбережения

Во-первых, необходимо рассчитать влияние новой технологии на объем производства и потребления того или иного вида ресурса. При этом нужно оценить:

  • Степень экономии ресурсов (разность ресурсов, использованных энергоэффективным и традиционным оборудованием, за расчетный период при выработке одинакового количества энергии).
  • Эффект от выработки энергии (разность или отношение объемов выработанной за определенный период энергии сравниваемыми вариантами оборудования при использовании одинакового объема ресурсов).

Эти показатели дадут нам представление о необходимости переходить к расчету экономического эффекта. Он рассчитывается путем сравнения затрат, потраченных на покупку нового (и, возможно, демонтаж старого) оборудования, и дохода от экономии энергии при замене расточительного аппарата на более современный (за определенный временной период). Эта разница и будет эффектом, который владелец получит спустя конкретный период времени после применения энергоэффективного решения. Обычно установка рекуператоров или солнечных батарей окупается за 3-5 лет.

История программ энергосбережения в России

Как и другие стратегически важные для страны задачи, энергосбережение в России осуществляется при помощи широко используемого уже многие годы программно-целевого метода управления. Программа энергосбережения представляет собой комплекс мероприятий по достижению конкретных целей и решению определенных задач.

Первая программа "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г." была утверждена 17.11.2001 Постановлением Правительства РФ № 796. В результате реализации программы в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации произошли положительные сдвиги, однако из-за сбоев в системе финансирования программы в 2006 году ее результативность существенно снизилась, и она была закрыта Распоряжением Правительства РФ №1446-р.

На сегодняшний день действует новая программа «Энергоэффективность и развитие энергетики" от 2014 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 321). Ее эффективность покажет время, однако уже сейчас можно оценить масштабы ожидаемых результатов: к 2020 году энергоемкость ВВП должна упасть более, чем на 9% по сравнению с уровнем 2007 года. В рамках этой программы также планируется развивать добычу угля, нефти, газа, использование альтернативных источников энергии в промышленности.

Энергосбережение в жилых и социальных зданиях г. Москвы

С появлением первой программы по энергосбережению подход к строительству зданий в России кардинально изменился. Были введены специальные нормативные требования к теплозащите ограждающих конструкций зданий и их энергопотреблению. Проектировщики неукоснительно следовали требованиям нормативных документов, однако исследования показали, что жилые дома в Москве, которые были построены после 2000 года, почти в 2 раза превышают установленный норматив. В среднем за отопительный период они потребляли до 160 кВт·ч на один м 2 жилой площади, при норме 95 кВт·ч на 1 м 2 . В связи с этим были введены изменения, которые привели не только к регулированию расхода энергии, но и к применению конкретных энергоэффективных решений в проектах жилых и общественных зданий.

энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В настоящее время в жилых домах и зданиях социального назначения (детские сады, школы и т. п.) применяются различные энергоэффективные решения:

  • Используются приборы автоматического учета расхода горячей воды и теплоносителя в системе отопления.
  • Применяются регуляторы на батареях, позволяющие каждому жильцу отрегулировать температуру в помещении по своему усмотрению.
  • Утеплены трубопроводы для снижения тепловых потерь.
  • Используются вентиляционные установки с системой рекуперации тепла.
  • Ограждающие конструкции зданий включают качественные утеплители и трехкамерные стеклопакеты.

Помимо нормирования проектов зданий, были разработаны определенные меры стимулирования энергоэффективного домостроения. Например, для собственников энергоэффективных зданий существуют налоговые льготы:

  1. В налоговую базу не включается имущество с высоким классом энергетической эффективности в течение трех лет с момента постановки на учет (Федеральный закон от 7.06.2011 № 132-ФЗ).
  2. Существует возможность удвоить амортизацию такого имущества (Федеральный закон от 23.11.2010 № 261-ФЗ).

Тарифное стимулирование также применяется в качестве метода мотивации рационального расходования энергоресурсов жителями г. Москвы.

Государственная информационная система по энергосбережению

Государственная информационная система (ГИС) "Энергоэффективность" представляет собой аккумуляционный центр всей информации об энергосбережении. Рассчитанной на население страны, юридических лиц, работников государственного аппарата. Помимо информирования о новых энергоэффективных решениях, достижениях современных инноваторов, помощи снижении энергопотребления предприятиям и владельцам частных домов, эта площадка также используется госслужбами для сбора информации об энергопотреблении бюджетных организаций.

Последняя функция реализуется через модуль "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Здесь бюджетные организации и муниципалитеты заполняют декларации о потреблении энергоресурсов в онлайн-режиме, пользуясь следующими данными:

  • Энергопаспорт.
  • Устав организации.
  • Штатное расписание организации.
  • Счета-фактуры за топливно-энергетические ресурсы.
  • Технический паспорт здания и данные из БТИ.

Такой модуль энергосбережения позволяет сэкономить ресурсы организаций, обязанных отчитываться в федеральные органы о расходах энергоресурсов, а также обеспечивает госорганы возможностью быстро и тщательно проводить анализ и делать выводы об изменении энергетической политики страны.

модуль энергосбережения

В заключение стоит отметить, что энергосбережение – это не просто экономия денег. В первую очередь это забота о завтрашнем дне, жить в котором предстоит нашим детям.

Читайте также: