Покахонтас легенда и реальность доклад

Обновлено: 07.07.2024

Нестеров Дмитрий Александрович
Самарский государственный социально-педагогический университет
Исторический факультет


Аннотация
В статье анализируется проблема мифологизации образа Покахонтас в американской культуре и общественном сознании. Рассматриваются факторы и причины мифотворчества, его особенности. Анализ основывается на научных, публицистических источниках, произведениях литературы и кинематографа.

Nesterov Dmitry Aleksandrovich
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Faculty of History


Abstract
The problem of Pocahontas' image mythologizing in american culture and social consciousness is analized in this article. The factors and the reasons of the myths creation and it's characteristics are considered there. The Analysis is based on the scientific, publicist sources, literary and the cinematograph.

Долго живя в американском фольклоре рядом с такими рассказами как Джордж Вашингтон и вишня, или Бенджамин Франклин и его бумажный змей, история Покахонтас прочно укоренилась в американском общественном сознании.

Но в 1624 году, через 7 лет после смерти Покахонтас, Джон Смит пишет о ней уже совсем другую историю:

Вероятнее всего для создания мифа о героическом поступке Покахонтас использовался случай, произошедший во Флориде в 1528 году и рассказанный Ричардом Хэклюитом в своих очередных записках 1609 года. Восемнадцатилетний испанец Хуан Ортис попал в плен к индейцам, которые хотели живьем зажарить его, но прекрасная Улала, дождь вождя, упросила отца отдать ей пленника в рабство [6, p. 246].

Следует выделить следующие сюжеты мифа о Покахонтас:

Мифотворчество истории Покахонтас условно делится на следующие хронологические рамки:

  1. колониальный период;
  2. предвоенный период (1776-1865);
  3. послевоенный период (до второй половины XX в.);
  4. современный период (вторая половина ХХ – начало ХХI вв).

В колониальный период большее внимание акцентировалось на браке Джона Рольфа и Покахонтас (имя при крещении Ребекка Рольф – прим. Д.Н.). Их семейные узы интерпретировались как доказательство того, что слияние двух цивилизаций возможно даже на столь близком уровне. В это время считалось, что если бы многие европейцы последовали примеру Джона и Ребекки Рольф, то непрерывная враждебность двух народов была бы предотвращена [7, p.12]. Этого мнения придерживаются и ряд современных исследователей [8].

Связано это было с противостоянием Юга и Севера, которое развивалось и на идеологическом фронте. Северяне доказывали свое особое положение в стране, используя историю об отцах-пилигримах. Южане же считали себя потомками Покахонтас, которая имела более раннее происхождение, а значит именно они имели право на особое, первостепенное положение в стране.

« Милая, дикая девочка с лучистым взглядом серьезным,

« О, Вы, лесная принцесса,

Не погибните под стрелами зла.

Вы будете жить вечно в детских, любящих сердцах,

Как чистая, одинокая звезда, плывущая по темному морю забвенья.

- экологическая культура населения;

- положение национальных меньшинств;


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Помните американский мультфильм "Покахонтас"? На самом деле судьба реальной девушки куда трагичнее, чем по версии сказочника Уолта Диснея.

Любимая дочь вождя племени поухатанов родилась в 1594 году (по другой версии в 1595). При рождении ее назвали Матоака, но отец, который души не чаял в крошке, дал ей прозвище Покахонтас - "маленькая проказница".

В начале 17-ого века земли, где росла юная принцесса, активно осваивались англичанами. Индейцы относились к иноземцам подозрительно и держали на расстоянии. Однажды, когда один из "белых", капитан Джон Смит, пробрался в лагерь аборигенов, его взяли в плен.

Судьба капитана была решена, уже на головой занесли дубинку, готовясь раздробить череп. Но 12-летняя Покахонтас остановила палачей. Противиться дочери вождя никто не посмел и "белого" отпустили.

Смит был не только солдатом, но и писателем - он воспользовался пикантной ситуацией и распустил слух о том, что у него с индейской принцессой роман. В округе заговорили о том, будто бы ночь после спасения Джон провел с Покахонтас. Подтвердить или опровергнуть его версию никто не мог. Спустя почти 20 лет Джон Смит написал книгу, где в подробностях рассказал о своем чудесном спасении и знакомстве с юной принцессой. Мужчина прозрачно намекнул на то, что роман имел место быть.

Могла ли девушка вопреки воле отца полюбить чужеземца, который к тому же был старше ее на 16 лет? Вероятнее всего, Покахотас лишь пожалела обреченного на смерть человека и спасла его из милосердия.

Позже Смит был ранен и вернулся на Родину. Пока он жил на землях индейцев, отношения между поселенцами и местными были терпимыми. Любознательная девушка частенько наведывалась к чужакам. Она даже стала понимать их язык и могла вести переговоры. Но однажды хрупкому миру пришел конец, и принцессу взяли в плен, потребовав у вождя индейцев большой выкуп.

Одно из требований "белых" отец Покахотас выполнить отказался - не вернул военным оружие. Что заставило его так поступить - никто не знает. Девушка осталась в плену у англичан. На тот момент она уже была замужем за своим соплеменником и имела маленькую дочь. Иноземцы убили мужа принцессы, а малышку отобрали.

Девушку и не собирались отпускать обратно. Ее вынудили принять христианство и нарекли именем Ребекка. Ни отца, ни собственной дочери Покахонтас никогда больше не видела.

Чтобы найти защиту и покровительство, огородить себя от посягательства мужчин, девушке пришлось принять предложение от богатого плантатора - Джона Рольфа. В этом браке у супругов родился сын Томас.

Казалось бы, началась сытая и спокойная жизнь. Межрасовый брак укрепил отношения между индейцами и англичанами. Однажды Рольф даже представил свою молодую жену королевскому двору. Красавица и умница Ребекка, обученная великосветским манерам, произвела хорошее впечатление.

Но все оборвалось в один миг.

В марте 1617 года семья Рольф собралась в Вирджинию. Вместе с мужем и сыном Ребекка поднялась на борт корабля, но буквально сразу же почувствовала себя плохо. Уже к утру девушка умерла в своей каюте. Ей едва исполнилось 22 года.

Предполагали разные причины ее скоропостижной кончины: оспа, ветрянка, дизентерия, туберкулез. Однако Ребекке стало плохо сразу после ужина, а до этого она была здорова и полна сил. Отравили? Очень вероятно. Англичане собирались уничтожить индейские поселения, а женщина была в курсе их планов. Неужели они убрали ее как ненужного свидетеля?

Вскоре после гибели Покахонтас между аборигенами и поселенцами начались кровавые бойни.

Реальная история индейской принцессы не похожа на мультик Диснея. Покахонтас пережила похищение, насилие, принуждение и умерла при странных обстоятельствах.

Покахонтас и Джон Смит

фото0.jpg

Единственным письменным источником, содержащим информацию о том, что именно происходило во взаимоотношениях Смита с племенем поухатанов, является свидетельство самого капитана. Притом даже в его записях показания разнятся. Сначала он делает заметку о том, что был принят вождем со всеми почестями и насладился гостеприимством индейцев, но затем отправляет письмо на родину, в Англию, где сообщает королеве, что был захвачен в плен и чуть не погиб, однако на помощь ему пришла принцесса Покахонтас. Смит описывает ту самую растиражированную историю, где дочь вождя закрывает тело Смита своим и подставляет голову для удара, чтобы спасти бледнолицего пришельца от казни.

фото1.jpg

Позже, уже в 1624-м году он выпускает еще и книгу, куда включает эту же сцену, а также добавляет романтический мотив. Интересно, что книга увидела свет, когда почти все, кто сопровождал Смита в экспедиции, уже умерли, так что подтвердить или опровергнуть его слова никто не мог. Сомнения в правдивости капитана возникают не только у нынешних исследователей: рассказам Смита не очень-то верили и его современники. Возможно, отчасти потому, что моряк в принципе любил сочинять невероятные истории о своих приключениях, сильно приукрашивая действительность, и его окружению это было известно. В конце концов, он прославился не только как мореплаватель и путешественник, но еще и как писатель.

Контакты Смита с Покахонтас, скорее всего, происходили во время визитов девушки в Джеймстаун, который располагался на расстоянии 12 миль от ее родного поселения. У колонистов был заключен некий договор с вождем племени, и индейцы поставляли англичанам провизию, взамен те не трогали аборигенов. Конфликты, тем не менее, вспыхивали регулярно: племени было нелегко прокормить прожорливых европейцев, и те грозили им бунтами. В один из визитов в Джеймстаун Покахонтас захватили в плен.

фото1_2.jpg

Принцесса в заточении

Это произошло в 1613-м году. Капитан английского судна Сэмюэль Аргалл обманом заманил принцессу на встречу, во время которой ее и пленили. Причиной стал очередной конфликт в отношениях с индейцами. Колонисты требовали от вождя Поухатана освободить нескольких захваченных им англичан в обмен на дочь. Кроме того, они запросили вернуть отобранное оружие и снабдить их провизией. Поухатан лишь частично удовлетворил требования, но Покахонтас так никто и не отпустил. Согласно одной из версий, на тот момент она уже успела побывать замужем за своим соплеменником по имени Кокум, от которого родила дочь. Кокум якобы был убит в столкновении с колонистами, а ребенка у принцессы отобрали, и больше она дочь никогда не видела.

фото2.jpg

Временное перемирие

Тогда же девушка обратила внимание на Джона Рольфа, богатого джентльмена и плантатора. Рольф очень долго пытался отыскать табак, который пришелся бы по вкусу у него на родине. Англичане не жаловали табак, привезенный из Вирджинии, он был слишком терпким и горьким. Со временем Рольф заполучил образцы семян, из которых ему удалось культивировать подходящий сорт, более мягкий и сладковатый. Сам Рольф был вдовцом, потерявшим жену и новорожденную дочь. Не совсем ясно, из каких побуждений он решил жениться на Покахонтас, был ли это исключительно политический расчет, или же там нашлось место для настоящей романтики. Он долго сомневался, но окончательно созрел, когда дочь вождя приняла христианство.

фото3.jpg

Этот союз стал знаменательным не только для молодых, но и для обеих враждующих сторон. Расчет оказался верным: индейцы пошли на очередное временное перемирие с англичанами. Относительное спокойствие продолжалось 8 лет.

Вскоре у пары появился сын, которого назвали Томасом. Неизвестно наверняка, кто являлся настоящим отцом мальчика, так как по некоторым предположениям, Покахонтас неоднократно подвергалась сексуальному насилию в плену. Более того, сомнению подвергают и добровольное согласие принцессы на этот брак. Косвенно против этого свидетельствует то, что она формально все еще находилась в плену у англичан, а ее отец не присутствовал на свадебной церемонии и вообще больше никогда не виделся с дочерью.

Путешествие в Англию

фото4.jpg

Принцессу принимали при дворе как настоящую знаменитость, с почестями, подобающими истинной королевской особе (именно так ее и представили, как дочь могущественного индейского правителя). Покахонтас очаровала англичан: она свободно изъяснялась на их языке, владела манерами и этикетом, была одета как настоящая европейская аристократка.

В Англии Покахонтас увиделась вновь со своим давним знакомым Джоном Смитом. Тот описал их встречу как весьма приятную и эмоциональную. Согласно другим свидетельствам, девушка отказалась здороваться со Смитом и обвинила его в жестокости по отношению к своему народу.

фото5.jpg

В марте 1617-го года семья Рольф готовилась к отплытию обратно в Новый Свет. Вскоре после отправления Покахонтас слегла от неизвестной болезни, притом произошло это крайне стремительно, буквально в один вечер, после ужина. В числе возможных заболеваний называют туберкулез, пневмонию, ветрянку и дизентерию. Некоторые, в частности, ее сестра, были убеждены, что Покахонтас отравили за ужином. Девушку доставили обратно на берег, но помочь ничем не смогли.

фото6.jpg

Среди потомков индейской принцессы есть несколько довольно знаменитых в США людей, например, Эдит Вильсон, супруга президента Вудро Вильсона, актер Гленн Стрейндж, астроном Персиваль Лоуэлл и сенатор Джинн Шейхин.

Многим людям знакома история Покахонтас ― индианки, которая влюбилась в англичанина Джона Смита во время конфликта между европейскими поселенцами в Америке и индейцами. В 1995 году студия Диснея сняла красивый мультфильм, где были показаны романтические отношения между Джоном Смитом и Покахонтас.

Всем известно, что в мультфильмах Диснея много художественных преувеличений. Но многие верили, что основные события из жизни Покахонтас показаны реалистично: любовь между ней и Джоном Смитом, её смелость, когда она спасла ему жизнь, и трагическая концовка, когда Джон Смит возвращается в Англию для лечения. Однако реальная жизнь Покахонтас выглядела совсем иначе.

Матоака была ребёнком, когда в Новый свет прибыли англичане. Между колонизаторами и индейцами часто возникали конфликты. В 1607 году английский моряк и исследователь Джон Смит прибыл в Вирджинию на корабле с сотней других поселенцев. Однажды, когда он исследовал реку Чикахомини, его захватили индейцы. Его привезли в поселение племени поухатанов в Веровокомоко.

Дальнейшие события в разных источниках описаны по-разному. Сам Джон Смит писал, что его пригласили на большой праздник, во время которого он сидел рядом и беседовал с вождём поухатанов. В письме, написанном королеве Анне, Джон Смит рассказал, что Матоака бросилась к нему и закрыла его своим телом, когда индейцы хотели казнить его. Но Джон Смит был известен как человек, который любил приврать, чтобы добиться известности.

В диснеевском мультфильме Матоака/Покахонтас изображена как молодая девушка, спасшая Джона Смита. Но по его словам, ей тогда было чуть больше 10 лет. Поэтому маловероятно, что между ними возникли какие-то романтические чувства.

Матоака часто приходила в поселения колонизаторов в Джеймстауне и приносила им еду в трудные времена. 13 апреля 1613 года во время одного из таких визитов Самуэль Аргалл поймал Матоаку, чтобы обменять её на нескольких английских пленных, которых держал её отец. Она прожила год в Джеймстауне в качестве заложницы.

В Англии Матоака встретилась с Джоном Смитом. Она отказалась разговаривать с ним, отворачивалась от него и избегала. Её поведение явно не походило на беззаветную любовь, показанную в диснеевском мультфильме.

В 1617 году семейство Рольфа снарядило корабль, чтобы вернуться в Вирджинию. Но Матоака не смогла завершить путешествие домой. Она серьёзно заболела. Здесь существуют различные теории: воспаление лёгких, туберкулёз, оспа, по некоторым версиям её отравили. Ей пришлось сойти с корабля в английском городе Грейвзенде, где она скончалась 21 марта 1617 года. В то время ей был примерно 21 год. К несчастью, в жизни настоящей Покахонтас не было сказочного счастливого конца.

О жизни реальной Покахонтас можно было бы снять более увлекательный фильм, чем у Диснея, но трагический.

Всем знакомая диснеевская история о Джоне Смите и дочери индейского вождя Покахонтас, на самом деле происходила в действительности, правда с одной оговоркой: между реальными героями истории не было никакой романтической связи. Хотя Покахонтас все же вышла замуж за европейца.




Спасение жизни, однако, в действительности не поставило начало романтическим отношениям. Разница в возрасте между Покахонтас и Смитом тогда была около 15 лет: девочке едва исполнилось 12, ему же давно миновало 27. Хотя и есть версия, что после спасения они провели вместе ночь, но никаких подтверждений этому нету. Ни в одном письме, написанном Смитом, не упоминалось что-то, что могло свидетельствовать о романтических связях между героями.

К тому же в 1609 году Смит был ранен в ногу и был вынужден покинуть колонию и вернуться в Англию. А вот судьба Покахонтас дальше сложилась совершенно непредсказуемым образом: она была взята в плен колонистами с целью обменять ее на пленных англичан. Считается, что в плену с ней обращались хорошо, и что именно здесь она выучила английский. Все то время, пока Покахонтас находилась в плену, она выступала посредником в переговорах между колонистами и индейцами.


Джон Смит

Разные источники говорят уже о разном развитии событий. Одним из наиболее вероятных возможностей развития событий считается то, что после выкупа Покахонтас вернулась в родное племя, но лишь на время. То ли во время своего пленения, то ли уже позже, девушка приглянулась одному европейскому табачному плантатору Джону Рольфу. Они поженились, и с этим племя еще было готово смириться. Но вот принятие христианства вызвало крайне негативное отношение к принцессе. Хотя есть и версия того, что Покахонтас выдал замуж отец и вождь племени. Брачный союз должен был поставить конец постоянным распрям между колонистами и индейцами.

Свадьба Матоаки и Джона Рольфа


Статуя Покахонтас в Джеймстауне, Вирджиния, США

Читайте также: