Доклад о сравнении одной из инновационных технологий в россии и за рубежом

Обновлено: 02.07.2024

Одна из наиболее существенных черт отличия инновационной системы США от инновационных систем других стран - это ее огромный масштаб. Национальные инвестиции в послевоенное время значительно превысили инвестиции в область инноваций капиталовложения других стран. Роль университетов, промышленности и федерального правительства также значительно различается с ролью этих учреждений в инновационных системах других стран. Еще одним структурным различием между США и другими странами является важность новых фирм в продвижении на рынок новых технологий. Они играли очень важную роль в развитии и распространении микроэлектроники, компьютеров, программного обеспечения, биотехнологий и робототехники в течение прошлых 4 десятилетий. Их роль была более существенной в экономике США, чем в других странах. В различия в инновационной политике внесли вклад антимонопольные уставы США и высокая доля капиталовложений в разработки военных технологий. В США считали, что военные технологии являются источником коммерческой силы в областях высокотехнологичной промышленности.

В конце XIX и начале XX столетия в Америке начались производственные действия огромного масштаба. Но они были основаны не на основе научных изобретений, а на механических навыках. Рост промышленной производительности был достигнут через развитие "американской системы производства". Все производство работало на новых иностранных технологиях и квалифицированных специалистах. Новшества, которые поддерживали рост производительности в США и доходы на душу населения, превышающие уровень Великобритании, основывались на небольшом количестве учреждений, занимающихся разработками. Система "фордизма" препятствовала применению новых технологий и улучшению качества продукции [19, с.25].

Постепенно в новых больших фабриках, были организованы лаборатории и привлечены ученые для исследований в определенных областях. Эти лаборатории расширялись и образовывали центральные лаборатории, направленные на более глубокое и длительное изучение. Это явилось ответом на изменения в организационной структуре фирм.

На эти изменения повлияла антимонопольная политика, запретившая соглашения среди фирм о контроле над ценами и выпуском продукции. Для увеличения доходов и снижения конкуренции фирмы все больше стали прибегать к промышленным исследованиям и нововведениям. Использование патентов помогало сохранить рыночную власть без столкновения с антимонопольным законом. Эти ранние научно-исследовательские фирмы не только сосредотачивались на внутренних изобретениях, но и покупали новые технологии, через закупку патентов или фирм.

В довоенный период промышленные исследования в основном сосредотачивались в области химической промышленности и связанных с ней отраслей, а также в электротехнической промышленности. Лаборатории этих отраслей составляли почти 40% от всех, основанных за период 1899-1946 гг. В 1921 в химической, нефтяной и резиновой отрасли концентрировалось более 40% всех ученых и инженеров, ведущих исследования в промышленности. Кроме того, важную роль играли исследования в отраслях механизмо- и приборостроения. В 1921 доля ученых и инженеров в них составляла 10%, а к 1946 году этот показатель увеличился более чем до 20%. Доля ученых и инженеров в химической промышленности возросла от 5,2 на 1000 занятых в 1921 до 30,3 в 1946; в нефтепереработке с 1,8 до 28,7. Численность ученых и инженеров в промышленных исследованиях возросла от 3 тысяч человек в 1921 до 46 тысяч к 1946 году (рисунок 4) [20, с.27].


Рисунок 4 Доля ученых и инженеров в промышленных исследованиях

В основном промышленные исследования проводились в 5 городах (Нью-Йорк, Нью-Джерси, штат Пенсильвания, штат Огайо, штат Иллинойс). В них проживало более 70% всех ученых, занятых в промышленности в 1921-1927 гг., 60% в 1940-1946 гг. К 1946 году активно стали проводить исследования в области транспортного оборудования. Такой интерес был вызван увеличением федерального финансирования и быстрым ростом автомобилестроения. В конце концов, промышленные исследования вытеснили частного изобретателя и укрепили позиции доминирующих фирм [21, с.28].

Исследования в академическом секторе не приветствовались в США в то время. Во время Первой Мировой Войны университеты не получали достаточного финансирования, большинство средств уходило на военное развитие. При необходимости квалифицированных кадров, ученых отправляли в военные лаборатории для исследований, но постоянных научных работ в университетах не проводилось. В США не проводилось высококвалифицированное обучение. Большинство университетов США финансировались больше за счет средств штатов, чем правительством Америки. Государственная политика была направлена на подготовку специалистов для прикладных исследований в промышленности. Обучение в университетах не готовило их к научной работе. До 1940 года не было областей, в которых университетские исследования могли бы считаться научными. Все ученые, которые занимались научной деятельностью, являлись выпускниками европейских университетов.

Завершение изолированности (1854 г.) и смена правительства (1868 г.) побудило японское правительство к импорту иностранных технологий и сокращению отставания от западных стран, как в экономическом, так и военном отношении. Правительство начало принимать меры по совершенствованию связи, коммунального обслуживания, образования, финансовой сферы. В эпоху Мейдзи правительство начало импортировать технологии всеми возможными способами: получением письменной информации, наймом иностранцев, отправлением японцев на обучение за границу, импортом техники, прямыми иностранными инвестициями. Благодаря помощи западных стран, Япония в короткие сроки смогла усовершенствовать и установить общенациональную начальную систему образования. К 1904 году посещаемость школ составляла 99% для мальчиков и 96% для девочек. Также совершенствовалась система среднего образования. В системе высшего образования большую роль сыграли англичане. В 1873 был основан колледж, во главе которого стояли 9 английских профессоров. Постепенно, благодаря усилиям профессоров и способностям студентов, английские профессора заменялись японцами, которые заканчивали этот колледж. В 1886 году он объединился с другим колледжем, где преподавали португальцы, французы и немцы, позднее он был переименован в Университет Токио. Совместно они выпускали дипломированных специалистов, которые позже основали многие промышленные компании в Японии. Японское правительство отдавало предпочтение техническому образованию, в то время как более развитые страны считали науку выше технических разработок [22, с.152].

К 1915 году сформировалась научная и техническая основа страны. Национальная система образования давала уже достаточно много квалифицированных специалистов. В течение 1914-1930 годов было основано 38 научно-исследовательских лабораторий, несколько национальных исследовательских учреждений. Для развития основных исследований был создан Совет Науки в 1933 году. Финансировался он как за счет государственных, так и за счет частных фондов. Цели фонда заключались: 1) увеличить исследовательские фонды в университетах и исследовательских учреждениях; 2) создание эффективного управления для научного сотрудничества. В 1923 году насчитывалось около 162 частных лабораторий на основе различных предприятий. В 1930 г. их число достигало 349, которые расходовали 30 млн иен (0.22% ВВП), в 1942 г. - 711, на которые расходовали 590 млн. иен, что составляло 1% ВВП. Хотя Япония сделала большой рывок в области НИОКР, но она все же зависела от импорта иностранных технологий во многих отраслях. это было хорошо заметно в период Второй Мировой Войны, когда технологический поток прекратился и Япония снова отстала в таких важных отраслях как самолетостроение, судостроение, производстве боеприпасов [24, с.118].

В данный период страны Западной Европы играли очень важную роль в развитии науки и техники. Они являлись основными источниками знаний и экспортерами научных знаний и технологий в другие страны. Но Западные страны нельзя считать монолитным регионом, среди них также выделялись свои лидеры и аутсайдеры, которые на протяжении времени сменяли друг друга.

В течение всего послевоенного периода государственные органы в промышленно развитых капиталистических странах стремились содействовать ускорению научно-технического прогресса и, в первую очередь, - использованию его результатов во всех областях экономической и общественной жизни. Как самостоятельное направление государственной политики целенаправленное стимулирование нововведений - так называемая "инновационная политика" - окончательно сформировалась лишь в конце 60-х начале 70-х годов. Термин "инновационная политика" (ИП) был впервые использован в известном "докладе Charpie" ("Технологические нововведения: управление и условия осуществления"), подготовленном Министерством торговли США в 1967 году. Содержание понятия ИП с самого начала не было точно определено, поэтому в различных странах оно интерпретировалось по-разному [25, с.130].

Условно можно выделить четыре варианта инновационной политики, которые в разные периоды и в различных промышленно развитых странах были приоритетными в различных сочетаниях.

Так, политика "технологического толчка" исходила из того, что приоритетные направления развития науки и техники определяло государство, обладая для этого необходимыми материальными ресурсами, экспертизой и информационным обеспечением. Такой вариант инновационной политики исходит из наличия научно-технических и социально-экономических проблем и предусматривает для их решения разработку различных государственных программ, крупных капиталовложений и других прямых форм государственного участия.

Подобного рода политика находилась на вооружении правительства США в 40-50-х годах в период расцвета "большой науки", когда, по существу, были созданы получившие впоследствии широкое распространение новые технологические направления в области электроники, создания ЭВМ, средств связи, авиастроения. Такая стратегия в различные периоды была характерна для Франции и Великобритании.

Политика рыночной ориентации определяет ведущую роль рыночного механизма в распределении ресурсов и выборе направлений развития науки и техники. Такая политика предусматривает ограничение роли государства в стимулировании фундаментальных исследований, создании экономического климата и информационной среды для нововведения в фирмах, сокращении прямого участка в НИОКР и исследованиях рынка, а также уменьшении количества форм регулирования, не способствующих стимулированию рыночной инициативы и эффективной перестройки рынка.

Эта политика активно проводилась в Японии, ФРГ, стала преобладающий в США в 70-х годах, а в 80-х годах поворот к ней наметился и у большинства других ведущих капиталистических стран [26, с.47].

Политика социальной ориентации предусматривает определенное социальное регулирование последствий НТП, а процесс принятия решения базируется на широком социально-политическом консенсусе с привлечением широкой общественности. Данный вариант инновационной политики никогда не являлся основным, однако отдельные ее элементы находили свое отражение в развитии различных стран. Так в США и ряде других стран в 60-70-х годах значительное внимание стало уделяться оценкам технологии, в том числе оценкам возможности переноса военных технологий в гражданскую сферу.

И последний, четвертый, вариант инновационной политики - это усилия, направленные на изменение экономической структуры хозяйственного механизма. Она предполагает большое влияние передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры, на взаимодействие хозяйственных субъектов, на уровень жизни и т.д. Все это требует новых форм организации и механизмов управления развитием науки и техники, а также их взаимодействия.

Япония - единственная промышленно развитая страна наиболее последовательно, параллельно с рыночной, придерживалась этой политики, хотя элементы такого подхода прослеживаются и во Франции [24, с.168].


Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные об интенсивности инновационных процессов в России за 2018 году в сравнении с показателями европейских стран.

Сопоставление ключевых характеристик инновационной деятельности в России и странах Европейского союза (ЕС) демонстрирует неравномерность позиций нашей страны по различным аспектам развития инноваций. Россия находится в первой десятке лидеров по интенсивности затрат на технологические инновации (т. е. их доли в общем объеме отгруженной продукции); при этом разрыв в уровне результативности инновационной деятельности по-прежнему остается заметным (табл. 1).


Максимальные значения интенсивности затрат на технологические инновации зафиксированы в Швеции (3,8%), Дании (3,3%) и Германии (3,1%). Россия расположилась на 9-м месте (2,1%), опережая такие развитые страны, как Франция (2%), Нидерланды (1,6%). На последних позициях — Латвия, Болгария, Кипр, Люксембург и Румыния, где величина показателя составляла менее 1%.

Вклад научных исследований и разработок (ИР) в инновационную деятельность в России сопоставим со среднеевропейским уровнем (45,2% затрат на технологические инновации — 14-е место). В развитых странах ЕС организации, как правило, уделяют бо́льшее внимание интеллектуальной составляющей инновационного процесса. Среди них выделяются Дания, Швеция, Австрия, Бельгия, Франция и Финляндия: здесь свыше двух третей инновационных расходов приходятся на выполнение ИР. Ниже России в рейтинге расположились Болгария (42,3%), Румыния (40,8%), Венгрия (38,4%), Португалия (36,3%), Польша (24,5%) и др.

В структуре затрат на технологические инновации в России второе место (32,6%) занимают расходы на модернизацию производственного аппарата, а именно приобретение машин и оборудования и современного программного обеспечения. Для сравнения, за рубежом этот показатель заметно варьируется: в большинстве стран Восточной Европы, Прибалтике свыше половины инвестиций в инновации приходилось на обновление активной части основных фондов; в Германии, Финляндии, Италии — около четверти, в Бельгии и Швеции — седьмая и десятая часть соответственно.

Ключевой характеристикой результативности инновационной деятельности является показатель удельного веса продукции, основанной на новых и усовершенствованных технологиях, в общем объеме продаж. В России его величина составила в 2018 г. лишь 6,5%, что соответствует 24-му месту в ранжированном ряде стран ЕС (ниже России — Польша, Болгария, Люксембург и Румыния). Наиболее выгодные позиции у Словакии и Испании, где пятая часть отгруженной продукции относится к категории инновационной. Кроме того, высокие значения показателя, вдвое и более превосходящие российский уровень результативности, отмечены в Великобритании (15,5%), Литве (14,7%), Германии (14%), Бельгии (13,6%), Чехии (13%).

Источники:

1) (62-е место): экологическая устойчивость (101) — ВВП на единицу
использования энергии (113) и соответствие систем экологического менеджмента
требованиям стандарта ISO 14001 (112).

Инновации в настоящее время являются одним из основных факторов роста и развития как организации, так и страны. И только лишь с восприятием инноваций возможен успешный переход к новой инновационной модели функционирования национальной экономики.

Innovations are one of the main factors of growth and development of both the organization and the country. And only with the perception of innovation chance of a successful transition to a new innovative model of functioning of the national economy.

Наблюдения за тенденциями развития инноваций в мире началось много лет назад и продолжаются по настоящее время. Именно по опыту других стран каждая из последующих анализирует свои возможности и определяет дальнейшую инновационную политику. Так зарубежный опыт показывает, что можно получить мировое господство не имея газ, нефть, лес и другие природные ресурсы.

В данном докладе мы сравним и проанализируем инновационную деятельность некоторых зарубежных стран и России.

По уровню научно-технического потенциала и инновационных технологий лидирующее положение в мире занимают США. Основной задачей государственной политики является усиление связи науки и техники. Большое внимание и финансирование уделяется на такие исследованиям и разработкам, которые способны создать новые производства и перестроить прежние. США применяет различные стимулы для активного привлечения инвестиций в науку, например, использование налогового кредита на НИОКР. Многие федеральные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки осуществляются негосударственными организациями. Государство заключает с промышленными фирмами контракт на инновационные разработки. Широкое использование грантов и контрактов является ключевым в инновационной политике США. Через них правительство обеспечивает ведущие научно-исследовательские организации и ученных работой. Кроме того в США большое внимание уделяется исследовательским университетам. Их исследовательская деятельность осуществляется за счет источников финансирования федеральных и местных бюджетов, грантов, благотворительных и попечительских фондов, а также от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности. Все это делает США более гибкой по сравнению с другими странами, которые в основном для научных разработок используют только государственные лаборатории и институты.

Японская инновационная политика значительно отличается от американской. Правительство Японии занимается нисколько финансированием собственной научно-исследовательской базы, а скупкой нововведений на последней дорыночной стадии, где уже известно о потенциальном рынке сбыта. Японии остается лишь доработать нововведение и запустить в производство. Для этого государство приобретает патенты, приглашает высококвалифицированных иностранных специалистов, заключает лицензионные соглашения с зарубежными странами, приобретается современное оборудование.

Основное преимущество Японии достигается за счет сжатия срока инженерно-конструкторских разработок, производственного освоения и качественного превосходства выпускаемой продукции. Это позволяет им не отставать, а иногда даже опережать других на выход на другие рынки.

С недавних пор министерство Японии стало направлять свои усилия на собственные фундаментальные и прикладные исследования, а также поддерживать исследовательскую деятельность. Это позволит Японии превратиться из страны импортера лицензий в их экспортера.

При наличие достаточно высокого научно-технического потенциала, Россия очень сильно отстает от мировых лидеров. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что НИОКР слабо ориентирован на развитие производства и других сфер деятельности.

Более наглядно сравнить отставание России от других стран можно в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика активности стран в инновационном развитие.

Не всегда зарубежный вариант априори лучше: в Европе до сих может вызвать недоумение попытка оплатить покупку смартфоном, а о корпоративном онлайн-психологе никто и не задумывался. В это время в России даже самые консервативные сферы уже переходят в цифровой мир, постепенно вытесняя устаревшие технологии. Представители ИТ-компаний из сферы банкинга, каршеринга, автосервиса, поддержки сотрудников и HR рассказали, почему в России технологии больше интегрированы в бизнес и повседневную жизнь.

Онлайн-поддержка сотрудников


Индустрия программ поддержки сотрудников (ППС) формировалась сначала в Штатах, а потом в Европе еще в 60–80-е годы. Тогда не было современных технологических решений — консультации психолога и других помогающих специалистов получали только по телефону. А раз продукт устоялся, инновации приходят гораздо медленнее, чем если бы он создавался с нуля. Именно так и произошло с ППС в России — индустрии не более десяти лет, из которых только последние два-три года происходит активное развитие. С самого начала ППС делают упор на технологическую составляющую.

Помимо этого, ППС в России востребован в большей степени у сотрудников младшего и среднего возрастов, а молодежь с большой вероятностью выберет именно технологичный продукт. В зарубежных странах основная аудитория старше — это тоже влияет на проникновение ИТ-решений.

У большинства известных нам провайдеров ППС в развитых экономиках нет мобильного приложения и онлайн-консультирования, в том числе через чат со специалистом. Консультации проводятся по телефону или при очной встрече, что является барьером для использования сервиса у многих людей. Платформенное решение подбирает специалиста персонализировано, ведь некоторые личные вопросы проще обсуждать с человеком своего возраста и пола. Плюс есть возможность ознакомиться с оценками и отзывами других пользователей, посмотреть на дипломы и специализацию консультанта. Это очень важно, так как в России пока отсутствует стандартизация таких услуг — в этом главное отличие нашей страны.

Вместе с тем не стоит думать, что российским компаниям будет значительно проще выйти на зарубежные рынки. Наличие современных технологических решений — важный, но не единственный фактор конкурентоспособности. В B2B-продажах, а ППС — это В2В, по-прежнему силен человеческий фактор, пресловутые связи, хоть значение этого фактора и снижается. Сопоставимые зарубежные компании — гиганты с миллиардными оценками и многолетним опытом.

Самая сложная задача на старте бизнеса — не технология, а кадровые и организационные решения. ИТ-специалистов надо привлечь и удержать — это непростая задача как на запуске, так и сейчас. Положительный внешний фактор — это развитие общества. Со временем поход к психологу или психотерапевту будет восприниматься так же нормально, как консультация с врачом по поводу простуды или более серьезного недомогания. Будет расти рынок, а вместе с ним и конкуренция. Придут иностранные провайдеры, а российские пойдут в их страны. Качество нашей жизни улучшится.

Банкинг


Зарубежная банковская сфера крайне консервативна, в том числе и в регуляторной сфере. По сравнению с Европой и США финтех в нашей стране развивается стремительно. В России за счет более лояльного законодательства в нашей сфере разработать и внедрить новые технологичные продукты можно буквально за два-три месяца, в то время как за рубежом для этого требуются годы. Получается, что там технологии могут устареть еще до того, как дойдут до клиента.

По скорости интеграции технологических новинок Россия существенно обгоняет США и Европу. Российский финтех идет в ногу с глобальными технологическими трендами — биометрическая идентификация, удаленное открытие счетов, операции и уведомления в режиме реального времени, онлайн-заявки на кредитные продукты — в Европе до сих пор может вызвать недоумение попытка оплатить покупку смартфоном. В США все еще продолжается переход от карт с магнитной лентой к более безопасным чипированным картам с вводом пин-кода, которые уже более 10 лет применяются в Европе.

Большинство европейских банков неохотно инвестируют в цифровые технологии: в 2014 году для 90% участников рынка расходы на цифровизацию составляли менее 0,5% от всех затрат. При этом исследования показывают, что 57% клиентов предпочли бы открыть счет онлайн, однако сделать это удается только трем из пяти человек. Всего 8% от успешных заявок на открытие счета оформляются на мобильных устройствах от начала до конца, без посещения отделения. Для сравнения, в России сейчас практически все рутинные банковские операции можно провести онлайн — самостоятельно или с помощью клиентской службы.

Цифровое отставание зарубежного рынка финансовых услуг связано не с отсутствием доступа к технологии, а со сложностями внедрения новых сервисов. Этот процесс затрудняют и специфические регуляторные нормы, и отсутствие у банков сильной технологической базы, так как ИТ-направление долгое время не рассматривалось консервативной банковской индустрией как приоритетное. При выходе на зарубежный рынок российские финтех-проекты столкнутся с теми же законодательными сложностями, которые не позволяют зарубежным банкам внедрять технологические инновации.

При этом и на зарубежных рынках появляются интересные цифровые проекты: например, молодой шведский диджитал-проект Doconomy выпустил первую в мире кредитную карту, позволяющую пользователю мониторить свой вклад в эмиссию СО2 и компенсировать ее, инвестируя в экологические проекты.

В последнее время все банки стремятся выстроить экосистему услуг и предложить клиенту максимум небанковских опций. Например, мы стремимся оптимизировать работу бизнеса и предлагаем предпринимателям бесплатно зарегистрировать ИП и ООО, автоматизируем работу бухгалтерии и кадрового отдела, облегчаем отношения с госструктурами, сопровождаем работу с иностранными партнерами от поиска и проверки до подготовки сертификатов и учета пошлин. Банки будут и дальше стремиться закрыть все потребности клиента, расширяя возможности экосистемы и подключая всё новых партнеров.

Автосервисы


Мы видим, что интерес к онлайн-проектам в сфере автозапчастей и автосервисов в России растет. Успешные российские стартапы в других индустриях — мобильного банкинга, рубричной рекламы, путешествий — позволяют быстро перенимать опыт и внедрять аналогичные модели и технологии в автобизнесе. Помимо этого, рынок автосервисных услуг у нас априори большой, а уровень и стоимость российских разработчиков по-прежнему дает значимое преимущество перед большинством развитых стран.

На сегодняшний день только на российском рынке автовладельцы могут узнать от автотехцентров стоимость ремонта в режиме реального времени. Достигается это через интеграцию расчета стоимости работ от автотехцентров и артикулов, необходимых для ремонта запчастей у оптовых поставщиков. Это не всё — в России также внедрен автоматический подбор запчастей и рабочих жидкостей в зависимости от выбранного автомобиля и услуги. Причем не только оригинальных запчастей, но и других качественных аналогов.

Что касается международной экспансии, то российский бизнес не спешит с ней по следующим причинам:

  • Во-первых, это не панацея. Доля онлайн-сегмента в российском автосервисном рынке очень низка, потому логичнее концентрироваться на увеличении клиентской базы и росте транзакций в домашнем регионе.
  • У основателей проектов могут отсутствовать необходимые компетенции и опыт реализации международных проектов. У многих игроков есть психологический барьер выхода на новые рынки вне России.
  • Также экспансия требует инвестиций, привлечь которые на целевых рынках бывает достаточно сложно.

Разрабатывая полностью бесшовный процесс бронирования в три шага (выбрать автомобиль — сразу ознакомиться с ценами — забронировать визит с банковской картой), мы столкнулись с огромным количеством разнородной информации, которую необходимо было систематизировать и связать логику через алгоритмы: автомобили, нормо-часы, артикулы запчастей, бренды, стоимость и прочее.

Далее еще один отпечаток накладывает сама сложность автомобильного ремонта — наша система, например, учитывает и убирает дублирование операций в заказах пользователей (если для установки тормозных колодок и замены тормозной жидкости требуется снять колесо, то система автоматически оставит только одну операцию). Ну и, конечно, очень много сил затрачено на оптимизацию скорости работы платформы — система высоконагружена, но для улучшения пользовательского опыта скорость должна быть высокой.

Каршеринг

Екатерина Макарова, сооснователь BelkaCar


Российские каршеринги технологически более продвинутые, так как в большинстве своем они созданы предпринимателями, которым не нужно тратить время на бюрократию и согласование. Решение о выпуске новых фич может быть принято за день.

Нам также облегчают жизнь либеральные законы по работе с персональными данными. В Европе очень много ограничений, например, по пользовательским рассылкам, нотификациям, везде нужно уведомлять об изменениях в сервисе за 45 дней — это замедляет развитие. Европейские и американские каршеринги принадлежат, как правило, автопроизводителям, соответственно, требуется больше времени на принятие решений и доработки.

В российских каршерингах уже повсеместно применяется регистрация в форме чата. Введено динамическое ценообразование. За рубежом до этого пока не дошли.

Российский внутренний рынок еще не насыщен (в отличие от московского). Ближайшие годы основные игроки потратят на агрессивную региональную экспансию. Как правило, российские компании начинают экспансию с рынков СНГ, как более понятных с точки зрения законодательства и процедур, и языка. Очень часто они управляются из Москвы. После этого начинается экспансия, но в случае с каршерингом остается открытым вопрос с особенностями законодательства в каждой стране, так как без него экспансия может быть затруднена.

Подбор персонала

Андрей Крылов, CEO и основатель Skillaz


В России большинство HR-процессов в бизнесе начали происходить значительно позже, чем в западных странах. С точки зрения выстроенных процессов, взаимодействия с бизнесом и культуры это нас задерживает, но с точки зрения технологий, наоборот, помогает. Потому что на нас нет груза устаревших технологий. Там их внедряли 10–20 лет назад, на них потратили миллионы долларов и евро, годы работы, и теперь никто просто так не готов отказываться от них в один день ради новых разработок, массово предлагаемых стартапами. Зарубежный рынок в этом плане менее поворотлив. В России, наоборот, бурное развитие бизнесов и отсутствие каких-либо предшествующих технологий для HR-функции позволяет значительно быстрее и дешевле внедрять автоматизацию подбора, обучения, мотивации, кадрового учета и других блоков в управлении персоналом.

В России внедрена роботизация рекрутинга, то есть перевод рутинных ручных операций в сфере подбора сотрудников на алгоритмы. У нас большой спрос на технологии, которые позволяют компаниям ускорять подбор, повышать конверсию, сокращать время для принятия решений по кандидатам. Это, с одной стороны, дает бизнесу преимущество в конкурентной борьбе за лучших сотрудников, а с другой — заметно упрощает поиск работы для самих людей.

Другой пример — интеллектуальные интеграции внешних систем для подбора и внутренних систем для кадрового учета. Это могут быть решения из разных времен, но мы научились их интегрировать, чтобы сделать процесс подбора бесшовным: появляется потребность — автоматически начинается подбор. Когда нужный человек найден, эта информация передается во внутреннюю систему и подбор автоматически останавливается. Вся ценность такого решения в том, что одновременно могут идти сотни и даже тысячи таких процессов.

Быстрому масштабированию отечественных технологий на зарубежные рынки мешают другая специфика рынка рабочей силы и особенности законодательства, тот же стек уже внедренных, отлаженных, но устаревших технологий. В европейских странах, например, очень жесткое регулирование в области персональных данных и этичности обращения с ними, и это тормозит развитие технологий. Но, в принципе, это всё решаемо, поэтому путь на западные рынки для наших решений в области HR-автоматизации открыт. Главное, чтобы были силы и ресурсы на освоение новых реалий рынка.


В прошлые годы символом прогресса в России была наука, в частности, получили развитие атомный и космический проекты, опиравшиеся на солидный научный фундамент. Но сегодня в России, к сожалению, наука является одной из профессий, далеко не столь популярной, как юрист, финансист или программист. В то же время конкурентоспособность современной экономики зависит как от отдельных научно-технологических достижений, так и от технологий управления инновацией в различных странах. *

Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки ХХI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны. Одним из главных приоритетов политики США стало поощрение научно-технического прогресса. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку, согласно имеющимся в США оценкам, на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста ВВП.

США на сегодняшний день являются наиболее могущественной державой, и это позволило создать в стране оптимальную систему управления государством научно-инновационной сферой. В составе правительства США эта система выражена управлением по науке и технической политике при президенте. Управление проводит систематический научно-технический анализ и выработку решений для резидента США, а также дает консультации президенту и другим подразделениям канцелярии президента о влиянии науки и техники на внутренние и международные дела; осуществляет межотраслевое взаимодействие для разработки и внедрения эффективной научно-технической политики и финансирования науки; работает с частным сектором для обеспечения федеральных инвестиций в науку и технологию, вклада в экономическое процветание, качество окружающей среды и национальную безопасность; создает партнерские отношения между федеральными, государственными и местными органами власти, другими странами и научным сообществом; оценивает масштабы, качество и эффективность усилий федеральных структур в области науки и техники.

Университеты США играют основную роль в процессе формирования национального человеческого капитала в области науки и технологий. Университеты превращены в передовые национальные центры в специализированных областях науки, критичных для экономики США. При этом они разрабатывают свою собственную политику в отношении создания научно-технологических партнерств с промышленностью.

Для улучшения предпринимательского климата, представителями научно-технических и деловых кругов признается важность для корпораций США списывать текущие расходы на собственные НИОКР, и исключать их из суммы годовой прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, а также проводить ускоренную амортизацию их основного капитала – производственных фондов.

Наиболее активными участниками венчурного бизнеса являются частные инвесторы и крупные финансовые организации, образующие венчурные фонды и нанимающие управляющую компанию, которая от имени инвесторов, осуществляет инвестиции, как правило, во вновь созданные малые и средние предприятия, ориентированные на освоение новых технологий.

В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов в СЩА используются схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов. Эти фонды образуются на паритетных началах, с одной стороны, за счет равных по сумме средств, бюджетных, а с другой – банков, страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых институтов.

Вторая по величине экономика мира – Китай – начал строить инновационную систему с середины 1980-х годов, как часть экономической реформы. К концу ХХ века была создана Национальная инновационная система для единой китайской экономики, нацеленная на обновление китайской Академии наук как исследовательской организации и увеличение доли научно-исследовательских работ в ВВП (с 0.95% в 2001 г. до 1.42% в 2006 г.). Бизнес-сектор стал доминирующим научно-исследовательским участником (более двух третей всех НИР).

Руководство страны активно поддерживает и стимулирует иностранные НИР. Стратегическая задача Китая заключается в том, чтобы заполучить как можно больше иностранных технологий. Кроме этого, важным элементом НИС Китая стала перенастройка системы общественных исследований на поддержку университетов. Китайская научная система уже хорошо зарекомендовала себя на международном уровне. Это демонстрирует число китайских публикаций с иностранными соавторами, особенно из США и Японии.

В последние годы выпуск высокотехнологичной продукции стал расти особенно быстро, опережая среднегодовые темпы увеличения ВВП в несколько раз. Экспорт этой продукции рос еще быстрее. Сегодня более половины ее идет за рубеж. В ассортименте высокотехнологичной продукции в четверке лидеров – электроника и телекоммуникационное оборудование, компьютеры и офисная техника. Скромнее позиции у фармацевтики, медицинского приборостроения и авиакосмической отрасли.

Ранее высокотехнологичная продукция выпускалась в КНР преимущественно методом отверточной сборки поставляемых из-за рубежа компонентов. Иностранный капитал стал абсолютно доминировать в производстве, экспорте и импорте такой продукции. Такой курс дал значительное число рабочих мест (что особенно важно для густозаселенного Китая), и открыл для китайского экспорта мировой рынок. Это превратило КНР в крупнейшего держателя золотовалютных резервов.

Китай долгое время отставал от развитых стран по затратам на фундаментальные исследования. Однако в самые последние годы ситуация стала быстро меняться. Власти осознали, что заимствованные технологии не могут обеспечить стабильного роста конкурентоспособности Китая, надо вкладываться в собственные инновации. И это решение стало приносить свои плоды.

Как известно, Китай не ставит недостижимых задач, и с учетом нынешних темпов роста ВВП, они вполне достижимы. Создание экономики, способной производить инновации, - это радикальная трансформация общественного сознания, отказ от пассивного усвоения и трансляции знаний, навыков в пользу предприимчивости.

В Европе лидерами инноваций являются Швейцария, Финляндия, Германия, Дания, Швеция, Великобритания.

Финляндии удалось войти в число мировых постиндустриальных лидеров, благодаря построению эффективной национальной системы. Еще несколько десятилетий назад в стране не было ни развитой промышленности, ни сильной научной базы, да и проведению фундаментальных исследований здесь никогда не уделялось первостепенного значения. Всего за пару десятков лет финская экономика переориентировалась с природных ресурсов на наукоемкое производство. Целенаправленная политика государства, эффективное взаимодействие с бизнесом и долгосрочные вложения в науку, инновации и образование явились базовыми принципами, на которых была построена одна из наиболее эффективных в мире национальных инновационных моделей.

Увеличение инвестиций в научно-исследовательскую деятельность в конце 70-х годов стало решающим фактором, способствовавшим быстрой смене ориентиров финской экономики. Даже в период общеэкономического спада начала 90-х годов объем финансирования науки не только не сокращался, а продолжал возрастать, хотя и более медленными темпами.

Финляндия стала первой страной, принявшей концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии. На практике это означало увеличение количества предприятий, в основе деятельности которых лежали инновации и ноу-хау, а также укрепление организаций, занимающихся исследовательской деятельностью. Главную роль в финской системе финансирования инноваций играют государственные фонды поддержки науки и разработки технологий.

В июне 2006 года Совет по науке и технологической политике Финляндии постановил основать пять стратегических центров, имеющих ключевое значение для развития финского общества, бизнеса и промышленности, а именно в энергетике и защите окружающей среды; металлопродукции и машиностроении; лесной отрасли; здравоохранении; информационной и коммуникационной индустрии. Данные центры призваны обеспечить координацию рассредоточенных исследовательских ресурсов в стране и за рубежом. В соответствии с правительственной программой, инвестиции сфокусированы на этих стратегических центрах науки, технологии и инноваций, которые финансируются по линии Академии Финляндии.

По объему инвестиций в научные исследования Финляндия относится к числу ведущих стран мира. Около 80% средств распределяют министерство торговли и промышленности и министерство просвещения Финляндии. Финансирование вузовской науки (основная доля фундаментальных исследований страны и часть прикладных) идет через Академию Финляндии – контролируемый министерством просвещения центральный научно-административный орган. В состав Академии входят комитет по науке и шесть комиссий: по естественным, медицинским, сельскохозяйственным, техническим, общественным и гуманитарным наукам. В вопросах финансирования для Академии Финляндии приоритетными являются четыре направления исследований: в области медицины, биологических наук и окружающей среды; культуры и общества; естествознания и техники. При выделении средств Академия рассчитывает, что финансируемые проекты будут способствовать не только развитию финской науки, но и укреплению международного сотрудничества Финляндии и распределяет большую часть бюджетных средств, выделяемых на прикладные исследования.

В результате университеты успешно ведут научные исследования, дают базовое и последипломное образование. Политехнические университеты, представляющие собой многоотраслевые региональные вузы, ориентируются, в основном, на прикладные исследования. Благодаря принятию концепции национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии, были укреплены другие организации, занимающиеся исследовательской деятельностью, в результате чего произошло увеличение количества предприятий, в основе деятельности которых лежали инновации и ноу-хау. На базе создающейся инновационной инфраструктуры решается одна из основных целей социальной политики Финляндии – гарантия качественного и доступного для всех образования, что, в свою очередь, ускоряет инновационное развитие страны. Важным аспектом в последние годы и одним из ведущих направлений научной политики Финляндии остается интернационализация исследовательской и инновационной деятельности. Инновационная система Финляндии включает большое количество организаций, где технопарки (STP) и бизнес инкубаторы (BICs), являются двигателями инновационного развития. Финские технопарки собрали лучший мировой опыт, и в основе каждого из них находятся университеты. Они продуцируют научные кадры, которые являются носителями необходимых идей и способны наиболее успешно создать этот инновационный продукт. Для университета это дополнительный источник финансирования и развития, а для технопарка – упрощение подбора и внедрения нового сотрудника, сохранение кадров и повышение их квалификации.

Не менее впечатляющи успехи Южной Кореи, добившейся этого путем формирования собственной инновационной системы, в которой частные компании и финансируемые правительством научно-исследовательские институты играют решающую роль, внося значимый вклад в экономическое развитие страны.

Сегодня в Южной Корее многие университеты отошли от своих традиционных функций получать только знания. Большинство из них занимаются вопросами коммерциализации, интенсивно развивая инновационный бизнес. В данной сфере также начали проявлять активность и многие исследовательские институты. Развитие этих процессов вызвало интерес и у различных финансовых организаций и консалтинговых компаний, подключившихся к процессам коммерциализации результатов НИОКР.

В результате в Южной Корее постоянно увеличиваются как расходы на науку, так и доля их от ВВП. К примеру, в 2004 году они составили 2,64% от ВВП, что было выше, чем во многих развитых странах. При этом доля государственного сектора составила 24,5% от общего объема. Расходы частного сектора и иностранных инвестиций – 75,1% и 0,4% соответственно. Доля внешнего источника средств, направленных в Южную Корею на НИОКР, находится на очень низком уровне (0,4%), что значительно ниже, чем у Франции (7,2%), Великобритании (20,5%), имеющих аналогичные размеры доходов на научно-исследовательскую деятельность.

Правительство Южной Кореи изменило систему финансирования науки, начав финансировать конкретные проекты. В январе 1999 года был принят закон о создании, функционировании и развитии научно-исследовательских институтов, которые были преобразованы, исходя из немецкой и британской системы управления. В результате все научно-исследовательские институты были под единым контролем канцелярии премьер-министра, что дало свободу институтам от чрезмерного контроля соответствующих министерств. В соответствии с новой системой управления были созданы 5 научно-исследовательских советов, каждый из которых действовал в качестве надзорного органа для контроля над деятельностью институтов.

Несмотря на ряд положительных моментов, такой подход имеет и определенные недостатки: во-первых, с точки зрения структуры управления, сказывается чрезмерное влияние правительства на научно-исследовательский совет; во-вторых, в результате функционирования чрезмерной конкурентоспособной системы, остаются неясными критерии распределения государственного бюджета; и, наконец, отсутствие самостоятельности и индивидуальности директоров в научно-исследовательских институтах сказывается на работоспособности отдельных исследователей (низкая удовлетворенность работой и высокая текучесть кадров).

Деятельность корейских инкубаторов началась в 1991 году (на основе опыта технологических инкубаторов Израиля) и была инициирована Корейским институтом технологий. Первый частный инкубатор (Jungbu Industrial Consulting Inc.) был создан в 1993 году. В это же время открылся первый народный инкубатор (Ansan Business Incubator). Большинство инкубаторов были инициированы правительством, и, несмотря на кризис 1997 года, способствовали возрождению национальных экономик и развитию национальной инновационной системы. В дальнейшем для развития региональной индустрии и технологии и успешного возрождения региональных экономик была создана Корейская Ассоциация технопарков, как орган управления инновационными процессами в действии. Основными программами в это время стали: программы строительства инфраструктуры для стартап-компаний, основанных на высоких технологиях; специальные программы для лабораторных стартап-компаний; программы развития идей; будущие программы развития предпринимательства, основанного на технологиях.

В долгосрочной перспективе видение развития науки и техники до 2025 года включает в себя: переход ведущей роли в национальной инновационной системе от государства к частным структурам, повышение эффективности инвестиций, вкладываемых в исследования и разработки, сближение национальной системы исследований и разработок с мировыми стандартами, соответствие новых технологий выводом и результатам.

Нам представляется, что это инновационное развитие ведущих в экономическом отношении стран будет небезынтересно странам СНГ, где необходимость такого развития является насущной задачей.

*В статье использованы материалы, предоставленные проф. М. Мутановым, за что автор и приносит ему благодарность.

Читайте также: