Что такое краеведческий доклад

Обновлено: 18.05.2024

Краеведение - это совокупность исторических, географических, статистических и иных фактов и сведений из прошлого и настоящего родного края.

Краеведение - это предмет школьной программы, который изучает прошлое и настоящее Вятской земли и Уржумского района. В рамках программы этого предмета школьники узнают многое из прошлого Вятской земли и родного района, знакомятся с историей своих населенных пунктов, школ. Краеведение - знакомство с историей малой Родины, начинается с истории семьи, школы, родного села или деревни. Именно это позволяет постичь исторические корни каждого из нас, узнать откуда и когда появились на уржумской земле наши предки.

Изучение истории родного края - один из важнейших предметов школьной программы. Благодаря ему, во-первых, мы познаем историю своей малой Родины, ее место и роль в общеисторическом процессе страны.

Во-вторых - у нас, на конкретном местном материале, воспитывается чувство патриотизма и любви к своей малой Родине. Это достигается с помощью знакомства с фактами и явлениями прошлого, знакомством с наиболее яркими и героическими страницами местной истории, изучения имен наших известных земляков, прославивших нашу Уржумскую землю.

В-третьих, краеведение изучает историю заселения территории. Показывает как, на протяжении многих веков, сосуществовали на уржумской земле люди разных национальностей. Бок о бок жили, работали - удмурты и татары, марийцы и русские. Взаимно обогащалась культура, при этом сохранялись национальные традиции и обряды, присущие этим народам.

Как из родника, источника - человек утоляет жажду, так и из книг - узнает то, что интересует его, составляет категорию жажды духовной. Но не только книги могут служит источником познания. Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. Их можно разделить на источники: письменные, вещественные, изобразительные и устные.

Письменные источники - это летописи, воспоминания путешественников, посещавших наш край, документы и материалы хранящиеся в архивах. Сюда же относятся публикации в газетах и журналах (как старинных так и в современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и так далее.

Наиболее важными письменными источниками по истории Уржумского района являются: синодик Троицкого собора (начатый в XVII столетии ), летописи Цепочкинской и Воскресенской церквей (конца XIX века), церковные книги (регистрации рождений и браков) Петровской церкви, Лопьяльской и других храмов.

Особое место в ряду письменных источников знанимают "Грамоты и акты Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря”. Эти документы представляют из себя более двух десятков древних актов и грамот (начиная с 20-х годов XVII столетия и до начала XVIII века) в которых огромный фактический материал, позволяющий исследовать историю уезда в XVII веке.

Здесь содержится информация не только о хозяйственном укладе самого Цепочкинского монастыря, но и его территориальных границах, взаимоотношениях с окрестными населенными пунктами.

Эти грамоты были опубликованы в "Трудах Вятской ученой архивной комиссии”(1906 и 1913 годы), которые издавались в Вятке и содержат немало интересных исторических сведений по истории Вятской земли и , в том числе, нашего района.

Большое количество всеобъемлющей информации по истории Уржумского уезда (XIX века) содержится в "Журналах Уржумского уездного земского собрания”. Это ежегодные издания материалов органов земского самоуправления Уржумского уезда на протяжении пятидесяти лет (с 1860-х годов до 1916 года).

Интересные сведения и факты можно почерпнуть из "Памятных книжек-календарей Вятской губернии”, которые издавались с 1850-х годов по 1916 год.

Публикации на краеведческие темы двала и дает районная газета "Кировская искра”. Немало интересных материалов по истории района было опубликовано и восьми выпусках альманаха "Уржумская старина” (1991-1992 годы).

Уржумская тематика, в связи с конкретными направлениями исторических исследований , присутствует в трудах ученых из Йошкар-Олы и Кирова, материалах научно-практических конференций по истории Вятского края и республики Марий Эл.

Это лишь небольшой перечень из группы письменных источников. Сколько еще неназванных, не открытых страниц ждут своего исследователя ! Огромное количество информации, причем еще нетронутой исследователями уржумской старины, сосредоточено в Кировском областном архиве (ГАКО).

Вещественные источники. Эта категория источников очень разнообразна. Сюда входят: археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества , предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие. Кроме того к этой группе можно отнести палеонтологические находки (кости, рога, зубы, бивни животных ). Старинные монеты, бумажные деньги, ордена и медали, украшения - это также относится к вещественным источникам познания прошлого родного края.

Если подробно рассматривать археологические памятники, как наиболее важное направление вещественных источников, то следует помнить, что уржумская земля сохранила более 20 исследованных памятников археологии. Кроме того немало местонахождений отдельных предметов, свидетельствующих о пребывании человека на территории района в древние времена (начиная с каменного века).

Эти археологические памятники помогают проследить историю заселения территории нашего района в каменном, бронзовом, раннем железном веках, в средневековье. Представлены и памятники археологии, свидетельствующие о русской колонизации территории района в XVI-XVII веках.

Изобразительные источники. Группа этих источников у нас представлена меньше , чем, например, вещественные. Но, тем не менее, зрительные образы прошлого нам помогают постичь старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески (росписи церквей), памятники выдающимся людям земли уржумской и др.

Самый доступный для широкого круга исследователей - это фотографический материал. Именно фотоснимки донесли до нас образы прошлого. Виды старинного Уржума на фотографиях и открытках (выпущенных в 1912 году) позволяют представить каким был город - его дома и улицы. А портреты людей на старых фотографиях - это свидетели чьих-то судеб. Известные уроженцы Уржумского района - Герои войн и труда, простые уржумские люди - этих фотографий множество и хранятся они не только в музеях, но и почти в каждой семье.

Устные источники. Большая группа источников, которая включает в себя легенды и предания, пословицы и поговорки, присловья, старинные обрядовые и другие песни, загадки и т.п.

Многие из исторических событий оставили свой след в устном народном творчестве. На нашей, Уржумской земле, такими источниками являются марийские легенды. Легенды раскрывают некоторые страницы истории района в XIII - XVI столетиях. В свое время они были записаны исследователями из Йошкар-Олы, сегодня эти записи опубликованы и служат интереснейшим источником дополняющим картину прошлого нашей территории.

В свое время обрядовые песни, говоры жителей нашего района послужили материалом для написания книги А.М.Васнецовым.

Сегодня уже трудно найти старожилов в сельских населенных пунктах, которые бы помнили старинные предания. Но все же они еще есть. И любознательные школьники могут записать топонимическую легенду о происхождении названия своего села или речки, на берегу которой стоит населенный пункт, а если повезет, то и узнать устную историю своего села, передаваемую из поколения в поколение. Кое-где бытуют еще прозвища и присловья.

Кроме названных групп источников существуют и звуковые источники - магнитофонные записи и записи на пластинки, другие источники.

Для исследователя важны все эти группы источников, так как при исследовании прошлого необходимо брать во внимание весь комплекс фактов и сведений, причем учитывать взаимосвязи и их совокупность, ситуацию и тенденции исторического процесса как на территории района, области, так и в стране. Краеведческие исследования должны быть объективными, не ограничиваться нагромождением фактов.

Формы и методы краеведческого поиска

Работа краеведа - кропотливый и долговременный труд. Мало прочи тать где-то об объекте поиска и сделать выписки. Необходимо не раз перепроверить, уточнить известные факты, дополнить их новыми сведениями. Формы поисковой работы многообразны - это работа в архивах и библиотеках, запись воспоминаний, сбор иллюстративного материала (фотографий и рисунков), посещений музеев, экспедиционная работа с целью знакомства с памятниками археологии, географией района .

Работа в архивах - интереснейшее направление краеведческого поиска. Для нас, уржумцев, источниками познания служат наш местный Уржумский архив и государственный архив Кировской области (ГАКО). Прежде чем пойти в архив, необходимо уяснить для себя что нужно искать. Для этого в архивах существуют описи дел, которые помогут найти необходимые факты по различным темам исследования.

При работе в архивах необходимо, делая выписки, обязательно указывать источник (фонд, опись, единицу хранения, название документа, лист ). Здесь не нужно спешить, допускать ошибки.

Можно почерпнуть немало интересного и важного по самым различным темам из истории прошлого родного края в краеведческих отделах библиотек (районной, областной имени А.И.Герцена). Здесь также необходимо, делая выписки из книг, журналов, газет - обязательно указывать источник, автора.

Работая над рукописью, краевед не может обойтись без знакомства с ранее написанным по данной теме, без поиска в архивах и библиотеках - обязательное правило при этом, указывать источники сведений (делать список литературы и источников в конце рукописи).

Запись воспоминаний. Одна из ценных форм краеведческого поиска воспоминания участников событий позволяют наглядно представить то или иное явление, факт во всех его деталях (что в документах порою не отыскать).

Но и здесь есть свои правила. Любое воспоминание - это субьективная оценка факта или явления и долг краеведа перепроверить, уточнить, выделить главное. В основе исследования должны стоять документальные источники, а воспоминания - это уже подспорье в исследовании.

Записывая воспоминания необходимо указать фамилию, имя и отчества опрашиваемого, его возраст, образование, место жительства, конечно же дату записи воспоминаний.

Сбор иллюстративного материала. Это поиск старых фотографий, рисунков, гравюр - всего того, что помогает зрительно представить прошлое. При этом краевед также должен быть аккуратным. Если есть возможность, то брать материал для пересьемки или копирования - обязательно лишь с согласия и разрешения владельца.

Иллюстративный материал - это и самые различные предметы старины. Они должны хранится в музеях (городском, школьном) с соблюдением условий хранения (обеспечения их сохранности и предотвращения порчи от сырости, холода, тепла и т.д.).

Собирая фотографии нужно подписывать их, указывая, что и когда изображено на снимках (на обороте фотографии карандашом или ручкой, не продавливая снимка). При публикации фотографий не забывать указывать владельца фотографии или имени фотографа (если фотограф известен).

Экспедиционная работа. Интереснейшая из форм поиска по истории родного края. Обычно организуется под руководством учителя, знакомого с методикой подготовки к экспедиции.

Перед началом экспедиции необходимо познакомится с темой, составить план поиска, определить маршрут и объекты поиска. В ходе экспедиции нужно иметь в виду, что школьники и учителя не имеют право производить самостоятельные раскопки на археологических памятниках, а лишь вести сбор с поверхности (если, например, поверхность распахана). Следует помнить, что при проведении экспедиций нужно заботиться о сохранности растительного и животного мира (не причинять ущерба природе), соблюдать правила безопасности.

Интересна сама экспедиция. Но важны и последующие кабинетные исследования находок. Здесь уже с помощью дополнительных приборов ученики детально изучают то, что они нашли.

Обязательным итогом экспедиции должен быть письменный отчет, где подробно излагается не только увиденное и найденное учениками, но и готовится историческая или иная справка из литературы по данной теме, приложением к отчету являются карты-схемы, фотографии и рисунки, записи сделанные в походе, вещественные находки.

Краеведом мы называем человека, который занимается исследованием и изучением прошлого и настоящего родного края.

Есть краеведы, которые оставляют письменные результаты своих разысканий, а есть энтузиасты, которые хлопочут об открытии музеев, собирают старинные вещи. И те и другие достойны уважения. Уржумская земля богата на разыскателей-энтузиастов краеведения. И пусть не все из них оставили после себя больших по объему исследований, но мы помним о них, благодарны за их подвижнический труд на ниве краеведения.

Алексей Агафонович Заболотский - (1864-1928) принимал участие в организации музея краеведения в Уржуме в 1924 году. Работал в первые годы существования музея бесплатно (был хранителем и давал пояснения посетителям).

Владимир Павлович Спасский - (1894-1935) участвовал в открытии краеведческого музея , активно сотрудничал с музеем. Занимался исследованием флоры и фауны района, вел наблюдения по фенологии, писал статьи в газеты и журналы по ихтиологии и о редких птицах.

Евгений Измайлович Долгушин - (1872-1932) энтузиаст краеведения, директор музея краеведения (1925-1932 годы). Открыл несколько археологических памятников в районе - Мальковское, Сабуяльское, Чапаевское городища, участвовал в археологических экспедициях М.В.Талицкого (1929 год) и О.Н.Бадер и А.В.Збруевой (1931 год). Вместе с другими краеведами организовал несколько экспедиций по обследования района с целью поиска полезных ископаемых. Отчеты печатались в центральных краеведческих изданиях.

Александр Иванович Янкин - (1863-1938) краевед и разыскатель, организатор музеев в Малмыжском районе и селе Шурма Уржумского района. Вел большую поисковую работу, издавал рукописный краеведческий журнал , участвовал в экспедициях по району, печатал статьи в газетах и журналах.

Наталия Николаевна Арбузова - (1901-1979). Подвижница и энтузиастка краеведения. Работала директором краеведческого музея с 1942 по 1979 год. Не раз отстаивала музей, спасала экспонаты во время закрытия музея краеведения. Вела огромную исследовательскую работу (ею написано более 200 статей в газеты и журналы), участвовала в научных конференциях по проблемам истории родного края.Ее имя носит сегодня музей краеведения в Уржуме.

Наталия Борисовна Пентина (род. в 1913 году). Ведет на протяжении полувека большую разыскательскую работу по исследованию истории города Уржума. Ею опубликованы десятки статей в районной, областной и центральной прессе. Она активная участница оформления и сбора экспонатов для музея краеведения. Почетный гражданин города Уржума.

Александр Петрович Пентин - (1907-1996). Краевед, автор многочисленных публикаций в районной газете по истории района, крестьянского вопроса и развития промышленности, проблемам датирования времени основания города Уржума . Поэт. Активный участник краеведческого кружка при музее в 1930-1940-х годах. Занимался исследованием флоры в уезде.

Владимир Борисович Карпов - (род. в 1947 году) краевед, журналист. Автор многочисленных публикаций на страницах районной газеты, областных изданий по краеведческой тематике, соавтор книжки об Уржуме (вышедшей в 1987 году).

Клавдия Ивановна Зайцева - (1919-1994) краевед, автор многочисленных публикаций по истории села Шурма в районной газете. Ею подготовлена рукопись по истории села Шурма. Занималась исследованием истории заводов в Шурме, публиковала разыскания по Мосоловым - владельцам заводов, истории Шурминской школы, почты.

Михаил Петрович Истомин - (1901-1981) краевед, автор рукописного альбома "История села Шурма” (фонд краеведческого музея ).

Сергей Ионович Соловьев - (1900-1968) краевед. Бывший учитель Байсинской школы, автор истории села Байсы (рукопись хранится в библиотеке села).

Вячеслав Алексеевич Окишев - (1920-1991) краевед. Создатель музея в селе Петровском. Собиратель старинных вещей. Автор рукописи "История села Петровского” и исторических разысканий по истории деревень Петровского сельского Совета (в фондах Петровской библиотеки).

Евстратий Иванович Бушков - краевед, автор рукописной работы "История села Русский Турек” (часть работы опубликована в альманахе "Уржумская старина”). Им же написана рукопись "История коммуны имени Крейсера аврора” (хранилась у брата в Русском Туреке).

Василий Васильевич Ширяев - краевед. Разыскатель и собиратель старинных предметов. Основатель краеведческого музея в селе Лопьял.

Любовь Борисовна Ручникова - ( род. в 1953 году) - краевед, составитель библиографического указателя (к 400 летию Уржума), заведующая краеведческим сектором райбиблиотеки, составитель тематических каталогов и картотеки по краеведению, организатор выставок, чтений к юбилейным (в истории района) датам.

Валерий Петрович Алябышев - (род. в 1948 году) краевед, занимается изучением географии Уржумского района, собирает для музея при Центре внешкольного воспитания интересные образцы минералов и полезных ископаемых, редких растений, организует туристско-крае-ведческую работу среди школьников.

Кроме названных краеведов, плодотворно работают над исследованием истории района, родных населенных пунктов: Петр Михайлович Рябов и Сергей Александрович Пушкин из села Пустополья , Татьяна Александровна Воробьева из села Русский Турек , Ольга Юрьевна Семенова из села Большой Рой , Елена Николаевна Носкова из села Шурма , Иван Иванович Баранов из деревни Савиново, Светлана Алексеевна Захарова из села Байса , Владимир Петрович Толканов и Алексей Степанович Манылов из села Лазарево , Александр Федотович Петрушин из деревни Тюм-Тюм и другие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

беречь природу и окружающую среду в целом,

сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

беречь памятники истории и культуры.

относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края . История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей краеведения, на мой взгляд, является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих .

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о кругах знаний по краеведению:

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Её история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История области, края.

Возможны и другие темы.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. К таким темам можно отнести изучение истории своей семьи или села. Вот уже ряд лет мы изучаем историю села Левашовки. Начала я её изучать ещё будучи учителем Левашовской школы. Теперь продолжаю это делать с заинтересованными в изучении своего села учениками.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. Это касается и нашей школы. После присоединения к ней Красноостровской школы, где татарское население, со стороны учителя требуется особый такт в изучении вопросов религии. В прошлом году учащаяся нашей школы выступила на районной конференции с докладом о православных храмах на территории нашего района. В этом году учащаяся школы собирает материал о мечетях Красного острова (их было 6). Возможно выступление на уровне школы.

Формы и методы краеведческой работы с детьми.

Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с учениками:

Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке:

Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей России, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории — что тоже недопустимо.

Когда истории своего края вообще не уделяется времени.

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.

Краеведческое дополнение основных вопросов.

Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

2. Направление: внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах). При некоторых школах существуют краеведческие музеи. Например, замечательный музей в Рагоженской школе. Н.А. Алёшин много сил затратил на сбор материалов для музея и, по сути, является его хранителем. хороший музей Заикина в В-Талызине. Хороший был музей при Красноостровской школе.

Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания). Нам, к сожалению, это не всегда доступно. Но, всё таки, организуются всевозможные экскурсии. Для нас, например, поездка в Сеченовский краеведческий музей, уже экскурсия. Побывали мы почти во всех школьных музеях. Совершили экскурсию по Сеченову при поддержке Кошкиной. Ездили в Медяны, где собран очень хороший материал не только по истории нижегородских татар, но и по истории нашего края в целом. Три года назад я была начальником лагеря и, конечно, воспользовалась этим обстоятельством для организации экскурсий с целью изучения родного края ( в общей сложности, было тогда проведено 7 экскурсий).

Большой вклад в изучение родного края, на мой взгляд, принадлежит конференциям по краеведению, проводимым в нашем районе.

Дети учатся быть исследователями;

Учатся собирать материал и анализировать его;

Учатся обосновывать свою точку зрения и публично отстаивать её;

Приобретают навыки написания работ и публичного выступления.

На мой взгляд, это само по себе уже очень важно. Кроме того, мы получаем прекрасный материал для уроков краеведения.

У каждого учителя свои методы и приёмы в изучении родного края. Кто-то занимается исследовательской деятельностью. Изучает историю своего села, народных промыслов, легенд, без которых нет истории – всё перечисленное носит перспективный характер. Обычно, сбор информации происходит на протяжении нескольких лет. Необходимо всё перепроверять. Процесс длительный.

Другие работают над кратковременными проектами. Третьи, собирают материал для музеев. Этот процесс затягивается на всю жизнь. Но все делают большую работу в деле изучения истории родного края, без которой нет истории Родины.

Сейчас мы с учениками работаем над следующими проектами по краеведению: 1. История моего села (сбор материала о Левашовке) – проект рассчитан на перспективу;

2. Легенды моего края (декабрист Ивашёв П.. (история одного памятника) с. Бахаревке;

3. История народных промыслов – валяние валенок в с. Красном;

4. Мечети с. Красный остров;

5. Родники нашего края – совместный проект (краеведение + география);

6. Первая мировая война в истории нашей области;

7. Постоянно работаем над составлением родословных;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заместитель директора по ВР

Россия нуждается сегодня в национальном воспитании российского духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь.

Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа сучениками, воспитывающая в них чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.

Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение.

Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.

А насколько эти слова важны для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, убедить думать!

Краеведение в широком смысле слова представляет собой особое направление, нацеленное на познание мира, страны, родного края и представляет собой целостную систему воспитания гражданственности подрастающего поколения, которая реализуется через призму общечеловеческих ценностей и морали.

Объектом исследования является краеведение во внеурочной деятельности учащихся.

Предмет исследования - организация внеурочной работы вшколепо патриотическому воспитанию, средствами краеведения.

Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего формировать гражданственность личности учащихся.

Таким образом, исходя из цели, определила основные задачи :

Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в школе .

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:

т еоретические (анализ, синтез информации),

изучение и обобщение педагогического опыта;

Содержание и основные направления гражданского воспитания

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее плотно представлена в работах Г. Кершенштейна, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициями;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Гражданское воспитание – это формирование человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально – политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть формирование гражданской позиции включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности - явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: гражданского сознания, гражданского поведения, гражданских чувств.

Гражданское и политическое – это система воспитания личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно – полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское и политическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные так и вне учебные, и предполагающие использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов воспитания.

Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Во внеклассной работе для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей, всего народа, государства.

Конечно, достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности, и мировоззрения личности.

Краеведение как средство формирования гражданственности школьников

Средством гражданского и патриотического воспитания в процессе организации досуговой деятельности, несомненно, является краеведение. Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Воспитательное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможность смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и ученика. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия.

Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

Усиление роли краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к охране памятников истории и культуры.

Нужно правильно организовать поисковую работу детей, сделать её целенаправленной и продуктивной. Роль учителя при этом очень важна. Он должен помочь ученикам в определении целей и задач, форм и методов сбора материала. Учитель сам должен быть подготовлен к краеведческой работе.

Важным условием развития в наши дни краеведения, являются современные социальные перемены, когда укрепляется российская государственность, повышается роль сельской местности, когда появляется интерес граждан, молодёжи к современному историческому прошлому, традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решае т и актуальную во все вре ме на задачу: сохране ния культурного и духовного насле дия родного края, учит любить не только свои родные ме ста, но и знанию о них, приучае т инте ре соваться историе й, искусством, лите ратурой, культурой, повышать свой культурный урове нь. Любовь к родному краю, знание е го истории - основа, на которой може т осуще ствляться проце сс воспитания гражданстве нности учащихся.

Изуче ние малой родины играе т важную роль. Край - это не только ге ографиче ское образование . Это то обще е , что объе диняе т люде й разных национальносте й в е диную те рриториальную общность, де лае т е го жите ле й пре дставите лями е диного округа - горожанами, односе льчанами. Любовь к Родине , чувство отве тстве нности за судьбу родного края, потре бность в "нравстве нной осёдлости"не возникают сами по се бе , а воспитываются. И зде сь курс крае ве де ния обладае т уникальной возможностью объе динить насе ле ние края, и пре жде все го молодых люде й, на обще че лове че ской и гуманистиче ской основе с помощью собранных крае ве дче ских ре сурсов и сре дств.

Таким образом, развитие крае ве де ния являе тся важным направле ние м совре ме нного образования, т. к. основной е го функцие й являе тся воспитание гражданстве нности и патриотиче ских чувств у молодого поколе ния. Историче ское крае ве де ние становится приорите тным направле ние м работы школы как не отъе мле мая часть творче ского развития свободной личности с активной гражданской позицие й.

Крае ве дче ская де яте льность как систе мообразующий компоне нт воспитате льной систе мы школы

При подготовке к крае ве дче ской работе в школе сле дуе т име ть в виду, что крае ве де ние не только эффе ктивный способ ре ше ния уче бно-воспитате льных задач, но и возможность каждому учите лю приобщиться вме сте с учащимися к научно-иссле довате льской работе . Вряд ли можно найти другую отрасль историче ского знания, которая позволяла бы столь быстро включиться молодому учите лю в научную работу.

В настояще е вре мя обще стве нное развитие страны тре буе т от учите ле й воспитания социально активных, самостояте льных, творче ских личносте й, адаптированных к условиям совре ме нной жизни. Образовате льные учре жде ния же уде ляют основное внимание обуче нию, а не воспитанию и развитию личности, не учат принимать жизне нно важные ре ше ния и не сти за них ре альную отве тстве нность. Отсутствие е динства образования, воспитания и развития противостоит ре ше нию страте гиче ских задач образования. Компле ксный характе р возде йствия инте гративной крае ве дче ской де яте льности на е ё субъе ктов позволяе т ре шить данную пробле му.

Крае ве дче ская де яте льность може т быть соде ржате льной и организационной основой образовате льного проце сса в том числе , школы полного дня. Практика показывае т, что для ре ше ния образовате льных и воспитате льных задач образовате льными учре жде ниями не достаточно полно используются социокультурные и ре кре ационные ре сурсы ре гиона, учите ля иногда пре не бре гают крае ве дче ским принципом пре подавания. Снижае тся количе ство образовате льных учре жде ний, ве дущих крае ве дче скую работу. Даже в те х образовате льных учре жде ниях, где де йствуют крае ве дче ские объе дине ния учащихся, как правило, наблюдае тся отсутствие систе мы работы, связе й с другими крае ве дче скими объе дине ниями, мате риалы работы практиче ски не используются в образовате льном проце ссе школы.

Крае ве де ние , как и другая научная де яте льность, тре буе т суще стве нной подготовки. Эта подготовка наиболе е эффе ктивна в проце ссе научно-иссле довате льской работы школы. Учащихся с приходом в обще образовате льное учре жде ние нужно сразу же включать в научную работу по крае ве де нию. Однако не обходимо добиваться, чтобы такая работа была де йствите льно научной и поле зной.

Ме жду те м в не которых школах и вузах ограничиваются изуче ние м име нно того, что и так хорошо изве стно из газе т, радио и те ле виде ния. Такая работа вряд ли може т считаться крае ве дче ско-поисковой или те м боле е научной, хотя она, коне чно, и самая не обре ме ните льная.

Все это свиде те льствуе т о наличии противоре чия ме жду потре бностями образовате льных учре жде ний, име ющимися образовате льными и воспитате льными ре сурсами крае ве дче ской де яте льности и не достаточным уровне м е го использования, ре ше ние которого возможно при опре де ле нии соде ржания и организации крае ве дче ской де яте льности как систе мообразующе го компоне нта пе дагогиче ской систе мы образовате льных учре жде ний.

В настояще е вре мя наме тился опре де ле нный подъе м де яте льности школьных музе е в: возрождаются и открываются новые музе и, наприме р, музе и – космонавтики, музе и, посвяще нные де тям – узникам фашистских концлаге ре й, пе ре носные музе и, и другие . Де йствующие школьные музе и отличаются все большим разнообразие м жанров: музе и – экспозиции, музе и – лаборатории, музе и – клубы, те атры. Активизировали свою работу по патриотиче скому воспитанию учащихся крае ве дче ские и вое нно – историче ские школьные музе и в пре ддве рии празднования 70 - ле тия Ве ликой Побе ды.

Основная це ль школьного крае ве де ния – воспитание нравстве нного гражданина знающе го и уважающе го свой край – те рриторию, являющуюся объе ктом де яте льности крае ве дов. Для достиже ния поставле нной це ли не обходимо ре ше ние не скольких задач:

- сформировать у уче ников пре дставле ние о различных сторонах жизни свое го края и е го жите ле й;
- развить у школьников стре мле ние знать свой край;

- способствовать формированию личностного отноше ния учащихся к не му;
- способствовать развитию гражданских каче ств учащихся, патриотиче ского отноше ния к малой родине ;

- создать условия для изуче ния пробле м развития края, формирования у школьников виде ния свое го ме ста в ре ше нии этих пробле м, развития установки на не обходимость вне сти личный вклад в сове рше нствование е го жизни;
- способствовать адаптации школьников к де йствите льности свое го края, профе ссиональному самоопре де ле нию;

- способствовать становле нию, развитию и упроче нию уче бно - воспитате льных колле ктивов, се мьи;
- способствовать развитию личностных каче ств учащихся сре дствами крае ве де ния.

Школы могут ре ализовать одно, или не сколько направле ний крае ве дче ской де яте льности, обе спе чивающих выполне ние поставле нных задач. В связи с ограниче нным числом часов и сокраще нным объе мом данного пособия в не м не возможно рассмотре ть все вопросы ме тодики крае ве де ния. Эта те ма подробно изложе на в спе циальном пособии [5]. При не обходимости молодой учите ль може т обратиться к не му и получить не обходимую консультацию по ме тодике .

Направле ния крае ве дче ской де яте льности образовате льного учре жде ния могут быть индивидуальны для каждого класса, объе дине ния учащихся, вплоть до отде льного уче ника, в зависимости от возможносте й и инте ре сов конкре тных учащихся и их объе дине ний.

Одним из основных направле ний иссле дований и уче бных занятий приходится изуче ние конкре тных че лове че ских суде б, в пе рвую оче ре дь, зе мляков или родстве нников, изуче ние привычной жизни с е ё живыми подробностями, в которые уче ники могут проще понять, с которыми ле гче се бя связать.

Основной формой организации вне классной работы по крае ве де нию являе тся кружок. Он може т быть обще крае ве дче ским и спе циализированным. Не обходимо также использовать туристиче скую работу, с те м чтобы каждый туристиче ский поход име л це ль, важную в глазах учащихся.

Крае ве де ние в ныне шне й школе опирае тся на всё це нное , что накопле но многими поколе ниями российских учите ле й, учёных, учёных – крае ве дов, что разработано оте че стве нной и зарубе жной пе дагогиче ской наукой.

Таким образом, поставле нные задачи и многообразие направле ний де яте льности наце ливают учите ле й на организацию систе мной разносторонне й де яте льности учащихся, формирующе й у них отноше ние к свое й малой родине , опирающе е ся на систе му разнообразных крае ве дче ских знаний; организацию разнообразной развивающе й колле ктивной и индивидуальной творче ской де яте льности, как в урочное , так и во вне урочное вре мя.

Краеведение – это комплексная наука, детальное изучение какой-либо территории. В поле зрения исследователей оказываются географические особенности региона: климат, флора, фауна, полезные ископаемые; экономические: характеристика организации хозяйства и связи с другими регионами; а также социальные, исторические и культурные аспекты. Учёные изучают этнический состав населения, тенденции демографического развития, структуры социальных отношений. Важное место в краеведческих работах занимает история конкретной территории, события, явления и процессы, определившие её социокультурный облик. Краеведы уделяют много внимания достопримечательностям, как природным, так и антропогенным.

Превращение знаний в систему требует междисциплинарного подхода и нетипичных методов исследования. Помимо научных методов (анализ, синтез информации) используются житейские наблюдения, опрос местных жителей, изучение традиций, визуальный метод.

В зависимости от цели конкретного исследования краеведение может быть историческим, литературным или географическим.

Становление краеведения

Русское географическое общество , созданное в 1845 г., организовывало научные экспедиции и публиковало записки и описания отдельных районов империи.

Во второй половине XIX в. краеведение переживало этап бурного развития. К исследованиям под руководством учёных привлекались местные энтузиасты, общественность, интеллигенция. В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Подобные общества вскоре стали появляться в разных губерниях. Они собирали и публиковали краеведческие сборники, исследования и сочинения, способствовали открытию местных музеев.

К 1917 г. в Российской империи насчитывалось порядка 300 разнообразных краеведческих обществ.

Краеведение в ХХ в.

В первые десятилетия своего существования Советская власть покровительствовала краеведению. Оно стало не только наукой и научно-просветительской деятельностью, но и общественным движением. Проводились конференции разного уровня, координацию деятельности осуществляло специально созданное Центральное бюро краеведения. Усилиями местных обществ были сохранены усадьбы и монастыри, созданы музеи и спасены от разграбления уникальные коллекции.

Две волны либерализации – в 1950-е и 1980-е гг. вызвали к жизни интерес к краеведению. Постепенно оно стало возрождаться. Другим важнейшим фактором стало изменение методологического подхода к истории, когда в 1990-е гг. на смену формационному пришла множественность трактовок исторических событий и процессов. В результате краеведение стало одним из ведущих направлений исторических, культурологических и географических исследований.

Современное краеведение динамично развивается, являясь немаловажной частью научного пространства России. Проводятся конференции, форумы, издаётся большое количество литературы.

Отличительной особенностью современного краеведения является его разделение на профессиональное и любительское.

Читайте также: