Экономическая политика воронежской области доклад

Обновлено: 30.06.2024

Промышленность области специализируется на производстве станков, экскаваторов, металлических мостовых конструкций, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники (в том числе телевизоров), пассажирских самолетов-аэробусов, синтетического каучука и шин, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.
Воронежская область — крупный поставщик сельскохозяйственной продукции: она производит зерно (в основном пшеницу), сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. В целом профиль сельского хозяйства — свекловичный с посевами подсолнечника и зерновых культур, молочно-мясным скотоводством, свиноводством и овцеводством. Среднедушевой коэффициент по производству крупы — 2,4.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО

Факультет заочного обучения

на тему: Общая характеристика уровня социально- экономического развития Воронежской области

Выполнил: студент группы СТз-102 (у ) Тулумбаев Тимур Русланович

Проверил: профессор Бережной Александр Васильевич

список используемой литературы…………………………………………….22

По структуре хозяйства Воронежская область индустриально-аграрная. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. На них приходится 4/5 общего объема выпускаемой промышленной продукции. Отраслью специализации региона является пищевая промышленность (27%), второе место занимают машиностроение и металлообработка (23%), третье место — электроэнергетика (18 %) .

Промышленность области специализируется на производстве станков, экскаваторов, металлических мостовых конструкций, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники (в том числе телевизоров), пассажирских самолетов-аэробусов, синтетического каучука и шин, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.

Воронежская область — крупный поставщик сельскохозяйственной продукции: она производит зерно (в основном пшеницу), сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. В целом профиль сельского хозяйства — свекловичный с посевами подсолнечника и зерновых культур, молочно-мясным скотоводством, свиноводством и овцеводством. Среднедушевой коэффициент по производству крупы — 2,4.

У Воронежской области есть ряд особенностей, которые не позволяют ей копировать стратегии роста у регионов-лидеров или федерального центра. Наиболее значимой такой особенностью является отсутствие природно-сырьевых преимуществ и тяжелой промышленности – ресурсной основы общенациональной стратегии и стратегий регионов-лидеров. Существуют и другие, не столь определяющие ограничения. Поэтому тема исследования является актуальной.

Объект исследования - Воронежская область.

Предмет исследования – уровень социально экономического развития Воронежской области.

Целью работы является анализ социально-экономического положения субъекта РФ на примере Воронежской области.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. дать общую характеристику территории и населению области
  2. провести оценку уровня социального развития субъекта;
  3. провести оценку экономических показателей развития субъекта;
  4. провести анализ основных социально-экономических проблем развития субъекта;

5) дать характеристику основных перспектив социально- экономического развития субъекта.

Рисунок 1. Картосхема Воронежской области.

Глава 1. Общая характеристика Воронежской области, основные этапы развития

§1. Территория и население Воронежской области

Воронежская область расположена в центральной части Русской равнины, что практически исключает природные катаклизмы и делает территорию привлекательной для путешествий как в летний, так и в зимний периоды. Климат Воронежского региона – умеренно-континентальный, со сравнительно жарким и сухим летом и относительно холодной, настоящей русской зимой. Среднегодовая температура от +5,0 °C на севере области до +6,5 °C на юге. Осадков выпадает от 600 мм на северо-западе до 450 мм на юго-востоке. На территории области расположено 738 озёр и 2408 прудов, протекает 1343 реки длиной более 10 км. Главная река — Дон, 530 из своих 1870 км протекает по территории области, образуя бассейн площадью 422 000 км².

Ландшафты Воронежской области носят хорошо выраженный лесостепной и отчасти степной характер. Лесостепь Воронежской области является дубовой в отличие от березовой лесостепи Западной Сибири. Важная региональная особенность лесостепного ландшафта Воронежской области – сложный рельеф: чередование расчлененных возвышенностей с плоскими низменностями, глубоко врезанных долин с ровными водоразделами. К югу от лесостепи располагается степная зона. На юго-востоке она граничит с зоной полупустынь.

Воронежская область — самая многолюдная в Центрально-Черноземном регионе, население области составляет 2,3 млн. человек, одна из густонаселенных, имеет плотность населения более 45 человек на 1 км², что более чем в пять раз превосходит среднюю по стране. Высокая плотность населения области в значительной степени отражает длительный стаж ее хозяйственного развития и то ключевое положение, которое она исторически занимает на юге Европейского Центра страны, во всей его черноземной полосе. Это моноэтничный регион, доля русских составляет большую часть населения.

Возрастная структура населения Воронежской области отличается высокой долей пожилых. Старше трудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО – 23,9%). На детей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Ниже среднего по стране и доля трудоспособного населения – 61%.

В целом можно сказать, что положение области в юго-западной части страны создает благоприятные условия для экономического её развития. Это – наличие разнообразных транспортных магистралей, пересекающих область и связывающих ее со многими районами России и зарубежными странами: железных дорог, автотрасс, газопроводов, линий электропередач, воздушных и водных путей.

Хорошее соседское положение, развитая транспортная сеть, благоприятствуют развитию экономических связей области и определяют выгодность ЭГП.

§2. Оценка уровня социального развития Воронежской области

Для оценки уровня социального развития субъекта удобнее всего будет использовать такие критерии как численность населения, доля городского населения, уровень безработицы.

По численности населения Воронежская область находится на 3 месте среди регионов ЦФО после г. Москвы и Московской области. В Воронежской области проживает 6,6% населения ЦФО.

Доля городского и сельского населения

Доля городского населения области по данным на 1 января 2002 года составляла 62% всего населения области, 38% приходилось на сельское население.

В Воронежской области уровень безработицы по методологии Международной Организации Труда составил 8,5%. Уровень регистрируемой безработицы в Воронежской области составил 1,9%. В целом по России уровень безработицы составил 7,6% экономически активного населения страны.

Уровень жизни населения Воронежской области невысок, это показывает покупательная способность доходов (соотношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума). Воронежская область в 2008 г. имела худшие показатели среди всех пяти субъектов Черноземья, хотя в ЦФО есть области с более низкой покупательной способностью доходов населения. Воронежская область отличается пониженной долей легальной заработной платы в структуре доходов населения (35%, в среднем по РФ - 39%), повышенной долей социальных выплат (17%, в среднем по РФ - 12%), а также невысокими доходами от собственности (6%, в среднем по РФ - 10%). Такая структура доходов типична для менее развитых регионов.

Внутри региональные различия можно измерить только по уровню заработной платы. Среди муниципалитетов области лидерами являются Нововоронеж (на 59% выше средне региональной зарплаты) и Воронеж (на 23%).

Таким образом, Воронежская область, в отличие от остальных регионов Черноземья, имеет более сильные различия в доходах населения: коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) превышает 15 раз и приближается к среднему по стране (17 раз в 2007 г.). Это следствие сильных различий в заработках жителей крупного регионального центра и сельских занятых.

В области наблюдается высокий уровень развития человеческого капитала, что обеспечивает предприятия квалифицированной рабочей силой и создает предпосылки для интенсивного развития экономики области.

§3. Оценка экономического развития Воронежской области

Оценку экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:

Отличительные черты экономики Воронежской области – высокая роль сельского хозяйства (13% ВРП) и пониженная доля промышленности (23,5%). Доля промышленности в ВРП области сократилась, а доля сектора услуг выросла за счет роста социальных услуг, финансируемых из бюджета, а также торговли. Это следствие роста доходов бюджета области и населения.

По структуре хозяйства Воронежская область индустриально-аграрная. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Отраслью специализации региона является пищевая промышленность (27 %), второе место занимают машиностроение и металлообработка (23 %), третье место — электроэнергетика (18 %).

Объем промышленного производства Воронежской области в 2004 году составил 78,8 млрд. рублей, или 4,1% объема промышленного производства ЦФО.

Индекс промышленного производства Воронежской области по итогам 2004 года составил 102,7%. В целом по России значение индекса составило 106,1%.

Промышленность области специализируется на производстве станков, экскаваторов, металлических мостовых конструкций, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники (в том числе телевизоров), пассажирских самолетов-аэробусов, синтетического каучука и шин, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.

Область является одним из продовольственных доноров страны. Развитое сельское хозяйство сформировалось здесь благодаря плодородным черноземам, составляющих одно из главных природных богатств края.

Основными направлениями сельскохозяйственной специализации региона является производство зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника, молока, яиц, мяса крупного рогатого скота и свиней.

Воронежская область — это прежде всего ее высокопродуктивные агроклиматические ресурсы для развития регионального агропромышленного комплекса.

Однако сельскохозяйственный потенциал области востребован и используется далеко не в полной мере. Функционирование аграрного сектора экономики, начиная с 1990 года, проходило практически без государственных механизмов регулирования. Суть экономических реформ в сельскохозяйственном секторе экономики состояла в радикальном разгосударствлении колхозно-совхозной собственности без какой-либо внятной политики реализации. В результате последовал катастрофический спад производства как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Объем валовой продукции сельского хозяйства области в 1998 году составил всего 52,5 % к уровню 1990 года, т.е. сократился практически в 2 раза. Область не только утратила статус продовольственной базы страны, но и подошла к пороговым значениям собственной продовольственной безопасности.

Тем не менее, сельское хозяйство по-прежнему остается одной из наиболее важных отраслей экономики. Его доля в структуре валового регионального продукта составляет более 14 %. В сельскохозяйственных предприятиях области занято 107,5 тыс. человек, или 12,9 % занятых в экономике региона. Кроме того более 400 тыс. семей занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.


ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям в настоящее время общепризнано, что никакое существенное повышение качества жизни граждан, уменьшение социального неравенства невозможно без экономического роста и наоборот – низкий уровень социального развития является важнейшим ограничением экономического роста.

Экономическое развитие региона является финансовой основой социального развития, условием снижения социальной напряженности. Риски экономического развития участвуют в формировании рисков социальных. Но при этом динамика экономического развития в стратегическом периоде через инвестиционную привлекательность региона зависит от качества жизни населения, включая характеристику социально-политической напряженности. Следовательно, риски формирования социально-политической напряженности в регионе влияют на экономическую характеристику [4].

Низкий уровень жизни и низкая эффективность труда – это социально-экономические явления, взаимно усиливающие друг друга, выступают и как главное следствие, и как причина депрессивности региона. Проблемы социально-экономического развития Воронежской области были и остаются в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых.

Проблемы опережающего инновационного развития, изменения технологического уклада, модернизации экономики и других аспектов совершенствования социально-экономической системы российского общества и его территориальных подсистем, находятся в центре внимания исследователей и практиков государственного управления. Постановка вопроса об опережающем развитии региона ставит перед разработчиками ряд проблем теоретического и практического свойства [2].

В Воронежской области наблюдается явное недостаточное развитие по целому ряду позиций: низкие показатели развития социальной сферы, свидетельствующие о недостаточном уровне использования экономического потенциала области, низкий уровень жизни и низкая эффективность труда – социально-экономические явления, взаимно усиливающие друг друга, выступающие, плюс ко всему, и как главное следствие, и как причина депрессивности региона.

Устойчивое развитие и социально-экономическая безопасность региона достигаются только при активной роли государства 3. Но при этом проблемы развития регионов России обусловлены не столько общей социально-экономической ситуацией, сколько неэффективностью региональной социально-экономической политики, неадекватностью региональной законодательной и регулирующей базы, пассивным ожиданием региональными властями федеральной помощи и другими негативными явлениями. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года обеспечение сбалансированного социально- экономического развития Воронежской области рассматривается как один из целевых ориентиров социально-экономического развития [5].

Также можно отметить проблему выбора системы показателей, характеризующих стратегические цели развития. Анализ системы показателей, фактически применяемых для оценки и прогнозирования развития региона, показал, что их множественность делает эффективное применение невозможным в связи с необходимостью учета множества факторов, зачастую противоречивых и слабо прогнозируемых. Показатели, применяемые в аналитических и прогнозных документах демонстрируют, с одной стороны, их избыточность, связанную с чрезмерной детализацией целей на стратегическом уровне, а с другой – отсутствие ряда одних из важнейших показателей в программных документах. На основании этого можно сделать выводы, что стратегия и инструментарий ее реализации являются недостаточно согласованными. Естественно, что стратегические целевые установки, не обеспеченные программными документами, содержащими четкие механизмы их реализации, оказываются мало подверженными регулирующему воздействию органов власти и управления, для которых, и разрабатываются, в первую очередь, стратегические документы 1.

В составе индикатора роста уровня и повышения качества жизни населения явно необходим отказ от ориентации на фактические тренды таких показателей, как: ожидаемая продолжительность жизни, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (рис. 1).

Рис.1 – Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму – тенденция и сценарная динамика 1.

Однако при общих положительных тенденциях в развитии социально-экономической системы происходит рост бедности. Доля населения области с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума. Проблемы социальной бедности связаны, прежде всего, с состоянием законодательства [2].

В Воронеже и Воронежской области 860 тыс. жителей получают социальные выплаты, пособия, субсидии, которые государство обязано выплачивать, которые установлены федеральным и региональным органам власти. В структуре социальных выплат 68,5% составляют пенсии. В результате развития системы федеральных и региональных социальных выплат и изменений в пенсионном обеспечении обозначилась тенденция снижения численности малоимущих граждан. Вместе с тем, сохраняется устойчивая тенденция преобладания малоимущих домохозяйств, численность которых составляет 3 и более человек. В связи с этим одним из направлений устранения социальной бедности является поддержка семей с детьми, материнства и детства. Учитывая общую динамику социальных процессов в регионе, можно рассчитывать на устранение социальной бедности как общественного явления до 2020 года. Естественно, что для достижения указанной цели требуется система мер, реализуемых региональными органами власти и управления в русле федеральной политики преодоления бедности.

Решение указанных задач при условии экономического роста и необходимом институциональном обеспечении позволит сократить уровень бедности в области до величины не выше 5%.

Большая проблема – определение перспектив инновационного развития региона. Экстраполяция неустойчивой тенденции повышения удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции дает крайне неудовлетворительный результат – 11,1% к 2020 году, т.е. ниже, чем в 2009 году. Это особенно четко ставит проблему сценарного развития – инновационная политика Воронежской области должна отличаться системностью (охватывать различные отрасли, виды деятельности), многоуровневостью (реализовывать экономико-организационный потенциал всех уровней управления), комплексностью (основываться на использовании факторов и инструментов разной природы) и призвана обеспечить:

– широкое вовлечение в инновационный процесс бизнеса и некоммерческих организаций. Активизация процессов инновационного развития действующих хозяйственных организаций, содействие появлению новых компаний, способных конкурировать на национальном и мировом рынках;

– устранение фрагментарности действующей в регионе инновационной системы, фокусирование внимания на инфраструктуре, развитие сетевой кооперации в инновационной сфере. Сбалансированное использование ресурсов, направляемых на поддержку высокотехнологичных секторов экономики, секторов новой технологической волны и инновационное обновление низкотехнологичных компаний;

– повышение экономической эффективности инновационной деятельности, извлечение дополнительной инновационной ренты;

– ориентацию на развитие социальных и инклюзивных инноваций, формирование инновационного мировоззрения [1].

Для решения таких проблем как низкие показатели развития социальной сферы, низкий уровень жизни и низкая эффективность труда, перспектив инновационного развития региона необходимо уделить внимание таким вопросам как: бюджетная политика; повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок; оптимизация присутствия государства; развитие местного самоуправления; развитие общественных институтов. Это позволило бы сформировать в общем виде раздел стратегии, содержащий систему мер, обеспечивающих ее реализацию. Данный раздел фактически представляет собой проект институционального обеспечения стратегии.

Устранение вышеперечисленных недостатков социально-экономического развития региона повысит содержательность и обоснованность реализуемой стратегии и, как следствие, будет способствовать достижению главной цели – обеспечению роста качества жизни населения области на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания потенциала опережающего развития региона.

Список используемой литературы

Морковина С.С. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики [Текст] : монография / С.С. Морковина, В.М. Бугаков, И.С. Зиновьева [и др.] – Воронеж: ВГЛТА, 2014. – 276 с.

Сенчаков В.К. Бюджет России, развитие и обеспечение экономической безопасности [Текст] : монография / А.И. Архипов, Е.М. Бухвальт, А.Г. Зельднер. – М. : ИНФРА-М, 2015 – 384с.

Терехин В.И. Эффективность управления социально- экономического развития административно территориальных образований [Текст] : учебник / И.В. Дуканова, Т.Н. Морозова, О.П. Суковатова, В.И. Терехин, Л.А. Чернобродова. – М.Москва, ИНФРА-М, 2013 – 316 с.

Тема выбранной курсовой работы связана с оценкой сферы здравоохранения в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, а именно в Воронежской области.

Целью данной работы является анализ особенностей медико-демографической ситуации в области и основных характеристик организации работы системы здравоохранения.

Задачи, для достижения поставленной цели, включают в себя анализ параметров деятельности учреждений здравоохранения в данной области и основных интегральных характеристик состояния общественного здоровья. Причем процесс изучения показателей должен производиться в динамике и в сравнении с общероссийскими показателями аналогичных периодов. Впоследствии, необходимо будет отметить основные тенденции и выявить наиболее острые проблемы в здравоохранении Воронежской области.

Курсовая работа состоит из трех основных разделов. В первом разделе будут рассмотрены особенности социально-экономического положения Воронежской области, чтобы в дальнейшем можно было зафиксировать различные зависимости и закономерности состояния общественного здоровья региона, системы здравоохранения от экономического развития области. В рамках этого раздела субъекту будет дана общая характеристика, а также будут описаны основные тенденции развития в 2001-2009 годах в финансовой, экономической и социальной сферах. Второй раздел будет посвящен особенностям медико-демографической ситуации в Воронежской области. Здесь будут проанализированы основные показатели воспроизводства населения, оценены заболеваемость и инвалидность в регионе. В третьем разделе будет охарактеризовано состояние здравоохранения Воронежской области. Необходимо будет рассмотреть финансирование здравоохранения, обеспеченность населения медицинскими кадрами, причем как врачами, так и средними медицинскими работниками, количество учреждений здравоохранения: врачебных и амбулаторно-поликлинических, их мощность, а также обеспеченность населения коечным фондом.

В обеспечении здоровья населения первостепенную роль играет эффективная система здравоохранения. Помимо непосредственного влияния на здоровье и качество жизни населения, система здравоохранения также играет важную роль в экономике.

В Воронежской области существует сложившаяся система здравоохранения, функционирование которой на протяжении последних лет является стабильным и устойчивым. Вместе с тем имеет место тенденция общего сокращения мощности больничных, врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, как по общему их количеству, так и по числу больничных коек круглосуточных стационаров. В то же время численность врачей и среднего медицинского персо-нала остается относительно стабильной. Данная тенденция отражает национальную политику по развитию амбулаторного медицинского обслуживания как приоритета в развитии здравоохранения.

1.1 Общая характеристика субъекта РФ

Воронежская область — субъект Российской Федерации, область в центре европейской части России. Областной центр — город Воронеж. Расстояние до Москвы — 439 км.

Социальные преимущества: более благоприятные природно-климатические условия для жизни и ведения сельского хозяйства; высокая миграционная привлекательность; невысокая стоимость услуг ЖКХ; относительно развитая система здравоохранения; более высокий уровень развития высшего образования, сохранившийся с советского периода.

Социальные проблемы: высокая смертность и сильное постарение населения; низкие темпы экономического роста и медленное восстановление промышленности в 2000-х гг.; пониженный уровень профессионального образования занятого населения; низкий уровень доходов населения и повышенный уровень бедности, особенно сельского населения; медленная трансформация областного центра в центр рыночных услуг, несмотря на достаточно высокую численность его населения.

Таблица 1 Численность населения (на конец года; тысяч человек)

Воронежская область – самый большой по численности населения регион ЦФО после Москвы и Московской области, в ней живет 2,3 млн человек. Как и в большинстве регионов Черноземья, доля городского населения в области понижена - 63% (по РФ – 73%), это следствие более поздней урбанизации и благоприятных условий для сельского хозяйства. Воронеж в советское время так и не дорос до города-миллионера, а с 1990-х гг. численность его населения быстро сокращается. Но значимость областного центра очень велика: в черте города концентрируется 40% населения всей области, а вместе с близко расположенными средними городами Нововоронеж, Семилуки и прилегающими районами Воронеж образует почти миллионную агломерацию.

За 20 последних лет Воронежская область потеряла почти 8% населения (190 тыс. чел.), однако по сравнению с другими регионами ЦФО темпы сокращения были меньше. Например, соседние Курская и Тамбовская области потеряли 13-16% населения. Сельское население Воронежской области за этот же период сократилось на 12%, городское – только на 4,5%. В семи городах за счет прибытия мигрантов из стран бывшего СССР численность населения в 2003 г. была даже больше, чем в конце советского периода. Однако к 2008 г. сократилась численность населения всех городов области, более медленно – в городах с относительно благополучным экономическим положением – Воронеже, Россоши, Лисках.

Таблица 2. Динамика численности населения Воронежской области в 1989–2008 гг.

Население, тыс. человек

Сельские жители Воронежской области проживают в основном в крупных и средних по величине селах (82% сельского населения), что снижает издержки на содержание сети сельских учреждений социальных услуг. Структура сельского расселения Воронежской области ближе к соседней Ростовской, чем к другим регионам Центрального Черноземья (табл. 2). Малые города и поселки городского типа, концентрирующие соответственно 10 и 8% населения региона, являются центрами переработки сельхозпродукции своих районов и центрами массовых услуг.

Плотность населения Воронежской области – 44 чел. на кв. км – достаточно высокая, но все же меньше, чем в соседних Белгородской и Липецкой областях. Только в двух районах плотность населения выше средней по региону: в пригородном Новоусманском (к востоку от Воронежа) и Лискинском – 51 и 50 чел. на кв. км. Относительно редко заселены юго-восточные Петропавловский и Воробьевский районы – 13-16 чел. на кв. км.

Таблица 3 Распределение численности населения по полу и отдельным возрастным группам на 1 января 2009 г. (тысяч человек)

Мужчины и женщины

Из общей численности населения

подростки 15-17 лет

Центральная России была и остается зоной наиболее сильной депопуляции, поэтому во всех областях Черноземья демографическая ситуация хуже, чем по стране в целом. В Воронежской области коэффициент естественной убыли (-7,6‰ в 2008 г.) в 3 раза превышает средний по РФ. В 2007-2008 гг. рождаемость заметно повысилась, но смертность сокращается медленно (рис. 1). В переходный период Черноземье впервые за сто лет стало зоной миграционного притока, это замедлило сокращение численности населения. Коэффициент миграционного прироста был максимальным в 1993-1994 гг. (около 12‰), он даже покрывал естественную убыль населения. Воронежская область стала одним из регионов массового расселения возвратных мигрантов из стран бывшего СССР. В начале 1990-х гг. в Борисоглебск из Средней Азии организовано переехало на постоянное место жительства около 12 тыс. человек. При финансовой помощи государства переселенцы самостоятельно строили дома, обеспечивали себя рабочими местами. Однако к 2000 г. федеральная поддержка свернулась. После завершения периода стрессовых миграций из СНГ сальдо миграций приблизилось к нулю. В последние годы коэффициент миграционного прироста в Воронежской области ненамного выше среднего по стране, но среди соседних регионов Черноземья она все же более привлекательна для мигрантов, чем Липецкая, Курская и Тамбовская, которые не имеют такого крупного регионального центра.

демографический заболеваемость бюджет амбулаторный

В нескольких муниципалитетах демографическая ситуация лучше, чем в среднем по области. В Нововоронеже – молодом городе, возникшем при атомной станции в 1958 г., – естественная убыль составила 3‰, в Воронеже, Россошанском и Богучарском районах - 4,5-5‰. Сильнее всего депопуляция на северо-западе области, вНижнедевицком и Репьевском районах из-за резкого постарения населения (рис. 2). Например, в Репьевском районе в 2008 г. 42% населения составляли пенсионеры. Сложная демографическая ситуация и во входящих в Воронежскую агломерацию Рамонском и Хохольском районах, где трудоспособное население в течение последних десятилетий активно перемещалось в областной центр. В последние годы наиболее миграционно привлекательны Каширский и Хохольский районы, расположенные между Воронежом и Нововоронежом, т.е. вблизи или в пределах агломерации, а также юго-восточный Калачевский район (миграционный прирост 11-13‰). Сильным миграционным оттоком выделяются Воробьевский район с самым низкой в области оплатой труда и экономически неблагополучные Бутурлиновский район и Борисоглебский городской округ.

Рис. 2. Демографическая ситуация в муниципальных образованиях в 2007-2008 гг.

Возрастная структура населения Воронежской области отличается высокой долей пожилых. Старше трудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО – 23,9%). На детей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Ниже среднего по стране и доля трудоспособного населения – 61%. Поэтому демографическая нагрузка на 1000 трудоспособных одна из самых высоких в ЦФО (5 место) – 641 нетрудоспособный (по данным 2007 г.). В 2000-х гг. Воронежская область была одним из лидеров ЦФО по ожидаемой продолжительности жизни. Но темпы роста этого показателя невысоки, и в 2007 г. область перестала выделяться в лучшую сторону на общероссийском фоне.

Уровень экономической активности населения Воронежской области (62%), как и в других регионах Центрально-Черноземного района, ниже среднероссийского (67%). Сказывается более старая возрастная структура и высокий уровень самозанятости среди сельского населения, 42% которого относится к категории экономически неактивного (по стране – 36%).

Кризис 1990-х гг. привел к тому, что структура занятых в Воронежской область вернулась чуть ли не в доиндустриальную эпоху: в 2000 г. занятых в сельском хозяйстве было больше, чем в промышленности (табл. 7). Только к 2007 г. доля занятых в сельском хозяйстве значительно уменьшилась за счет высвобождения избыточных работников и роста занятости в секторе услуг (с 49 до 59%). Снижение занятости в сельском хозяйстве – естественный и необходимый процесс после избыточного и неэффективного роста аграрной занятости в 1990-е годы, когда агросектор стал "убежищем" для сельского населения и мигрантов из СНГ. Расплатой за избыточную занятость оказалось снижение уровня оплаты труда в сельском хозяйстве. Важно отметить, что в 2000-е гг. сокращение занятости в агросекторе произошло за счет неэффективных сельхозпредприятий. Изменения в структуре занятости позволили поднять уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и сократить уровень бедности сельского населения. Позитивные структурные сдвиги проявляются и в развитии малого предпринимательства: доля занятых в малом бизнесе (вместе с ПБОЮЛ) в Воронежской области выше, чем в среднем по стране (25 и 20% в 2006 г.).

Таблица 4 Структура занятых по отраслям экономики (на основе классификатора ОКВЭД), %

О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года

Принят
областной Думой
17 декабря 2018 года

Утвердить Стратегию социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему Закону Воронежской области.

Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области на долгосрочную перспективу и является основополагающим документом для корректировки документов стратегического планирования Воронежской области.

Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:

1) Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" ("Молодой коммунар", 2010, 3 июля);

Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу с 1 января 2019 года.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГУСЕВ

(в ред. закона Воронежской области от 23.12.2019 N 165-ОЗ)

Основу разработки Стратегии составляют:

стратегические документы федерального уровня:

стратегические документы регионального уровня:

Стратегия разработана с привлечением ведущих организаций, осуществляющих научные исследования и разработки:

- Воронежский государственный университет;

- Воронежский государственный технический университет;

- Воронежский государственный университет инженерных технологий;

- Научно-исследовательский институт экономики и организации АПК Центрально-Черноземного района Российской Федерации;

- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал);

- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал);

- Институт менеджмента, маркетинга и финансов (г. Воронеж).

Координация работ и методическое сопровождение процесса разработки Стратегии осуществлены департаментом экономического развития Воронежской области, автономным учреждением Воронежской области "Институт регионального развития", Воронежским государственным университетом.

При разработке Стратегии принципиальное значение имел учет следующих моментов:

1. Изменение внешних условий функционирования экономики Российской Федерации, появление новых угроз, существенно усложняющих процессы социально-экономического развития. В связи с этим заметно возрастает роль внутренних факторов экономического роста, мобилизация и эффективное использование которых оказываются в фокусе органов публичной власти всех уровней.

2. Действующая ныне Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года ставила задачу вывести ее в число первых пятнадцати субъектов Российской Федерации по ключевым показателям уровня и качества жизни, роста экономики. Результаты оценки социально-экономического развития Воронежской области за период реализации указанной Стратегии свидетельствуют о том, что по большинству целевых показателей ей удалось достичь плановых рубежей.

3. В 2014 - 2015 годах система стратегического управления развитием Воронежской области обогатилась новыми для российской региональной практики инструментами - Региональной схемой развития и размещения производительных сил Воронежской области и Прогнозом научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года. Их использование в практике разработки и реализации Стратегии позволяет существенно повысить эффективность управленческого воздействия на процессы социально-экономического развития Воронежской области.

4. Процесс разработки Стратегии осуществлен при реализации принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

5. При разработке Стратегии учтены Методические рекомендации Минэкономразвития России по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации.

Эффективность процесса разработки Стратегии обеспечена:

- профессионализацией деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития Воронежской области. Это требование реализовано посредством привлечения к разработке Стратегии ведущих вузов региона; Научно-исследовательского института Российской академии наук, являющегося базовым научным центром разработки аграрной политики в Центральном федеральном округе; представителей экспертного сообщества (ассоциации независимых центров экономического анализа, участниками которой являются ведущие преподаватели Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики"). Аккумуляция конструктивных идей и их воплощение в проекте Стратегии обеспечены деятельностью 14 рабочих групп, специализированных на определенных сферах и направлениях социально-экономического развития Воронежской области. Их участниками стали более 500 чел.;

- вовлечением в процесс разработки Стратегии институтов гражданского общества. Участниками обсуждения миссии, стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития Воронежской области стали представители общественных палат Воронежской области и городского округа город Воронеж, Торгово-промышленной палаты Воронежской области, Ассоциации Совета муниципальных образований Воронежской области, Союза промышленников и предпринимателей Воронежской области, Воронежского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";

- синхронизацией процессов разработки Стратегии социально-экономического развития Воронежской области и стратегий развития ее городских округов и муниципальных районов. Такой порядок позволил привлечь к разработке Стратегии высококвалифицированные кадры органов местного самоуправления; учесть основные ожидания населения городских и сельских поселений Воронежской области; консолидировать действия органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области в решении задач диагностики ключевых социально-экономических проблем развития региона, его муниципальных образований, определения стратегических векторов развития региона в долгосрочной перспективе и необходимой ресурсной базы;

- привлечением представителей стейкхолдеров регионального развития - власти, бизнеса, населения, институтов гражданского общества - к процессам диагностики ключевых проблем социально-экономического развития Воронежской области, оценке возможностей и угроз во внешней среде, постановке стратегических целей и определению направлений ее развития.

В составе основных инструментов, обеспечивших широкое общественное обсуждение проекта Стратегии:

- анкетирование (общее количество респондентов, представляющих органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, малый, средний и крупный бизнес, институты гражданского общества, превысило 350 чел.);

- размещение материалов рабочих групп, проекта Стратегии на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Воронежской области, систематизация, оценка и учет конструктивных предложений, поступивших от заинтересованных участников;

- обсуждение материалов рабочих групп, созданных для разработки стратегий развития Воронежской области, ее городских округов и муниципальных районов, с привлечением представителей стейкхолдеров (проведено более 100 мероприятий, включая совещания, семинары, видеоконференции, "круглые столы", посвященных стратегическим целям, приоритетам и механизмам долгосрочного развития социально-экономической системы Воронежской области, муниципальных районов и городских округов, сфер, отраслей, межотраслевых комплексов, участниками которых стали более 5000 чел.);

- обсуждение проекта Стратегии на трех региональных научно-практических конференциях "Социально-экономическое развитие Воронежской области в долгосрочной перспективе: стратегические приоритеты, цели, механизмы" с участием представителей научного и экспертного сообществ Воронежской области, институтов гражданского общества, СМИ (более 200 участников);

Читайте также: