Экология кубани доклад по кубановедению 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Опыт и проблемы преподавания экологического компонента в курсе кубановедения

МБОУСОШ № 10 п. Ерик Апшеронского района Краснодарского края

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет

все виды своей деятельности требованиям рационального

природопользования, заботится об улучшении

окружающей среды, не допуская

её разрушения и загрязнения…”

Изучение экологии родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования ( познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него; подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей ( путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития экологического краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций. Таким образом экологическое краеведение на сегодняшний день является важным средством формирования экологической культуры.

На необходимость изучать в школе родную природу и организацию жизни местного населения, проводить с учащимися экскурсии, собирать местные материалы, растения с целью использования их в качестве наглядных пособий указывали еще первые уставы русской школы.

Задача экологического воспитания в курсе кубановедения, я считаю, заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения. В моей работе с стараюсь формировать у школьников способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое воспитание осуществляю преимущественно путём передачи учащимся необходимого объёма экологических знаний.

В своей работе по экологическому воспитанию я выделяю следующие направления работы:

· познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины и т.п.);

· познавательно-развлекательное направление работы (праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

· исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты, исследовательские работы). Формирование экологической культуры у школьников характеризуется следующими показателями: повышение уровня информированности;

· повышение интереса к природе родного края;

· потребность самовыражения в творческих работах;

· соблюдение правил поведения в природе;

· способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

· проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников на уроках, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата. И нет ничего страшного если у ребенка не получится с первого раза быть победителем среди одноклассников. Нужно поощрять учащегося, постараться не "потерять" его. Не дать опустить ему руки.

На примере своей школы, а она у нас сельская, где нет коррекционных классов и дети учатся вместе, хочу сказать, что даже дети 7 вида выполняют исследовательские работы и защищают их на районном уровне и даже краевом. Главное здесь заинтересовать ребенка и не бросить его на полпути.

Проблема сохранения природы и человека как ее части является важнейшим содержательным аспектом экологического образования и информации. По мере усиления негативного воздействия на природу возрастает и степень человеческой ответственности за нее, которая достигла в настоящее время той ситуации, когда правомерно говорить о ее моральном статусе.

Многие исследователи подчеркивают следующие приоритеты применения краеведческого подхода в обучении и я с ними полностью согласна:

· наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу;

· выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями;

· основательность усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии;

· вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность. ( 7-8 вид)

Школьное экологическое краеведение как педагогический феномен находится на стыке двух областей знания – экологического образования учащихся и краеведения в школе. Школьное экологическое краеведение, по мнению Т.А. Бабаковой, с одной стороны, является органичным компонентом экологического образования школьников, с другой – направлением краеведения в школе.

На уроках использую библиографические пособия (указатели, списки, обзоры), отражающие документы, по содержанию связанные с определенной местностью.

Например: научно-вспомогательные и краеведческие пособия.

(книги, статьи из газет и журналов, карты, атласы, путеводители).

Кстати вырезки из газет, журналов мы с учащимися собираем в папки и потом используем в работе. Таким образом мы как бы создаем свою маленькую эколого-краеведческую библиотеку.

В эколого-краеведческой библиотеке могут быть представлены следующие разделы:

- История и современность края. Экологические проблемы

- Природные ресурсы. Рациональное использование

- Реки. Путеводитель по реке.

- Растительные ресурсы. Лекарственные растения

- Охраняемые виды растений

- Животный мир. Охрана животного мира

- Персоналии. Календари знаменательных дат (ученые, краеведы)

По каждому разделу ведется систематическая картотека статей (САС).

Дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания по экологии полученные ребенком в школе. А кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, работника леса, эколога и т.д.

На сегодняшний день общепризнано, что изучение школьниками своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, а также способствует формированию экологической культуры личности.

В связи с введением в практику работы образовательных учреждений новых образовательных стандартов общего образования осуществляется и совершенствование преподавания школьной экологии в курсе кубановедения.

Стержневое место в системе экологических знаний занимают представления о региональных проблемах. Региональные экологические проблемы – это ситуации во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи с изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существования людей, развития хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда.

Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования.

Дебаты целесообразно проводить в 9-10 классе, когда учащиеся располагают достаточно обширными экологическими знаниями.

Система целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит учащихся к продуманным, обоснованным, самостоятельно сделанным, а не навязанным выводам. Вопросы для дискуссии предлагаются заранее в порядке выполнения домашнего задания.

Изучение региональных экологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление регионального или районного, местного экологического прогноза. В этом случае учащиеся делятся на группы " проектировщиков" и группы "экспертов". Изучив природные и экологические карты, литературу и учебники, " проектировщики" вносят предложения по повышению эффективности использования природных ресурсов конкретного района. Группа " экспертов" дает заключение, как скажется осуществление предложенных проектов на отдельных компонентах природной среды, на природных комплексах и в целом на отдельных условиях жизни людей.

Краеведческий компонент экологического содержания помогает развитию личности, знакомит школьников со способами добывания новых знаний, с познавательными возможностями различных источников научной информации, определяет направления изучения от факторов к особенностям объектов и явлений, к способу изложения экологического знания. Человек реализует себя как личность прежде всего в той местности, где он живет. Здесь он может получить образование и работу, общественное признание, воспользоваться правами гражданина, участвовать в жизни общества. Соответственно возрастает роль экологии в преподавании кубановедения.

Что касается проблем – это отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов края, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Нехватка подобного рода публикаций остро ощущается в сельской глубинке области на фоне общей низкой обеспеченности экологической литературой.

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности На базе МБОУСОШ №10 было создано детское экологическое объединение школьное лесничество " Юный лесовод" , целью которого является разностороннее развитие подростков путем приобщения их к природоохранной и научно-исследовательской деятельности; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения; формирование правильной гражданской позиции подростков; профилактика вредных привычек в молодежной среде; активизация среди населения культурно-просветительской работы в области экологии;привлечение внимания подростков к экологическим проблемам.

Экологические проблемы особо актуальны для каждого жителя такого нашей страны Поэтому, программа нашего экологического объединения затрагивает прежде всего вопросы загрязнения среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям как крупных городов, так и малых населенных пунктов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки, сохранение видового разнообразия экосистемы, сохранение здоровья человека. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Цель программы - дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические и экологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Основные формы и методы работы с подростками подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа. На практических занятиях ребята занимаются изучением флоры и фауны своей местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории станицы и ее окрестностей.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме КВН), занятия-путешествия, выступление агитбригад и др.

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в библиотеке, архиве с целью накопления материала, использование на занятиях экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, бережного отношения к окружающей среде, любви к своему родному краю.

Реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно- ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы -беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

-обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)

Краеведение представляет собой уникальный курс, который сочетает в себе знания географии, биологии, экологии, истории и культуру. Кроме того, к раеведение в школе является единственным источником знаний о своём родном крае. Благодаря этой науки учащиеся узнают особенности природы, историю освоения и заселения родных мест, экономический уклад, культурную жизнь и особенности быта своего края. Именно краеведение дает школьнику возможность сравнить историю становления его края с историей становления страны, в которой он проживает.

В своей работе я стараюсь выстроить педагогический процесс на основе наглядности, восприятие объекта изучения. У учащегося формируются конкретные представления относительно тех или иных объектов окружающей действительности. Кроме того учащийся может доказать или опровергнуть ряд суждений, которые высказаны им самим или его одноклассниками, тем самым осуществляя элементы исследовательской деятельности.

Краеведение позволяет активизировать деятельность учащихся, удовлетворяя их потребности в познании окружающего мира.

Благодаря экологии у учащихся формируется комплекс умений и навыков, которые позволяют им применять на практике полученные знания и использовать их в дальнейшей деятельности.

Экологическая обстановка в населенном пункте, это дело не только ученых, но и дело каждого человека. Основная задача, которая стоит перед педагогами заключается в привитии экологической культуры каждому учащемуся. Но не стоит забывать о том, что экологическое краеведение это уникальный курс, который сочетает в себе знания не только экологии, но и географии, биологии, экологии, истории и культуры. Более того, краеведение в школе является единственным источником знаний о своём родном крае. В процессе изучения этой науки учащиеся узнают особенности природы, историю освоения и заселения родных мест, экономический уклад, культурную жизнь и особенности быта своего края. Краеведение дает школьнику возможность сравнить историю становления его края с историей становления страны, в которой он проживает.

Экологическое образование в средней школе направлено на создание образа связей человека с природой. Сильно развита внеурочная форма экологического образования ( праздники, игры, детские движения. На базе нашей школе осуществляет свою деятельность школьное лесничество " Юный лесовод".) и внешкольная форма (экологические экскурсии, экологические тропы).

Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2011.

Белавина И.Н. Планета-наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н.Булавина-М.: 2009.

Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 1999.

Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков. Челябинск, 1992.

Медведев В.И. Экологическое сознание. 2002.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С.Якиманская, 2006.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации – М.: Просвещение, 2011.

Вейкнис Ольга Алексеевна

Что мы понимаем под природой? Все то, нас окружает: элементы живой и неживой природы (горные породы, почвы, растительный и животный мир, реки, озера, моря, воздух, солнце). Все в природе находится во взаимосвязи и взаимозависимости. Ничто само по себе не существует, начиная от мощных деревьев и крупных животных до невидимых невооруженным глазом микроорганизмов.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразие и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Экологическая проблематика органически связана с глобальными проблемами современности. От конструктивного решения проблемы оптимизации биосферы в значительной степени зависит благосостояние нынешних и будущих поколений, развитие современной цивилизации. В успешном решении экологической проблемы заинтересовало все человечество.

Социально-экологическая ситуация в России характеризуется как напряженная. 14% ее территории относится к экологически неблагополучной.

Экологическая нестабильность одного региона сказывается на положении дел в других.

Краснодарский край – это не только административно-хозяйственная система в Российской федерации, но и экологическая система.

Деградация природной среды, сочетаясь с экономическими, политическими, социально-психологическими факторами, отрицательно влияет на состояние здоровья населения Кубани.

Социально-экологические проблемы Кубани выдвинулись в число важных и сложных.

ВложениеРазмер
ekologicheskie_problemy_na_kubani.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.А.Матвиенко

п. Мичуринского муниципального образования Успенский район

Исследовательская работа: ученицы 10 класса

МБОУСОШ №3 Мешаровой Виктории Юрьевны

Руководитель работы: Вейкнис Ольга Алексеевна

1.1 Актуальность выбранной темы

2. Основная часть

2.1 Экологические проблемы характерные для нашего края

2.2 Подземные воды и их состояние

2.3 Радиоактивные загрязнения в крае

2.4 Причины сложной ситуации на Кубани и перспективы ее улучшения

3. Заключительная часть

3.2 Используемая литература

1.2 Актуальность выбранной темы

Что мы понимаем под природой? Все то, нас окружает: элементы живой и неживой природы (горные породы, почвы, растительный и животный мир, реки, озера, моря, воздух, солнце). Все в природе находится во взаимосвязи и взаимозависимости. Ничто само по себе не существует, начиная от мощных деревьев и крупных животных до невидимых невооруженным глазом микроорганизмов.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразие и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Экологическая проблематика органически связана с глобальными проблемами современности. От конструктивного решения проблемы оптимизации биосферы в значительной степени зависит благосостояние нынешних и будущих поколений, развитие современной цивилизации. В успешном решении экологической проблемы заинтересовало все человечество.

Социально-экологическая ситуация в России характеризуется как напряженная. 14% ее территории относится к экологически неблагополучной.

Экологическая нестабильность одного региона сказывается на положении дел в других.

Краснодарский край – это не только административно-хозяйственная система в Российской федерации, но и экологическая система.

Деградация природной среды, сочетаясь с экономическими, политическими, социально-психологическими факторами, отрицательно влияет на состояние здоровья населения Кубани.

Социально-экологические проблемы Кубани выдвинулись в число важных и сложных.

Изучить экологическое состояние Краснодарского края.

1. Изучить экологические проблемы характерные для нашего края.

2. Изучить состояние подземных вод.

3. Изучить радиоактивные загрязнения в крае.

4. Изучить причины сложной экологической ситуации на Кубани.

5. Вывести перспективы улучшения этой ситуации.

Все мы дышим веселой свободой,

Измеряя земные пути,

Благороднее дружбы с природой

Ничего на Земле не найти!

2.1 Экологические проблемы, характерные для нашего края

На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:

  1. имеет место истощение рыбных запасов;
  2. деградация водных объектов (обмеление, заиливание рек, протоков, исчезновение малых рек, заболачивание, зарастание лиманов и пр.);
  3. эрозия берегов (размыв в районах населенных пунктов и сельхозугодий);
  4. деградация особо важных природных объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков, исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.);
  5. физическая деградация экосистем курортных районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей, минеральных вод);
  6. физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и пр.);
  7. сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);
  8. свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);
  9. выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);
  10. загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.);
  11. радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара

2.2 Подземные воды и их состояние.

Краснодарский край располагает значительными запасами воды. Здесь насчитывается 7088 водных источников, в том числе 547 рек, 12 водохранилищ и свыше 6500 артезианских скважин. Месторождение пресных вод под Краснодаром является одним из крупнейших в мире.

Исследования показали, что грунтовые воды сплошь и рядом изобилуют ртутью, мышьяком, марганцем и др. веществами. Масштабный размах приняло нефтяное загрязнение подземного водного царства. Например, содержание нефти в грунтовых водах под нефтебазой в 130 раз превышает ПДК, фенолов в 80 раз.

Кроме тяжелых металлов и нефтепродуктов в черном списке стоят нитраты и хлориды. Под такими предприятиями как масложиркомбинат, мясокомбинат, витаминкомбинат текут настоящие солевые реки. Причем глубина проникновения солевых загрязнений местами доходит до 80 метров.

Что делать с водозаборными скважинами, которые поят город ? Затраты на их переоборудование составит миллионы рублей, которых нет. Придется покупать воду в соседних районах.

Судак исчезает в реке Кубань. А ведь эта река традиционно еще являлась и севрюжьей рекой. От этого остались только воспоминания. В грязной мутной воде, которую засоряют все кому не лень, в пору размножаться каким-нибудь вредным организмом, а не рыбе. Вода, которую мы пьем, напичкана не только тяжелыми металлами, хлор - органикой, но и возбудителями вирусных инфекций.

Положение с качеством питьевой воды усугубляется еще и тем, что зачастую на водопроводах отсутствует запас современных обеззараживающих средств, которые должны использоваться при чрезвычайной ситуации.

Какая некрасивая вода,

Отравлена железом и мазутом

Она не замерзает никогда,

Шумит, шумит в любое время суток!

2.3 Радиоактивные загрязнения в крае

Существует так называемый естественный радиоактивный фон, который каждому человеку привычен с рождения до смерти, как допустим воздух. Бывают места, где он повышен. К ним относятся так называемые: майкопские глины (тянутся вдоль кавказского хребта на запад), и содержание урана порой достигает 200 граммов на тонну.

Все мы ходим под угрозой радиоактивности, вызываемой радоном – бесцветным инертным, в 8 раз тяжелее воздуха газом, который образуется в урановых и ториевых рудах.

С 1994 года существует Федеральная комплексная программа защиты населения от естественных источников радиоактивного заражения. Как следствие, есть и краевая подобная программа. Но программы не работают не в масштабе страны, ни у нас на Кубани – нет денег.

Проблемы естественной радиоактивности очень важна, но человечество уже так намусорило, что искусственная радиоактивность стала проблемой №1. В Краснодарском комитете экологического контроля опасных веществ, отходов и радиационного загрязнения мечтают (!) хотя бы на основных магистралях поставить людей с дозиметрами. А то ведь станет КаМАЗ на ночевку рядом с таким же: дальнобойщиками: и за ночь схватит полсотни миллирентген!

Еще пример. В 1996 году через Ейский порт в Германию ушла партия металалома. Немцы ее повернули обратно - : фонит:, но ведь как-то она прошла через наш порт в ту сторону?!

Нашумевший случай был с китайскими кирасиновыми лампами. Их в Хабаровском крае впервые заметили и сотни полторы штук изъяли: давали излучение. Так ведь и на Кубани они появились. Об этом сообщала пресса.

В 1989 году на улице северной нашли контейнер с обедненным ураном. Откуда он взялся – до сих пор не выяснили.

На территории детского сада по ул. Промышленной в 1997 году обнаружили повышенный радиоактивный фон. В ходе расследования выяснилось, что во время Великой Отечественной войны там был какой-то барак, где фосфором наносились святящиеся метки на авиаприборы. А потом на этом месте построили детсад. Силами гражданской обороны все это было вывезено, проведена дезактивация.

Проблема, которая не имеет отношения к радиоактивному загрязнению, но которая стучится к нам ежедневно – это сверхнормативные шумы.

Окружающая среда на территории нашего края остается загрязненной. Ее последствия привели к ухудшению водного и почвенного покрова. При этом концентрация отдельных вредных для здоровья людей веществ превосходит ПДК в десятки и сотни раз. Все это сказывается на состоянии здоровья населения.

Краснодарский край лежит в умеренном климатическом поясе. По факту здесь существенный сезонный перепад температур. Зима снежная с температурой от ­–15 до –25 градусов по Цельсию. Снег выпадает не всегда и не равномерно по всей территории. Лето жаркое и влажное, температура бывает свыше +40 градусов. Теплый сезон продолжительный. Лучшее время года в Краснодаре – это весна, теплеет уже в конце февраля и март достаточно теплый, можно носить легкую одежду. Все же иногда весной бывают заморозки и холодный ветер. Следует учесть, что в данном регионе достаточно активная сейсмическая зона.

Экология Краснодарского края

Экологические проблемы

Состояние окружающей среды характеризуется существенными экологическими проблемами. В первую очередь это загрязнение воды и истощение водных ресурсов. В водоемах происходит уменьшение видов и количества рыб. Небольшие реки пересыхают, средние заболачиваются, зарастают водорослями и заиливаются. В Краснодарском крае протекает река Кубань, воды которой не соответствуют нормам безопасности. В водоеме запрещено купаться, поэтому местные пляжи были ликвидированы.

экология природных ресурсов краснодарского края

Очередная проблема – это эрозия почв и уменьшение их плодородия, особенно в прибережных районах. Еще разрушаются некоторые природные памятники, такие как национальные парки. На территории региона исчезают редкие виды флоры и фауны.

Как и во всех промышленных городах, в Краснодаре атмосфера очень загрязнена выбросами серы и углерода, а также тяжелых металлов. Значительная доля загрязнения приходится на автотранспорт. Периодически идут кислотные дожди. Следует отметить и радиоактивное загрязнение окружающей среды. Также в городе много бытовых отходов, которые загрязняют почву и воздух.

Состояние окружающей среды в районах

Экологическое состояние в различных районах Краснодарского края отличается. Важным объектом водных ресурсов является Краснодарское водохранилище, где есть значительные запасы питьевой воды. Также оно используется для орошения полей и разведения рыбы.

Загрязнение рек

В городах края недостаточное количество зеленых насаждений. Также здесь бывают сильные ветровые потоки и пылевые бури. В данный момент проводятся мероприятия по увеличению зеленой зоны в регионе. Значительный отпечаток на экологию Краснодарского края накладывает промышленность. Но различные организации и городские службы проводят мероприятия по улучшению экологии на территории края.

Существенный вред экологии Краснодарского края наносят водно-химические мелиорации на Северном Кавказе. Это снижает качества почвы, она меньше впитывает влагу, уменьшается ее плотность. Более половины удобрений и пестицидов смывается водой, и растения не получают подкормку. В результате урожайность черноземов становится значительно ниже, чем других типов почвы.

Также негативно на плодородие земли повлиял рис, который стали выращивать в больших количествах. Эта культура требует обильной влаги и большого количества агрохимикатов, которые, вымываясь водой, загрязняют водоемы края. Так в реках и озерах превышена норма марганца, мышьяка, ртути и других элементов. Все эти удобрения для риса, попадая в водоем, достигают Азовского моря.

Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами

Одна из значительных экологических проблем Краснодарского края – это загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Из-за некоторых аварий ситуация достигла бедственного уровня. Наибольшие утечки были замечены в таких населенных пунктах:

На нефтебазах происходят утечки керосина и бензина. Под землей в этих местах появились линзы, где сосредоточились нефтепродукты. Они загрязняют почву и подземные воды. Что касается поверхностных вод, то эксперты установили степень загрязнения на уровне 28%.

Мероприятия улучшения окружающей среды Краснодарского края

Прежде чем заниматься улучшением экологии, необходимо провести мониторинг состояния окружающей среды. Для этого нужно провести гидрохимический анализ поверхностных водоемов и подземных вод. Важно проводить исследования продукции и деятельности промышленных предприятий.

Очень важно скоординировать действия государственных предприятий, органов власти, частных структур и других организаций:

  • Госконтроль предприятий;
  • ограничение использования опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических);
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • установка и эксплуатация очистительных сооружений;
  • контроль транспортной системы (особенно количество автомобилей);
  • улучшение коммунальных сетей;
  • контроль стока промышленных и бытовых вод.

Это далеко не все меры, которые помогут улучшить экологию Краснодара и Краснодарского края. Каждый человек может сделать свой вклад: выбросить мусор в урну, не срывать цветы, не использовать одноразовую посуду, сдавать макулатуру и батарейки в пункты приема, экономить электроэнергию и свет.


Состояние окружающей среды характеризуется существенными экологическими проблемами. В первую очередь это загрязнение воды и истощение водных ресурсов. В водоемах происходит уменьшение видов и количества рыб. Небольшие реки пересыхают, средние заболачиваются, зарастают водорослями и заиливаются. В Краснодарском крае протекает река Кубань, воды которой не соответствуют нормам безопасности.

Содержимое разработки


Экологические проблемы, характерные для Краснодарского края. п одготовила: учитель географии Тареева И.Н. МОБУ СОШ №14 ст.Журавская Краснодарский край

Экологические проблемы, характерные для Краснодарского края. п одготовила: учитель географии Тареева И.Н. МОБУ СОШ №14 ст.Журавская Краснодарский край

На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:

На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:

--- деградация особо важных природных объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков, исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.); --- физическая деградация экосистем курортных районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей, минеральных вод);

--- физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и пр.); --- сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);

--- физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и пр.); --- сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);

--- свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);

--- свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);

--- выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);

--- выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);

--- загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.); --- радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара.

--- загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.); --- радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара.



-75%

Природа Кубани красива и разнообразна, она самым тесным образом связана с географическим ее место расположением. Довольно обширный регион находится на юго-западе Российской Федерации и входит в состав Южного федерального округа, который образован в 1937 году. Подчеркнем - по своим природным характеристикам Кубань не однородна, что объясняется ее разнообразным рельефом.

Природа Кубани

В регионе - четыре зоны: высокогорная с ее десятью и более тысячами метров над уровнем моря; горная с заметным понижением - 500 и 1000 метров; предгорная - 200-500 метров и равнинная - в пределах 200 метров над уровнем моря. Отсюда и исключительное разнообразие ее природных ландшафтов. Надо иметь в виду и такой фактор, как наличие двух теплых морей - Черного и Азовского. При этом Черное море местами надежно защищено от злой северной стужей высокими горами и там, где есть этот барьер - субтропики. У гор пониже практически средиземноморской климат. Побережье, соседствующее со степями, открытыми всем ветрам, разумеется, прохладнее субтропиков. Но летом оба моря нагреваются за плюс 27 и выше градусов, а в межсезонье медленно отдают тепло и потому зимы здесь мягкие, с редкими снегопадами и не такими уж заметными морозами, что создает комфорт всем обитателям региона, в том числе и временным - туристам, приезжающим сюда на отдых и лечение.

Насекомые Кубани

Итак, с чем можно столкнуть на Кубани? Южнорусский тарантул – постоянно не водится на Кубани, но может забрести в гости.

Животный мир Кубани

Лесные степи Кубанского района не так затронуты человеком, поэтому здесь можно встретить медведей, барсуков, хорьков, даже косуль или кабанов, лесных сонь.

Растения Кубани

Частенько в Кубани встречается можжевельник. Он относится к роду кипарисовых, тоже древнему и известному, который растет на Земле уже больше пятидесяти миллионов лет.

Хищные птицы Кубани

Какие хищные птицы живут на Кубани сейчас? Черный коршун – красивая, благородная птица, которую легко узнать даже несведущему человеку, достаточно заметить его в небе, как парит, выписывая большие круги над выбранным местом.

Птицы Кубани

В Кубанской местности обитает несколько видов цапли – встречается белая, с рыжим окрасом, желтым. Также есть кваквы, большие и маленькие выпи.

Животные Кубани

Северо-восток Кубани представлен степной низменностью и там обитают степные животные. Это грызуны разных видов, которые большую часть своей жизни проводят в норах: суслики, мыши, тушканчики, также кроты и хомяки. Дельта Кубани более разнообразна: здесь водятся стада диких кабанов, встречаются лисицы.

Имя региону дала река Кубань

Река Кубань

А она начинается у ледников и тающих в тепло снежных покровов величественного Эльбруса и протекает по территории Карачаево-Черкесской республики, Ставрополью, Краснодарскому краю (662 километра) Адыгее и Абхазии. Собственно, упомянутые земли и составляют территорию Кубани. И уже становится вполне понятным, что название региону связано с именем реки Кубани. Кстати, она у разных племен и народов, населявших и населяющих поныне ее берега, имела до трех сотен названий. Все их конечно привести трудно: займет много места, но наиболее ходовые и запоминающиеся, пожалуйста: Кобан, Губань, Антикитос (Обильная рыбой), Гипанис (Быстро текущая), Варжан (Мутные воды), а при татаро-монголах Къебан и наконец русское - Кубань, которая носит и теперь.

Официальная протяженность реки - 870 километров. Площадь бассейна 58 тысяч квадратных километров. Ее образуют кроме вод от тающих ледников и снегов сливающиеся вместе реки Уллукан и Учкулан. Кубань принадлежит бассейну Атлантического океана. В общей сложности в нее впадает свыше четырнадцати тысяч больших и малых притоков. Назовем часть из них - левобережные: Афипс, Белая Лаба, Пшиш и др. Правобережные - Мара, Горькая, Джубга, др. Если к Кубани причислить ее приток Уллукам, длинна увеличится до 906 километров. А ее падение от ледникового языка до Уллукам прибавляет еще порядка 2970 метров. Общая сеть всех вод Кубани и притоков превышает 9482 километра. Из сотни лет наблюдений явствует, что свыше 65 процентов воды она получает от дождей и тающих снегов, 20 процентов от ледников, 15 процентов дают ей грунтовые воды. Впадает Кубань в Азовское море. При этом вливает в него более четырех миллионов тонн растворенных в ней солей, заметим, ежегодно. Дельта самой главной реки Краснодарского края и региона под названием Кубань составляет ни много ни мало 4300 квадратных километров. Живописны берега Кубани. Тут тебе и широколиственные деревья, и заросли камышей и самые разнообразные кустарники. Богат животный мир - можно встретить и кабана, и зайца, и лисицу и даже нутрию или ондатру. Широко представлен пернатый мир - дикие гуси, пеликаны, бакланы, лебеди, соколы, сапсаны, серая цапля, о разной мелочи вроде воробьев, трясогузок и прочее и говорить не приходится. В реке более ста видов рыб, подчеркнем, характерных только для этих мест: толстолобик, рыбец, шемая, кубанский усач, тарань, кавказский голавль и др. К сказанному добавим. С давних времен по берегам великой реки проживали кубанские казаки. Еще во времена Екатерины Великой сюда было переселено сорок куреней, обязанностью жителей которых была охрана южных рубежей России от разного рода супостатов. По Указу императрицы им и были дарованы кубанские земли.

Природа Кубани

Ведущая Всероссийская здравница

Кубань - это не только степи и предгорья. Главное ее богатство два теплых моря - Черное и Азовское. Летом у их берегов полным полно отдыхающих и страждущих привести свое здоровье в порядок. Одно только Черноморское побережье протянулось на семь с лишним сотен километров. Далеко за пределами Краснодарского края, в том числе и за рубежом, известны его курортные зоны: Большой Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, Тамань, Ейск. Кстати, Тамань обрела статус Всероссийской здравницы сравнительно недавно, По причине наличия здесь более трех десятков лечебных грязевых вулканов. Часть из них давно бездействует, другая время от времени извергается. Как, к примеру, в районе станицы Голубицкой. Прямо в море периодически бьет грязевой вулкан и даже образует остров. Волны его постепенно размывают. Но немного погодя мощные струи грязи образуют его вновь. Грязью лечатся кожные заболевания, хвори опорно-двигательного аппарата, ревматизм, радикулит и так далее. Целебная грязь поставляется во многие здравницы Кубани. В год же у теплых морей отдыхает и лечится свыше 15 миллионов как самих россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Принять их могут тысячи санаториев, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, баз отдыха. Отелям, гостиницам, гостевым домам, палаточным городкам, кемпингам вообще счету нет: их великое множество. Курортный сервис шаг за шагом приближается к европейскому уровню.

Лучше гор могут быть только горы

Мы уже говорили о том, что у Кубани в собственном наличии субтропики, где растут и пальмы, и магнолии и реликты в виде можжевеловых зарослей или фисташек, пицундской сосны, дубы, которым за тысячу лет. Субтропический фон создают горы, надежно защищающие тот же Большой Сочи от холодных северных ветров. Самая высокая гора Кубани и, следовательно, Краснодарского края Цахвоя (3346 метров над уровнем моря), и находится она в Мостовском районе Кавказского государственного природного биосферного заповедника, созданного в 1924 году. Флора включает в себя 30 тысяч видов. Здесь обитает 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц, многие занесены в Красную книгу Кубани, к примеру, на грани исчезновения зубр.

Сочинский национальный парк создан в 1986 году. Он известен не менее, чем Кавказский заповедник. И знаменит прежде всего свои горно-лыжным курортом Красная поляна, где проходили основные соревнования Зимней Олимпиады всепланетарного масштаба и где были установлены новые уникальные рекорды в зимних видах спорта. По всему миру теперь известен горный массив Фишт (2853 м) с двумя другими высокими вершинами - Пшехо-Су (2743м) и Оштен (2804м), а также хребты Каменное море и Нагой-Чук. Горы это не только изумительные по красоте седые вершины, но и захватывающие дух своей красотой и хрустально чистым воздухом альпийские луга, массивы из деревьев хвойных пород, растут в большом количестве, можжевельник, чье дыхание моментально убивает вы вашем организме все вирусы и микробы, дуб, бук, а уж кустарниками и счету нет. И тысячу прав Высоцкий, утверждавший в своей знаменитой песне, что лучше гор могут быть только горы.

Реки и озера Кубани

О главной реке с одноименным названием мы уже говорили. Всего же в регионе более тринадцати тысяч с половиной рек ( а в некоторых источниках называют цифру в тридцать тысяч), суммарная длинна которых превышает 38 с лишним тысяч километров. Лаба, Белая, Уруп, Пшиш, Большой и Малый Зеленчуки. Аше, Понура, Шахе, Хоста,Чепбас и др. Множество горных речек, впадающих в Черное море. На Кубани хорошо известен крутой нрав Мзымты. Всяк, приезжающий на Кубань, старается к ее берегам попасть. И не только потому, что здесь популярен сплав по ней. В одном из ущелий Мзымты есть аттракционы для любителей экстрима. Именно здесь над пропастью в двести метров сооружен самый протяженный в мире подвесной мост, уже находиться на котором - большое геройство. А если спрыгнуть с него вниз на эластичном тросе в глубину в шестьдесят метров?! А если покататься на его гигантских качелях над тем же ущельем с размахом маятника в полкилометра?! Не слабо ли?! И конечно же и у горных рек и на равнинных великолепная рыбалка. Как и у озер, которых на Кубани более пяти десятков: Ханское, Хуко, Псенодах, Кардывач, Бездонное, Змеиное, Самурское, Ведьмино, Синеокое, Безмолвное, Забвения, знаменитое Рица, Голубое, Абрау. О последнем хочется рассказать несколько подробнее. Находится оно на Абрауском полуострове. В четырнадцати километрах ото Новороссийска и в семи километрах от курортного местечка Дюрсо на берегу Черного моря.

Озеро Абрау

Самое крупное высокогорное, с пресной водой. Длинной в 3100, шириной в 630 и глубиной в 11 метров. Шикарная набережная - с беседками и скамеечками. Когда-то в Абрау было царское имение. А князь Голицын занимался разведением винограда. Теперь шампанское "Абрау-Дюрсо" известно всему миру И Парижу, кстати, тоже. В поселке - Музей вина, завод по выпуску игристых. Спрос велик - каждый, кто сюда приезжает, старается знаменитое кубанское шампанское с собой увезти. И еще одна интересная деталь. Именно на Абрауском полуострове находится Утришский природный заповедник и его знаменитость одноименный дельфинарий с театром под открытым небом, где ежедневно в высокий сезон дается несколько представлений. Дельфины-афалии, тюлени и моржи живут в естественной для них среде - прямо в море, огороженном высокой сетью. Животные так привыкли к людям, на столько к ним благодушны настроены, что и не стараются преграду преодолеть и уплыть на простор. К тому же им и вкусное питание обеспечено. После представления у вас появляется возможность сфотографироваться с милыми и сообразительными животными, обнять их и даже поцеловать. Они стремительно выскальзывают из воды на помост и стараются с вами подружиться.

Кубань - страна не только дивной природы, но и легенд!

Прометей на Кубани

И это действительно так. К примеру, в Анапе есть музей под открытым небом Горгиппия. Из раскопа явствует, что город этот один из древнейших в регионе, с историей в две с половиной тысячи лет. Недавно в продолжении раскопа нашли склеп с фресками, повествующими о подвигах древнегреческого героя Геракла. А ведь именно он освободил от крепких цепей Прометея, подарившего людям священный огонь и прогневавший тем самым Зевса-Громовержца, повелевшего приковать его к одной из причерноморских скал. Так вот некоторые источники утверждают, что и поныне эта не преступная со стороны моря скала находиться на Большом Утрише, что вблизи Анапы. Правда, легенду оспаривают сочинцы, категорически утверждающие, что герой-Прометей был прикован к вершине Соколиных скал, что находятся неподалеку от их города. А в 1998 году ему даже был установлен грандиозный памятник, изготовленный скульптором из Омска Капраловым. Так и стоит на скале мощная фигура Прометея с обрывками железных цепей на руках и с гордо поднятой к небу головой! Неподалеку протекает быстрая горная река Агура. Прежде она была девушкой - красавицей, тайком носившей мучившемуся от жажды Прометею воду. Но злой Бог Ахон, строго следивший, чтобы повеление Зевса строго выполнялось (ни воды ему не еды, да еще кровожадный орел печень великомученику терзал) выследил сердобольную и превратил ее в реку. С тех пор и течет она мимо Орлиных скал. Есть у Кубани и другие легенды. Утверждается, что мимо Большого и Малого Утриша в поисках Золотого руна проплывали на своем "Арго" аргонавты. Правду ли бают или нет?! Специалистам по мифологии разбираться!

Регион с благодатным климатом

Юг - он и есть юг. К примеру в районе Анапы, где солнце светит более 280 дней в году, среднегодовая температуры в плюс десять и более градусов. Черное море здесь никогда не замерзает. Бывает, правда, что у самого прибоя появится тонюсенькая корочка из льда. Но с появлением солнечных окон (а они тут не редки, говорят в феврале даже картошку сажали) когда термометр показывает пятнадцать плюс и выше, растает. У побережья по утрам устраиваются тысячи галок, в море плавают в бессчетном количестве утки и лебеди. Нет, что не говори, а сам Господь благословил благодатную Кубань! Климат здесь приятнейший - от субтропического до средиземноморского с теплыми зимами и долгим летом, которое вдруг может начаться в середине мая и продолжится до октября, включая сентябрьский "бархатный сезон", плюс еще с "бабьим летом". С мая и по октябрь при тихой погоде в самый раз комфортно купаться, а старожилы, в их числе и представительницы "слабого пола" так и вовсе окунаются в волны круглый год, и все поголовно принимают морскую купель на Крешение Господне!

Читайте также: