Духовная жизнь пожилого человека доклад

Обновлено: 18.05.2024

Старость – это время для подведения итогов пройденного пути, спокойного отдыха, а также для размышлений о предстоящем переходе в лучший мир, в котором каждый человек встретится с ушедшими близкими. К постояльцам пансионата престарелых на улице Ольгинской регулярно приходит священник отец Александр, прекрасная возможность познать Святые таинства, поговорить о душе, исповедоваться и причаститься.

Для чего нужны посещения священника?

Для верующего человека старость – это лишь новый этап, специально отведенный для того, чтобы подготовиться к встрече с милостивым Создателем, освободившись от бесконечного повседневного труда. Общение со священником избавляет от страха смерти, дает ответы на главные вопросы, которые боятся задавать себе молодые люди. Неслучайно переход в новую жизнь называют экзаменом, который нужно выдержать достойно благодаря тщательному приготовлению.

Беседы с постояльцами пансионата открывают для пожилых людей новые возможности:

  • Избавление от чувства одиночества и духовная поддержка. Беседы с священником, участие в службах и православных таинствах – это возможность жить духовной жизнью и открывать новые грани мироздания, которые раньше заслоняла повседневная суета.
  • Достойное приготовление к встрече с Спасителем. Если в молодые годы люди редко задумываются о душе, в старости нельзя оставаться без молитвенной поддержки. Мы заботимся о том, чтобы наши постояльцы смогли выполнить все требования религии и чувствовали себя спокойно.
  • Облегчение физического состояния. К сожалению, практически всегда старость сопровождается болезнями, но молитвы верующих людей облегчают телесные недуги.

Для постояльцев пансионата созданы все условия, чтобы пожилые люди перед лицом грядущих перемен не чувствовали себя брошенными и одинокими. Регулярное общение со священником – это лишь часть духовной жизни пансионата.

Наших постояльцев также посещают ученики воскресной школы: дети готовят творческие номера, поздравляют пожилых людей с большими христианскими праздниками. Общение двух поколений дает обоюдную пользу и приносит чистую, светлую радость.

Кроме того, к постояльцам приходят сестры женского монастыря, основанного во имя Всемилостивого Спаса. Монахини помогают персоналу в ежедневном уходе за пожилыми, поддерживают их добрым словом и молитвой, участвуют в жизни постояльцев.

Преклонный возраст – это не просто количество прожитых лет, но и опыт, особое состояние души, когда человек начинает подводить итоги, избавиться от одиночества, понять самого себя помогает Слово Божье. Именно вера дает возможность обрести утраченную надежду и вернуть смысл жизни. Визиты священника в пансионат призваны помочь пожилым людям. Отец Сергий отвечает на вопросы о вере и путь к православным канонам.

Для чего пожилому человеку духовные беседы?

Какие же вопросы беспокоят престарелых людей?

ДОБРОВОЛЬЦЫ ХРАМА СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Добровольцы стараются поддержать пожилых людей, дать им возможность понять себя и найти ответы на интересующие вопросы. Во время визита проводится коллективное изучение духовной литературы, читаются молитвы. Каждый желающий может задать свой вопрос священнику. Могут проводиться индивидуальные беседы, если это необходимо.

Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи закона 435 и 437 Гражданского кодекса РФ.

Религия и духовность являются схожими, но не идентичными понятиями. Религия часто рассматривается как имеющая большую институциональную, более структурированную основу, и связана с традиционными видами деятельности, ритуалами и практиками. Духовность относится к нематериальному и неосязаемому и, следовательно, может рассматриваться как более общий термин, не связанный с конкретной группой или организацией. Это может относиться к чувствам, мыслям, опыту и поведению, связанным с душой или к поиску священного.

Традиционная религия предполагает исповедь и покаяние; духовность предполагает меньшие требования. Люди могут отвергать традиционные религии, но считать себя духовными. В США более 90% людей пожилого возраста считают себя религиозными или духовными; от 6 до 10% считают себя атеистами и не ищут смысл через религию или духовную жизнь. Большинство исследований оценивают религию, но не духовность, с помощью таких мер, как посещение религиозных служб, частота частных религиозных обрядов, использование религиозных механизмов психологической адаптации (например, молитвы, упования на Бога, перенос проблем к Богу, получение поддержки от духовенства) и подлинная религиозность (впитывание религиозных убеждений).

Для большинства пожилых людей в США, религия играет важную роль в их жизни, около половины посещают религиозные служения минимум раз в неделю.

Уровень участия пожилых людей в религиозных мероприятиях больше, чем в любой другой возрастной группе. Для пожилых людей религиозная община является крупнейшим источником социальной поддержки за пределами семьи, и участие в религиозных организациях является наиболее распространенным типом добровольной общественной деятельности – чаще, чем всех других формах добровольной социальной активности.

Преимущества

Религия коррелирует с улучшением физического и психического здоровья, и религиозные люди предполагают, что этому способствует вмешательство Бога. Тем не менее эксперты не могут определить, способствует ли участие в организованной религии улучшению здоровья или более психологически или физически здоровые люди вовлекаются в религиозные группы. Полезна ли религия и религиозные верования сами по себе, или же другие факторы являются причиной улучшения состояния человека, не выяснено. Было предложено много таких факторов (например, психологические преимущества, поощрение здорового образа жизни, социальная поддержка религиозных сообществ).

Психологические преимущества

Религия может предоставлять следующие психологические преимущества:

Положительное и обнадеживающее отношение к жизни и болезни, которое прогнозирует улучшение здоровья и снижают смертность

Смысл и цель в жизни, которые влияют на здоровье, поведение, социальные и семейные отношения

Больше возможности для преодоления болезни и предотвращения инвалидности

Люди, которые используют религиозные механизмы психологической адаптации, менее подвержены риску развития депрессии и беспокойства, чем те, кто этого не делает; эта обратная связь является самой сильной среди людей с большими физическими нарушениями. Даже восприятие инвалидности, по-видимому, изменяется в зависимости от степени религиозности. Из общего числа женщин старшего возраста с переломом бедра наиболее религиозные имели самые низкие показатели депрессивной шкалы и при выписке из больницы могли преодолеть значительно большие расстояния, чем те, которые были менее религиозны. Религиозные люди, как правило, оправляются от депрессии быстрее.

Оздоровительные практики

У пожилых людей активное вовлечение в религиозные общины коррелирует с лучшей поддержкой физического состояния и здоровья. Некоторые религиозные группы (например, Мормоны, Адвентисты Седьмого Дня) пропагандируют поведение, способствующее укреплению здоровья, такое как отказ от табакокурения и чрезмерного употребления алкоголя. Члены этих групп менее подвержены риску развития заболеваний, вызываемых употреблением этих веществ, и они живут дольше, чем население в целом.

Социальные льготы

Религиозные верования и практика зачастую способствуют развитию сообществ и сетей широкой социальной поддержки. Увеличение социальных контактов для пожилых людей повышает вероятность того, что болезнь будет выявлена на ранней стадии и что пожилые люди будут соблюдать схемы лечения, поскольку члены их сообщества взаимодействуют с ними и задают им вопросы об их здоровье и медицинской помощи. Пожилые люди, имеющие такие сети сообществ, вероятно, будут меньше пренебрегать собой.

Опекуны

Вера способствует опекунству. В исследовании, посвященном опекунам, осуществлявшим уход за пациентами с болезнью Альцгеймера или терминального рака, которое продолжалось 2 года, было показано, что опекуны с сильной личной религиозной верой и множественными социальными контактами лучше справлялись со стрессами, связанными с медицинским уходом.

Вредные последствия

Религия не всегда полезна для пожилых людей. Ревностная религиозность может способствовать возникновению чувства непомерной вины, косности и тревоги. Религиозные предрассудки и заблуждения могут развиться у пациентов с обсессивно-компульсивным и биполярным расстройствами, шизофренией или психозами.

Некоторые религиозные группы препятствуют сохранению психического и физического здоровья, в т. ч. жизненно необходимых методов лечения (переливание крови, лечение угрожающих жизни инфекций, инсулинотерапия), и могут заменить лечение религиозными ритуалами (молитвы, пение, зажигание свечей). Некоторые более жесткие религиозные организации изолируют и способствуют отдалению пожилых людей от членов их семей, которые не принимают участие в деятельности этих организаций, и от общества в целом.

Роль практического врача

Разговоры с пожилыми пациентами об их религиозных убеждениях помогают практикующим врачам обеспечивать уход, потому что эти убеждения могут повлиять на психическое и физическое здоровье пациентов. Осведомление о религиозных вопросах во время посещения врача является уместным при определенных обстоятельствах, в т ч следующих:

Если пациенты серьезно больны и находятся в состоянии существенного стресса или близки к смерти и просят или предлагают практикующему врачу общение на религиозные темы

Когда религиозные потребности очевидны и могут влиять на здоровье пациентов или на их поведение

Пожилые люди часто имеют различные духовные потребности, которые могут пересекаться, но не являются такими же, как их психологические потребности. Определение духовных потребностей пациента может помочь мобилизовать необходимые ресурсы (например, духовные консультации или группы поддержки, участие в религиозных мероприятиях, установление социальных контактов с членами религиозной общины).

Духовная история

Обращение к духовенству

Многие представители духовенства предоставляют консультации для пожилых людей на дому и в больнице, часто бесплатно. Многие пациенты старшего возраста предпочитают такие консультации психиатрической помощи практикующего врача, потому что они больше удовлетворены результатами и потому, что они верят, что такие консультации не имеют клейма, которое ставит врач-психиатр. Тем не менее, многие представители общинного классического духовенства не имеют интенсивной подготовки в консультировании по вопросам психического здоровья, и не могут распознать, когда более пожилые пациенты нуждаются в профессиональной помощи в области охраны психического здоровья. В отличие от них, многие представители больничного духовенства имеют широкую подготовку в области психических, социальных и духовных потребностей пожилых людей. Таким образом, может быть полезным рассматривать больничное духовенство как часть медицинской команды. Они часто могут устранить разрыв между медицинской помощью и уходом в больнице и сообществе, связываясь с духовенством в сообществе. К примеру, когда пациент уже выписан из больницы, больничное духовенство может позвонить духовному наставнику пациента, таким образом, мобилизуется религиозная команда сообщества для поддержки пациента, чтобы помочь в процессе выздоровления (например, предоставляя услуги уборки помещений, питание, транспорт, посещение пациента или попечителя).

Поддержка религиозных верований пациентов и религиозных догм

Пациенты обращаются за медицинской помощью по причинам, связанным со здоровьем, а не по религиозным. Тем не менее, специалисты медико-санитарной помощи не должны высказывать неодобрение касательно религиозных пристрастий пациента, пока они не препятствуют оказанию необходимой медицинской помощи, поскольку такое участие может способствовать хорошему здоровью. Люди, которые активно участвуют в религиозных группах, в частности в группах основных религиозных конфессий, оказываются, как правило, здоровее.

Если пациенты еще не принимают участия в религиозной деятельности, предложение заняться такой деятельностью требует чуткости. Однако cпециалисты в области здравоохранения могут предположить, что пациенты считают религиозной деятельностью, если пациенты восприимчивы и могут получить выгоду от таких действий, которые могут наладить социальные контакты, уменьшить отчуждение и изоляцию, увеличить чувство сопричастности, смысла и цели жизни. Эти виды деятельности могут также помочь пожилым людям сосредоточиться на положительных видах деятельности, а не на своих собственных проблемах. Однако, некоторые виды деятельности являются подходящими только для религиозных пациентов.

Дополнительная информация

Следующий англоязычный ресурс может оказаться информативным. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этого ресурса.

The Age Gap in Religion Around the World, Pew Research Center, Washington, DC: информация относительно измерения степени вовлечения в религиозную деятельность по возрастным группам







Нужна помощь

Идет установка дверей на первом этаже медицинского блока - там планируется 4 кабинета для благотворительного приема врачей. Почти завершена укладка керамогранита на пол храма. За февраль на 27.02.2022 собрано 32 695 руб. (+6875 руб. за неделю). Спасибо!

Дорогие друзья, мы начали редизайн! Спасибо за участие в опросе, мы получили больше 3 страниц полезных предложений и уже их применяем! На поддержку интернет-проектов Дома милосердия за февраль на 27.02.2022 собрано 6 503 руб. (+390 руб. за неделю). Спасибо!

Икона святого мученика и страстотерпца царя Николая из Сербии пробудет до 3 марта

В наш храм Державной сегодня принесена икона святого царя Николая из Сербии. Она пробудет до 12.30 четверга, 3 марта 2022 г. Помолимся, чтобы Господь пощадил наше Отечество и помог людям, которые сейчас находятся в беде, беженцам.

Благословение на Великий пост духовным чадам о.Сергия

Благословение на Великий пост духовным чадам о.Сергия. Ежедневное чтение св. Евангелия по общецерковному правилу со 2-ой недели Великого Поста.

Здоровье

Статьи/ Здоровье/ Пожилой возраст - взгляд геронтолога, священника, психолога

Пожилой возраст - взгляд геронтолога, священника, психолога

1 октября - день пожилого человека. Публикуем материал о глобализации старения, о том, что влияет на долголетие, психологических особенностях людей преклонного возраста, этических и духовных аспектах помощи пожилым родственникам. На основе заседания Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), посвящённому геронтологии, 16 апреля 2019 г.

Профессор кафедры геронтологии и гериатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, вице-президент Геронтологического общества РАН В.Х. Хавинсон рассказал о современных достижениях гериатрии и о перспективах увеличения ресурса жизнедеятельности человека.

Глобализация старения

В современном мире существует тенденция к общему старению населения и процесс старения стремительно нарастает. Это тенденция общемировая и затрагивает практически все континенты Земли. Появилось такое понятие, как глобализация старения.


Ещё в 2002 году на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения отметили, что к 2050 году число людей в мире в возрасте 60 лет и старше увеличится с 600 миллионов до почти 2 миллиардов человек, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше удвоится с 10 до 21%. Это увеличение будет наиболее значительным и быстрым в развивающихся странах, где к 2050 году численность пожилых людей увеличится в четыре раза.

В России происходит неуклонное старение населения, но пока о вымирании еще речь не идёт.

По данным ООН, согласно индексу уровня продолжительности жизни Россия занимает 129 место в мире (70,9 лет). И по прогнозам демографов к 2050 году нашу страну ожидает уменьшение общей численности населения при росте жителей в возрасте свыше 60-ти лет.

Что влияет на долголетие

В 2018 году исполнилось 25 лет Институту биорегуляции и геронтологии, созданному в нашем городе профессором В.Х. Хавинсоном. По мнению Владимира Хацкелевича, продолжительность жизни людей будет и дальше расти.

Долголетие определяется следующими факторами: от состояния системы здравоохранения в стране зависит лишь на 15%; наследственностью обуславливается 30%, а вот на образ жизни приходится целых 50%.

Исследованиями профессора В. Х. Хавинсона доказано, что человек имеет биологический резерв для увеличения средней продолжительности жизни до 110-120 лет в виде дополнительных 35-40 лет, но некачественные вода, еда, нарушения биоритмов в сочетании с вредными факторами в виде стрессов, плохой экологии и разных видов излучения, сокращают время жизни.

На Конгрессе международной ассоциации геронтологии и гериатрии в 2013 году Сеуле названы научно подтверждённые медицинские технологии и препараты для долголетия:

  • Оптимизация и ограничение калорийности питания.
  • Занятия физкультурой.
  • Приём антиоксидантов и витаминов.
  • Применение пептидных биорегуляторов.
  • Приём Метформина.

На сегодняшний день в Санкт-Петербургском Институте биорегуляции и геронтологии празработаны и уже активно используются в практике пептидные лекарственные препараты (более 30), пептидные биологически активные добавки (более 40), косметологические продукты (более 10). Испытания созданных препаратов автор (В.Х.Хавинсон) проводил на себе и продолжает пользоваться некоторыми из них два раза в год. Активные испытания проводились в отрядах космонавтов, при подготовке олимпийских спортсменов, у работников тяжёлых и экстремальных работ. Эти испытания имели весьма положительный эффект.

Докладчик закончил свое выступление следующими словами:

Психологические особенности пожилых людей

Психолог Епархиального общества православных психологов при храме Петра, митрополита Московского Наталья Александровна Пивоварова поделилась своим продолжительным опытом работы с пожилыми людьми, психологический портрет которых изменяется в связи утратой бытовой независимости, появлением страданий, неизбежных утрат, осознания своей физической немощи.

Замечено, что люди, пережившие войну, блокаду более сохранные.


У пожилых людей понимание старости расплывчато и зависит от здоровья и самоощущения. Многим бывает трудно принимать свои физические ограничения.

Их следует научить осознанию своей нужности, научить справляться с личными утратами, научить принимать свою слабость и немощь, и тогда это будет положительно влиять на продолжительность и качество их жизни.

Наталья Александровна подсказала, как домашние могут заметить начальные признаки деменции у своего пожилого родственника. Нужно предложить ему нарисовать часовой циферблат с указанием определенного времени – у такого человека обязательно возникнут различные затруднения. Человек в начальной степени деменции может жить один, пожилому со средней степенью деменции требуется сиделка, пациент тяжёлой степени нуждается в постоянном круглосуточном уходе.

Родственникам следует посоветоваться с возрастным психологом для обучения навыкам общения с такими близкими. Ухаживать за ними бывает трудно, но есть ряд приёмов, которые могут помочь в общении. Духовной поддержкой человеку на заключительном этапе жизни может быть помощь в понимании смысла перехода из этой жизни в жизнь вечную.

Помощь пожилым - этические и духовные аспекты

Этические проблемы в отношении пожилых людей

Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, д.м.н., профессор, протоиерей Сергий Филимонов подвёл итоги встречи. Следует учесть, что в недалёком будущем число лиц преклонного возраста будет превышать 2 млрд человек, число пожилых станет равным числу молодых и в два раза превышать количество детей. Это и есть начало процесса вымирания. К 2036 году каждый третий человек в России будет лицом преклонного возраста.

Какие этические проблемы возникают? Старение сопровождается такими факторами уязвимости, как социально-экономическое неравенство, дискриминация по возрастному признаку (появился такой термин, как эйджизм), дискриминация в медицинском обслуживании, качестве услуг, правовая и социальная незащищённость, жестокое обращение и насилие, ассоциирование позднего возраста со слабоумием, как обязательным признаком старости (!) и стигматизация людей с деменцией.

По данным ВОЗ, эйджизм сейчас распространён более, чем дискриминация по половому и расовому признаку.

Пожилой человек воспринимается в обществе негативно, как слишком старый для проявления каких-либо профессиональных навыков и вообще неперспективный в профессиональной области. Определение пожилых людей как бремени приводит к тому, что государство больше думает о минимизации расходов, связанных с помощью в пожилом возрасте.

Крайне актуальной остаётся проблема жестокого обращения с пожилыми людьми.


В настоящее время понятие жестокого обращения со стариками включает экономическое, физическое, психическое насилие, пренебрежение. В отношении людей преклонного возраста существует опасность мошенничества, насилия с нанесением телесных повреждений вплоть до убийства. Нередки случаи, когда близкие перестают за ними следить, не ухаживают, не дают пищи, пытаясь методом пассивной эвтаназии довести до дистрофии, чтобы человек умер.

Растёт число пожилых людей, которых, несмотря на наличие у них детей и жилья, направляют на проживание в психоневрологические интернаты. В России сегодня существует 500 ПНИ, в которых проживает 150 тыс. человек, из них 71% недееспособные граждане, большинство из которых - люди старшего возраста.

В семьях, где есть почитание своих родителей, не возникает сомнения в том, что их пожилые родители должны проживать в своём собственном доме, а не в психоневрологическом стационаре, и встретить конец жизни в окружении родных и близких при оказании им всей необходимой помощи.

Духовные особенности пожилого возраста

Пожилой возраст может стать самым важным в жизни человека, когда даже при потере зрения, слуха и памяти, он погружается в своё внутреннее пространство и, возможно, продолжает дальнейшее духовное совершенствование, безусловно, если он и до этого духовно над собой трудился. Считается, что такой пожилой человек какое-то время находится между небом и землёй, и по-прежнему духовно трудится.


В Библии регулятором отношения к людям преклонного возраста служит пятая заповедь:

Это единственная заповедь с обетованием (обещанием) Богом долготы жизни на земле, при условии почитания старших. В большинстве мировых культур старость – это вершина мудрости, расцвета творческого потенциала. Продолжается ли с возрастом развитие человека? Ответ положительный.

Святые отцы говорят о двух этапах человеческой жизни, которые касаются каждого из нас.

Первый этап – деятельный, когда мы трудимся-молимся, а потом наступает этап созерцательный, когда человек собирает всю квинтэссенцию своего опыта, соединяет её с духовной мудростью, и таким образом достигается новое состояние, новое развитие. В Древней Греции существовал высший правительственный орган - Совет старейшин, избиравшийся из аристократов, достигших шестидесятилетнего возраста. В монастырях некоторые из монахов в результате аскетического образа жизни и духовных практик приобретают способности к рассудительности, мудрости, целительству духовных, телесных и душевных немощей. Поэтому их называли и сейчас называют старцами.

Известно, что у людей с пороками, когда они с ними в течение жизни не боролись, к старости эти пороки нарастают и увеличиваются. Священники знают, что в старости добродетели тоже увеличиваются. То есть, если человек в преклонном возрасте духовно трудится над собой и совершает профилактику развития страсти и порока, то это приведёт его к мирному исходу его жизни и он попадёт в Царство Небесное. А у человека, который не трудится над собой, и в старости могут быть духовные проколы и падения, что перечеркнёт всю его прошлую духовную жизнь.


Вспомним икону Иоанна Лествичника, где изображаются взбирающиеся по лестнице монахи, люди, и, обратите внимание, некоторые из них низвергаются вниз с самой вершины лестницы, то есть практически уже перед райскими вратами. Поэтому церковь говорит, что человек должен духовно трудиться над собой до конца его земной жизни.

В завершение заседания прот. Сергий Филимонов поделился особенностями духовной помощи людям преклонного возраста. Задача родственников - обеспечить совершение священником чина соборования. Священник с помощью родственников должен установить степень физических и умственных сил долгожителя для определения продолжительности соборования, которое можно провести в полном или сокращённом виде.

Лица преклонного возраста могут приходить в храм не к началу службы, а ближе ко времени начала причастия. Таким образом, к старикам, как к младенцам, должно быть щадящее отношение. Относиться к ним следует без претензий, принимая их такими, какими они есть, и учиться не обижаться на них. А когда пожилой родственник возбуждён, нужно молиться за него, а не выяснять отношения.

Покаяние является основным гарантом благополучного перехода в вечную жизнь.


Подготовил член правления ОПВ СПб, врач Н. Ф. Жарков


Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Похожие материалы:

Святая вода. Святыня животворящая и исцеляющая и как правильно ею пользоваться.

В праздник Крещения Господня публикуем отрывок о святой воде из книги прот. Сергия Филимонова "В помощь болящему".

О болезнях и лечении - наставления пастыря-врача

Что делать человеку, если он заболел? Почему в наши дни так много болеет молодежь? Иногда люди не идут к врачу, считая, что болезнь дал Бог, и, если Ему будет угодно, Бог ее и исцелит. Правы ли эти люди? Отвечает прот. Сергий Филимонов.

Через генетиков Господь напоминает нам, чем закончилось грехопадение человека

Почему Господь попускает рождение детей с генетическими нарушениями. Протоиерей Сергий Филимонов, профессор, доктор медицинских наук - о морально-этических проблемах медицинской генетики.


В статье рассмотрены проблемы нахождения людей преклонного возраста в современном обществе и предложены способы их решения.

Ключевые слова: современное общество, пожилые люди, выход на пенсию, престарелые.

В современном обществе пожилые люди все чаще становятся наиболее уязвимыми. Уровень доходов малообеспеченных граждан растет с каждым месяцем, а доходы пенсионеров практически не меняются.

В нашей стране наблюдается общий рост числа пожилых людей на фоне снижения ожидаемой продолжительности жизни. В Российской Федерации насчитывается более 35 миллионов человек трудоспособного возраста. Пожилые люди – это быстро растущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста растет с каждым годом.

Старение населения требует большего внимания к медицинским, коммунальным, бытовым, культурным и другим видам услуг, т. е. ко всей социальной инфраструктуре. Проблемы лиц преклонного возраста в современном обществе рассматриваются в основном как следствие урбанизации. Необходимо рассматривать те культурно-социальные факторы, которые определяют специфику процесса старения и положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределённость, потеря будущего. [1]

Пожилой возраст — такая стадия в жизни, где происходят частые социальные потери и отсутствуют приобретения. Когда главные задачи в жизни выполнены, ответственность уменьшается и увеличивается зависимость. Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Современная цивилизация большее предпочтение отдает молодости, энергии, энтузиазму и новаторству, чем пассивной старомодной старости. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

После выхода на пенсию человек перестает быть неотъемлемой частью семьи, перестает быть работником. В современном обществе трудовая деятельность выполняет ряд функций. Она не только обеспечивает человека средствами к существованию, придает ему определенный статус, но и придает ему социальную активность. На уровне личности она рассматривается как способ осознанного выявления и утверждения своего места в системе общественных отношений и самореализации. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценной, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому работа необходима и пожилым людям, чьи личные интересы со временем существенно ограничены и сужены. [2]

Период выхода на пенсию или, как часто говорят, кризисный период в жизни человека. Продолжающееся существенное изменение жизненной ситуации связано с внешними факторами (появление досуга, изменение социального статуса) и внутренними (осознание возрастного снижения физических и психических сил, зависимое положение общества и семьи). Эти изменения требуют от человека пересмотра ценностей, отношения к себе и окружающему миру, поиска новых способов реализации деятельности. Для некоторых этот процесс занимает очень много времени, он труден, он сопровождается переживаниями, пассивностью, а не способностью находить новое, по-новому смотреть на себя и окружающий мир. Другая категория пожилых людей, наоборот, быстро адаптируется, не склонна к драматизму и переходу к пенсионному образу жизни. Они в полной мере используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Переход человека в группу пожилых людей существенно меняет его отношения с обществом и такими ценностно-нормативными понятиями, как цель и смысл жизни, благо и счастье и др. Образ жизни людей существенно изменился. Раньше они были связаны с обществом, производством и общественной деятельностью-так как пенсионеры (по возрасту) склонны терять свою постоянную связь с производством. Однако как члены общества они продолжают заниматься определенной деятельностью в различных сферах общественной жизни.

Выход на пенсию особенно сложен для людей, чей труд высоко ценился в прошлом и сейчас считается бесполезным и бесполезным. Конечно, разрыв с работой негативно сказывается на здоровье, жизненных силах и психике.

Небольшое количество минует негативную фазу кризиса пожилого возраста, а большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близких людей и общества в целом. В нашем обществе имеются устойчивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных жизненных ситуациях. Значит, вполне реально дать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых на принятие помощи и не только в домашних условиях, но и в профессиональной, социальной деятельности. [3]

Престарелых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и т. д. Они являются важнейшим и необходимым элементом процесса развития на всех уровнях в обществе.

Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие улучшения образа жизни в пожилом возрасте представляет собой сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, гармоничные отношения пожилых людей с социальной средой.

Общественность в целом должна быть информирована по вопросам, касающимся обращения с пожилыми, которым необходимо общение, внимание и уход. Инструментом преодоления дефицита общения становится повсеместное, создание специальных центров-клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры: филармоний, музеев, библиотек, культурно-информационных центров.

Вместе с ними следует поощрять вовлечение молодежи в оказание услуг и уход, а также в осуществление мероприятий для пожилых людей в целях укрепления связи между поколениями.

Следует по возможности развивать взаимопомощь между здоровыми и активными пожилыми людьми и их помощь менее обеспеченным сверстникам, а также вовлечение пожилых людей в неформальную деятельность. [4]

Потеря уважения к носителям прошлого, усиление социальной изоляции приводит к неблагоприятному социально-психологическому самочувствию пожилого человека, депрессии, неуверенности в завтрашнем дне, постоянному ожиданию нежелательных изменений делают эту социальную группу незащищенной, которая отличается от других категорий неопределенностью социального статуса и большей неудовлетворенностью своей жизнью.

В результате пожилые люди легко выходят на улицу и нуждаются в социальной и психологической поддержке близких и общества в целом.

  1. Черныш Н. Д., Коренькова Г. В., Митякина Н. А. Проблемы, методические основы и тенденции развития профессиональной культуры создания архитектурной среды // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, 2015. № 6. С. 93–97.
  2. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С.87–90.
  3. Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С.55–56.
  4. Бахтияров Р. Ш., Гнездилов А. В., Дятченко О. Т. и др. Психологические и социальные аспекты реабилитации онкологических больных пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С.314–321.

Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, пожилое, пожилой возраст, общество, окружающий мир, пожилой человек, преклонный возраст, социальная среда, социальный статус, трудовая деятельность.

Читайте также: