Классическая модель осмысления права доклад

Обновлено: 18.05.2024

Введение 3
1. Сущность неклассической модель научного исследования 4
2. Неклассическая модель осмысления права в западноевропейской философско-правовой мысли 7
Заключение 12
Список литературы 14
Введение

Неклассическая модель социального исследования базируется на таком стиле рациональности, в который входит способность видеть и понимать, прежде всего, индивидуальное и неповторимое. В рамках этого стиля движе-ние мысли определяется не отнесением ее к некоему фундаментальному по-нятию, а обращением к ценностям.
Неклассическая модель осмысления права состоит в исключении соб-ственно трансцендентального плана бытия и в отрицании признания как его единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального). Здесь истинной реальностью является язык в значении речевой деятельности, ком-муникации, в языке материальный и идеальный планы (как знак и значение) тесно переплетены. Об этих концепциях будет сказано в последнем парагра-фе главы.
Одной из особенностей философско-правовой мысли XX столетия яв-ляется обострение полемики между юридическим позитивизмом и учением о природном праве (юстнатурализмом). Правовой позитивизм, не изменяя сво-ей главной сущности - способности видеть мир права как совокупность норм, обеспеченных принудительной силой государства, - все же не остается на обочине общего процесса гуманизации человеческих отношений.
Целью данной работы является проведение исследования неклассиче-ской модели осмысления права. Для достижения поставленной цели необхо-димо решить следующие задачи:
1) определить сущность неклассической модели научного исследова-ния,
2) проанализировать неклассическую модель осмысления права в за-падноевропейской философско-правовой мысли.
Для написания данной работы и решения поставленных задач исполь-зовалась литература многих авторов.

1. Сущность неклассической модель научного исследования

И "Неклассическая модель осмысления права" будет доступна для скачивания

Не подходит готовая работа? Тогда подготовим реферат с нуля


Самым частым заданием, с которым к нам обращаются - это срочно написать реферат на определенную тему и еще так, чтобы он прошёл проверку на антиплагиат. И знаете что? Наши авторы с поставленной задачей прекрасно справляются!

1. Право всегда есть принудительный государственный порядок должного.

2. Этот должный порядок произвольно устанавливается волевым актом государства.

Таким образом, если этатистский нормативизм впадал в одну крайность, сводя право к материальному бытию – правовым текстам, то для юснатурализма характерна другая крайность – понимание права как исключительно идеального, разумно-нравственного, бытия. Однако и в этатизме, и в юснатурализме право предстает максимально отчужденным от жизненного мира человека.

Неклассические, интегративные, правовые концепции, исходящие из идеи синтеза конкурирующих теорий, а также постнеклассические, интегральные, правовые теории, ориентированные на понимание права как многоединства, позволяют преодолеть характерный для классического правоведения разрыв между правом и человеком. В неклассическом и постнеклассическом правоведении, одной из версий которого является коммуникативная теория права, оказывается возможным усмотреть право не только в государстве, но и в обществе; связать правогенез не только с нормативно-государственным волеизъявлением, но и обосновать возможность непосредственно социального возникновения права, а также необходимость социального признания принятых государством актов; понять право не только как статическую, логически взаимосвязанную систему законодательных норм, но и как динамическую, становящуюся систему правовых коммуникаций, объединяющую всех субъектов правового организма и выдвигающую на первый план человека как основного правового деятеля.

При всей своей внешней многообразности, противоречивости и исторической изменчивости право представляет собой внутренне симфоничное и интегральное (целостное) единство; оно едино по природе, обладает единой структурой и едиными сущностными признаками. Иными словами, оно представляет собой многоединство.

Совокупность признаков права, раскрывающих его бытийственную структуру, определяет его онтологический (греч. ontos – сущее, бытие; logos – учение) статус. Онтологический статус характеризует не то, чем должно быть право по чьему-либо мнению, а то, что есть право в отличие от всех других явлений, т. е. выявляет его сущность.

Ученые предлагают несколько версий относительно того, какие существуют современные подходы к пониманию права. Эта отрасль считается одной из самых сложных, а в истории развития цивилизации насчитывается свыше сотни различных теорий, предложенных великими умами человечества. Известные на сегодняшний день концепции являются результатом многовекового изучения правовой сущности, ее содержания и форм на разных этапах развития общества.

Подход к пониманию права таблица

Общая суть и развитие концепций

Современное толкование права как критерия справедливости, защиты прав и свобод, существенно отличается от представлений, которые существовали в глубокой древности и даже в средневековый период. Оно выступает основной категорией всей отрасли, имеет не только научное значение, но и приобретает глубокий практический смысл. От правильного понимания зависит не только деятельность представителей законодательных органов, но и правосознание граждан России и обстановка в государстве.

Для более точного и глубокого изучения системы права рассматривается несколько обоснованных концепций. Их множественность обусловлена различными факторами:

  • национальными традициями;
  • региональными обычаями и классовой принадлежностью;
  • идеологическими и философскими мировоззрениями;
  • историческими событиями;
  • социально-психологическими особенностями общества.

Становление всей отрасли — это результат многовековой целенаправленной работы человечества, которая включает познание и восприятие, формирование отношения и анализ права как целостного социального явления. Этот процесс можно назвать вечным, так как на каждом из этапов развития общества открываются новые свойства, качества, стороны и грани.

Современные подходы к пониманию права

На правопонимание оказывают влияние структура общества, экономическая и политическая обстановка в государстве. Познание позволяет кратко акцентировать внимание на обособленности и уникальности явлений и фактов, устранить нечеткость понятий и интерпретаций. В результате исследовательского процесса становятся очевидными изменения во взглядах, восприятии права и его практическом применении.

В основе современных теорий лежат принципы верификации и фальсификации. Первый гласит, что достоверность любого выдвинутого предположения проверяется экспериментальным способом. Если следовать второму принципу, то любую концепцию невозможно проверить на предмет истинности, но когда есть некоторые факты, удается опровергнуть.

Основные теории

В учебниках и других источниках описывается несколько подходов современности, которые позволяют трактовать право и оценивать его значение для общества. В литературе краткие характеристики и описания встречаются в виде презентаций, таблиц и шпаргалок, где указываются также плюсы и минусы каждой теории. Юристы-социологи выделяют следующие современные подходы к определению права:

Подходы к пониманию права

Подходы к праву

  1. Нормативистский. Заключается в обобщении юридических норм в единую совокупность, которая должна охраняться и гарантироваться государством. Сторонниками концепции являются Кельзен, Штаммлер и Новгородцев. По мнению ученых, верхнюю ступень занимает суверенное положение.
  2. Естественно-правовой. Приверженцы этой теории А. Радищев и Т. Гоббс в своих докладах утверждали, что право (на свободу, равенство, жизнь, собственность и т. д. ) присуще каждому гражданину с момента его появления на свет. Все это имеет высшее значение и преобладает над действующим законодательством.
  3. Исторический. Представители этой школы Ф. Савиньи, Г. Пухта, Гуго и другие сходились во мнении, что право никак не может быть инициировано законодателями, оно формируется в произвольной форме по мере развития народного единства и национального духа. Специалисты должны вовремя заметить и выразить эти проявления, изложив их в юридических доктринах и формулах.
  4. Теологический. Концепция опирается на Библию и другие заповеди. Сторонники теории Фома Аквинский и Аристотель утверждали, что естественными правами человек наделяется при рождении, и они имеют божественное происхождение.
  5. Социологический. Главная идея заключается в прагматическом восприятии права и закона. При этом подчеркивается, что первое находится в области сущего, а второе — в сфере должного. Доктрина предусматривает реальное правовое поведение юридических и физических лиц, их действия, реализацию и применение нормативных актов. Сторонники идеи выступают за приоритет общественных отношений с максимальным ограничением вмешательства государства.

Все представленные теории имеют свои черты и характеристики, определяют происхождение, принципы реализации и назначение права. Для составления объективной оценки требуется внимательное изучение каждого подхода с его позитивными и отрицательными аспектами.

Социальное значение доктрин

Современные подходы к изучению и пониманию системы права основаны на высших представлениях о справедливости, свободе, равенстве, что не было свойственно древнему и средневековому обществу. Хоть единой трактовки не существует, в планах всех концепций есть то, что их объединяет.

Современные подходы к пониманию права

Например, общим для всех подходов к праву является то, что они рассматривают его в виде общественно-социального института, одного из главных элементов структуры общества. Кроме того, оно признается основным средством регулирования поведения, позволяющим фиксировать гражданский порядок и упорядочивать отношения в различных сферах деятельности. В любом случае важнейшим признается нравственное начало, а конспекты и своды юридических и законодательных норм поддерживают его или в определенной степени искажают.

На школьных уроках текст каждой концепции рассматривается также с учетом двух принципов, характеризующих разрешительный подход к пониманию права или запретительный. Это основные идеи, которые лежат в основе функционирования всей отрасли и отдельных ее направлений.


[Закрыть] . В ходе исполнения действий, человек должен постоянно реагировать на новые вызовы изменения ситуации. Поэтому действие и ситуативный контекст действия образуют неразрывное целое. Такая целостность характеризуется тем, что человек одновременно воспринимает и оценивает, как само действие, так и ситуацию его совершения. В процессе исполнения действия происходят постоянные изменения ситуации, которые влияют как на оформление, так и на переоформление действия. Такой процесс характерен не только для каждого отдельно действия, но и для интерсубъективных действий в целом.

[Закрыть] . Поэтому на прагматическом уровне ставится вопрос не о цели действия и даже не о мотиве, а о его смысле.

Нормативность предпосылает специфическое (рациональное) описание средств достижения целей. В знаковом пространстве, такие нормы связаны с предварительно заданными значениями права, представляющими теоретические знания. Прагматика отдает предпочтение практическим знаниям, делая акцент на эффективности, действенности нормативности, связанности правовых действий с пониманием человека, который всегда действует в ситуации. Хотя теория позволяет моделировать различные ситуации и, соответственно, делать их предметом оценки, многих объектов для моделирования не существует. Поэтому применение теоретических моделей права на практике можно поставить под сомнение.

Дифференциация понимания права в аспекте познания (теоретического знания) и его пользы для практики (прагматического интереса) выводит нас к мысли о том, что конкретное понимание права является своеобразной пробой собственных возможностей для человека. Ценность и смысл права состоит в его многоаспектности, которые подтверждаются конвенционально. Поэтому жизнь права зависит от коммуникации и диалога.

Классическое и постклассическое правопонимание как стили философско-правового мышления
Е.В. Тимошина

В данной работе мне хотелось бы, с одной стороны, представить дополнительные аргументы в пользу актуального теоретико-методологического значения данной концептуальной схемы, обратившись к основаниям данной типологии и предприняв попытку – через понятие стиля мышления – обобщить основополагающие особенности классического и постклассического правопонимания, с другой стороны, обратить внимание на те затруднения, которые несет с собой постмодернистская эпистемология и которые очевидно требуют разрешения.

[Закрыть] – не соотносимы с историческим развитием собственно теоретико-правового знания. Во всяком случае без разработки критериев соответствующей типологии правопонимания, которые позволили бы обосновать выделение также и постнеклассического правопонимания, говорить об этом несколько преждевременно. Далее такие критерии, позволяющие обосновать типологию классического и пост-классического правопонимания, будут предложены (см. п. 3).

[Закрыть] Кроме того, и сам автор данной концептуальной схемы В. С. Степин в одной из своих последних монографий исходит уже из типологии научной рациональности на классическую и неклассическую,[502] 502
Степин В. С. Человеческое познание и культура. СПб., 2013. 140 с.

[Закрыть] а интерпретация им эволюции типов системных объектов, этапы которой ранее использовались в качестве одного из оснований типологии научной рациональности, претерпела существенные изменения: типы системных объектов (составные предметы – простые системы – сложные саморегулирующиеся системы – сложные саморазвивающиеся системы) рассматриваются ученым исключительно в качестве стадий техногенеза и как таковые не коррелируют с эволюцией способов описания объектов в социально-гуманитарных науках.[503] 503
Там же. С. 54–55.

2. Стиль мышления vs. парадигма: к обоснованию понятия. Мы исходим из того, что классическое и постклассическое правопонимание представляют собой своеобразные стили философско-правового (теоретико-правового) мышления,[504] 504
В данном контексте мы сознательно пренебрегаем возможными дисциплинарными различиями между теорией права и философией права, принимая допущение, что их обобщенным предметом являются наиболее общие эпистемологические, онтологические и аксиологические проблемы интерпретации права (о зыбкости дисциплинарных границ между теорией права и философией права см., напр.: Твайнинг У. Общая теория права / пер. с англ. М. В. Антонова, А. В. Полякова // Российский ежегодник теории права / под ред. А. В. Полякова. 2010. № 3. СПб., 2011. С. 246–255).

[Закрыть] типологические особенности которых определяются типом научной рациональности. Данное утверждение требует как соответствующего обоснования, так и доказательства его теоретико-методологического значения. В аргументации, таким образом, нуждаются, во-первых, само понятие стиля мышления, во-вторых, общенаучный характер типологии научной рациональности на классическую и постклассическую, позволяющий использовать такую типологию в качестве инструмента концептуализации истории и современного состояния теории права.

[Закрыть] иначе говоря, предметная область науки определяется исключительно интерсубъективно.

[Закрыть] Вместе с тем понятие парадигмы, если использовать его не в строгом смысле концепции Т. Куна, является вполне операциональным, в частности, для выражения типологических особенностей стиля философско-правового мышления.

[Закрыть] Своеобразие стиля теоретико-правового мышления может быть представлено в единстве его эпистемологических, онтологических, аксиологических и практико-деятельностных характеристик. Соответственно можно было бы предложить следующие характеристики стиля теоретико-правового мышления:

(1) способы интерпретации правовой реальности, включающие представления о характере связи бытия права, теоретического знания о нем и языка как средства выражения знания;

(2) связи научного метода, субъекта и объекта познания в структуре теоретико-правового исследования;

(3) условия истинности теоретических утверждений и критерии научности правовой теории;

(4) эпистемологический статус результатов теоретико-правового исследования;

(5) соотношение собственно когнитивной и социокультурной детерминант в методологии, содержании и динамике теоретико-правового знания;

(6) отношение правовой теории к социальной, в том числе юридической, практике, связи теоретического и прикладного юридического знания; и др.

Данные характеристики вместе с тем выступают взаимосвязанными критериями (основаниями), позволяющими провести типологию правопонимания на классическое и постклассическое как обладающих смысловым единством стилей философско-правового мышления.

[Закрыть] Деление знания на классическое и постклассическое (или неклассическое) является общепризнанным не только в современной отечественной философии науки.[527] 527
Назовем только наиболее значимые и фундаментальные работы, посвященные теме классической и постклассической научной рациональности, в хронологической последовательности, отражающей как зарождение исследовательского интереса к этой проблематике, так и его постоянство на протяжении последних десятилетий: Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классическая и современная буржуазная философия (Опыт эпистемологического сопоставления) // Вопросы философии. 1970. № 12. С. 23–38; 1971. № 4. С. 58–73; Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. 82 с.; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987. 447 с.; Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы / отв. ред. Л. А. Микешина. М., 1989. 169 с.; Степин В. С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки / отв. ред. Н. С. Злобин, В. Ж. Келле. М., 1990; Исторические типы рациональности. Сб. ст. В 2 т. М., 1995–1996. Т. 1 / под ред. В. А. Лекторского. 1995. 349 с.; Т. 2 / отв. ред. П. П. Гайденко. 1996. 347 с.; Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. 358 с.; Микешина Л. А. Новые образы познания и реальности. М., 1997. 239 с.; Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / отв. ред. А. П. Огурцов. М., 1998. 265 с.; Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. 407 с.; Рациональность на перепутье / отв. ред. В. А. Лекторский. В 2 кн. Кн. 1. М., 1999. 367 с.; Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 744 с.; Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 255 с.; Порус В. Н. Научная рациональность как тема эпистемологии: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филос. наук / Институт философии РАН. М., 2002. 59 с.; Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. 521 с.; Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры: Традиции и современность. М., 2003. 172 с.; Микешина Л. А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. Учебное пособие. М., 2005. 463 с.; Проблемы субъектов в постнеклассической науке / предисл. В. А. Лекторского, под ред. В. И. Аршинова и В. Е. Лепского. М., 2007. 176 с.; На пути к неклассической эпистемологии / отв. ред. В. А. Лекторский. М., 2009. С. 7–24; Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009. С. 249–295; Огурцов А. П. Философия науки: двадцатый век. Концепции и проблемы. В 3 ч. СПб., 2011; Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / отв. ред. В. А. Лекторский. М., 2012. 181 с.; и др. – Эти работы написаны сотрудниками Института философии РАН, где в 1987 г. была даже создана лаборатория постклассических исследований в философии.

[Закрыть] Данная типология используется также в качестве инструмента концептуальной реконструкции в ряде социально-гуманитарных наук – социологии, истории, этике и эстетике.[528] 528
См., напр.: Ильин В. В. Постнеклассическое обществознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 37–43; Смирнова Н. М. Исторические типы рациональности в социальном познании // Исторические типы рациональности. В 2 т. / отв. ред. В. А. Лекторский. Т. 1. М., 1995. С. 193–215; Трофимцева С. Ю. Историсофские парадигмы: классическая и постклассическая философия истории. Автореф. дис. … кандидата филос. наук / Самар. гос. ун-т. Самара, 2003. 21 с.; Маньковская Н. Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М., 2005. С. 68–89; Рузанкина Е. А. Неклассический идеал научности в исторической науке. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2005. 27 с.; Соболева М. Е. Постклассическая и постмодернистская философия языка в Германии. Автореф. дисс. … доктора филос. наук / СПбГУ. СПб., 2005. 59 с.; Плахов В. Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемологическое обозрение. Учеб. пособие. СПб., 2006. 304 с.; Гавришина Т. Л. Постклассическая парадигма рациональности в современном социокультурном познании и философии языка. Учебное пособие. СПб., 2007. 164 с.; Бронзино Л. Ю. Неклассические социологические теории и неклассическая рациональность. Автореферат дисс. … доктора социол. наук / РУДН. М., 2010. 46 с.; и др.

[Закрыть] Соответственно и выделение в истории естествознания классического и постклассического (неклассического) этапов рассматривается в качестве схемы периодизации, имеющей общенаучное значение.

[Закрыть] Следовательно, произошедшая в социогуманитарном знании ХХ в. радикальная трансформация образа социального мира, сконструированного классическим обществознанием, может быть рассмотрена как выражение общей культурной тенденции. Таким образом, типология классического и постклассического правопонимания коррелирует с общепризнанным в философии науки выделением классического и постклассического типов научной рациональности, в основе которого лежит признание того, что на рубеже XIX–XX вв. произошли радикальные изменения во всех сферах европейской культуры, в том числе и в стиле научного мышления, соответственно, выделение классического и постклассического правопонимания имеет под собой фундаментальные социокультурные основания.

Читайте также: