Доклад здоровьесберегающие технологии в дши

Обновлено: 02.07.2024

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детская школа искусств города Вятские Поляны Кировской области

612960 Кировская область город Вятские Поляны улица Ленина дом 81

Тел/факс (83334) 6-22-72, 6-22-82, 6-23-91

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Роль здоровьесберегающих технологий

в повышении эффективности

образовательного процесса

. Модель здоровьесберегающего обучения

Принципы педагогики оздоровления

2.1. Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе ДШИ

2.2 Здоровьесберегающие технологии для преподавателей

2.3. Роль родителей в реализации здоровьесберегающих программ

Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и

его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема

подрастающего поколения является показателем благополучия общества.

понятия “образование”. Современный образовательный процесс предполагает не

воспитания здоровой личности.

неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по

болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому, серьезное изучение затронутой

состоянии здоровья нации. Все это требует от преподавателей, в том числе и

основанных на принципах здоровьесбережения.

Глава 1. Здоровьесберегающее пространство – залог формирования здоровой

Модель здоровьесберегающего обучения

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле,

те приемы, методы и

факторов, даёт возможность преподавателю решать проблемы обучения успешнее,

преподаватель должен осознавать, что определёнными способами и методами в

обучающегося, раскрыть его музыкальные способности или сделать неуспешным,

сохранить здоровье или привести к его ухудшению.

активные формы и методы обучения.

относятся санитарно-гигиенические требования:

- проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой

хорошо работает мозг, легкие;

- достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения.

возможные методы и приёмы для снятия утомления.

Сохраняя здоровье детей, преподаватели должны свести к минимуму все

факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и

технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий

обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Принципы педагогики оздоровления

Все применяемые принципы выступают в органическом единстве, образуя

систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы,

выражающие закономерности педагогики оздоровления:

используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике,

не наносящими вреда здоровью педагога и обучающегося.

ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

– объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту

и уровню подготовки обучающихся.

Принцип цикличности, который заключается в повторяющейся

последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому

последующему этапу обучения.

в любом поступке, действии сначала выделяется положительное, а только потом

снижает риск переутомления.

Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье

Глава 2. Детская школа искусств как здоровьесберегающая педагогическая

2.1. Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе

удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие

нагрузка: ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом,

проконтролировать выполнение домашних заданий.

Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка

развитие – развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память,

тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила

воли, усидчивость. Кроме того, ребенок учится более рационально использовать

свой рабочий день, он будет более организован. Но самое главное – общение в

кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков,

приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами

мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Важный аспект, который следует учитывать при поступлении в ДШИ – это

нагрузка, которую ежедневно будет испытывать ребенок. Среди родителей бытует

мнение, что совмещать первый класс в общеобразовательной школе и начало

обучения в ДШИ нельзя в один год. Здесь необходимо учитывать индивидуальные

особенности ребенка. Вопрос о совмещении занятий в школе и в детской школе

искусств можно решать только в зависимости от приспособления к новым задачам

обучения. Если ребенок не справляется с нагрузкой, у него появляются срывы,

ухудшается сон, снижается успеваемость, ребенок начинает часто болеть, то надо

отказаться от совмещения школы и занятий в ДШИ.

пребывания обучающегося в музыкальной школе. Одним из основополагающих

моментов, в котором необходимо помочь разобраться родителям еще на этапе

поступления в музыкальную школу, является выбор музыкального инструмента.

флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, но полезно при

противопоказано при сколиозе и сильном плоскостопии и т. д. В классе баяна

(аккордеона), например, очень важно подобрать инструмент, подходящий данному

ученику. При этом нужно учитывать, что одинаковые по размеру модели могут

Последствиями неправильного выбора инструмента могут быть:

неправильная посадка и постановка рук;

слишком большая нагрузка на позвоночник.

Если все - таки даже самый маленький по всем возможным меркам инструмент

оказался слишком большим или слишком тяжёлым для маленького музыканта, то

Организация и планирование урока с позиции здоровьесбережения

Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных пика.

Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов.

Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной

недели. После выходных в понедельник не следует проводить академических

концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть

распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и

среду. Контрольные и проверочные работы по теоретическим дисциплинам лучше

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ:

АНИЩЕНКО ЛЮДМИЛА ЯКОВЛЕВНА

Г. НОВОЗЫБКОВ 2017

2. Принципы здоровьесбережения

3. Факторы, влияющие на здоровье учащихся

4. Критерии здоровьезберегающих технологий

5. Технологии оптимальной организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии – понятие в педагогике не новое. В

19 и в 20 веках к ним уже обращались медики и педагоги с целью снижения

этапе они особенно востребованы, так как требования и информационные

нагрузки на ребенка постоянно возрастают.

«совокупностьприемов, методов и форм организации обучения школьников

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство

деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной

Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-

Принципы здоровьесбережения

педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По

словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,

с ф о р м у л и р о в а л

н а н о с я щ и м и

з д о р о в ь ю

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося— все используемое

должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние

участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к

случаю, а каждый день и на каждом уроке.

непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий.

особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, сложность материала

должны соответствовать возрасту учащихся.

педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом

снижает риск переутомления.

И, чуть ли не самый важный аспект: ответственность за свое здоровье— у

с о х р а н н о с т и

з д о р о в ь я .

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в

учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

физической активности школьников;

3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые

на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом

зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной

деятельности, возможность длительно поддерживать умственную

работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на

состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни

гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения:

- Обстановка и гигиенические условия в классе

- Количество видов учебной деятельности

- Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

- Количество видов преподавания

- Чередование видов преподавания

- Наличие и место методов, способствующих активизации

Поза учащегося

- Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

- Психологический климат на уроке.

- Эмоциональные разрядки на уроке-

определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных

отвлечений в процессе учебной деятельности.

- Темп окончания урока.

Характеристика

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и звуковые раздражители.

Виды учебной деятельности: опрос по домашнему заданию, разбор нового произведения, чтение с листа, прослушивание

пьес, исполняемых педагогом.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли учителя). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы, отдыха.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:

- стремление больше узнать, радость от активности,

-интерес к изучаемому материалу

- в з а и м о о т н о ш е н и я

соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт

позволяют выделить четыре основных правила построения урока

с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном

уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика воспринимать

необходимую информацию и понимать ее. А для этого необходимо

сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание

того что он хочет узнать, готовность и умение принимать информацию.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

- 1-й этап: учитель сообщает информацию, разбор теоретического материала,

или его повтор (одновременно стимулирует вопросы);

- 2-й этап: работа с произведениями, работа над техникой, по возможности

ученики формулируют и задают вопросы

-3-й этап: закрепление пройденного, беседа.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств

индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением

психических функций между полушариями. Выделяются различные типы

функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного

типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное

доминирование одного из полушарий.

- Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный

материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум

работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение

учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит

и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения

здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,

объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1. 5-25-я минута — 80%;

2. 25-35-я минута — 60-40%;

3. 35-40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок,

организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен

приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и

выраженными формами утомления.

Для снятия напряжения мышц, возникающее особенно у начинающих

музыкантов, можно воспользоваться ..гимнастикой маленьких волшебников,

разработанной психологами Центра образования Евсеевой А.А. и Супоневой

профилактика простудных заболеваний, снятие стресса и перенапряжения. В

процессе игры дети смеются, могут вволю покричать и погримасничать,

свободно выражая свои эмоции.

Ставим пальчики на середину грудины и вращательными движениями по

часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком

Особенно детям подходят упражнения для расслабления плечевого пояса

СТРЯХИВАЕМ ВОДУ С ПАЛЬЦЕВ.

2. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как

тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями ребятам полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы

1. Опустите руки вниз и представьте, что в правой руке находится лимон, из

которого нужно выжать сок.

Почувствуйте, как она напряжена.

В последнее время ведётся активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для большинства детей. Наша Школа искусств тоже работает в этом русле, разрабатывает системы, направленные на создание оптимальных условий как для детей, имеющих отклонения в здоровье, так и для внешне благополучных учеников. Главным направлением работы педагогов дополнительного образования школы искусств являются реабилитация и сохранение здоровья всех детей, поскольку здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Именно приобщение детей к прекрасному - это основная наша задача.

Так, например, на занятиях в подготовительных группах педагог Кароян Н. В. ставит перед собой цель -вовлечение ребёнка в творческий процесс (совместное рисование, лепка, т. к. от его активности зависит развитие человека. Используя игровые методы,педагог предупреждает наступление утомляемости детей и приобщает их к культуре здоровья.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия у педагогов являюся физкультминутки, которые проводятся ежедневно в каждой группе. Именно физкультминутки помогают ребёнку сделать паузу, отдохнуть во время выполнения какой-либо работы.

Конечно, дети бывают разные: активные и стеснительные, открытые и скрытые, кроткие и дерзкие - не все могут свободно высказать своё мнение, поэтому на сайте школы искусств педагоги предлагают своим ученикам высказываться на "стене" : что они думают по той или иной теме, проблеме, предложить свои мысли и решения. У воспитанника школы искусств, с одной стороны, появляется возможность реального участия в школьной жизни, с другой - им преодолеваются чувства собственной незначительности, беспомощности и растерянности.

Летом наши воспитанники тоже не обделены заботой. Ежегодно в июне месяце проходит летняя смена в лагере "Мастер", где ребята проходят плэнерную практику, проводятся разные тематические дни ("День Пушкина", "Экологический день", "День театра", и конечно же, неотъемлемой частью являются спортивные занятия, игры на спортплощадке, которые включены в ежедневный план лагерной смены.

Вопреки представлению о том, юмор и смех подрываю дисциплину на занятиях, основной задачей педагогического коллектива является создание в школе благоприятного эмоционального климата. Это составляет основу эмоционально-поведенческого пространства школы. Добрый юмор и смех -дарят здоровье, настраивают на доверительное общение ученика ученика с педагогом. И так, приятно, когда слышишь слова от своих учеников "Я пришел позаниматься любимым делом", "Я хожу в школу искусств отдыхать".

Забота о здоровье, составляющая основа всего учебно-воспитательного процесса педагогического коллектива Школы искусств.

Конспект коррекционной игры учителя-логопеда с детьми с использованием ИКТ Подготовительный этап коррекционной работы. Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-оздоровительной работе педагогов ДОУ. По данным органов образования и здравоохранения России состояние психического и физического здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста.


Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДМШ"

Галина Мельничук 07.02.2015 6072 0 Дополнительное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

"Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А. Сухомлинский
В современном мире особенно остро встает проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. На здоровье наших детей сказывается ухудшение экологической ситуации, малоподвижный образ жизни, перегруженность информацией, психоэмоциональная напряженность. Однако, именно здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Здоровый человек имеет больше шансов добиться успеха в жизни, стать конкурентоспособной личностью. Сегодня немалое количество детей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии здоровья: нарушения психики, гиперактивность, ослабление зрения, сколиоз. Эти недуги сказываются на качестве учебы и в целом на качестве жизни. Особенно актуально это по отношению к детям, обучающихся в учреждениях дополнительного образования. У них значительно возрастает учебная и физическая нагрузка, увеличиваются психологические издержки. Соответственно, этим детям следует уделить особое внимание в отношении сохранения и укрепления здоровья. Следовательно, изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий в работе детской музыкальной школы является актуальным.
Музыкальная деятельность во многих ее проявлениях – пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки – обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом. Она успокаивает нервную систему, дает возможность расслабиться, дарит положительные эмоции, поднимает настроение. Научно доказано, что музыка способствует укреплению иммунной системы, улучшает обмен веществ, ускоряет восстановительные процессы в организме человека, активизирует работу мозга. Исходя из вышесказанного музыкальное образование, само по себе, можно считать здоровьесберегающей педагогической системой, которая способна оказать благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей. Однако существует ряд факторов, которые необходимо участь в работе преподавателю музыкальной школы для того, чтобы музыка действительно сохранила и укрепила здоровье ребенка.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Несомненно, сохранение и укрепление здоровья учащихся зависит от правильной организации учебного процесса. И для этого педагогам нужно организовать процесс обучения так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, как на уроках, так и в общей программе работы школы.
Здоровьесберегающие технологии призваны создавать условия для развития творческих способностей учащихся, формирование уверенности в собственных силах, инициативности, самостоятельности и ответственности, через внимательное отношение и уважение к личности ребенка, сводя к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.п.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии следует рассматривать как совокупность основных принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения.
Планируя учебную работу в школе, преподаватель должен учитывать по меньшей мере три основных фактора, влияющих на состояние учащегося во время занятий:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические. [3]
Соблюдение основных санитарно-гигиенических требований к организации и проведению занятий, соблюдение режима занятий и двигательной активности, планировка и обустройство кабинета, освящение, температурный режим и т.п. отвечает задачам медико-гигиенических здоровьесберегающих технологий.
Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии определяют время, виды, формы и регламент учебной деятельности. Педагогу необходимо продумать последовательность занятий и отдыха, чередуя игру на инструменте с другими развивающими и оздоровительными упражнениями. Рекомендуется использовать на уроке 4-7 видов работы, где самым протяженным является игра на музыкальном инструменте, охватывающая с перерывами в общей сложности две трети урока. На вспомогательные виды отводится по 3-4 минуты. Это соответствует допустимой для детей плотности занятия, которая составляет от 60% до 80%. Занятия с детьми младшего школьного возраста немыслимы в отрыве от физкультурно-оздоровительных технологий, реализуемых в виде динамических разминок, пальчиковых игр, гимнастики для глаз. Целью данных видов деятельности является укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности. [2]
В работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста часто используются игры (в том числе по теме урока) или прослушивание музыкального произведения, которые можно рассматривать и как элемент релаксации, и как разнообразные видов учебной и творческой деятельности. Игра благотворно влияет на общее эмоциональное состояние учащихся, снимает напряжение, способствует повышению умственной и творческой активности, помогает быстрее адаптироваться в коллективе. А с помощью музыки можно забыть о плохом настроении, чувстве неуверенности и тревоги, улучшить память и внимание, активизировать творческие способности.
Таким образом, рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, физические и эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к занятиям на инструменте, дети будут сохранять активность до конца урока, им будет нравиться узнавать все больше нового. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид ученика, выходящего с урока.
Домашняя подготовка учащегося так же является предметом внимания педагога. Педагогу по музыкальному инструменту (по специальности) часто приходится помогать учащемуся в организации домашней работы. Грамотно составленное расписание и правильно организованное рабочее место дома является не только основой качества домашней подготовки, но и общего самочувствия и, следовательно, будет положительно отражаться на состоянии здоровья учащегося. Необходимо регулярно проводить беседы с учащимися по оптимальному использованию времени, затраченного на занятия. Уже давно доказано, что когда учащийся садится за выполнение домашнего задания с желанием, с хорошим настроением, то и процесс запоминания материала будет идти быстрее, соответственно это займет у него меньше времени и качество усвоенного материала будет значительно лучше.
Сохранение здоровья ребенка – главная задача, прежде всего, его родителей. Следовательно, сотрудничество с родителями играет огромную роль в достижении цели. Участие родителей в учебной жизни ребенка, их присутствие на занятиях и концертах, совместные творческие мероприятия и проекты положительно сказываются не только на здоровье и самочувствии ребенка, но и играют огромную роль в укреплении их психоэмоциональных связей, способствуют сплочению семьи. Заинтересованность родителей и их участие в жизни школы или класса повышает уверенность учащегося в собственных силах, заинтересованность и желание к занятиям музыкой. Выступая на сцене для родителей, чувствуя интерес близких людей к своей работе и их поддержку, у ребенка формируется чувство психологической уверенности и стрессоустойчивости, что в дальнейшем положительно отразится на общем состоянии здоровья ребенка.
Еще одним из важнейших факторов, влияющих на самочувствие учащегося, и как следствие – его здоровье, является психологический комфорт во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащегося заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Особое внимание следует уделить системе выставления оценок на уроке, академических концертах, контрольных прослушиваниях и экзаменах без учета которой можно получить отрицательное влияние на здоровье ребенка и успешность обучения в ДМШ. Оценка должна быть обоснована, необходимо помочь учащемуся увидеть свои ошибки и пути их преодоления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление учащегося к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому внутренне освободиться от нежелательных психологических барьеров. [1]
Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, даже самому замечательному. Но если педагог в процессе обучения будет выполнять рекомендации медиков, психологов, использовать новаторские достижения в педагогике, сотрудничать с родителями, тогда реализация здоровьесберегающей образовательной модели будет эффективна и выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Читайте также: