Доклад юнеско об инклюзивном образовании

Обновлено: 12.06.2024

Презентация на тему: " Инклюзивное образование ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ." — Транскрипт:

1 Инклюзивное образование ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности. Голыгина С.С., директор школы

3 Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. История развития

4 Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно- двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.

5 Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить следующие принципы инклюзии: признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

6 реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой; устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

7 анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом; различия между учениками это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

8 улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей; развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе

10 Правовая основа для инклюзивного образования, гг г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2006 г. Конвенция о правах инвалидов 2005 г. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 1999 г. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1990 г. Международная конвенция об охране прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1989 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1979 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1965 г. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1960 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1948 г. Всеобщая декларация прав человека

11 Образование, рассматриваемое через призму инклюзивности Система образования несет полную ответственность за обеспечение права на образование Система образования обладает всеми необходимыми возможностями и готова обеспечивать разнообразие с помощью:

12 - Гибкого преподавания и использования методов обучения, адаптированных к различным потребностям и стилям обучения - Реориентации подготовки учителей - Гибких учебных планов и программ, отвечающих различным потребностям и не перегруженных академическим содержанием - Поощрения разнообразия - Вовлечения родителей и общин

13 - Выявления на ранней стадии и принятие мер по исправлению положения применительно к детям, которые могут не завершить образования - Применение гибких методов преподавания, опирающихся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов и оборудования, а также ИКТ - Создание четко реагирующей, благоприятной для ребенка учебной среды - Целенаправленная и активная работа в профессиональной среде, направленная на содействие инклюзивности для всех

14 ЕСЛИ ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью создать общий настрой и одноклассников, и учителей, и администрации школы.

15 ВХОД В ШКОЛУ Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Пандус должен быть достаточно пологим, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему.

16 ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе. Ширина дверных проёмов должна быть не менее см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт

17 ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ В столовой следует предусмотреть зону для учащихся- инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. Но нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали или сотрудники столовой, или можно организовать дежурства старшеклассников. В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика приносить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, зато способствует сближению детей.

18 ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно- двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. Размеры специализированной кабины не менее: ширина 1,65 м; глубина 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть обо- рудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

19 СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом. Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме. Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

20 КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ Здесь тоже важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) 1500х1500мм. Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда.

21 ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности разных областях жизни, включая образование.

По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г., установлено, что 3/4 стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя,лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" не знакомы широкому кругу общественности. Хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

2. Инклюзивное образование за рубежом

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг (mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия, т. е. вклю-чение (inclusion).Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Тем не менее, на сегодня в системе образования Англии помимо инклюзивных массовых школ, имеются и специальные. В последних в основном обучаются дети с очень тяжелыми формами инвалидности.

Школы Англии делятся на две категории, это начальная школа (Primaryschools, объединяющая учреждения дошкольного образования и начальную школу, где обучаются дети с 4-х до 12-ти лет. При начальной школе очень часто можно встретить детские центры, в которых консультируют родителей по вопросам здоровья, семейным делам. Старшие дети в возрасте от 13 до 18 лет обучаются в отдельных школах (SeniorSchools). Сочетание детских центров, начальной и старшей школ дают преемственность обучения и наблюдения за детьми с инвалидностью от рождения и до окончания школы.

Английским школам выделяется дополнительное финансирование для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Работает система подготовки квалифицированного персонала. При необходимости ученику-инвалиду выделяется ассистент, разрабатывается индивидуальная программа обучения.

Дети с инвалидностью в обычных классах трудятся наравне со всеми. В школах Англии создается атмосфера, не позволяющая делать различия между детьми ни по признаку здоровья, ни по признаку национальности или религиознозной принадлежности.

В Великобритании существует закон, запрещающий дискриминировать людей с инвалидностью, обязующий предоставлять им равные права. Школы обязаны предоставлять особым детям различные приспособления, защищать их от издевательств, запугиваний и преследований. Школьные администрации формируют позитивное отношение к ученикам с инвалидностью. Этоможно наблюдать на примере дошкольного учреждения BygrovePrimary, где в качестве игрушек можно увидеть кукольную инвалидную коляску и куклу с ходунками. Причем дети с удовольствием играют этими игрушками. Такие игрушки развивают в детях чувство помощи и понимания, хотя, наверное, нам это может показаться странным на первый взгляд.

SirJohnHeronPrimaryschoolsполна различной реабилитационной техникой. Школа была построена 10 лет назад и в ней изначально была запланирована доступная среда. В школе есть подъемник, все коридоры оснащены направляющими перилами для слепых и слабовидящих учеников, есть доступные санитарные узлы, санитарные комнаты с душевыми кабинками. В каждом санузле имеются: кушетка, санитарный стул, подъемник. Очень много в школе вертикализаторов. Это приспособления для неходячих учеников, позволяющие им занять вертикальное положение. Есть комнаты релаксации. Для детей, у которых имеются проблемы с речью, разработан упрощенный язык жестов, стенды с которым размещены на стенах школы.

Поражает полная доступность столицы Великобритании для людей, передвигающихся при помощи инвалидной коляски. Все тротуары и пешеходные переходы оснащены съездами. Лондонские двухэтажные автобусы даблдекеры, Лондонское метро тоже приспособлено для людей с инвалидностью. Люди на колясках здесь ощущают свою независимость, свободно передвигаясь от Букингемского дворца до Трафальгарской площади.

В Великобритании на конкретных примерах мы можем понять, что такое инклюзивное образование в действии. Великобритания уже свыше 40 лет работает в этом направлении.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

3. Инклюзивное образование в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.

4. Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

5. Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

• все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

• все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

• есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

1. Битов А. Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М. : Правда, 2000,С. 254

2. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Я. А. Коменский, учение о материнской школе Выполнила Бабарико Ж. С. Воспитатель.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ Несмотря на то, что инклюзивное образование можно охарактеризовать, как одну из парадигм государственной политики, данная система в России.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Долад на тему:

« C УЩНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО

Подготовила

Бекмамбетова З ульфие Наримановна

2. Правовые основы развития инклюзивного образования в России…………..5

3.Основные принципы инклюзивного образования………………………………6

4. Признаки инклюзивных школ. Требования к организации обучения. 7

5. Индивидуальная программа обучения как одна из составляющих реализации инклюзии в образовании…………………………………………………..10

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование должно оказывать:

позитивное влияние на развитие человека;

обеспечивать адекватный мировому уровню-уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню – уровень знаний и картину мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Вместе с тем в основе современной социальной политики происходит нормативное закрепление и реализация идеи обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для выравнивания возможностей данной категории людей, а также содействия их независимой жизни.

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашей страны является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования в течение всей жизни (непрерывного образования) и равных возможностей его получения. В числе условий, обеспечивающих эффективность непрерывного образования, ведущее место занимает реализация принципов инклюзивного обучения.

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления.

Инклюзия (от inclusion – включение ) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.

Детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ООП) считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке, дети с отклонением в поведении и т.д.

Рассмотрение вопросов, связанных с инклюзией в образовании на данном этапе развития общества в сторону поддержки людей с особыми потребностями и слабым здоровьем, требует проведения информационно - разъяснительной работы и обсуждения на самых разных уровнях взаимодействия общественных структур от городского до национального. Очень важным становиться формирование общественного сознания и поддержание общественностью политики в области инклюзивного образования. Только в случае изменения общественного мнения в отношении инвалидов, а так же принятие конкретных мер по созданию доступной и безопасно толерантной среды появляется возможность инклюзивности детей и взрослых.

Помимо физического пространства возрастает потребность и в наличии квалифицированных кадров, системы информационно-аналитического и методического обеспечения. Подготовка общества к взаимодействию людей с ОВЗ и государственных структур и институтов, общественных организаций, работодателей и простых граждан является необходимым условием их реабилитации и интеграции.

Инклюзивное обучение — закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии. Именно поэтому следует считать их рядоположенными, но не равнозначными терминами.

2. Правовые основы развития инклюзивного образования в России

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах , — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами :

1. Международно-правовые документы :

- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. Федеральный уровень :

3.Основные принципы инклюзивного образования

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

4. Признаки инклюзивных школ.

Требования к организации обучения

Инклюзивная школа – это школа, в которой создана среда для комфортного обучения всех детей – как с ООП, так и без. При этом процент детей с ООП в каждом классе не должен превышать процент таких детей в районе, где живут дети.

Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе (10% - это показатель, рекомендованный психологами). Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

• портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

• рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

• адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

• адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

• сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

• ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.

Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды , позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий :

1. Материально-техническая база , оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса , включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение . Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение , организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение . Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.

5. Индивидуальная программа обучения как одна из составляющих реализации инклюзии в образовании

Учитывая мнение специалистов в области инклюзивного обучения о том, что планирование работы с этой категорией детей основывается на командной работе специалистов, учителей общего и специального образо­вания, школьных администраторов, сотрудников ресурс­ных центров и внешних организаций (например, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции), а также то, что в команду по составлению индивидуального плана обучения обязательно следует включать родителей и самих де­тей с особыми образовательными потребностями, компетентностная подготовка студентов рассматривается нами, как системный и многогранный процесс.

Мы считаем важным, осознание будущими педагогами того, что перед составлением индивидуальной программы обучения обязательно следует по­нять, какие цели и результаты обучения в инклюзивной школе видят родители для этого ребёнка , чего они ждут от будущего, как соотносят сформулированные ими ожи­даемые цели и свой собственный вклад в достижение этих целей. Это очень важные вопросы, выяснение их может быть даже достаточно болезненным для некоторых родителей, но без такого формулирования ожиданий на будущее не­возможно составить действительно индивидуализирован­ную программу обучения. Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения.

Другой краеугольный камень для составления индивидуального плана – это проведённая комплексная психолого-педагогическая диагностика и оценка . Основываясь на сформулированных целях обучения и жизненных планах в отношении ученика с особыми образовательными потребностями и на результатах проведённой комплексной оценки, следует сформулировать долговременные цели индивидуального плана обучения, а также установить иерархию данных целей.

Важным моментом при составлении индивидуального плана является понимание того, что ребенок с нарушениями развития, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую (по возможности) жизнь, свободу выбора, как все другие граждане.

Выводы

Это требует проведение реформ в образовательной системе в направлении к инклюзивности инфраструктурной и социальной среды. Важно понимать, что проблемы интеграции детей и подростков в общество разрешима в условиях создания комплексной инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность среды к образовательным услугам.

Государство, в лице его управомоченных органов, реализуя регулятивную функцию, определяет государственную политику в области социальной защиты детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, формируя основные законы и подзаконные акты в этой сфере. Общий анализ федерального законодательства, регулирующего инклюзивное образование, позволяет сказать, что оно не противоречит международным нормам и устанавливает достаточно прогрессивные правовые основы для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья как общего, так и специального образования. Существует обширная нормативно-правовая база, как международного, так и национального уровня, регулирующая право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, в системе российского законодательства сделаны шаги по развитию системы инклюзивного образования.

Инклюзивное образование является относительно новой формой получения образования и, стоит отметить, что наиболее важной формой по получению образования детьми с особыми образовательными потребностями, так как данная категория детей является менее социально защищенной. В связи с этим необходимо развивать систему инклюзивного образования, включать детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы.

Список использованной литератур

2. Кондратьева С.И. Механизмы управления инновационным проектом по внедрению инклюзивной модели об-разования в вузе. / Автореф. канд. дисс., ‒ М.: 2010.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.

5. Суворов А.В. Проблема внутренней и внешней инклюзии //Психологическая наука и образование, 2013. №3.

7.Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106


В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное ООН во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, где сказано:

«1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Ст. 29 о целях образования утверждает, что развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечивать развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Джонтьенская декларация (1990) определила своей целью образование для всех. ЮНЕСКО совместно с другими учреждениями ООН, организациями, занимающимися международным развитием, и большим количеством международных и национальных неправительственных организаций работает для достижения этой цели.

Группы, подверженные маргинализации и изоляции:

Дети с инвалидностью
Дети, подвергшиеся насилию
Дети, выполняющие неквалифицированную работу
Дети из бедных семей
Этнические меньшинства
Дети в конфликтных зонах
Мигранты
Дети-сироты
Дети-беженцы
Бездомные дети
Дети с вирусом СПИДа

Конвенция ООН о правах инвалидов (2005) закрепила права инвалидов и включила вопросы инвалидности в общие вопросы развития.

Логическим выводом из этих положений будет то, что у всех детей есть право получить такое образование, которое не дискриминировало бы их ни по каким признакам, таким, как расовая, этническая, религиозная принадлежность, экономическое положение, статус беженца, языковому, половому признаку, из-за инвалидности. А государства должны предпринимать соответствующие действия для обеспечения реализации этих прав в любой образовательной среде.

Инклюзия: как расшифровать?

Инклюзия рассматривается как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся. Она предполагает их активное участие в процессе получения знаний, в культурной и общественной жизни. Инклюзия приводит к уменьшению сегрегации в системе образования. Она требует изменений и модификаций содержания, подходов, структуры и стратегии образования с учетом потребностей всех детей, руководствуясь убежденностью, что системы общего образования обязаны обучать всех детей.

Инклюзия особо подчеркивает предоставление возможностей для равного участия людей с инвалидностью (физической, социальной и эмоциональной) в общей системе получения образования, для индивидуального выбора и получения специальных услуг и приспособлений для тех, кому это необходимо.

При определении инклюзии важно отметить следующие моменты.

польза для всех обучающихся, а не только для тех, кто подвергается исключению;

отсутствие в школе детей, которые могут чувствовать себя исключенными;

предоставление равного доступа к образованию или создание специальных условий для определенных категорий детей без их исключения.

реформа только специального образования, но реформа как формального, так и неформального образования;

реагирование только на различия, но также повышение качества образования для всех обучающихся;

специальные школы, но возможна дополнительная поддержка для учеников в общей системе образования;

удовлетворение потребностей только детей с инвалидностью;

удовлетворение потребностей одного ребенка за счет другого.

Четыре ключевых элемента инклюзивного образования:

Инклюзия – это процесс. Она должна рассматриваться как постоянный нескончаемый поиск наилучших способов реагирования на человеческое разнообразие. Это – обучение тому, как жить, принимая все различия, и учиться исходя из этого. В такой ситуации различия видятся более позитивно – как стимулы, содействующие получению знаний.

Инклюзия связана с определением и преодолением барьеров. Поэтому она включает накопление, классификацию и анализ информации из различных источников с целью планирования улучшений в политике и практике.

Инклюзия акцентирует внимание на тех группах учеников, которые больше подвержены исключению либо маргинализации или неусвоению знаний. Это подразумевает ответственность проведения мониторинга тех групп, которые статистически находятся в зоне большего риска, а также при необходимости предпринять шаги к обеспечению их присутствия, участия и достижений в системе образования.

Кто поддержит инклюзию?

Учителя, родители, местные сообщества, школьная администрация, методисты, педагогические вузы, предприниматели в сфере образования – вот группы лиц, которые могут оказать помощь инклюзивному образованию. Некоторые учителя, родители и местные сообщества не только сами по себе ценный ресурс, они – ключевые фигуры в поддержке на протяжении всего процесса инклюзии. У этих фигур есть желание принимать и поощрять различия и активное участие учеников как в школьном обществе, так и вне его пределов. Разнообразная образовательная среда для инклюзии во многом зависит от отношений между учителями, родителями, другими учениками и местным сообществом. В идеале эффективная инклюзия должна быть как в школе, так и в социуме в целом.

Однако такой симбиоз школы и общества редок. Поэтому на обычного учителя ложится самая большая ответственность за учеников и за то, что они изучают день за днем. С другой стороны, обязанностью министерства образования является обеспечение разработки, применения и оценки программ, обеспечивающих доступность школ и ставящих ученика в центр процесса обучения. Такие программы приведут к новым стимулам и идеям в методах преподавания.

Ученик и его родители должны участвовать в процессе обсуждения его результатов и трудностей. Независимо от того, насколько успешно ребенка обучают в школе, участие семьи, а иногда и местного сообщества обязательно для того, чтобы закрепить и применить знания, полученные в школе, дома или в иных жизненных ситуациях. Когда члены семьи и люди, окружающие ребенка, информированы, когда их стимулируют, им доверяют, их готовят эффективными способами, они могут стать важным источником помощи. Направляя и контролируя родителей в их деятельности по поддержке своих детей, не следует слишком усердствовать. Часто бывает трудно включить в этот процесс наиболее маргинализованные семьи.

Отношения и ценности: их взаимовлияние

Общие, разделяемые всеми жизненные ценности делают возможной совместную деятельность, а их отсутствие приводит к тому, что людям трудно работать вместе. При отсутствии общих ценностей их могут заменить общие интересы, поскольку они – основа ценностей, а в обыденной жизни они – важная движущая сила. Изменение отношения включает изменение взглядов и поведения. Это одна из причин, почему так трудно достичь результатов.

Существует много неправильных представлений об инклюзивном подходе, которые становятся барьерами на пути его принятия на уровне государственной политики. Среди них такие:

инклюзия – это дорого;

для внедрения инклюзии сначала нужно изменить отношение общества;

инклюзия – прекрасная теоретическая концепция, не имеющая практического значения;

инклюзия требует специальных навыков и способностей, которые трудно приобрести;

инклюзия – это задача министерства социальной политики, а не министерства образования;

инклюзия касается только инвалидности.

Преодоление всех этих неверных представлений также является тормозом при проведении инклюзивных реформ.

Читайте также: