Охрана водоемов доклад 4 класс окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

2 Первенство в этом списке занимает наша Мать- Волга. Обь занимает второе место среди самых грязных рек России. Третье место занимает Енисей. Истоки Иртыша, занимают четвертое место. Река Кама на пятом месте, Исеть, на шестом. На седьмом месте расположилась река Лена, а на девятом река Ока. Десятое место нашего рейтинга занимает сибирская река Томь. Реки нашей страны страдают от загрязнения.

3 Самые грязные моря и озера Самыми загрязненными морями в нашей стране считаются Азовское, Каспийское и Черное. В них обнаружено много нефтяных пятен. На берегу Каспийского моря находят погибших тюленей. Люди превращают моря в свалками для мусора. Заводы, стоящие на берегах рек, сливают отходы в воду, которая попадает в море. Одним из самых опасных озер считается озеро Карачай на Урале.

4 Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться, и пить.

5 А теперь вот мы видим моря без рыб и без воды!

6 Поэтому не вредите рекам и водоемам, не выбрасывайте в них мусор и отходы. Пусть в нашей России никогда не умолкают голоса птиц, пусть бурлят морские волны, и журчат ручьи, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит! Для очищения рек и морей строятся специальные станции, которые очищают их. Но реки от этого чище не становятся. Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится может вода, И жизнь на планете затихнет тогда.

7 Дело в том, что над общим другом – водой- нависла опасность. Она подкралась очень незаметно и, словно тяжкий недуг, начала подтачивать здоровый организм. Одна из проблем, с которой сталкиваются сейчас люди, загрязнённость рек и водоёмов. Разные вещества, химические яды, удобрения, смываются дождями с поверхности почвы, и ручейки несут их в реки и озёра. Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода.

8 Речка, синяя вода! Ты скажи, бежишь куда? И зачем ты так спешишь, Плещешь пеною, шумишь? Отвечала нам река: Я бегу издалека, Я спешу, я тороплюсь, В океан большой вольюсь, Растворюсь там в глубине, На просторе вольно мне! Потому так и желанна Бесконечность океана.

Вода, водоемы, водные богатства, охрана, защита, бережное отношение

Значение водоёмов в жизнедеятельности человечества также велико, как и роль лесов нашей планеты. Водные глади радуют глаз красотой и ширью, украшают Землю. Для людей отдыхать на берегах водоёмов – полезный и приятный досуг. Водный транспорт, перевозка грузов и пассажиров – все это даёт вода. Много богатства хранится в водоёмах – ценнейшая рыба и водоросли, состоящие из витаминов и микроэлементов, всевозможные деликатесы – устрицы, крабы. Приятно и полезно насладиться свежей, чистой и прохладной родниковой водой.

У некоторых людей сложилось мнение, изучая карту мира, прокручивая глобус, что водные пространства обширны – океаны, моря и реки, озёра и пруды, водопады, которым ничего не угрожает. Из крана постоянно течёт пресная вода, которую, не задумываясь, используем ежедневно и в больших количествах: пьём, моемся, стираем, готовим пищу.

Водных объектов на нашей планете много, и может сложится ложное чувство безопасности. Человечество живёт спокойно. Но это ошибочный взгляд.

Причины загрязнения воды и водных объектов


Производственный мусор

В каждом населённом пункте созданы, пусть небольшие, но предприятия и фабрики. В больших городах промышленность набирает стремительные обороты. Предприятий становится больше – увеличиваются и производственные отходы, мусор. Очистительные сооружения установлены не везде. Старые и несовременные системы переработки мусора не справляются с большими объёмами, у них нет на это нет средств и возможностей. Строят предприятия в промышленных зонах, вблизи рек и водоёмов, поэтому быстрее, выгоднее и проще стоки мусора и грязи сливать в воду. Так и происходит загрязнение водоёмов.

Сельское хозяйство

Без удобрения и ядохимикатов в сельском хозяйстве не вырастить урожая. Часто происходит так, что этих веществ намного больше, чем нужно. Поэтому дождевые потоки несут часть удобрений и ядохимикатов в ближайшие водоёмы – пруды, озёра или реки. И так дальше по цепочке, попадая в другие водоёмы.

Человек и жизнедеятельность

Сточные воды

Редко, кто задумывается над тем, какой путь проделывает вода из наших квартир по канализационным трубам, и насколько безопасна для окружающей среды. Канализационные стоки постепенно попадают в моря и океаны. Сколько вреда и опасности несут наши моющие средства и шампуни обитателям водоёмов. Растения и животные часто погибают.

Добыча полезных ископаемых и нефти, судоходство и туризм

Многое, что связано с нефтью: извлечение из недр земли, добыча, переработка влечёт за собой много вреда для растительного и животного мира морей и океанов. Суды и водный транспорт ежедневно, днём и ночью курсируют по водным просторам, перевозят пассажиров и грузы. Тем самым загрязняют воду всевозможными выбросами, отработанным топливом и отходами.

Охрана водных богатств


Быстрого решения проблемы загрязнения воды не существует. Требуются годы, чтобы привести к сильному загрязнению вод, и годы, чтобы избавиться от загрязнения. Но есть несколько важных шагов, которые мы можем сделать, чтобы решить эту проблему.

Прежде всего, нужно объяснять людям причины и последствия загрязнения воды. Повышение осведомленности общественности может помочь уменьшить количество загрязнения. Одна из основных проблем с загрязнением воды – это серые зоны в законах по всему миру. Приняв ужесточение экологических законов на национальном и международном уровнях, мы можем значительно усложнить для некоторых людей задачу загрязнения окружающей среды.

Работая вместе над поддержанием чистоты водоемов и окружающей среды в целом, мы можем сделать мир более здоровым и лучшим для растений, животных и людей.

Удивительные качества воды


Со школьных лет людям известно, что человек, как и живые существа состоит из воды. Поэтому беречь воду для сохранения жизни на нашей планете важно. Удивительно, но вода, как и люди сохраняет свойство памяти. Учёные провели много исследований по этому вопросу. И доказали, что это можно легко проверить, наблюдая за кристаллами воды через микроскоп. Если воде говорить добрые, приветливые слова, то молекулы образуют чёткий, ровный рисунок. Брань, грубая речь не даст кристаллам воды построить правильные очертания в форме снежинок. Это свойство воды раскрывает ценность добрых слов и влияние на настроение человека, веру в себя и силы духа.

Озеро Байкал – источник пресной воды


Байкал, как и другие водоёмы нашей планеты, стало любимой территорией отдыха для туристов. И также, как и другие места отдыха и экскурсий подвергается загрязнению. Уменьшение запасов питьевой воды приведёт к экологической проблеме. Спровоцирует рост заболеваемости опасными инфекциями, всевозможным эпидемиям, снизится рождаемость, население сократиться.

Подведение итогов

Ценнейшее, что подарила наша планета Земля – это вода. Без воды не родится ни человек, ни животное. Без неё не прорастёт ни одно семечко, не созреет ни овощ, ни фрукт. Только вода утоляет жажду, охлаждает тело в жаркий день. И только вода тушит огонь, спасает урожаи в засушливый год, защищает лес в пожароопасной ситуации. Чтобы сохранить этот природный ресурс – нужно каждый день сократить использование самого главного источника человеческих сил и энергии. Без воды погибнет живое, и флора, и фауна. Только человек решает и выбирает, что передаст следующим потомкам. Планета подарила человечеству необходимое для жизни – воду и чистый воздух, и только от людей, бережного отношения к природным ресурсам, зависит жизнь людей дальше. И только сохранное, трепетное отношение к воде сохранит земной шар чистым и здоровым.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Выяснить, почему нужно беречь воду.
  • Убедиться в необходимости сохранять чистую воду.
  • Сформировать представление о способах сохранения и очистке воды.
  • источник питья
  • среда обитания животных и растений
  • для приготовления пищи
  • дорога для передвижения и перевоза грузов
  • Все растения и животные состоят главным образом из воды, которая необходима для поддержания жизни. Например, тело человека состоит из воды на 2/3. Для нормальной работы организма нам необходимо ежедневно пить воду, возмещая потерю жидкости выделяемой из организма. Без воды человек может прожить не более 4-х суток.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Бежит вода, струится

И прямо в домик твой.

К ней надо относиться, Как к ценности большой.

Не умыться , не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

Пресная вода Все имеющиеся на Земле запасы пресной воды составляют лишь небольшую часть общего количества воды. Вода — универсальный растворитель, а это значит, что ее насыщенность минералами зависит от почвы и залегающих под нею горных пород. Кроме того, вода подвижна, и, поэтому, на ее состав влияют выпадающие осадки, таяние снегов, половодье и притоки, впадающие в более крупную реку или озеро. Большое значение в характеристике свойств воды играет показатель её чистоты. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус. Но родники так же, как артезианские скважины и колодцы, подвержены загрязнению. В наше время невозможно гарантировать неизменное качество родниковой воды, так как оно зависит не только от сезонных обстоятельств (ливни, паводки, грунтовые воды), но и от выбросов близлежащих промышленных предприятий.

Пресная вода нашего края

Источники загрязнения воды

сточные воды заводов

мусор с кораблей

1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой

воды. Завод за 1 минуту сбрасывает 25 л отходов.

5 граммов нефтепродуктов затягивают плёнкой 50

квадратных метров поверхности воды.

  • Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья, Смотрите же, люди, вперед!

В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик. Нечистоты с ферм сливаются в реки. Вода, использованная в быту, попадает в водоёмы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект окружающий мир 4 класс

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ "ВОДОЕМЫ РОДНОГО КРАЯ, ИХ СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА"

Цель: уточнить и дополнить представления учащихся о водоемах родного края; рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения; развивать мышление, внимание, речь; воспитывать бережное отношение к воде.

I. Организационный МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Искусственные моря, созданные на реках. (Водохранилища)

2. Озера зарастают растениями, которые, отмирая, падают на дно и замулюють его. Озера постепенно мелеют и превращаются в. (болота).

3. Место, где на поверхность земли выходит подземная вода. (Источник)

4. Водоем, возникший в естественных впадинах на поверхности земли. (Озеро)

5. Части океанов, которые заходят в сушу. (Моря)

6. Озера, созданные руками людей. (Ставки)

— Сегодня на уроке вы узнаете о водоемах родного края и их охране.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя

Еще название есть, а реки уже нет.

Усохли ивы, выжовкли рвы,

и дикая утка тоскливо обминает

рудиментарные остатки багви.

И только степь, и только жара, жара,

и озерявин проблески скупы.

И тот в небе сморенный аист,

и то аистовое гнездо на столбе.

Куда ты делась, річенько? Воскресни!

У берегов потрескались уста.

Красочных лук не знают твои весны,

и светит жара ребрами моста.

Стоят мосты над мертвыми реками.

Аист сделает несколько кругов.

Камыши с черными свечами

идут вдоль прежних берегов.

Учитель может рассказать детям о водоеме своего детства.

Ученики делают вывод о том, что именно деятельность человека сделала эти водоемы обмелевшими, загрязненными, обедненными растительным и животным миром. Дети отмечают, что именно после посещения людей остается мусор на берегах озера.

Учитель задает главный вопрос:

- Что делать? Как должен действовать человек, который понимает, насколько вода нужна ему и природе и свою ответственность за состояние водоемов?

Учитель предлагает составить памятку "Правила поведения у водоема". Ученики работают в парах.

- Не бросай мусор в воду.

- Не оставляй мусор на берегу.

- Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

2. Работа по учебнику (с. 161)

Ученики работают по заданию учебника.

V. обобщение и систематизация полученных знаний

С виду это была вполне невинная река. Еще не так давно в ней водились окуни и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад

фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она ушла, не выдержав, вниз по течению в другую реку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и остальные щуки не хотели с ней разговаривать.

- О чем вы узнали из этого отрывка?

- Почему в реке перевелась всякая живность?

- Как описана щука? Почему у нее был такой вид?

— Почему щука погибла?

2. Работа по иллюстрациям водоемов

— Вам нравятся такие картины? Хотели бы вы здесь отдохнуть?

- Чтобы сохранить такую красоту, следует соблюдать ряд правил. Не загрязняйте берега водоемов (банками, бутылками, упаковками). Консервные банки могут лежать на земле 90 лет, полиэтилен разлагается примерно через 80-90 лет, а стекло практически вечно. Не мойте машины на берегу и на мелководье (загрязнители попадут в воду и повлекут нарушение многих процессов в водоеме). Не споласкивайте канистры из-под бензина в водоеме. Не рвите белые кувшинки, желтые кубышки и другие растения, которые растут в водоеме, они являются украшением водоема и нужны другим водным обитателям. Не ловите раков и двустворчатых моллюсков! Берегите лягушек и головастиков! Не ловите стрекоз! Не разрушайте жилища ондатр и бобров! Не вылавливайте рыбу больше, чем 5 кг за сутки. Эта норма установлена для сохранения численности рыб в водоемах. Не используйте варварские орудия для ловли: остроги, сетки — они не достойны человека умного, доброго, экологически грамотного.

3. Вода в народном творчестве

Ученики читают загадки, пословицы, поговорки, мифы и легенды о воде.

4. Творческая работа учащихся

— Что рождается в душе при звучании слов вода, река, водоем?

Живая, чистая, привлекательная

Журчит, поет, поит,

Без тебя нет жизни

Разговорчивая, быстрая, чистая

Бежит, спешит, живет, работает

Дом для живых существ

5. Работа в группах

Каждая группа получает свое задание и выполняет его.

1-я группа. Докажите, что вода-источник жизни на планете.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ ПЛАНЕТЫ

Из космоса космонавты видят, что вода занимает 3/4 поверхности нашей планеты,— это реки, моря, океаны. Вода повсюду: в воздухе — в виде пара, облаков; под землей — это источники, подземные озера; на Северном и Южном полюсах — огромные скопления льда и снега.

Вода — один из основных факторов, определяющих климат планеты (благодаря круговороту воды в природе).

Вода входит в состав любого организма.

Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок-вода с растворенными в ней различными веществами.

В теле животных вода обычно составляет более половины массы. Например, тело медузы на 90 % состоит из воды. Много воды и в теле человека. Если массу тела разделить на 3 и полученное число умножить на 2, можно узнать, сколько воды в нашем теле. Вода входит в состав крови человека, которая разносит по организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить звери, птицы, люди. Вода-жилище и растений и водных животных.

Значение воды в жизни планеты не просто велико, а огромно! Вода-источник жизни на планете! Без воды существование живых существ невозможно!

Вывод. Вода-источник жизни на планете! Без воды существование живых существ невозможно!

2-я группа. Докажите, что вода нужна человеку как для жизнеобеспечения, так и для развития.

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОДУ

С развитием человечества от древнейших времен до наших дней вода приобретала все большее значение.

Сначала она несла на себе первые суда, корабли. Затем ею начали орошать поля, построили первые водяные мельницы, создали первые водопроводы. И вот сегодня вода уже вращает турбины современных гидростанций, дает электрический ток людям.

Водой умываются люди, города, машины, дороги. А еще вода-это большая и удобная дорога. Ею днем и ночью идут суда, везут различные грузы и пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не изготовить бумагу, ткань для одежды, резину, конфеты, лекарства — ничего не сделать без воды!

Если посмотреть на карту мира, то можно увидеть, что все столицы государств расположены на берегу моря или реки. Действительно, Киев стоит на реке Днепр, Париж на реке Сене, Лондон — на реке Темза. Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где прежде всего была вода. Она нужна не только для питья и бытовых нужд, но и как защита от врага (даже крепости окружались рвами, заполненными водой), и как удобный путь для общения и торговли с соседями. Печальная участь постигла древнюю индийскую цивилизацию Мохенджо-Даро. Когда река Инд изменила русло и вокруг воцарилась пустыня, эта цивилизация погибла.

Можно утверждать, что цивилизация не сможет существовать без большого количества воды, потому что вода нужна человеку для жизни, питания, поддержания чистоты, для жизнеобеспечения и развития. Без воды человечество просто исчезнет.

Вывод. Вода нужна человеку для жизни, питания, поддержания чистоты, для жизнеобеспечения и развития. Без воды человечество просто исчезнет.

3-я группа. Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду?

ПОЧЕМУ ВОДУ НУЖНО БЕРЕЧЬ

Воды на Земле и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также для использования человеком в быту, в сельском хозяйстве, на производстве. Пресной воды на планете мало. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах и пока не доступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища).

Запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения. Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами транспорта.

Сегодня человек широко использует моющие средства. Они-один из самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок, соду. Они практически не удаляются очистительными спора-дамы. При попадании моющих средств в водоем мелкие организмы, например, водоросли, погибают.

Читайте также: