Доклад современный урок в рамках реализации фгос

Обновлено: 13.05.2024

Населенный пункт: г. Москва

  1. Что такое урок?
  1. Что отличает современный урок от традиционного?
  1. Проектирование современного урока
  1. Технологическая карта
  1. Критерии современного урока
  1. Что включает в себя урок в настоящее время?

Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования определены требования к основной образовательной программе. Данные требования касаются структуры программы, условий реализации, а также результатов освоения образовательной программы начального и основного общего образования. В связи с этим урок должен соответствовать запросам государства и отвечать требованиям государственных образовательных стандартов.

1. Что такое урок?

Несмотря на развитие системы российского образования и введение стандартов нового поколения, урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса, однако меняются задачи урока.

2. Что отличает современный урок от традиционного?

Одной из целей современной образовательной концепции является развитие личности, способной к самообразованию. Данная цель характерна и для урока. Для начала давайте рассмотрим, чем отличается урок от такой формы организации учебного процесса как лекция. Основная задача лекции заключается в изложении материала. Одним из результатов урока является усвоение учащимися определенной учебной информации. Лекция проходит в форме монолога, урок, построенный в соответствии с федеральным государственным стандартом, - это урок-диалог.

Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру. Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся. Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др. Кроме того, современный урок строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных. Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности 2 . На традиционном уроке учитель лишь выясняет у учеников, что они запомнили.

Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности. Мы перечислили только некоторые отличия современного урока от традиционного, но в общем виде можно сказать, что требования к организации урока значительно выросли.

  1. Проектирование современного урока

С чего начинается урок? Урок начинается с проектирования. Главным субъектом урока являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учет планируемых результатов 3 .

Любой урок (современный или традиционный) строится в соответствии с определенной структурой. В общем виде в структуре урока можно выделить три компонента.

  1. Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС ООО: методическое пособие / авт. – сост: С.В. Фаттахова.- Казань: ИРО РТ, 2015, с. 7, с. 16

Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели:

1. Уроки изучения нового материала.

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала.

4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков.

5. Комбинированные уроки.

Далее давайте обратим внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:

  • Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке);
  • Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
  • Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
  • Усвоение новых знаний и способов действий;
  • Проверка понимания учащимися нового материала;
  • Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
  • Контроль, самопроверка, рефлексия;
  • Поведение итогов урока;
  • Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.

Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов.

Традиционно выделяю три формы организации деятельности на уроке: фронтальная форма, групповая (в т.ч. парная) и индивидуальная. Методов гораздо больше, как правило, выделяют три группы методов: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а также методы контроля и самоконтроля. Важным является использование таких средств и методов, которые направлены на включение каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения.

Помещение оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Подробный перечень требований представлен в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"". Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.

4. Технологическая карта

Разработку урока удобно представлять в виде такой формы планирования как технологическая карта, которая позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить УУД, реализовать планируемые результаты.

Наиболее целесообразным является составление технологической карты в виде таблицы с учетом следующих разделов:

    • Этапы урока (на каждом этапе рекомендуется определить цель и прогнозируемый результат);
      • Планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные);
        • Деятельность учителя (например, создание эмоционального настроя, формулировка задания, организация самопроверки, оценивание и др.);
          • Деятельность учащихся (например, ответы на вопросы, работа с карточками, проведение анализа, самопроверка и др.).

          Таким образом, технологическая карта позволяет описать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы, учесть необходимые условия. Кроме того, технологическая карта позволяет спланировать не только деятельность учителя на уроке, но и деятельность учеников. Проектирование современного урока с помощью технологической карты способствует осуществлению формирования результатов обучения осознанно.

          5. Критерии современного урока

          Важным критерием современного урока является его результативность. Сюда можно отнести объем и прочность полученных на уроке знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся.

          Структура современного урока была рассмотрена выше, она также является одним из основных критериев. Современный урок должен гармонично сочетать в себе учебную и творческую деятельность учащихся, урок должен быть направлен на самореализацию потенциала каждого ученика. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.

          Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:

          • Преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

          Принципы непрерывности и преемственности направлены на непрерывный образовательный процесс учеников и преемственность между всеми ступенями образования.

          Принцип целостности связан с формированием у учащихся обобщенного системного представления о мире, т.е. целостной картины мира.

          Принцип научности означает не только представление научно достоверных фактов, но и формирование умений учеников определять необходимые способы решения, разрабатывать соответствующие методы.

          Принцип гуманизации связан с ориентацией содержания урока на личностные и социально значимые проблемы. Урок, с точки зрения идеи гуманизации, включает в себя три блока: здоровье ребенка, культуру общения и психолого-педагогическую культуру учителя.

          Принцип культуросообразности направлен на становление культурной, гражданской и личностной идентификации учащихся.

          Таким образом, мы перечислили одни из основных критериев современного урока.

          6. Что включает в себя урок в настоящее время?

          Современный педагог должен владеть различными схемами урока с целью успешного достижения разнообразных целей. Урок, построенный в соответствии с ФГОС, является многокомпонентным и направлен не только на усвоение предметных знаний, но и на достижение метапредметных результатов (формирование познавательных универсальных учебных действий). Построение такого урока возможно с помощью личностно-ориентированного подхода.

          Для современного урока характерно применение учебной ситуации, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия и исследуют его в процессе совершения различных учебных действий.

          Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок необходимо строить с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.

          Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определенные задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться. Таким образом, можно сформулировать еще одно отличие современного урока от традиционного: традиционный подход в педагогике связан с внешней стимуляцией действий учащихся, современный урок строится преимущественно таким образом, чтобы сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию.

          Некоторые этапы современного урока направлены на формирование внутренней мотивации ученика. Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии сформированности у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.

          Кроме того, для современного урока характерно использование деятельностных методов и приемов. Давайте обратим внимание на другие возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:

          Работу в группах или парах;

          С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.

          Урок, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер в отличие от линейного урока, на котором, как правило, используются фронтальные методы работы с классом. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следуют выделить:

          • Технологию решения исследовательских задач;
          • Технологию развивающего обучения;
          • Технологию проблемного обучения;
          • Технологию деятельностного метода;
          • Проектную технологию;
          • Технологию развития критического мышления.

          Мы перечислили лишь некоторые современные педагогические технологии, и в рамках данного курса мы не будем останавливаться на них подробно.

          В настоящее время педагоги широко применяют ИКТ на уроке. Чаще всего используются презентации, которые позволяют повысить наглядность, мотивацию, интерес к обучению.

          Однако не стоит включать презентации в каждый урок. Материал для презентации должен быть тщательно проработан, презентация должна быть качественной и способствовать решению поставленных задач.

          В заключении

          Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!

          В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

          С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).

          Современный урок как раз является тем уроком, на котором развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

          Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

          Какие требования предъявляются к современному уроку:

          • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
          • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
          • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
          • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
          • вывод делают сами учащиеся;
          • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
          • время сбережение и здоровьесбережение;
          • в центре внимания урока - дети;
          • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
          • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
          • планирование обратной связи;
          • урок должен быть добрым.

          На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

          • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
          • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
          • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
          • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
          • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

          Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

          Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

          Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

          Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

          Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

          • требований к результатам освоения основной образовательной программы;
          • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
          • требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

          Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения

          1. Урок изучения нового.

          Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

          2. Урок закрепления знаний.

          Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

          3. Урок комплексного применения знаний.

          Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

          4. Урок обобщения и систематизации знаний.

          Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

          5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

          Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

          При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.

          Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

          Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

          Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

          ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

          В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

          Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

          • возраста ребенка;
          • специфики учебного предмета;
          • меры сформированности УУД учащихся.

          Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

          Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

          При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

          Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

          Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

          Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

          Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

          Рекомендации для учителей в рамках ФГОС

          Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:

          • При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
          • Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
          • Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
          • Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
          • Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
          • Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
          • Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
          • Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
          • Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
          • Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
          • На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

          Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.

          Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти.

          • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
          • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

          Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

          Много вопросов вызывал переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, до сих пор идут бурные обсуждения о целесообразности введения новых стандартов в образовании. И это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

          Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

          анализировать свои действия;

          самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

          быть способными к сотрудничеству;

          обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

          Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

          Какие же требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:

          хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

          учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

          урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

          учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

          времясбережение и здоровьесбережение;

          учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как уровень обученности класса, стремление учащихся, настроение детей;

          умение демонстрировать методическое искусство учителя;

          планирование обратной связи.

          Для методики современного урока актуальными являются:

          достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

          направленность на формирование различных способов деятельности;

          формирование функциональной грамотности;

          демонстрирует универсальные и предметные способы действий

          инициирует действия учащихся

          консультирует и корректирует их действия

          находит способы включения в работу каждого ученика

          создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

          Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

          В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

          Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером . Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания . Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

          В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

          Первый аспект - мотивационно – целеполагающий .

          Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

          К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

          Второй аспект современного урока - деятельностный аспект

          Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

          Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская и проектная работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

          Важнейший метапредметный результат современного образования - сформированная готовность и способность учащихся реализовывать проектную и исследовательскую деятельность .

          Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

          Развивающее обучение также лежит в основе современного урока , так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

          Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

          Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

          Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

          Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

          Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя учебное занятие, составляет технологическую карту урока . Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

          Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов как в начальной, так и в основной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений учебных действий.

          Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

          Структура технологической карты включает:

          цель освоения учебного содержания;

          планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

          основные понятия темы;

          метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

          Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

          Преимущества технологической карты:

          использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы;

          освобождается время для творчества учителя;

          обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

          снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

          обеспечивается повышение качества образования.

          Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

          учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

          используются эффективные методы работы с информацией;

          организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

          обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической

          В государственных образовательных стандартах 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам . Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата .

          Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

          Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

          Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

          Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

          На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

          Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.

          Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не всегда даёт возможность включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

          Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций. Всё э то позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

          Большую роль при проведении современного урока играет подбор заданий и вопросов на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся творческие . Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

          Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

          Какие же требования выдвигают федеральные государственные стандарты к современному уроку? Концепция ФГОС определяет следующую систему требований к уроку:

          1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке.

          2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

          3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

          4. Отбор содержания . Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать пере-грузок.

          5. Интегративность знаний , отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

          6. Построение каждого этапа урока по схеме : постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

          7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.

          8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

          9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

          10. Организация парной или групповой работы , позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.

          11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

          12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

          13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

          14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

          15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

          ФГОС основного общего образования нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, что требует рассмотреть вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Кроме того, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

          Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

          Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

          Современный урок – это:

          - урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.)

          - урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику

          - урок, содержащий разные виды деятельности

          - урок, на котором ученику должно быть комфортно

          - урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика

          - урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности

          - урок, направленный на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

          - урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения

          - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками

          -учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

          1.Компетентностный подход – комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
          2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности( целеполагание,рефлексия, оценка).
          3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
          4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
          5.Акцент на активную деятельность и результативность
          ( личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
          6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках ( в том числе структуирование и анализ).
          7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
          8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).

          9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.
          10. Повышение мотивации к образованию ( проблемный подход, интерес).
          Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.
          Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.
          В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия , позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

          Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
          На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.
          Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.
          Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
          Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
          В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
          Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

          Требования, предъявляемые к современному уроку.
          1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
          2. Урок долен носить гуманистический подход.
          3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
          4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
          5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
          6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
          7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
          8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
          9. В центре внимания на уроке должны быть ученики( урок для детей, а дети для урока).
          10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
          11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
          12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
          13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

          Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.
          Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
          Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
          Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
          Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии , применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.

          Читайте также: