Доклад юнеско наука в авангарде всемирного движения к устойчивому росту

Обновлено: 04.07.2024

Париж, 10 ноября - Чтобы стимулировать экономический рост и способствовать устойчивому развитию, большинство стран, независимо от уровня доходов, в настоящее время делают ставку на научные исследования и инновации. Это следует из Доклада ЮНЕСКО по науке до 2030 года, который будет представлен в штаб-квартире ЮНЕСКО по случаю Всемирного дня науки 10 ноября.

Из Доклада, во-первых, следует, что, несмотря на поразивший промышленно развитые страны экономический кризис 2008 года, валовые внутренние расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) за период между 2007 и 2013 годами выросли в мире на 31%. В 2013 году они составили 1,478 млрд. долларов, по сравнению с 1,132 млрд. в 2007 году, т.е. росли быстрее, чем мировой валовой внутренний продукт (ВВП) за тот же период (20%).

Первое место с 28 процентами занимают Соединенные Штаты Америки, за ними следует Китай (20%), обогнавший к настоящему времени Европейский Союз (19%), и Япония (10%). На остальной мир, составляющий 67 процентов мирового населения, приходится лишь 23 процента расходов на НИОКР. Следует отметить быстрые темпы роста соответствующих расходов таких стран, как Бразилия, Индия и Турция.

Снижение государственных инвестиций

Увеличение расходов на НИОКР во многом произошло за счет инвестиций частного сектора, компенсировавших замораживание или снижение государственных расходов в ряде таких промышленно развитых стран, как Италия, Великобритания и Франция. Эта тенденция особенно заметна в Канаде (чья мировая доля снизилась в период между 2007 и 2013 годами от 2,1% до 1,5%) и в Австралии, где имели место значительные сокращения бюджетов на научные исследования и акцент был сделан на прикладные науки за счет фундаментальных исследований.

Если расходы на НИОКР, несмотря на кризис, в мировом масштабе выросли, это произошло оттого, что научные исследования и разработки в настоящее время рассматриваются, в общем, в качестве ключевого фактора экономического роста и развития. Действительно, очень большое число стран, независимо от уровня своих доходов, делают ставку на научные исследования и инновации, чтобы выдержать жесткую конкуренцию в мире или постараться завоевать себе в нем более высокое место.

Таково положение в Африке, где все более широко признается, что развитие современной инфраструктуры (больницы, школы, средства связи, железные и автомобильные дороги и пр.) и диверсификация экономики требует инвестиций в науку, инновации и подготовку квалифицированных работников. Например, Кения потратила на НИОКР 0,79% ВВП в 2010 году против 0,36% в 2007-м. Расходы на НИОКР растут также в Гане, Малави, Мали, Мозамбике, Уганде и Эфиопии.

В контексте активизации вложений в НИОКР технологии, связанные с устойчивым развитием становятся новым приоритетом для многих стран, что соответствует Целям устойчивого развития, принятым Организацией Объединенных Наций в сентябре. Это более всего заметно в Латинской Америке, где 19 стран разработали и приняли политику, благоприятную для использования возобновляемой энергии. К концу 2015 года 90% электричества из возобновляемых источников намерен получать Уругвай. Свои парки солнечной и ветровой энергетики существенно развили Мексика и Чили.

Подобные проекты осуществляются и в арабских странах. Так, самый большой в Африке ветровой парк создан в 2014 году Марокко, в настоящее время здесь реализуется проект крупнейшей в Африке фермы, работающей на солнечной энергии. В 2015 году о начале программы развития солнечной энергетики объявила Саудовская Аравия.

Больше научных работников, больше подвижности

Усилия по развитию научных исследований находят отражение и в численности научных работников. В мире никогда не было так много научных работников. Их число, составляющее в настоящее время 7,8 миллиона человек, с 2007 года увеличилось более чем на 20%. Они наиболее многочисленны в ЕС (22% от мирового их числа). Затем следуют Китай (19%) и США (16,7%).

Учиться за границей более других склонны студенты из арабских стран, Центральной Азии, из стран Африки южнее Сахары и Западной Европы. Предпочтительными местами для учебы остаются Европа и Северная Америка. Только Соединенные Штаты принимают почти половину (49%) иностранных студентов, обучающихся в докторантуре в области науки или техники. Затем идут Великобритания (9%), Франция (7%) и Австралия (4,6%).

Со времени экономического кризиса 2008 года Европа и Северная Америка несколько потеряли привлекательность. У студентов, желающих учиться за границей, выбор расширился. В 2009 году почти 60 тысяч иностранных студентов приняла Южная Африка. Привлекая с материка приблизительно 17 тысяч студентов, одним из самых популярных мест для студентов из стран Латинской Америки является Куба, при этом 5 тысяч человек выбрали Бразилию и 2 тысячи ― Чили. Другой пример ― Малайзия, планирующая стать к 2020 году шестой по числу иностранных студентов. С 2007-го по 2012 год их число здесь возросло почти вдвое, достигнув 56 тысяч.

В настоящее время научных работников привлекают даже страны, более других страдающие от утечки мозгов. В период между 2002 и 2014 годами Судан потерял 3 тысячи научных работников, отправившихся в соседние страны с лучшими условиями, особенно в Эфиопию. Но он также стал страной, принимающей студентов из арабского мира и Африки.

Научные исследования ― это, по преимуществу, все еще мужской мир

Если в настоящее время женщины достигают паритета с мужчинами на уровне магистратуры, то на уровне докторантуры их доля снижается до 43% дипломантов. Затем разрыв увеличивается, и среди научных работников женщин в мире лишь 28,4%. Они также имеют меньший, чем мужчины, доступ к финансированию, и хуже представлены в престижных университетах. Они все так же находятся в меньшинстве на ответственных постах: как в административных советах, так и во главе университетов.

Больше всего научных работников-женщин насчитывается в регионах Юго-Восточной Европы (49%), Карибского бассейна, Центральной Азии и Латинской Америки (44%). Надо отметить, что в арабских государствах женщин-ученых 37%, и это больше, чем в Европейском Союзе (33%).

Некоторые страны следуют стратегии, призванной изменить эту тенденцию. В частности, в Германии была в 2013 году введена 30-ти процентная квота женщин в советах директоров компаний. С помощью системы распределения стипендий долю женщин среди преподавателей и ученых также стремится повысить Япония.

Инвестиции в исследования и разработки ― трудный выбор

Хотя усилия в сфере НИОКР в основном предпринимаются в богатых странах, инновации внедряются в очень многих странах, каков бы ни был уровень их доходов. Частично инновации реализуются независимо от активности в сфере НИОКР. Поэтому авторы доклада побуждают политиков действовать так, чтобы меры, стимулирующие компании, были сосредоточены не только на исследованиях и разработках, но и нацеливались на инновации, в форме передачи технологий, приобретения оборудования или программного обеспечения ― элементы в этом процессе определяющие.

При том, что большинство политологов выступают за укрепление связей между частным сектором, университетами и общественными научно-исследовательскими институтами, такие меры зачастую не ведут к получению результатов, говорится в докладе, основанном на исследовании Статистического института ЮНЕСКО от 2013 года, и охватывающем 65 стран. Доклад побуждает политиков к разработке эффективных стратегий для того, чтобы попытаться изменить это положение.

Всемирный доклад по науке также подчеркивает важность для развития, основанного на инновации, эффективного управления. Коррупция в университете мешает подготовке квалифицированных специалистов. Она является сдерживающим фактором и для частного сектора. Компании мало заинтересованы инвестировать в НИОКР, если не могут рассчитывать, что правовая система защитит их интеллектуальную собственность.

Доклад ЮНЕСКО по науке подготовлен группой международных экспертов. Он дает анализ состояния мировых тенденций в научных исследованиях и развитии, базируясь на многочисленных качественных и количественных данных. Составленных из глав, посвященных различным регионам*, он также содержит комментарии по некоторым странам** и очерки по таким конкретным темам, как роль знаний коренного населения. Всемирный доклад ЮНЕСКО по науке публикуется каждые пять лет.

  • Содержание - скачать полный текст Доклада
  • Прямая трансляция официальной презентиции Доклада, в том числе круглый стол с участием авторов (Париж, в 18:30): Без перевода | английский | французский

Контакт для СМИ:

* Центральная и Латинская Америка, Центральная Азия, Восточная Африка, Западная Африка, Южная Африка, Юго-Восточная Азия и Океания, Южная Азия, арабские страны, Европейский Союз, страны-члены Карибского сообщества (КАРИКОМ), страны Черноморского бассейна.

** Бразилия, Канада, Индия, Израиль, Иран, Китай, Республика Корея, Малайзия, Российская Федерация, США, Япония.


Чтобы стимулировать экономический рост и способствовать устойчивому развитию, большинство стран, независимо от уровня доходов, в настоящее время делают ставку на научные исследования и инновации. Это следует из Доклада ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году, который 10 ноября был представлен в штаб-квартире организации по случаю Всемирного дня науки. Для доклада главу о России написали первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг и директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Татьяна Кузнецова.

Ниже приводим пресс-релиз о выходе доклада. Также доступно резюме доклада на русском языке.

Доклад ЮНЕСКО: Наука в авангарде всемирного движения к устойчивому росту

Из Доклада, во-первых, следует, что, несмотря на поразивший промышленно развитые страны экономический кризис 2008 года, валовые внутренние расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) за период между 2007 и 2013 годами выросли в мире на 31%. В 2013 году они составили 1,478 млрд. долларов, по сравнению с 1,132 млрд. в 2007 году, т.е. росли быстрее, чем мировой валовой внутренний продукт (ВВП) за тот же период (20%).

Первое место с 28 процентами занимают Соединенные Штаты Америки, за ними следует Китай (20%), обогнавший к настоящему времени Европейский Союз (19%), и Япония (10%). На остальной мир, составляющий 67 процентов мирового населения, приходится лишь 23 процента расходов на НИОКР. Следует отметить быстрые темпы роста соответствующих расходов таких стран, как Бразилия, Индия и Турция.

Снижение государственных инвестиций

Увеличение расходов на НИОКР во многом произошло за счет инвестиций частного сектора, компенсировавших замораживание или снижение государственных расходов в ряде таких промышленно развитых стран, как Италия, Великобритания и Франция. Эта тенденция особенно заметна в Канаде (чья мировая доля снизилась в период между 2007 и 2013 годами от 2,1% до 1,5%) и в Австралии, где имели место значительные сокращения бюджетов на научные исследования и акцент был сделан на прикладные науки за счет фундаментальных исследований.

Если расходы на НИОКР, несмотря на кризис, в мировом масштабе выросли, это произошло оттого, что научные исследования и разработки в настоящее время рассматриваются, в общем, в качестве ключевого фактора экономического роста и развития. Действительно, очень большое число стран, независимо от уровня своих доходов, делают ставку на научные исследования и инновации, чтобы выдержать жесткую конкуренцию в мире или постараться завоевать себе в нем более высокое место.

Таково положение в Африке, где все более широко признается, что развитие современной инфраструктуры (больницы, школы, средства связи, железные и автомобильные дороги и пр.) и диверсификация экономики требует инвестиций в науку, инновации и подготовку квалифицированных работников. Например, Кения потратила на НИОКР 0,79% ВВП в 2010 году против 0,36% в 2007-м. Расходы на НИОКР растут также в Гане, Малави, Мали, Мозамбике, Уганде и Эфиопии.

В контексте активизации вложений в НИОКР технологии, связанные с устойчивым развитием становятся новым приоритетом для многих стран, что соответствует Целям устойчивого развития, принятым Организацией Объединенных Наций в сентябре. Это более всего заметно в Латинской Америке, где 19 стран разработали и приняли политику, благоприятную для использования возобновляемой энергии. К концу 2015 года 90% электричества из возобновляемых источников намерен получать Уругвай. Свои парки солнечной и ветровой энергетики существенно развили Мексика и Чили.

Подобные проекты осуществляются и в арабских странах. Так, самый большой в Африке ветровой парк создан в 2014 году Марокко, в настоящее время здесь реализуется проект крупнейшей в Африке фермы, работающей на солнечной энергии. В 2015 году о начале программы развития солнечной энергетики объявила Саудовская Аравия.

Больше научных работников, больше подвижности

Усилия по развитию научных исследований находят отражение и в численности научных работников. В мире никогда не было так много научных работников. Их число, составляющее в настоящее время 7,8 миллиона человек, с 2007 года увеличилось более чем на 20%. Они наиболее многочисленны в ЕС (22% от мирового их числа). Затем следуют Китай (19%) и США (16,7%).

Учиться за границей более других склонны студенты из арабских стран, Центральной Азии, из стран Африки южнее Сахары и Западной Европы. Предпочтительными местами для учебы остаются Европа и Северная Америка. Только Соединенные Штаты принимают почти половину (49%) иностранных студентов, обучающихся в докторантуре в области науки или техники. Затем идут Великобритания (9%), Франция (7%) и Австралия (4,6%).

Со времени экономического кризиса 2008 года Европа и Северная Америка несколько потеряли привлекательность. У студентов, желающих учиться за границей, выбор расширился. В 2009 году почти 60 тысяч иностранных студентов приняла Южная Африка. Привлекая с материка приблизительно 17 тысяч студентов, одним из самых популярных мест для студентов из стран Латинской Америки является Куба, при этом 5 тысяч человек выбрали Бразилию и 2 тысячи ― Чили. Другой пример ― Малайзия, планирующая стать к 2020 году шестой по числу иностранных студентов. С 2007-го по 2012 год их число здесь возросло почти вдвое, достигнув 56 тысяч.

В настоящее время научных работников привлекают даже страны, более других страдающие от утечки мозгов. В период между 2002 и 2014 годами Судан потерял 3 тысячи научных работников, отправившихся в соседние страны с лучшими условиями, особенно в Эфиопию. Но он также стал страной, принимающей студентов из арабского мира и Африки.

Научные исследования ― это, по преимуществу, все еще мужской мир

Если в настоящее время женщины достигают паритета с мужчинами на уровне магистратуры, то на уровне докторантуры их доля снижается до 43% дипломантов. Затем разрыв увеличивается, и среди научных работников женщин в мире лишь 28,4%. Они также имеют меньший, чем мужчины, доступ к финансированию, и хуже представлены в престижных университетах. Они все так же находятся в меньшинстве на ответственных постах: как в административных советах, так и во главе университетов.

Больше всего научных работников-женщин насчитывается в регионах Юго-Восточной Европы (49%), Карибского бассейна, Центральной Азии и Латинской Америки (44%). Надо отметить, что в арабских государствах женщин-ученых 37%, и это больше, чем в Европейском Союзе (33%).

Некоторые страны следуют стратегии, призванной изменить эту тенденцию. В частности, в Германии была в 2013 году введена 30-ти процентная квота женщин в советах директоров компаний. С помощью системы распределения стипендий долю женщин среди преподавателей и ученых также стремится повысить Япония.

Инвестиции в исследования и разработки ― трудный выбор

Хотя усилия в сфере НИОКР в основном предпринимаются в богатых странах, инновации внедряются в очень многих странах, каков бы ни был уровень их доходов. Частично инновации реализуются независимо от активности в сфере НИОКР. Поэтому авторы доклада побуждают политиков действовать так, чтобы меры, стимулирующие компании, были сосредоточены не только на исследованиях и разработках, но и нацеливались на инновации, в форме передачи технологий, приобретения оборудования или программного обеспечения ― элементы в этом процессе определяющие.

При том, что большинство политологов выступают за укрепление связей между частным сектором, университетами и общественными научно-исследовательскими институтами, такие меры зачастую не ведут к получению результатов, говорится в докладе, основанном на исследовании Статистического института ЮНЕСКО от 2013 года, и охватывающем 65 стран. Доклад побуждает политиков к разработке эффективных стратегий для того, чтобы попытаться изменить это положение.

Всемирный доклад по науке также подчеркивает важность для развития, основанного на инновации, эффективного управления. Коррупция в университете мешает подготовке квалифицированных специалистов. Она является сдерживающим фактором и для частного сектора. Компании мало заинтересованы инвестировать в НИОКР, если не могут рассчитывать, что правовая система защитит их интеллектуальную собственность.

Доклад ЮНЕСКО по науке подготовлен группой международных экспертов. Он дает анализ состояния мировых тенденций в научных исследованиях и развитии, базируясь на многочисленных качественных и количественных данных. Составленных из глав, посвященных различным регионам*, он также содержит комментарии по некоторым странам** и очерки по таким конкретным темам, как роль знаний коренного населения. Доклад ЮНЕСКО по науке публикуется каждые пять лет.

* Центральная и Латинская Америка, Центральная Азия, Восточная Африка, Западная Африка, Южная Африка, Юго-Восточная Азия и Океания, Южная Азия, арабские страны, Европейский Союз, страны-члены Карибского сообщества (КАРИКОМ), страны Черноморского бассейна.

** Бразилия, Канада, Индия, Израиль, Иран, Китай, Республика Корея, Малайзия, Российская Федерация, США, Япония.

Наука в авангарде движения к устойчивому росту

Большинство стран, независимо от уровня доходов, в настоящее время делают ставку на научные исследования и инновации.

Это следует из Доклада ЮНЕСКО по науке до 2030 года, который будет представлен в штаб-квартире ЮНЕСКО по случаю Всемирного дня науки 10 ноября.

Из Доклада, во-первых, следует, что, несмотря на поразивший промышленно развитые страны экономический кризис 2008 года, валовые внутренние расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) за период между 2007 и 2013 годами выросли в мире на 31%. В 2013 году они составили 1,478 млрд. долларов, по сравнению с 1,132 млрд. в 2007 году, т.е. росли быстрее, чем мировой валовой внутренний продукт (ВВП) за тот же период (20%).

Первое место с 28 процентами занимают Соединенные Штаты Америки, за ними следует Китай (20%), обогнавший к настоящему времени Европейский Союз (19%), и Япония (10%). На остальной мир, составляющий 67 процентов мирового населения, приходится лишь 23 процента расходов на НИОКР. Следует отметить быстрые темпы роста соответствующих расходов таких стран, как Бразилия, Индия и Турция.

Хотя усилия в сфере НИОКР в основном предпринимаются в богатых странах, инновации внедряются в очень многих странах, каков бы ни был уровень их доходов. Частично инновации реализуются независимо от активности в сфере НИОКР. Поэтому авторы доклада побуждают политиков действовать так, чтобы меры, стимулирующие компании, были сосредоточены не только на исследованиях и разработках, но и нацеливались на инновации, в форме передачи технологий, приобретения оборудования или программного обеспечения - элементы в этом процессе определяющие.

При том, что большинство политологов выступают за укрепление связей между частным сектором, университетами и общественными научно-исследовательскими институтами, такие меры зачастую не ведут к получению результатов, говорится в докладе, основанном на исследовании Статистического института ЮНЕСКО от 2013 года, и охватывающем 65 стран. Доклад побуждает политиков к разработке эффективных стратегий для того, чтобы попытаться изменить это положение.

Всемирный доклад по науке также подчеркивает важность для развития, основанного на инновации, эффективного управления. Коррупция в университете мешает подготовке квалифицированных специалистов. Она является сдерживающим фактором и для частного сектора. Компании мало заинтересованы инвестировать в НИОКР, если не могут рассчитывать, что правовая система защитит их интеллектуальную собственность.

Доклад ЮНЕСКО по науке подготовлен группой международных экспертов. Он дает анализ состояния мировых тенденций в научных исследованиях и развитии, базируясь на многочисленных качественных и количественных данных. Составленных из глав, посвященных различным регионам, он также содержит комментарии по некоторым странам и очерки по таким конкретным темам, как роль знаний коренного населения.

Доклад ЮНЕСКО анализирует мировые тренды в науке и технологиях

ЮНЕСКО делает такие доклады каждые пять лет. Их основная цель — проследить развитие науки как социального института, ее вклад в мировую экономику и решение стратегических проблем, которые ставит перед собой ЮНЕСКО.

Флавия Шлегель (Flavia Schlegel), исполнительный директор ЮНЕСКО по вопросам науки, представила основные положения доклада на Всемирном научном форуме в Будапеште, за несколько дней до официальной презентации. По словам мадам Шлегель, в последние годы мировая наука неплохо развивалась, и этот тренд не смог сбить даже мировой финансовый кризис. Наиболее заметны такие тенденции как рост инвестиций в науку и технологии, рост числа крупных международных проектов в области науки, высокая мобильность ученых, смещение фокуса в сторону устойчивого развития и энергетики, рост числа научных публикаций.

Основной вывод, который делают авторы доклада, состоит в том, что большинство стран мира воспринимают исследования и инновации как фактор роста экономики и достижения устойчивости. Эксперты отметили несколько новых явлений, которые не были замечены ранее. Во-первых, это впечатляющая роль университетов в мире, которые буквально стали глобальными институциями. Конкуренция за студентов и качество образования вывела университеты на небывалый уровень развития и влияния. Во-вторых, наука, как и весь мир, захлебнулась в огромном количестве данных. Никогда еще столько данных не было доступно ученым, в чем не последнюю роль сыграли большие международные коллаборации и развитие гражданских исследований, но главное, конечно, это информационные технологии.

Самое шокирующее открытие состоит в том, что мир стал больше инвестировать в исследования. Рост инвестиций составил 31% между 2007 и 2013 годом. Это даже больше, чем рост мирового ВВП за тот же период — 20%. Самая большая доля валовых внутренних расходов на исследования и разработки у США — 28%, за ними следует Китай с 20% долей, далее — ЕС (19%) и Япония (10%). Остальной мир хоть и занимает 67% мировой популяции, но вкладывает всего 23% в мировую науку. Россия вкладывает в мировую научную казну 1,7%.

В мире стало на 20% больше ученых, чем в 2007 году, — 7,8 миллионов. Большая их часть сосредоточена в ЕС, Китае и США. В России по состоянию на 2013 год насчитывалось 440,6 тысяч научных сотрудников, их доля в мире снизилась с 7,3% до 5,7%.

Доля научных публикаций в мире выросла на 28% по сравнению с 2008 годом. В 2014 году в месяц выходит 1,27 миллионов статей. Лидирует здесь ЕС и США.

ЮНЕСКО констатирует, что наука остается в основном мужским занятием. Женщины составляют 28,4% от числа исследователей в мире. Больше всего женщин в науке занято в юго-восточной Европе, в странах Карибского региона, Центральной Азии и Латинской Америке, и, что удивительно, высок их процент в арабских государствах — 37%. Это даже больше, чем в ЕС, где женщин-ученых всего — 30%.

Читайте также: