Важность мастерства слова для психотерапевта доклад

Обновлено: 18.05.2024

Хороший ли я психотерапевт?! . Думаю, что этот вопрос задавал себе каждый практикующий психотерапевт. Часто сей достаточно мучительный вопрос задаётся не однажды в течение профессиональной жизни. Особенно в начале психотерапевтической карьеры и в периоды профессиональных кризисов.

В этой статье мне хочется поразмышлять о том, какой же, всё-таки, он, хороший психотерапевт … . Или она … . Размышлять попробую в общечеловеческом контексте, так как гендерная принадлежность, на мой взгляд, определяющей роли в профессии психотерапевта не играет.

Исходя из этой мысли, я приглашаю уважаемых читателей посмотреть на хорошего психотерапевта с двух точек зрения. Во-первых, какие у него есть, или желательно должны быть, личностные качества; а во-вторых, на его профессиональную квалификацию.

Личностные качества

Конечно, ни один человек никогда не сможет полностью вчувствоваться в мир другого человека. Потому что другой просто другой, - уникальный и исключительный. Но всё же хороший психотерапевт может оставить в стороне свои мнения, воззрения, свой жизненный опыт и войти в мир другого человека. Войти доброжелательным и деликатным гостем без внесения в него собственного мира. Войти и постараться понять, без всяких оценок и деления на плохое и хорошее. В конце концов, все мы просто люди. С прекрасным и ужасным внутри каждого из нас. Развитие в себе эмпатии и безоценочного отношения к клиентам необходимо, так как создаёт доверительные отношения между клиентом и психотерапевтом, без которых любая психотерапия затруднительна, а чаще практически невозможна.

И ответ был таков:

Живя в реальном мире, к сожалению, следует сказать, что не всегда и не всеми доброта оценивается как достоинство и сила. Всегда есть риск встретить человека, воспринимающего доброту как слабость. И хороший психотерапевт готов и к такой встрече тоже.

Также мне хочется сказать несколько слов о неизбежности кризисов в жизни каждого человека. Хороший психотерапевт принимает эту неизбежность и знает, что любой жизненный кризис – это время активного развития человека, возможность его выхода за свои собственные ограничения. Это знание психотерапевта, на мой взгляд, становится бесценным ресурсом для клиента.

Самосознание и рефлексия. В Философском словаре самосознание определяется как переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта). Рефлексия же это процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения. Синтез самосознания и рефлексии делает психотерапевта способным на осознавание. На то, что в гештальт-терапии называется awareness – полное осознавание того, что происходит в настоящий момент времени, внимательное отношение ко всей гамме телесных и эмоциональных откликов или реакций, идущих как изнутри самого организма, так и от окружающей среды (самоосознавание и перцептивное осознавание). Именно через способность к осознаванию достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Хорошие психотерапевты – по моему убеждению, это, прежде всего, хорошо осознающие себя и реальность люди.

Профессиональная квалификация

Думаю, что к таким навыкам можно отнести знание теории, владение психотерапевтическими техниками, решение собственных проблем, участие в балинтовских группах и членство в каком-либо профессиональном сообществе.

Знание теории. Предполагает высшее психологическое или медицинское образование, специализация в области какого-либо психотерапевтического направления и постоянное повышение квалификации. Хороший терапевт любит и умеет учиться. Глубокие знания помогают ясно мыслить теоретически, быстро ставить диагноз, понимать, что происходит в терапии и уметь объяснить происходящее в случае необходимости.

Владение психотерапевтическими техниками. Психотерапевтические техники – инструмент психологического воздействия в терапии. Поэтому хороший психотерапевт уверенно владеет этими инструментами. Чем шире спектр техник, которыми владеет психотерапевт, тем лучше и большему количеству людей он сможет оказывать помощь.

Участие в балинтовских группах и членство в каком-либо профессиональном сообществе способствуют профессиональному развитию. Хороший психотерапевт поддерживает связь с коллегами в едином профессиональном психотерапевтическом поле.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

К. Юнг как-то заметил, что

личность психотерапевта — лучшая формула самой психотерапии.

Психотерапия

В общем виде это признается многими, но все дело в том — какие именно качества при этом считать главными и как их можно развивать.

Исследования Б. Карвасарского, И. Вайнера, С. Глэддинга подтверждают вышесказанное, при этом авторы полагают, что личностные черты психотерапевта влияют на эффективность психотерапевтического процесса.

Выделяют такие характеристики, как концентрация на клиенте, внимательность к его эмоциям, открытость, восприимчивость взглядов, отличных от своих, гибкость, терпимость, свобода действия и объективность мышления.

Х. Пезешкиан так говорит о личностных качествах, которые способствуют психотерапевтическим отношениям:

— общее альтруистическое отношение;

— открытость к новым техникам и подходам;

— использование психотерапии поддержки;

— понимание человеческих страданий,

— творчество и импровизация психотерапевта.

Эффективность психотерапии зависит не только от действенности метода и степени овладения его теорией и техникой выполнения отдельных приёмов, но и от эмоциональной зрелости специалиста, его гибкости и способности осознавать и выражать собственные эмоции и их содержание.

По выражению Л. Волберга,

даже самый лучший тренинг и опыт не могут компенсировать отсутствие позитивных личностных качеств, без которых ни одна техника не может быть действительно продуктивной.

Д. Бьюдженталь считает, что работа психотерапевта — это особый вид искусства. И потому здесь, как и в любом виде искусства, огромную роль играют интуиция, гибкость и независимость.

В силах терапевта — только содействовать внутреннему поиску клиента, помочь ему разобраться в себе и найти путь к собственным силам.

В этом и состоит подлинное искусства психотерапевта.

Существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психотерапевта и критерии эффективности его практической работы (Г. Абрамова, Ю. Алешина, Р. Немов, Е. Рогов и др.).

И. Дубровиной были выделены профессиональные умения психотерапевта, определяющие успешность психологической беседы.

К ним относятся:

— владение приемами рефлексивного и активного слушания;

— умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос;

— умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия и др.

Данный блок умений, называемый многими авторами как коммуникативные умения, описан во многих работах, посвященных особенностям межличностных отношений.

Так, например, А. Болотова рассматривает коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное протекание коммуникативного процесса.

Автор выделяет умение слушать, говоря что

эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени, от понимания невербальных сигналов. Которые помогут правильно интерпретировать слова собеседника, а значит, помогут установить не только доверительность в общении, но и слушать и слышать его.

Эффективность психотерапевта зависит также от навыков межличностного взаимодействия.

Положительная направленность интеракций и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии и самооценки, отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия — все это составляет коммуникативную компетентность психотерапевта.

Эффективные психотерапевты видят клиента как человека, а не как проблему, внимательны к его самооценке, с клиентом ведут себя естественно и фокусируются на безопасных и доверительных отношениях.

В исследовании, проведенном А. Долженко, на первый план в образе идеального психотерапевта испытуемые выдвигали черты деликатности, отзывчивости, заботливости, доброты, способности вселять уверенность, способности к сотрудничеству, доброжелательности, общительности, любезности в обхождении.

Нежелательными для психотерапевта испытуемые отмечали черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, а также легкой подчиняемости, покладистости, неуверенности в себе, робости.

Таким образом, были получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психотерапевту в процессе своей профессиональной деятельности.

Прежде всего, это деликатность в обхождении, ободряющий тон, терпимость в оценке клиента, а также дружелюбие, внимательность и любезность.

Однако при этом следует уметь настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к нему человека.

В соответствии с профессиограммой психотерапевта, ниже приводятся качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

— высокий уровень развития концентрации и стойкости внимания;

— высокий уровень развития переключения и распределения внимания;

— хорошо развитая образная и словесно-логическая память;

— высокий уровень развития образного мышления;

— развитие логического мышления;

— хорошо развитые мнемонические способности;

— коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);

ЧУВСТВА К ТЕРАПЕВТУ

В процессе психотерапии Вы оказываетесь вовлеченными в тесные взаимоотношения с терапевтом, так что, скорее всего, Вы испытаете сильные чувства по отношению к нему. Эти чувства могут происходить как из самого психотерапевтического процесса, так и возникать вне зависимости от него. Признание и понимание их является ключевым моментом терапии. Позитивные чувства, направленные на психотерапевта, являются залогом успеха. Если Вы не будете испытывать к терапевту положительно окрашенных чувств, Вам будет трудно быть открытым и ощущать себя защищенным. Терапевт также показывает Вам, насколько желательно Ваше доверие ему, что также подкрепляет Ваши чувства. Однако Ваши чувства больше чем прибор, показывающий степень успешности контакта, они могут стать "крестом психотерапии". Чем больше Вы настроены в соответствии со своими чувствами в процессе терапии, чем более оживленно проходят встречи, чем более Вы вовлечены эмоционально, тем эффективнее Вы и Ваш психотерапевт сможете подойти к пониманию Вас. В открытом эмоциональном взаимодействии между Вами и терапевтом, Вы научитесь большему, если не полному, пониманию себя, чем если бы Вы обсуждали Ваши чувства, связанные с другими ситуациями. Ваши отношения с другими все же вторичны в процессе терапии, а Ваш контакт с психотерапевтом является непосредственным и имеет потенциально высочайшую ценность. Психотерапевтические отношения построены таким образом, что в них Вам предоставляется помощь приблизиться к своим чувствам и выразить их. В отличие от других близких взаимоотношений, психотерапевтический процесс не основан на взаимности обязательств. Эмоциональные потребности клиента являются основным фокусом деятельности терапевта. Так рождается ситуация безопасности, где Вы не испытываете страха быть отвергнутым. Испытав гнев, Вы можете быть уверены, что терапевт не обратит на Вас такого же чувства. Испытывая нежность, Вы также должны быть убеждены в том, что психотерапевт не воспользуется этим чувством в своих интересах. Если сравнить отношения терапевта и клиента с отношениями отца и ребенка, то в обоих случаях можно отметить стремление к росту личности, к достижению полноценности и независимости. Вместе с тем, в отношениях отца и сына существует скрытый договор. Принятие сына отцом обусловлено возможностью ребенка соответствовать потребностям отца. В противоположность этому, психотерапевт должен быть готов к безусловным обязательствам по отношению к клиенту и уважать клиента, каким бы он ни был и каким бы он ни стремился стать. Конечно, как и другие люди, психотерапевты редко бывают совершенны, и нет достаточных оснований ждать, что терапевт будет всегда в состоянии отложить собственные потребности в аффективном отдалении, необходимом для хорошей терапии. Это одна из причин для постоянной проверки своих чувств к психотерапевту и чувств психотерапевта к Вам. Клиенты часто говорят, что психотерапевтические отношения между людьми нельзя назвать "настоящими". Это правда, в том смысле, что профессиональная позиция терапевта ограничивает его личную вовлеченность для того, чтобы защитить клиента от того, чтобы он начал отвечать потребностям психотерапевта. Тем не менее, психотерапевтические отношения "настоящие" в том смысле, что двое людей испытывают подлинные чувства по отношению друг к другу, которые перерастают то, что имело место между ними. Психотерапевтические системы отличаются в своем понимании природы и назначения взаимных чувств клиента и психотерапевта, однако, согласны в важности их значении. Фрейд использовал термин "перенос" для описания чувств клиента к терапевту. Его убеждением было то, что люди испытывают неразрешенные чувства по отношению к взрослым раннего периода своей жизни и теперь "переносят" их на другие значимые фигуры. Клиент относится к психотерапевту так, словно тот является его отцом или матерью, и анализ этих чувств поможет привести клиента к его подлинной проблеме. Салливан (известный американский психиатр, психоаналитик ― прим. ред.) ввел термин "паратаксическое искажение", согласно которому, клиент искажает свое восприятие психотерапевта, вследствие неадекватного распространения жизненного опыта, при этом ранние детские переживания служат как бы глиной, из которой вылепливаются люди, встречающиеся в процессе жизненного пути. Экзистенциалисты считают, что отношения между клиентом и психотерапевтом это подлинные взаимоотношения, а не феномен "переноса", хотя искаженные пути восприятия могут изменять образ чувств, с которым клиент относится к психотерапевту. То, как Ваш психотерапевт объясняет природу Ваших чувств, имеет большое значение для всего психотерапевтического процесса.

Типичные чувства к психотерапевту

На ранних стадиях психотерапии Вы, скорее всего, будете впечатлены личностью Вашего терапевта. Ведь когда Вы пришли растерянным, он сохранял ясность и понимание ситуации. Он смог быстро распознать, что беспокоит Вас больше всего и помочь Вам увидеть проблемы в новой перспективе. Вас могли впечатлить его знания, и Вы сделали заключение о том, что он очень умен. Из-за того, что психотерапевт помог расширить Ваше восприятие, легко поверить и Вам хочется поверить, что терапевт знает все и может помочь всегда. Чем больше веры Вы вложили в созданный Вами образ идеализированного психотерапевта, тем более оптимистично Вы относитесь к продолжению психотерапии. Вы можете начать фантазировать о том, что психотерапевт является совершенной личностью. Если он так знает людей, если его собственная жизнь так естественна и беззаботна, все что он делает, должно быть чудесным. К сожалению, таким совершенством обладают очень немногие, но к еще большему сожалению, очень многие психотерапевты будут считать необходимым поддерживать восхищение клиентов, всячески поощряя это, вместо того, чтобы выявить искажение восприятия, которому Вы подверглись. Необходимо, чтобы психотерапевт Вам нравился, и Вы относились к нему с уважением, но способность терапевта помогать Вам через понимание Вас не делает еще его сверхчеловеком. Также помните, что мудрость и компетентность чудесного психотерапевта еще не является дорогой к успеху, ведь важно не то, чтобы психотерапевт понимал Вас, а то, чтобы он мог помочь научить Вас понимать себя лучше. Тенденция идеализировать терапевта возникает также из естественного стремления к тому, что эта чудесная личность также восхищается Вами. Не удивляйтесь, если Вы обнаружите в себе желание привлекать внимание психотерапевта и вызвать в нем более личный интерес к Вам. Если, например, Вы стали дольше задумываться о том, в чем бы прийти на прием или приходите немного раньше, возможно, что Вы хотите того, чтобы терапевт уделил Вам большее внимание. Возможно, Ваши интересы немного изменились и, что удивительно, стали совпадать со вкусами Вашего психотерапевта. Если на стене кабинета помещены картины самого терапевта, Вы начинаете любоваться ими и обсуждать их. Возможно, Вы будете разыскивать все публикации Вашего психотерапевта, и говорить о них во время встреч. Также возможно, что Вы, как и многие другие, начнете испытывать сексуальный интерес к Вашему психотерапевту и захотите взаимности. Знание того, что терапевт находит Вас сексуально привлекательной, говорит Вам о том, что он восхищается Вами. Если психотерапевт не отвечает Вам восхищением и интересом, Вы чувствуете себя уязвленной или отвергнутой и ощущаете, как холоден и безжизненен Ваш психотерапевт. Вас может даже удивить, как такая личность, очевидно неспособная заботиться, показалась Вам прекрасной. Какие бы чувства Вы ни испытали, посмотрите на них в перспективе Вашей ситуации. Знание того, что нет ничего необычного и обидного в том, чтобы быть отвергнутой в подобных обстоятельствах, поможет Вам понять, возникли ли Ваши чувства от нереалистичных ожиданий или от особого "подогревающего" поведения со стороны психотерапевта. Нереалистическое восхищение может привести к другим негативным чувствам. Часто, если для клиента психотерапевт был "богом", то теперь он окрашивается в дьявольские тона. Так становится невозможной перспектива дальнейшей работы. Если же Вы не ожидаете совершенства, и психотерапевт на него не претендует, то вы оба способны лучше признавать и справляться с ошибками психотерапевта, когда и если они произойдут.

Чувства, связанные с непереносимостью психотерапевта

Что чувствует психотерапевт к Вам

Согласно традиционным школам, предполагается, что психотерапевт должен быть безличностным и анонимным. Причиной предосудительного отношения к психотерапевтам, позволяющим открывать личные чувства и информацию о себе, служит мнение, что чем меньше клиент знает о терапевте, тем больше терапевт сможет уловить искажения в восприятии клиентом терапевта, иными словами, каким бы содержимым не наполнял клиент форму психотерапевта, это будет ясно отражать чувства клиента. Многие психотерапевты пришли к пониманию того, что они не просто пустой экран или зеркало для клиента, но личность, которая даже сидя спокойно, испытывает чувства и желания. Психотерапевт не может избежать эмоциональной вовлеченности, он может только отрицать ее. В исследованиях было показано, что успешность психотерапии зависит от подлинности, теплоты и эмпатии психотерапевта и что трудно достичь психотерапевтических целей, оставаясь отдаленным и индифферентным. Опытные психотерапевты осознают свои чувства по отношению к клиентам, но удерживают их для того, чтобы не помешать психотерапевтическому процессу, незрелые психотерапевты либо отрицают эти чувства, либо полагают их впереди интересов клиента. Психотерапевтам свойственно реагировать на клиентов так, как они реагируют на остальных людей. Терапевты, которые вне работы отличаются терпением, с такой же терпеливостью будут относиться к своим клиентам. Неуверенные в себе психотерапевты будут насторожены и напряжены в ответ на любое изменение поведение клиента. Психотерапевты, чувствующие себя более комфортно с женщинами, будут легче работать с клиентами женского пола. Психотерапевты, преисполненные материнским чувством заботы предпочитают зависимых клиентов, а склонные к авторитарности терапевты ― подчиняемых клиентов. Нельзя ожидать того, что специалист, к которому Вы обратитесь, будет лишен личных пристрастий, но Вы можете надеяться, что он осознает в себе эти чувства, вместо того, чтобы отрицать их, и следит за тем, чтобы они оставались под контролем или выявились в психотерапии наиболее возможным позитивным образом. Психотерапевты могут испытывать неприязненные чувства по отношению к клиентам, которые они постараются удерживать недоступными для клиента. Терапевту, как и любому человеку, скорее понравится клиент, которому он нравится. Враждебность в клиенте вызывает тревогу и враждебность в психотерапевте, который тогда обнаруживает защитное поведение. Менее компетентные психотерапевты испытывают больше негативных реакций к клиентам, по сравнению с более опытными терапевтами. Психотерапевт менее эффективен, если проблемы его клиентов совпадают с его собственными. Чувства терапевта по отношению к клиентам сильно изменяются день ото дня. Исследования показывают, что если терапевт чувствует себя хорошо, он выказывает больше теплоты в своих отношениях с клиентами, он более искренен и более эффективен, чем, если ему физически плохо, или он загружен личными проблемами. Одним из наиболее проблематичных аспектов являются сексуальные чувства психотерапевта по отношению к своим клиентам. В своем стремление получить принятие и одобрение, клиенты могут быть сексуально соблазнительны. Иногда психотерапевты встречают клиентов, которые открыто хотят сексуального контакта, что является формой подтверждения того, что терапевт ими интересуется. Проблема усложняется тем, что большинство обращающихся за психотерапией имеют сексуальные трудности и стремятся от них избавиться. В этом случае фигура психотерапевта предстает комбинацией сексуального учителя и объекта для секса. Многие терапевты испытывают сексуальное влечение по отношению к клиентам, хотя пытаются рационализировать свой сексуальный интерес как реакцию на соблазн со стороны клиента. Так как большинство психотерапевтов мужчины, а среди клиентов преобладают женщины и обычно моложе, чем психотерапевты, то старые шутки о профессорах и ассистентках, врачах и медсестрах, начальниках и секретаршах, получают новое подтверждение в этой ситуации. Хотя статистики о вовлеченности терапевтов в сексуальные отношения с клиентами не существует, многие женщины ― клиентки признаются в этом, и некоторые психотерапевты, например Мартин Шепард в книге "Лечение любовью", открыто провозглашают, что сексуальные контакты могут с терапевтом могут идти на пользу клиенту. Есть основания предполагать, что психотерапевтов, имеющих сексуальные отношения с клиентами, больше чем тех, которые открыто в этом признаются. В книге "Женщина и безумие" Филлис Чеслер приводит множество интервью с женщинами, имевших сексуальную связь со своими психотерапевтами, что большей частью повлекло за собой несчастливые последствия. Вполне понятно, что интимная атмосфера уютного кабинета способствует развитию сексуального влечения между клиентом и терапевтом. Однако с того момента как возникли сексуальные отношения, закончились профессиональные. Несомненно, контакт с любящим сексуальным партнером может быть психотерапевтичным, но это не психотерапия. Если клиент и психотерапевт испытывают сильные взаимные чувства друг к другу, следует расторгнуть психотерапевтический контракт. Возможно, наиболее неприятным аспектом сексуальной связи психотерапевта и клиента является практика, когда клиент продолжает оплачивать "психотерапевтические встречи". В этом случае, каким бы профессионализмом ни отличался психотерапевт, его деятельность относится скорее к проституции, чем к психотерапии.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Профессионализм

Обращаясь к врачу больной человек ожидает от него, прежде всего, профессиональной помощи – излечения и решения его проблем. Критерием профессионализма, является результат – эффективность лечения. А она, в первую очередь, зависит от наличия профессиональных знаний, умений, навыков и опыта.

Знание врачебного ремесла обеспечивается хорошими преподавателями и старанием обучаемого.

Основные направления профессионального совершенствования: плановое повышение квалификации, изучение профессиональной литературы, освоение новых методик лечения, обобщение собственного и чужого опыта, общение с коллегами. Важно не только освоить некие знания, нужно адаптировать их к своим индивидуальным особенностям.

Психотерапевту, кроме всего прочего, необходимы некоторые специфические навыки.
Искусству же лечения научить невозможно.

Нужен талант и самосовершенствование на основе анализа своего и чужого опыта. Поэтому хороший врач относится к своей профессии творчески, постоянно совершенствуется на основе анализа своего и чужого опыта, расширяет свой терапевтический диапазон и ищет наиболее эффективные способы и методы лечения, отвечающие особенностям пациентов и их заболеваний, имеющимся в распоряжении лечебными средствами, условиям и своим личным особенностям.

Личность врача

Профессия врача требует множества различных психологических качеств: наблюдательности, упорства, ясного ума, способности комбинировать информацию и других.

Врач, должен быть благоразумным по своему нраву человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым. Гиппократ

Высокий уровень умственного развития

От врача ожидают высокого уровня интеллектуального и культурного развития, широкого кругозора. Чтобы стать культурным человеком недостаточно быть знакомым с искусством, нужно пропустить знания через свою душу и выработать свою, обоснованную и выстраданную точку зрения. Более всего способствует совершенствованию общение с выдающимися личностями.

Хорошая память

Врачу приходится запоминать много информации. Память поддаётся тренировке. Для облегчения запоминания существуют различные мнемонические приемы, о которых можно прочитать в специальной литературе.

Толерантность

Постоянное общение с больными людьми требует от врача большого терпения и толерантного отношения к их недостаткам, слабостям и особенностям.

Оптимизм

Не всегда можно вылечить больного, но никогда нельзя терять надежду и опускать руки. Главное, врач должен сделать все, что в его силах, для исцеления больного человека. Это помогает найти силы продолжать свою работу в случае неудачи.

Порядочность

Обращаясь к врачу, больной человек надеется, что тот окажется не только хорошим специалистом, но и порядочным человеком – не будет разглашать доверенных ему секретов, вымогать деньги, обманывать. Основой, сутью, стержнем личности является ее мораль. Каким бы профессионалом ни был аморальный врач, какими впечатляющими на первых порах ни были успехи его лечения, отдаленные последствия всегда негативные. Ни в одной другой профессии не уделяется столько внимания нравственному облику профессионала, как в медицине. Даже создан специальный раздел этики – врачебная этика – учение о профессиональных, моральных и юридических обязанностях врача. На ее основе разработана деонтология — правила и поведение врача. Основы медицинской деонтологии заложил величайший врач древности Гиппократ

Из клятвы Гиппократа. «Чтить своих учителей, направлять режим больных к их выгоде, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости (в том числе, не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показывать пути для подобного замысла, не давать никакой женщине абортивного пессария), не разглашать доверенных мне коллегами и пациентами тайн, чисто и непорочно проводить свою жизнь и искусство. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве, и слава у всех людей на вечные времена; преступающему, же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.

Отношение к пациенту

От врача, в особенности, врача-психотерапевта, кроме профессионализма, пациенты ожидают понимания, сочувствия, поддержки, совета, доброго и душевного, уважительного и внимательного отношения, то есть проявлений любви (в широком смысле этого слова). Врач должен не только проявлять, но и реально испытывать доброжелательное отношение к пациентам. Но невозможно заставить себя любить, в том числе пациентов, любовь даёт Бог.

Скрыть ее отсутствие невозможно, пациенты моментально чувствуют фальшь.

Если врач смотрит в глаза пациенту, и не испытывает к нему жалости, не готов пожертвовать собой ради излечения этого человека, то такому врачу лучше сменить профессию. Например, вместо лечения заняться диагностикой или преподаванием, что не менее достойно уважения. Если врач что-то не умеет, не очень симпатичен, имеет другие недостатки, но искренне от всей души хочет помочь больному человеку, то таким врачам пациенты многое прощают и выздоравливают, как бы этот врач их ни лечил.

Отношение к своей работе

Всем известным врачам было свойственно мессианство, они отличались тем, что относились к своей работе, как к служению. Зарабатывание денег не было для них смыслом жизни.

Мировоззрение

Она учит понимать себя, других людей и окружающий мир.

По мнению известного интеллектуала Вассермана А.А., наиболее точное и научно обоснованное представление о мире дают монографии:

Для психотерапевта философия не только средство самосовершенствования, но и инструмент для лечения пациентов, проблемы которых вызваны неправильным представлением об окружающем мире и, как следствие, неадекватным отношением к его проявлениям.

Духовное развитие

Читайте также: