Доклад учителя физики на методическом объединении

Обновлено: 30.06.2024

Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов.

С целью активизации творческой деятельности учащихся учитель специально отбирает содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.

Активность ученика в учебном процессе – это определенное волевое усилие, характеризующее познавательную творческую деятельность ученика. Она может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной).Внешняя активность легко определяется учителем, ибо ее признаки на виду, при этом ярко выражены: ученик на уроке деятелен (записывает, решает задачи, совершает действия и т. д.) направлено на учителя, или на доску, или на демонстрируемые предметы. Внутренняя (мыслительная) активность предполагает наличие признаков внешней активности. Кроме того, ей свойственны такие специфические признаки, как напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций – анализ, сравнение, обобщение; проявление устойчивого внутреннего интереса к изучаемой на уроке теме, учебному заданию.

Слова учителя на занятиях могут быть понятны только в том случае, если ученик направит на них свое внимание, поставит цель понять, усвоить этот материал, то есть мобилизует свою внешнюю и внутреннюю активность.

Словом, прочное, глубокое усвоение знаний, учение с увлечением зависят от активной работы мысли ученика на уроке. Поэтому ценным является тот урок, на котором активно работает ученик, а учитель организует его творческую деятельность.

Активизация творческой деятельности школьника требует от учителя умелого методического руководства процессом познания, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения. Развитие творческой активности учащихся, обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий: обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках; динамичность, разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся.

При организации учебной деятельности учащихся важно учитывать следующее:

- изучение материала по каждой теме, кроме специфики предмета, нуждается в освещении и раскрытии особенностей данного материала;

- нельзя универсализировать ту или иную форму, тот или иной метод обучения; отдельно взятый метод не может привести к полноценному усвоению знаний, формированию умений и навыков;

- смена видов, способов деятельности на занятиях и их разнообразие снимают преждевременную утомляемость учащихся и обеспечивает более продуктивную познавательную деятельность;

- важна дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся.

Формы, методы, средства обучения должны обеспечивать творческое отношение к изучаемому материалу, направлять их действия на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение обучающихся методами учебного познания.

Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках физики является проблемное обучение - методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения. В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем. Процесс их разрешения имеет свою логическую последовательность действий, отражающих методы научного познания (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор метода решения, сбор необходимых фактов, их анализ и обобщение, проверка решения, формулировка выводов).

Структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности. Центральным в теории проблемного обучения являются вопросы создания проблемной ситуации и постановки учебных проблем. Каждое учебное проблемное задание является искусственной педагогической конструкцией, Оно специально конструируется с обучающей целью и включается в определенный момент в учебный процесс в соответствии с логикой учебного процесса.

Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает:

Осознание проблемной ситуации;

Анализ проблемной ситуации;

Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации;

Обоснование выдвинутых идей, предположений;

Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями;

Планирование плана решения проблемы;

Сравнение результатов с первоначальными идеями;

Проблемность с точки зрения теории познания - принцип, определяющий содержание и форму познавательной деятельности человека и в первую очередь его мышления. В учебном процессе проблемность проявляется в стремлении и умении познающего:

а) выделять наиболее важные, узловые идеи и положения и вокруг них группировать фактический материал, систему доказательств и следствий (в этом заключается содержательная сторона проблемности);

б) преодолевать познавательные затруднения, противоречия при столкновении известного и нового, частного и общего, житейского и научного и т.д. (операционная сторона проблемности);

в) проблемность выражается в возбуждении потребности в познании (мотивационная сторона).

Рассмотрим прежде всего проблемное изложение учебного материала. Оно заключается в том, что учитель сам ставит проблемы, сам их решает и делает выводы. Изложить материал проблемно - это значит, не изменяя существенной информации, по возможности максимально усилить ее эмоциональную сторону (путем создания проблемной ситуации), преобразовав по мере необходимости структуру материала.

Проблемное изложение будет успешным при наличии ряда условий.

Во-первых, должна быть четко определена целесообразность его в каждом конкретном случае (при этом учитывается возраст учащихся, их уровень развития и обученности, временные ограничения, содержание материала).

Во-вторых, учителю необходимо глубоко и прочно владеть как фактическим, так и историческим аспектами физики.

Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов:

1) организация проблемной ситуации,

2) выдвижение гипотезы,

3) ее аргументация,

Надо учитывать общие требования к любому изложению учебного материала: иметь представление об уже имеющихся у учащихся знаниях, показывать связь между ними и знаниями, подлежащими усвоению; включать в изложение оптимальное число задач (проблем), причем только посильные ученикам; разъяснять все логические связи между элементами учебного материала, даже те, которые на первый взгляд кажутся достаточно простыми и явными; не оперировать словами и терминами, не знакомыми учащимся, и др.

Учитель, держа в руках моток нихромовой проволоки, предлагает вычислить, какой длины нужно взять кусок этой проволоки, чтобы изготовить из нее спираль для электроплитки (напряжение в сети и допустимый ток известны, а диаметр проволоки измеряется тут же). Предполагается этим расчетом проверить знание учащимися закона сопротивления проводника и закона Ома для участка цепи, а также имеется в виду использование его в дальнейшем для создания проблемы.

доказывают, что при нагревании сопротивление таких проводников увеличивается, а другие - уменьшается. Для решения спора демонстрируется опыт (по схеме, предложенной в учебнике), первая часть класса торжествует - сопротивление металлического проводника с увеличением его температуры увеличивается. Учитель указывает второй части класса на ее ошибки в теоретическом рассуждении, приведшие к ложному заключению.

На рассмотренном уроке формулировка темы урока и основного проблемного вопроса совпадают, но в ходе поиска решения проблемы появляются новые вопросы, представляющие развитие основного. Этим поддерживается творческая деятельность учащихся на уроке. Проблемная ситуация на этом уроке создана противоречием между знаниями учеников и результатом опыта, поэтому вызывает у них желание приобрести новые знания. Решается проблема путем теоретических рассуждений, а гипотетическое решение проверяется опытом.

Проблемные ситуации на уроках создаются и путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:

столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;

созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;

побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.

Такие вопросы учителя как:

"Почему дрова зимой колются хорошо?" (10 кл.),

"Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?" (Теплопроводность, 8 кл.),

"В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?" (Скорость

движения молекул и температура тела, 7 кл.),

"Весной нередко приходится наблюдать, как в садах разводят костры. В какое время суток их обычно разводят и для чего?" (Изменение агрегатных состояний вещества, 10 кл.),

"Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?",

"От обработки поверхности трущихся тел трение увеличивается (вспомните трение стекла по стеклу). Почему же заржавевшие коньки скользят хуже, чем коньки с гладкими лезвиями?" (Трение, 7 кл.),

"Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" (Плавление тел, 8 кл.) и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.

Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

Главным является личность не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценно развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельному действию, с хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (стандарт второго поколения) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. При этом делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей: на первой ступени обучения важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Следует отметить большой потенциал общеобразовательных предметов естественно-научного цикла в формировании ключевых (общих, универсальных) компетенций. Изучение физики, химии, математики, биологии помимо общеобразовательной, обеспечивают общекультурную подготовку, развивают различные умственные действия: сравнение, анализ, синтез, и другие; умение учиться, экспериментировать; освоение универсальных способов деятельности и их использование в решении технических задач в процессе дальнейшего получения образования и работы по специальности [7]. В стандартах нового поколения (ФГОС) отмечается, что результатами освоения основных общеобразовательных программ должны стать компетентности, среди которых значительную роль играет метапредметная компетентность, определяющая универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пространства, так и в реальных жизненных ситуациях. На первый план выходит задача формирования таких заданий, которые бы учитывали многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д. Сейчас в содержание ГИА и ЕГЭ помимо чисто предметных задач включаются задачи с практическим содержанием, целью которых является проверка сформированности у обучающихся знаний и умений моделирования явлений и процессов реальной действительности. На комплексное освоение знаний и способов практической деятельности направлено компетентностно-ориентированное обучение. Сущность такого обучения определяется как организация деятельности, которая с необходимостью требует приобретения новых знаний и их последующего применения. Суть данного подхода заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а ученик в сотрудничестве с учителем самостоятельно их добывает. Задача урока состоит не в накоплении информации учащимися, а в освоении ими способов деятельности: применении знаний и умений на основе полученного опыта при решении различного рода задач (овладении компетенциями). Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются исследовательский, творческий, продуктивный характер деятельности.

Необходимо отметить, что компетентностно-ориентированные задания характеризуются следующими составляющими [1]:

- Тематическая принадлежность (разделы школьного курса физики).

- Деятельностная компонента. Рассматриваются виды деятельности, на проверку которых направлено задание (предметные, исследовательские умения и т.д.).

В основной школе также необходимо формировать компетенции. Для этих целей на уроках физики можно использовать следующие из приведенных ниже заданий.

Компетентностно-ориентированные задания по физике

Заполните пропуски в предложениях.

Вещества состоят из ____________________. Молекулой называется ____________________________________________________________________. Размер молекулы порядка _____________ м. Молекулы одного и того же вещества _________________________. Молекулы разных веществ ____________________. Движение молекул доказывает явление диффузии. Диффузия – это_______________________________________________________ ____________________________________________________________________

Скорость диффузии зависит от температуры: чем ____________ температура, тем ___________________ двигаются молекулы.

В жизненной ситуации мы можем наблюдать это явление в ______________ ____________________________________________________________________

При нагревании воздуха, воды, металлов их объём _____________, так как при нагревании вещества промежутки между частицами _________________.

Напишите 5 опытных фактов, доказывающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

Рассчитайте плотность куска мыла.

Указание: массу определите, используя весы или надпись на этикетке; объем найдите с помощью измерительного цилиндра или известных формул (в случае, если форма мыла – параллепипед, куб или шар).

Самостоятельно сделайте динамометр и измерьте силу тяжести учебника, линейки, ручки и других канцелярских принадлежностей.

Решить графически задачу.

Под действием силы 320 Н пружина амортизатора сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН.

Определите давление, оказываемое учебником физики на стол, если его масса 150 г.

В течение недели пронаблюдайте за изменением атмосферного давления.

В случае если у Вас имеется барометр-анероид, то снимайте показания в одно и то же время суток. Результаты измерений заносите в Таблицу.

На уроках физики используются разные методы опроса и контроля учащихся: устные опросы, карточки, тесты, диктанты, самостоятельные, контрольные, лабораторные работы. При этом ставятся разные цели. Но основной, на мой взгляд, является проверка усвоения материала и умение его применить в разных ситуациях.

Учебный материал делится на разделы. Поэтому удобно проводить разные способы контроля по прохождению данного раздела.

Устный опрос и карточки.

Т.к. физика – это устно – письменный предмет, то помимо знания теории, учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике.

Устный опрос позволяет развить речь учащегося (хотя при 2-х часах физики это сложно). Учащийся должен уметь правильно и верно излагать свои мысли, доводы, суждения с точки зрения физики. Уметь аргументировать свой ответ, приводя примеры из жизни и подкрепляя это изученной теорией, законами, понятиями и т.д.

Но т.к. классы большие, то я помимо устного опроса провожу опрос с помощью карточек. Ученик излагает материал не устно, а письменно ( выразить свои мысли на письме правильно намного сложнее).

Таким образом, за четверть конкретный ребёнок хотя бы один раз отвечает устно и работает с карточкой. Материал для карточек берётся из различной методической литературы.

Так же тесты применяются для опроса учащихся на уроке в виде карточек.

Диктанты могут иметь разную форму и проводиться по разному.

Теоретические диктанты.

По прохождению раздела даётся физический диктант только по теории. Каждый ребёнок получает карточку, в которой имеются вопросы или незаконченные предложения. Учащийся должен ответить на вопрос или продолжить предложение.

Диктант по формулам и обозначениям.

Существует два способа проведения таких диктантов:

Самостоятельные работы.

На уроках я практикую мини самостоятельные работы, на которых отрабатывается конкретный материал.

Каждый учащийся получает карточку с заданиям, время выполнения 5 – 10 минут.

Контрольные работы.

На данном уроке ученик закрепляет материал по разделу, решая задачи. Даются задачи как простые (в одно действие, без преобразований), так и сложные (с преобразованиями). Так же всегда имеется дополнительная задача, за выполнение которой ребёнку ставится только положительная оценка.

Лабораторные работы (исследовательская работа учащегося).

По ряду тем предполагается выполнение лабораторных (исследовательских) работ. На этих работах ребёнок с одной стороны повторяет изученный материал, с другой стороны проводит исследования. Результаты исследования заносятся в таблицу. Если необходимо записываются, выводятся формулы. Полученные результаты учащийся объясняет на основе теоретической базы, которую получает ранее. Если результаты исследования и теория расходятся, то ребёнок пытается объяснить расхождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:


1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;


2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;


3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Проблемное обучение.


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

На уроках физики ставлю проблемную ситуацию перед учениками, чтобы они могли предложить варианты решения, особенно в решении качественных задач. Несколько примеров:

1) в 9 классе при рассмотрении тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную кар тину восприятия основных уравнений кинематики,

2) в 10 классе при решении задач по закону независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике,

3) в 9 и 10 классах - применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.Информационно-коммуникационные технологии.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Практика использования ИНТЕРНЕТ в 10 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.


Здоровье сберегающие технологии.


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Доклад на МО по теме:

Шаронова С.М.

учитель физики

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:

1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Проблемное обучение.


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

На уроках физики ставлю проблемную ситуацию перед учениками, чтобы они могли предложить варианты решения, особенно в решении качественных задач. Несколько примеров:

1) в 9 классе при рассмотрении тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную кар тину восприятия основных уравнений кинематики,

2) в 10 классе при решении задач по закону независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике,

3) в 9 и 10 классах - применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.

При подборе задач необходимо руководствовались принципами

При решении задач основное внимание уделяется физической стороне вопроса, то есть выявлению процессов, имеющих место в данном случае, определению физического закона, которому подчиняется процесс. Из нескольких законов выбирается тот, который обеспечивает рациональное решение.

Более простые задачи предшествуют более сложным, так называемые нетрадиционные (нестандартные) задачи.

В пределах каждого раздела использовать взаимосвязанные задачи.

Использовать графический метод решения задач.

Разноуровневое обучение.


У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
На уроках физики использую задания на выбор уровней сложности (это касается самостоятельных, контрольных заданий). Все ученики работают в одинаковых условиях. Ребята учатся делать выбор заданий сами в пределах своих возможностей. Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, ученики сами прогнозируют результат выполнения проверочной работы, уходит тревожность, боязнь плохой отметки. Такая деятельность, при которой можно выполнить задание на выбор, доступное в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивает стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе (нередко, слабые ученики могут принять участие в олимпиадах по физике и можно увидеть их рост, например, ученики 7 класса в первой олимпиаде по физике в сентябре 2014 набрали 7-9 баллов из 15, в декабре их результаты поднялись до 10-12 баллов,).

Представленный урок поводится в форме интенсивного практикума по решению задач.

С 7 по 10 класс я предлагала учащимся для решения не четыре – шесть задач, а восемь – двенадцать – двадцать, но без вычислений, без подробной записи данных, заостряла внимание и усилия школьников на анализе явлений, процессов, на логике поиска решений в течение всего урока. При определенной организации различных этапов занятия (усиленная наглядность материала, доступность изложения, постепенная нарастающая сложность задач, предварительная подготовка по изучению или повторению законов, определений и основных понятий и так далее) получается своеобразный эффект “погружения” в физику.

Регулярное решение разноуровневых задач способствует развитию учеников в индивидуальном темпе: кто-то спокойно решает начальный и средний уровень, кто-то, по своему желанию преодолевая большую степень сложности задач, достигает правильного выполнения высокого уровня заданий.

Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

На примере изучения учащихся 10 класса, по разделам Механика, Динамика, Статика, учащиеся создавали презентации разделов на выбор: в виде коллажа на формате А-1 с устной презентацией, в виде презентации на компьютере, в виде мини-лаборатории или демонстрации небольших экспериментов по одному из разделов, в виде ребусов, кроссвордов в рисунках, сочинения по темам в виде сказок, стихов, эссе. Такого рода работа ученикам интересна, они не только проявляют свои познания в данном выбранном разделе, но и могут гораздо глубже и шире раскрыть свой творческий подход в закреплении данной темы.

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Лекционную часть я практикую среди 9 и 10 классов. Ученики записывают определения по теме урока в разных вариациях, составляют блок-схемы, таблицы, рисунки, краткие опорные конспекты, историю создания закона, эксперимента, опыта, исследования, знакомясь с учеными физиками. Тем самым, можно проследить межпредметную связь с другими науками: химия, история, география, литература, медицина, астрономия, геология, геодезия, анатомия, социология. Я заметила, что на семинарах в виде зачетной системы, к примеру, учащиеся не только рассказывают о фактах жизни и работы ученых, но учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы аудиторией, самоорганизуются по предварительной подготовке выбранной темы.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

В 7 и 8 классах применяла неоднократно на своих уроках ролевую игру: проверка знаний по званиям:

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)


Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Практика использования ИНТЕРНЕТ в 10 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.

Здоровье сберегающие технологии.


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Портфолио каждый ученик составляет самостоятельно, я отслеживала его участие в различных конкурсах, играх, викторинах, олимпиадах различного уровня: школьный этап, районный, городской, региональный, всероссийский, международный. С 7 по 10 класс все учащиеся принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах по физике.

Личностно-ориентированная образовательная технология

После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.

Плюсами работы в группах я считаю следующее:

1) при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

2) формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

3) развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

4) во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

5) развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

6) развивается навык оценки и самооценки.

Но есть и трудности:

1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

3) нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.

После выполнения закрепления темы, предложила ученикам выполнить презентацию по своим группам с использованием ИКТ, на компьютере каждая из групп составляет свой план-отчет о проделанной работе. В презентацию включают фотоснимки , рисунки, графики, свои дневники, прописывают цель, задачи, план работы, результат и вывод о проделанной работе. Тем самым вырабатывается коллективная работа, взаимопомощь и взаимовыручка, возможность проявить себя во многих аспектах на защите своей работы, т.к. через сотрудничество идет процесс изменения сознания личности.

Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровье-сберегающую.

Читайте также: