Структура управления в системе образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса.

Содержание

8
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………

11
ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа состоит из 1 файл

реферат_Управление системой образования в РФ.docx

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………. 3
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………… …. 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием. И в Российской Федерации это прерогатива Министерства Образования.

До недавнего времени считалось, что в Советском Союзе школьники и студенты получают образование качественнее и по уровню намного выше стандартов многих европейских стран. Многочисленные тесты и сравнительные анализы знаний и умений выпускников учебных заведений России и других стран показывали, что в сфере общего образования наши выпускники превосходят своих ровесников за рубежом, однако когда дело доходило до узкой специализации, тут то и оказывалось, что необходимые навыки работы по специальности выпускник получает только на новом месте работы, что вуз не в состоянии обучить тому, что действительно пригодится будущему работнику в сфере производства, управления или услуг.

Виной ли тому недостаточная оснащенность Вузов современными средствами обучения, малое финансирование или устоявшаяся схоластическая система подачи знаний?

Существует мнение, что учебное заведение, развивающееся автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития, что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования, функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихся более реально и может непосредственно направляться на нужды конкретной отдельной образовательной единицы. Государственные органы управления образования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателей образовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или же следует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когда все стандарты (ориентированные на потребности страны и личности) устанавливаются государством?

Возможно, что именно органы управления образованием способны ответить на эти и другие вопросы. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам. Отсюда и проблематика данной курсовой работы: кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросы контролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образования особенности региональной политики.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

    • общеобразовательные (основные и дополнительные);
    • профессиональные (основные и дополнительные).

    К основным общеобразовательным относятся программы:

      • дошкольного образования;
      • начального общего образования;
      • основного общего образования;
      • среднего (полного) общего образования.

      К основным профессиональным относятся программы:

        • начального профессионального образования;
        • среднего профессионального образования;
        • высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
        • послевузовского профессионального образования.

        С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

          • в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
          • в форме семейного образования;
          • самообразования;
          • экстерната.

          Допускается сочетание различных форм получения образования.

          Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному , среднему и высш ему профессиональному образованию).

          Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.

          2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

          Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

          Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

          Образовательное учреждение является юридическим лицом.

          К образовательным относятся учреждения следующих типов:

          • дошкольные:
            • образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
            • дошкольное образовательное учреждение;
            • учреждение "Школа - детский сад";
            • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
              • общеобразовательное учреждение;
              • общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;
              • кадетская школа (кадетская школа-интернат);
              • образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
              • общеобразовательная школа-интернат;
              • вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение;
              • учреждение "Школа - детский сад";
              • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
                • образовательное учреждение начального профессионального образования;
                • образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение);
                • образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
                • военное образовательное учреждение высшего профессионального образования;
                • учреждения дополнительного образования взрослых:
                  • образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
                  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
                  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
                  • учреждения дополнительного образования детей:
                    • образовательное учреждение дополнительного образования детей;
                    • межшкольный учебный комбинат;
                    • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
                      • специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;
                      • образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
                      • оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
                      • санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей.

                      Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

                      Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

                      1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

                      В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

                      Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

                      Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

                      Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.

                      Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

                      Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

                      Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

                      • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
                      • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
                      • Среднее. Школы с 4 - 6 летним сроком обучения.
                      • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

                      Особенности системы образования

                      В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

                      Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

                      • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
                      • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
                      • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
                      • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

                      Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

                      Особенности системы образования

                      На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

                      Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

                      • Образовательные организации.
                      • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
                      • Органы управления.

                      На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

                      Система Особенности
                      централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
                      децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
                      смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

                      Структура образовательной системы в России

                      Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

                      • Преемственные программы образования.
                      • Федеральные госстандарты и требования.
                      • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
                      • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
                      • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
                      • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
                      • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
                      • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

                      Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

                      Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

                      Управление системой образования РФ представляет собой:

                      деятельность различных субъектов, направленную на организацию,

                      максимально эффективное использование и

                      контроль системы образования с целью реализации права граждан на образование.

                      законность – обеспечение строгого, точного и неукоснительного соблюдения законодательства, регламентирующего систему образования;

                      Управление системой образования РФ включает в себя:

                      формирование системы взаимодействующих органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, информационное и методическое обеспечение их деятельности;

                      осуществление стратегического планирования развития системы образования, принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

                      проведение мониторинга в системе образования;

                      государственную регламентацию образовательной деятельности;

                      независимую оценку качества образования, общественную и общественно профессиональную аккредитацию;

                      подготовку и повышение квалификации работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

                      Управление системой образования РФ осуществляется системой органов власти трех уровней:

                      регионального уровня (уровня субъектов РФ) и

                      муниципального уровня (уровня местного самоуправления).

                      Каждый из уровней власти имеет закрепленный законодательством набор полномочий по управлению системой образования, которые отличаются в зависимости от вида и уровня образования, наличия тех или иных особенностей осуществления образовательной деятельности.

                      Управление системой образования РФ осуществляется:

                      посредством стратегического планирования развития системы образования,

                      принятия и реализации государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

                      Управление системой образования РФ строится:

                      • на программно-целевом методе, предусматривающим увязывания стратегических целей развития системы образования с совокупностью имеющихся ресурсов, прежде всего, бюджетных средств.

                      Основным инструментом программно-целевого управления системой образования РФ служат:

                      • государственные программы,
                      • федеральные и
                      • региональные программы.

                      Общими целями данной государственной программы развития образования являются:

                      обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики,

                      повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.

                      Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497;

                      на уровне субъектов РФ разрабатываются и реализуются региональные программы развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ.

                      Как уже отмечалось, важнейшим принципом управления системой образования является открытость и доступность информации о системе образования, которая включает в себя:

                      данные официального статистического учета, касающиеся системы образования,

                      данные мониторинга системы образования и

                      иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами власти, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

                      В связи с этим, осуществление управления системой образования невозможно:

                      без проведения специального мониторинга, представляющего собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов,

                      условиями осуществления образовательной деятельности,

                      учебными и внеучебными достижениями обучающихся,

                      профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

                      состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

                      Мониторинг системы образования осуществляется:

                      всеми уровнями органов власти в соответствии со своими полномочиями;

                      Государственная регламентация образовательной деятельности

                      Важнейшим элементом управления системой образования выступает государственная регламентация образовательной деятельности:

                      направленная на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и

                      процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

                      Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

                      лицензирование образовательной деятельности;

                      государственную аккредитацию образовательной деятельности;

                      государственный контроль (надзор) в сфере образования.

                      И наконец, управление системой образования носит государственно-общественный характер:

                      при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности;

                      государственно-общественный характер управления наиболее ярко проявляется в наличии процедур независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательной деятельности.

                      Гост

                      ГОСТ

                      Понятие управления и его применение в образовательной сфере

                      Управление образованием – это процесс, носящий целенаправленный и организованный характер и нацеленный на создание условий для оптимального и результативного функционирования объектов управления, в результате которого достигается переход на новый, более высокий уровень развития этих объектов.

                      Любое учреждение образования представляет собой системный объект, который выступает и объектом управленческой деятельности. Управление реализуется на всех уровнях и этапах развития образовательной системы. Оно начинается с управления отдельным образовательным заведением – детским садом, школой, представляющими фундаментальное звено в системе управления образованием, и завершается осуществлением управленческой деятельности на государственном уровне – утверждением основных направлений государственной политики в сфере образования.

                      Посредством применения управленческих процессов в образовании осуществляется достижение концепции и программы развития учебного заведения. Такое управление выступает разновидностью социального управления и носит гуманитарный характер, объясняемый направленностью на управление человеческой деятельностью и людьми. Процесс базируется на использовании средств и методов, посредством которых осуществляется управление людьми-учащимися и педагогами, входящими в состав учебного заведения и, являющиеся субъектами системы образования.

                      Рисунок 1. Управление в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

                      Управление в образовательной сфере нацелено на создание благоприятной атмосферы, комфортного психологического климата, как внешнего, так и внутреннего, необходимого для продуктивной организации совместной учебно-воспитательной работы в учебном учреждении, взаимодействия между всеми уровнями образовательной системы.

                      Готовые работы на аналогичную тему

                      Процесс управления в образовательной сфере можно рассматривать с таких позиций:

                      1. С позиции гуманитарного подхода. В этом случае все средства и методы управления должны носить мягкий характер и не иметь прямого воздействия на образовательную среду т.е. лишь помогать созданию комфортных условий для функционирования всех процессов и объектов системы;
                      2. С позиции сложности процесса управления. Нельзя говорить об управлении образованием, как о простом командовании, путем передачи власти в чьи-то руки. Этот процесс является достаточно сложным и трудоемким, требующим большой ответственности управляющего;
                      3. С конструктивной позиции. Предполагается, что в коллективе учебно-воспитательного учреждения должны быть построены конструктивные взаимоотношения с руководством. Это обеспечит формирование комфортного микроклимата и реализацию целевого назначения образования в учреждении.

                      Составные компоненты управления образовательной системой

                      Управление системой образования РФ осуществляется на трех уровнях государственной власти:

                      1. Федеральном.
                      2. Региональном.
                      3. Местном.

                      Управленческими функциями наделяются исполнительные органы власти, которые имеются на каждом уровне. К ним относится Министерство образования, департамент образования, главное управление образовательной системой на региональном уровне, органы местного самоуправления в образовательной области.

                      Управление образовательной системой состоит из следующих компонентов:

                      • Организация взаимодействующей системы управления, проводящей регламент деятельности образовательных учреждений на трех уровнях власти, контролирующей выполнение основных направлений государственной политики в сфере образования и соблюдения ФГОС, а также координирующих деятельность всех субъектов системы образования;
                      • Разработка концепции развития системы образования страны;
                      • Разработка основных стратегических направлений развития образовательной системы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
                      • Проведение анализа и оценки развития образовательной системы;
                      • Разработка, утверждение и воплощение на практике образовательных программ на всех уровнях функционирования образовательной системы;
                      • Координирование и регламентация образовательной деятельности;
                      • Осуществление информационного и методического снабжения всех органов управления системой образования;
                      • Проведение адекватной, свободной, неподверженной стороннему влиянию оценки качества образования и предоставления образовательных услуг в стране;
                      • Оценка конкурентоспособности образовательной системы и ее выпускников на мировой арене;
                      • Проведение общественной аккредитации;
                      • Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих управленческую деятельность в образовательной системе, повышение их квалификации и профессионализма, а также профессиональную подготовку и повышение квалификации работников образовательной системы – педагогов.

                      Принципы управления системой образования

                      Процесс управления в образовательной сфере реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

                      Нажмите, чтобы узнать подробности

                      СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

                      СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

                       Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию развития, обучения и воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т. е. комплекс институтов образования.

                      Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию развития, обучения и воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т. е. комплекс институтов образования.

                      Типы образовательных учреждений дошкольные общеобразовательные специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии учреждения дополнительного образования учреждения профессионального образования учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                      Типы образовательных учреждений

                      специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии

                      учреждения дополнительного образования

                      учреждения профессионального образования

                      учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                       Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

                      Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

                       Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (3 — 4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 — 3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность. Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

                      Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (3 — 4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 — 3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность. Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

                       Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) после психолого-медико-педагогической консультации.

                      Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) после психолого-медико-педагогической консультации.

                       Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в осо­бых условиях воспитания и обучения и специальном педагогическом подходе, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

                      Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в осо­бых условиях воспитания и обучения и специальном педагогическом подходе, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

                       Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования. Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

                      Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

                      Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

                       В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в до­школьных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.

                      В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в до­школьных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.

                       Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

                      Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

                       Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подго­товки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает в себя дошкольные детские дома (для детей 3 — 7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

                      Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных

                      Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подго­товки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает в себя дошкольные детские дома (для детей 3 — 7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

                      Читайте также: