Доклад учебно воспитательный процесс

Обновлено: 02.07.2024

Я считаю, что данная тема актуальна во все времена. Любое учреждение, в том числе и образовательное, нуждается в грамотном целеустремленном руководителе.

Оценить 1338 0

Тема моей работы: УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Я считаю, что данная тема актуальна во все времена. Любое учреждение, в том числе и образовательное, нуждается в грамотном целеустремленном руководителе.

Чтобы команда выиграла соревнования по прыжкам в высоту, надо, чтобы в ней был один человек, прыгающий на семь футов, а не семеро, прыгающих каждый на один фут

Гласит Закон Мерфи

Управление развитием школы начинается с профессионального развития ее директора. Для него заняться профессиональным развитием – это значит выйти за рамки повседневной школьной суеты. Тогда последовательность привычных управленческих действий, отражающих ритм учебного года, перестает быть основным содержанием работы руководителя. Она становится фоном для педагогического поиска и совершения открытий, радости творческого труда, который уже не сможет погубить ни маленькая зарплата, ни большая нагрузка.

Единоличность в принятии решений, нечеткость распределения должностных обязанностей, стандартизация общения, т.е. неумение и нежелание быть менеджером ведет к невозможности осуществления инновационных преобразований в школе

Развивающий тип управления образовательным учреждением является альтернативой функционирующему типу и представляет собой организованную деятельность, инициированную руководителем и поддерживаемую группой единомышленников. Эта деятельность направлена на проведение целесообразных преднамеренных изменений и предполагает создание условий для реализации компетентности, ответственности, активности и в целом личностного потенциала всех участников образовательного процесса.

Всякое изменение в сфере образования происходит лишь под напором кризисных явлений общественной жизни, социальных переворотов, политических потрясений. Всего этого хватает в нашей действительности. И это делает невозможным применение вчерашних методов управления школой, направленных на поддержание незыблемости государственных и социальных структур.

Подготовка руководителя – менеджера призвана сформировать у него стратегическое видение перспектив жизнедеятельности отдельно взятой школы с учетом характера общественных перемен.

В разные эпохи всегда был актуален вопрос о том, сколько человеку нужно времени и сил, чтобы овладеть искусством управления. Опыт многих поколений убеждает, что для этого требуются годы терпения и упорного труда…

Менеджер - наемный профессиональный управляющий; специалист по управлению людьми, процессами, объектами.

В своей работе я попыталась показать то, каким должен быть настоящий менеджер в образовательном учреждении, как можно умело использовать управление как механизм для достижения целей. Как пользоваться силой ума и превращать поражения в источник будущих побед.

Ведь неумелое управление порождает бюрократию, как избыточный класс чиновничества - утверждает английский психолог Паркинсон. Научиться доверять людям – продолжает Паркинсон, - разумно делегировать им необходимые полномочия, сохраняя контроль за всем, что происходит в сфере твоего влияния – вот главная задача менеджера.

Руководству организации всегда нужно помнить о том, что оно отвечает за правильный подбор людей, которые бы были в состоянии реализовать стратегию фирмы, ОУ и за то, чтобы сотрудники хорошо чувствовали себя в коллективе на работе, которая соответствует их способностям и возможностям.

Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия деловых качеств личности требованиям должности или рабочего места.

Существуют различные методы и критерии оценки персонала, некоторые из них я раскрыла в своей работе.

На сегодняшний день в системе образования преобладает учебно-административный контроль, для которого характерны эпизодичность получения информации и неразработанность критериев оценки деятельности ОУ. Коррекция педагогического процесса осуществляется в основном административными мерами и носит формальный характер. При таком подходе трудно объективно оценить качество образования выпускников, состояние и эффективность образовательного процесса и определить тенденции его развития в образовательном учреждении.(9)

Мониторинг является наиболее совершенным способом информационного обслуживания и компонентом системы управления качеством образования.

оценочно-прогностическая

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную системууправления, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности.

Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникающие изменения – вносить коррективы в план. Только в результате контроля обеспечивается необходимая для управления обратная связь. Контроль качества образования приобретает характер мониторинга, т.е. постоянного отслеживания результатов образования и проверки их соответствия промежуточным или конечным операционально поставленным целям.

Педагогический мониторинг – это процесс непрерывного научно – обоснованного, диагностико – прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органы управления образованием качественной и современной информацией, необходимой для принятия решений по оптимизации различных уровней образовательного процесса.

Объекты педагогического мониторинга – результаты учебно-воспитательного процесса и средства, используемые для их достижения.

В своей работе я подробно описала функции, виды, принципы, формы, уровни мониторинга, требования к мониторингу и инструментарий педагогического мониторинга.

Ведь задача любого ОУ – обеспечить условия для качественного образования учащихся. Мониторинг может стать одним из таких условий

Быть менеджером сложно, но интересно. И поэтому я решила дать несколько советов руководителю ОУ в котором я работаю. Вот они:

Смелость в принятии решений;

Демократичность в общении;

Красноречие, конкретика в речи;

Умение выслушать и идти на компромисс;

Обретя эти качества, наши наставники – менеджеры смогут создать условия, при которых будет комфортно и продуктивно работаться педагогам и из школы выйдет самостоятельный, успешный, свободный и активно мыслящий человек, автор своей жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

школа является важнейшим фактором развития личности;

школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:

обучение в сотрудничестве

дифференцированный подход к обучению.

Обучение в сотрудничестве В технологиях, основанных на коллективном способе обучения , обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

Актуализируются полученные опыт и знания;

Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность за результат коллективной работы;

Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения. материала

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

3. Использование информационных технологий для реализации целей педагогических технологий.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Ведь в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.

Подводя итоги мы можем сказать, что каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;

создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе. Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо - чувствительных людях, которых в школе – большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе

В основу учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив может закладывать следующие принципы:

- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

- преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.

Приоритетные направления в образовании, цели и задачи ОУ.

1. Обеспечить обновление содержания образования, овладение учащимися содержанием стандартов образования; вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление и творческий потенциал.

2. Создать необходимую основу для продолжения образования в профессиональной сфере учащимися 5-9 классов; обеспечить современную профилизацию учащихся 10, 11-х классов.

3. Способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика, совершенствуя дифференцированные формы обучения; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний.

4. Обеспечить общее культурное развитие ребенка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.

5. Сформировать у учащихся чувство моральной и социальной ответственности, уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали.

6. Развивать эстетическую культуру учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями; воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты.

Задачи воспитательной работы:

- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы;

- повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие ученического самоуправления;

- создание условий для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;

- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.

Решение всех вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы ОУ. В основе ее — современная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

Заблаговременно должен быть создан блок дополнительного образования. В блоке может быть любое количество кружков.

Целеполагание:

Развитие свободного в творчестве и интеллектуальной культуре ребенка, способного к адаптации в социуме, самореализации.

Основы гуманистического и нравственного воспитания:

Зарождение, формирование и развитие у ребенка нравственно-эстетического идеала с вовлечением его в творчество, приобщению к искусству через театральную деятельность.

Опора на людей, имеющих отношение к процессу воспитания (родители, бабушки, дедушки, спонсоры).

Личностный подход в воспитании: воспитание интеллектуальной свободы, не подавленной авторитетом учителей.

Включение в воспитательный процесс нравственных аспектов: гностических, когнитивных, ориентационных, результативных.

Дифференциация воспитания: формирование устойчивой мотивации образовательной и творческой деятельности. Гуманитарное направление ОУ и технология деятельностного метода дают возможность выбора путей дальнейшего развития, т. к. дает целостную картину мира и определения своего места в нем.

Воспитательная деятельность в школе основывается на потребностях и интересах детей, культурном наследии, необходимом для личностного развития.

Пути развития ребенка в школе:


Дополнительное образование:

Основная цель:

Адаптация школьников к жизни в социуме, начальная профессиональная подготовка.

Критерии внеурочной творческой деятельности:

- активность, инициативность, интерес учеников;

- использование творческого потенциала родителей, педагогов;

В школе занятость детей в дополнительном образовании должна составлять не менее 85%, что обеспечивается за счет кружковой работы, которая осуществляется на базе дополнительного оснащения ОУ (использовать спонсоров и родительскую финансовую поддержку):

ssw01@mail.ru, serwsi@ya.ru

Получение систематического образования основано на обучении – процессе познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным критерием педагогического мастерства.

Получение систематического образования основано на обучении – процессе познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным критерием педагогического мастерства.

Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин и др.) отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока, вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков (В.В. Краевский). Они достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.

В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.

Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

1) воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
2) воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
3) воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.

Поскольку 2-я и 3-я группы возможностей подробно рассматриваются в предметных методиках преподавания, остановимся на воспитательных возможностях организации урока.

Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.

Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Очевидно также, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание школьником важности дисциплины, убеждённость в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учеников от уровня их дисциплинированности.

Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации учащимися своей учебно-познавательной деятельности. Однако на уроке учитель оценивает учеников по результату и способу его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходя вниманием организацию труда школьника. На практике неумение учащихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ребёнок часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства становятся всё более распространёнными среди школьников. Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.

Неотъемлемой частью школьного образования является социализация – процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к социальному окружению (Р. Мертон, Т. Парсонс) и самоактуализации, самореализации личностью своего потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс). Распространёнными причинами, препятствующими социализации, вызывающими конфликт между личностью и её социальным окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих, негуманные отношения в группе. Поэтому процесс социализации школьников невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.

Возможностями для решения перечисленных задач воспитания обладает каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет повысить воспитательный эффект обучения.
Урок входит в систему учебно-воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы школы. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе школы.
Обобщая вышесказанное, предлагаем схему аспектного анализа, цель которого – выявить степень реализации воспитательного потенциала урока.

Схема анализа процесса воспитания на уроке

II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.

III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).

1. Достижение воспитательной цели урока (доминирующая воспитательная цель, её соответствие теме и форме урока, возрасту учащихся, особенностям данного класса; способы поэтапного достижения цели в течение урока: формы, методы, приёмы воспитания).
2. Включение урока в воспитательную систему школы (соответствие решаемых на уроке воспитательных задач проблеме, над которой работает педагогический коллектив; связь с текущей воспитательной работой школы, с проходящими в данный период общешкольными воспитательными делами).
3. Общие выводы о воспитательной ценности урока (степень реализации воспитательного потенциала данного урока, возможные пути повышения учителем эффективности воспитания учащихся на уроке).

Читайте также: