Доклад по бюджетному процессу

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

1. Бюджетный процесс

2. Составление проекта бюджета.

3. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

4. Исполнение бюджета.

5. Отчёт об исполнении бюджета.

НА: гл. 18, 20, 25.2 БК РФ.

1. Бюджетный процесс является универсальным явлением на всей территории страны в силу принципа единства бюджетной системы.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Можно сформулировать более простое понятие исходя из содержания бюджетного процесса:

Бюджетный процесс – это урегулированный законодательством порядок:

- составления проекта бюджета,

- рассмотрения и утверждения проекта бюджета,

- исполнения бюджета,

- а также составления, рассмотрения и утверждения отчёта об исполнении бюджета.

Перечисленные 4 производства представляют собой 4 стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это процесс законодательно-исполнительный. В нём участвуют, главным образом, ОИВ, законодательные органы и высшее должностное лицо. Физические лица не участвуют в бюджетном процессе.

Бюджетный процесс сконструирован законодателем весьма сложно, т.к. он имеет большое политическое значение, в нём нередко идёт политическая борьба.

Структура и ход бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях аналогичны. Основы закладывает БК РФ, а на региональном и местном уровнях принимаются свои НПА о бюджетном процессе.

2. Составление проекта бюджета (гл. 20 БК РФ) – 1-ая стадия бюджетного процесса

Составление проектов бюджетов – исключительная функция Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований.

Непосредственно составляет бюджет Минфин. В качестве исходной инф. он использует три группы документов:

- политические: послание Президента Федеральному Собранию, в кот. формируется линия бюджетной политики государства;

- экономические: прогноз социально-экономического развития (так реализуется принцип достоверности бюджета);

- юридические: налоговое, бюджетное законодательство.

Гл. 21 закрепляет требования юридической техники к проекту бюджета.

Ст. 184.1 БК РФ закрепляет параметры, которые должны отражаться в законе о бюджете.

Минфин, составив проект бюджета, представляет его Правительству до 15 сентября текущего финансового года. Правительство РФ вносит проект бюджета с приложениями в Государственную Думу ФС РФ не позднее не позднее 1 октября текущего финансового года (ст.192 БК РФ). К проекту бюджета прилагаются проекты законов о государственных внебюджетных фондах.

3. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета – 2-ая стадия бюджетного процесса.

Цель этой стадии – придать бюджету силу закона, т.е. обязательную силу. Поэтому рассматривает и утверждает проект бюджета законодательный (представительный) орган .

Комитет по бюджету в ГД проверяет, насколько проект бюджета соответствует всем установленным параметрам, бюджетной классификации, представлен со всеми приложениями.

На рассмотрение проекта бюджета Госдумой в ст. 196 БК РФ установлен срок 60 д.

В отдельных случаях проект бюджета может быть отклонён. Последствия этого отклонения детально прописаны в БК РФ.

ГД может отклонить проект бюджета в 1 чтении, если ей не устраивает сама концепция бюджета. Сама корректировать законопроект о бюджете она не может. Возможны варианты:

1) образование согласительной комиссии из членов СФ, ГД и Правительства,

2) возврат бюджета в Правительство,

3) выражение недоверия Правительству.

Отклонение бюджета во 2 и 3 чтении не предусмотрено. Но во 2 чтении ГД может вносить поправки . В 3 чтении бюджет принимается в целом, здесь нельзя вносить поправки и отклонять.

После рассмотрения закона о бюджете в 3 чтениях он подлежит одобрению СФ и подписанию Президентом. Если же СФ или Президент отклонят закон, то образуется многосторонняя согласительная комиссия .

4. Исполнение бюджета – 3-я стадия бюджетного процесса.

На этой стадии нормы закона о бюджете исполняются, бюджет воплощается в реальных экономических отношениях. Исполнение бюджета включает 3 группы отношений:

Исполнение бюджета по доходам,

Исполнение бюджета по расходам,

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

Принципы исполнения бюджетов:

Принцип казначейского исполнения бюджета (все бюджеты исполняются через Федеральное Казначейство – повторить )

Принцип единства кассы

Принцип подведомственности расходов бюджетов

5. Составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета – 4-ая стадия бюджетного процесса.

Отчёт об исполнении бюджета рассматривает и утверждает законодательный орган. Это вид контроля за исполнением бюджета. По этой причине Отчёт пишется в форме закона об исполнении бюджета.

Отчёт составляет Федеральное казначейство и направляет его в Минфин, Минфин – в Правительство РФ. Правительство РФ вносит отчёт на рассмотрение:

в Счетную плату – до 1 июня,

в Госдуму – до 1 августа (ст. 264.9, 264.10 БК РФ).

Счетная палата осуществляет внешнюю проверку отчёта, готовит Заключение и до 1 сентября представляет его в Госдуму. Госдума на своём заседании засушивает это Заключение.

В результате либо принимается, либо отклоняется Закон об исполнении бюджета до 1 октября (ст. 264.11 БК РФ).

Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.
Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Содержание

Введение
Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
§ 1. Понятие бюджетного процесса
§ 2. Принципы бюджетного процесса
§ 3. Участники бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства
§ 1. Стадии бюджетного процесса
§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Заключение
Список использованных материалов и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

финансовая политика.docx

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра экономико-правовых дисциплин

По дисциплине: Финансовое право

На тему: Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии.

Выполнела: ст. ФЭФ 33потока 6 курса

Проверил: Доц. Савинов К.А.

  • Введение
    1. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники

§ 1. Понятие бюджетного процесса

§ 2. Принципы бюджетного процесса

§ 3. Участники бюджетного процесса

  1. Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства

§ 1. Стадии бюджетного процесса

§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

  • Заключение
  • Список использованных материалов и литературы

Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, региональных и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет – финансовая основа функционирования государства и местного самоуправления, центральное звено финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья.

Как правовая категория бюджет – основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация имеет федеративное устройство и состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5 Конституции РФ). Поэтому под бюджетом государства понимают бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет) и бюджеты ее субъектов. Федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации, ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций.

Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право.

Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.

Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

I. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники.

§ 1. Понятие бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении. 1

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года – с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следует строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В тоже время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данной период.

§ 2. Принципы бюджетного процесса.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным кодексом в гл. 5 предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом.

Это следующие принципы:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28. БК РФ).

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; (п.1, ст. 31 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. ( ст. 35 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Гост

ГОСТ

Понятие и задачи бюджетного процесса

Бюджетный процесс - это регламентированная действующими законодательными актами РФ деятельность органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также дальнейшему исполнению федерального, региональных и местных бюджетов. Сущность бюджетного процесса в значительной мере продиктована государственным и бюджетным устройством РФ, а также бюджетными правами уполномоченных органов власти.

Важнейшей составляющей бюджетного процесса является бюджетное регулирование, под которым понимают частичное перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней.

В качестве основных элементов отечественной бюджетной системы стоит рассматривать бюджеты различных уровней – федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Непосредственно к ведению РФ относятся федеральный бюджет и определение наиболее важных принципов, основ бюджетного процесса для бюджетов более низких уровней. На современном этапе развития бюджетный процесс в субъекте РФ, в различных образованиях на муниципальном уровне регламентируется законодательными субъектами субъектов РФ и уставом муниципального образования соответственно. Таким образом, с достаточной точностью можно рассматривать только бюджетный процесс непосредственно Российской Федерации, а в отношении бюджетного процесса более низких уровней целесообразно можно говорить только в общем.

Среди наиболее важных задач современного бюджетного процесса в РФ можно выделить:

  • выявление максимального количества резервов материальных и финансовых ресурсов, с помощью которых возможно обеспечение экономического развития государства;
  • определение величины доходов бюджета по отдельным налогам и прочим обязательным платежам, а также общего объёма расходов;
  • согласование бюджета с программой финансовой стабилизации страны, которая на современном этапе развития направлена прежде всего на преодоление инфляционных тенденций в национальной экономике и обеспечение стабильности российского рубля.
  • снижение и при возможности ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически обоснованных источников;
  • реализация бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов различных уровней посредством перераспределения источников полученных доходов между ними, а также между различными секторами национальной экономики, отраслями регионами.

Особенности бюджетного процесса в России

На сегодняшний день действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ на законодательном уровне закреплены следующие принципы построения отечественной бюджетной системы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • единство отечественной системы бюджетов;
  • разграничение полученных доходов и понесенных расходов между различными уровнями бюджетов;
  • самостоятельность бюджетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективности и обоснованность расходования бюджетных финансовых ресурсов
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера финансовых ресурсов бюджета.

Отечественный бюджетный процесс реализован в четыре этапа:

  • разработка проектов бюджетов;
  • рассмотрение и утверждение бюджетов;
  • исполнение бюджетов;
  • формирование соответствующих отчетов об исполнении бюджетов определенной формы, а также их последующее утверждение.

В соответствии с действующим в РФ законодательством финансовый год равен 12 месяцам, т.е. начинается 1 января и заканчивается 1 декабря. Таким образом, существует необходимость в принятии законодательных документов, касающихся бюджета, с периодичностью в двенадцать месяцев.

Если говорить о продолжительности бюджетного процесса, то можно говорить о следующих периодах:

  • стадия разработки, обсуждения и утверждения длится около года;
  • стадия исполнения длится в течение всего финансового года, т.е. длится 12 месяцев;
  • формирование отчета об исполнении ранее принятого бюджета и его принятие длится порядка 6 месяцев.

Стоит отметить, что вся система подготовки и реализации бюджетов различных уровней осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в сроки, установленные законодательными актами. Довольно часто бюджетный процесс занимает достаточно продолжительное время, но длительность в данной случае крайне необходима при решения подобных финансовых вопросов, т.к. деятельности органов власти, которые ответственные за бюджет должна происходить без ошибок и относительно слаженно.

На сегодняшний день реализована реформа бюджетного учета, а также изменение бюджетной классификации в РФ, что объясняется следующими причинами:

  • необходимостью приведения в полное соответствие и согласования бюджетной классификации РФ с МСФО;
  • переходом на Единый план счетов бюджетного учета, который базируется на способе начислений;
  • переориентацией бюджетных финансовых ресурсов на достижение итоговых результатов посредством обеспечения роста самостоятельности и ответственности всех участников бюджетного процесса;
  • необходимостью согласования структуры бюджетной классификации и экономического содержания выполняемых операций в сфере государственного управления;
  • ведением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета.

В настоящее время можно говорить, что степень реальности согласованности и взаимодействия бюджетной деятельности и действующего в России бюджетного законодательства далек от идеала. Анализ действующего на сегодняшний день бюджетного законодательства позволяет выделить систему возможных аспектов оценки такого несоответствия. Например, в вопросах предметно-компетенционного разграничения власти, это:

Бюджетный процесс в Российской Федерации [07.12.14]

В ходе исполнения бюджета страны, возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов, лежащих в основе бюджетного процесса.[12]

Государство исполняет роль посредника в перераспределении ограниченных финансовых ресурсов с помощью созданной им же бюджетной системы.

Выбор указанной темы обуславливается тем, что наиболее значимым является финансовый механизм, позволяющий государству осуществлять экономическую и социальную политику, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

  • изучить теоретические основы бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • проанализировать исполнение федерального бюджета по доходам и расходам;
  • определить основные проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации;

Объектом исследования курсовой работы является бюджетный процесс Российской Федерации.

Предметом исследования в работе является исполнение бюджета Российской Федерации.

Методологической и теоретической базой курсовой работы является системный подход к изучению бюджетного процесса. На разных этапах работы, в зависимости от характера решаемых задач, применяются методы сравнительного экономического анализа, анализ первичной документации и статистической отчетности, а также нормативно-методических и законодательных документов.

Теоретической основой работы послужили работы А.Г. Грязновой, Г.Б. Поляка, И.М. Александрова и др. авторов.

Информационной базой курсового проекта служат работы отечественных ученых, а также публикаций в научных изданиях и периодической печати, освещающих основные вопросы, возникающие при анализе бюджетного процесса Российской Федерации.

Используемые источники

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: