Доклад по бюджетному процессу
Обновлено: 17.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Бюджетный процесс
2. Составление проекта бюджета.
3. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
4. Исполнение бюджета.
5. Отчёт об исполнении бюджета.
НА: гл. 18, 20, 25.2 БК РФ.
1. Бюджетный процесс является универсальным явлением на всей территории страны в силу принципа единства бюджетной системы.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Можно сформулировать более простое понятие исходя из содержания бюджетного процесса:
Бюджетный процесс – это урегулированный законодательством порядок:
- составления проекта бюджета,
- рассмотрения и утверждения проекта бюджета,
- исполнения бюджета,
- а также составления, рассмотрения и утверждения отчёта об исполнении бюджета.
Перечисленные 4 производства представляют собой 4 стадии бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это процесс законодательно-исполнительный. В нём участвуют, главным образом, ОИВ, законодательные органы и высшее должностное лицо. Физические лица не участвуют в бюджетном процессе.
Бюджетный процесс сконструирован законодателем весьма сложно, т.к. он имеет большое политическое значение, в нём нередко идёт политическая борьба.
Структура и ход бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях аналогичны. Основы закладывает БК РФ, а на региональном и местном уровнях принимаются свои НПА о бюджетном процессе.
2. Составление проекта бюджета (гл. 20 БК РФ) – 1-ая стадия бюджетного процесса
Составление проектов бюджетов – исключительная функция Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований.
Непосредственно составляет бюджет Минфин. В качестве исходной инф. он использует три группы документов:
- политические: послание Президента Федеральному Собранию, в кот. формируется линия бюджетной политики государства;
- экономические: прогноз социально-экономического развития (так реализуется принцип достоверности бюджета);
- юридические: налоговое, бюджетное законодательство.
Гл. 21 закрепляет требования юридической техники к проекту бюджета.
Ст. 184.1 БК РФ закрепляет параметры, которые должны отражаться в законе о бюджете.
Минфин, составив проект бюджета, представляет его Правительству до 15 сентября текущего финансового года. Правительство РФ вносит проект бюджета с приложениями в Государственную Думу ФС РФ не позднее не позднее 1 октября текущего финансового года (ст.192 БК РФ). К проекту бюджета прилагаются проекты законов о государственных внебюджетных фондах.
3. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета – 2-ая стадия бюджетного процесса.
Цель этой стадии – придать бюджету силу закона, т.е. обязательную силу. Поэтому рассматривает и утверждает проект бюджета законодательный (представительный) орган .
Комитет по бюджету в ГД проверяет, насколько проект бюджета соответствует всем установленным параметрам, бюджетной классификации, представлен со всеми приложениями.
На рассмотрение проекта бюджета Госдумой в ст. 196 БК РФ установлен срок 60 д.
В отдельных случаях проект бюджета может быть отклонён. Последствия этого отклонения детально прописаны в БК РФ.
ГД может отклонить проект бюджета в 1 чтении, если ей не устраивает сама концепция бюджета. Сама корректировать законопроект о бюджете она не может. Возможны варианты:
1) образование согласительной комиссии из членов СФ, ГД и Правительства,
2) возврат бюджета в Правительство,
3) выражение недоверия Правительству.
Отклонение бюджета во 2 и 3 чтении не предусмотрено. Но во 2 чтении ГД может вносить поправки . В 3 чтении бюджет принимается в целом, здесь нельзя вносить поправки и отклонять.
После рассмотрения закона о бюджете в 3 чтениях он подлежит одобрению СФ и подписанию Президентом. Если же СФ или Президент отклонят закон, то образуется многосторонняя согласительная комиссия .
4. Исполнение бюджета – 3-я стадия бюджетного процесса.
На этой стадии нормы закона о бюджете исполняются, бюджет воплощается в реальных экономических отношениях. Исполнение бюджета включает 3 группы отношений:
Исполнение бюджета по доходам,
Исполнение бюджета по расходам,
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.
Принципы исполнения бюджетов:
Принцип казначейского исполнения бюджета (все бюджеты исполняются через Федеральное Казначейство – повторить )
Принцип единства кассы
Принцип подведомственности расходов бюджетов
5. Составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета – 4-ая стадия бюджетного процесса.
Отчёт об исполнении бюджета рассматривает и утверждает законодательный орган. Это вид контроля за исполнением бюджета. По этой причине Отчёт пишется в форме закона об исполнении бюджета.
Отчёт составляет Федеральное казначейство и направляет его в Минфин, Минфин – в Правительство РФ. Правительство РФ вносит отчёт на рассмотрение:
в Счетную плату – до 1 июня,
в Госдуму – до 1 августа (ст. 264.9, 264.10 БК РФ).
Счетная палата осуществляет внешнюю проверку отчёта, готовит Заключение и до 1 сентября представляет его в Госдуму. Госдума на своём заседании засушивает это Заключение.
В результате либо принимается, либо отклоняется Закон об исполнении бюджета до 1 октября (ст. 264.11 БК РФ).
Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.
Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Содержание
Введение
Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
§ 1. Понятие бюджетного процесса
§ 2. Принципы бюджетного процесса
§ 3. Участники бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства
§ 1. Стадии бюджетного процесса
§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Заключение
Список использованных материалов и литературы
Прикрепленные файлы: 1 файл
финансовая политика.docx
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра экономико-правовых дисциплин
По дисциплине: Финансовое право
На тему: Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии.
Выполнела: ст. ФЭФ 33потока 6 курса
Проверил: Доц. Савинов К.А.
- Введение
- Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
§ 1. Понятие бюджетного процесса
§ 2. Принципы бюджетного процесса
§ 3. Участники бюджетного процесса
- Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства
§ 1. Стадии бюджетного процесса
§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Заключение
- Список использованных материалов и литературы
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, региональных и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет – финансовая основа функционирования государства и местного самоуправления, центральное звено финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья.
Как правовая категория бюджет – основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов.
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация имеет федеративное устройство и состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5 Конституции РФ). Поэтому под бюджетом государства понимают бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет) и бюджеты ее субъектов. Федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации, ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций.
Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право.
Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.
Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
I. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники.
§ 1. Понятие бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении. 1
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года – с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.
Стадии бюджетного процесса следует строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В тоже время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данной период.
§ 2. Принципы бюджетного процесса.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным кодексом в гл. 5 предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом.
Это следующие принципы:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28. БК РФ).
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; (п.1, ст. 31 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. ( ст. 35 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
ГОСТ
Понятие и задачи бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это регламентированная действующими законодательными актами РФ деятельность органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также дальнейшему исполнению федерального, региональных и местных бюджетов. Сущность бюджетного процесса в значительной мере продиктована государственным и бюджетным устройством РФ, а также бюджетными правами уполномоченных органов власти.
Важнейшей составляющей бюджетного процесса является бюджетное регулирование, под которым понимают частичное перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней.
В качестве основных элементов отечественной бюджетной системы стоит рассматривать бюджеты различных уровней – федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Непосредственно к ведению РФ относятся федеральный бюджет и определение наиболее важных принципов, основ бюджетного процесса для бюджетов более низких уровней. На современном этапе развития бюджетный процесс в субъекте РФ, в различных образованиях на муниципальном уровне регламентируется законодательными субъектами субъектов РФ и уставом муниципального образования соответственно. Таким образом, с достаточной точностью можно рассматривать только бюджетный процесс непосредственно Российской Федерации, а в отношении бюджетного процесса более низких уровней целесообразно можно говорить только в общем.
Среди наиболее важных задач современного бюджетного процесса в РФ можно выделить:
- выявление максимального количества резервов материальных и финансовых ресурсов, с помощью которых возможно обеспечение экономического развития государства;
- определение величины доходов бюджета по отдельным налогам и прочим обязательным платежам, а также общего объёма расходов;
- согласование бюджета с программой финансовой стабилизации страны, которая на современном этапе развития направлена прежде всего на преодоление инфляционных тенденций в национальной экономике и обеспечение стабильности российского рубля.
- снижение и при возможности ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически обоснованных источников;
- реализация бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов различных уровней посредством перераспределения источников полученных доходов между ними, а также между различными секторами национальной экономики, отраслями регионами.
Особенности бюджетного процесса в России
На сегодняшний день действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ на законодательном уровне закреплены следующие принципы построения отечественной бюджетной системы:
Готовые работы на аналогичную тему
- единство отечественной системы бюджетов;
- разграничение полученных доходов и понесенных расходов между различными уровнями бюджетов;
- самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективности и обоснованность расходования бюджетных финансовых ресурсов
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера финансовых ресурсов бюджета.
Отечественный бюджетный процесс реализован в четыре этапа:
- разработка проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- формирование соответствующих отчетов об исполнении бюджетов определенной формы, а также их последующее утверждение.
В соответствии с действующим в РФ законодательством финансовый год равен 12 месяцам, т.е. начинается 1 января и заканчивается 1 декабря. Таким образом, существует необходимость в принятии законодательных документов, касающихся бюджета, с периодичностью в двенадцать месяцев.
Если говорить о продолжительности бюджетного процесса, то можно говорить о следующих периодах:
- стадия разработки, обсуждения и утверждения длится около года;
- стадия исполнения длится в течение всего финансового года, т.е. длится 12 месяцев;
- формирование отчета об исполнении ранее принятого бюджета и его принятие длится порядка 6 месяцев.
Стоит отметить, что вся система подготовки и реализации бюджетов различных уровней осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в сроки, установленные законодательными актами. Довольно часто бюджетный процесс занимает достаточно продолжительное время, но длительность в данной случае крайне необходима при решения подобных финансовых вопросов, т.к. деятельности органов власти, которые ответственные за бюджет должна происходить без ошибок и относительно слаженно.
На сегодняшний день реализована реформа бюджетного учета, а также изменение бюджетной классификации в РФ, что объясняется следующими причинами:
- необходимостью приведения в полное соответствие и согласования бюджетной классификации РФ с МСФО;
- переходом на Единый план счетов бюджетного учета, который базируется на способе начислений;
- переориентацией бюджетных финансовых ресурсов на достижение итоговых результатов посредством обеспечения роста самостоятельности и ответственности всех участников бюджетного процесса;
- необходимостью согласования структуры бюджетной классификации и экономического содержания выполняемых операций в сфере государственного управления;
- ведением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета.
В настоящее время можно говорить, что степень реальности согласованности и взаимодействия бюджетной деятельности и действующего в России бюджетного законодательства далек от идеала. Анализ действующего на сегодняшний день бюджетного законодательства позволяет выделить систему возможных аспектов оценки такого несоответствия. Например, в вопросах предметно-компетенционного разграничения власти, это:
В ходе исполнения бюджета страны, возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов, лежащих в основе бюджетного процесса.[12]
Государство исполняет роль посредника в перераспределении ограниченных финансовых ресурсов с помощью созданной им же бюджетной системы.
Выбор указанной темы обуславливается тем, что наиболее значимым является финансовый механизм, позволяющий государству осуществлять экономическую и социальную политику, главным звеном которой является бюджетный процесс.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проанализировать исполнение федерального бюджета по доходам и расходам;
- определить основные проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации;
Объектом исследования курсовой работы является бюджетный процесс Российской Федерации.
Предметом исследования в работе является исполнение бюджета Российской Федерации.
Методологической и теоретической базой курсовой работы является системный подход к изучению бюджетного процесса. На разных этапах работы, в зависимости от характера решаемых задач, применяются методы сравнительного экономического анализа, анализ первичной документации и статистической отчетности, а также нормативно-методических и законодательных документов.
Теоретической основой работы послужили работы А.Г. Грязновой, Г.Б. Поляка, И.М. Александрова и др. авторов.
Информационной базой курсового проекта служат работы отечественных ученых, а также публикаций в научных изданиях и периодической печати, освещающих основные вопросы, возникающие при анализе бюджетного процесса Российской Федерации.
Используемые источники
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Читайте также: