Составить доклад на тему живопись словом характерная особенность стиля и а бунина

Обновлено: 18.05.2024

Бунинапринято считать продолжателемчеховского реализма.Для его творчества характерен интереск обыкновенной жизни, умение раскрытьтрагизм жизни, насыщенность повествованиядеталями.

Реализм Бунина отличается от чеховскогопредельной чувственностью. Как и Чехов,Бунин обращается к вечнымтемам.Прозу Бунина считают синтезом прозы ипоэзии.

Стиль произведений и. А. Бунина

Как и у символистов,на первый план у Бунина выходит обращениек вечнымтемам любви, смерти и природы.Космический колорит произведенийписателя, проникнутость его образовголосами Вселенной сближает еготворчество с буддистскими идеями.Произведения Бунина синтезируют в себевсе эти концепции.

Вечные темы в творчестве и. А. Бунина

Любовь.Концепция любви у Бунина трагедийна.Мгновения любви, по Бунину, становятсявершиной жизни человека.

Только полюбив,человек по- настоящему может почувствоватьдругого че­ловека, только чувствооправдывает высокую требовательностьк себе и к своему ближнему, только любящийспособен преодолеть свой эгоизм.

Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина

Проблеманационального характера в рамкахнационального самоопределения русскойлитературы.Рядпроизведений Бунина посвящен разоряющейсядеревне, в которой правят голод и смерть.Идеал писатель ищет в патриархальномпрошлом с его старосветским благополучием.

7.А. И. Куприн.Краткий очерк жизни и творчества

Своеобразие бунинского пейзажа И. А. Бунин, как продолжатель литературной традиции

Основные темы и особенности творчества Бунина

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодняневозможно представить отечественную литературу. Он – первый российскийобладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежомроссийских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало.

А зря, ведь в егопроизведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любителикрасивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчиныоценят поэтическое наследие Бунина.

Особенно стихотворение, в котором автор, тоскуя по любимой ушедшей от негоженщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокиепьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях!Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида… Бунин – действительно замечательный писатель,за книги которого стоит браться чаще.

Особенности творчества Бунина делают его универсальнымписателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.

О чем писал бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколькоэтапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода егожизни:

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное времяавтора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Ужесамые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, яркоотображают знакомый ему деревенский быт.

Обе работы написаны, безусловно, человеком,которого можно назвать патриотом.

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной инищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. Вначале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунинпотратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощьписателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тожеможно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира иуспеха остался верен своему народу.

об особенностях творчества Бунина

Тема природы в творчестве Бунина

Родина для Бунина – это не только люди, но и природа.Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет.Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина.

Живой миррусского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почтиголых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшегомороза…

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотяпосле эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, вовремя Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграциитема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха.

Автор неустанноразмышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красноготеррора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны.

Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, иставил перед собой вопрос: а найдут лиместо в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящиесвоего.

Концепция любви в творчестве Бунина

Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал своюнеудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности.

Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают кней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да иим самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и недают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам.И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.

Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своемочерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный моментбытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи.

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора – противоположность смерти. К такомувыводу он приходит в середине 1920-х годов.

А впоследствии, в конце 1930-1940-хгодов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина.Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина.

С одной стороны – тяга клюбви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всехпротиворечий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы.

Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать ибиографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизнив России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писательродился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми,часто засиживался у них дома.

Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потомзанимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу.

Его женой впоследствии стала дочьреволюционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни.Брак был недолгим и несчастливым.

После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. Вгороде несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийскиевойска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы.

Приход последнихБунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале1920 года, уехал во Францию.

Там он много помогал эмигрантам, выступал слекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.

В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятатьевреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейскогонарода.

До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохезабвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему уотечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с егоудивительным даром.

Бунин часто получал различные литературные премии.

Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.

Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто вего работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первыетворческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект егоинтересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистическиеизменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классическойрусской литературы.

Рассказы И.А.Бунина — герои и тема

Современники воспринимали И.А.Бунина писателем школы Чехова. Действительно, это автора и Антона Павловича роднит многое:

  • пристрастие к жанру рассказа,
  • точность детали,
  • описание характеров и обстановки и многое другое.

Но долгая писательская жизнь Бунина позволяет говорить о нем как о самобытном русском прозаике.

Так, его раннее творчество посвящено теме уходящих дворянских гнезд.

Отношение писателя отчасти ностальгическое, отчасти реалистическое, он прекрасно понимает, что на смену дворянству приходит купечество, зажиточное крестьянство. Дворяне уже не могут (не в силах) быть ведущей составляющей общества.

В 1910-х годах Бунин создает и крестьянские типы. При этом он видит в русской деревне начала века много отрицательных черт. Мрак и грязь видит писатель и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни деревни.

Даже тогда, когда он говорит о богатстве, богатырстве русского характера.

Таков герой рассказа — одаренный недюжинной силой, мечтающий о жизненном подвиге и чувствующий в себе силу этот подвиг совершить, но подвиг этот — выпить чуть ли не один глотком целую четверть вина, выйти на дорогу и умереть.

Вместе с тем писателя интересуют не только темы российской действительности. Его интересуют и вечные темы любви и смерти.

В рассказе автор говорит об этой теме на экзотическом материале: сила чувства рикши- таитянина и англичанина различны (принципиально здесь и то, что герои не имеют собственных имен, они обозначены по национальности, что вносит в сюжет элемент обобщения).

Дитя природы, рикша естествен в любви, его любовь сильнее в своих проявлениях, чем любовь европейцев, его смерть от несчастной любви трагична и естественна как слияние с природой. Она же побуждает англичанина рассуждать о холодности европейского характера, о неумении полно жить и чувствовать.

И все же в названии рассказа есть обобщение: люди на этой земле братья.

Созданные писателем образы чрезвычайно индивидуальны.

Но когда мы читаем его рассказы, нас не оставляет впечатление о том, что перед нами проходят типы русской деревни (щеголь Шаша, сын богатого купца, прихорашивается, чтобы еще раз быть избитым на ярмарке и закончить свою жизнь на паперти, Иоанн Рыдалец — юродивый, похороненный вместе с помещиком, сумасшедший, которого после смерти считают святым, Аверкий из этого рассказа всю жизнь работавший на других, вернувшийся умирать к жене, светло ждет своей смерти, радостно переживающий окружающее).

Автор выражает свою позицию неназидательно, Бунину чужды социально-политические оценки до революции, но в то же время каждый рассказ писателя вызывается определенные чувства, которые возникают у читателя благодаря мастерству автора. Писателя скорее интересуют характеры, положения, вечные чувства.

Одно из таких чувств — любовь. Любовь для писателя — чувство священное. Даже история чужой любви может возбуждать чувства необыкновенные.

Бунин — мастер композиции. Примером такой необыкновенной композиции и мастерства писателя является этот рассказ. История короткой жизни гимназистки Оли Мещерской рассказана так, что мы сначала узнаем о ее гибели, а затем уже о том, что и почему произошло.

Для этого автора крайне важна достоверность детали, которая может быть не связана с повествованием, но создает неповторимый колорит.

В повестях и рассказах писателя много описаний природы, много звуков, запахов, которые помогают создать достоверность повествования.

Так важны в этом рассказе описания героя и его жены и дочери, портреты матросов, контраст композиции ( смерть героя дана в контрасте с описанием живого господина из Сан-Фрациско, самодовольного, богатого, едущего на отдых в Европу).

Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть

Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть

— А не знаешь, зачем суд приехал?

-Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.

-Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

-А чума их знает…

Поэзия И. А. Бунина – яркое явление русской литературы конца XIX – начала XX века.

Когда вышел сборник И. А. Бунина “Листопад”, М. Горький так отозвался о нем: “Я буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже давно люблю, которым наслаждаюсь всегда”. Это сравнение – признание того, что И. А. Бунин – один из тех поэтов, в чьей лирике проявилось живописное начало.

Главное место в поэзии И. А. Бунина занимает пейзажная лирика. Она отмечена живописной точностью, картины природы в

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Трудно перечислить найденные поэтом оттенки синей, зеленой, голубой, желтой красок. В стихах звучит многоголосье птиц – кулик, кукушка, жаворонок, чувствуются ароматы леса, поля и т. д.

Столь же искусен И. А. Бунин в живописном воссоздании быта провинциального городка и деревенской усадьбы:

Люблю цветные стекла окон

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

От этой картины, как и от многих других у И. А. Бунина, веет светлой грустью, элегической печалью. Все предметы здесь увидены как будто бы прощальным взглядом, издалека. Поэтому все детали укрупняются, становятся значимыми и значительными.

Острый взгляд живописца ловит в малых деталях, в кратких переживаниях одухотворяющие жизнь всеобщие начала. Так, увидев лесной родничок с маленькой иконкой и березовым черпаком, поэт пишет:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый –

Смиренные родимые черты.

Очень часто знакомый будто пейзаж выражает вечное таинство природы, живущей своей неповторимой жизнью:

А на кленах дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней долинная, лесная,

Голубая тающая даль.

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви – одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь – пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых – боль и одиночество:

Не плита, не распятье,

Предо мной до сих пор –

Разве ты одинока,

Разве ты не со мной

В нашем прошлом далеком,

Где и я был иной?

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет,

Штора в окне, а за ней –

Солнце вселенной моей.

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом.

Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана.

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова "в том плодородном Подстепье", где, как писал он сам, "образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым". Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными "богами" в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, "бунинское", звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, "чувственного, вещественного, из чего создан мир", достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении "Листопад" создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в "серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь", — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе "Золотое дно", восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: "А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. "

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент образования и науки Брянской области

План-конспект урока по литературе

Двоенько Инга Леонидовна,

Преподаватель русского языка и литературы

- познакомить с поэзией И.Бунина;

- представить его как поэта высокой духовной гармонии, как поэта-философа;

- дать представление о метатексте, повторить понятие эпитета, сравнения, метафоры;

- продолжить воспитание у студентов уважения к минувшей русской культуре прошлого, являющейся неотъемлемой частью нашей истории.

1. Вступительное слово учителя

2. Подготовка к восприятию

Знаете ли вы, что такое айсберг (плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой).Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, а большая- скрыта от нас , и ее надо увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение ,работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

- На этом уроке мы будем учиться читать стихи - не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: "У каждого из слов душа своя. "

Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза - удивительные , задумчивые , проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует ,стараясь понять мир, который он так любит:

и весело думать о небе,

о солнце, о зреющем хлебе,

и счастьем простым дорожить.

Кажется, то же могли бы сказать и мы. Ведь так все просто. И порой это создает обманчивое чувство ,что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать.

4. Чтение и анализ стихотворения "Детство"

Чтение стихотворения "Детство" заранее подготовленным студентом.

- Понравилось ли вам стихотворение? О чем оно?

- Вчитайтесь в каждое слово, что вы чувствуете?

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом.

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов: аромат и запах?

- Аромат - это приятный запах .Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

- Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

- Как вы думаете, почему поэт выбирает глагол "бродить", а не "ходить"?

-Бродить - это значит идти тихо, медленно, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

- Бродят обычно без цели ,мечтая или ни о чём не думая. У человека Хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Работа со словарём

Студенты отмечают, что и слова весело, сладостный тоже отражают авторское восприятие мира (сладостный-приятный, доставляющий удовольствие. Находим в словаре переносное значение этого слова).

- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения ,вы говорили о сосновом боре ,высоких стройных соснах, ярком солнечном дне. А как Бунин называет сосновый бор?

Студенты находят необычную бунинскую метафору солнечные палаты, а в словаре ищут значение этого слова: "большое богатое здание, помещение".

- Здесь как будто поселилось солнце.

- Лес весь сияет от его лучей.

- Эта метафора раскрывает душевное состояние человека - радостное, светлое, ликующие от общения с природой.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

- Что необыкновенного в этих строчках?

- Во-первых, дважды повторяется слово повсюду.

- Почему ?Ведь можно бы употребить один раз, предположим так: "Повсюду блеск и яркий свет. "

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь - везде, повсюду разлит солнечный свет.

- Во-вторых, "Песок - как шелк. " Красивое сравнение.

В чем его необычность? Думаем все вместе.

- Шёлк - мягкий, нежный.

- Если перебирать его руками, он струится, переливается, блестит. Может, и песок блестит на солнце?

Обращаю внимание на многоточие: автор как бы останавливает нас, чтобы мы услышали, как он струится: песок - как шелк.

Звуки п-с-ш рисуют бегущую струйку песка.

- Скажите, а мы воспринимаем песок таким?

Студенты отвечают, что обычно мы не обращаем внимание на песок под ногами. Поэтому приходим к еще одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии ,душевном настрое.

Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Читаем стихи дальше:

. Прильну к сосне корявой.

Прошу объяснить слово прильну, подобрав синонимы.

Прильнуть - это прислониться. В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в "душе" слова :прильнуть с лаской ,нежно прислониться к корявой сосне. На примере следующего четверостишия еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Вывод: - Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!

Обращаем внимание на две последние строчки. Они о солнечном свете в сосновом бору. Как поэт его воспринимает? Свет как бы смешали со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его. Бунин находит в самом обыкновенном - необыкновенное.

- В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно "Детство". Почему?

- Здесь мы делаем еще открытие: пейзаж становится картиной душевной жизни человека. Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее. Видеть и чувствовать природу - величайшая радость человека.

5. Чтение и анализ стихотворений

Слово учителя: - Поэзия Бунина не только чистая, но она и самая "звездная".Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей Земли и звездного неба.

Нелегко объяснить, чем вызвана эта неизменная привязанность поэта к ночи, к звездам, -особым ли возвышено - меланхолическим состоянием души, предчувствием ли статуса взлетающей поэзии ,или просто тою необыкновенною зоркостью ,о которой сам Бунин писал в "Жизни Арсеньева":". зрение у него было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах".

Справка. Летней ночью перед рассветом на востоке над горизонтом поднимается маленькая, тесная группа звезд - Плеяды.

В народе ее называют Стожары. Обычно в этой группе видно 6 звезд, но насчитывается больше сотни. В телескопы они видны как бриллиантовая пыль.

Сам поэт восклицает (чтение студентом стихотворения):

"Не устану воспевать вас, звезды!"

Чтение студентами стихотворения "Не устану воспевать вас, звезды!"наизусть.

- Сам автор замечает свою особую расположенность к звездам. Свою судьбу он склонен рассматривать как недолгую жизнь метеорита(падучей звезды).Мелькнула она - и нет уже больше. А звезды и мечты о постижении их тайн, загадок остались. А поэтому нужна кратковременная человеческая жизнь и бессмысленная смерть.

Среди звезд у поэта есть "заветная звезда", к которой он обращается как к другу защитнику.

Поэт, влюбленный в небо, знаток звезд, сравнивает себя с "звездой пылающей",с сосудом, вмещающим в себя и "земные скорби" , и "небесные слезы",но опять же пытается понять смысл своего бытия .(Чтение студентами наизусть стихотворения "Звезда дрожит среди вселенной. ")

Самое, наверное, удивительное в творчестве Бунина-прозаика то, что между стихами и прозой можно без труда обнаружить тематическую связь. И сами стихотворения как бы являются продолжением друг друга. Вот в стихотворении, прозвучавшем на уроке, "Звезда дрожит среди вселенной. " мы увидели поэтический прием , к которому прибегает поэт ,скрытое сравнение - метафора (человек-сосуд, потир)позволяет автору высказать мысль о том ,что он - средоточие земной жизни , и небесной ,материальной и духовной. И эта метафора переходит в простое сравнение ,но теперь уже не со всеми звездами, а с тем, кто их создал.

Чтение студентами наизусть стихотворения "Собака".

Чтение студентами наизусть стихотворения "Вечер".

Вывод: - Вот это последнее "Все во мне" поистине говорит само за себя.

Какая бездна мудрости заключена в этой фразе .Объемность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: "Царство Божие внутри нас"

Эта фраза сможет стать ключом к пониманию, к прочтению Бунина. И поэзия, и проза - "в нем". И любовь, и смерть - "в нем". И тайны, и открытия - "в нем". И это все в таком великом равновесии, а это есть суть высокой духовной гармонии, которая обеспечивает удивительную ценность всему творчеству Бунина.

Заключительное слово учителя:

- Все писательское население Бунина воспринимается как единый метатекст, в котором все сопряжено со всем в великой красоте и органичности . Сам Бунин говорит: "Свои стихи я не отграничиваю от своей прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика. - дело только в той или иной силе напряжения ее".

И воспринимать его надо в этой целостности. Многие современники, говоря о его стихах или рассказах, выделяли то одни достоинства, то другие.

Бунина это не обижало, но и не устраивало. Он говорил:"А между тем человек -то был я как раз тишайший и очень далекий от какой бы то ни было определенности: напротив, во мне было самое резкое смещение печали и личных чувств ,и страстного интереса к жизни ,и вообще стократ сложнее и острее жил я, чем это выразилось в том немногом ,что я печатал тогда.

Вот так и мы с помощью этой цитаты и "замкнули круг", по которому "шли", принимая его за прямую дорогу. И "замкнулся" этот "круг" на самой личности, на самом творце духовной культуры, на мастере слова, которое, кстати сказать, он завещал нам беречь:

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный речь.

Надеюсь, что и для вас всегда будут живыми "письмена" Ивана Алексеевича Бунина.

7. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение И.А.Бунина и подготовить комментарий.

Поэзия И. А. Бунина – яркое явление русской литературы конца XIX – начала XX века.

Когда вышел сборник И. А. Бунина “Листопад”, М. Горький так отозвался о нем: “Я буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже давно люблю, которым наслаждаюсь всегда”. Это сравнение – признание того, что И. А. Бунин – один из тех поэтов, в чьей лирике проявилось живописное начало.

Главное место в поэзии И. А. Бунина занимает пейзажная лирика. Она отмечена живописной точностью, картины природы в

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Трудно перечислить найденные поэтом оттенки синей, зеленой, голубой, желтой красок. В стихах звучит многоголосье птиц – кулик, кукушка, жаворонок, чувствуются ароматы леса, поля и т. д.

Столь же искусен И. А. Бунин в живописном воссоздании быта провинциального городка и деревенской усадьбы:

Люблю цветные стекла окон

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

От этой картины, как и от многих других у И. А. Бунина, веет светлой грустью, элегической печалью. Все предметы здесь увидены как будто бы прощальным взглядом, издалека. Поэтому все детали укрупняются, становятся значимыми и значительными. Острый взгляд живописца ловит в малых деталях, в кратких переживаниях одухотворяющие жизнь всеобщие начала. Так, увидев лесной родничок с маленькой иконкой и березовым черпаком, поэт пишет:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый –

Смиренные родимые черты.

Очень часто знакомый будто пейзаж выражает вечное таинство природы, живущей своей неповторимой жизнью:

А на кленах дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней долинная, лесная,

Голубая тающая даль.

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви – одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь – пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых – боль и одиночество:

Не плита, не распятье,

Предо мной до сих пор –

Разве ты одинока,

Разве ты не со мной

В нашем прошлом далеком,

Где и я был иной?

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет,

Штора в окне, а за ней –

Солнце вселенной моей.

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом. Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана.

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

Читайте также: