Доклад традиции русской одежды и быта 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

Русская одежда, русский костюм, в частности как элемент национальной культуры, как знак и как символ, выражает конфессиональные, этические, художественные представления русского народа, его историю, менталитет, систему ценностей.

Общие сведения о русском народном костюме содержатся в классических работах известных историков, этнографов и фольклористов А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова и др.

История русского костюма

Историография русского костюма имеет давнюю традицию. Русский костюм рассматривается с точки зрения истории России, археологии, этнографии, гендерной, социальной истории и др. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что в результате влияния природных факторов, а также условий быта и характера крестьянского труда, русский народный костюм в максимальной степени приспособлен к жизни народа [1]. Выделяют несколько особенностей русского народного костюма.

  • Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
  • Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
  • Декоративность. Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

До XVII в. характерной костюмной формой были длинные неприталенные одежды. Соседство с кочевыми народами, уверенная политика Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири, оживление контактов с Крымом и Северным Кавказом — эти события не могли не отразиться на материальной культуре русских. Одним из результатов стало сложение самобытного костюма, сочетающего глубокие местные традиции и черты, характерные для азиатов. На рубеже XVII-XVIII вв. русский костюм претерпел значительную трансформацию, обусловленную реформами Петра I и его предшественников [2].


Одежда иноземцев — путешественников, купцов, военных, зодчих, бывавших на Руси, — зачастую становилась основой для новых форм, которые в дальнейшем становились русскими. К примеру, появление чуги (верхняя одежда наподобие плаща) среди русского мужского костюма. Ее связывают с женитьбой Ивана Грозного на Марии Темрюковне в 1561 г. Также тегиляи (стальные кафтаны, выполняли функцию доспехов), распространенные на Руси очень широко, имели монгольское происхождение. Эта одежда попала в Московию от тюркских народов. Известны и другие примеры заимствований восточной одежды.


Далее, петровские реформы стали переломным моментом в развитии русского костюма. Россия насильно вовлекается в европейское культурное пространство, и как один из вспомогательных инструментов этого вводится инокультурная одежда. Часть населения, которая восприняла нововведения Петра как попытку искоренения русской самобытности, рассматривала традиционный русский костюм как значимую ее составляющую.

Впоследствии русский традиционный костюм почти полностью вытесняется из активного обращения. Из предметов быта он перемещается в сферу национального наследия, с этого момента он имеет больше символический, нежели практический смысл. Его замещает общероссийский костюм, обозначающий принадлежность носителя к империи.

Материалы для одежды

Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью.


Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка; на обувь, пояса, ножны — кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии, Фландрии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились.

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.




Мужская одежда


Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.

Одежда русских XVI-XVII вв. Кафтан, ферязь

Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.


Усилиями Петра I традиционные многослойные одежды сменил костюм, состоящий из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов и башмаков.

Русская одежда в современной моде

Мировые дома моды просто не могли оставить исконно русскую стилистику без внимания, что нашло свое отражение в коллекциях известных дизайнеров. Американские, европейские и русские модельеры с удовольствием возрождают забытые традиции славянской одежды и привносят в них современное звучание. Для примера обратимся к коллекции итальянского бренда Valentino весна-лето 2015. Однотонные рубашки, блузы с традиционной вышивкой, сарафаны с яркими узорами. На подолах некоторых сарафанов воспроизводятся вологодские коники. Из материалов используется льняная ткань крупного плетения, легкая органза и мягкий бархат. Эта коллекция полностью созвучна с русскими мотивами.


Типичные черты традиционного русского костюма. которые до сих пор используют современные модельеры: прямой, расширенный книзу силуэт, преобладание симметричных композиций костюма с округлыми линиями в деталях, отделке. Геометрическая форма костюма представлена в виде простых форм, таких как трапеция, квадрат, прямоугольник, отделка вышивкой, кружевом, мехом, шитьем.

Особую любовь у дизайнеров заслужили кружева и ручная вышивка. Причем сложность вышивки и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость готового изделия. Среди кружевного плетения наибольшее уважение заслужила ручная работа.

Исконно русский стиль в одежде сегодня приветствует создание просторных сарафанов с длиной до пола. Широкие лямки и завышенная линия талии также отличают модные и стильные одеяния. Дизайнеры постарались сохранить основную цель славянской одежды — обеспечение комфорта для женщины. Поэтому в моде прямые фасоны, дышащие ткани и свободный крой. Очень популярны отложные воротники и рукавчики в форме фонариков.

Авторская одежда от Варвары Зениной. Платье и шушпан в единственном экземпляре


Украшения и аксессуары для современного славянского стиля должны быть подобраны из соображений простоты и элегантности. Браслеты и серьги рационально делать своими руками из природных материалов, например, дерева, соломы или жемчуга. В качестве дополнений к платьям дизайнеры рекомендуют использовать яркие пояски с вышивкой. Придать образу русский колорит помогут всевозможные цветастые платки и оренбургские шали. Женщина в таком платке становится невероятно привлекательной и желанной. Варежки и жилетки из овчины позволяют сблизить современность и старину.

Автор: Маргарита Лапина

Литература:

1. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.
2. Шапиро Б.Л. Русский костюм: между царством и империей // История: факты, символы. 3 (12) /2017. С. 132 — 139.
3. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 23-38.
4. Черноед Н.Б. Этнический костюм: традиции vs глобализации (на примере русского народного костюма) // Вестник славянских культур. Т. 43. М., 2017. С. 261-265.

Русский народ сформировался из объединившихся восточнославянских племен, его история прослеживается с первой половины IX века. Многие культурные черты этой нации схожи с другими европейскими народами, особенно белорусами и украинцами. Древние русские традиции ― это гибрид христианских и языческих обычаев. Сегодня даже далекие от религии люди соблюдают многие из этих традиций, начиная от календаря праздничных дат и до обрядовых ритуалов, касающихся свадьбы, рождения детей и поминовения усопших.

Праздник Купала

Праздничные традиции

Большинство праздничных традиций русского народа связаны с датами православного календаря и периодами начала или завершения полевых работ, некоторые древние обряды и обычаи сохранились со времен язычества.

К основным русским народным праздникам относятся:

  • Новый Год.Традиция отмечать начало года как время пробуждения природы зародилась в Месопотамии, где этот праздник отмечался весной. Когда страны Европы начали жить по григорианскому календарю, Новый Год стали отмечать 1 января (в России по указу Петра I с 1699 года).
  • Рождество.Православные христиане отмечают его 7 января. В рождественский вечер на стол подают 12 блюд – по количеству апостолов — учеников Иисуса Христа. Во время рождественских праздников дети ходят по улицам, от дома к дому, в песнях желая хозяевам здоровья и благоденствия, в ответ их одаривают сладостями и деньгами.
  • Пасха.Праздник Воскресения Христова ― один из самых любимых у русского народа. На Пасху в церквях проводят всенощную службу, освящают праздничные кушанья (пасхальный кулич, крашенки, домашнюю колбасу, буженину). После возвращения из церкви вся семья садится за праздничный стол разговляться после поста.
  • Троица. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Праздник связан с днем сошествия на землю Святого Духа, доказавшего триединство Бога. Храмы и жилища на Троицын день украшают свежей травой.
  • Ивана Купала(отмечается в период летнего солнцестояния). Одним из божеств у древних русичей был Купало, бог лета, света, плодородия и чистоты, покровитель водной и огненной стихии. В купальскую ночь собирали росу, потому что ей приписывались магические свойства, и жгли костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
  • Масленица.Эта неделя перед Великим постом посвящена примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. По русским традициям неотъемлемые атрибуты Масленицы — катание на санях, угощение всех друзей и родных блинами и лепешками.

Масленица на Руси

Семейные традиции

Большое количество русских народных обычаев связано с созданием семьи и появлением в ней детей. Некоторые из обрядов сохранились со времен язычества, после Крещения Руси к ним добавились новые.

Русская свадьба

Последний вечер перед свадьбой будущие новобрачные, по обычаю, проводят в кругу друзей: невеста собирает на посиделки подружек, а жених устраивает мальчишник со своими холостыми друзьями. День свадьбы начинается с выкупа невесты. Сегодня это символический ритуал ― внесение платы за то, чтобы родственники и подружки невесты позволили ей выйти к своему возлюбленному.

Венчание на Руси

Затем наступает самый важный момент ― молодые проходят обряд венчания в церкви, проводит его священник. Свое название этот красивый и трогательный ритуал получил от того, что во время его проведения над головами новобрачных держат венцы. Для официальной регистрации брака молодые отправляются в ЗАГС, причем жених и невеста должны приехать туда на разных машинах. После того, как новобрачные стали мужем и женой, все гости направляются на свадебный пир.

Рождение детей

С приходом христианства в традиции русского народа был введен обряд крещения детей. При его совершении священнослужитель с чтением молитв трижды окунает младенца в воду святой купели. По церковным канонам при обряде крещения могут присутствовать крестные родители малыша, а также все желающие, кроме родных матери и отца. Ритуал может выполняться как в церкви, так и дома, по традиции младенца крестят на третий, восьмой или на сороковой день после рождения.

Крещение ребенка

Обряды, связанные с поминовением усопших

По русским традициям и обычаям поминать умерших предков принято на Радоницу, которая отмечается через неделю после Пасхи, а также накануне больших церковных праздников: Масленицы, Троицы, Покрова. В такие дни люди посещают кладбища, устраивают дома поминальные обеды.

Древние русичи в поминальные дни накрывали столы для духов умерших, топили специально для них баню. Мертвых уважали, а их гнева страшились. Чтобы умершие не могли пробраться в дом, его обсыпали по кругу маком, которого, по поверьям, мертвецы боятся.

Похоронные обычаи

Народные ремесла

Народные промыслы служат одним из важных проявлений аутентичности нации. Из старинных русских народных традиций сохранились и успешно развиваются такие уникальные ремесла, как кружевоплетение, художественная роспись, резьба по дереву, гончарный промысел.

Известные во всем мире елецкие кружева, которые плетутся с помощью особых деревянных катушек, неоднократно получали награды на международных конкурсах, образцы работ русских кружевниц хранятся в российских и зарубежных музеях народного искусства.

Русские кружева

Особое место в русских народных ремеслах занимает художественная роспись:

  • Городецкая. Вид росписи по дереву, которой украшают мебель, игрушки, шкатулки, панно.
  • Полховско-Майданская. Изделия мастеров этого промысла — пасхальные яйца, матрешки, кубки, подставки, украшенные сюжетной или орнаментальной росписью.
  • Палехская. Особенность этого вида росписи в том, что художники темперой на папье-маше создают миниатюрные композиции, вырисовывая мельчайшие детали.
  • Жостовская. Лаковая роспись на подносах, известная с начала 19 века.
  • Гжельская. Старинный русский промысел, вид росписи, относящийся к бело-голубой керамике. Цветочные узоры на посуде и статуэтках выполняются кобальтовой краской.
  • Хохломская. Уникальный вид ручной росписи по дереву, для которой используется национальные орнаменты, а узоры выполняются красным и золотым цветом на черном фоне, что делает их похожими на изделия из металла.

Русская культура

Одним из промыслов, сохранившимся в современных русских традициях, является изготовление уникальных, не имеющих аналогов в мире, стилизованных игрушек: дымковской, романовской, филимоновской. Это раскрашенные яркими красками свистульки, разнообразные фигурки, изображающие бравых офицеров в мундирах, нарядных дам, фантастических животных и птиц, цветы и пр. Их делают из глины или дерева, каждый из видов игрушек отличается палитрой красок и стилем росписи.

Русская кухня

Многие характерные особенности традиционной кухни русского народа можно объяснить природными условиями мест проживания: в ней можно найти огромное разнообразие супов и каш, квашеных и соленых блюд, еды из дичи. Русская кухня ― одна из популярнейших в мире, поскольку отличается замечательными вкусовыми качествами и универсальностью.

Русский народный костюм

08.02.2019

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

93a5c6645135b0be149627d6b70d51a6.jpg

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

костюм-воронежской-губернии.jpg

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

89aabbb13d8a55609e2526d7f0076b28.jpg

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

косоклинный – с широкой пышной юбкой;

прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

DSC_5534.jpg

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

image.jpg

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

9d051a4a50b4d27a2138d982b44ca8cd6e5e3ce3.jpg

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.


Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.


Рубаха, или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом - такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.


Пояс. Рубаху чаще всего подпоясывали - пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.



Онучи - плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь - вместо носков.


Лапти - известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.


Сапоги - могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.


Валенки - зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти




2. Женский костюм

Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. У женщин из богатых семей, как и у мужчин, одежды шились из более дорогих материалов и обильно украшались. Кроме того, у знатных женщин было больше слоев одежды - их наряды могли весить до 20 кг. Отличался также внешний вид замужних и незамужних женщин.


Рубаха - в женском костюме была по сути нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали - даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза.


Сарафан - длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.


Понева - в южных регионах вместо сарафана чаще всего надевали юбку. Надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься.



Душегрея - праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.



Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых была видны волосы.

Обувь - крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче - из парчи и бархата - и обильно украшали. Каблук появился в XVI веке - и в мужской обуви тоже.

Читайте также: