Социолингвистика презентация и доклад
Обновлено: 30.06.2024
1. Социолингвистика и основные социолингвистические категории
2. Социолингвистика как наука
• Социолингвистика (социальная лингвистика) - научная
дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания,
социологии, социальной психологии и этнографии и
изучающая широкий комплекс проблем, связанных с
социальной природой языка, его общественными
функциями, механизмом воздействия социальных
факторов на язык и той ролью, которую играет язык в
жизни общества. Некоторые из этих проблем (например,
"язык и общество") рассматриваются и в рамках общего
языкознания.
• Социолингвистика - междисциплинарная наука.
3. Языковой коллектив
• Междисциплинарный статус
социолингвистики находит выражение в
используемом ею понятийном аппарате.
• Так, языковой коллектив, рассматриваемый в
качестве исходного понятия
социолингвистического анализа, определяется
на основе как социальных, так и языковых
признаков (наличие социального
взаимодействия и единство языковых
признаков).
4. Социолингвистические переменные
• Основные операционные единицы
социолингвистического исследования социолингвистические переменные характеризуются соотнесенностью,
• с одной стороны, с определенным уровнем
языковой структуры (фонологическим,
морфологическим, синтаксическим,
лексико-семантическим),
• с другой - с варьированием социальной
структуры или социальных ситуаций.
5. Социальная дифференциация языка
• Одной из основных проблем, изучаемых
социолингвистикой, является проблема социальной
дифференциации языка на всех уровнях его структуры,
и в частности характер взаимосвязей между языковыми
и социальными структурами, которые многоаспектны и
носят опосредованный характер.
• Структура социальной дифференциации языка
многомерна и включает как стратификационную
дифференциацию, обусловленную разнородностью
социальной структуры, так и ситуативную
дифференциацию, обусловленную многообразием
социальных ситуаций, реализуемых в дискурсивной
практике.
6. Нация и язык
• С этой проблемой тесно связана проблема
"нация и язык", изучая которую
социолингвистика оперирует категорией
национального языка, трактуемого в
советском языкознании как социальноисторическая категория, возникающая в
условиях экономической и политической
концентрации, характеризующей
формирование наций.
7. Языковая ситуация
• Одним из ключевых понятий социолингвистики
является понятие языковой ситуации,
определяемой как совокупность форм
существования языка (языков, региональных
койне, территориальных и социальных
диалектов, арго, профессиональных языков и
др.), обслуживающих континуум общения в
определенной этнической общности или
административно-территориальном
объединении (в определенный временной
период).
8. Экзоглоссные и эндоглоссные ЯС
• Выделяются 2 группы языковых ситуаций:
экзоглоссные - совокупности различных
языков, и эндоглоссные - совокупности
подсистем одного языка (=языковое состояние).
• Экзоглоссные и эндоглоссные ситуации
подразделяются на сбалансированные,
если их компоненты функционально
равнозначны.
• И несбалансированные, если их
компоненты распределены по различным
сферам общения и социальным группам.
9. Койне (наддиалектная форма, интердиалект, основа ЛЯ)
• Койне – средство повседневного общения,
связывающее людей говорящих на разных
региональных или социальных вариантах
данного языка.
• Это могут быть наддиалектные формы языка –
своеобразные интердиалекты, объединяющие
в себе черты разных территориальных
диалектов – или один из языков,
функционирующих в данном ареале.
10. Культура и язык
• Особое место уделяется в современной
социолингвистике вопросу о связи и
взаимодействии культуры и языка.
• Связи между языком и другими
компонентами культуры носят
двусторонний характер.
• Процессы соприкосновения разных культур
находят отражение в лексических
заимствованиях.
11. Билингвизм
• Одной из важных социолингвистических проблем
является проблема социальных аспектов билингвизма
(двуязычия) и диглоссии (взаимодействия различных
социально противопоставленных друг другу подсистем
одного языка).
В условиях билингвизма два языка сосуществуют
друг с другом в рамках одного коллектива, использующего
эти языки в различных коммуникативных сферах в
зависимости от социальной ситуации и других параметров
коммуникативного акта.
12. Диглоссия
• В условиях диглоссной языковой ситуации
наблюдаются сходные отношения между разными
формами существования одного языка (литературным
языком, койне, диалектами).
• Социолингвистика изучает также использование языка
в коммуникативных целях, и в частности речевое
поведение как процесс выбора оптимального варианта
для построения социально корректного высказывания.
• При этом выявляется сам механизм отбора социально
значимых вариантов, устанавливаются критерии,
лежащие в основе выбора.
• Конечной целью анализа является выявление
социальных норм, детерминирующих речевое
поведение.
13. Языковая политика
• Особое место среди проблем
социолингвистики занимает проблема
языковой политики - совокупности мер,
предпринимаемых государством, партией,
классом, общественной группировкой для
изменения или сохранения существующего
функционального распределения языков
или языковых подсистем, для введения
новых или сохранения старых языковых
норм.
14. Методы социолингвистики
• Методы социолингвистики
представляют собой синтез
лингвистических и социологических
процедур.
• Они подразделяются на:
методы полевого исследования и
методы социолингвистического
анализа языкового материала.
15. Методы полевого исследования
• Методы полевого исследования включают
анкетирование, интервьюирование,
непосредственное и опосредованное
наблюдение.
• Опросники, используемые при заочном
выборочном анкетировании, существенно
отличаются от социологических анкет
характером и числом вопросов, а также
стратегией опроса, определяемой его
задачей - получить сведения о речи
информанта.
16. Информанты
• Отбор информантов.
Задачи, которыми занимается
социолингвист вседа привязаны к
определенному социуму.
Вслед за социологами
социолингвисты называют членов
этого социума генеральной
совокупностью.
17. Генеральная совокупность
Генеральная совокупность (применительно а
задачам социолингвистики) – это множество
всех индивидов, чьи языковые особенности
являются объектом социолингвистического
анализа.
В зависимости от поставленной задачи размеры
этой совокупности могут сильно различаться.
Если изучаются особенности коммуникативного поведения в малой группе, то
детальное исследование всей генеральной совокупности не представляет
серьезной проблемы, но в большинтсве случаев социолингвист имеет дело
с такими генеральными совокупностями, которые полностью обозримы
лишь теоретически.
18. Интервью
19. Интервью
Или интервью может состоять из заранее
подготовленных и, как правило, логически
связанных друг с другом вопросов,
провоцирующих отвечающего на
употребление тех или иных языковых
единиц.
Интервью называют формальным (если оно
имеет строго спланированный сценарий) и
неформальным (если такого сценария нет).
20. НАБЛЮДЕНИЕ
• Для получения достоверных данных о влиянии ситуативных
параметров на речь информантов тщательно контролируют
языковую ситуацию, стимулируя либо естественнонепринужденную речь, либо сознательную ориентацию на
престижный эталон.
• Наблюдения над речевой деятельностью информантов
строятся таким образом, чтобы исключить или свести до
минимума влияние наблюдателя на их речевое поведение.
• Иногда проводится т.н. включенное наблюдение, при
котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в
качестве одного из участников коммуникативного акта.
21. НАБЛЮДЕНИЕ
Например, социологи часто становятся
членами производственных бригад,
геологических партий, сотрудниками
отделов в НИИ и т.п.
Это, во- первых, дает им возможность
изучать групповое поведение изнутри, и,
во-вторых, избавляет от необходимости
объявлять изучаемым индивидам о цели
своих наблюдений и даже (если это
возможно) о том, что такие наблюдения
вообще ведутся.
22. НАБЛЮДЕНИЕ
Естественно, что включенным наблюдение может быть тогда,
когда ничто не мешает исследователю отождествлять себя
с членами наблюдаемой социальной группы – по
расовым, национальным, языковым, поведенческим и
иным признакам.
Европейцу, например, трудно осуществлять включенное
наблюдение в группах китайцев или негров; взрослый
исследователь никак не может быть полностью
ассимилированным в группе изучаемых им подростков;
горожанин-диалектолог всегда воспринимается жителями
деревни как человек не из их среды и т.п.
23. Для обработки данных полевых наблюдений используются разновидности корреляционного анализа.
• Для социолингвистики типичны корреляции, в которых в
качестве независимых переменных выступают те или
иные социальные параметры, стратификационные или
ситуативные, а в качестве зависимых - языковые явления.
• Между коррелятами отмечается как полная, так и
неполная функциональная зависимость.
• Зависимости описываются отдельно по каждому
социальному разрезу и комментируются с
содержательной (социолингвистической) стороны.
• Для этого используются табличные данные, графики
зависимостей, математико-статистические методы.
24. Методы моделирования
• Получили распространение некоторые
методы моделирования социально
обусловленной вариантности языка с
помощью т.н. вариативных правил,
соединяющих в себе элементы
порождающей модели с той вероятностной
моделью, которая лежит в основе
статитистического анализа речевой
деятельности.
25. Импликационная волновая модель
• Для анализа социально детерминированной
вариативности в ситуациях языкового континуума
используется импликационная волновая модель,
позволяющая установить социальную иерархию языковых
вариаций и связать их синхронный анализ с анализом
диахронным.
• В основе этой модели лежит гипотеза волнообразном
распространении языковых инноваций в
пространственном и социальном измерениях.
26. Анкетирование
Анкетирование – один из самых
распространенных методов получения
социолингвистической информации.
Он применяется главным образом при
исследовании больших совокупностей
говорящих, т.е. в
макросоциолингвистических исследованиях.
27. Анкетирование
28. Анкетирование
29. История социальной лингвистики
• Основы социолингвистических
исследований в СССР были заложены в 2030-х гг. 20 в. трудами советских ученых Л.П.
Якубинского, В.В. Виноградова, Б.А.
Ларина, В.М. Жирмунского, Р.О. Шор, М.В.
Сергиевского, Е.Д. Поливанова, изучавших
язык как общественное явление на основе
марксистского понимания языка как
общественного явления и историкоматериалистических принципов анализа
общественных отношений.
30. Вклад зарубежных ученых
• Почву для современной социолингвистики подготовили и
труды представителей социологического направления во
французском языкознании (А. Мейе), внесшего
существенный вклад в выявлении роли социальных
факторов в развитии языка.
• А также работы американских этнолингвистов, развивавших
идеи Ф. Боаса и Э. Сепира о связи языковых и
социокультурных систем.
• Труды представителей пражской лингвистической школы –
В. Матезиуса, Б. Гавранека, Й. Вахека и др.,
продемонстрировавших связь языка с социальными
процессами и социальную роль литературного языка;
31. Вклад зарубежных ученых
• Исследования немецких ученых, в
особенности Т. Фрингса и созданной им
лейпцигской школы, обосновавших
социально-исторический подход к языку и
необходимость включения социального
аспекта в диалектологию.
• Оригинальные работы японской школы
"языкового существования" в области
языковой ситуации и культуры речи.
32. Повышение интереса к социальным аспектам функционирования языка
• В 60-70-х гг. интерес к социологическим проблемам языка
возрос в связи, с одной стороны, с потребностями
современного общества, для которого проблемы
языковой политики и другие практические аспекты
социолигвистики приобретают все большую актуальность,
и, с другой - с критикой структурной лингвистики, со
стремлением преодолеть ограниченность имманентного
подхода к языку и глубже проникнуть в природу языка как
общественного явления.
33. Методология
• Социолингвистические направления,
разрабатываемые учеными разных стран,
характеризуются различной методологической
ориентацией.
• Некоторые направления зарубежной
социолингвистики (например, в США)
ориентировались на бихевиористскую модель
речевого поведения и ориентируются на
символико-интеракционистскую теорию
социального взаимодействия,
феноменологическую социологию.
34. Предпочтения в направлении социолингвистических исследований
• В отечественной социолингвистике
больше велись исследования в
диахроническом аспекте.
• В зарубежной (американской) –
в синхроническом аспекте.
35. . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: подготовка презентации по одному из методов, используемых в социолингвистических
исследованиях
1. Метод включенного и опосредованного
наблюдения.
2. Эксперимент в социолингвистике.
3. Тест как метод социолингвистики.
4. Анкетирование в социолингвистических
исследованиях.
5. Метод интервью в социолингвистике.
6. Другие методы…
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему СОЦИОЛИНГВИСТИКА. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ: I. Краткая история социолингвистики. II. Социолингвистика как научная дисциплина. III. Основные проблемы социолингвистики. Основные разделы социолингвистики.
СОЦИОЛИНГВИСТИКА – это раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования.
Объект исследования: использование языка разными людьми, составляющими то или иное общественное образование – от группы подростков до целого класса или большой социальной группы.
Предметом социологической лингвистики является широкий круг вопросов: язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами, типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия и т. п.
Метод социолингвистики представляет собой синтез методов и приёмов, применяемых в лингвистике и социологии, таких как фиксирование и анализ социально-обусловленных речевых актов, моделирование социально-детерминированной речевой деятельности с помощью социолингвистических правил, анкетирования, интервьюирования, социологических экспериментов и обработки их результатов с помощью аппарата математической статистики и т.п.
СОЦИОЛИНГВИСТИКА ИМЕЕТ СВОЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ: 1) языковое сообщество; 2) родной язык; 3) языковой код; 4) социально-коммуникативная система; 5) сфера использования языка; 5) языковая ситуация; 6) переключение и смешение кодов; 7) языковая норма; 8) билингвизм и диглоссия
К основным проблемам социолингвистики В. И. Беликов и Л. П. Крысин относят следующие: 1) Соотношение языка и диалекта. 2) Социальная дифференциация языка. 3) Социальная обусловленность языковой эволюции. 4) Смешение языков. Пиджины и креольские языки. 5) Владение языком как социолингвистическая проблема 6) Социальный аспект речевого общения. 7) Социальные ограничения в семантике и в сочетаемости языковых единиц
Направления социолингвистики Синхроническая социолингвистика – отношения, существующие между языком и обществом, и процессы, характеризующие социально обусловленное функционирование языка в определённый момент времени. Диахроническая социолингвистика – история языка в связи с историей народа.
Направления социолингвистики Макросоциолингвистика – глобальные явления и процессы, развитие языка и общества в целом. * В том числе лингвистическая конфликтология – языковое проявление конфликтов, причины которых носят социальный характер. Микросоциолингвистика – использование языка в малых социальных группах.
История и теория отечественной социолингвистики связана в первую очередь с Московской школой функциональной социолингвистики (1960 е гг. – наши дни). Наиболее значительный вклад в развитие русской социолингвистики внесли Ю.Д.Дешериев, А.Д.Швейцер, В.Д.Бондалетов, Л.П.Крысин и др.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель:
получить общее представление о социолингвистике
Задачи:
-охарактеризовать истоки , объект и предмет социолингвистики;
-определить основные направления социолингвистики;
-определить методы социолингвистики и основные понятия;
-определить основные проблемы социолингвистики;
Цели и задачи исследования
Истоки социолингвистики
Ученые , которые внесли значительный вклад в развитие социолингвистики
Понятие социолингвистики
Предмет и объект социолингвистики
Взаимосвязь языка и общества
Методы социолингвистики
Базовые понятия
Основные направления
Проблемы социолингвистики
Список литературы
Истоки социолингвистики
1.История и теория отечественной социолингвистики связана в первую очередь с Московской школой функциональной социолингвистики(1960гг.-наши дни)
2.Наиболее значительный вклад в развитие русской социолингвистики внесли Ю. Д. Дешериев, А . Д.Швейцер, В. Д.Бондалетов и Л.П. Крысин
Первые исследования взаимосвязи языковых и общественных явлений появились в начале 20 века в европейской , в том числе русской лингвистике(Е. Д. Поливанов, Б. А. Ларин)
Социолингвистика = социология + лингвистика
Ученые , внесшие значительный вклад в развитие русской социолингвистики
Л.П.Крысин
А.Д.Швейцер
В.Д.Бондалетов
Ю.Д.Дешериев
Понятие социолингвистики
Социолингвистика-это научная дисциплина , развивающаяся на стыке языкознания , социологии , социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем , связанных с социальной природой языка и его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью , которую играет язык в жизни общества.
Взаимосвязь языка и общества
В языке существуют различия , обусловленные общественными явлениями:
Разные ситуации общения требуют использования разных языковых средств
Люди разных профессий говорят по-разному
Люди разного возраста выбирают разные средства языка
Язык влияет на общество
Общество влияет на язык
Методы социолингвистики - синтез лингвистических и социологических процедур:
-полевые исследования(опросы, анкетирования , наблюдение)
-социолингвистический анализ языкового материала
Базовые понятия социолингвистики
Социолект - совокупность языковых особенностей , присущих какой-либо социальной группе - профессиональной ,сословной ,возрастной - в пределах той или иной подсистемы.
Арго - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления
Сленг – речь какой-либо объединенной общими интересами группы , содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений , не вполне понятных окружающим , предназначенных для выражения усиления экспрессии и оценочной окраски
Жаргон-разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных средств
Оcновы социолингвистических исследований в СССР были заложены в 20-30-х гг. 20 в. трудами советских ученых Л.П. Якубинского , В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, В.М. Жирмунского , Р.О. Шор, М.В. Сергиевского, Е.Д. Поливанова
Направления социолингвистики
Синхроническая социолингвистика - отношения , существующие между языком и обществом , процессы , характеризующие социально обусловленное функционирование языка в определенный момент времени.
Диахроническая социолингвистика-история языка в связи с историей народа.
Интерес к социологическим проблемам языка возрос в связи с:
потребностями современного общества, для которого проблемы языковой политики и другие практические аспекты социолигвистики приобретают все большую актуальность;
критикой структурной лингвистики, со стремлением преодолеть ограниченность имманентного подхода к языку и глубже проникнуть в природу языка как общественного явления
Одной из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры.
Структура социальной дифференциации языка многомерна и включает:
стратификационную дифференциацию, обусловленную разнородностью социальной структуры;
ситуативную дифференциацию, обусловленную многообразием социальных ситуаций.
Одной из важных социолингвистических проблем является проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и диглоссии (взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного языка).
В условиях билингвизма два языка сосуществуют друг с другом в рамках одного коллектива, использующего эти языки в различных коммуникативных сферах в зависимости от социальной ситуации и других параметров коммуникативного акта.
В условиях диглоссии наблюдаются сходные отношения между разными формами существования одного языка (литературным языком, койне, диалектами).
Сегодня внимание социолингвистики обращено не на собственно язык , не на его внутреннее устройство , а на то , как пользуются языком люди , составляющие то или иное общество . При этом учитываются все факторы , которые могут влиять на использование языка ,- от различных характеристик самих говорящих до особенностей конкретного речевого акта. Наш язык не стоит на месте , он функционирует и развивается в обществе , поэтому всегда есть перспектива его развития , почва для исследования языка в обществе
Список использованной литературы
Социально-лингвистические исследования. М., 1976.
•Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1977.
•Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М., 1977.
•Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977.
•Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
•Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы, пер. с англ. М., 1980.
•Принципы и методы социолингвистических исследований. М., 1989.
Презентация на тему: " СОЦИОЛИНГВИСТИКА Лекция вторая.. Определение социолингвистики Междисциплинарная наука Находится по своему содержанию и методам между социологией и лингвистикой," — Транскрипт:
1 СОЦИОЛИНГВИСТИКА Лекция вторая.
2 Определение социолингвистики Междисциплинарная наука Находится по своему содержанию и методам между социологией и лингвистикой, поскольку язык понимается как социальный феномен либо как социокультурный рефлекс, а методически – в силу огромного значения эмпирических исследований представленной в данной социальной общности языковой реальности.
3 Истоки Античность : взаимосвязь между языком и общественными процессами Первая половина ХХ века : немецкая социология языка ( языковое сообщество, А. Фиркандт ( ), Й. Л. Вайсгербер ), социолингвистика в СССР ( Р. О. Шор, Г. Г. Шпет ) е гг.: формирование науки в связи с политическими коллизиями в Европе Возникла в современном виде в США, Канаде и Великобритании
6 Дефицитарная гипотеза ( гипотеза Бернстайна ) Разработана им в 1958 г. на основе принципа языковой относительности Сепира - Уорфа Нацелена на внутриязыковые отношения между членами одного языкового коллектива Представители среднего и высшего слоев языкового сообщества используют вариант общего языка (formal language), очень отличающийся от варианта языка рабочего класса (public language). Отличия в возможностях обоих кодов отражают различия в мышлении и восприятии действительности.
7 Гипотеза Бернстайна (2) Искусный код среднего и высшего слоев влияет на формирование более оптимальных познавательных способностей человека, приводит к бОльшим успехам в школе, более серьезным шансам продвинуться в профессии, социальной и экономической сфере. Главная задача Бернстайна : исследовать роль процессов социализации у детей из различных социальных слоев.
8 Рецепция гипотезы Бернстайна левыми политиками Традиционные левые : возможность обеспечить бедным социальное продвижение при помощи образования Новые левые : язык низших слоев не дефицитарный, а очень выразительный, но в других аспектах, нежели искусный код. Более богатый словарь в определенных сферах ( наркотики, преступность ). Выход из ситуации : не подражать искусному коду, а толерировать язык низший слоев как просто иной.
9 Последствия влияния гипотезы Бернстайна е гг.: кратковременное влияние гипотезы на образовательную политику в США и Европе. Главная задача – социальное продвижение представителей низов и их использование в качестве высококвалифицированных рабочих путем усвоения ими искусного кода, преодоления языкового барьера между ними и средним классом Провал инициированных в США программ. Начало формирования социолингвистики.
10 Социолингвистика в США и Канаде Этнолингвистика ( в традиции Ф. Боаса, Э. Сепира и Б. Л. Уорфа ) Тагмемика К. Пайка ( взаимосвязь языковых феноменов и систем практических действий ) Работы Уриэля Вайнрайха ( ) и Эйнара Хаугена ( ) в области эмпирического изучения билингвальных групп. Социологическая традиция С серьезной эмпирией в США и Канаде в связи с эми - Грацией.
11 Формирование трех направлений в социолингвистике США Под влиянием политики администрации Д. Ф. Кеннеди по борьбе с бедностью в США – работа по мобилизации ресурсов образования Изучение билингвизма Исследование языка города Этнография коммуникации
12 Изучение билингвизма (Bilingualism Studies) Charles Albert Ferguson ( ): Diglossia (1959) Диглоссия – стабильная ситуация, сложившаяся между двумя варианта - ми одного языка : low variety ( диалек - ты, региональные стандарты ) и high variety ( литературный язык, изучае - мый для письменной коммуникации, но не используемый в устной ).
13 Примеры диглоссии Литературный немецкий (Hochdeutsch) и швейцарский немецкий (Schwitzer Dytsch) Классический арабский – региональные варианты арабского языка Кафаревуса и димотики ( новогреческий язык ) Французский и креольский на Гаити
14 Профиль нации : структура социолектов в данной стране Деление языков на четыре последовательные стадии ( Фергюсон 1968): - отсутствие графической фиксации - графическая фиксация ( существует регулярная орфография ) - стандартизация ( создана стандартная орфография с использованием одной из вариаций языка в качестве нормы ) - модернизация ( расширение словаря для выражения современных концептов )
15 Категории национальных языков по Фергюсону Major Language – язык, на котором говорят как минимум 25% населения страны или как минимум 1 млн. говорящих или который используется как язык обучения в городах Minor Language – язык, на котором говорят как минимум человек или как минимум 5% населения страны Language of special status – язык, не имеющий вышеназванных качеств и используемый только в определенном контексте ( напр. церковнославянский )
16 Дополнения В. А. Стюарта ( ) Vernacular language – антипод официального языка, стандарта или принятого разговорного языка Standard language – нормированный письменный язык Classical Language – классический язык с большим корпусом литературы ( латынь ) Pidgin Language – разговорный язык с упрощенными языковыми структурами Creole Language – пиджин, ставший родным языком для конкретного коллектива
20 Этнография коммуникации (Ethnography of Communication) Рассматривает речевые акты как события, включенные в ситуацию взаимодействия Центральный вопрос – коммуникативная компетенция, определяющая это взаимодействие внутри языкового сообщества. Предмет исследования – коммуникативное событие (speech event, communicative event), определяемое речевой ситуацией (speech situation), которая определяется параметрами participants, channels, codes, settings, forms, topics и состоит из речевых актов.
21 Коммуникативная компетенция языкового сообщества Сумма правил или закономерностей, коммуникативных конвенций, определяющих взаимосвязи между речевой ситуацией, коммуникативным событием и речевыми актами. John Joseph Gumperz (1922-) Dell Hathaway Hymes (1927-) Сборники 1964 и 1972 гг.
24 Трехслойная модель коллективных репертуаров Базовый слойДиатипы соц. микрокосма ( семья, близкие друзья ), ( БАЗИЛЕКТ ) непосредственного соц. и регионального окружения ( диалекты, городские полудиалекты, социолекты малых групп ) Промежуточный слойДиатипы социального макрокосма ( знакомые, кол - ( МЕЗОЛЕКТ ) леги ), широкого геогр. и соц. окружения ( региолекты, технолекты, социолекты больших групп ) Внешний слойНормированные диатипы общественной жизни ( АКРОЛЕКТ )( деловая сфера, школа, масс - медиа ), кодифициро - ванная речь, стандарт Поверхностный слой ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК )
25 Типы репертуаров По количеству полисистем, к которым можно присовокупить диатипы одного репертуара Монолингвальный ( состоит из регистров ) Билингвальный Плюрилингвальный Внутри репертуаров взаимодействуют отдельные слои, что приводит к их интерференции, ослабевающей по мере уменьшения разницы в престиже между ними.
26 Индивидуальные репертуары FORMAL REPERTOIREFROZEN STYLE FORMAL STYLE CONSULTATIVE STYLE INFORMAL REPERTOIRECASUAL STYLE INTIMATE STYLE
27 Соотношение стилей и диатипов Выспренный стиль – церковь, суд, общественный церемониал ( архаичный языковой стандарт ) Формальный стиль – ведомства, школа, масс - медиа ( близкий к жизни языковой стандарт большого ареала ) Консультативный стиль – коллеги, магазины, случаные знакомые ( мезолектальный региолект, элементы технолекта, социолекта ) Неформальный стиль – друзья, знакомые ( базилект - диалект, социолект малой группы ). Интимный стиль – родственники, семья ( идиолект )
28 Сфера действенности социолингвистики Макросоциолингвистика исследует то, как общества обращаются со своими языками, как язык расслаивается на различные функциональные формы в обществе, как протекают процессы языкового сдвига, языкового сохранения и языкового замещения. Микросоциолингвистика исследует влияние социальный структур и моделей поведения на то, как люди говорят и как взаимосвязаны языковые варианты с социальными атрибутами ( классами, полом, возрастом ).
29 Основные проблемы социолингвистики Билингвизм, мультилингвизм Языковая эволюция Язык и личность, язык и этнос Диалектология Языковые меньшинства, языковой шовинизм, языковой империализм, лингвицизм ( предрассудки относительно иноязыких ), лингвицид ( меры по уничтожению языка ) Гендерная проблематика Профессиональные языки и групповые жаргоны Креолистика Историческая социолингвистика Прикладная социолингвистика ( использование данных социолингвистики в лингводидактике, специальной и билингвальной педагогике, языковом плинировании ).
Читайте также: