Социолингвистика презентация и доклад

Обновлено: 30.06.2024

1. Социолингвистика и основные социолингвистические категории

2. Социолингвистика как наука

• Социолингвистика (социальная лингвистика) - научная
дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания,
социологии, социальной психологии и этнографии и
изучающая широкий комплекс проблем, связанных с
социальной природой языка, его общественными
функциями, механизмом воздействия социальных
факторов на язык и той ролью, которую играет язык в
жизни общества. Некоторые из этих проблем (например,
"язык и общество") рассматриваются и в рамках общего
языкознания.
• Социолингвистика - междисциплинарная наука.

3. Языковой коллектив

• Междисциплинарный статус
социолингвистики находит выражение в
используемом ею понятийном аппарате.
• Так, языковой коллектив, рассматриваемый в
качестве исходного понятия
социолингвистического анализа, определяется
на основе как социальных, так и языковых
признаков (наличие социального
взаимодействия и единство языковых
признаков).

4. Социолингвистические переменные

• Основные операционные единицы
социолингвистического исследования социолингвистические переменные характеризуются соотнесенностью,
• с одной стороны, с определенным уровнем
языковой структуры (фонологическим,
морфологическим, синтаксическим,
лексико-семантическим),
• с другой - с варьированием социальной
структуры или социальных ситуаций.

5. Социальная дифференциация языка

• Одной из основных проблем, изучаемых
социолингвистикой, является проблема социальной
дифференциации языка на всех уровнях его структуры,
и в частности характер взаимосвязей между языковыми
и социальными структурами, которые многоаспектны и
носят опосредованный характер.
• Структура социальной дифференциации языка
многомерна и включает как стратификационную
дифференциацию, обусловленную разнородностью
социальной структуры, так и ситуативную
дифференциацию, обусловленную многообразием
социальных ситуаций, реализуемых в дискурсивной
практике.

6. Нация и язык

• С этой проблемой тесно связана проблема
"нация и язык", изучая которую
социолингвистика оперирует категорией
национального языка, трактуемого в
советском языкознании как социальноисторическая категория, возникающая в
условиях экономической и политической
концентрации, характеризующей
формирование наций.

7. Языковая ситуация

• Одним из ключевых понятий социолингвистики
является понятие языковой ситуации,
определяемой как совокупность форм
существования языка (языков, региональных
койне, территориальных и социальных
диалектов, арго, профессиональных языков и
др.), обслуживающих континуум общения в
определенной этнической общности или
административно-территориальном
объединении (в определенный временной
период).

8. Экзоглоссные и эндоглоссные ЯС

• Выделяются 2 группы языковых ситуаций:
экзоглоссные - совокупности различных
языков, и эндоглоссные - совокупности
подсистем одного языка (=языковое состояние).
• Экзоглоссные и эндоглоссные ситуации
подразделяются на сбалансированные,
если их компоненты функционально
равнозначны.
• И несбалансированные, если их
компоненты распределены по различным
сферам общения и социальным группам.

9. Койне (наддиалектная форма, интердиалект, основа ЛЯ)

• Койне – средство повседневного общения,
связывающее людей говорящих на разных
региональных или социальных вариантах
данного языка.
• Это могут быть наддиалектные формы языка –
своеобразные интердиалекты, объединяющие
в себе черты разных территориальных
диалектов – или один из языков,
функционирующих в данном ареале.

10. Культура и язык

• Особое место уделяется в современной
социолингвистике вопросу о связи и
взаимодействии культуры и языка.
• Связи между языком и другими
компонентами культуры носят
двусторонний характер.
• Процессы соприкосновения разных культур
находят отражение в лексических
заимствованиях.

11. Билингвизм

• Одной из важных социолингвистических проблем
является проблема социальных аспектов билингвизма
(двуязычия) и диглоссии (взаимодействия различных
социально противопоставленных друг другу подсистем
одного языка).
В условиях билингвизма два языка сосуществуют
друг с другом в рамках одного коллектива, использующего
эти языки в различных коммуникативных сферах в
зависимости от социальной ситуации и других параметров
коммуникативного акта.

12. Диглоссия

• В условиях диглоссной языковой ситуации
наблюдаются сходные отношения между разными
формами существования одного языка (литературным
языком, койне, диалектами).
• Социолингвистика изучает также использование языка
в коммуникативных целях, и в частности речевое
поведение как процесс выбора оптимального варианта
для построения социально корректного высказывания.
• При этом выявляется сам механизм отбора социально
значимых вариантов, устанавливаются критерии,
лежащие в основе выбора.
• Конечной целью анализа является выявление
социальных норм, детерминирующих речевое
поведение.

13. Языковая политика

• Особое место среди проблем
социолингвистики занимает проблема
языковой политики - совокупности мер,
предпринимаемых государством, партией,
классом, общественной группировкой для
изменения или сохранения существующего
функционального распределения языков
или языковых подсистем, для введения
новых или сохранения старых языковых
норм.

14. Методы социолингвистики

• Методы социолингвистики
представляют собой синтез
лингвистических и социологических
процедур.
• Они подразделяются на:
методы полевого исследования и
методы социолингвистического
анализа языкового материала.

15. Методы полевого исследования

• Методы полевого исследования включают
анкетирование, интервьюирование,
непосредственное и опосредованное
наблюдение.
• Опросники, используемые при заочном
выборочном анкетировании, существенно
отличаются от социологических анкет
характером и числом вопросов, а также
стратегией опроса, определяемой его
задачей - получить сведения о речи
информанта.

16. Информанты

• Отбор информантов.
Задачи, которыми занимается
социолингвист вседа привязаны к
определенному социуму.
Вслед за социологами
социолингвисты называют членов
этого социума генеральной
совокупностью.

17. Генеральная совокупность

Генеральная совокупность (применительно а
задачам социолингвистики) – это множество
всех индивидов, чьи языковые особенности
являются объектом социолингвистического
анализа.
В зависимости от поставленной задачи размеры
этой совокупности могут сильно различаться.
Если изучаются особенности коммуникативного поведения в малой группе, то
детальное исследование всей генеральной совокупности не представляет
серьезной проблемы, но в большинтсве случаев социолингвист имеет дело
с такими генеральными совокупностями, которые полностью обозримы
лишь теоретически.

18. Интервью

19. Интервью

Или интервью может состоять из заранее
подготовленных и, как правило, логически
связанных друг с другом вопросов,
провоцирующих отвечающего на
употребление тех или иных языковых
единиц.
Интервью называют формальным (если оно
имеет строго спланированный сценарий) и
неформальным (если такого сценария нет).

20. НАБЛЮДЕНИЕ

• Для получения достоверных данных о влиянии ситуативных
параметров на речь информантов тщательно контролируют
языковую ситуацию, стимулируя либо естественнонепринужденную речь, либо сознательную ориентацию на
престижный эталон.
• Наблюдения над речевой деятельностью информантов
строятся таким образом, чтобы исключить или свести до
минимума влияние наблюдателя на их речевое поведение.
• Иногда проводится т.н. включенное наблюдение, при
котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в
качестве одного из участников коммуникативного акта.

21. НАБЛЮДЕНИЕ

Например, социологи часто становятся
членами производственных бригад,
геологических партий, сотрудниками
отделов в НИИ и т.п.
Это, во- первых, дает им возможность
изучать групповое поведение изнутри, и,
во-вторых, избавляет от необходимости
объявлять изучаемым индивидам о цели
своих наблюдений и даже (если это
возможно) о том, что такие наблюдения
вообще ведутся.

22. НАБЛЮДЕНИЕ

Естественно, что включенным наблюдение может быть тогда,
когда ничто не мешает исследователю отождествлять себя
с членами наблюдаемой социальной группы – по
расовым, национальным, языковым, поведенческим и
иным признакам.
Европейцу, например, трудно осуществлять включенное
наблюдение в группах китайцев или негров; взрослый
исследователь никак не может быть полностью
ассимилированным в группе изучаемых им подростков;
горожанин-диалектолог всегда воспринимается жителями
деревни как человек не из их среды и т.п.

23. Для обработки данных полевых наблюдений используются разновидности корреляционного анализа.

• Для социолингвистики типичны корреляции, в которых в
качестве независимых переменных выступают те или
иные социальные параметры, стратификационные или
ситуативные, а в качестве зависимых - языковые явления.
• Между коррелятами отмечается как полная, так и
неполная функциональная зависимость.
• Зависимости описываются отдельно по каждому
социальному разрезу и комментируются с
содержательной (социолингвистической) стороны.
• Для этого используются табличные данные, графики
зависимостей, математико-статистические методы.

24. Методы моделирования

• Получили распространение некоторые
методы моделирования социально
обусловленной вариантности языка с
помощью т.н. вариативных правил,
соединяющих в себе элементы
порождающей модели с той вероятностной
моделью, которая лежит в основе
статитистического анализа речевой
деятельности.

25. Импликационная волновая модель

• Для анализа социально детерминированной
вариативности в ситуациях языкового континуума
используется импликационная волновая модель,
позволяющая установить социальную иерархию языковых
вариаций и связать их синхронный анализ с анализом
диахронным.
• В основе этой модели лежит гипотеза волнообразном
распространении языковых инноваций в
пространственном и социальном измерениях.

26. Анкетирование

Анкетирование – один из самых
распространенных методов получения
социолингвистической информации.
Он применяется главным образом при
исследовании больших совокупностей
говорящих, т.е. в
макросоциолингвистических исследованиях.

27. Анкетирование

28. Анкетирование

29. История социальной лингвистики

• Основы социолингвистических
исследований в СССР были заложены в 2030-х гг. 20 в. трудами советских ученых Л.П.
Якубинского, В.В. Виноградова, Б.А.
Ларина, В.М. Жирмунского, Р.О. Шор, М.В.
Сергиевского, Е.Д. Поливанова, изучавших
язык как общественное явление на основе
марксистского понимания языка как
общественного явления и историкоматериалистических принципов анализа
общественных отношений.

30. Вклад зарубежных ученых

• Почву для современной социолингвистики подготовили и
труды представителей социологического направления во
французском языкознании (А. Мейе), внесшего
существенный вклад в выявлении роли социальных
факторов в развитии языка.
• А также работы американских этнолингвистов, развивавших
идеи Ф. Боаса и Э. Сепира о связи языковых и
социокультурных систем.
• Труды представителей пражской лингвистической школы –
В. Матезиуса, Б. Гавранека, Й. Вахека и др.,
продемонстрировавших связь языка с социальными
процессами и социальную роль литературного языка;

31. Вклад зарубежных ученых

• Исследования немецких ученых, в
особенности Т. Фрингса и созданной им
лейпцигской школы, обосновавших
социально-исторический подход к языку и
необходимость включения социального
аспекта в диалектологию.
• Оригинальные работы японской школы
"языкового существования" в области
языковой ситуации и культуры речи.

32. Повышение интереса к социальным аспектам функционирования языка

• В 60-70-х гг. интерес к социологическим проблемам языка
возрос в связи, с одной стороны, с потребностями
современного общества, для которого проблемы
языковой политики и другие практические аспекты
социолигвистики приобретают все большую актуальность,
и, с другой - с критикой структурной лингвистики, со
стремлением преодолеть ограниченность имманентного
подхода к языку и глубже проникнуть в природу языка как
общественного явления.

33. Методология

• Социолингвистические направления,
разрабатываемые учеными разных стран,
характеризуются различной методологической
ориентацией.
• Некоторые направления зарубежной
социолингвистики (например, в США)
ориентировались на бихевиористскую модель
речевого поведения и ориентируются на
символико-интеракционистскую теорию
социального взаимодействия,
феноменологическую социологию.

34. Предпочтения в направлении социолингвистических исследований

• В отечественной социолингвистике
больше велись исследования в
диахроническом аспекте.
• В зарубежной (американской) –
в синхроническом аспекте.

35. . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: подготовка презентации по одному из методов, используемых в социолингвистических

исследованиях
1. Метод включенного и опосредованного
наблюдения.
2. Эксперимент в социолингвистике.
3. Тест как метод социолингвистики.
4. Анкетирование в социолингвистических
исследованиях.
5. Метод интервью в социолингвистике.
6. Другие методы…

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему СОЦИОЛИНГВИСТИКА. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ: I. Краткая история социолингвистики. II. Социолингвистика как научная дисциплина. III. Основные проблемы социолингвистики. Основные разделы социолингвистики.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА – это раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования.

Объект исследования: использование языка разными людьми, составляющими то или иное общественное образование – от группы подростков до целого класса или большой социальной группы.

Предметом социологической лингвистики является широкий круг вопросов: язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами, типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия и т. п.

Метод социолингвистики представляет собой синтез методов и приёмов, применяемых в лингвистике и социологии, таких как фиксирование и анализ социально-обусловленных речевых актов, моделирование социально-детерминированной речевой деятельности с помощью социолингвистических правил, анкетирования, интервьюирования, социологических экспериментов и обработки их результатов с помощью аппарата математической статистики и т.п.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА ИМЕЕТ СВОЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ: 1) языковое сообщество; 2) родной язык; 3) языковой код; 4) социально-коммуникативная система; 5) сфера использования языка; 5) языковая ситуация; 6) переключение и смешение кодов; 7) языковая норма; 8) билингвизм и диглоссия

К основным проблемам социолингвистики В. И. Беликов и Л. П. Крысин относят следующие: 1) Соотношение языка и диалекта. 2) Социальная дифференциация языка. 3) Социальная обусловленность языковой эволюции. 4) Смешение языков. Пиджины и креольские языки. 5) Владение языком как социолингвистическая проблема 6) Социальный аспект речевого общения. 7) Социальные ограничения в семантике и в сочетаемости языковых единиц

Направления социолингвистики Синхроническая социолингвистика – отношения, существующие между языком и обществом, и процессы, характеризующие социально обусловленное функционирование языка в определённый момент времени. Диахроническая социолингвистика – история языка в связи с историей народа.

Направления социолингвистики Макросоциолингвистика – глобальные явления и процессы, развитие языка и общества в целом. * В том числе лингвистическая конфликтология – языковое проявление конфликтов, причины которых носят социальный характер. Микросоциолингвистика – использование языка в малых социальных группах.

История и теория отечественной социолингвистики связана в первую очередь с Московской школой функциональной социолингвистики (1960 е гг. – наши дни). Наиболее значительный вклад в развитие русской социолингвистики внесли Ю.Д.Дешериев, А.Д.Швейцер, В.Д.Бондалетов, Л.П.Крысин и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственно.

Цель: получить общее представление о социолингвистике Задачи: -охарактеризова.

Цель:
получить общее представление о социолингвистике
Задачи:
-охарактеризовать истоки , объект и предмет социолингвистики;
-определить основные направления социолингвистики;
-определить методы социолингвистики и основные понятия;
-определить основные проблемы социолингвистики;

Содержание: Цели и задачи исследования Истоки социолингвистики Ученые , котор.

Цели и задачи исследования
Истоки социолингвистики
Ученые , которые внесли значительный вклад в развитие социолингвистики
Понятие социолингвистики
Предмет и объект социолингвистики
Взаимосвязь языка и общества
Методы социолингвистики
Базовые понятия
Основные направления
Проблемы социолингвистики
Список литературы

Истоки социолингвистики1.История и теория отечественной социолингвистики связ.

Истоки социолингвистики
1.История и теория отечественной социолингвистики связана в первую очередь с Московской школой функциональной социолингвистики(1960гг.-наши дни)
2.Наиболее значительный вклад в развитие русской социолингвистики внесли Ю. Д. Дешериев, А . Д.Швейцер, В. Д.Бондалетов и Л.П. Крысин

Первые исследования взаимосвязи языковых и общественных явлений появились в.

Первые исследования взаимосвязи языковых и общественных явлений появились в начале 20 века в европейской , в том числе русской лингвистике(Е. Д. Поливанов, Б. А. Ларин)

Социолингвистика = социология + лингвистика

Ученые , внесшие значительный вклад в развитие русской социолингвистикиЛ.П.Кр.

Ученые , внесшие значительный вклад в развитие русской социолингвистики
Л.П.Крысин
А.Д.Швейцер
В.Д.Бондалетов
Ю.Д.Дешериев

Понятие социолингвистикиСоциолингвистика-это научная дисциплина , развивающая.

Понятие социолингвистики
Социолингвистика-это научная дисциплина , развивающаяся на стыке языкознания , социологии , социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем , связанных с социальной природой языка и его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью , которую играет язык в жизни общества.

Предмет и объект социолингвистикиПредметом изучения социолингвистики являются.

Взаимосвязь языка и обществаВ языке существуют различия , обусловленные общес.

Взаимосвязь языка и общества
В языке существуют различия , обусловленные общественными явлениями:
Разные ситуации общения требуют использования разных языковых средств
Люди разных профессий говорят по-разному
Люди разного возраста выбирают разные средства языка
Язык влияет на общество
Общество влияет на язык

Методы социолингвистики - синтез лингвистических и социологических процедур.

Методы социолингвистики - синтез лингвистических и социологических процедур:
-полевые исследования(опросы, анкетирования , наблюдение)
-социолингвистический анализ языкового материала

Базовые понятия социолингвистикиСоциолект - совокупность языковых особенносте.

Базовые понятия социолингвистики
Социолект - совокупность языковых особенностей , присущих какой-либо социальной группе - профессиональной ,сословной ,возрастной - в пределах той или иной подсистемы.
Арго - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления
Сленг – речь какой-либо объединенной общими интересами группы , содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений , не вполне понятных окружающим , предназначенных для выражения усиления экспрессии и оценочной окраски
Жаргон-разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных средств

Оcновы социолингвистических исследований в СССР были заложены в 20-30-х гг.

Оcновы социолингвистических исследований в СССР были заложены в 20-30-х гг. 20 в. трудами советских ученых Л.П. Якубинского , В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, В.М. Жирмунского , Р.О. Шор, М.В. Сергиевского, Е.Д. Поливанова

Направления социолингвистикиСинхроническая социолингвистика - отношения , сущ.

Направления социолингвистики
Синхроническая социолингвистика - отношения , существующие между языком и обществом , процессы , характеризующие социально обусловленное функционирование языка в определенный момент времени.
Диахроническая социолингвистика-история языка в связи с историей народа.

Интерес к социологическим проблемам языка возрос в связи с:потребностями совр.

Интерес к социологическим проблемам языка возрос в связи с:
потребностями современного общества, для которого проблемы языковой политики и другие практические аспекты социолигвистики приобретают все большую актуальность;
критикой структурной лингвистики, со стремлением преодолеть ограниченность имманентного подхода к языку и глубже проникнуть в природу языка как общественного явления

Одной из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, является проблема соц.

Одной из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры.

Структура социальной дифференциации языка многомерна и включает:

стратификационную дифференциацию, обусловленную разнородностью социальной структуры;

ситуативную дифференциацию, обусловленную многообразием социальных ситуаций.

Одной из важных социолингвистических проблем является проблема социальных асп.

Одной из важных социолингвистических проблем является проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и диглоссии (взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного языка).

В условиях билингвизма два языка сосуществуют друг с другом в рамках одного коллектива, использующего эти языки в различных коммуникативных сферах в зависимости от социальной ситуации и других параметров коммуникативного акта.

В условиях диглоссии наблюдаются сходные отношения между разными формами существования одного языка (литературным языком, койне, диалектами).

Сегодня внимание социолингвистики обращено не на собственно язык , не на его.

Сегодня внимание социолингвистики обращено не на собственно язык , не на его внутреннее устройство , а на то , как пользуются языком люди , составляющие то или иное общество . При этом учитываются все факторы , которые могут влиять на использование языка ,- от различных характеристик самих говорящих до особенностей конкретного речевого акта. Наш язык не стоит на месте , он функционирует и развивается в обществе , поэтому всегда есть перспектива его развития , почва для исследования языка в обществе

Список использованной литературыСоциально-лингвистические исследования. М., 1.

Список использованной литературы
Социально-лингвистические исследования. М., 1976.
•Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1977.
•Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М., 1977.
•Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977.
•Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
•Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы, пер. с англ. М., 1980.
•Принципы и методы социолингвистических исследований. М., 1989.

Презентация на тему: " СОЦИОЛИНГВИСТИКА Лекция вторая.. Определение социолингвистики Междисциплинарная наука Находится по своему содержанию и методам между социологией и лингвистикой," — Транскрипт:

1 СОЦИОЛИНГВИСТИКА Лекция вторая.

2 Определение социолингвистики Междисциплинарная наука Находится по своему содержанию и методам между социологией и лингвистикой, поскольку язык понимается как социальный феномен либо как социокультурный рефлекс, а методически – в силу огромного значения эмпирических исследований представленной в данной социальной общности языковой реальности.

3 Истоки Античность : взаимосвязь между языком и общественными процессами Первая половина ХХ века : немецкая социология языка ( языковое сообщество, А. Фиркандт ( ), Й. Л. Вайсгербер ), социолингвистика в СССР ( Р. О. Шор, Г. Г. Шпет ) е гг.: формирование науки в связи с политическими коллизиями в Европе Возникла в современном виде в США, Канаде и Великобритании

6 Дефицитарная гипотеза ( гипотеза Бернстайна ) Разработана им в 1958 г. на основе принципа языковой относительности Сепира - Уорфа Нацелена на внутриязыковые отношения между членами одного языкового коллектива Представители среднего и высшего слоев языкового сообщества используют вариант общего языка (formal language), очень отличающийся от варианта языка рабочего класса (public language). Отличия в возможностях обоих кодов отражают различия в мышлении и восприятии действительности.

7 Гипотеза Бернстайна (2) Искусный код среднего и высшего слоев влияет на формирование более оптимальных познавательных способностей человека, приводит к бОльшим успехам в школе, более серьезным шансам продвинуться в профессии, социальной и экономической сфере. Главная задача Бернстайна : исследовать роль процессов социализации у детей из различных социальных слоев.

8 Рецепция гипотезы Бернстайна левыми политиками Традиционные левые : возможность обеспечить бедным социальное продвижение при помощи образования Новые левые : язык низших слоев не дефицитарный, а очень выразительный, но в других аспектах, нежели искусный код. Более богатый словарь в определенных сферах ( наркотики, преступность ). Выход из ситуации : не подражать искусному коду, а толерировать язык низший слоев как просто иной.

9 Последствия влияния гипотезы Бернстайна е гг.: кратковременное влияние гипотезы на образовательную политику в США и Европе. Главная задача – социальное продвижение представителей низов и их использование в качестве высококвалифицированных рабочих путем усвоения ими искусного кода, преодоления языкового барьера между ними и средним классом Провал инициированных в США программ. Начало формирования социолингвистики.

10 Социолингвистика в США и Канаде Этнолингвистика ( в традиции Ф. Боаса, Э. Сепира и Б. Л. Уорфа ) Тагмемика К. Пайка ( взаимосвязь языковых феноменов и систем практических действий ) Работы Уриэля Вайнрайха ( ) и Эйнара Хаугена ( ) в области эмпирического изучения билингвальных групп. Социологическая традиция С серьезной эмпирией в США и Канаде в связи с эми - Грацией.

11 Формирование трех направлений в социолингвистике США Под влиянием политики администрации Д. Ф. Кеннеди по борьбе с бедностью в США – работа по мобилизации ресурсов образования Изучение билингвизма Исследование языка города Этнография коммуникации

12 Изучение билингвизма (Bilingualism Studies) Charles Albert Ferguson ( ): Diglossia (1959) Диглоссия – стабильная ситуация, сложившаяся между двумя варианта - ми одного языка : low variety ( диалек - ты, региональные стандарты ) и high variety ( литературный язык, изучае - мый для письменной коммуникации, но не используемый в устной ).

13 Примеры диглоссии Литературный немецкий (Hochdeutsch) и швейцарский немецкий (Schwitzer Dytsch) Классический арабский – региональные варианты арабского языка Кафаревуса и димотики ( новогреческий язык ) Французский и креольский на Гаити

14 Профиль нации : структура социолектов в данной стране Деление языков на четыре последовательные стадии ( Фергюсон 1968): - отсутствие графической фиксации - графическая фиксация ( существует регулярная орфография ) - стандартизация ( создана стандартная орфография с использованием одной из вариаций языка в качестве нормы ) - модернизация ( расширение словаря для выражения современных концептов )

15 Категории национальных языков по Фергюсону Major Language – язык, на котором говорят как минимум 25% населения страны или как минимум 1 млн. говорящих или который используется как язык обучения в городах Minor Language – язык, на котором говорят как минимум человек или как минимум 5% населения страны Language of special status – язык, не имеющий вышеназванных качеств и используемый только в определенном контексте ( напр. церковнославянский )

16 Дополнения В. А. Стюарта ( ) Vernacular language – антипод официального языка, стандарта или принятого разговорного языка Standard language – нормированный письменный язык Classical Language – классический язык с большим корпусом литературы ( латынь ) Pidgin Language – разговорный язык с упрощенными языковыми структурами Creole Language – пиджин, ставший родным языком для конкретного коллектива

20 Этнография коммуникации (Ethnography of Communication) Рассматривает речевые акты как события, включенные в ситуацию взаимодействия Центральный вопрос – коммуникативная компетенция, определяющая это взаимодействие внутри языкового сообщества. Предмет исследования – коммуникативное событие (speech event, communicative event), определяемое речевой ситуацией (speech situation), которая определяется параметрами participants, channels, codes, settings, forms, topics и состоит из речевых актов.

21 Коммуникативная компетенция языкового сообщества Сумма правил или закономерностей, коммуникативных конвенций, определяющих взаимосвязи между речевой ситуацией, коммуникативным событием и речевыми актами. John Joseph Gumperz (1922-) Dell Hathaway Hymes (1927-) Сборники 1964 и 1972 гг.

24 Трехслойная модель коллективных репертуаров Базовый слойДиатипы соц. микрокосма ( семья, близкие друзья ), ( БАЗИЛЕКТ ) непосредственного соц. и регионального окружения ( диалекты, городские полудиалекты, социолекты малых групп ) Промежуточный слойДиатипы социального макрокосма ( знакомые, кол - ( МЕЗОЛЕКТ ) леги ), широкого геогр. и соц. окружения ( региолекты, технолекты, социолекты больших групп ) Внешний слойНормированные диатипы общественной жизни ( АКРОЛЕКТ )( деловая сфера, школа, масс - медиа ), кодифициро - ванная речь, стандарт Поверхностный слой ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК )

25 Типы репертуаров По количеству полисистем, к которым можно присовокупить диатипы одного репертуара Монолингвальный ( состоит из регистров ) Билингвальный Плюрилингвальный Внутри репертуаров взаимодействуют отдельные слои, что приводит к их интерференции, ослабевающей по мере уменьшения разницы в престиже между ними.

26 Индивидуальные репертуары FORMAL REPERTOIREFROZEN STYLE FORMAL STYLE CONSULTATIVE STYLE INFORMAL REPERTOIRECASUAL STYLE INTIMATE STYLE

27 Соотношение стилей и диатипов Выспренный стиль – церковь, суд, общественный церемониал ( архаичный языковой стандарт ) Формальный стиль – ведомства, школа, масс - медиа ( близкий к жизни языковой стандарт большого ареала ) Консультативный стиль – коллеги, магазины, случаные знакомые ( мезолектальный региолект, элементы технолекта, социолекта ) Неформальный стиль – друзья, знакомые ( базилект - диалект, социолект малой группы ). Интимный стиль – родственники, семья ( идиолект )

28 Сфера действенности социолингвистики Макросоциолингвистика исследует то, как общества обращаются со своими языками, как язык расслаивается на различные функциональные формы в обществе, как протекают процессы языкового сдвига, языкового сохранения и языкового замещения. Микросоциолингвистика исследует влияние социальный структур и моделей поведения на то, как люди говорят и как взаимосвязаны языковые варианты с социальными атрибутами ( классами, полом, возрастом ).

29 Основные проблемы социолингвистики Билингвизм, мультилингвизм Языковая эволюция Язык и личность, язык и этнос Диалектология Языковые меньшинства, языковой шовинизм, языковой империализм, лингвицизм ( предрассудки относительно иноязыких ), лингвицид ( меры по уничтожению языка ) Гендерная проблематика Профессиональные языки и групповые жаргоны Креолистика Историческая социолингвистика Прикладная социолингвистика ( использование данных социолингвистики в лингводидактике, специальной и билингвальной педагогике, языковом плинировании ).

Читайте также: