Доклад трудные случаи орфографии

Обновлено: 30.06.2024

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.

Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека.

ВложениеРазмер
elektivnyy_kurs.docx 20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Миронова Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

гимназии № 1 г. Белгорода

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.

Одной из важных проблем в преподавании русского языка в школе является формирование навыков письма. Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку.

Наша русская орфография трудна: большинство русских слов при несоблюдении норм правописания можно написать очень разными способами. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, но необходимо. Программа средней школы по русскому языку рассчитана так, что в ней не уделяется необходимого внимания отработке сложных орфографических правил, соответственно и не дифференцируется охватываемый данными правилами лексический материал по степени трудности его усвоения. Это обстоятельство порождает следующую проблему: несмотря на прилагаемые усилия и большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают.

Данный элективный курс призван помочь учащимся овладеть наукой орфографической грамотности при рассмотрении именно трудных случаев орфографии.

Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека. В соответствии с вышеизложенными целями, основными задачами элективного курса являются:

— Формирование у учащихся умений опознавать, анализировать, классифицировать орфограммы, объяснять их с точки зрения норм правописания;

— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в практике письменного речевого общения.

Данный курс рассчитан на 32 часа.

Планируемые результаты обучения:

В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

— умение обозначать орфограммы в словах и условие их выбора;

— четко и верно справляться с заданиями по изучаемым темам курса;

— уметь применять на практике те теоретические сведения, которые будут получены в результате обучения;

— активное участие школьников в обсуждении тем;

— расширение кругозора учащихся по основным разделам орфографии.

В течение изучения курса учащимся будут предложены следующие формы контроля уровня достижений:

Орфография– совокупность норм, устанавливающих единообразное написание слов, употребление прописных букв.

В основе орфографической системы лежат условные договоренности о том, как правильно писать слова. Эта договоренность закрепляется правилами, которые основаны на законах языка. Законы орфографии называются орфографическими принципами.

Принципы орфографии – это идеи, которыми должен руководствоваться пишущий.

Русская орфография основывается на трех принципах:

1) морфологическом (основной): заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем). Единообразие достигается тем, что в одной и той же части слова пишутся одни и те же буквы, независимо от произношения:

куб [п] – куба [б]

отдаленный – даль

Этот принцип позволяет узнать родственные по значению и одинаковой структуре слова;

2) фонетическом (слово пишется так, как слышится): в русском языке данный принцип представлен частично.

В соответствии с ним в русском языке пишутся приставки на –з; –с: безголосый, истекший или, например, начальная корневая буква Ы после исконно русских приставок, оканчивающихся на твердый согласный: обыск, сыщик;

3) традиционном: используется в тех случаях, когда правописание гласных и согласных проверить невозможно. Данному принципу подчиняются: а) правописания безударных гласных, не проверяемых ударением; б) правописание некоторых согласных (вокзал, футбол, лестница); в) сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, г) окончаний прилагательных и причастий мужского и среднего рода в родительном падеже (подсудимого, потерпевшего); д) правописание мягкого знака в окончаниях существительных женского рода после шипящих; е) отсутствие мягкого знака в существительных мужского рода после шипящих и др.

Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при доминировании морфологического.

Написание слов определяется орфографической нормой – это разновидность языковой нормы, исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление слова на письме. Орфографические нормы определяются правилами орфографии – это положение, предписание, которое выражает закономерности при передаче звуков в словах и морфемах буквами, а также регламентирует способы графического оформления слов (слитное, раздельное, через дефис).

Основная единица орфографии – орфограмма – это элемент графического оформления слова, при написании которого пишущий должен сделать выбор на основании существующего правила.

Пунктуация – совокупность правил постановки знаков препинания; совокупность неалфавитных средств, служащих для графического оформления текста; это искусственная подсистема.

Вместе с графикой и орфографией пунктуация составляет основу письменной речи. В отличие от орфографии, пунктуация отражает грамматическую структуру предложения и текста. Пунктуация тесно связана с синтаксисом, орфография связана с фонетикой, графикой, морфемикой, словообразованием и морфологией.

Пунктуация имеет рекомендательный характер, пунктуационные нормы не могут быть зафиксированы в словарях. Она существует только в письменной речи. В устной речи близкие пунктуационные функции выполняют жесты, мимика, позы.

Пунктуационные знаки – неалфавитные графические средства, назначение которых – выявление синтаксической и смысловой структуры предложения и текста. Знаки препинания указывают на структурное, смысловое и интонационное членение письменной речи. Количество пунктуационных знаков ограничено.

Различают 1) разделительные знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) и 2) выделительные (двойные тире, запятые, кавычки, скобки).

Орфография– совокупность норм, устанавливающих единообразное написание слов, употребление прописных букв.

В основе орфографической системы лежат условные договоренности о том, как правильно писать слова. Эта договоренность закрепляется правилами, которые основаны на законах языка. Законы орфографии называются орфографическими принципами.

Принципы орфографии – это идеи, которыми должен руководствоваться пишущий.




Русская орфография основывается на трех принципах:

1) морфологическом (основной): заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем). Единообразие достигается тем, что в одной и той же части слова пишутся одни и те же буквы, независимо от произношения:

куб [п] – куба [б]

отдаленный – даль

Этот принцип позволяет узнать родственные по значению и одинаковой структуре слова;

2) фонетическом (слово пишется так, как слышится): в русском языке данный принцип представлен частично.

В соответствии с ним в русском языке пишутся приставки на –з; –с: безголосый, истекший или, например, начальная корневая буква Ы после исконно русских приставок, оканчивающихся на твердый согласный: обыск, сыщик;

3) традиционном: используется в тех случаях, когда правописание гласных и согласных проверить невозможно. Данному принципу подчиняются: а) правописания безударных гласных, не проверяемых ударением; б) правописание некоторых согласных (вокзал, футбол, лестница); в) сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, г) окончаний прилагательных и причастий мужского и среднего рода в родительном падеже (подсудимого, потерпевшего); д) правописание мягкого знака в окончаниях существительных женского рода после шипящих; е) отсутствие мягкого знака в существительных мужского рода после шипящих и др.

Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при доминировании морфологического.

Написание слов определяется орфографической нормой – это разновидность языковой нормы, исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление слова на письме. Орфографические нормы определяются правилами орфографии – это положение, предписание, которое выражает закономерности при передаче звуков в словах и морфемах буквами, а также регламентирует способы графического оформления слов (слитное, раздельное, через дефис).

Основная единица орфографии – орфограмма – это элемент графического оформления слова, при написании которого пишущий должен сделать выбор на основании существующего правила.

Пунктуация – совокупность правил постановки знаков препинания; совокупность неалфавитных средств, служащих для графического оформления текста; это искусственная подсистема.

Вместе с графикой и орфографией пунктуация составляет основу письменной речи. В отличие от орфографии, пунктуация отражает грамматическую структуру предложения и текста. Пунктуация тесно связана с синтаксисом, орфография связана с фонетикой, графикой, морфемикой, словообразованием и морфологией.

Пунктуация имеет рекомендательный характер, пунктуационные нормы не могут быть зафиксированы в словарях. Она существует только в письменной речи. В устной речи близкие пунктуационные функции выполняют жесты, мимика, позы.

Пунктуационные знаки – неалфавитные графические средства, назначение которых – выявление синтаксической и смысловой структуры предложения и текста. Знаки препинания указывают на структурное, смысловое и интонационное членение письменной речи. Количество пунктуационных знаков ограничено.

Различают 1) разделительные знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) и 2) выделительные (двойные тире, запятые, кавычки, скобки).

К наиболее трудным и неразработанным вопросам русской орфографии на сегодняшний день относится вопрос о правописании сложных слов. Специфика заключается в том, что их написание трудно, а подчас и невозможно подчинить действующим правилам современного русского языка, что больше всего ставит в тупик пишущих.

Нередко в орфографических словарях и справочниках или в разных изданиях одного и того же словаря можно встретить противоречащие друг другу и действующим правилам написания сложных слов. Изменения в словарях часто свидетельствуют о том, что пересмотрены отношения между составными частями сложного слова , а скорее о том, что с течением времени сочетания, становясь цельнооформленными, переходят в слово. Всё это объясняется смежностью языкового явления перехода словосочетания в цельнооформленное слово, слова – в термин. Процесс перехода словосочетаний в сложные слова постоянен, но границы перехода очень зыбки. Поэтому одно и то же сочетание может найти разное оформление.

Но специальных трудов по интересующей нас теме немного.

Цель работы.

1. Рассмотреть наиболее трудные случаи правописания сложных прилагательных.

2. Выработать рекомендации по упорядочению написания сложных прилагательных.

Практическая значимость работы.

Правописание сложных прилагательных.

В 30-е годы было обнаружено, что компоненты большинства сложных прилагательных, пишущихся слитно, имеют подчинительных отношения, а прилагательных, пишущиеся через дефис, имеют по преимуществу равные компоненты. На этой семантико-синтаксической основе и были построены современные правила правописания сложных прилагательных (см. Приложение 1).

В словарях, орфографических пособиях и печатной практике часто можно встретить противоречащие друг другу и действующим правилам написания сложных слов. В доказательство мы приводим наши наблюдения на основе данных трёх словарей и учебного пособия по орфографии Кайдаловой А. И. и Калининой И. К. Сравнив материалы этих источников, мы выявили расхождения в написании многих сложных прилагательных (см. Приложение 2. Таблица 3-4.). Из приведённых примеров видно, что орфографические словари и пособия дают противоречивые варианты написания одних и тех же прилагательных.

Причины орфографического разнобоя в написании сложных прилагательных.

Одной из других причин орфографического разнобоя может явиться разграничение словосочетания и сложного прилагательного.

Правописание сложных прилагательных и орфографическая практика.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что противоречащие друг другу и действующим правилам написания сложных прилагательных можно встретить не только в орфографических словарях и справочниках или даже в разных изданиях одного и того же словаря, но и в орфографической практике (см. Приложение 2. Таблица 5).

Анализ семантико-синтаксических отношений компонентов сложных прилагательных может быть весьма непростым.

Трудно и то, что отношения между компонентами сложного прилагательного могут меняться в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы :

1. Наибольшую трудность в написании сложных слов представляют сложные прилагательные.

2. По данным наших наблюдений орфографическая практика часто не отвечает правилам правописания сложных прилагательных.

3. Кроме того, об орфографическом разнобое свидетельствует не только орфографическая практика, но и рекомендации словарей и справочников. Так, сравнив данные трёх орфографических словарей, мы обнаружили немало расхождений в написании одних и тех же слов (полный их перечень см. в Приложении 2).

Таким образом, мы приходим к главному выводу наших исследований – написания сложных прилагательных требуют унификации. Для этого, на наш взгляд, необходимы дальнейшие наблюдения над орфографической практикой, позволяющей выявить новые разнохарактерные и разноструктурные сложные прилагательные. Они нуждаются как в анализе смысловых отношений их составляющих компонентов, так и в кодификации.

Использованная литература.

I. Учебные пособия.

1. Букчина Б. З. И др. Письма об орфографии. Москва: наука, 1969.

3. Букчина Б. З. и Калакуцкая Л. П. Сложные слова. М.: наука 1974.

4. Гвоздёв А. Н. Основы русской орфографии. М.: Изд. АПИ РСФСР, 1950.

5. Ерина Т. Н., Романова Т. Н. Трудные вопросы орфографии. Чебоксары: ЧГУ,1995.

6. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1982.

7. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. Ленинград: Изд. Ленинградского ун-та, 1977.

8. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М. : Просвещение, 1992.

9. Розенталь Д. Э. Вопросы правописания. Практическое руководство. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Московского ун-та, 1970.

10.Шапиро А. Б. Русское правописание. Изд. 2-е, перераб. М.: АН СССР, 1961.

II. Статьи.

1. Букчина Б. З. Анализ орфографических ошибок // Терминология и норма. М.: 1972.

2. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов // Нерешённые вопросы русского правописания. М.: 1974.

3. Иванова В. Ф. Актуальные проблемы русской орфографии. // РЯШ. 1991.№1.

4. Хомизури П. И. Смысловое значение знака дефис в геологической терминологии // О современной русской орфографии. М.: Наука, 1964.

5. Щубов Я И. О правописании сложных прилагательных. // РЯШ. 1969. № 6.

III. Словари и справочники.

1. Букчина Б. З. И др. орфографический словарь русского языка: 106000 слов. М., 1975.

3. Былинский К. И., Никольский Н. Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. Изд. 4-е, перераб. И доп. Москва: Изд. Московского ун-та, 1970.

4. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. – 4-е изд., испр. И доп. Москва: Высшая школа, 1983.

5. Орфографический словарь русского языка / Под ред. Лопатина В. В., Букчиной Б. З., Калакуцкой Л. П. И др. – 29-е изд., испр. И доп. Москва, 1991.

6. Орфографический словарь русского языка : 110000 слов / Под ред. Ожёгова С. И., Шапиро А. В. Москва: Госиздат иностр. и нац. словарей, 1956.

IV . Источники.

13. А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. Москва: Современный писатель. – Новый мир., 1989. – т.1.

Имена прилагательные.

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например:

железнодорожный (железная дорога);

народнохозяйственный (народное хозяйство);

естественнонаучный (естественные науки);

сложноподчинённое (сложное по способу подчинения);

рельсопрокатный (прокатывающий рельсы);

общенародный (общий для народа);

полезащитный (образующий защиту для полей);

металлорежущий (режущий металл). Сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспечённый, ясновидящий, дикорастущий.

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

2. Образованные из двух или более слов, обозначающих равноправные понятия, например:

беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

Приложение 2. Перечень выявленных расхождений в написании сложных прилагательных.

Презентация на тему: " Трудные случаи в орфографии лекцию ведет Жданова Людмила Яковлевна Русский язык для абитуриентов." — Транскрипт:

1 Трудные случаи в орфографии лекцию ведет Жданова Людмила Яковлевна Русский язык для абитуриентов

2 Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структурф слова ведет к сознательному усвоению правил правописания (орфографии). морфологический Ведущим принципом русского правописания является морфологический, которфй устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения. Например, корневая морфема -вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: во́ды, вода́, водяно́й, води́яка, подвой́дней: корневая морфема -зам-/-замл-/- замель- во всех словах пишется с гласной е независимо от произношения: замля́, за́или, заме́льный, заили́сытый, о́замь и т.д.

3 Проверяемые безударные гласные в корнях слов Морфологический принцип определяет основное правило русской орфографии – правописание корневых безударных гласных, проверяемых ударением. Если морфемы пишутся одинаково, то в безударном положении, где гласный произносится неясно, он будет обозначен той же буквой, что и под ударением (ср.: копче́насти – ко́пуять, вдалеке́ – да́ль, затаи́ять – та́йна). Значит, чтобы написаять правильно слово с безударным гласным, нужно так измениять слово или подобраять такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением.

4 Проверяемые безударные гласные в корнях слов Следует запомниять Следует запомниять, что корневой безударный гласный в глаголах совершенного вида нельзя проверяять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-. Например: опоздай́ять проверяем словом по́здно, а не словом опа́здываять; вы́просиять проверяем словом сбор́с или про́сиять, а не словом выбора́сываять. Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Упражнение 2. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

5 Непроверяемые безударные гласные в корнях слов Правописание гласных во многих словах нельзя провериять ударением; например: соба́ка, вагон́н, арама́т, аплоди́роваять. Непроверяемые написания слов называются т р а д и ц и о н н ы м и. Слова с традиционными написаниями нужно запоминаять. В случае затруднения следует обращаяться к орфографическому словарю. Упражнение 3. Перепишите; вставьте пропущенные гласные и подчеркните их. Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре. Упражнение 5. Перепишите и запомните парф слов.

6 Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереять, замираять, примирились, примеряять (плащятье), примиряять (поссорившихся). Какие известны способы проверки гласных в корнях слов? Как провериять правописание гласных в корнях данных слов? Упражнение 6. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и выделите корни. Сделайте морфемный анализ выделенных слов.

7 Корни, в которфх правописание гласной зависит от ударения 1. гар-/гор- клан-/клон- твар-/твор- И с к л ю ч е н и я: И с к л ю ч е н и я: пригарь, утварь. 2. зар-/зор- – в безударном положении пишется а И с к л ю ч е н и я: И с к л ю ч е н и я: зореваять, ворянка. Корни с чередованием гласных о/а, е/и. в безударном положении пишется о

8 Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которфх правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или от характера согласной (согласных) корня 1. бер-/бир дер-/дир мер-/мир- пер-/пир- тер-/тир- блест-/блист- жег-/жиг- стел-/стил- чет-/чит- И с к л ю ч е н и я: И с к л ю ч е н и я: сочетаять, сочетание. 2. лаг(а)-/лож- кас(а)-/косн И с к л ю ч е н и е: И с к л ю ч е н и е: полог. 3. раст-(ращ-)/рос-(росл-): правописание гласных зависит от характера согласных корня И с к л ю ч е н и я: И с к л ю ч е н и я: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый (от подросток), но: отрасль. 4. скач-/скоч- И с к л ю ч е н и я: И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу. в корнях пишется и, если за корнем следует суффикс -а- в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-. Различным будет и характер согласных корня

10 Гласные о – ё после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

11 Гласные о – ё после шипящих корень Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – корень 1. В корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (щётка – щетина, шёпот – шептаять, дешёвый – дешевле); в остальных случаях пишется о: шорох, шов, шок 2. жег- – жёг-: в именах существительных пишется о, в глаголах – ё: ожег руки – ожёг руку, поджег сарая – поджёг сарай

12 Гласные о – ё после шипящих суффикс или окончание Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание В глаголах и отглагольных образованиях (отглагольные прилагательные, причастия, отглагольные существительные) всегда пишется ё 1. В окончаниях глаголов – ё: печёшь, жжёшь 2. В суффиксах: а) глаголов – ё: выкорчёвываять, размерёвываять; б) отглагольных прилагательных – ё: мощёный, кручёный, золоченный (от мостиять, крутиять, золотиять); в) причастий – ё: сгущённый, заряжённый (от сгустиять, зарядиять); г) отглагольных существительных – ё: корчёвека, ночёвека (от корчеваять, ночеваять), копчёнасти (от копчёный – коптиять), сгущёнка (от сгущённый – сгустиять)

13 Гласные о – ё после шипящих суффикс или окончание Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание В именах существительных и отыменных образованиях (отыменные прилагательные) под ударением пишется о, в безударном положении - е 1. В окончаниях существительных и прилагательных – о: ключе́м, ноже́м, чужой́го, больше́го, но: ду́шьем, плащ́чем, хоро́шего 2. В суффиксах: а) существительных –ок, -нок, -нок–о: пушо́́к, речи́нка, волче́нок (от пух, река, волк); б) отыменных прилагательных –о: кумача́вый, холщо́вый (от кумач, холст), но: полю́левый

14 Гласные о – ё после шипящих Следует запомниять: На конце наречий пишется о: свежо, горячо (и с к л ю ч е н и е: ещё). В именах существительных и прилагательных пишется о, если оно является беглым: смешон – смешной, княжон – княжна. Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр. Пишется ё в словах причём, нипочемём. Запомните правописание слов трущоба, чащоба, трещотка.

16 Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

17 Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные Всем известно, как прелестно Букву т писаять уместно, Но опасно и ужасно Букву т писаять напрасно. Да и не только букву т. Чтобы убедияться, что в слове есять непроизносимая согласная, нужно подобраять такое родственное слово, где бы эта согласная зазвучала; например: известно – известие, прелестно – прелесять, уместно – место, но: опасно – опасен, ужасно – ужасен, напрасно – напрасен. Упражнение 9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы; рядом пишите проверочные слова.

18 Правописание согласных в корне Удвоенные согласные Удвоенные согласные в корнях слов пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание таких слов следует запоминаять, а в случае затруднений справляяться в орфографическом словаре. Упражнение 10. Перепишите и запомните правописание слов Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.

19 Правописание согласных в корне Запомните Запомните, что жж пишется в таких исконно русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжаять, можжевельник и в производных от них словах, например: можжевеловый, дрожжевой, жужжащий и т.п.; в некоторфх формах глагола жечь, где г чередуется с ж: жжешь, жжет, жженый (ср.: жгут, жгу). Во всех остальных случаях пишется зж, хотя слышится долгий звук [ж]: дребезжащий (вдребезги), визжащий (визг), брюзжащий (брюзга), брфзжущий (брфзги) и т.п.

20 Правописание приставок Согласные в приставеках Неизменяемые приставки Изменяемые приставки над-, под-, об-, от-, пред-, в-, с- пишутся всегда одинаково, независимо от произно-шения; согласно морфологическому принципу оглушение и озвончение не отражаются на их правописании: надпилиять, подтвердиять, обсыпаять, отделаять, предписаять, втащиять, сбежаять. Запомните Запомните написание слов с приставкой с-: сделаять, сбиять, сжечь, сдвинуять и т.п. Запомните Запомните, что слова здесь, здоровье, здание, зги пишутся с корневой буквой з. из-/ис-, воз-/вос-, вс-/вс-, раз-/рас-, роз-/рос-, низ-/нис-, без-/бес-, через-/через- пишутся согласно произношению; отступая от морфологического принципа, буква з – перед гласными и звнокими согласными и буква с – перед глухими согласными: известись – исписаять, воздаять – воспитаять, низвергаять – ниспадаять, размышляять – распилиять, розыгрфш – роспись.

21 Правописание приставок Гласные в приставеках Неизменяемые приставки Изменяемые приставки по-, про-, под-, до-, от-, о-, об-, на-, над-, пере- и др. пишутся всегда одинаково, независимо от произношения, согласно морфологическому принципу: по́сланный – посла́ять, проре́заять – про́резь и т.п. раз- (рас-) / роз- (рос-) пишутся согласно произношению: под ударением о, в безударном положении – а: ро́зыгрфш – разыгра́ять, ро́зыск – разыска́ять. И с к л ю ч е н и е: розыскно́й (от ро́зыск) Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которфх пропущены буквы.

22 Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв На стыке приставки и корня нередко происходит удвоение согласных; при этом одна согласная относится к корню, а другая – к приставке; например: под-даять, рас-сыпаять, раз-задориять, рас-стелиять. В словах изжиять, разжечь, возжечь, безжизненный и др. слышится долгий звук [ж], но пишется зж (з приставочное и ж корневое). В словах расщепленный, расщедрияться, расщелина, расчет, рассчитываять и т.п. слышится звук [ш]. Чтобы не ошибияться в правописании, нужно определиять, от какого корня образовано слово и при помощи какой приставки; например: расщепленный от рас-щепиять, щепа, щепка.

23 Правописание на стыке приставки и корня Запомните Запомните, что перед корнем –чёт- пишется с, а перед корнем –чит- – сс (расчет – рассчитываять). И с к л ю ч е н и е: И с к л ю ч е н и е: бессчетный (без счета). Упражнение 14. Перепишите, вставляя буквы с или сс. Выделите приставки и корни.

24 Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделительные ь и ъ Буквы ы и и после приставок Разделительные ь и ъ 1. После всех русских приставок, оканчи-вающихся на согласную (кроме приставок меж- и сверх-), гласная и меняется на ы: играять – разыграять, сыграять, но выиграять; июльский – предыюльский; известный – небезызвестный. Ср.: межинститутский, сверхиндустриальный. П р и м е ч а н и е. П р и м е ч а н и е. В слове всимаять согласно произношению пишется буква и. 2. После всех иноязычных приставок сохраняется буква и: контригра, трансиранский. Запомните Запомните, что данное правило не распространяется на сложно-сокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т.п. I. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях: 1. После всех русских приставок, окан-чивающихся на согласную (в том числе после приставок меж-, сверх- ): разъезд, подъезд, съезд, но выезд; предъюбилейный, межъярусный, сверхъестественный; 2. После всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (ад-, ин-, кон-, контр-, суб-, транс- и др.): адъютант, инъекция, конъюнктура, контръярус, субъект, трансъевропейский. 3. В сложных словах только после двух-, трех-, четырех-: двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый. II. Разделительный ь пишется перед буквами е, ё, ю, я, и во всех остальных случаях (не после приставок): льёшь, воробьи, деревья. П р и м е ч а н и е. П р и м е ч а н и е. В некоторфх иноязычных словах разделительный ь пишется перед буквой о: батальон, почтальон, бульон. Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: выделите приставки. Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; объясните написание.

25 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставки пре- и при- различаются по значению. Приставека при- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: пришиять, пристегнуять, приплыять, придвинуять, приклеиять, пристроиять, приумножиять (т.е. прибавиять); 2) неполноту действия или доведение действия до конца: приоткрфять, приподняяться, присмиреять, приукрасиять, присесять, притвориять, пристрелиять, прикончиять, придумаять; 3) пространственную близосять: пригородней, придорожный, приморский, приусадебный, пришкольный, прибрежный.

26 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставека пре- обозначает: 1) высшую степень качества, действия: преогромный, премилый, презабавный, преуспеять, преувеличиять; 2) то же, что и приставека пере-: преградиять (перегородиять), прерваять (перерваять). Однако правописание не всех слов с приставеками пре- и при- можно объясниять с помощью приведенных выше значений. В некоторфх словах значение приставок затемнено; например: преследоваять, причудливый, пристойный, прискорбие. В других – приставека срослась с корнем; например: препятствие, презираять, прибор, приятель, привет, прилежный. Поэтому написание многих слов приходится запоминаять.

27 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания слова с приставеками пре- и при-, а также слова иноязычного происхождения: пре- преодолеять прекословиять, беспрекословный пренебрежение пресмыкаяться препятствие пресловутый преимущество претензия президиум президент претендент премьера препарат препинания (знаки) престол престиж прелюдияпри- притязаять, притязание присягаять, присяга привередничаять, привередливый примириять, непримиримый приурочиять прихотливый приоритет привилегия, привилегированный примитив, примитивный приукрасиять

30 Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с помощью соединительных гласных о и е. Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный: книголюб, водопад, лесоруб, водолаз, винодел, волномер, ледокол, а соединительная гласная е – после основ на мягкий согласный и после основ на шипящий и ц: сталевар, оленевод, огнемет, замлекоп, птицелов, кашевар, пешеход. Среди сложных слов, образованных без соединительных гласных, следует выделиять слова, первой часятью которфх являются количественные числительные в родительном падеже: семилетка, сорокаградусный, трехэтажный, десятидневный. И с к л ю ч е н и е И с к л ю ч е н и е составляют числительные сто и девяносто, которфе не изменяют своей формы в составе сложных слов: девяностолетие, стокилометровый.; существительное сороконожка пишется с соединительной гласной о; числительное тысяча в составе сложных слов пишется с соединительной гласной е: тысячелетие, тысячекилометровый.

31 Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью соединительных гласных, а также сложные слова, первой часятью которфх являются числительные, пишутся слитно. Сложные слова, в которфх первой часятью является числительное полу-, всегда пишутся слитно: полумрак, полуфинальный, полунасыщенный, полуостров. Числительное пол- в сложных словах пишется слитно, если вторая часять слова начинается с согласной буквы, кроме л: полметра, полстакана, полпорции, полседьмого, полсвета, и пишется через дефис, если вторая часять сложного слова начинается с буквы л, с гласной или с прописной буквы: пол-листа, пол-ложки, пол-арбуза, пол-апельсина, пол-Европы.

32 Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы: Слитно Через дефис полу-: полутень, полушерстяной; пол- (перед согласными, кроме л): полсмены, полкруга, полночи. пол-:1) перед л: пол-лимона; 2) перед гласными: пол-огурца; 3) перед прописной буквой: пол-Киева П р и м е ч а н и е: При написании аббревиатур следует помниять, что между буквами, составляющими ее, точки не ставятся; например: РФ, втуз, вуз; в конце первой части сложносокращенных слов пишется всегда одна согласная, даже если в полном слове пишется две; например: колхоз (от коллективное хозяйство), стенгазата (от стенная газата).

Трудные случаи в орфографии лекцию ведет Жданова Людмила Яковлевна Русский язык

№ слайда 1

Трудные случаи в орфографии лекцию ведет Жданова Людмила Яковлевна Русский язык для абитуриентов

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структуры слова

№ слайда 2

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структуры слова ведет к сознательному усвоению правил правописания (орфографии). Ведущим принципом русского правописания является морфологический, который устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения. Например, корневая морфема -вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: во ды, вода , водяно й, води чка, подво дный: корневая морфема -зем-/-земл-/-земел- во всех словах пишется с гласной е независимо от произношения: земля , зе мли, земе льный, земли стый, о земь и т.д.

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Морфологический принцип определяет

№ слайда 3

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Морфологический принцип определяет основное правило русской орфографии – правописание корневых безударных гласных, проверяемых ударением. Если морфемы пишутся одинаково, то в безударном положении, где гласный произносится неясно, он будет обозначен той же буквой, что и под ударением (ср.: копче ности – ко поть, вдалеке – да ль, затаи ть – та йна). Значит, чтобы написать правильно слово с безударным гласным, нужно так изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением.

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Следует запомнить, что корневой без

№ слайда 4

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Следует запомнить, что корневой безударный гласный в глаголах совершенного вида нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-. Например: опозда ть проверяем словом по здно, а не словом опа здывать; вы бросить проверяем словом сбро с или бро сить, а не словом выбра сывать. Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Упражнение 2. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов Правописание гласных во многих сл

№ слайда 5

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением; например: соба ка, ваго н, арома т, аплоди ровать. Непроверяемые написания слов называются т р а д и ц и о н н ы м и. Слова с традиционными написаниями нужно запоминать. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю. Упражнение 3. Перепишите; вставьте пропущенные гласные и подчеркните их. Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре. Упражнение 5. Перепишите и запомните пары слов.

Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереть,

№ слайда 6

Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирять (поссорившихся). Какие известны способы проверки гласных в корнях слов? Как проверить правописание гласных в корнях данных слов? Упражнение 6. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и выделите корни. Сделайте морфемный анализ выделенных слов.

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зав

№ слайда 7

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1. гар-/гор- клан-/клон- твар-/твор- И с к л ю ч е н и я: пригарь, утварь. 2. зар-/зор- – в безударном положении пишется а И с к л ю ч е н и я: зоревать, ворянка. в безударном положении пишется о

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зав

№ слайда 8

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или от характера согласной (согласных) корня 1. бер-/бир дер-/дир мер-/мир- пер-/пир- тер-/тир- блест-/блист- жег-/жиг- стел-/стил- чет-/чит- И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание. 2. лаг(а)-/лож- кас(а)-/косн И с к л ю ч е н и е: полог. 3. раст-(ращ-)/рос-(росл-): правописание гласных зависит от характера согласных корня И с к л ю ч е н и я: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый (от подросток), но: отрасль. 4. скач-/скоч- И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу. в корнях пишется и, если за корнем следует суффикс -а- в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-. Различным будет и характер согласных корня

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зав

№ слайда 9

Гласные о – ё после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

№ слайда 10

Гласные о – ё после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – корень 1. В ко

№ слайда 11

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – корень 1. В корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (щётка – щетина, шёпот – шептать, дешёвый – дешевле); в остальных случаях пишется о: шорох, шов, шок 2. жог- – жёг-: в именах существительных пишется о, в глаголах – ё: ожог руки – ожёг руку, поджог сарая – поджёг сарай

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или ок

№ слайда 12

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание В глаголах и отглагольных образованиях (отглагольные прилагательные, причастия, отглагольные существительные) всегда пишется ё 1. В окончаниях глаголов – ё: печёшь, жжёшь 2. В суффиксах: а) глаголов – ё: выкорчёвывать, размежёвывать; б) отглагольных прилагательных – ё: мощёный, кручёный, золоченный (от мостить, крутить, золотить); в) причастий – ё: сгущённый, заряжённый (от сгустить, зарядить); г) отглагольных существительных – ё: корчёвка, ночёвка (от корчевать, ночевать), копчёности (от копчёный – коптить), сгущёнка (от сгущённый – сгустить)

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или ок

№ слайда 13

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание В именах существительных и отыменных образованиях (отыменные прилагательные) под ударением пишется о, в безударном положении - е 1. В окончаниях существительных и прилагательных – о: ключо м, ножо м, чужо го, большо го, но: ду шем, пла чем, хоро шего 2. В суффиксах: а) существительных –ок, -онк, -онок–о: пушо к, речо нка, волчо нок (от пух, река, волк); б) отыменных прилагательных –о: кумачо вый, холщо вый (от кумач, холст), но: плю шевый

Гласные о – ё после шипящих Следует запомнить: На конце наречий пишется о: свежо

№ слайда 14

Гласные о – ё после шипящих Следует запомнить: На конце наречий пишется о: свежо, горячо (и с к л ю ч е н и е: ещё). В именах существительных и прилагательных пишется о, если оно является беглым: смешон – смешной, княжон – княжна. Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр. Пишется ё в словах причём, нипочём. Запомните правописание слов трущоба, чащоба, трещотка.

Гласные о – ё после шипящих Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотка –

№ слайда 15

Гласные о – ё после шипящих Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотка – щётка, шёпот – шорох, смешон – поражён, ковшовый – дешёвый. Задача 3. Даны слова: деньж..нки – саж..нки, душ..нка – пш..нка, княж..н – изображ..н, рубаш..нка – туш..нка, собач..нка – печ..нка, луч..м – печ..м, нож..вка – размеж..вка, плеч..м – нипоч..м, обж..ры – стаж..ры. Как вы будете рассуждать, какие примените правила, чтобы верно вставить пропущенные гласные о – ё? Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание.

Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

№ слайда 16

Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные Всем известно, как преле

№ слайда 17

Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные Всем известно, как прелестно Букву т писать уместно, Но опасно и ужасно Букву т писать напрасно. Да и не только букву т. Чтобы убедиться, что в слове есть непроизносимая согласная, нужно подобрать такое родственное слово, где бы эта согласная зазвучала; например: известно – известие, прелестно – прелесть, уместно – место, но: опасно – опасен, ужасно – ужасен, напрасно – напрасен. Упражнение 9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы; рядом пишите проверочные слова.

Правописание согласных в корне Удвоенные согласные Удвоенные согласные в корнях

№ слайда 18

Правописание согласных в корне Удвоенные согласные Удвоенные согласные в корнях слов пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание таких слов следует запоминать, а в случае затруднений справляться в орфографическом словаре. Упражнение 10. Перепишите и запомните правописание слов Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.

Правописание согласных в корне Запомните, что жж пишется в таких исконно русских

№ слайда 19

Правописание согласных в корне Запомните, что жж пишется в таких исконно русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них словах, например: можжевеловый, дрожжевой, жужжащий и т.п.; в некоторых формах глагола жечь, где г чередуется с ж: жжешь, жжет, жженый (ср.: жгут, жгу). Во всех остальных случаях пишется зж, хотя слышится долгий звук [ж]: дребезжащий (вдребезги), визжащий (визг), брюзжащий (брюзга), брызжущий (брызги) и т.п.

Правописание приставок Согласные в приставках

№ слайда 20

Правописание приставок Согласные в приставках

Правописание приставок Гласные в приставках Упражнение 12. Перепишите, вставляя

№ слайда 21

Правописание приставок Гласные в приставках Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы.

Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв На стыке приста

№ слайда 22

Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв На стыке приставки и корня нередко происходит удвоение согласных; при этом одна согласная относится к корню, а другая – к приставке; например: под-дать, рас-сыпать, раз-задорить, рас-стелить. В словах изжить, разжечь, возжечь, безжизненный и др. слышится долгий звук [ж], но пишется зж (з приставочное и ж корневое). В словах расщепленный, расщедриться, расщелина, расчет, рассчитывать и т.п. слышится звук [ш]. Чтобы не ошибиться в правописании, нужно определить, от какого корня образовано слово и при помощи какой приставки; например: расщепленный от рас-щепить, щепа, щепка.

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что перед корнем –чёт- пишетс

№ слайда 23

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что перед корнем –чёт- пишется с, а перед корнем –чит- – сс (расчет – рассчитывать). И с к л ю ч е н и е: бессчетный (без счета). Упражнение 14. Перепишите, вставляя буквы с или сс. Выделите приставки и корни.

Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделитель

№ слайда 24

Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделительные ь и ъ Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: выделите приставки. Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; объясните написание.

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставки пре- и п

№ слайда 25

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставки пре- и при- различаются по значению. Приставка при- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: пришить, пристегнуть, приплыть, придвинуть, приклеить, пристроить, приумножить (т.е. прибавить); 2) неполноту действия или доведение действия до конца: приоткрыть, приподняться, присмиреть, приукрасить, присесть, притворить, пристрелить, прикончить, придумать; 3) пространственную близость: пригородный, придорожный, приморский, приусадебный, пришкольный, прибрежный.

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставка пре- обо

№ слайда 26

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставка пре- обозначает: 1) высшую степень качества, действия: преогромный, премилый, презабавный, преуспеть, преувеличить; 2) то же, что и приставка пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать). Однако правописание не всех слов с приставками пре- и при- можно объяснить с помощью приведенных выше значений. В некоторых словах значение приставок затемнено; например: преследовать, причудливый, пристойный, прискорбие. В других – приставка срослась с корнем; например: препятствие, презирать, прибор, приятель, привет, прилежный. Поэтому написание многих слов приходится запоминать.

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Ниже приведены наи

№ слайда 27

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания слова с приставками пре- и при-, а также слова иноязычного происхождения:

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Различие в написан

№ слайда 28

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Различие в написании следующих слов связано с различием в их значении:

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что преувеличить пишется толь

№ слайда 29

Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с по

№ слайда 30

Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с помощью соединительных гласных о и е. Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный: книголюб, водопад, лесоруб, водолаз, винодел, волномер, ледокол, а соединительная гласная е – после основ на мягкий согласный и после основ на шипящий и ц: сталевар, оленевод, огнемет, землекоп, птицелов, кашевар, пешеход. Среди сложных слов, образованных без соединительных гласных, следует выделить слова, первой частью которых являются количественные числительные в родительном падеже: семилетка, сорокаградусный, трехэтажный, десятидневный. И с к л ю ч е н и е составляют числительные сто и девяносто, которые не изменяют своей формы в составе сложных слов: девяностолетие, стокилометровый.; существительное сороконожка пишется с соединительной гласной о; числительное тысяча в составе сложных слов пишется с соединительной гласной е: тысячелетие, тысячекилометровый.

Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью со

№ слайда 31

Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью соединительных гласных, а также сложные слова, первой частью которых являются числительные, пишутся слитно. Сложные слова, в которых первой частью является числительное полу-, всегда пишутся слитно: полумрак, полуфинальный, полунасыщенный, полуостров. Числительное пол- в сложных словах пишется слитно, если вторая часть слова начинается с согласной буквы, кроме л: полметра, полстакана, полпорции, полседьмого, полсвета, и пишется через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с буквы л, с гласной или с прописной буквы: пол-листа, пол-ложки, пол-арбуза, пол-апельсина, пол-Европы.

Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы: П

№ слайда 32

Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы: П р и м е ч а н и е: При написании аббревиатур следует помнить, что между буквами, составляющими ее, точки не ставятся; например: РФ, втуз, вуз; в конце первой части сложносокращенных слов пишется всегда одна согласная, даже если в полном слове пишется две; например: колхоз (от коллективное хозяйство), стенгазета (от стенная газета).

Читайте также: