Доклад на тему системно деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов

Обновлено: 17.05.2024

прекрасная пора, начало обновления природы. В образовательном пространстве также идут процессы обновления.

Какие? - Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОСважный шаг в реформировании школы, предполагающий переход системы образования на качественно новый уровень. Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий. Поэтому учителям необходимо овладеть новыми педагогическими технологиями. В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Он

(Системно-деятельностный подход) стал обязательным для всех учителей. Но у педагогов появилось много вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов? Что такое СДП? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Как вести уроки с точки зрения системно-деятельностного подхода? СЛАЙД Тема нашего педсовета называется «Системно-деятельностный подход как

1.Систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе. 2. Познакомить с деятельностью педагогов в условиях обновления содержания системы образования.

2. Из опыта работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении (работа по группам).

3. Определение траектории работы педагогов по реализации системнодеятельностного подхода в обучении и воспитании.

4. Решение педсовета.

Председатель и секретарь выбраны.

Современный человек живет в условиях обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, Интернет требуют новых способов ее освоения, умения всю жизнь учиться. Любая информация быстро устаревает, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остается актуальным. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством

Учиться знать , что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи: СЛАЙД

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Эти задачи могут быть реализованы только при обязательном применении системно-деятельностного подхода в обучении. Этот подход положен в основу новых стандартов. СЛАЙД

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС обеспечивает:

-формирование готовности личности в саморазвитию и непрерывному образованию; -проектирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; -построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

СЛАЙД Основными дидактическими принципами СДП являются:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы , формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников , приобретение ими собственного опыта творческой деятельности .

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образует определенную целостность, единство.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Подход - совокупность приемов и способов воздействия на кого( что)-либо или в изучении чеголибо для получения определенного результата.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели( понимания того, что именно нужно выяснить, освоить) Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления СЛАЙД

Основная задача педагога - организация условий, инициирующих детское действие. Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

Как говорится в японской пословице: Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня, научи меня ловить рыбу я буду сыт всегда.

Перейдем ко второму вопросу

2 вопрос Механизмом реализации СДП являются различные технологии, применяемые

на уроке и во внеурочной деятельности.

- Во втором столбике ответьте на вопрос

Выберите из группы того, кто поделится опытом работы кратко по одной из приемов технологий. (ПАУЗА )

Теперь возьмите и нарисуйте цветок, а на цветке столько лепестков, сколько у вас написано технологий по первому столбику. Дальше раскрасьте столько лепестков, сколько записали во втором столбце.

Что же у вас получилось? Расскажите.

Слово 1 группе ( по 1 столбцу вы написали о всех технологиях, а во втором столбце те, которые применяете. Из скольки лепестков получился цветок? К примеру 10 , из них 8 . Расскажите об одной технологии, которую вы применяете в обучении.

Слово 2 группе 1 столбик

2 столбик Ответы Рассказ об 1 технологии.

На слайде вы видите список технологий. Многие из них вы знаете и умеете пользоваться. Некоторые лепестки нашего цветка технологий остались бесцветными.

Хотите чтобы цветок весь расцвел? Посмотрите таблицу 3 столбик вопрос

О каких технологиях вы хотели бы узнать? Хочу узнать, чтобы применять. Мотив ( надо применять на уроке новые технологии) Цель : изучить и применять

4 Столбик Как узнать?

Напишите траекторию работы педагогов по реализации СДП.

план ваших действий по изучению новой технологии. пишем ( время ) отвечают две группы(план работы)

ВЫВОД: Для освоения новой технологии вы правильно разработали план. Сейчас я вам предлагаю составить по нашей теме педсовета Синквейн СЛАЙД

Синквейн как методологический прием (Рефлексия)

2. Актуальный, интересный

3. организует, развивает, направляет

4. хочу уметь применять на уроках

5. работа (результат)

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

СЛАЙД Проект решения педсовета:

1.1. Продолжить методическое просвещение педагогов по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через педсоветы, методсеминары, заседания ШМО, курсы повышения профмастерства. (Отв. заместитель директора по УВР, срок выполнения31.12.2014 г., отчеты по индивидуальным планам повышения профмастерства).

2.1. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения системно-деятельностного подхода в учебном и воспитательном процессе. (Отв. руководители ШМО, срок выполнения –

31.04.2015 г., отчеты).

2.2.Разместить материалы педсовета о системно-деятельностном подходе на школьном сайте. (Отв. Учитель информатики, срок выполнения – до 01.05.2014 г., методическая разработка).

Спасибо всем за участие в работе педсовета.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В публикации раскрывается понятие "системы" и "деятельности" , а также "системно-деятельностного" подхода в обучении и его применения в современной системе образования согласно новым стандартам и требованиям.

Оценить 259 0

Школа педагогического мастерства

Воронцова В.А., учитель иностранных языков

Человек достигнет результата, только делая что-то сам…

Александр Пятигорский (русский философ, востоковед)

Презентация

Задание учителям

Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, изобразительная, познавательная, речевая, практическая, трудовая …). Теперь разделите каждый лучик на столько баллов на сколько, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности. Соедините эти точки. Это колесо деятельности ученика. Похоже ли оно на колесо? Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Так вот, ГОС помогает нам выровнять это колесо.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, социальные и личностные потребности и интересы.

В связи с этим главной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

– становление личности школьника
– раскрытие его индивидуальных возможностей.

Это одно из требований ГОС.

Поэтому сегодня мы опять возвращаемся к ГОС, вспоминаем изученное и изучаем
новое.

В свернутой форме новая методическая система выстраивается в триединой формуле: система –– > системный подход –– > деятельность.

Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Слайд 5. Что значит "деятельность"?

Во-первых, деятельность – это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат . С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Таким образом, любая деятельность, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

По сути дела Жак Делор определил компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Слайд 7 .Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Слайд 8 . В связи с этим в ГОС вводятся изменени я к требовани ям к образовательному результату Предметные (основы системы научных знаний). Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД). Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.).

Слайд 9. Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 10. Что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 11 . Что че такое УУД?

В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс. Такое определение даёт нам методическая литература.

Слайд 12. Основные виды УУД

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность .

Отражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.

Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Слайд 13 . Основная задача – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. (вектор смещения – чему учить – ради чего учить – как учить обновленными средствами обучения)

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному успешному формированию общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности –создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 16. Деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника .

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
\ Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения)

Преимущества деятельностного подхода

У обучающихся в наибольшей степени:

развиваются навыки самостоятельной работы;

формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.

Слайд 19-20 Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Слайд 21. Как вы можем заметить -х арактер обучения - поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Слайд 22. Технологии реализации механизма СДП

Информационные и коммуникативные технологии.

Технология, основанная на создании учебной ситуации.

Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

Технология, основанная на уровневой дифференциации.

Технология деятельностного метода.

Слайд 23. ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Что мешает учителю работать на новый результат?

Каким образом можно получить новый результат?

Ответ на данный вопрос опять даёт ГОС.

Каждый раз, когда учитель составляет проект очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.


Слайд 25. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира.

Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.

Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями , без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Каждый раз, когда учитель составляет проект очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
    как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Системно- деятельностный подход как основа образовательных стандартов Директор школы: Суворова Ю.Е.

Системно- деятельностный подход как основа образовательных стандартов

Директор школы: Суворова Ю.Е.

Образовательный процесс Обучение Учение учиться

Образовательный процесс

Учение учиться

Методологическая основа ФГОС НОО СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Системно – деятельностный подход – основа Стандарта

Методологическая основа ФГОС НОО

  • СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
  • ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Системно – деятельностный подход –

Система Средства Рефлексия 4

Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Познавательные Регулятивные Коммуникативные 5

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Школа- Социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. 5

  • Социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность.

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие: 7

Основная педагогическая задача -

организация условий, инициирующих

Технологии активизации познавательной деятельности

Характерной чертой данной технологии является моде-лирование жизненно важных ситуаций (практико - ориентированных) и поиск путей их решения.

Особенность данной технологии - построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств информации

Деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра, игры- коммуникации

Обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог

Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций.

Обязательное наличие проблемы или проблемных знаний. Экспериментиро- вание или моделирование.

Проблемное обучение-

Каждый урок, в котором решаются проблемные вопросы –

это урок деятельностной направленности.

Затруднение – причина – цель. Ц Е Л Ь ЗАТРУДНЕНИЕ ПРИЧИНА Я НЕ ЗНАЮ Я НЕ ЗНАЮ Я НЕ МОГУ Я НЕ МОГУ УЗНАТЬ УЗНАТЬ ? ? ? Целеопределение через проблемную ситуацию 10

Затруднение – причина – цель.

ЗАТРУДНЕНИЕ

Целеопределение через

проблемную ситуацию

Каждый урок должен являться уроком развития речи. Увиденное Анализировать и оценивать. Прослушанное Прочитанное Интересоватья окружающим миром . Выражать результаты анализа в форме устного или письменного высказывания. Думать, рассуждать 10

Каждый урок должен являться уроком развития речи.

Увиденное

Анализировать

и оценивать.

Прослушанное

Прочитанное

Интересоватья окружающим миром .

Выражать результаты

анализа в форме

устного или письменного

высказывания.

Рекомендации по развитию коммуникативных УУД

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которому вы будете, например, причислять дополнительный балл,.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.


В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

Использование активных и интерактивных методик;

Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Обучающиеся:

- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно -деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность обучающихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы наших педагогов использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Системно - деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся:

- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.

Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. Структура урока в технологии системно деятельностного подхода.

1.Организационный момент.

• У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

В процессе первичного закрепления примеры решаются с

комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Таким образом, системно – деятельностный подход позволяет осуществлять:

развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Читайте также: