Доклад титова президенту 2021

Обновлено: 02.07.2024

Почти 80% российских бизнесменов считают, что не защищены от необоснованного уголовного преследования, и 18% прокуроров с ними согласны. Среди последних 6,6% назвали аресты по экономическим делам неоправданными

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Как бизнес и прокуратура оценивают положение в сфере предпринимательства

78,6% отечественных предпринимателей считают, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования. Того же мнения придерживаются 60,8% адвокатов и юристов и 18,4% прокуроров. Эти данные содержатся в материалах ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте Бориса Титова, который он готовит для Владимира Путина. Выдержки из доклада есть в распоряжении РБК, бизнес-омбудсмен представит главе государства доклад ориентировочно в конце мая.


Титов ссылается на данные, полученные службой специальной связи и информации ФСО в ходе опроса, который проводился в марте 2021 года в 34 субъектах России. В опросе приняли участие 830 респондентов, в том числе 215 предпринимателей и 615 специалистов (250 ученых-юристов и адвокатов и 365 сотрудников прокуратуры).


Социологи ФСО также спросили респондентов-экспертов об обоснованности избрания меры пресечения в виде стражи для обвиняемых по экономическим уголовным делам. 35% прокуроров назвали такие аресты оправданными; с ними согласны только 4,8% юристов и адвокатов. Среди последних 58% респондентов назвали применение стражи по экономическим делам категорически неоправданным, и 6,6% сотрудников прокуратуры с ними согласились. 56,4% прокуроров и 35,6% юристов и адвокатов ответили, что арест по экономическим статьям УК допустим в исключительных случаях.

ФСО проводит закрытые опросы для администрации президента и аппарата правительства. Для бизнес-омбудсмена спецслужба проводит исследования с 2017 года, при этом в докладе от 2021 года впервые отдельно приводятся данные опроса респондентов из прокуратуры.

В 2019 году аналогичный опрос ФСО для Титова показал, что ведение бизнеса в России не считали безопасным 84,4% предпринимателей и 69,2% всех респондентов в общей сложности: предпринимателей и специалистов из числа юристов, адвокатов и прокуроров. В 2020 году о том, что вести бизнес в России опасно, заявили 93,7% предпринимателей и 74,3% всех респондентов.

Аналитики ФСО ежегодно фиксировали рост доли опрошенных, не доверяющих силовым структурам, не считающих правосудие в стране независимым, а антикоррупционную деятельность — эффективной, свидетельствуют данные докладов Титова прошлых лет. В 2021 году респондентам также задавали соответствующие вопросы; полные данные исследования будут представлены после встречи бизнес-омбудсмена с президентом, уточнили РБК в пресс-службе Титова.


Стали ли эффективными поправки об ОПС и спецдекларациях

Весной 2020 года вступили в силу президентские поправки в законодательство, которые не допускают преследования по статье о преступном сообществе (ст. 210 УК) в связи с предпринимательской деятельностью. С апреля 2020 года УК не позволяет квалифицировать как создание ОПС действия владельцев, руководителей или сотрудников бизнес-структур, не основанных специально для совершения преступлений.


37,7% опрошенных ФСО респондентов полагают, что эти поправки на уголовное преследование бизнесменов никак не повлияли. Еще 31% затруднились ответить, а 27,6% отметили положительное влияние. 3,6% опрошенных полагают, что изменения усугубили ситуацию.

В конце 2018 года в УПК появился запрет для силовиков при расследовании экономических уголовных дел совершать действия, которые приведут к остановке легальной деятельности юрлиц или предпринимателей, — например, необоснованно изымать технику и носители информации. Спустя год в ту же статью УПК добавился запрет на изъятие спецдекларации в рамках амнистии капиталов.


Помимо данных ФСО доклад Титова президенту также будет содержать данные из обращений от бизнесменов, поступивших в аппарат уполномоченного. Около 30% из них касаются уголовного преследования предпринимателей, и большинство из них, как и ранее, проходят по статье о мошенничестве (ст. 159 УК), говорится в имеющемся у РБК фрагменте доклада.

Что предлагает бизнес-омбудсмен для исправления ситуации

Титов отмечает необоснованное избрание жестких мер пресечения во время следствия, его обвинительный уклон, а также приостановку дел в отношении предпринимателей, которые уехали за рубеж, в случаях, когда можно расследовать дело в их отсутствие и заочно вынести приговор.

С целью остановить эти негативные тенденции бизнес-омбудсмен предлагает следующее:

Больше острых тем: главное из доклада Титова президенту

В целом доклад включает оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции уполномоченного.

Основные темы обращений к уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей связаны с обжалованием фактов уголовного преследования, проблемами малого и среднего бизнеса, вопросами в сфере земельно-имущественных отношений и кадастра, торговли, строительства и ЖКХ и других.

Внешнеэкономическая стратегия России нуждается в обновлении

Внешнеэкономическая стратегия РФ рассчитана до конца текущего года. Борис Титов указывает сложности, с которыми сталкиваются предприниматели-экспортеры. Это и сложные и дорогие системы сертификации, и недостаточное содействие со стороны российских торговых представительств за рубежом.

Также Титов предлагает тиражировать успешный опыт поддержки экспортеров и предусмотреть такую меру поддержки, как "экспортные гранты".

Стратегия несырьевого роста для стабилизации экономики

Проведение активной стимулирующей политики и реализация стратегии несырьевого роста помогут стабилизации экономики России после кризиса, вызванного пандемией коронавируса и падением цен на нефть, отмечается в докладе.

Титов указывает на то, что Россия столкнулась с двойным ударом по экономике.
«В результате негативных последствий от распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на экономику, падения цен на нефть, а также от отсутствия активной и масштабной стимулирующей политики ожидается, что темпы сокращения ВВП России (-5,5%) окажутся больше, чем среднемировой показатель (-3 %)", - отметил бизнес-омбудсмен.

Незаконное предпринимательство и частичная декриминализация статьи

Борис Титов предложил частично декриминализировать статью за незаконное предпринимательство.

В докладе нашло отражение общее число обращений в адрес уполномоченного от представителей бизнеса в связи с неправомерным возбуждением уголовных дел. Таких обращений более 60%. 32% обращений были связаны с уголовным преследованием.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину доклад о результатах своей деятельности в 2020 году. Отдельное внимание в ходе рабочей встречи уделено мерам поддержки бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции.

С Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

На встрече с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.

В.Путин: Борис Юрьевич, Вы прямо как заправский бюрократ, столько бумаг принесли.

Б.Титов Титов Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей : К сожалению, проблем пока много, поэтому и доклад большой.

В.Путин: Я знаю, что Вы пришли как раз с докладом о том, что сделано за прошедший год Вами как главным защитником интересов прав предпринимателей. Я обязательно всё это посмотрю и попрошу Вас всё прокомментировать.

Но попросил бы вначале просто дать Вашу оценку того, насколько эффективны были меры по поддержке бизнеса, предпринимательства за прошедший непростой пандемийный период.

Б.Титов: Знаете, очень взвешенные были. Честно говоря, мы вначале немножко кряхтели, немножко нам не всё нравилось, но на самом деле по тому результату, который есть, мы видим, что меры были взвешенные, меры были эффективные, меры были вовремя.

Главная мера, которая, наверное, сработала больше всех, что всё-таки очень осторожно относились к закрытию бизнеса: то есть на первом этапе это было необходимо, но на втором этапе, конечно, осень прошла без полных закрытий, и это, конечно, больше всего помогло бизнесу.

При этом я должен сказать, что мы немножко, может быть, рано успокоились, мы видим сейчас опять обострение ситуации. Но дело в том, что III–IV кварталы [2020 года] были очень успешными, потому что мы практически восстановили малый, средний бизнес, крупный вообще меньше терял (производственный, промышленный бизнес).

Но I квартал [2021 года], к сожалению, оказался не таким хорошим. Мы делаем со Сбербанком специальный индекс развития малого бизнеса. К сожалению, он показал, что выручка малых предприятий снизилась на 19 процентов, то есть, понимаете, волна догоняла бизнес в I квартале.

В.Путин: Почему?

Б.Титов: Был отложенный спрос, III–IV квартал дал такую серьёзную прибавку к реализации, к выручке малого бизнеса. I квартал стал уже более взвешенным, люди уже стали выходить к нормальной жизни, оценивать свои возможности лучше, больше экономить, и поэтому, к сожалению, I квартал оказался не таким хорошим. Говорят, что сейчас лучше, но пока ещё данных у нас нет.

Мы делаем мониторинг, большие мониторинги на COVID мы делали практически каждые две недели, с большими выборками – опросы предпринимателей. Последний, который был, показал, что у нас спрос снизился, ещё не почувствовали увеличения спроса 65,8 процента бизнеса. То есть пока ещё всё-таки надо быть начеку.

Конечно, в этой связи, с учётом этих осложнений, что, не дай бог, будут вынуждены какие-то вводить ограничения власти, хотелось бы, чтобы были продуманы всё-таки ещё меры. Очень эффективная мера была – это двухпроцентный кредит под сохранение занятости рабочих мест. Он больше всех был востребован, не одна сотня миллиардов рублей была бизнесу предоставлена в качестве кредитов. Наибольшая часть не была возвращена, потому что предприятия сохранили занятость, и с них была снята обязанность возврата этих денег.

Хотелось бы думать, что если вдруг будут какие-то сложности сейчас опять, чтобы продлить эту меру или сделать второй этап – эту меру реализовать.

Но кроме этого, конечно, у нас есть ещё целый ряд предложений по каким-то новым мерам поддержки бизнеса. Это связано и с кадастровой стоимостью, связано с вопросами…

В.Путин: Изначально эта мера была спорная.

Б.Титов: Большая проблема, да. Но мы хотели, чтобы её зафиксировали на уровне 2019 года, потом было решение на уровне 2020 года зафиксировать, но потом так и не состоялось это решение.

В.Путин: Надо прорабатывать это с нашими крупными городами. Это актуально прежде всего для крупных мегаполисов и их доходов.

Б.Титов: Конечно.Это их доходы.

Но кроме этого одна мера работала очень удачно. Мы уже с Вами говорили на эту тему – это социальные взносы. Когда была принята первая мера, чтобы малому и среднему бизнесу снизили до 15 процентов сверх базы, то результат был. Честно говоря, мы даже сами такого не ожидали, мы увидели, что доходы Пенсионного фонда выросли больше чем на два процента, мы в два раза снизили ставку, а доходы выросли больше чем на два процента.

В.Путин: Она стала более экономически обоснованной, вот и всё.

Б.Титов: Так надо дальше продолжать. Значит, она экономически обоснована: НДФЛ больше шести процентов вырос по доходам бюджета, то есть бизнесу стало выгодно платить в белую, никакие серые схемы…

В.Путин: Никому не нужны.

Б.Титов: И поэтому мы предлагаем сейчас – давайте продолжать. Во-первых, можно на всю зарплату распространять, убрать минимальную заработную плату как базу до вычета. Ну, а дальше смотреть, может быть, в дальнейшем смотреть и на другие виды бизнеса.

В.Путин: Правительство работает сейчас над этим, мне докладывают.

Б.Титов: Это одна из тех мер, которая очень сильно сдерживает развитие, потому что очень большие налоги у нас на заработную плату – 30 процентов.

В.Путин: Особенно для высокотехнологичных компаний – это основное.

Б.Титов: Конечно, ещё мы хотели бы об одном [решении] поговорить, хотя, честно говоря, у нас год был в одном очень хороший, – 2020 год имеется в виду, – в том, что количество проверок снизилось в три раза. Это, конечно, связано было с тем, что пандемия…

В.Путин: С желанием сохранить предприятия, рабочие коллективы.

Б.Титов: Да, и я хотел об этом сказать, потому что государство приняло решение о том, чтобы продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, и это сработало. Поэтому в нашем докладе просим до 2022 года [продлить], потому что, к сожалению, всё-таки мы видим, что, во-первых, пандемия нас не отпускает.

И главный, наверное, вывод, который можно сделать из того, что количество проверок снизилось резко…

В.Путин: Хуже не стало.

В своем докладе, который уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей представит президенту в ближайшее время, отмечаются сохраняющиеся проблемы в отношениях бизнеса с контрольно-надзорными органами, передает его пресс-служба

МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил обращение лидеру государства Владимиру Путину, в котором предложил продлить мораторий на проверки малых и средних предприятий (МСП) до конца 2022 года. Об этом сообщили в понедельник ТАСС в пресс-службе бизнес-омбудсмена.

Кафе Москвы станут

Мораторий на плановые проверки МСП введен в качестве одной из мер поддержки бизнеса в период пандемии коронавируса в 2020 году. Запрет, который действует до 31 декабря 2021 года, не касается внеплановых проверок, которые проводятся по причине возможного нанесения вреда здоровью, угрозы жизни, возникновения ЧП.

"Бизнес-омбудсмен предложил президенту РФ продлить для малых и средних предприятий мораторий на ряд контрольно-надзорных мероприятий (прежде всего выездных проверок, инспекционных визитов и рейдовых осмотров) до конца 2022 года. Принцип прежний: плановые проверки не проводятся, внеплановые - только в случае угроз жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ограничения для профилактических мероприятий предложено не устанавливать", - сказали в пресс-службе.

Титов в своем обращении указал, что 1 июля 2021 года вступает в силу новый закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ, который устанавливает новые принципы контроля и новые виды контрольных мероприятий, например инспекционный визит. Между тем, по мнению бизнес-омбудсмена, правоприменительная практика по нормам нового закона "еще как минимум год не будет сформирована". Он отметил, что "новые положения, определяющие возможные виды контрольных мероприятий и критерии отнесения объектов к категориям риска, только разрабатываются".

Проблемы контроля и надзора

По данным пресс-службы, в своем ежегодном докладе, который Титов представит президенту РФ в ближайшее время, отмечаются сохраняющиеся проблемы в отношениях бизнеса с контрольно-надзорными органами.

Переход бизнеса на российский софт.

"Суммы штрафов несоразмерны нарушениям. Количество "предпринимательских" статей в КоАП об административных правонарушениях столь велико, что предприниматель не может контролировать все виды нарушений. Предприниматель не понимает, что от него требуют, часто узнает о требовании в момент получения штрафа. Требования не аккумулированы по отраслям, нет единого источника знаний о требованиях. Документы о требованиях не переведены на язык бизнеса. KPI надзорных ведомств не направлены на предотвращение инцидентов и безопасную среду", - указал в материалах доклада Титов.

Для решения проблем уполномоченный предложил ввести новые принципы государственного контроля. В частности, предусмотреть вынесение предупреждения в качестве "безальтернативной санкции за впервые выявленное в ходе проверки субъектов МСП нарушение в случае, если оно не привело к причинению вреда жизни и здоровью людей", "распространить предупреждения на нарушения в налоговой сфере, если действия не умышленны и допущены впервые".

Помимо этого, он рекомендовал разрешить накладывать штраф, только если административное производство открыто в ходе контрольно-надзорного мероприятия, проводимого по согласованию с прокуратурой, а также исключить одновременное административное наказание организации и ее должностного лица.

"Наконец, предложено внедрить при поддержке государства систему финансового страхования субъектов предпринимательства от неправомерных действий (бездействия) контрольно-надзорных органов. Речь идет о добровольном страховании бизнеса при одновременном софинансировании взносов со стороны государства. В случае судебного подтверждения факта нарушения со стороны контрольного органа страховая компания должна будет выплатить предприятию компенсацию, а затем взыскивать понесенный ущерб с госоргана и его должностных лиц", - отметили в пресс-службе.


К началу 2021 года в 12 субъектах России на цели строительства не выдано ни одного кредита, в 36 регионах выдано меньше 10 кредитов.

Из-за недостаточности собственных средств максимальный объем ввода жилой недвижимости в формате многоквартирных домов будет ограничен 30 млн. кв. м в год. При минимальном плане в 80 млн кв. м, подсчитали в аппарате бизнес-омбудсмена.

Приемлемыми темпами строительство идет только в городах-миллионниках.

Во многих регионах невозможно выполнить требования банков о вложении застройщиком собственных средств в размере 15% от общего бюджета проекта. В Москве и других крупных городах с высокой стоимостью земли выполнить эти требования возможно, отмечается в исследовании Титова. Однако в регионах стоимость земли зачастую не превышает 5% от бюджета, остальные 10% необходимо подтвердить выполненными работами, причем в короткие сроки — в течение трех месяцев, что в ряде случаев сделать не представляется возможным.

Больше всего проблем у застройщиков из числа тех, кто считается малым и средним бизнесом. В малых городах строительство жилого дома имеет маржинальность до 15%.

Два года бумажки собирать

Среди проблем строительства также называется отсутствие ограничений по количеству запрашиваемых банками документов, а требования к документации могут постоянно меняться даже в рамках одного проекта. Запрашиваются документы, уже имеющиеся в Единой информсистеме жилищного строительства.

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс содержит исчерпывающий перечень документов (ст. 51) необходимых для получения разрешения на строительство, на подготовку этих документов предприниматели тратят в среднем до двух лет. При этом перечень документов не зависит от размеров объекта, его площади, этажности, а многие позиции являются явно избыточными, отмечается в материалах к докладу.

Обращает Титов внимание и на то, что в соответствии с действующей моделью ставка по проектному финансированию является плавающей, поскольку привязана к фактической скорости реализации стройобъекта. То есть предприниматели не могут прогнозировать рентабельность своих проектов.

Даже добросовестные застройщики не имеют ресурсов для развития перспективных проектов (покупка земли, оформление проектной документации и т.д.). Это не позволяет делать новый финансовый механизм эскроу-счетов, при котором застройщик не имеет права на возврат собственных средств, внесенных в проект, до завершения строительства объекта.

В 2021 году правительство планирует ввести 80-82 млн кв. метров, в 2022-м — столько же, в 2023 году — 85 млн, в 2024-м — 90 млн кв. м.

Новые правовые правила и стандарты в сфере строительства накладывают на девелопера обязательства и требования, которые не все строительные компании могут выполнить, считает старший преподаватель кафедры менеджмента недвижимости факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Кирилл Сиволапов.

Он считает, что основное препятствие и риск для развития бизнеса застройщиков — это все-таки не изъяны законодательства, а доходы населения.

Зато новации, вступившие в силу в строительной отрасли, снижают риски для потребителей попасть на долгострой. Возможно, не все риски снижаются, но проектное финансирование в принципе обеспечивает достройку объекта и ввод его в эксплуатацию, заключил эксперт.

Читайте также: