Главный путь к здоровью спорт доклад

Обновлено: 05.07.2024

Влияние занятий спортом на здоровье неоспоримо: это видно и на примере многих тысяч спортсменов, и в сотнях научных исследований. В сущности, это влияние мало кто отрицает. Но некоторые уверены, что успех спортивных занятий зависит от генетики, а польза для здоровья сомнительна, что якобы подтверждают многочисленные примеры болеющих спортсменов, ушедших из большого спорта. В то же время медицинская наука достаточно хорошо изучила влияние спорта на физическое здоровье: например, методы лечебной физкультуры широко и успешно применяются для реабилитации самых разных категорий людей – от восстановления после серьезных операций и лечебных процедур до укрепления здоровья пожилых людей с хроническими заболеваниями. И сейчас мы подробно рассмотрим, какое воздействие оказывают спортивные тренировки на состояние различных систем организма.

Как спорт влияет на сердце и сосуды

Любые физические нагрузки оказывают влияние на сердечно-сосудистую систему. Это влияние бывает и положительным, и отрицательным. Рассматривая, как спорт влияет на сердце, необходимо понимать, что негативные последствия возможны в том случае, если нетренированный человек внезапно начинает заниматься спортом очень интенсивно, и нагрузки превышают возможности организма. В результате могут начаться такие проблемы со здоровьем, как аритмия, кардиомиопатия и гипотония. Умеренные тренировки, напротив, улучшат работу сердечно-сосудистой системы.

Аэробные тренировки (ходьба, бег, велопрогулки, плавание и т.п.) даже называются кардиотренировками по той причине, что нагружают прежде всего сердце. Причем их популярность объясняется отчасти тем, что нагрузку в них очень легко дозировать интенсивностью движений и продолжительностью занятий. Любой, кто занимался такими тренировками, мог заметить, что с течением времени организм привыкает и все лучше воспринимает кардионагрузку.

Поэтому важно грамотно подобрать подходящие занятия и их интенсивность. Если у вас есть какие-то хронические заболевания или другие проблемы со здоровьем, то важно предварительно посоветоваться с врачом. Заниматься первое время лучше под контролем опытного инструктора. Старайтесь проводить свободное время активно – больше гуляйте летом, катайтесь на лыжах или коньках зимой, ходите в походы.

Гормоны при занятии спортом

Гормональным фоном называют соотношение гормонов в организме. Когда он колеблется, вес может резко увеличиться или напротив уменьшиться. Если все в порядке, то человек чувствует себя бодрым и уверенным, с позитивом смотрит в будущее даже в непростые моменты. Гормоны и спорт теснейшим образом связаны: спортивные нагрузки стимулируют работу сердца и нервной системы, разгоняют обмен веществ, который требует увеличения выработки гормонов, регулирующих обменные процессы и стимулирует их секрецию.

При регулярных занятиях спортом вырабатываются такие гормоны как:

  1. Тироксин. Во время интенсивных тренировок его уровень увеличивается в 3 раза, улучшается обмен веществ, а калории сжигаются быстрее.
  2. Эстрадиол. Позитивно влияет на процесс жиросжигания в женском организме. От него также зависит упругость кожи.
  3. Тестостерон. Оказывает влияние как на тонус мышц, так и на их объем.
  4. Эндорфины. При грамотно подобранных физических нагрузках гормоны, которые отвечают за испытываемые позитивные эмоции и общую выносливость организма, могут повыситься даже в 5 раз.
  5. Адреналин. Серьезное влияние оказывает на мышцы, влияет на обмен глюкозы.

Спорт и нервная система

Столь же очевидно и влияние спорта на нервную систему. Умеренная физическая нагрузка улучшает работу центральной нервной системы. Активизируется кровообращение, увеличивается насыщение крови кислородом. Во время занятий спортом происходит формирование новых связей между нейронами. Спорт укрепляет нервную систему, улучшая нервно-мышечную координацию, определяющая точность и скорость движений. Постепенно происходит отработка каждого движения, даже те, которые изначально давались с трудом, спустя время получаются уже легко и непринужденно. При этом чем более сложные движения приходится совершать, тем более активно включается в работу мозг, успешно сопротивляясь процессам старения и воздействию неблагоприятных факторов.

В некоторых случаях для повышения эффективности занятий приходится применять в спорте стимуляторы, действующие на нервную систему. Это прежде всего кофеин – в небольших дозах совершенно безопасный для здорового человека натуральный стимулятор. Он повышает бодрость, улучшает память и координацию, способствует лучшей концентрации, дает ощущение притока энергии. В некоторой степени небольшим стимулирующим эффектом обладают такие вещества как ацетил-Л-карнитин, экстракты родиолы и лимонника, омега-3. Стимуляторы следует применять очень умеренно, чтобы не происходило перенапряжение и перегрузка нервной и сердечнососудистой систем, а также чтобы исключить эффект привыкания.

Спорт для суставов и связок

Даже простая двадцатиминутная зарядка может значительно улучшить состояние, укрепив аппарат связок и улучшив их подвижность. Главное – выполнять ее постоянно, а не от случая к случаю. Благоприятное воздействие на суставы и сухожилия важно как в молодости, чтобы сохранить работоспособность опорно-двигательного аппарата, так и в пожилом возрасте, чтобы успешно противостоять возрастным заболеваниям.

Спортивные тренировки повышают гибкость суставов и связочного аппарата. Ускорение обменных процессов стимулирует и процессы регенерации и повышения упругости хрящевой ткани. Важно только не перегружать суставы большими отягощениями и ударными нагрузками. А также давать им время для восстановления после тренировок. Очень хорошо себя показывают также спортивные добавки с глюкозамином, хондроитином и коллагеном, ускоряя регенерацию суставов.

Насколько важно укрепление мышечной системы для здоровья

Регулярные занятия в зале или дома для основных групп мышц сделают их более крепкими, приведя в тонус, постепенно увеличится выносливость. Многие проблемы со здоровьем могут быть связаны с ними. Например, люди с дряблыми мышцами спины часто страдают от болей в пояснице, а их осанку хорошей назвать трудно. Слабость мышечной системы может привести к травме, когда вдруг потребуется что-то поднять или перенести. Объемная мышечная масса требует больших энергетических затрат на свое поддержание, что помогает лучше бороться с возрастным накоплением лишней жировой прослойки.

Негативное влияние спорта на здоровье человека

Влияет ли спорт на здоровье только в положительную сторону? Среди нас есть много людей, убежденных, что спорт не слишком помогает, что все дело во врожденном крепком здоровье, а спортсмены очень часто молодыми уходят на пенсию и страдают от тяжелых заболеваний. Так ли это?

Отрицательное влияние спорта на здоровье человека вполне возможно. Более того, действительно есть много примеров того, как спорт приводит к различным проблемам со здоровьем, или обостряет их. Однако дело здесь не в самом спорте, а в неправильном подходе к нему. Нанести ущерб здоровью спорт может в трех случаях:

  • в ситуации случайной травмы – от этого никто не застрахован, а лечиться после травм иногда приходится очень долго,
  • при неправильном режиме тренировок, игнорировании требований спортивных врачей, нежелании мириться с наличием каких-либо проблем со здоровьем и подстраивать спортивные занятия под свой уровень здоровья и подготовленности,
  • наконец, при упорном стремлении, не считаясь ни с какими жертвами, добиться крупных успехов в большом спорте, работа на износ и злоупотребление стимуляторами, и вообще фармакологической поддержкой.

Иными словами в основе всех трех случаев лежит человеческий фактор. Занятия спортом дают всем системам человеческого тела нагрузку. При умеренном уровне тяжести, соответствующем индивидуальным условиям и возможностям, эта нагрузка благотворна для организма – она помогает держать себя в тонусе, улучшить фигуру, сбросить избыточный вес, нарастить мускулатуру, укрепить связки и суставы, усилить стабильность психики. Но при избыточной нагрузке, при недостаточном отдыхе, при стремлении выжать из организма максимум, при нежелании признавать наличие проблем со здоровьем – организм может не выдержать заданный темп и уровень.

Поэтому спортом надо заниматься обдуманно и разумно, ответственно относясь к советам тренера при постановке техники упражнений, внимательно прислушиваясь к советам врачей относительно влияния спортивных тренировок на состояние здоровья при диагностированни тех или иных проблем, стараясь не добиваться рекордов любой ценой, а укрепить здоровье. Необходимо относиться к спорту не как к конвейеру рекордов, а как к практике, позволяющей добиться контроля над своим телом и гармонии со своей душой.

Спорт как состояние тела и души

Все стремятся успеть в жизни как можно больше, достичь поставленных целей, но не все достигают и успевают. Ритм жизни все убыстряется, а сил, чтобы переделать все необходимые дела, не прибавляется. Несмотря на то, что мы живем в среднем намного более обеспеченно, чем наши предки еще 100 лет назад, но вряд ли чувствуем себя счастливее. Повышение качества жизни приносит с собой и такие проблемы как рост числа людей с избыточным весом, увеличение количества сердечнососудистых заболеваний, психологические проблемы. Как же с этим справляться?

Как говорят ученые, причина – в плохом умении распоряжаться теми благами, которые у нас есть. Низкая самодисциплина, ослабление воли к сопротивлению, нежелание напрягаться для достижения поставленных целей. Один из способов устранить эти неблагоприятные факторы – это спорт и активный образ жизни.

Физическая активность – основная функция живого организма

Многие современные люди считают, что главная специфика человеческой жизни – успех в обществе, в бизнесе, умение общаться, причастность духовным ценностям, способность к познанию. И забывают про обычную физическую активность. А ведь основа человеческой жизни – это биологический фактор, это анатомия и физиология. Конечно же деятельность разума не сводится к нейрофизиологии, но в то же время абсурдно отрицать, что здоровое развитие человеческого организма представляет собой необходимую основу для его психологической и духовной деятельности.

И в этом плане важна истина, установленная биологами и медиками давным-давно. Орган тела, функция которого не востребована, перестает работать в полную силу, деградирует и его ткани атрофируются. Если человек не напрягает мышцы, они не развиваются, а напротив, усыхают и слабеют. Но это полбеды. Настоящая беда в том, что параллельно с этим, в мышечной ткани ухудшается кровообращение, увеличивается количество жировой ткани, ухудшается нервно-мышечная координация, то есть атрофия мыщц сопровождается деградацией нервной системы, сердечнососудистой, опорно-двигательного аппарата, а мозг, хуже снабжаемый кислородом и не получающий стимула в виде нервных импульсов из мышц, тоже начинает хуже работать и падает его способность сопротивляться процессам старения, различным заболеваниям вроде Альцгеймера и т.п.

Отсюда вытекает неизбежный вывод: для того чтобы жить и быть здоровым, организм должен действовать. Биологически обусловлено, что человек должен уметь бегать, прыгать, висеть и подтягиваться, наклоняться, поднимать что-либо, приседать и отжиматься – это простейшие биологические движения, реализующие функции нашего организма. Если они не реализуются – организм слабеет, деградирует и поражается различными заболеваниями.

Спорт – не роскошь, а средство выживания

Речь идет о спорте не как об индустрии развлечений, не как о профессиональной индустрии сверхдостижений, а как о физической культуре. Многие, как вполне традиционные (от бега и велоспорта до командных игр), так и новые (фитнес, воркаут) виды спорта, практикуемые на любительском уровне, вполне способны обеспечить современному человеку с его современными проблемами нормальную здоровую жизнь.

1. Спортивные игры, занятия и тренировки поддерживают нормальную функциональность тела и обеспечивают его гармоничное развитие, полноценное функционирование всех систем и органов, что избавляет от застоя крови в отдельных частях тела, избытка жира, перегружающего суставы, связки и сердечнососудистую систему, улучшает нервно-мышечную координацию и позволяет всем системам работать в полную силу, активизируя не только свои прямые функции, но и регенерацию, рост новых вместо поврежденных тканей.

2. Систематические занятия спортом обеспечивают более насыщенную эмоциональную жизнь. Они дают возможность выплескивать негатив и испытать широчайшую гамму переживаний, от горечи поражения, радости общения и умиротворения отдыха после тяжелой тренировки до предвкушения схватки и экстаза победы. Во многих случаях спорт позволяет людям пережить такие эмоции (например, триумф и всеобщее ликование), которые могут быть недоступны ему в обычной жизни по целому ряду социальных и психологических причин.

3. Регулярные тренировки закаляют характер и упражняют волю, приучают к дисциплине и учат готовить и приближать победу малыми шагами. Командные игры дают неоценимый опыт сотрудничества, учат подчиняться и управлять, терпеть боль и выкладываться на полную для общей победы. Достижение поставленной цели, будь то хоть наращивание бицепса и кубиков пресса, хоть количество подтягиваний, хоть умение посылать мяч в корзину из любого положения – позволяет почувствовать себя человеком, который на что-то способен, избавиться от ярлыка неудачника, открыть в себе способности к росту.

Все эти преимущества, которые обеспечивают занятия спортом, доступны человеку в любом возрасте. Главное подобрать правильно режим тренировок и нагрузки. Ну а для роста и развития детей, оттачивания навыков социализации спорт просто незаменим.

В здоровом теле – здоровый дух

Эта древняя поговорка помогает понять физкультуру и спорт как путь самосовершенствования, как средство усилить творческие способности. Как уже говорилось, спорт обеспечивает нормальную работу организма, и это бесценно для большинства людей, которым гораздо чаще приходиться сидеть за компьютером, чем двигаться. Здоровая регулярная физическая активность (умеренная, без запредельных нагрузок, конечно) помогает сохранить зрение, здоровье опорно-двигательного аппарата, активность нервной системы и хорошее состояние сердца. Это хорошо и само по себе, и значимо для творческих людей, которым не повредит острота мышления, полнота цветовосприятия, нормальный гормональный фон и хорошее настроение здорового человека.


Рассматривая проблемы современного общества по улучшению качества здоровья, следует обратить внимание на значимость физической культуры, которая призвана формировать, развивать и сохранять индивидуальные и общественные ресурсы.

Глобальной проблемой современности стали такие факторы риска, как:

Ежедневная утренняя гимнастика должна стать для всех людей такой же привычной, как чистка зубов по утрам. Физические упражнен ия по утрам имеют значение для быстрого повышения работоспособности после сна, а также для укрепления и закаливания организма. Зарядка приводит к быстрому тонусу центральной нервной системы, восстановлению высокой физической и умственной работоспособности. Утренние физические упражнения благодаря вовлечению в действие различных мышечных групп способствуют активизации систем кровообращения, дыхания, выделения и терморегуляции. Продолжительность и интенсивность зарядки не должна быть чрезмерной, чтобы не снизить работоспособность.

Говоря о красоте человека, обычно имеется в виду не только его внешний облик и прекрасное лицо, но и способность управлять своим телом, умение красиво двигаться. Основной составляющей привлекательности является прямая осанка, которая достигается только систематическими физическими упражнениями.

Физическая активность имеет огромный потенциал для улучшения психологического благополучия. Даже 10-минутная ходьба улучшает умственную активность, энергию и настроение человека. Физическая культура продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Регулярная физическая активность может повысить самооценку и уменьшить беспокойство. Особенно физические упражнения эффективны при стрессовых ситуациях. Различные исследования показали, что у высокоактивных людей, как правило, более низкие показатели стресса по сравнению с лицами, которые менее активны. Физическая активность снижает риск развития деменции. Людям, у которых уже развилась эта болезнь, физическая активность помогает отложить дальнейшее снижение познавательной активности. Физическая нагрузка является альтернативным методом лечения депрессии, она снижает уровень тревоги у людей с невыраженными симптомами и может быть полезной для лечения клинической тревоги.

Ходьба. Ходьба является наиболее естественным двигательным навыком. Медленная, выполняемая в прогулочном темпе, ходьба не обладает тренирующим и оздоровительным эффектами. Это объясняется тем, что частота сердечных сокращений при медленной ходьбе не превышает сто ударов в минуту. Тренирующим и оздоровительным эффектами обладает ускоренная ходьба. Такая ходьба (со скоростью не ниже 6,5 км/час) широко применяется в занятиях по физической культуре.

Бег. Бег является наиболее простым и доступным средством оздоровительной тренировки. Общее влияние бега на организм связано с благоприятными сдвигами в системах крови, дыхания, сердца и сосудов, в работающих мышцах, повышением иммунитета. Занятия оздоровительным бегом способствуют снятию нервного напряжения, улучшению сна и самочувствия. Успокаивающий эффект бега объясняется выделением в кровь гормонов коры надпочечников – эндорфинов. В результате чего подавляется чувство тревожности, напряжения, боли, голода. Выполнение беговых нагрузок ведет к снижению содержания в крови холестерина. Под влиянием занятий бегом снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца и уменьшает опасность развития инфаркта. Вследствие большого расхода энергии и активизации жирового обмена, бег также является незаменимым средством борьбы с избыточной массой тела.

Лыжный спорт. Ходьба на лыжах по своему оздоровительному эффекту не уступает бегу, так как в работу вовлекаются не только мышцы нижних конечностей, но и верхних, мышцы туловища. Участие в работе всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию двигательного аппарата. Выполнение упражнений на свежем воздухе благоприятно действует на весь организм занимающихся, особенно на центральную нервную систему. Проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость к простудным заболеваниям. Нагрузка на суставы при ходьбе на лыжах меньше, чем при беге.


Плавание. Значительный оздоровительный эффект могут оказать систематические занятия плаванием. Самостоятель но держаться на поверхности воды и перемещаться в нужном направлении важно для любого человека. Плавание благотворно влияет на организм, и особенно на функции дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Вода снижает чувствительность болевых рецепторов, улучшает питание кожи, ее эластичность и цвет. Занятия плаванием оказывают значительный оздоровительный эффект на организм человека и является прекрасным средством снижения избыточной массы тела.

Езда на велосипеде. Езда на велосипеде также может использоваться в оздоровительных целях. Однако, она требует владения двигательными навыками, так как напряжение мышц спины и плечевого пояса вызывает быстрое утомление, и способствует повышению артериального давления.

Двигательная активность человека, физические упражнения, навыки здорового образа жизни являются незаменимым средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и развития личности.

Можно выделить несколько положительных эффектов физических упражнений на психическое здоровье человека:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Проектная работа

Выполнила: Савельева Анастасия

ученица 5 а класса

Руководитель: Бормотов В.В.

учитель физической культуры

Здоровье – это не всё,

но без здоровья всё – ничто.

Здоровье – главная ценность человека. Его невозможно купить. Мы, получая его при рождении, можем лишь беречь и укреплять или наносить непоправимый вред. Жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания в корне, нужно только вести здоровый образ жизни. В последнее время и государство, и общественные организации проводят множество мероприятий, направленных на оздоровление нации. Но здоровье человека зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от него самого. Не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям спорта, туризму.

Моим любимым видом спорта является лыжный спорт. Зимой много времени я провожу, катаясь на лыжах. В своей работе я хочу рассказать о лыжном спорте, его разновидностях и, самое главное, чем он полезен для здоровья.

Актуальность моего исследования состоит в формировании у моих сверстников стремления вести здоровый образ жизни.

Цель работы: изучить, способствуют ли занятия лыжным спортом у креплению здоровья ; провести социологическое исследование для выявления собственного отношения учащихся к спорту.

В соответствии с целью в моей работе ставились следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Провести социологический опрос учащихся школы;

Обобщить результаты проделанной работы в выводах и рекомендациях.

В работе использовал теоретические, поисковые, частично-исследовательские методы, анкетирование.

2.1. История возникновения лыжного спорта

Во второй половине 19 в. в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 года в Москве состоялось торжественное открытие организации – Московский клуб лыжников. Эту официальную дату принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране.[3]

3.Лыжные виды спорта

Биатлон - олимпийский зимний вид спорта, который заключается в перемещении на лыжах при помощи конькобежного стиля и стрельбе из мелкокалиберной винтовки.

Первые состязания по передвижению на лыжах со стрельбой проводились в 1767г. в Норвегии. Несмотря ранее зарождение, биатлон не получил распространения. День рождения биатлона был официально объявлен 2 марта 1958г. на первом чемпионате мира в Австрии. [2]

3.2. Горнолыжный спорт

3.3. Лыжное двоеборье

Лыжное двоеборье — олимпийский вид спорта. Другое название — северная комбинация.

Включает в себя следующие дисциплины: прыжки с 90-метрового трамплина (2 попытки, очки за попытки суммируются) и лыжная гонка на 15 км свободным стилем. Для каждой из этих дисциплин действуют общие правила с незначительными дополнениями.

Стартовая позиция участников во второй день соревнований на лыжной трассе определяется местом, занятым в предыдущий день в прыжках с трамплина. Первым уходит на дистанцию победитель, остальным за каждое очко отставания на трамплине начисляется по 5 секунд.

Кроме основного вида, существуют спринт (один прыжок и гонка на 7,5 км) и эстафета (по два прыжка каждого участника и гонка 4×5 км). В последние годы традиционная программа лыжного двоеборья претерпела существенные изменения. [2]

3.4. Лыжные гонки

Лыжные гонки — гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе среди лиц определённой категории (возрастной, половой и т. д.). Относятся к циклическим видам спорта . Олимпийский вид спорта с 1924 года.

Впервые состязания в лыжном беге на скорость состоялись в Норвегии в 1767 году . Затем примеру норвежцев следовали шведы и финны , позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе . В конце 19 — начале 20 вв. во многих странах появились национальные лыжные клубы . В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта . В 2000 г организация насчитывала 98 национальных федераций.

Основные виды лыжных гонок:

Соревнования с раздельным стартом

Соревнования с общим стартом

Командный спринт [2]

Социологические исследования

Социологическое исследование мне нужно было для того, чтобы выяснить, отношение к спорту моих сверстников и какими видами спорта хотели бы заниматься или уже занимаются учащиеся нашей школы.

Я составила две анкеты и опросила по ней 23 человека, учащихся 5- 6 классов.

В первой анкете я указала 5 вопросов и попросила участников анкетирования написать рядом с каждым вопросом ответ.

Отношение школьников к спорту

Занимаетесь ли вы в спортивных секциях (кружках)?

Если да, то в каких?

Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно?

Вам нравится ходить на уроки физической культуры?

Для чего вы занимаетесь спортом?

чтобы укреплять здоровье

чтобы побеждать соперников

чтобы быть сильнее

чтобы стать известными спортсменами

Вторая анкета состояла из одного вопроса. Результаты сведены в таблицу (таблица 2).

Какой вид спорта предпочитают выбирать школьники.

Причем 8 человек выбрали один вид спорта, 4 человека – два вида, 11 человек – более двух видов. Анкетирование показало, что ребята занимаются спортом, посещают школьную секцию, с удовольствием занимаются на уроках физкультуры, но зарядку регулярно не делают (таблица 1).

О пользе лыжного спорта

Лыжные прогулки оказывают оздоровительное воздействие и очень полезны для здоровья. Они улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем, благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат.

Во время прогулки активируются обменные процессы, увеличивается количество кислорода, которое поглощает организм, лыжная прогулка поможет избавиться от лишнего веса, чистый воздух помогают расслабиться, получить заряд бодрости и отдохнуть. Лыжный спорт принадлежит к числу физических упражнений, способствующих общему физическому развитию и физической выносливости. При ходьбе на лыжах в работу вовлекается большое число мышечных групп всего тела. Заниматься лыжами можно без возрастных ограничений.[1]

Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.

Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость. И тот факт, что после даже небольшой пробежки самочувствие значительно улучшается, доказан неоднократно.

В результате своих исследований я выяснила:

- большинство учащихся нашей школы занимаются спортом;

- посещают школьную секцию;

- многие хотели бы заниматься каким-то видом спорта профессионально.

Поэтому, исходя из условий жизни, возможностей, стоит задуматься и начать заниматься лыжами, хотя бы на любительском уровне. Ведь лыжный спорт - это здоровье.

Список литературы

Школьная энциклопедия 20 в.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.682с

Школьная энциклопедия История древнего мира. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.523с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье - это физические и духовные качества человека, которые являются основой его долголетия. Что же помогает людям поддерживать эти качества в хорошем состоянии?

В нашей жизни каждому надо глубоко задуматься, как сохранить здоровье и не потерять. Укреплять своё здоровье, закалять себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть всегда жизнерадостным и делать добро окружающим.

Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Будет здоровым тело - будет здоровый дух! Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения. Занятия спортом приносят радость и удовольствие. Человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект!

Также спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей

Я считаю, что эта тема актуальна, потому что современный человек мало двигается, т.к. его труд на производстве заменяется специальной техникой, развиваются средства транспорта, а телевидение и компьютеры не желают отпускать от своего экрана. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, а, значит, к болезням.

Целью моей работы стало изучение влияния спорта на здоровье человека. Для достижения цели я поставил перед собой задачи:

- выяснить, действительно ли здоровье и спорт тесно связаны друг с другом;

- проанализировать анкеты одноклассников;

- посетить ДЮСШ г. Смоленска и рассмотреть возможности занятия спортом, которые предоставляют детям;

Гипотеза: чтобы быть здоровым, сильным, крепким, каждый должен заниматься спортом: посещать тренировки, работать над собой, быть ответственным и дисциплинированным

Цели исследования я постараюсь достичь путём изучения специальной литературы, а также благодаря беседе с одноклассниками, спортивными работниками ДЮСШ, врачами ЦРБ.

Методы исследования:

- работа с документальными источниками;

- систематизация собственного опыта;

- анкетирование, проведение опроса;

1.1 Самый главный враг здоровья

Из беседы с педиатрами ЦРБ г. Ржева главный враг здоровья носит название гиподинамия, то есть малоподвижность как образ жизни. При гиподинамии вещество костной ткани делается рыхлым, костные перегородки редеют и истончаются. Естественные шероховатости костей, которые помогают поддерживать мускулатуру, исчезают, зато хрящи становятся шершавыми, в результате чего последние начинают скрипеть и хрустеть!

Движения от этого становятся с каждым днем все более неловкими, вялыми, скованными. Работа и подвижный отдых даются с трудом. Любые напряжения вызывают боль, повышается риск деформации скелета или растяжения мышц. Бороться с последствиями малоподвижности и предупреждать их помогает оздоровительная гимнастика и спорт.

К сожалению, статистика последнего времени свидетельствует:

1-е место заболеваний школьников занимают - заболевания опорно-двигательного аппарата.

2-е место - органов пищеварения.

3-е место - глаз.

4-е место - дыхательной системы.

5-е место - обмена веществ.

По данным последней детской диспансеризации:

34% детей практически здоровы.

50% - имеют риск развития в скором будущем различных заболеваний.

16% - уже имеют хронические болезни.

Глава II. В здоровом теле - здоровый дух.

2.1 История развития спортивных соревнований

Люди давно поняли, как необходимо быть здоровыми и сильными. В древности им приходилось взбираться на деревья, преодо­левать глубокие овраги и расщелины, пере­плывать реки, выслеживать и преследовать зверей. Чтобы легче было охотиться, люди создали лодки и вёсла, лук со стрелами и копья. Они с детства учились выносливости, быстрому бегу и умелому плаванию.

Прошли века - самые сильные и зака­лённые люди стали состязаться между собой в беге, стрельбе из лука, плавании, гребле и верховой езде. За их соперничеством с интересом наблюдали зрители. Так появились спортивные соревнования. Сила и ловкость, выносливость и воля людей и сейчас вызы­вают у нас восхищение.

2.2 Когда и каким видом спорта нужно заниматься?

Из беседы со своим тренером Торосян Ольги Агасиевны, я узнал, что каждый вид спорта направлен на развитие определённых умений, но занятие любым из них одинаково полезно для здоровья.

1.Плавание

Плавание самый распространенный и полезный вид спорта. Врачи рекомендуют обучать детей плаванию прямо с рождения. Начинать обучение можно уже с 2–3-х недельного возраста (но не позднее 3 месяцев). Занятия плаванием укрепляют нервную систему и помогают правильному формированию костно-мышечной системы, улучшают дыхание и кровообращение. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки, близорукостью, сахарным диабетом, гастритом, ожирением, легкой формой бронхиальной астмы. Плавание поможет избавиться от частых простудных заболеваний, стать сильным и выносливым.

2. Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис

В футболе развиваются мышцы ног и тазового пояса, воспитываются волевые качества.

В баскетболе совершенствуется работа зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов, повышаются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается координация движений.

В волейболе развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка. В хоккее укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Рекомендуются при заболеваниях обмена веществ, остеохондрозе в начальных стадиях.

Теннис развивает координацию, улучшает дыхательную систему, полезен при остеохондрозе и заболеваниях обмена веществ.

3. Лыжный спорт, фигурное катание, хоккей

Ходьба на лыжах и катание на коньках полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают работоспособность и выносливость. Лыжи и коньки особенно рекомендованы детям со сколиозом. При наличии плоскостопия рекомендованы лыжи.

5. Гимнастика

Поможет приобрести гибкость, ловкость, осанку, умение двигаться плавно и грациозно, способствует исчезновению плоскостопия. Повышает самооценку и формирует спортивный характер .

6. Са́мбо — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Является одним из видов борьбы в одежде.

Самбо подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое.

6.1 Спортивное самбо

Спортивное самбо — вид борьбы с большим арсеналом болевых приёмов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере.

6.2 Боевое самбо

Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приёмов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.

Дети, занимающиеся этим видом спорта, в первые полгода значительно реже болеют простудными заболеваниями. Так как занятия проводятся босиком, дети естественным образом закаливаются и получают массаж биологически активных точек, в большом количестве расположенных на подошвах ног.

Если мы будем заниматься одним из этих видов спорта (по желанию), то мальчика научат постоять за себя, когда это необходимо, приучат к дисциплине, он станет сильнее и здоровее, девочка же станет пластичней и у нее однозначно повысится иммунитет. Спорт принесет
пользу не только здоровью физическому, но еще и психическому, моральному, эмоциональному состоянию ребенка.

Глава III. Исследовательская работа.

3.1 Этапы моей работы

И, по моему мнению, спорт - дело каждого. Человек самостоятельно выбирает, какой вид спорта ему по душе, в какую секцию ему записаться и… уделять ли внимание спорту вообще. Что же касается меня, я считаю, что спорт - это необходимая часть каждого из нас.

Спорт - это то, что приносит радость и удовольствие (если человек занимается им добровольно). Также спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Я люблю заниматься спортом. Больше всего мне по душе вольная борьба и лыжи.

В зимнее время очень люблю кататься на лыжах и занимаюсь футболом и вольной борьбой. Часто мы с мамой ходим на лыжах в Рядовку. Там так красиво!

И как приятно на душе, сколько бодрости и радости! Именно папа привёл у меня любовь к это вольной борьбе и футболу. Чтобы добиться успеха и побед, мы стараемся не пропускать ни одного выходного дня. Папа всегда говорит, что мы добиваемся побед благодаря нашим стараниям, ведь сколько надо над собой работать, чтобы был виден успех. Результатом наших тренировок стали победные места по вольной борьбе и по футболу.

3.2. Закаляю своё тело с пользой для дела

Для осуществления своей цели, в первую очередь, я составил памятку здорового человека и стараюсь придерживаться этого:

– ежедневно делать зарядку;

– планировать свой день;

– вовремя ложиться спать;

– следить за личной гигиеной;

– быть чистым и опрятным;

– хорошо говорить и думать о людях;

– радоваться своим успехам и успехам других людей.

В выходные дни режим дня изменяется: больше свободного времени на отдых, поездки, кино, увлечения и т. д. Еще он может меняться из-за каких-то неотложных дел.

3.3. Результаты опроса

Из диаграмм видно, что учащиеся, которые занимаются спортом, развивают в себе не только физические, но и психические качества. Среди физических качеств большинство ребят назвали быстроту, силу, ловкость, выносливость, а среди психических - настойчивость, волю и решительность.

Также опрос показал, что из 19 детей утреннюю гимнастику делают только 5, посещают спортивные секции - 3 человека. Остальные ребята ответили, что им некогда заниматься спортом, так как они часто болеют. Из этого можно сделать вывод, что ученики, не занимающиеся спортом, чаще болеют и пропускают уроки.

3.3. Путь к победе. Результат

Для чего я занимаюсь спортом? Чтобы укреплять здоровье, чтобы побеждать соперников, чтобы быть сильнее, чтобы быть здоровым! В своей исследовательской работе я доказал, что для того, чтобы добиться успеха, нужна сила. А для того, чтобы была сила, нужно старательно заниматься, что я и делаю на тренировках. Я стал более выносливым, терпеливым. Самое главное - во мне воспиталось чувство ответственности. Я добросовестно и с большим удовольствием посещаю тренировки.

Постепенно они приносят мне неплохие результаты: во-первых, я не болею уже много лет, а во-вторых, завоёвываю призовые места на соревнованиях. Мой учитель мне говорит, что я добился этого благодаря своему старанию. Я и впредь буду работать над собой, чтобы быть спортивным и здоровым. Чтобы не болеть.

Сейчас мне 30 лет и я с гордостью могу сказать, что благодаря тренировке силы воли, я смог изменить свой распорядок дня, принципы питания, регулярность и размер физических нагрузок. За последние годы я добился серьезных результатов. Я значительно поправил свое здоровье, о чем с уверенностью могу сказать, потому что не болел уже долгое время! И теперь хочу поделиться новыми знаниями и умениями со своими учениками.

Моя гипотеза подтвердилась. Для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя работать над собой, закалять себя на выносливость.

Список используемой литературы:

Дадыгин, С.В. Богатыри земли российской. / С.В. Дадыгин.- М.; Изд-во Просвещение, 2005- 64с.

Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни./ Г.И.Куценко – М.; Изд-во Профиздат, 1997- 256с.

Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь./ А.Г. Елисейкин. – М.;Изд-во Просвещение, 1994- 144с.

Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ В.К.Бальсевич- М.; Изд-во Физкультура и спорт, 1999- 144с.

Детский учебный проект

Целью проекта является изучить влияние спортивных занятий на здоровье детей.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить, что такое спорт и историю его развития.

2. Узнать какие бывают виды спорта и провести сравнительный анализ любимых видов спорта.

3. Определить основные составляющие здоровья .

5. Проанализировать влияние спортивных занятий на здоровье детей.

6. Показать путь к здоровому образу жизни на личном примере.

Гипотеза – кто занимается спортом, тот меньше болеет.

В работе использовались методы наблюдения, анализа, синтеза, беседы, опроса и обобщения.

Работа состоит из введения, основной части, включающей два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Раздел 1. Теоретический

Не существует чёткого определения спорта, однозначно отделяющего собственно спорт от других видов досуга, хотя попытки определить границы понятия предпринимались неоднократно.

В итоге все определения имеют один смысл, что спорт представляет собой физическую или интеллектуальную активность, совершаемую с целью соревнования .

История развития спорта насчитывает десятки тысяч лет.


Так, например, аборигены Австралии регулярно тренировали свои навыки стрельбы из лука, что помогало им успешно охотиться. Также они тренировали такие умения, как бег, метание бумеранга. Нечто подобное можно встретить и в других культурах.


Например, индейские племена Америки регулярно тренировались в беге на длинные дистанции, поднятии камней различной тяжести и многом другом.

2

Что же касается спортивных соревнований, то ранние упоминания о таких событиях встречаются в древних рукописях IV-III тысячелетия до н.э. Основные дисциплины, в которых соревновались участники – стрельба из лука, верховая езда, бег на разные дистанции, борьба, фехтование различными видами оружия, игры с мячом.

Также стоит упомянуть о богатом спортивном прошлом Египта. Ученые обнаружили более 400 видов спортивных упражнений, изображенных на стенах Великих пирамид.


Наибольшего расцвета спорт достиг во время существования Древней Греции, где зародились Олимпийские игры.

история олимпийских игр в Древней Греции

Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр.

Имя первого победителя — Корэб. Игры проходили в Олимпии каждые четыре года, отсюда и название Олимпийские.

Как мы видим, с самых древних времен человек стремился быть сильнее, быстрее, выносливее. В те далекие времена эти качества были необходимыми для выживания человека, как вида в дикой природе. С тех же самых пор люди стали регулярно тренировать свои навыки, развивать их и передавать эти знания последующим поколениям.

1.2. Многообразие видов спорта

По приблизительным подсчетам в мире существует больше 200 000 видов спорта. И это еще не предел, потому что они создаются практически ежедневно. В России существует официальный перечень видов спорта, куда внесено 159 записей. Кроме того, каждый вид дробится минимум на 3 подвида, а максимум этого значения доходит до 200. К примеру, автомобильный спорт имеет 104 подвида.

Виды спорта классифицируются по различным основаниям и делятся:

в зависимости от участников:

в зависимости от включения в программу Олимпийских игр:

в зависимости от времени года:

Можно также различать виды спорта в зависимости от наличия предмета состязания, от места проведения, от формы одежды.



Из всего многообразия видов спорта я выбрал самые свои любимые и сравнил их по основным признакам (см. Таблицу 1).

Читайте также: