Доклад театр и дети

Обновлено: 05.07.2024

В современном обществе все более актуализируется проблема воспитания детей и юношества. От решения этой проблемы напрямую зависит перспектива поступательного развития социума, да и жизни на земле в целом.

Одним из путей решения обозначенной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие эмпатии, способствует формированию социально-значимых качеств личности. На деле же, когда наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации, все более возрастает роль системы общего образования.

Время, которое ребенок отдает искусству ограничено, поэтому рационально было бы идти по пути расширения контактов с искусством, посредством интегрирования различных его видов в содержание гуманитарных предметов, в первую очередь, музыки. О дним из способов реализации такого подхода является привлечение детей к театральной деятельности, в условиях учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении или общеобразовательной школе.

Детский театр – это театр для детей, где ставят спектакли для детей и играют тоже дети. С самого начала своего существования такой театр выполнял обучающую, воспитательную и просветительскую функции. Преобладание дидактических задач ничуть не умаляют его роли.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к процессу, к совершенству, и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Искусство как средство воспитания – гарант восприятия мира в целостности, хранитель целостности личности. Эффективное средство повышения общей и гуманитарной культуры.

Театр – синтетический вид искусства, включающий в себя литературу, музыку, хореографию, изобразительное искусство - может наиболее комплексно оказывать влияние на развитие ребенка. Действие на сцене служит художественным воплощением реальной жизни, характеров людей, их стремлений и намерений. Следовательно, сценическое искусство требует особого внимания, чуткости к действиям людей в жизни, учит читать мысли, через интонационные оттенки догадываться об истинном значении сказанного и особенно спетого.

Художественный образ в театре через проживание его в процессе действия служит познанию, учит чуткому пониманию разнообразных психических переживаний, расширению самопознания путем наилучшего понимания личности другого.

Детский театр существенно отличается от профессионального театра, хотя и испытывает его влияние. От взрослого театра детский отличается тем, требует принимать во внимание детскую психологию, возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе занятий с ними.

Другое, важное из отличий – разнонаправленность целей. Цель профессионального театра – так воздействовать на зрителя, используя все возможные эстетические средства, чтобы вызвать в нем отклик, сопере живание. Цель детского театра – развитие самого участника детского театра, его духовных сил, способностей и задатков.

Конечным продуктом профессионального театра является спектакль, о котором судят по силе его эмоционального и интеллектуального воздействия на публику, профессиональному мастерству актеров, создающих образы, режиссерской трактовке замысла, которой подчинены все элементы постановки. Спектакль детского театра условно можно назвать конечным продуктом. В спектакле ценностью является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью.

Профессиональный театр требует высокого актерского мастерства, развитого таланта, владение актерскими техниками для наиболее точного воспроизведения замысла режиссера. В детском театре ребенок, свободный артист от природы, развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей и приобретает жизненно необходимые умения.

Понятие феномена детского театра включает в себя не только отличие от его взрослого и профессионального, но и представление об особенностях, сущности и духе детского театра, где в центре всего творческого процесса стоит развитие самого ребенка как самоценной личности, его вхождение в культуру и самоопределение в ней, задачи самопознания и саморазвития, ценностные ориентации.

Выделение отличий детского театра позволяет определить педагогические условия, соблюдение которых необходимо для того, чтобы детский театр стал источником развития творческих способностей и духовных сил.

Важнейшим педагогическим условием является учет возрастных особенностей детей. Так процесс творческой комбинирующей деятельности обусловлен и подчинен определенным законам своего течения. Психологи указывают на ее медленное развитие из элементарных и простых форм в более сложные, которые на каждой возрастной ступени имеют собственное выражение, свою форму.

Наряду с возрастными особенностями участников коллектива необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка – это значит учитывать социальную среду, в которой он формируется как личность, этап личностного развития, историю становления, особенности характера. Это определит его готовность к самовосприятию и самовыражению, возможности понимания предлагаемого материала.

Важным педагогическим условием в создании воспитательной среды является взаимопроникновение художественного и педагогического (воспитывающего) начала.

В организации деятельности детей используются все возможные формы: совместно-индивидуальная, когда каждый делает часть независимо от остальных; совместно-последовательная; совместно-взаимодействующая, когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Театральная деятельность, приучая детей работать в коллективе, развивает их мышление и фантазию, умение фиксировать внимание на данном объекте (образе, положении, факте, мысли, чувстве, слове). Воспитывает правильную и выразительную речь, ритмичность, координацию действия и слова.

Таким образом, театральная деятельность способствует формированию нравственных качеств, выработке отношения к нормам поведения и закреплению их через эмоциональное переживание на основе тесной связи представлений и оценок с жизнью и личным опытом. Театральное искусство развивает речь, память, пластику, воспитывает умение взаимодействовать в коллективе, то есть те качества, которые будут необходимы ребенку в дальнейшей жизни.

2. Арчажникова, Л. Г. Социальное формирование личности средствами искусства / Л. Г. Арчажникова // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. – С. 3-14.

5. Марченко, Т. А. Театр воспитывает / Т. А. Марченко. – М. : Педагогика, 1976. – 144 с.

6. Полякова, Т. Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра / Т. Н. Полякова. – М. : Пер СЭ, 2006. – 389 с.

7. Фуртас, Т. В. Подготовка будущего учителя музыки в организации музыкально-театральной деятельности со школьниками : дис. . канд. пед. Наук : 13.00.08 / Т. В. Фуртас. – Чебоксары, 2005. – 217 с.

Автор статьи:

Евдокимова Зинаида Александровна, преподаватель хорового класса Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского.

Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс социализации.

Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства. Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.

Роль театра в воспитании ребёнка

Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.

Зачем приобщать детей к театру?

Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.

Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.

Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.

Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.

Как заинтересовать ребёнка театром?

Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это таинственное место, полное неизведанного. Начиная красивым зданием и женщиной, проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на сцене.

Главное, что должны понимать родители, театр – не одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз.

С каждым походом в театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог.

Спектакль не заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной

составляющей, очень важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба, почему важно быть услышанным.

Зачем детям самим играть в спектаклях?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

Цель: знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

Задачи:
• Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
• Познакомить детей с театральными профессиями
• Приобщать детей к театральной культуре

Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.

Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.

Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы.
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция.

История возникновения театра для детей в России

Театр – это вид искусства, основанный на отражении сути вещей при помощи слова, музыки, движения, танца и мимики. Театральная постановка – это необязательно привычный нам спектакль на сцене. К театральному искусству относятся художественная самодеятельность, костюмированные шествия, карнавалы, кукольные и батлеечные представления, интерактивные постановки.


Современный детский театр зародился в начале XX века, но его история началась раньше и была непроста.

Начало начал или откуда появился театр

Впервые о театральных представлениях упоминается в истории Древней Греции. Афинский театр V века до н. э. начался с ряженых шествий в честь религиозных праздников и предназначался для небольшой толпы зевак. Но уже тогда это было поучительное зрелище, цель которой – показать величие богов и трагедию святых.

Древний спектакль показывался только один раз! А автор не только писал пьесу, но и был ее участником. Это был тяжелый труд, а постановщики – талантливыми людьми.

Сцена в театральных античных постановках появилась чуть позже, когда представления стали собирать огромное количество народа. Сначала для зрителей были построены деревянные помосты, которые вмещали до 50 тысяч человек. В IV веке до н. э. был построен первый каменный театр.


Афинский государственный деятель Перикл поощрял заинтересованность малоимущих масс к театральным постановкам. Для этих целей каждому человеку выделялась субсидия для одноразового посещения театра под открытым небом.

В богатых, знатных домах небольшие семейные представления также стали приобретать популярность. В них участвовали все домочадцы: от малышей до взрослых. Такие домашние театры стали показателем высокого просвещения в семье и статуса среди верхушки знати.

С развитием кукольного театра религиозная тема стала отходить на второй план. Простые люди охотней шли на представления, где высмеивались власть имущие, а также людские слабости и пороки: лень, жадность, зависть, обжорство, прелюбодеяние. Появились спектакли для детей на основе народных сказок и преданий. На общественных представлениях – это были незатейливые мини-постановки, цель которых была рассмешить зрителя.


Так постепенно, наряду с драмой и трагедией появилось еще одно направление – комедийное. В богатых домах, вместе с незатейливой шуточной постановкой бродячие артисты показывали и серьезные спектакли по народным балладам и великим произведениям.

В России первые спектакли называли игрищами, а актерами были скоморохи. С точки зрения церкви – развлекательная деятельность скоморохов была постыдная и острая сатира не приветствовалась, но и не запрещалась. Первое упоминание о скоморохах датируется 1068 годом.

Первый детский театр в России

Сегодня детский театр – это театральная постановка для юных зрителей по мотивам народных сказок, старинных преданий и современных историй. Причем представления могут быть разными: от классических спектаклей до интерактивных игр. Но в далеком 1779 году все выглядело совершенно не так…

Свою задумку о детском театре гениальный ученый Андрей Тимофеевич Болотов лелеял давно, но осуществить мечту ему удалось только на свое 41-летие. Детский театр, в интерпретации А. Болотова, представлял собой постановку, где в роли артистов выступали юные жители Богородицкого дворца, в т. ч. и его сын – Павел Болотов.

Главной целью детского театра Болотова было обучение юных душ основным принципам морали, различию между: добром и злом, искренностью и фальшью, щедростью и жадностью, трудолюбием и ленью.


Представления первого детского театра в Богородицком дворце собирали аншлаг. На спектакли съезжались люди со всей округи и других городов.

Первый детский театр А. Болотова стал прототипом привычного нам театра: со сценой, зрительным залом, суфлерской будкой, поднимающимся занавесом. А. Т. Болотов был хорошим художником, поэтому все декорации он рисовал сам. Им же были изобретены двойные кулисы, позволяющие быстро сменять декорации.

Вскоре на основателя детского театра начались нападки. Главным обвинением было то, что дети совершенно забросили учебу и трудятся наравне со взрослыми. А. Т. Болотов вынужден был покинуть Богородицк, и с его отъездом театр перестал существовать.

Детский театр для детей

Творческие круги интеллигенции по всему миру обсуждали вопрос о создании театра для детей, но дальше споров и дебатов дело долго не продвигалось. Первый театр для детей был открыт в 1903 году в Нью-Йорке.


Этот опыт американцев переняли только спустя 15 лет и создали первый театр для детей в России при поддержке А. В. Луначарского. Первые репертуары были по мотивам русских народных сказок и классической литературы. В годы советской власти появились школьные и студенческие спектакли на актуальные темы, воспитывающие в молодом поколении дух патриотизма, пионерский героизм, комсомольское мышление.

Сегодня детский театр для детей претерпел многие изменения. Расширился репертуар, ушел в прошлое советский патриотизм, но главная идея А. Болотова сохранилась: через игру, сказку и приключения донести до детей понятия добра и зла, взаимопомощи и безразличия, щедрости и жадности, лени и трудолюбия.

Несмотря на развитие детских каналов на TV, дети с удовольствием приходят на театральные постановки. Если ты один раз побывал в детском театре, то его волшебную атмосферу не забудешь никогда!


Театр для самых маленьких

Все постановки делятся на возрастные категории, например, малыши легко высиживают спектакли малой формы, не более 1 часа. А если еще можно потрогать героя, помочь ему, а также поучаствовать в играх, то восторгу и вовсе нет предела. Да, существуют и такие театры, и называются они интерактивными театрами для детей.

Что же такого необычного несет интерактивный спектакль? Дети – это самые непосредственные, самые любопытные существа на нашей планете. Им мало наблюдать, а надо потрогать, поучаствовать, спеть и даже потанцевать. Но не будем заставлять детей, как А. Т. Болотов, трудиться день и ночь. А просто дадим им возможность очутиться в сказке, поучаствовать в незабываемых приключениях, поиграть в интерактивные игры, научиться быть в составе команды.


С недавнего времени появился новый формат интерактивного детского театра – для самых маленьких. Все спектакли, рассчитанные на столь юный возраст, легки в восприятии, занимательны, кратки, а дополнительный бонус в виде мамы (папы, бабушки…) на заднем плане, недалеко от сцены, поможет малышу быстрее адаптироваться. Да, и еще несколько слов про сцену, кулисы и ровные ряды кресел… В интерактивном театре их нет! Малыш прямо с порога окунается в сказочный мир, где он может проявить себя или остаться просто наблюдателем.

Читайте также: