Болезнь и здоровье в христианстве доклад

Обновлено: 05.07.2024

Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.

Содержание

1. Введение
2. Православный взгляд на болезнь, врача и исцеление.
3. Проблемы биоэтики.
3.1 Аборт
3.2 Средства контрацепции
3.3 Бесплодие
3.4 Генная терапия
3.5 Клонирование
3.6 Трансплантология
3.7 Эвтаназия
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ.docx

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный ордена Дружбы народов

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

профессор В.С. Глушанко

ассистент А.А. Герберг

Исполнитель: студентка 4 группы 1 курса

Федорович Анна Александровна

  1. Введение
  2. Православный взгляд на болезнь, врача и исцеление.
  3. Проблемы биоэтики.

3.2 Средства контрацепции

3.4 Генная терапия

Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.

2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЕЗНЬ, ВРАЧА И ИСЦЕЛЕНИЕ.

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания.

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Особой темой, к которой подходит Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

  1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
  2. Болезнь как наказание и кара за грех.
  3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
  4. Болезнь как испытание в верности.
  5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя.

Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий.

3. ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убеждённость в том, что зарождение человеческого существа является даром Божии, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт.

Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.

Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу

Любезный друг!
Здоровье (и сама жизнь) – дар Божий, который не ценится до тех пор, пока не утрачен. Болезнь ставит нас в неудобное положение, она всегда некстати, не говоря уже о том, что болезнь – это боль, это несвобода, это реальная возможность умереть (в том числе и от лечения).

Врач (древнеслав. – балий) – посылается больному Богом, то есть врач для больного – ангел (с греч. – посланник), призванный выполнить труд по исцелению больного человека; болезнь – утрата целостности, гармонии в телесно-душевно-духовном составе человеческой личности.

Насколько же велика ответственность врача перед Творцом, но не меньше ответственность человека за сохранение своего здоровья.

Как автор публикации, выражаю надежду, что информация о христианском понимании болезней и их врачевания изменит чье-то не очень ответственное отношение к личному здоровью или стандартное отношение врача к пациенту, которого дает на его попечение Бог; или пассивное отношение родных и близких болящего: человеческая личность больше, чем индивид, поэтому и исцеление требует большего, чем только прием таблеток или операция…

Священник и врач Валентин Жохов

Священники
Алексий Бабурин, Валентин Жохов

Здоровье и болезнь: православное понимание
Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.


С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

Изгнание Адама и Евы из рая

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.
В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание. Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием – подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во– первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во– вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг – молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии, лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых.

О методах врачевания и православном отношении к ним
Еще недавно в нашей стране была одна система врачевания, которую мы называем научной. Она основана на научных открытиях в области биохимии, биофизики, микробиологии и других естественных наук. Медицина как наука о больном человеке не имеет, к сожалению, теории, раскрывающей сущность здоровья и болезни, остается пока на опытном уровне – уровне собирания фактов и их статистического анализа, выведения средних показателей норм здоровья и границ патологии с весьма вероятностными оценками прогноза болезни. Практическим целям удовлетворяет эмпирический уровень науки, современная техника позволяет достаточно глубоко провести анализ состояния пациента, но синтез и прогноз, слава Богу, все ещё обязанность врача. На сегодня научная медицина в целом не противоречит христианской нравственности, поэтому нет никаких оснований отказываться от возможностей науки.


Для врачевания болезней с успехом могут применяться методы и народной медицины. Опыт, накопленный разными народами по применению лекарственных трав, рациональному питанию, лечебные приемы физического воздействия на больного, в том числе и применяемые на Востоке (например, иглорефлексотерапия), можно использовать для врачевания, но этот ценный опыт компрометируется, если его начинают связывать с философскими и псевдонаучными представлениями, производными от различных восточных, языческих или нехристианских верований.

Другой пример показателен в отношении нехристианского поведения в состоянии, которое в настоящее время болезнью не считается, но которое привело через медицинские манипуляции к болезни.

У постели больного. Худ. Н.Н. Горлов. 1952 г.

Нет двух людей, страдающих одинаково, поэтому каждый больной – единственный в своем роде больной. В прошлом веке основатель русской терапевтической школы профессор Московского университета М. Я. Мудров говорил, что необходимо лечить не болезнь, а больного. Эти слова, как заклинание, повторяются современными врачами, но первоначальный смысл их утрачен – и врач, и больной все упование возлагают на таблетку, назначаемую шаблонно по 1х3 раза в день, а до души при этом дело не доходит. Для современного здравоохранения характерно отчуждение врача от больного: кроме барьера бумажек, существующего давно, воздвигается еще один барьер – всевозможной аппаратуры, которая пока что притупляет интуицию врача, а врачебное искусство превращает в ремесло.

Констатируя факт духовной деградации современной медицины, происходящей на фоне технологического прогресса, не следует впадать в отчаяние и уныние либо в бесполезные и даже вредные пересуды о том, кто виноват и что делать. Православие учит в любой тяжелой духовной ситуации начинать с себя, понять, в какой степени я виноват и что мне делать. Это есть основа для покаяния – перемены ума (мышления) и образа действий, условие для правильной активности, способной бездуховное приобщить Царству Святого Духа.

Сестра милосердия у постели больного. Фото 1880-х гг.

Можно говорить о разных формах духовной помощи болящему в зависимости от условий. Наиболее простой (и самый редкий сейчас) вариант, при котором больной – церковный человек и родственники его – православные. Они приглашают батюшку, который чаще всего давно знает больного и врачует духовно согласно канонам Церкви. Другие ситуации являются проблемными и встречаются гораздо чаще: болящий был крещен, но фактически отпал от Православия и сам не знает, во что и как верит, а родные – православные христиане – горят желанием духовно помочь ему. Или – все вроде бы верующие, но в храме бывают только раз в год, на пасхальном крестном ходе. Здесь очень велика опасность суеверного отношения к святыням.

Дать конкретный совет о том, каким образом обратить к благочестию человека, – невозможно. По молитве Господь влагает в разум пекущегося о ближнем необходимое слово, тем более что в болезни человека чаще посещает мысль о смерти и он становится более чутким, менее жестокосердым. Будьте внимательны! Если больной заговорит о смерти, то ни в коем случае не следует менять тему разговора, убеждать его в том, что такие мысли надо гнать от себя. Напротив, нужно поддержать разговор, но мыслям о смерти и словам о ней надо противопоставить слова и размышления о бессмертии души, а потом и о воскресении мертвых. Подобные разговоры должны возникать естественно, не следует их затевать специально, если вы не уверены, что больной готов или хочет обсуждать эту тему. Далее естественным будет начать чтение Евангелия, лучше выборочно – об исцелениях, Нагорную проповедь, притчи. Затем необходимо возбудить у болящего мысли о своих грехах и вызвать потребность исповедать их. Возрастание в благочестии может происходить и иным образом, главное – добиться осознания больным своей греховности, и подвести его мысли к Таинству Исповеди (в случае, если больной не крещен, – к Таинству Крещения), то есть к встрече со священником. Обычно личное переживание в Таинстве Исповеди действия благодати Божией усугубляет благочестие и естественно подводит болящего к Таинствам Елеосвящения и Приобщения Тела и Крови Христовых.

Этот народный опыт показывает, что когда-то у нас было благочестивое отношение к смерти. В настоящее время большинство смертей случается в больнице, то есть не дома, не в кругу родных и близких, причем агонирующего больного обычно вывозят в отдельную палату, о которой по всей больнице идет дурная слава. В этой палате с голыми стенами, почему– то всегда холодной и с явно нежилым духом и происходит таинство перехода от жизни временной к жизни вечной. И, как правило, некому поддержать в эти трудные часы и минуты трудящегося последним земным трудом человека…
Казалось бы, зачем сидеть рядом с больным, если он находится без сознания, не может говорить или даже выпить воды? Бессознательное состояние, однако, не всегда означает, что человек выпадает из связи с чувственным миром. Описаны случаи, когда умирающий человек выздоравливал и точно передавал то, что происходило вокруг него, и часто окружающим было стыдно за свое поведение.

Чудеса и чудотворные иконы
Чудо – событие или явление, происходящее в окружающей нас реальности в силу действия в ней благодати Божией. Наука, имеющая дело с фактами и призванная объяснять их рационально, обычно отрицательно относится к чудесам, считая, что все, что лежит за рамками опытного познания, либо не существует, либо в последствии все-таки будет научно объяснено. Православие также имеет дело с фактами, имеет опыт разумного объяснения окружающей нас действительности, но Православие является целостным мировоззрением, обращенным к уразумению основ бытия – сотворения Богом мира, человека, смысла человеческой жизни и т.п.

В том же селении и в то же время был болен мальчик по имени Анастасий. Родители мальчика просили священника местной церкви причастить больного Святых Христовых Таин, так как болезнь усиливалась. Что– то задержало священника, он пришел с промедлением, несмотря на то, что дом больного был близ церкви. Священника сопровождал старец Мартиниан, неся перед Святыми Дарами зажженную свечу. Они застали Анастасия уже умершим. Глубокое раскаяние овладело священником, он попросил старца принести икону Божией Матери и помолиться об умершем, дабы воскресил его Господь по предстательству Пречистой Своей Матери. Старец удивился такой просьбе священника, но, видя веру и раскаяние его, а также слезы отца и матери, вынул из– под ряски святую икону (она была с ним, в специальном футляре старец носил святую икону на шее), поставил ее над одром умершего и, уверенный, что для Матери Всемогущего все возможно, начал молиться пред нею, прося всех присутствующих присоединить к его молитвам и свои. После моления старец трижды крестообразно осенил иконою лицо умершего, и, к удивлению и радости всех, мальчик открыл глаза. Тогда старец предложил священнику причастить Анастасия Святых Христовых Таин, и мальчик встал совершенно здоровым.
Весть о происшедшем чуде разнеслась далеко за пределы села, и хижина старца была каждый день полна народу. Множество чудес совершалось от святой иконы, но это весьма тяготило привыкшего к уединенной жизни старца, потому что из-за совершающихся чудес народ прославлял и его самого. Поэтому он решил скрыться и уже нашел себе на берегу моря пещеру, но это было неугодно Божией Матери: ночью он, будучи на молитве, услышал голос, повелевавший ему не скрывать даров благодати Божией и, оставив затвор, служить к пользе ближних.

Избавление целой местности от нашествия вредоносных насекомых, избавление священника от вечной казни за нерадение о больном отроке, исцеление бесноватой женщины и множества других больных, покровительство и защита царской фамилии Романовых еще раз являет нам милосердие Божией Матери – Избавительницы от всех бед.

В житиях святых мы можем прочесть, как равнодушно подвижники относились к своим телесным немощам и болезням и подчас отказывались лечиться. Известны и такие слова: больной человек — счастливый человек. Так как относиться нам, обычным людям, к своему здоровью? Нужно ли заботиться о нем и лечить свои телесные хвори, попущенные нам Богом с некоей целью? И как вести себя по-христиански во время болезни?

Изнурять свою плоть?

Всем нам известны слова апостола Павла: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4: 16). Порой эта фраза становится для христианина поводом задуматься: каким должно быть отношение верующего человека к своему здоровью? Читая жития святых, мы можем видеть, что многие из них не только изнуряли свою плоть всевозможными подвигами и трудами, но и совершенно небрегли о состоянии здоровья. Достаточно вспомнить хотя бы пример преподобного Серафима Саровского, отдавшего свое тело в руки разбойников, которые избили и искалечили его. Мы можем вспомнить пример преподобного Паисия Афонского, который имел ряд заболеваний и совершенно не заботился об их излечении. Всё это может подвести христианина к мысли, что внимание к своим болезням и проблемам организма есть что-то лишнее, ненужное и даже противоречащее христианской жизни.

Здоровье — дар Божий, и для того, чтобы пренебрегать этим даром, должны быть очень серьезные основания.

Однако в то же время нужно обязательно помнить: здоровье — это дар Божий, и для того, чтобы пренебрегать этим даром, должны быть очень серьезные основания. Без них такое небрежение будет совершенно неправильным и даже дерзостным по отношению к Богу. Здесь можно провести аналогию с мученичеством: мы знаем немало примеров мучеников, которые могли бы скрыться от преследований, но прилюдно объявляли себя христианами и отдавались в руки мучителей. Однако даже на заре существования Церкви это не означало, что так следует поступать всем. Мы можем встретить у святых отцов мысль о том, что не нужно нарочито искать смерти от рук язычников и иноверцев. Хотя порой кто-то и предпринимал такого рода действия, одобрялись они далеко не всегда. То есть поступки человека, выходящие, скажем так, за рамки здравого смысла, обязательно должны иметь в основе духовное рассуждение и опыт.

Есть и еще один важный момент: если мы внимательно прочитаем жития святых, которые проявляли ту или иную немилосердность к своему здоровью, то увидим, что они так относились к себе, но ни в коем случае не к другим. Тот же преподобный Серафим никому не запрещал лечиться, и старец Паисий никому не советовал в этом смысле жить так, как живет он. Единственный, пожалуй, пример иного рода можно найти во взаимоотношениях преподобного Иосифа Исихаста и его учеников. Этот афонский подвижник ХХ века не только сам на протяжении почти всей своей жизни не принимал лекарств и медицинской помощи, но и от братий требовал того же. Как-то пришел к нему будущий ученик с каким-то хроническим заболеванием и с целой коробкой лекарств. Старец сказал ему, что, пока тот не выкинет это всё в море, он его в свое братство не примет. И надо сказать, этот брат действительно не испытывал проблем со здоровьем, пока находился в общине преподобного Иосифа, хотя жил в суровых условиях и питался какими-то бобами, которые прежде ему были противопоказаны. Но не менее показателен и другой момент: преподобный Иосиф на старости лет впал вследствие своих подвигов в такую немощь, что вынужден был терпеть всё — и уколы, и врачей, — и горько раскаивался в письмах в своей прежней самонадеянности. Даже этот исполин духа, который не раз проверял на себе пределы человеческих возможностей, вынужден был признать, что и врачи, и лекарства — всё это нужно. И, думается, если была в его прежних убеждениях какая-то малая доля гордости и тщеславия, Господь его от этого исцелил.

Бережно, но не трепетно

В норме, в обычной жизни верующему человеку должно быть свойственно заботиться о своем здоровье, поддерживать себя в хорошей физической форме, лечить свои заболевания, заниматься их профилактикой и благодарить Бога за то, что Он хотя бы какую-то меру здоровья ему дал. Если христианину нужно особое питание, потому что у него, допустим, язва желудка, то он должен его себе организовать; если у него, скажем, проблемы с нервной системой и ему нужно обязательно в одно и то же время ложиться спать — значит, нужно прилагать усилия к тому, чтобы так и было. А то, что мы делаем вопреки советам врачей и во вред своему состоянию, нужно полагать грехом.

Впрочем, очень важный нюанс: относиться к своему здоровью нужно бережно, но не трепетно. В мнительности, постоянных опасениях переутомиться, перетрудиться хотя бы немного ничего хорошего тоже нет. Примеры такого благого отношения — бережного, но не трепетного — мы опять-таки можем почерпнуть в жизнеописаниях святых. Мы знаем, например, что святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов) имели различные хронические заболевания и, ведя жизнь аскетическую, при этом всеми возможными способами с этими болезнями боролись и старались их действие на свой организм ослабить. Более того, с годами они приобрели такие практические познания в этой области, что могли уже что-то посоветовать своим духовным чадам.

Нужно бороться с болезнью, но при этом и смиряться.

Больной человек — счастливый?

В современном мире, где очень многие люди подвержены расслабленности, нет, наверное, ничего, что бы настолько эффективно упражняло и тренировало человека в духовном отношении, как болезнь. Многие святые говорили, что больной человек — это счастливый человек: ему не надо изобретать и возлагать на себя подвиги — ему предлагается уже готовое спасение, нужно только его принять и им воспользоваться.

Говоря об этом, я понимаю, насколько тому, кто действительно лежит на одре болезни, трудно бывает принять мысль о том, что он не обделен чем-то, а, наоборот, с духовной точки зрения, наделен. Но дело в том, что этот опыт был рожден не в каких-то абстрактных обстоятельствах — он был сформулирован святыми, которые сами пережили тяжелые и длительные болезни. К примеру, не считал свое совершенно расстроенное здоровье ни бедой, ни трагедией преподобный Амвросий Оптинский. А ведь он не просто лежал больным, не просто был немощен — достаточно вспомнить хотя бы то, что его едва ли не постоянно била лихорадка, которую многим из нас бывает трудно выдержать даже несколько дней. И притом он считал, что Господь дал ему максимально полезные для его спасения условия, и был человеком остроумным, общительным и… более счастливым, чем многие совершенно здоровые люди. Такими можно увидеть порой и сегодняшних христиан, знающих, что такое жизнь с Богом и при этом болеющих серьезно и длительно: когда недомогание длится неделю, это вызывает утомление; когда оно продолжается месяц, человек от него по-настоящему устает; когда оно длится год, кажется, что это нестерпимое страдание, — но когда оно длится годы и десятилетия, человек уже иначе для себя ощущает, что к чему.

Одной из причин практически любых заболеваний медики называют стресс. Можно сказать иначе: душевное состояние человека. Даже неверующие люди порой со всей ясностью понимают: если человек избавится от страхов, зависти, непрощеных обид, это поможет ему начать выздоравливать. Однако у человека нецерковного это понимание зачастую носит неправильный характер, а вот для верующего человека очевидно: если мы переживаем что-то так, что заболели от этого, то причина в любом случае — в слишком малой степени доверия Богу. А когда человек учится Богу доверять, к нему удивительным образом приходит и осознание того, что при любых проблемах со здоровьем человек зачастую тем не менее живет, а не умирает. Умирание вообще процесс относительный: можно сказать, что человек жил 90 лет, а можно сказать, что он в течение 90 лет приближался к смерти. Но не умирать раньше смерти очень важно, потому что и для Бога, и для нас самих имеет значение, были ли наполнены наши годы действительно живой жизнью или эта жизнь отсутствовала.

Христианину должно быть свойственно стремление к духовно полноценной жизни, пусть ее и остается совсем немного.

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Ольга Христофорова, кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва:

Западный менталитет таков, что люди вкладываются в свое здоровье, как в очень ценный проект, который может пригодиться в жизни. Сознание русского человека устроено иначе. Да, в нашей стране издается масса газет и журналов о здоровье. Но даже сейчас, в, казалось бы, просвещенном современном обществе существует огромный перекос в сторону нетрадиционных методов лечения. В чем причины этого?

Если посмотреть с исторической точки зрения, то научная медицина (ее еще называют биомедициной или медициной западного типа) довольно молода, ей всего около двухсот лет. В России XIX века медицина была распространена только в высших слоях общества, а крестьяне активно начали знакомиться с ней только при советской власти. Прошло чуть больше века, а традиционное крестьянское отношение к болезням осталось, по сути, прежним, поскольку три поколения - еще не срок для перемены менталитета.

Еще одно следствие крестьянского отношения к здоровью - это поиск панацеи, единого средства от всех болезней, желательно дешевого и простого. Если лечить рак - то за три дня! Люди хотят чуда, но не хотят планомерно и тяжело трудиться каждый день. Тут, кстати, можно провести аналогию с отношением некоторых людей к Православию: вера в чудеса может сочетаться у них с неумением жить в любви и мире с ближними.

Профессор Александр Чучалин, директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва:

Здоровье -- это душевное, духовное, физическое и социальное благополучие человека. Мы говорим о росте экономики, ВВП, при этом качество жизни, которое предполагает физическую активность, хорошее самочувствие, высокий эмоциональный фон наших сограждан, -- остается крайне низким.

Полученные данные неутешительны. Здоровыми себя чувствует только одна пятая часть опрошенных. Эти данные, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реальную ситуацию.

Большинство респондентов в качестве причины своего нездоровья отмечают невозможность соразмерно организовать отдых, работу, сон. Это характерно для периода роста рыночной экономики. Человек находится в постоянном беспокойстве, он много работает, чтобы удержаться на своем рабочем месте, он должен быть конкурентоспособным, чтобы расти карьерно. Это приводит к состоянию постоянного стресса.

В целом результаты опроса отражают тенденцию: люди устают физически и психологически, не находят времени, чтобы заняться физкультурой, пройти профилактику, лечение, у них появляются вредные привычки -- злоупотребление кофе, курение, алкоголизм. Многие не могут позволить себе пройти лечение в платных клиниках и отмечают недостаточное качество медицинского обслуживания в общедоступных медучреждениях.

Александр Недоступ, председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии №1, научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им.КИ.КМ.КСеченова:

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Есть тенденция закрывать поликлинические отделения из-за высоких затрат на их содержание, за неотложную помощь берется плата по прейскуранту, люди годами не бывают у врача -- чтобы записаться на прием к терапевту, больному нужно к шести утра прийти за талончиком.

Говорить о культуре отношения граждан к своему здоровью, при этом не создавая соответствующих условий, -- это лицемерие.

И создавать эти условия должно государство. Если диагностика, профилактика и медицинская помощь будут доступны как в организационном, так и в материальном плане, то граждан не нужно будет долго призывать разумно относиться к своему здоровью.

Кроме того, я убежден, что просветительская деятельность в этом направлении не будет лишней. Начиная со школьной скамьи, а потом в вузе, подрастающему поколению нужно прививать навыки здорового образа жизни. И это не должно сводиться к рассказу об элементарных нормах гигиены. Нам не нужно рассказывать о том, что нужно чистить зубы дважды в сутки и мыть руки перед едой. Нам следует прежде всего дать некие нравственные ориентиры, сформировать целостное мировоззрение.

Для нас очевидно, что нравственное состояние влияет и на телесное здоровье.

И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, то у него появляются беспокойство, тревога, раздражительность. Это воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов, в результате чего возникают различные заболевания.

В отношении к здоровью встречаются две крайности: или полное пренебрежение, или забота о здоровье, доходящая чуть ли не до его обожествления. Так, демографы пытаются понять причину сверхвысокой смертности относительно молодых людей в России, особенно мужчин. Смертность у нас выше, чем в благополучных странах с развитой медициной, и даже чем в государствах, где медицина находится на более низком уровне. Причина в том, что наши соотечественники чаще других пренебрегают своим здоровьем, идут на неоправданные риски. В результате среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. Это стало особенностью нашей психологии: рисковать на дороге, в жизни, рисковать везде и всюду, подвергая жизнь опасности. Такое безумное поведение граничит с попытками суицида и не вписывается не то что в рамки христианской морали, но и простого здравого смысла. Нельзя есть и пить что попало, переносить болезни на ногах, годами не обращаться к врачу до тех пор, пока не окажешься при смерти… Подумаем хотя бы о детях.

Читайте также: