Доклад святое имя просветитель земли орловской иоанн кукша

Обновлено: 18.05.2024

В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание расставаться со святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

Когда в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и владыка Феоктист, епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Память святых совершается 9 сентября (25 августа), в один день с преподобный Пименом Постником.

Молитва священно мученику Кукше.

О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Почитание преподобного Кукши: история и современность

Имя Святого Кукши прочно связано с духовным просвещением Центральной России, которую в древности занимали славянские племена вятичей.

Кто такие вятичи

Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 году на Византию. В 964 году Святослав Великий совершил, видимо неудачный, поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 году организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.

В 1024 году, после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчинённые земли вятичей.

История крещения

Крещение Орловского края и всей земли вятичей связано с именем Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030-1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своём поучении детям, познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 году совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он видимо гордился до конца дней, и с описания данного события он начинает свою автобиографию.

В 1077 году Всеволод стал князем Черниговским, но уже в следующем году взошёл на стольный Киевский престол, а Чернигов перешёл его сыну Владимиру. Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и ещё не были полностью крещены, задача их приобщения к христианству стала одной из главных забот нового князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель.

Предположительно в 1092-1093 годах Владимир совершает два зимних похода в земли вятичей. Зимой они совершались потому, что среди дорог через эти территории упоминается лишь одна прямоезжая дорога — та, на которой святой Илья Муромец сразился с разбойником Соловьём Будимировичем. Поэтому войско вынуждено было идти по замёрзшим рекам. Сначала воюя с князем Ходотой у его города Корьдно, и видимо, убив его, во вторую зиму Владимир вступил в схватку с его сыном, имени которого не называет. В апреле 1093 скончался Великий киевский князь Всеволод, и в 1094-м Владимир уступает Чернигов и переходит на Переяславский престол.

Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей после Любечского съезда и договора 1097 года окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму — всё течение реки Сосны. Позднее из него образуются три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако в церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей.

Когда в апреле 1113 года, после напугавшего киевлян солнечного затмения, умер Великий князь Киевский Святополк Изяславич, грабивший монахов и покровительствовавший ростовщикам, и в Киеве вспыхнуло восстание, народ призвал на княжение Владимира Мономаха. Так на Руси окончательно установилась династия Мономашичей, правившая ею ещё 500 лет.

Лавра

Киево-Печерская Лавра. Фрагмент иконы, 21 в.

Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря была апостольская миссия в землях язычников. Киево-Печерская Лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.

В 1113 году архиепископа Иоанна сменил святитель Феоктист, в прошлом игумен Киево-Печерского монастыря (с 1103 по 1113 годы), ближайшим сподвижником которого и был Кукша (iv). Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова — по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населённые племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи Брянска.

Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по ней они отправились к Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям, святой Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ святителя Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 году, когда хан Батый шёл на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске в 1415 году. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в этом городе.

Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Те увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. Существовало поверье, что мощи ученика Кукши Никона откроются в селе Григорово (ныне Болховский район).

Убиение преподобного Кукши. Фрагмент иконы, 21 в.


Убиение преподобного Кукши. Фрагмент иконы, 21 в.

Уже спустя пять лет по смерти Кукши можно найти явные следы христианства в городах края. Так, возле Кром, в 1147 году, был подписан и утверждён крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками (7). Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через Мценский край.

Археологические находки также свидетельствуют, что уже в конце 13 века в погребениях вятичей исчезают горшки с ритуальной языческой заупокойной пищей — подношением языческим богам. Археологи находят каменные нательные крестики, относящиеся к этому времени.

Возобновление почитания

Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей во Мценск. В Киево-Печерской Лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель Совета Братства архимандрит Иоасаф. 25 августа 1895 года поездом икона доставлена в Орёл, где её встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево-Печерской Лавре готовили и следующую икону для Петропавловского кафедрального собора Орла.

Мощи преподобного Кукши в Киево-Печерской Лавре


Мощи преподобного Кукши в Киево-Печерской Лавре

Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 году по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. Через год комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 года комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем святого Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 года было установлено празднование памяти священномученика. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 году общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей святого Кукши в Орёл. В 1912 году с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители Мценска.

800-летие памяти святого

В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии пошли торжественные богослужения с молебнами. Все учащиеся в губернском центре были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С.С. Андреевский и члены Государственной Думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Её Императорского Высочества святой Великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почётных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и священник Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах Кукше в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тысяч человек.

27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.

23 марта 1914 года возникло Орловское Законоучительное Братство священномученика Кукши.

В том же году члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 году начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.

Современность

Мужской монастырь прп. Кукши

Мужской монастырь прп. Кукши

В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 году был создан скит святого Кукши на месте его убиения во Мценском районе, а затем, по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Антония и решению Священного Синода, он был преобразован в монастырь. Сейчас это замечательное место паломничества является одной из главных святынь нашего края.

Становление православной веры на Руси, как и во всем мире, проходило нелегко. Особенно тяжело давалось распространение христианства в лесных языческих племенах, которые значительно отставали по духовному развитию и уровню просвещенности от населения русских княжеств. Святой проповедник Кукша при выполнении миссии по обращению в православие племен вятичей принял смертные муки во имя Господа Бога, но смог донести до идолопоклонников учение Христа.

Биография святого Кукши

До наших дней дошло немного подтвержденной информации о происхождении святого праведника. Версии сходятся в том, что, будучи от роду язычником, Кукша принял православную веру и посвятил себя служению Господу. Сохранились сведения о чудесах, которые творил монах, чтобы показать людям силу истинной веры и несостоятельность их языческой религии.

Происхождение

Племена вятичей обосновались в лесах близ верховья реки Оки. Местный народ, погрязший в язычестве и жертвоприношении, вел дикий образ жизни. Нестор Летописец, описывая вятичей, сообщает об их телесной нечистоте, неразборчивости в еде и многоженстве. Идолопоклонники вели примитивный быт и отличались агрессивным нравом.

Территории, заселенные вятичами, присоединил к Киевской Руси князь Владимир в 981 году. Племена оказывали сопротивление и поднимали восстание против князя, который усмирял непокорный народ. Через 7 лет Владимир начал отбирать мужчин из вятских племен для переселения в южные города Руси. По одной из версий, Кукша оказался в числе избранных мужей.

По другим данным, святой был сыном побежденного правителя вятичей Ходоты. Наследника захватил в плен Владимир Мономах и обратил его в христианство, определив на монашеское служение в Киевский Печерский монастырь. Инок был наречен Иоанном, но языческое имя Кукша сохранилось за праведником.

святой кукша

Житие и служение Богу

Около 15 лет жизни инок Кукша провел в стенах Киево-Печерской лавры, где посвятил себя служению Господу, изучению Евангелия и богословия, смирению и молитве. Здесь он стал мантийным монахом и получил сан священника православной церкви. Искоренение язычества было приоритетным направлением деятельности монашеской обители, напрямую связанной с Черниговской кафедрой.

По решению Черниговского архипастыря Иоанна была организована группа монахов во главе с Кукшей и направлена с апостольской миссией в земли язычников. Монах не противился возложенной на него ответственности и отправился проповедовать учение Христа своим сородичам.

Преподобный Кукша читал вятичам Евангелие, на доступном им языке объяснял православные каноны и заповеди. Проповеди святого сопровождались сотворенными им с Божьей помощью чудесными явлениями.

святой кукша

Согласно обнаруженным свидетельствам от современников, печерский священник, достигший высочайшего уровня просвещенности, веры, духовного и нравственного совершенства, творил истинные чудеса:

  • исцелял беснующихся людей;
  • очищал жилища местных жителей от демонического влияния;
  • вызывал дождь, спасающий урожай от засухи;
  • иссушил озеро, развеяв языческие поверья о водяных.

Долгожданный дождь, вызванный проповедником, спас народ от голода и бедствия. Кукша, наделенный Господом удивительной силой, доказал вятичам несостоятельность их мнимых богов, которым они приносили кровавые жертвы. Осушив озеро, святой показал народу, что на его дне нет водяных, которым вятичи в жертву приносили живых людей, утапливая несчастных с привязанными к шее камнями, в воде.

Видя чудеса Кукши, люди слушали монаха, дивились его чудотворным деяниям и, все больше доверяя святому, постепенно переходили в христианскую веру, принимали святое крещение.

Переход от язычества к православию не был массовым. Крещение шло постепенно, но верными шагами, развеивая облако непросвещенности над землями, населенными племенами. Но некоторые поселения оказывали сопротивление миссии. В особенности недовольство исходило от языческих жрецов и шаманов.

Кончина

святой кукша

В некоторых источниках указано, что святого убили в городе Серенске Калужской области. Основанием для этого послужили найденные православные нательные кресты и другие следы пребывания апостольской миссии, но это может свидетельствовать о присутствии здесь монахов ранее.

В час кончины святого его страшную участь прозрел блаженный Пимен Постник. Посреди Великой Печерской церкви он вскрикнул братии о том, что Кукша убит на рассвете, и в ту же минуту преставился.

Значение и почитание в православии

Святой Кукша почитается церковью, как просветитель вятичей и священномученик, принявший мученическую смерть во имя Господа Бога и становления православной веры в центральной части современной России. Благодаря проповедям и чудесам преподобного удалось привнести слово Божие в языческие дебри.

Почитают память святого Кукши Печерского в следующие даты:

  • 9 сентября (27 августа по старому стилю), в день кончины преподобного Кукши и Пимена Постника;
  • 23 июня в Соборе Рязанских святых;
  • 5 октября в Соборе Тульских святых;
  • 11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных в ближних пещерах.

святой кукша

На месте колодца Кукши расположен святой источник, к которому приходят люди помолиться и набрать святой воды. Мощи святого Кукши, по его завещанию, находятся в Антиниевых пещерах в Киеве. Часть мощей представлена в Покровском храме Свято-Успенской мужской монашеской обители в городе Новомосковск.

Православные тексты

В памятные даты священнослужители и православные христиане вспоминают о великой миссии крестителя областей центральной части государства Российского, о муках святого, перенесенных им во имя Господа. К иконе праведника ставят свечи и читают православные тексты, восхваляя его подвиг и уповая на заступничество преподобного перед Богом.

Тропарь

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

святой кукша

Молитва

О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною!

Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи.

Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша и пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник скон­ча­лись по­сле 1114 го­да. Свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский (ХII; па­мять 23 мая), в по­сла­нии к пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу, ар­хи­манд­ри­ту Пе­чер­ско­му († 1182; па­мять 6 августа), пи­сал о пре­по­доб­ном Кук­ше: "Как мо­гу до­стой­но про­сла­вить свя­тых му­жей, быв­ших в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром языч­ни­ки кре­сти­лись и ста­но­ви­лись ино­ка­ми, а иудеи при­ни­ма­ли свя­тую ве­ру? Но я не мо­гу умол­чать о бла­жен­ном свя­щен­но­му­че­ни­ке и чер­но­риз­це се­го мо­на­сты­ря Кук­ше, о ко­то­ром все зна­ют, что он про­го­нял бе­сов, кре­стил вя­ти­чей, дождь свел, ис­су­шил озе­ро, со­тво­рил мно­гие дру­гие чу­де­са и по­сле мно­гих мук убит был с уче­ни­ком сво­им Ни­ко­ном". Кон­чи­ну свя­щен­но­му­че­ни­ка Кук­ши про­зрел пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник. Став сре­ди Ве­ли­кой Пе­чер­ской церк­ви, он гром­ко ска­зал: "Брат наш Кук­ша убит на рас­све­те!"

Вя­ти­чи, сре­ди ко­то­рых про­по­ве­до­вал и при­нял кон­чи­ну пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша, жи­ли по ре­ке Оке, за­ни­ма­ли мест­ность Ор­лов­ской и Ка­луж­ской об­ла­стей. Они бы­ли языч­ни­ка­ми. Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец (па­мять 9 нояб­ря), опи­сы­вая вя­ти­чей, воз­му­щал­ся их гнус­ны­ми обы­ча­я­ми и до­бав­лял, что они так жи­вут "да­же и до ны­неш­не­го дня", оста­ва­ясь незна­ко­мы­ми с За­ко­ном Бо­жи­им и тво­ря свой за­кон. Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша про­по­ве­до­вал у вя­ти­чей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го (1113–1123 гг.). Он был по­гре­бен, так же, как пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник, в Ближ­них пе­ще­рах (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах – 11 октября).

Богослужения

Молитвы

Тропарь священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 3

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим блаженным Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

Кондак священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 4

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.

Перевод: Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном - проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя Святой Троице, как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Святы́й страстоте́рпче священному́чениче Ку́кше, соверши́вый по́двиги апо́стольския посреде́ обита́ния соплеме́нник твои́х, на́ших пре́дков, и́хже ты просвеща́л еси́ све́том и́стиннаго богопозна́ния и по да́нней ти благода́ти Ду́ха Свята́го бе́сы прогна́вый, дождь с небесе́ своди́вый, е́зеро изсуши́вый и сотвори́вый и́на мно́га чудеса́, запечатле́в многострада́льный свой по́двиг му́ченическою кончи́ною! Приими́ от нас усе́рдныя и умиле́нныя моли́твы и вознеси́ я́ ко Престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты в ли́це святы́х предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством Ми́лостивый Госпо́дь утверди́т в ми́ре, си́ле и сла́ве страну́ Рос­си́йскую, в ча́дех же Святы́я Правосла́вныя Це́ркве да укрепи́т дух ве́ры и благоче́стия, в па́стырех ея́ да усугу́бит ре́вность к нази­да́нию пасо́мых и да при́зрит ми́лостивным о́ком на лю́ди предстоя́щия и прибега́ющия ко твое́й по́мощи. Ей, святы́й уго́дниче Бо́жий! Ве́мы, я́ко ве́лиих ра́ди страда́ний твои́х мно́го мо́жет моли́тва твоя́ ко благосе́рдию Влады́ки. Сего́ ра́ди, я́ко ча́да твоя́ по ве́ре, припа́дающе к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, дарова́нных по всеблаго́му промышле́нию Бо́жию и по благослове́нию первоиера́рха Ки́евския Це́ркве в на́ше освяще́ние и в зна́мение твоего́ о нас заступ­ле́ния, мо́лим тя в ду́се сокруше́ннем и смире́ннем: не пре́зри моле́ний на́ших, излива́емых пред тобо́ю, и вознеси́ я́ ко Всеще́дрому Бо́гу, я́ко кади́ло благово́нное, да твои́м хода́тайством вы́ну почи́ет благода́ть Его́ на гра́де сем, в не́мже чти́тся пресла́вное и́мя твое́, и лю́ди, живу́щие в нем, да сохраня́тся от гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, от вся́ких бед и напа́стей. Споспе́шествуй, свя­щенному́чениче Ку́кше, святы́ми твои́ми моли́твами честно́му бра́тству свята́го хра́ма сего́, да приумно́жится сие́ и процвета́ет во сла́ву Триеди́наго Бо́га, в похвалу́ твоего́ и́мене, и во бла́го Святы́я Правосла́вныя Це́ркве, да та́ко вси, охраня́еми твои́м предста́тель­ством, ми́рно и благоче́стно поживу́т, сла́вяще и благодаря́ще Еди́наго И́стиннаго Бо́га во Святе́й Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Аудиокниги и фильмы

Читайте также: