Доклад студента отличался мастерским

Обновлено: 17.05.2024

2. Грамматические задания к диктанту (фонетический разбор, разбор по составу, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор словосочетания, простого предложения) (40 мин).

Модуль 3

Практическое занятие №26

Лексика и фразеология

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

1. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

2. Употребление омонимов, синонимов, антонимов.

3. Значение и употребление фразеологизмов.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 4, 5 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Выполните упр. 16 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Выполните упр. 20 по пособию В.Ф. Грекова и др.

3. Выполните упр. 45 по пособию В.Ф. Грекова и др.

Рекомендуемая литература

  1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / З.Е. Александрова / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986.
  2. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [Текст] / О.С. Ахманова. − М.: Русский язык, 1986.
  3. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.
  4. Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.
  5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.
  6. Фразеологический словарь русского языка свыше 10 000 фразеологизмов [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с..

Практическое занятие №27

  • научный стиль и его особенности;
  • официально-деловой стиль и его особенности;
  • публицистический стиль и его особенности;
  • разговорный стиль и его особенности;
  • стиль художественной литературы.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 25 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

2. Выполните упр. 26 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

3. Выполните упр. 27 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

2. Аудиторные задания

1. Прочитайте, найдите грамматические, речевые и стилистические ошибки, исправьте их.

Рекомендуемая литература

  1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.
  2. Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.
  3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

3.1. РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольный диктант №1

Возможный вариант текста и грамматических заданий для диктанта

Погода переменилась. Метель из влажной, декоративной переходила в сухую, мороз набирал силу. Начинается это красиво, кончается страшновато. Редкий влажный снежок, поначалу почти отвесно слетавший на высоты и курганы, всё подсушивался и подсушивался, всё сильнее косил, будто кто его швырял из-за горизонта. Степь постепенно принимала вид ткацкого станка, на котором со все усиливающимся посвистом натягиваются туго скрученные нитки. Всё злее и напористее задувал ветер. Вдобавок к падающему он срывал на сугробах старый снег, выпавший раньше, взвихривал его, перемалывал в муку тончайшего помола. Прошёл час, другой, и уже не видели мы собственных валенок, словно брели по колено в белой кипящей воде. И наконец степь одичала совершенно, зашипела, как рассерженная гусыня, завыла разбойно, перемешала небо с землёй. Ничего не разобрать и не различить. Ни шинели, ни ватники тепла не держат, оно выдувается, выбивается ветром; брови запорошились и стали белыми, с ресниц течёт; и нечего думать, чтобы обтереть лицо рукавицей, наляпаешь снег на снег; и голой рукой не стоит, облегчения на секунду или две, да зато и в рукавицы снегу натолчётся.

И по этой степи, озверевшей к ночи, двигались наши батальоны, грохотали танки и артиллерийские тягачи, плутали группами и в одиночку разбитые итальянцы, румыны и немцы. Иногда в белой летящей мгле возникали перестрелки, и было неизвестно, кто стреляет и в кого, и некогда было разбираться, неумолимо действовал приказ: вперёд, только вперёд! Порой в хвосты батальонов и рот пристраивались, побросав оружие, итальянцы и плелись до ближайшего хутора или станицы, где их сдавали до подхода вторых эшелонов на попечение местных жителей, вооружаемых итальянскими же карабинами.

(Н. Грибачёв. 251 слово)

1. Выполните фонетический разбор слов погода, редкий, снег.

2. Выполните морфемный разбор слов грохотали, падающему, неумолимо.

3. Выполните словообразовательный разбор слов снежок, наляпать.

4. Выполните морфологический разбор слов погода, переменилась.

5. Выполните синтаксический разбор простого предложения Начинается это красиво, кончается страшновато.

Модуль 1

Контрольная работа №1

Возможный вариант заданий

1. Компьютерная диагностика

1. Укажите слова из 5 звуков:

1.Смирнов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на состояние здоровья. 2. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.3. Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, — это вопрос об укреплении дисциплины.4. большинство хотят улучшить свои жилищные условия. 5. Во втором семестре в нашу группу пришли три новых студентки. 6. Нас упрекали за публикации таких агрессивных стихов. 7. Упражнение, выплняющееся нами, не вызывает затруднений. 8. Осознавая, что твой век в этом мире невелик, меняется само отношение ко многим вещам. 9. В турнире участвует действующий чемпион одной из следующих стран: Франция, Германия, Италия, Япония. 10. В анкету нужно ввести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.

  1. Раскройте скобки, глаголы употребите в форме прошедшего

На конференции (сделать) доклад (крупный) ученый в области биологии профессор Анна Сергеевна Осинцева. (Молодой) инженер Ирина Светлова (руководить) сборкой новых машин. (Опытный) врач Вера Николаевна Петрова (консультировать) больных. (Старший) инспектор Зверева (проверять) работу дирекции. Доцент Мурашова (присутствовать) на экзамене. (Известный) педагог Лысенкова (отвечать) на вопросы студентов педвузов. (Новый) директор школы Светлана Васильевна Копылова (поздравить) школьников с Днем знаний.

№3. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях:

На занятии присутствовал… большинство студентов. Ряд ученых предложил… новые варианты расчетов. Из двух лет, запланированных на написание второй главы диссертации, полтора ушл… на обработку результатов экспериментов. Обзор и часть материалов опубликован… в журнале. В металлической трубке насверлен… множество мелких отверстий. Большая часть металлов явля… тся цветными. В начале века выпускал…сь множество электромобилей. В аудитории сидел… 122 слушателя. Два корабля не вернул… сь в срок.

№4. Определите, в каких предложениях деепричастный оборот нормативный, а в каких – свободный, внесите правку.

№5. Найдите синтаксические ошибки в следующих предложениях.

№6. Составьте нормативные словосочетания, раскрыв скобки и употребив одно (где это возможно) или два зависимых слова, выбор обоснуйте:

подготовка и руководство (аспиранты), помощь и сотрудничество (родственные предприятия), чтение и обсуждение (газетная статья), руководить и контролировать (местные организации), подбор и наблюдение (интересные факты), понять и смириться (трудности переходного периода), координировать и руководить (деятельность смежных организаций), помощь и забота (ветераны войны), изучать и конспектировать (научная литература), распределять и управлять (имущество и финансы), образовать и распорядиться (внебюджетные фонды), объединение и руководство (предприятия), обеспечить и следить (рост промышленного производства), надежда и вера (победа), написать и распространить (текст постановления), просмотр и рецензия (новый фильм), диагностика и лечение (инфекционное заболевание), подготовка и защита (бакалаврская работа).

4. У мальчика появились и более худшие привычки 4 . 5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме 1 . 6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй 5 . 7. Комната низкая для такой мебели 1 . 8. Небо сегодня голу­бое и полно удивительной прозрачности 6

Употребление числительных

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

. 4. Наш город на­ходится в полуторастах километров от областного центра 4 . 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся 5 . 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процен­тов 6 . 7. Машины стояли у обоих ворот 7 .

Употребление местоимений

1. Исправьте предложения и объясните грамматико-стилистические ошибки.

. 4. Хозяйка сняла со стола че­модан и отодвинула его в сторону 1 . 5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к свои родным; они их жда­ли с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдох­нуть 1 . 6. Больной попросил сестру налить себе воды 4 . 7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого 5 .

Строй простого предложения

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

5. Язык Катерины является наи­более ярким в галерее положительных женских образов А. Н. Островского 4 . 6. Вместе со всеми школами по об­щей программе проводились экзамены в лицеях и колледжах 4 . 7. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет 4 . 8. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией 4 .

Согласование сказуемого с подлежащим

Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

Предложения с однородными членами

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

. Карти­ны этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках 5 . 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, до­кладах и журналах 6 . 7. Студенты группы приняли на се­бя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии 7 . 8. Книга не только име­ет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение 8 .

Причастные обороты

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива 2 . 6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних услови­ях, поплатятся жизнью 3 . 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать 3 . 8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в рабо­те научного кружка, должен подать заявление в дека­нат 4 .

Деепричастные обороты

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента 2 . 4. От науки требу­ются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе 2 . 5. Прочитав вторично ра­боту, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно 3 . 6. Подъезжая к реке, мы остановили лоша­дей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду 1 .

Сложные предложения

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

3. Лошади казаков, ко­торые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе 3 . 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу 4 . 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся 5 . 6. На улице нача­лось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу 5 .

Вариант 3

В каком слове ударение указано верно? Исправьте все ошибки, отметьте верный ответ.

1) валовой (3-й слог)

2) созыв (1-й слог)

3) ракушка (1-й слог)

4) добыча (1-й слог)

Читайте также: