Экономика каменного века доклад

Обновлено: 17.05.2024

Потлач отрицает существование в архаичных обществах естественной экономики. Обмениваются и договориваются не индивиды, а коллективы. Потлач – соц-эк. Институт, представляющий собой тотальные поставки агонистического типа. Уничтожение накопленных богатств с целью затмить вождя соперника вместе с его кланом. Из наблюдений над некоторыми меланезийскими и полинезийскими народами вырисовывается весьма четкий облик порядка дарения. Материальная и моральная жизнь, обмен функционируют там в бескорыстной и в то же время обязательной форме. Более того, эта обязательность выражается мифологическим, воображаемым или, если угодно, символическим и коллективным способом: она принимает форму интереса к обмененным вещам. Последние никогда не отрываются от участников обмена, а создаваемые ими общность и союзы относительно нерасторжимы. В действительности этот символ социальной жизни - постоянство влияния обмениваемых вещей - лишь выражает достаточно прямо способ, которым подгруппы этих сегментированных обществ архаического типа постоянно встраиваются одна в другую, во всем чувствуя себя в долгу друг перед другом.
Часть даров и ответных поставок предназначены для оплаты последовательно достигаемых степеней и возвышений в братствах. Во всех своих предприятиях индеец полагается на помощь своих друзей. Первая цель - оплатить свои долги. Это совершается публично, с большими церемониями и в манере нотариального акта. Другая цель состоит в таком размещении плодов своего труда, чтобы извлечь наибольшую выгоду как для себя, так и для своих детей.

от, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым безумным расточителем. Три обязанности: давать, получать, возмещать. Об одном из великих мифических вождей, не дававшем потлач, говорится, что у него было "испорченное лицо"

имя дающего потлач "тяжелеет" благодаря данному потлачу и "теряет в весе" от принятого потлача

Уклониться от дарения, как и от принятия, - нарушить обычай, так же как и уклониться от возмещения.

этот принцип обмена-дара, вероятно, присущ обществам, которые вышли из стадии "совокупной, тотальной поставки" (от клана к клану и от семьи к семье), но еще не пришли к чисто индивидуальному договору, к рынку, где обращаются деньги, к продаже в собственном смысле и особенно - к понятию цены, определяемой во взвешиваемой и пробируемой монете.

В знаменитом "Очерке о даре" М. Мосс исследует обычай потлача, или "тотальных поставок агонистического типа", суть которых заключается в обмене между племенами и кланами, сопровождающемся ожесточенным соперничеством в расточительстве и потому - уничтожением богатств. По мнению Мосса, в основании этого обычая лежит экономия дара, обусловленная обязанностями давать, получать и возмещать и ставящая своей целью не накопление, а жертвование и расточение ради завязывания межклановых и межплеменных связей. Мосс, как и некоторые другие этнографы первой четверти XX в. (например, Б. Малиновский), считает, что архаическая экономика принципиально отличается от современной, но в то же самое время именно экономия дара делает возможным существование хозяйственных систем, описываемых современной политической экономии и нацеленных на получение пользы и приобретение богатства.

Истории этнографии известны различные типы экономик, большинство из которых включает в себя институт рынка, но им неведома какая-либо экономика, предшествующая нашей, которая бы, пусть даже в минимальной степени, регулировалась и управлялась рынком" . Поэтому он сравнивает современную индустриальную экономику с доиндустриальной, в основе которой, по его мнению, лежали три основных принципа: взаимности (реципрокности), перераспределения (редистрибуции) и домашнего хозяйства.

Эта книга является субстантивистской.

Краткое изложение некоторых идей из первой главы - "Общество первоначального изобилия":

Примитивные охотники и собиратели жили (а кое-где живут и до сих пор) неплохо, свои калории они набирали. Большую часть своего времени они посвящали досугу. Они были полностью материально удовлетворены, поскольку их запросы были невелики. Запросы были невелики, потому что требовалось кочевать. Кочевать требовалось для того, чтобы минимизировать время, необходимое на добычу пищи и чтобы побольше времени посвятить досугу.

Земледелие - это не решение проблемы недостатка пищи, охотник-собиратель практически в любых условиях мог набрать нужные калории. Земледелие - расширение экологической ниши обитания человека.

А ведь существуют два реальных пути к изобилию. Потребности можно «легко удовлетворять либо много производя, либо немногого желая. Но существует и иной путь к изобилию — путь, указываемый дзен-буддизмом. В основе его лежат предпосылки, весьма отличные от наших: материальные потребности человека ограничены и немногочисленны, и технические средства для их удовлетворения не изменяются, но в целом они вполне достаточны. Приняв стратегию дзен-буддизма, люди могут наслаждаться не имеющим аналогов изобилием — при низком уровне жизни.

Рассматривается как пример жизнь и быт нескольких групп австралийских аборигенов.

Время, затрачиваемое человеком на добывание и приготовление пищи, в среднем составляло 4-5 часов в день. Второе: они работают не непрерывно. Проблема добывания пищи не стоит перед ними постоянно; временами они добывают достаточно, чтобы снабдить себя впрок, благодаря чему у них остается масса времени, которое они могут проводить, ничего не делая.

И, наконец, что можно сказать о современном мире? Считается, что от одной трети до половины человечества каждую ночь ложатся спать голодными. В Древнем Каменном Веке эта категория должна была быть куда малочисленнее. Наша эра — эра беспрецедентного голода. Теперь, во времена величайшего развития технической мощи, недоедание институализировано.

Земледелие не только подняло общество над простым распределением природных ресурсов пищи, оно позволило неолитическим об­ществам сохранять высокий уровень организации социальной жизни там, где природ­ная организация вообще не обеспечивала условий для человеческого существования.

Наиболее примитивные из народов мира почти не имеют имущества, но они не бедны. Бедность не есть малое количество предметов потребления, не является она и отражением простого соотношения между целями и средствами; она, прежде всего, выражает отношения между людьми. Бедность — это социальный статус. И как таковая она является изобретением цивилизации. Она выросла вместе с цивилизацией, одновременно с несправедливым разделением на классы и, что особенно важно, налогообложе­нием, из-за которого крестьяне-земледельцы могут оказаться более беззащитными перед лицом стихийных бедствий, чем аляскинские эскимосы на зимней стоянке.

Отрицание постулата редкости (если пользоваться современным языком) основывается на условиях животного мира, а оттуда распространяется на условия жизни человека. Разве животные с момента рождения не находят себе пропитание в окружающей их среде обитания? А люди — разве они не находят источник пропитания в молоке матери и в конечном счете в своей естественной среде обитания, будь они охотниками, скотоводами или земледельцами? Поскольку для Аристотеля рабство является "естественным", он может, не

впадая в противоречие, описывать набеги с целью захвата рабов как охоту на особого рода дичь и затем представлять отдых граждан-рабовладельцев как дар природной среды. Во всяком случае никакая иная потребность, кроме потребности в пропитании в расчет не берется и уж, конечно, не одобряется.

Поэтому, если редкость возникает "со стороны спроса", как мы бы выразились, то Аристотель приписывает это неверному представлению о хорошей жизни, связывающему ее со стремлением к изобилию материальных благ и наслаждений. То, что составляет содержание хорошей жизни - приподнятая атмосфера непрерывного театрального действа, участие в судебных заседаниях, поочередное занятие общественных должностей, сбор голосов и проведение предвыборных кампаний, большие празднества, даже упоение битвой и морским сражением, — все это нельзя накапливать, этим нельзя обладать в прямом смысле слова. Действительно, хорошая жизнь предполагает, "как это общепризнанно", что гражданин имеет свободное время, чтобы посвятить себя службе на благо своего полиса. Здесь снова наличие рабства служило одной из предпосылок; другой и гораздо более действенной предпосылкой было то, что всем гражданам выплачивалось вознаграждение за выполнение общественных обязанностей к тому же в сочетании с недопущением ремесленников в ряды граждан — мерой, которую сам Аристотель, по-видимому, поддерживал.

Гост

ГОСТ

Первобытное хозяйство – это способ ведения экономической деятельности, который был присущ человеческому обществу до изобретения письменности и возникновения государства.

Основные этапы развития первобытного хозяйства

Первобытнообщинный строй считается на данный момент самым продолжительным периодом развития человечества. Его начало совпадает с появлением человека на земле, а конец – с изобретением письменности, формированием классового общества и появлением первых государственных образований.

Хронологические рамки ведения первобытного хозяйства совпадают с границами каменного века, во время которого орудия труда преимущественно изготовляли из камня. В связи с этим в качестве основных этапов развития первобытного общества можно выделить следующие временные периоды:

  • палеолит (древний каменный век): 3 млн — 12 тыс. лет до н.э.;
  • мезолит (средний каменный век): 12 — 8 тыс. лет до н.э.;
  • неолит (новый каменный век): 8 — 3 тыс. лет до н.э.

Первобытное хозяйство в период палеолита было по своему характеру присваивающим, поскольку основными формами хозяйственной деятельности того времени были охота, рыболовство, собирательство. Именно во время древнего каменного века на Земле наступил ледниковый период (около 1 млн. лет назад). Он завершился 35 тыс. лет до н.э., когда значительно усовершенствовались орудия труда, а человек сумел овладеть огнем и пользоваться им и для обогрева, и для приготовления пищи.

Готовые работы на аналогичную тему

В период мезолита каменная техника была представлена миниатюрными орудиями труда правильной геометрической формы. Дерево обрабатывалось людьми с помощью каменного топора. Более успешной охоте способствовало изобретение лука и оружия.

Именно на данном этапе жизнь человека отошла от кочевого образа. Это стало возможным благодаря одомашниванию диких животных и развитию рыболовства (в частности, стали использоваться лодки, сети, гарпуны, остроги). Образ жизни стал оседлым, что потребовало развития строительства – для людей начали возводиться первые жилища.

Переход к высшим формам присваивающего хозяйства и производящему хозяйству завершился в период неолита, т.е. нового каменного века. Теперь человек стал целенаправленно заниматься производством необходимых для его жизнедеятельности материальных благ.

В период неолита произошло два общественных разделения труда:

  • Первое – разделение земледелия и скотоводства, что послужило стимулом для прогресса производительных сил и для возникновения обмена;
  • Второе – выделение из сельского хозяйства ремесла, т.е. из коллективного труда – индивидуального, что способствовало возникновению и развитию (кроме ранее существовавшей коллективной) частной собственности.

Черты первобытного хозяйства

Первобытное хозяйство отличается от других форм хозяйственной деятельности человека несколькими характерными чертами. Прежде всего, первобытному обществу был присущ низкий уровень развития производительных сил, темпы совершенствования которых к тому же были медленными.

Природные ресурсы, а также немногочисленные результаты производства в рамках первобытного хозяйства присваивались коллективным образом. Это означало отсутствие как такой частной собственности на различные значимые активы. Вместе с этим в первобытном обществе отсутствовали эксплуатация людей, деление общества на классы и, как следствие, государства как защитника классовых интересов.

Особенности первобытного хозяйства

Одной их главных особенностей первобытного хозяйства была сильная зависимость общества от окружающей среды. Хозяйство того времени по большей части ориентировалось на добычу из природы ресурсов благ животного и растительного происхождения. Помимо этого, были еще слабо развиты технологии противодействия природным катаклизмам (даже не сразу был получен огонь), которые моли нанести существенный материальный урон общинам.

Развитие хозяйственных отношений также происходило в тесной связи с окружающей средой. Речь идет про совершенствование охоты, собирательства, сельского хозяйства, (скотоводства, земледелия, рыболовства и т.д.), добычи и обработки камней и металлов и др.

Возникновение классов и государств и, соответственно, закат первобытного хозяйства были вызваны действием следующих причин:

  • Зарождение частной собственности;
  • Усиление имущественного неравенства;
  • Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы) и технологий производства (системы орошаемого и плужного земледелия).

Таким образом, первобытное хозяйство представляет собой первичную форму человеческой экономической (хозяйственной) деятельности. С точки зрения формационного подхода первобытное хозяйство является первой общественной формацией, начиная с которой человечество стало активно развивать хозяйственные отношения в обществе.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Экономика каменного века"

Описание и краткое содержание "Экономика каменного века" читать бесплатно онлайн.

ЭКОНОМИКА КАМЕННОГО ВЕКА

Перевод с английского О.Ю. Артемовой. Ю. А. Огородновой и Л. И. Огородною Научная редакция и примечания О. Ю. Артемовой Предисловие А. В.

Коротаеаа Рецензент Е. С. Новик

МАРШАЛЛ САЛИНЗ Экономика каменного века. — М.: ОГИ, 1999. — 296 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

А. В. Коротаев. Предисловие 6

Экономика каменного века

Общество первоначального изобилия 19

Домашний способ производства:

структура недопроизводства 53

Домашний способ производства:

интенсификация производства 102

О социологии примитивного обмена 170

Замечания о реципронности и степени родства 211

Замечания о реципрокности и ранге родства 222

Замечания о реципрокности и богатстве 233

Меновая стоимость и дипломатия

примитивной торговли 241

ПРЕДИСЛОВИЕ

Родился Маршалл Д. Салинз в 1930 г. в Чикаго, где и прошло его детство. Университетское антропологическое образование Салинз получил в Мичиганском университете (в Анн-Арборе). После окончания университетского курса он продолжил обучение здесь в аспирантуре, однако закончил ее в Колумбийском университете, где в 1954 г. защитил докторскую диссертацию. Затем Салинз преподавал культурную антропологию в Колум­бийском и Мичиганском университетах, проводил полевые антропологические исследования на Фиджи, в Новой Гвинее и Турции. С 1973 г. работает в Чикагском университете. Хотя 1997 г. Салинз официально ушел на пенсию, он продолжает активную исследовательскую и преподавальскую деятельность на Кафедре антропологии этого университета.

Эта идея Салинза также получила исключительно широкое распространение. Однако и ее трудно признать удачной.

Однако по-настоящему важно другое обстоятельство. Салинз в своей работе 1960г. совершает обе основных ошибки однолинейных эволюционистов: (1) он рассматривает в качестве единой переменной несколько слабо коррелирующих между собой параметров и (2) он настаивает на существовании полной корреляции (т. е. функциональной зависимости) между всеми основными интересующими его группами параметров.

Каменный век длился более двух миллионов лет и это самая большая часть нашей истории. Название исторического периода обусловлено использованием древними людьми орудий труда из камня и кремня. Люди жили небольшими группами родственников. Они собирали растения и охотились, добывая себе пищу.

Каменный век

Кроманьонцы – первые современные люди, обитавшие в Европе 40 тыс. лет назад.

У человека из каменного века не было постоянного жилища, только временные стоянки. Нужда в пропитании заставляла группы искать новые охотничьи угодья. Человек еще очень нескоро научится обрабатывать землю и держать скот, чтобы можно было осесть на одном месте.

Каменный век – это первый период в истории человечества. Это условное обозначение временных рамок, когда человек использовал камень, кремень, дерево, растительные волокна для закрепления, кость. Часть из этих материалов не попали к нам в руки из-за того, то попросту сгнили и разложились, но каменные находки археологи по всему миру продолжают фиксировать и сегодня.

Исследователи используют два основных метода изучения дописьменной истории человечества: с помощью археологических находок и изучая современные примитивные племена.

Мамонты. Каменный век

Шерстистый мамонт появился на континентах Европы и Азии 150 тыс. лет назад. Взрослая особь достигала 4 м и весила 8 т.

Учитывая длительность каменного века, историки разделяют его на несколько периодов, делящихся в зависимости от материалов орудий труда, используемых первобытным человеком.

  • Древний каменный век (палеолит) – более 2х млн. лет назад.
  • Средний каменный век (мезолит) – 10 тыс. лет до н.э. Появление лука, стрел. Охота на оленей, диких кабанов.
  • Новый каменный век (неолит) – 8 тыс. лет до н.э. Начало земледелия.

Это условное деление на периоды, поскольку в каждом отдельном регионе прогресс появлялся не всегда одновременно. Окончанием каменного века считают период, когда люди освоили металл.

Первые люди

Человек не всегда был таким, каким мы его видим сегодня. На протяжении долгого времени строение человеческого тела менялось. Научное название человека и его ближайших предков – гоминид. Первые гоминиды делились на 2 основные группы:

Австралопитеки обитали на планете 4 млн. лет назад на территории Африки. Только одна из групп австралопитеков могла ходить прямо – Australopithecus africanus. Миллион лет назад Australopithecus вымерли. С тех пор осталась только одна группа гоминидов – Homo (человек).

Homo habilis – первые Homo, которые появились 2,5 млн. лет назад. Среда обитания – Южная и Восточная Африка. У него были длинные руки и, по мнению ученых, именно habilis первым освоил орудия труда и охоту.

Homo erectus появились 2 млн. лет назад. Первыми из гоминидов покинули Африку, расселившись в Азии, а потом и в Европе. Считается, что именно Homo erectus первыми освоили огонь. Они были хорошими охотниками и могли уже строить хижины. Одной из разновидностей Homo erectus является Брокен-хиллский человек.

Периодизация каменного века

Homo sapiens развился из Homo erectus и появился впервые приблизительно 400 тысяч лет назад. Не удивляйтесь, если увидите разные данные о времени появления того или иного вида. Археологи и историки дают ориентировочные рамки, а бесконечные споры в их среде только разгораются от появления новых находок.

Известный подвид Homo sapiens – неандертальцы. Они обитали в Европе и на Западе Азии. Пользовались кремниевыми орудиями труда. Есть доказательства того, что они уже хоронили своих усопших.

Homo sapiens sapiens – наш подвид, появившийся 10 тысяч лет назад и расселившийся по всем континентам Земли.

Климат

Любые изменения, происходившие в каменный век, серьезно зависели от климата, который на протяжении долгого времени циклично менялся то в сторону похолодания, то в сторону потепления. Ландшафты менялись вместе с климатом, это влияло на флору и фауну, что не могло не сказываться в итоге на древних людях.

Жилище из костей мамонта

Кости мамонта собирали куполом, щели заделывали мхом или растениями. Сверху постройку покрывали шкурой животного.

Сейчас кажется странным, что человек, передвигаясь только на своих двоих, мог каким-то образом оказаться на разных континентах. Но материки не всегда были изолированными. В ледниковые периоды образовывались большие площади равнин, служившими своеобразными мостами для миграции. В периоды нового потепления ледники таяли и люди оказывались в изоляции, предоставленные сами себе в дальнейшем развитии. Так, в свое время территория Великобритании была связана с европейским материком и не являлась островом.

Собирательско-охотничий образ жизни

Первобытные люди не сидели на одном месте, им приходилось круглый год кочевать, чтобы добыть себе пищу. Собирали в основном ягоды, растения, орехи, а охоту вели на диких животных – оленей, диких кабанов, мамонтов. Стада животных, например, северных оленей, мигрировали, а за ними передвигались и люди, получая от животных мясо и молоко.

Миграции возникали по двум основным причинам:

  • сезонные, о чем мы сказали раньше, связанные с передвижением животных;
  • климатические, вызванные серьезными изменениями климата.

100 тыс. лет назад климат был куда холоднее, чем сейчас. В теплое время года, рядом с пастбищами, первобытные люди строили хижины. Когда наступали холода, они перебирались в пещеры, недалеко от источников воды. В отсутствии пещер стоянки организовывались из костей животных, шкур и камней.

В значительной степени жизнь облегчилась использованием огня. По меньшей мере, 700 тыс. лет назад человек уже мог использовать огонь. Возможно, он увидел его после очередного удара молнии об дерево, а тлеющие угли поддерживались от стоянки к стоянке. Позже человек обнаружил, что огонь появляется от быстрого трения деревянных палочек или искры выбиваются от удара кремня об камень. Считается, что лучковая дрель была изобретена как минимум 4 тыс. лет до н.э., а это облегчило добычу огня в несколько раз.

Рацион первобытного человека

Питание охотников-собирателей было разнообразным по тем временам. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами, – всем тем, что мог найти и собрать. Летом в изобилии можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. Не сложно было обнаружить финики, виноград, фигу, клюкву и чернику в отдельных регионах. Осенью природа давала человеку разнообразные орехи – кедровые орешки, миндаль, желуди. Все это добро можно было хранить в земле, а зимой высушенные фрукты и ягоды тоже шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта.

В рационе преобладала растительная пища, однако, когда ее становилось мало, человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.

По зубам неандертальца, жившего 60 тыс. лет назад, ученые выявили, что в его рационе почти не было сладкого, так как гнилых зубов не обнаружено вовсе, однако некоторые зубы были сточены. Это объясняется тем, что человеку приходилось есть зерно прямо в твердой оболочке.

Костяной гарпун (каменный век)

Костяной гарпун позволял ловить рыбу.

Возле морских побережий процветала рыбная ловля. В ход шли моллюски, ракообразные, крабы, трубачи. Охота велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей.

Охота

В последний ледниковый период, когда охота набрала самые большие обороты, человек приноровился ловить бизона, лошадь, северного оленя и мамонта. В качестве оружия человек использовал каменный топор и деревянное копье. Позже в ход пошли копья с наконечниками.

На животных нападали сразу или использовали ямы-ловушки. Когда нужно было поймать большое стадо, животных загоняли на скалу.

Для поимки лесных животных использовали лук и стрелы.

12 тыс. лет назад человек приучил собаку для помощи в охоте.

Когда добыча была поймана, мясо ели сразу или сушили про запас. Шкуру брали на одежду и укрытие для палаток. Кости и рога применяли для оружия и орудий труда.

Поимка одного мамонта могла прокормить целый род на протяжении 2 – 3х месяцев.

Социальная структура

Сегодня численность населения планеты достигает 7,3 млрд. человек. 13 тыс. лет до н.э. она едва доходила до 8 млн.

Общество охотников-собирателей строилось на основе семьи. Совместные группы составляли род, где каждый был связан с другими родственными узами.

Понятие племени появилось еще до того, как человек стал вести оседлый образ жизни. Вероятно, в сезон охоты родовые группы могли объединяться в целые племена на основе общих интересов и родственных признаков, но с окончанием охоты группы-племена распадались.

Более стабильными племена становились при оседлом образе жизни, когда нужно было обрабатывать землю, содержать скот. Это позволило роду разрастаться, слабых уже не бросали. Общество менялось и усложнялось. Более подробно о родовых общинах.

Первые урожаи

Выращивание пищи впервые появилось 8 тыс. лет до н.э. на территории Ближнего Востока. Часть диких злаков оставалась про запас на будущий год. Человек наблюдал и видел, что если семена попадают в землю, то снова прорастают. Он стал намеренно рассаживать семена. Высаживая небольшие участки, можно было прокормить больше людей.

Для контроля и высаживания урожая нужно было оставаться на месте, это и побудило человека меньше мигрировать. Теперь удалось не просто собирать и получать то, что дает природа здесь и сейчас, но и воспроизводить это. Так зарождалось земледелие, о чем подробнее читайте в этой статье.

Первыми окультуренными растениями стали пшеница и ячмень. Рис окультурили на территории Китая и Индии 5 тыс. лет до н.э.

Каменный век. Орудия труда

Постепенно зерно научились растирать в муку, чтобы из нее уже сделать кашу или лепешки. Зерно располагали на большом плоском камне и с помощью точильного камня растирали ее в порошок. Грубая мука содержала песок и другие примеси, но постепенно процесс становился изящнее, а мука чище.

Скотоводство появилось в одно время с земледелием. Человек и раньше сгонял скот в небольшие загоны, но делалось это для удобства во время охоты. Одомашнивание началось 8,5 тыс. лет до н.э. Первыми поддались козы и овцы. Они быстро привыкли к близости человека. Замечая, что крупные особи дают больше приплода, чем дикие, человек научился отбирать только лучших. Так домашний скот стал крупнее и мясистее дикого.

Обработка камня

Каменный век – это период в истории человечества, когда камень использовали и обрабатывали для улучшения жизни. Ножи, наконечники, стрелы, резцы, скребки… – добиваясь нужной остроты и формы, камень превратили в орудие труда и оружие.

Появление ремесел

Чем проще и качественнее были орудия труда, тем легче было работать с другими материалами. На кости уже можно было вырезать узор, кожа резалась быстрее, а на глине вдавливался орнамент. Освоение ремесел проходило постепенно, но в постоянном прогрессе. Читайте подробнее о том, как появились ремесла.

Одежда

Первая одежда нужна была для защиты от холода и ею служили шкурки животных. Шкурки вытягивались, выскабливались и скреплялись. Дырки в шкуре можно было сделать с помощью остроконечного шила из кремня.

Позже растительные волокна послужили основой для плетения нитей и в дальнейшем, для выделки ткани. Декоративно ткань красили с помощью растений, листьев, коры.

Украшения

Первыми украшениями служили раковины, зубы животных, косточки, скорлупа ореха. Случайные поиски полудрагоценных камней позволили делать бусы, скрепленные полосками нитей или кожи.

Первобытное искусство

Первобытный человек раскрывал свое творчество, используя все тот же камень и стены пещер. По крайней мере, именно эти рисунки дожили в сохранности до наших дней (о наскальных рисунках). По всему миру до сих пор находят вырезанные из камня и кости фигурки животных и человека.

Конец каменного века

Каменный век закончился в тот момент, когда появились первые города. Изменение климата, оседлый образ жизни, развитие земледелия и скотоводства привело к тому, что родовые группы стали объединяться в племена, а племена со временем разрастались в крупные поселения.

Масштабность поселений и освоение металла привели человека в новую эпоху.

Читайте также: