Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий доклад

Обновлено: 02.07.2024

Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2014 г. № 353

МОСКВА

Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

2. Абзац второй пункта 5, подпункты "а" - "в" и "ж" пункта 6, подпункт "в" пункта 11, пункты 12 - 15 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 апреля 2014 г. № 353

ПРАВИЛАобеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований (далее - соревнования) и собственниками (пользователями) объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

2. Настоящие Правила применяются при проведении соревнований, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Основной задачей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований является предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в местах проведения соревнований.

4. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется их организаторами совместно с собственниками (пользователями) объектов спорта во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

II. Требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований

5. Места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна соответствовать требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления их в силу обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза, а также не противоречащим им требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований:

а) помещение для работы организатора соревнования или координационного органа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил, либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

б) помещения для работы сотрудников органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел либо места, специально подготовленные в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

в) помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

г) парковочные места для размещения транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

д) медицинский пункт;

е) санитарные узлы;

ж) зоны (контрольно-пропускные пункты) для возможности осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств, требования к которым утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Требования, предусмотренные подпунктами "в", "г" и "ж" пункта 6 настоящих Правил, не применяются при проведении соревнований на участках автомобильных дорог, площадей, улиц, парков и водных объектов, не имеющих определенных организатором соревнования мест для группового размещения зрителей.

8. Объекты спорта в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований помимо требований, указанных в пункте 6 настоящих Правил, должны быть оборудованы или снабжены:

а) информационными табло и (или) стендами;

б) системой контроля и управления доступом;

в) системой охранной телевизионной;

г) системой охранной и тревожной сигнализации;

д) системой охранного освещения;

е) системой экстренной связи;

ж) системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, с выводом в помещение, предназначенное для работы организатора соревнований или координационного органа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил, с возможностью хранения информации не менее одного месяца.

9. Требования, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 8 настоящих Правил, применяются только при проведении соревнований по таким видам спорта, как "баскетбол", "волейбол", "регби", "футбол" и "хоккей", а также по спортивным единоборствам.

10. Требования, предусмотренные пунктами 6, 8 и 9 настоящих Правил, распространяются на соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации.

11. Собственник (пользователь) объекта спорта должен иметь следующую документацию:

а) документ, подтверждающий ввод объекта спорта в эксплуатацию;

б) паспорт безопасности объекта спорта, разработанный в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму";

в) инструкция по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта, разработанная в соответствии с требованиями пункта 13 настоящих Правил (далее - инструкция), включающая в себя типовой план мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований (далее - план мероприятий);

г) схема расположения эвакуационных знаков безопасности;

д) схема расположения медицинских пунктов;

е) схема расположения помещений или специально подготовленных мест для хранения предметов, запрещенных для проноса;

ж) схема организации дорожного движения пешеходов и транспортных средств в месте проведения соревнований и на прилегающей к нему территории;

з) схема расположения нестационарных торговых объектов;

и) лицензия на осуществление медицинской деятельности медицинским пунктом.

III. Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований

12. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется в соответствии с инструкцией и планом мероприятий.

13. Инструкция разрабатывается собственниками (пользователями) объектов спорта на основе типовой инструкции, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, согласовывается с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и утверждается собственниками (пользователями) объектов спорта не реже одного раза в 3 года.

14. План мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с территориальными органами внутренних дел, указанными в пункте 13 настоящих Правил, в соответствии с типовым планом мероприятий и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований.

15. При проведении соревнований вне объектов спорта план мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований по согласованию с территориальными органами внутренних дел, указанными в пункте 13 настоящих Правил, в соответствии с типовой инструкцией и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований.

IV. Права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований

16. Собственник (пользователь) объекта спорта при проведении соревнований вправе:

а) привлекать для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований контролеров-распорядителей;

б) ограничивать проход зрителей в зоны, которые определены собственником (пользователем) объекта спорта;

в) не допускать на объекты спорта лиц, в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения соревнований в дни их проведения.

17. Собственник (пользователь) объекта спорта обязан:

а) обеспечивать надлежащее содержание инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, и осуществлять техническое оборудование объекта спорта в соответствии с требованиями раздела II настоящих Правил;

б) разрабатывать документацию, предусмотренную подпунктами "б" - "е" пункта 11 настоящих Правил;

в) совместно с организатором соревнований организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы;

г) совместно с организатором соревнований осуществлять, в том числе с применением технических средств, контроль наличия у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих личность, при входе в места проведения соревнований в случаях, установленных Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

д) обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд в место проведения соревнований и бесплатную стоянку транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

е) совместно с организатором соревнований информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (далее - Правила поведения), и о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации и при эвакуации зрителей;

ж) организовывать и осуществлять эвакуацию зрителей и участников соревнований с мест их проведения в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации;

з) обеспечивать деятельность контролеров-распорядителей;

и) совместно с организатором соревнований информировать зрителей и участников соревнований о их прекращении;

к) участвовать с организатором соревнований в осмотре места их проведения.

V. Права и обязанности организатора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований

18. Организатор соревнований вправе:

а) привлекать для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований контролеров-распорядителей;

б) обращаться в органы внутренних дел для получения содействия в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) создавать координационные органы (штабы, комиссии) в целях организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований в месте их проведения;

г) ограничивать проход зрителей в зоны, которые определены организатором соревнований и собственником (пользователем) объекта спорта;

д) осуществлять в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований совместно с сотрудниками органов внутренних дел личный осмотр граждан и осмотр находящихся при них вещей при входе в места проведения соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру не допускать их в места проведения соревнований;

е) принимать меры по недопущению в места проведения соревнований лиц, которые нарушают Правила поведения или в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения соревнований в дни их проведения;

ж) требовать от зрителей соблюдения общественного порядка, а также Правил поведения;

з) принимать меры по пресечению действий зрителей, нарушающих общественный порядок и Правила поведения в местах проведения соревнований.

19. Организатор соревнования обязан:

а) уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований в порядке, установленном Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

б) организовывать взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;

в) разрабатывать и утверждать план мероприятий в срок не позднее 10 дней до начала соревнований;

г) при проведении соревнований вне объектов спорта разрабатывать документацию, предусмотренную подпунктами "г", "д" и "е" пункта 11 настоящих Правил;

д) утверждать акт о готовности места проведения соревнований за сутки до их начала;

е) производить не позднее чем за 3 часа до начала соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта осмотр места проведения соревнований, подготавливать и утверждать соответствующий акт в срок не позднее начала пропуска зрителей на соревнования;

ж) организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы в местах проведения соревнований в период их проведения;

з) обеспечивать хранение предметов, запрещенных для проноса, в помещениях или специально подготовленных местах;

и) обеспечивать деятельность контролеров-распорядителей;

к) осуществлять, в том числе с применением технических средств, контроль наличия у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих личность, при входе в места проведения соревнований в случаях, установленных Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

л) принимать меры по соблюдению правил противопожарного режима;

м) информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения;

н) обеспечивать зрителям и участникам соревнований в случае необходимости оказание первой помощи и организовывать оказание скорой медицинской помощи;

о) приостанавливать соревнования до устранения нарушений положения (регламента) о соревнованиях, групповых нарушений общественного порядка в местах проведения соревнований либо угрозы для жизни и здоровья граждан;

п) прекращать соревнования, если нарушения, указанные в подпункте "о" настоящего пункта, не устранены, а также при наличии информации о возможности совершения террористического акта;

р) информировать зрителей и участников соревнования о прекращении соревнований и о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации, организовывать их эвакуацию в случае угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайной ситуации.

VI. Особенности обеспечения безопасности проведения соревнований на отдельных территориях

20. Соревнования не проводятся:

а) в местах и помещениях, не отвечающих требованиям, установленным настоящими Правилами;

б) в полосах отвода газо-, нефте- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

в) на объектах транспортного комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах, при отсутствии решения о временных ограничениях или прекращении движения на них транспортных средств, принятого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при отсутствии организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств и информирования о принятом решении участников дорожного движения;

г) в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение пограничных органов федеральной службы безопасности.

Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий

Проблема обеспечения безопасности возникла еще на Олимпийских играх, проводимых в античные времена. Греческие города-государства постоянно вели борьбу и соперничали друг с другом, чтобы предоставить возможность безопасного участия в спортивных соревнованиях. В Олимпии на время игр провозглашался олимпийский мир. Города-государства, входившие в олимпийскую общину, обещан и обеспечивать неприкосновенность культурных и спортивных сооружений и всех участников соревнований, зрителей и высокопоставленных лиц минимум на три месяца и гарантировали беспрепятственный въезд и выезд из страны. В частности, нарушившего эти условия спортсмена наказывали дисквалификацией и денежным штрафом.

Большую актуальность для современного спортивного движения представляет проблема крупных трагедий на спортивных аренах, которые, в частности, нередко происходят во время проведения футбольных матчей. Основные причины здесь - массовые беспорядки среди зрителей, а также непродуманность организации крупных спортивных мероприятий, технические издержки, связанные со спортивными сооружениями, и т.п.

Указанная проблема всегда будет злободневной. Она требует, во-первых, нормативно-правовой проработки вопросов, связанных с усилением акцента на безопасность при проектировании, строительстве и оборудовании спортивных сооружений и других спортивных объектов; во-вторых, нормативно-правового разрешения проблем, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на организацию и проведение спортивных мероприятий; в-третьих, четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению соревнований, в том числе действий, направленных на обеспечение безопасности и комфортных условий для болельщиков на стадионе.

19 августа 1985 г. в Страсбурге государства - члены Совета Европы и ряд других государств - участников Европейской культурной конвенции ETS № 018 (Париж, 19 декабря 1954 г.) приняли Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей ETS № 120 . Стороны Конвенции координируют политику и действия, предпринимаемые их министерствами и другими государственными органами, но борьбе с насилием и хулиганским поведением зрителей посредством создания, в случае необходимости, органов по координации. Стороны обязуются обеспечивать выработку и осуществление мер, направленных на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей.

Зачинщиками и участниками беспорядков при проведении спортивных мероприятий могут быть не только зрители. Так, согласно решению ФИФА сборная команда Турции была наказана за беспорядки во время поединка плей-офф на чемпионате мира 2006 со Швейцарией. Тогда в драке принимали участие многие футболисты обеих команд, тренеры и обслуживающий персонал. Первоначальное решение гласило, что шесть встреч пройдут на нейтральных полях при пустых трибунах. Однако позднее руководство мирового футбола решило, что санкции были чрезмерными. Матчи против команд Венгрии, Боснии и Греции турецкой сборной было разрешено провести дома, правда, при условии, что в предшествующих поединках не произойдет никаких инцидентов с ее участием.

В ст. 3 Федерального закона о спорте среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий.

Пункт 19 ст. 6 данного Закона - обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта - относит к полномочиям Российской Федерации.

Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Олимпийского закона Президентом Российской Федерации на период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие:

  1. установление контролируемых и (или) запретных зон;
  2. ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан;
  3. ограничение движения транспортных средств;
  4. ограничение полетов летательных аппаратов;
  5. ограничение судоходства;
  6. усиление охраны общественного порядка и объектов;
  7. ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с Олимпийскими и Паралимпийскими играми;
  8. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  9. проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  10. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При введении указанных усиленных мер безопасности на период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр должны устанавливаться конкретные границы территории и акватории, в пределах которых вводятся такие меры, а также порядок финансирования и материально-технического обеспечения этих мер. При введении усиленных мер безопасности могут также определяться категории граждан, в отношении которых такие меры не применяются. Граждане, проживающие и работающие в пределах границ территории, на которой введены усиленные меры безопасности, а также граждане, вновь прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с введенными мерами.

Указом образован оперативный штаб по обеспечению безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и установлено, что его руководителем по должности является руководитель 1-й Службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Указом также утверждено Положение об оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи , согласно которому оперативный штаб является органом, осуществляющим планирование усиленных мер безопасности при проведении Олимпийских и Паралимпийских игр, а также в пределах своей компетенции координацию деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, реализующих такие меры.

Оперативный штаб в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,

Основными задачами оперативного штаба являются:

а) планирование усиленных мер безопасности и разработка механизма их реализации;

б) координация деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, реализующих усиленные меры безопасности;

в) определение конкретных границ территории и акватории, в пределах которых предполагается введение усиленных мер безопасности;

г) определение, при необходимости, категорий граждан, в отношении которых усиленные меры безопасности могут не применяться;

д) подготовка предложений о порядке финансирования и материально-технического обеспечения усиленных мер безопасности;

е) решение иных задач, связанных с реализацией усиленных мер безопасности.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года основными направлениями создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их обвинениями являются :

  1. разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта;
  2. определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями.

Для создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями необходима реализация комплекса следующих мер:

  1. разработка программ по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах спорта;
  2. совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  3. проведение мониторинга обеспечения правопорядка и общественной безопасности;
  4. осуществление подготовки кадров и повышения квалификации работников, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, включая эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных сооружений;
  5. совершенствование системы государственного контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  6. внедрение системы стандартизации и сертификации безопасности и качества объектов спорта и оказываемых на них физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с международными требованиями;
  7. разработка и принятие положения о клубе спортивных болельщиков и создание российской ассоциации клубов болельщиков по видам спорта;
  8. проведение всероссийского конкурса на лучший клуб спортивных болельщиков и освещение деятельности клубов болельщиков в средствах массовой информации.

Ожидаемыми результатами создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями являются:


БЕЗОПАСНОСТЬ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТАХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Проблема безопасности при проведении спортивных мероприятий - одна из центральных в современном спортивном движении. Недостаточная безопасность при проведении спортивных мероприятий приводит не только к серьезным внутренним социальным проблемам, связанным с уровнем правонарушений и общественной безопасностью, но и воздействует на международные взаимоотношения. По этим причинам, страна, принимающая мероприятие, заинтересована в проведении его без происшествий.

Спортивные мероприятия являются важными общественными событиями, относятся к массовым мероприятиям и привлекают внимание огромного количества зрителей и участников.

Цель исследования – проанализировать походы к обеспечению безопасности спортивных объектов.

Методы исследования: анализ литературных источников, нормативно-правовых документов и статистических данных по теме исследования.

Результаты исследования. Охрана и безопасность соревнований требует организации большого количества высокопрофессиональных сотрудников охраны. Работа охраны заключается в правильной организации и предупредительной работе. На массовых мероприятиях, как правило, много людей и свободный вход. Задачи для охраны на таких мероприятиях: подготовить охраняемую территорию до начала мероприятия и осмотреть её по окончанию, не допустить пронос оружия, взрывоопасных и отравляющих веществ, наркотиков, других орудий нанесения ударов, поддержка порядка и обеспечение сохранности имущества [2].

С точки зрения объема решаемых системой безопасности задач можно выделить несколько режимов функционирования объекта:

1. Режим повседневной деятельности.

2. Режим подготовки и проведения официального мероприятия.

3. Режим подготовки и проведения зрелищного мероприятия.

4. Режим подготовки и проведения официального международного мероприятия. Требования по обеспечению безопасности объекта в условиях каждого из режимов функционирования определяются различными нормативными документами и имеют различное содержание. В режиме повседневной деятельности на объекте присутствуют в основном сотрудники спортивного объекта, персонал обслуживающих организаций, посетители подразделений, оказывающих спортивные и другие физкультурно-оздоровительные услуги на территории. Требования к организации пропускного режима определяются в этом случае внутренними нормативными документами и инструкциями. Режим подготовки и проведения официального мероприятия предусматривает работу системы безопасности в полном объеме с возможностью привлечения дополнительных сил и средств в зависимости от категории проводимого мероприятия. Объем и алгоритмы работы сил и средств системы безопасности определяются отдельными документами и инструкциями, учитывающими реализацию требований безопасности в полном объеме.

Режим подготовки и проведения зрелищного мероприятия предусматривает работу системы безопасности в полном объеме, как и в предыдущем случае с учетом особенностей мероприятия. Одной из важных особенностей является возможное существенное увеличение числа зрителей на мероприятии. Режим работы сил и средств системы безопасности определяется отдельными документами и инструкциями, учитывающими реализацию дополнительных требований организатора мероприятия.

Режим подготовки и проведения официального международного мероприятия предусматривает дополнительное усиление системы безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов международных организаций. Режим работы сил и средств системы безопасности в этом случае определяется специальными инструкциями, разработанными на конкретное мероприятие и согласованными с уполномоченными структурами [3].

Анализ нормативных документов показал, что перечень угроз для значимого объекта социально-культурного назначения, в режиме подготовки и проведения официального мероприятия любого уровня может включать следующие виды угроз:

1) совершение террористического акта;

2) совершение противоправных действий, не попадающих под определение террористических, но которые могут привести к существенным материальным потерям или человеческим жертвам;

3) технологические аварии, которые могут привести к существенным материальным потерям или человеческим жертвам;

4) чрезвычайные метеорологические или климатические условия;

5) противоправные действия зрителей или персонала, которые при определенных условиях могут привести к материальным потерям или человеческим жертвам;

6) нарушение правил поведения на спортивном объекте [1].

Успех обеспечения безопасности на массовых мероприятиях зависит от тщательной подготовки, скоординированных и слаженных действий организаторов и сотрудников охраны.

Анализ некоторых последних случаев, которые привели к тяжким последствиям и жертвам среди мирного населения на спортивных объектах. Действия уполномоченных лиц по защите общественной безопасности, при проведении массового спортивного мероприятия.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 15.04.2019
Размер файла 14,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Безопасность при проведении массовых спортивных мероприятий

В данной статье автором уделяется особое внимание безопасности - важнейшему фактору при проведении массовых спортивных мероприятий. Приводятся различные примеры, встречающиеся во время проведения спортивных мероприятий. Проводится анализ некоторых последних случаев, которые привели к тяжким последствиям и жертвам среди мирного населения на спортивных объектах. Речь идет о ключевых ролях ответственных за безопасность лиц, даются рекомендации и предложение, учитывая которые, можно будет не допустить тяжких последствий.

В последнее время все большее внимание уделяется вопросам безопасности в различных сферах деятельности, вне зависимости от территории, общественно-политической обстановки в той или иной стране. На примере спортивных мероприятий, можно убедиться, что важнейшим условием при подготовке к проведению массовых мероприятий является безопасность. Скопление тысяч людей является привлекательным местом для преступников, преследующих своей целью совершить правонарушение. В истории проведения спортивных мероприятий известны подобные случаи, приведшие к большому количеству жертв. В связи с чем, год от года разрабатываются и предпринимаются самые разнообразные меры для осуществления общественной безопасности.

Российская Федерация ежегодно принимает десятки крупных спортивных мероприятий различного уровня. Только за последние несколько лет нами были успешно проведены: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани, Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи, чемпионат мира по водным видам спорта 2015 в Казани и другие. Стоит отметить, что в связи с последними трагическими событиями в мире спорта, странам-организаторам нужно еще большее внимание уделять вопросам безопасности.

Для осуществления безопасности организаторам необходимо учитывать комплекс мер, которые включают в себя слаженную работу специализированных служб, сотрудников правоохранительных органов, высокий профессионализм контролеров-распорядителей, системная работа с болельщиками и другое.

Через несколько лет в России пройдет чемпионат мира по футболу. Право на проведение, которого было получено в острой борьбе с другими странами-кандидатами. Одним из условий заявочной кампании, являлись гарантии Правительства Российской Федерации, которые были даны ФИФА, среди которых:

Охрана и безопасность - залог успешного проведения чемпионата мира в России. Здесь необходимо обратить пристальное внимание на несколько аспектов. Система отбора кандидатов в волонтеры, а также временный персонал. Стоит отметить, что лица работающие на подобного рода соревнованиях имеют возможность посещения различных объектов как во время тестовых мероприятий, так и во время главных стартов. Слаженная работа лиц принимающих на работу и специализированных служб должны самым тщательным образом проводить отбор кандидатов, дабы не допустить попадания в число персонала радикально настроенных людей.

Еще одна немаловажная составляющая - спортивные объекты. Так несколько лет назад мы были очевидцами террористического акта направленного на убийство бывшего Президента Чеченской республики Ахмата-хаджи Кадырова, покушение на убийство которого, было совершено во время проведения празднования 9 мая на одном из стадионов в Грозном. Экспертами было установлено, что взрывное устройство было заложено на спортивном объекте задолго до проведения самого мероприятия. Не уделив должного внимания проверке безопасности стадиона, вследствие чего десятки людей стали жертвами.

Проведя анализ некоторых ситуаций, встречающихся как до проведения, во время и непосредственно, после проведения массовых спортивных мероприятий и анализируя некоторые действия уполномоченных лиц на защиту общественной безопасности, автор приходит к выводу, что предпринимаемые меры недостаточны для соблюдения всех необходимых моментов для спокойного проведения соревнований. В последнее время места большого скопления людей представляют большой интерес со стороны различного рода террористических организаций, целью которых является нанесение как можно большего урона, для того, чтобы достичь большого количества жертв среди мирного населения. Также необходимо отметить, что важной составляющей безопасного проведения массового спортивного мероприятия является кадры, среди которых как правоохранительные органы, так и гражданский персонал и важное обстоятельство касается проверке лиц принимаемых на работу, так как от одного лица зависит большое количество жизней мирного населения. Учитывая негативный зарубежный опыт, стоит уделять самое пристальное вниманием вопросам борьбы с радикальными группировками.

Подобные документы

Причины спортивных травм. Организационные мероприятия колледжа по предупреждению травматизма. Обязанности административно–хозяйственного и обслуживающего персонала, преподавателей и тренеров. Техника безопасности при проведении занятий и соревнований.

контрольная работа [19,1 K], добавлен 31.03.2017

Понятие и виды массовых мероприятий, проводимых во внеурочной деятельности школы. Рекомендации по организации безопасности при проведении массовых мероприятий в образовательной организации. Разработка комплексной программы "Школа-территория здоровья".

дипломная работа [87,6 K], добавлен 16.05.2017

Причины травматизма при занятиях на спортивных сооружениях в ходе проведения уроков физкультуры в школе. Организационные и технические методы обеспечения безопасности школьников. Законодательные источники о технике безопасности на спортивных объектах.

реферат [68,7 K], добавлен 25.04.2014

Детский оздоровительный лагерь как открытая педагогическая система. Порядок подготовки детских оздоровительных учреждений к безопасной деятельности. Безопасность при проведении игр, спортивных занятий, труда и досуга. Требования охраны труда к персоналу.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 05.06.2015

Краткое описание технологического процесса проведения высотных строительно-монтажных работ. Анализ применяемых на предприятии мер по обеспечению их безопасности. Разработка мероприятий по снижению травматизма и несчастных случаев при работе на высоте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо помнить, что занятия спортом сопряжены с определенными рисками, именно поэтому, чтобы избежать несчастного случая, нужно соблюдать определенные правила поведения в спортивном зале и на открытых спортивных площадках.




Тема: Техника безопасности в спортивном зале и на открытых спортивных площадках

Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории

Структура и содержание инструкций по технике безопасности.

Виды и порядок проведения инструктажей.

Организация и правила проведение инструктажа по технике безопасности.

Основные правила безопасности при проведении физкультурных занятий.

Техника безопасности в спортивном зале.

Техника безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках.

Одним из определяющих факторов успешного функционирования ОУ является обеспечение безопасности учащихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Необходимо помнить, что занятия спортом сопряжены с определенными рисками, именно поэтому, чтобы избежать несчастного случая, нужно соблюдать определенные правила поведения в спортивном зале и на открытых спортивных площадках.

Во время занятия используют инструкции по ТБ, наглядные пособия (плакаты), вспомогательные технические средства (компьютерные программы, интерактивная доска, слайд-проекторы), презентации. Инструкции в каждом ОУ прорабатывает специалист по ТБ на основании системы стандартов безопасности труда с учётом всех особенностей обучения. Их утверждает директор образовательного учреждения.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физической культуре для учащихся проводят учитель физической культуры по ходу всего образовательного процесса. В каждом случае инструктирование опирается на программу, разработанную и утверждённую руководителем данного ОУ. В завершении проходит проверка на усвоение материала в устной форме или посредством тестов.

Структура и содержание инструкций по технике безопасности.

Согласно действующему законодательству учащиеся обязаны проходить обучение по соблюдению требований безопасной организации учебного процесса.

В связи с этим необходимо познакомить учащихся с этими требованиями для того, чтобы образовательный процесс был безопасным и безвредным для здоровья. Техника безопасности – это свод положений и требований, который направлен на обеспечение оптимальных условий. В нее также входят мероприятия, способствующие устранению факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

Целью ТБ выступают:

Сведение получения травм на занятиях к минимуму.

На основании Постановления Министерства труда Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. № 30 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, в каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при проведении физкультурных занятий.

Законодательных требований и рекомендаций к инструкциям по технике безопасности для учащихся не содержится ни в каких Федеральных нормативных документах. Поэтому для обеспечения единообразия при разработке инструкций по технике безопасности для учащихся необходимо следовать рекомендациям по структуре и содержанию инструкций по охране труда.

Типовая инструкция по ТБ должна содержать следующие разделы:

Раздел 1общие требования безопасности. Перечисляя общие требования безопасности, указывают:

условия допуска учащихся к занятиям соответствующими видами деятельности с учетом возраста, состояния здоровья, проведения инструктажей и т.п.;

требования о необходимости соблюдения правил поведения для учащихся; по выполнению режимов обучения и отдыха;

характеристики опасных и вредных факторов, способных воздействовать на учащихся;

определяют порядок уведомления педагогов о случаях травмирования учащихся и неисправности оборудования и инвентаря;

указания об оказании первой (доврачебной) помощи;

правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать учащиеся при обучении;

ответственность учащихся за нарушение требований инструкций по технике безопасности.

Раздел 2требования безопасности перед началом занятий. Описывая требования безопасности перед началом занятий необходимо изложить:

порядок подготовки учащихся к занятиям в конкретном учебном помещении и (или) при выполнении определенных видов деятельности;

порядок проверки исправности оборудования и инвентаря;

требования специальной (предметной) санитарии.

Раздел 3требования безопасности во время занятий. При определении требований безопасности во время занятий обязательно излагают:

способы и приемы безопасного участия в образовательном процессе;

правила использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения;

требования безопасного обращения с инвентарем и оборудованием;

правила безопасной эксплуатации средств обучения;

указания по безопасному выполнению конкретных видов образовательной деятельности;

основные виды отклонений от нормативного технологического или санитарного режима и методы их устранения;

действия, направленные на предотвращение травм опасных ситуаций.

Раздел 4требования безопасности в чрезвычайных ситуациях. При описании требований безопасности в чрезвычайных ситуациях обращают особое внимание:

на действия учащихся при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

на действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании.

Раздел 5требования безопасности по окончании занятий. Определяя требования безопасности по окончании занятий, рекомендуется четко изложить:

порядок безопасного распределения средств обучения, инвентаря, оборудования;

порядок уборки своего рабочего места;

требования соблюдения личной гигиены и специальной (предметной) санитарии;

порядок извещения педагога обо всех недостатках, обнаруженных во время образовательного процесса.

Раздел 6заключительные положения. При описании заключительных положений указывают:

порядок, сроки и условия внесения изменений и дополнений в данные инструкции;

порядок, сроки и условия их пересмотра, а также определяют должностных лиц, несущих ответственность за эту деятельность.

Виды и порядок проведения инструктажей.

Инструктаж – подача информации в устной или письменной форме руководителем или специальным работником образовательного учреждения, прошедшими обучение по охране труда.

Вводный. Проводит каждый педагогический работник при первой встрече с обучающимися и при поступлении в класс новых учеников. Рассказывают об основных понятиях образовательного учреждения и процесса обучения, о правилах соблюдения ТБ в разных местах, и об обязанностях учеников соблюдать правила поведения;

Первичный. Проводится перед уроком, посвящённым выполнению новых разделов программы (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), при использовании нового оборудования и инвентаря;

Повторный. Проходят раз в полгода все, кто проходил первичный, для закрепления навыков;

Внеплановый. Его проводят при изменении или введении новых нормативов, касающихся обеспечения техники безопасности; при замене материальной базы, требуемой для обучения; если произошёл несчастный случай, причиной которому стало несоблюдение требований безопасности учащихся; по требованию сотрудников контролирующих организаций; на основании решения директора ОУ.

Целевой. Относится к внеурочной деятельности: проведение массовых мероприятий (выходы в общественные места, соревнования, походы). Обязателен инструктаж по технике безопасности на каникулах для учащихся, во время проведения самостоятельных подвижных игр.

Организация и правила проведение инструктажа по технике безопасности.

Правила проведения инструктажа. Правила поведения для учащихся — локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий в соответствии с Уставом школы основные права, обязанности и ответственность учащихся. Учитель обязан проинформировать учащихся о соблюдении ТБ по физической культуре до начала занятий, вовремя и после их окончания:

проверить наличие мед. справки о допуске;

проверить, отвечает ли спортивная форма правилам ТБ;

разъяснить нормы поведения в раздевалке, спортивном зале;

разъяснить необходимость слушать учителя, выполнять его инструкции;

научить аккуратному обращению со спортивным инвентарём и др.

штраф до 500 000 руб.;

обязательные или исправительные работы;

ограничение права занимать определённые должности;

лишение свободы до 7 лет.

Методы и средства предупреждения несчастных случаев. Основными методами предупреждения несчастных случаев являются:

обучение учащихся безопасным приемам в процессе обучения и воспитания (инструктаж);

неукоснительное соблюдение учащимися установленных правил и норм поведения, предусмотренных локальными актами школы.

Основные правила безопасности при проведении физкультурных занятий.

Техника безопасности в спортивном зале.

Техника безопасности на занятиях физической культурой - это свод правил, который обязательно необходимо изучить перед любыми занятиями. Любые правила выстраивались на основании чужого опыта, и в этом случае точно стоит учиться именно на чужих ошибках. Безопасность в спортивном зале играет особую роль. Есть основные правила, которые нужно соблюдать в спортивном зале:

Общие требования безопасности :

Для проведения занятий в спортивном зале необходимо иметь акт-разрешение на проведение занятий.

Состояние спортивного зала (освещение, полы, стены, потолок) должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

Спортивный инвентарь и оборудование должны пройти испытания и иметь акт о прохождении испытаний.

Спортзал должен быть оборудован средствами пожаротушения, и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания доврачебной помощи.

Занимающиеся должны пройти медосмотр, инструктаж по технике безопасности и иметь чистую одежду и обувь, бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию.

Требования безопасности перед началом занятий:

Переодеться в спортивную форму в раздевалке, снять предметы, представляющие опасность для других (часы, цепочки, серьги).

Не заходить в спортзал без разрешения учителя и не выполнять упражнений на снарядах.

Убрать посторонние предметы в безопасное место, в том числе инвентарь, который не будет использоваться.

Производить между сменами влажную уборку, а при необходимости и чаще.

При недостаточной освещённости включить осветительные приборы.

Проверить состояние запасного выхода и его санитарногигиенические нормы.

Требования безопасности во время занятий:

Брать спортинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению, не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах.

Выполнять упражнения на исправных снарядах и с разрешения учителя, а сложные технические элементы – со страховкой.

Занятия проводить на просохшем полу спортивного зала и под руководством преподавателя физической культуры.

Внимательно слушать объяснения упражнений и действий и аккуратно выполнять задания.

При выполнении упражнений потоком, соблюдать достаточные интервал и дистанцию.

Не покидать место проведения занятий без разрешения учителя.

При перемещениях по залу избегать столкновений.

Требования безопасности при несчастных случаях и в чрезвычайных ситуациях:

При травмах и ухудшении самочувствия прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

Известить администрацию гимназии и родителей пострадавшего.

При пожаре в спортзале немедленно прекратить занятия, открыть запасной выход, эвакуировать учащихся в место, предусмотренное планом эвакуации (спортплощадка).

Сообщить в дежурную часть и приступить к ликвидации очага возгорания с помощью средств пожаротушения в зале.

Требования безопасности по окончании занятий:

Убрать инвентарь в место хранения.

Организованно выйти из зала в сопровождении учителя.

Переодеться в раздевалке, вымыть руки и лицо.

Произвести осмотр зала, раздевалок, подсобных помещений.

Закрыть окна на щеколды, подсобные помещения на ключ, выключить свет.

Довести до сведения ответственного за спортзал обо всех недостатках и неисправностях.

Техника безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках

Общие требования безопасности:

Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование должно быть надёжно закреплено и находится в исправном состоянии.

К занятиям допускаются учащиеся:

отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. Одежда должна соответствовать погодным условиям.

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

быть внимательным при перемещениях по стадиону (площадке);

знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

Требования безопасности перед началом занятий:

переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;

организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасной выход спортзала на место проведения занятий;

под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимый для проведения занятия;

по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

по команде учителя встать в строй для общего построения.

Требования безопасности во время проведения занятий:

Занятия проводятся на ровном, не скользком грунте под руководством учителя физкультуры.

внимательно слушать объяснения учителя и правильно их выполнять, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения учителя, выполнять упражнения только на исправном оборудовании;

при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;

быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;

не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.

Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях:

при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

при возникновении пожара и других экстремальных ситуациях (угрозе теракта, хулиганских действиях посторонних лиц и т.д.) немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий;

по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить в службу спасения.

Требования безопасности по окончании занятий:

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

организованно покинуть место проведения занятий;

переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

вымыть руки с мылом.

Список литературы:

Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2001.

Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 2004.

Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья, 2001.

Читайте также: