Доклад о дагестанском композиторе

Обновлено: 05.07.2024

Многонац. характер даг. культуры определил исключит. богатство и многообразие тем и жанров нар. музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танц. форм. При яркой самобытности муз. искусства каждой национальности Дагестана даг. нар. музыке в целом присуще значит. единство, обусловленное общностью историч. судеб, сходством условий жизни горцев и др. Так, в муз.-поэтич. творчестве даг. народностей выделяется героич. эпос, частью легендарного, частью историч. содержания. В песенном фольклоре повсеместно бытуют сходные обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно-лирич. жанры и т.п. Преобладающая форма вок. исполнительства - сольное пение с инстр. сопровождением. Наиболее типичный вид ансамбля - трио с участием какого-либо ударного инструмента. Интонац. родство музыки даг. народов проявляется в единообразии типичных ладовых и метроритмич. структур, кадансовых оборотов и пр. Наиболее распространены натуральные лады без подчёркнутых вводнотоновых окончаний. Форма песен, как правило, двухчастная. Типично строение песенной мелодии с широким начальным скачком и длит. поступенным нисхождением, нередко секвентного характера. Наиболее типичной формой метрич. организации является переменный метр с чередованием равнодлит. размеров 6/8 и 3/4. Самые употребительные нац. инструменты: духовые - зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые - агйч-кумуз, тамур (в Юж. Дагестане также тара, чонгур, саз); смычковые - кеманча и чагана; однорядная "азиатская" гармоника; ударные - тэп и получившие наибольшее распространение в Юж. Дагестане гавал и диплипито. Широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара (последняя - у кумыков). Типичные ансамбли: 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармоника и гавал, и др. Помимо танц., существуют разл. инстр. пьесы (наигрыши, марши) нередко программного содержания (обычно сольные). Танц. музыка отличается мелодич. яркостью, остротой ритмики. Танцы горцев чрезвычайно многообразны и своеобычны. Кроме большого числа разновидностей лезгинки, распространены быстрые пляски в двухдольном метре, медленные плавные танцы, танцы различных даг. народностей и разного локального происхождения ("Ахтынский танец", "Дербент" и т.д.). Своеобразной формой нар. муз. профессионализма до Окт. революции 1917 было иск-во нар. певцов-музыкантов (у лезгин - ашуг, у лакцев - ашук, у даргинцев - далайла-уста, у кумыков - йырчи, у аварцев - кочохан, шаир и др.). В 1920, после установления Сов. власти в республике, ревкомы городов Темир-Хан-Щуры (ныне г. Буйнакск), Петровск-Порта (ныне г. Махачкала) и Дербента впервые предприняли попытки организации начального муз. образования. В 1926 основано муз. уч-ще в г. Буйнакске (впоследствии переведено в Махачкалу). Большую роль в муз. просвещении сыграла первая даг. радиостанция (1927). К 20-м гг. относятся первые муз.-этнографич. экспедиции и публикации первых сборников нар. песен (Т. Бейбулатов, 1926), танц. мотивов (Г. Гасанов и М. Джемалов, 1927), обр. даг. мелодий для фп. (Е. Юдина, 1927). Важное значение в развитии муз. культуры республики имела деятельность Т. А. Мурадова, П. Ф. Проскурина, X. М. Ханукаева, А. Г. Абрамянца, первой даг. женщины-композитора Д. М. Далгат. Значит. событием в даг. муз. иск-ве предвоен. лет была опера основоположника проф. композиторского творчества в Дагестане Г. А. Гасанова "Хочбар" (1937). Среди др. произв. даг. композиторов - 2 концерта для фп. с оркестром (1948, 1958) и камерные сочинения Г. А. Гасанова; симф. сюиты, кантаты "День труда" (1958), "Сказ о свободе" (1958), вок. циклы и песни С. А. Агабабова; песни А. Цурмилова; опера "Айгази" (1952), симфония, оперетта "Проделки Хизри-Мирзи", хоры, 2 струн. квартета Н. С. Дагирова; песни, романсы, оркестровые миниатюры С. А. Керимова; балет "Горянка" (1968, Ленингр. т-р оперы и балета), симф. картины "Дагестан" (2-я ред. 1960), "Романтическая сонатина" для фп. (1952), вок. циклы, струн. квартет - "Молодёжный" (1954), концерт для джаза (1964), ревю "Миллион новобрачных" (1971) M. М. Кажлаева; опера "Горцы" (1970, Ленингр. Малый т-р оперы и балета), симфония (1966), вок. цикл "Надписи" (1965, на сл. Р. Гамзатова), "Лакские песни" (1967) и соната для влч. и фп. (1967) Ш. Р. Чадаева.

image


Лакская песня "Салам". Запись Г. А. Гасанова.

image


Лезгинский танец. Запись С. А. Керимова.

Среди мастеров нац. исполнительской культуры - певицы нар. арт. Даг. АССР П. Нуцалова, А. Ибрагимова, нар. арт. РСФСР Р. Гаджиева, засл. арт. РСФСР И. Баталбекова, Б. Ибрагимова, М. Гасанова; музыканты-инструменталисты засл. арт. РСФСР У. Абубакаров, засл. арт. Даг. АССР К. Магомедов и др. В Дагестане работают (1973): симф. оркестр (осн. 1932), оркестр даг. нар. инструментов (осн. 1937), Ансамбль песни и танца народов Дагестана (осн. 1935), филармония (1944), муз. уч-ще (1926, Махачкала) и 40 муз. школ. Даг. отделение Союза композиторов РСФСР основано в 1954.

Литература: Гасанов Г. и Джемалов М., Мотивы дагестанского танца, Махачкала, 1927; Ханукаев X. М., Плоткин М. И., Дагестанская народная музыка, Махачкала, 1948; Гасанов Г. A., Кумыкские йыры и сарыны, М., 1956; Керимов С., Дагестанская АССР, в сб.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; его же, Народное музыкальное творчество лезгин, Махачкала, 1961; Дагестанские народные песни, М., 1959; Деятели музыкального искусства Дагестана. Сост. С. Агабабов, Махачкала, 1960; Якубов М., Творчество композиторов Дагестана, Махачкала, 1961.

Мурад Кажлаев биография

Родился 15 января 1931 года в Баку. Лакец по национальности.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.04.1960).
Народный артист РСФСР (17.01.1978)
Народный артист СССР (1981).
Народный артист Республики Дагестан (2016).

Родился в семье выдающегося врача, доктора медицинских наук, профессора-ларинголога. Его музыкальные способности проявились очень рано. Учился в музыкальной средней школе при Азербайджанской государственной консерватории по классу фортепиано в группе "детей с абсолютным слухом".
В годы войны 12-летний Мурад вместе со своим первым ансамблем из школьных друзей выступал с концертами для раненых.
После окончания средней школы поступил в консерваторию, но затем бросил занятия музыкой и поступил в Азербайджанский государственный индустриальный институт.
Однако призвание брало свое - Мурад пришел к ректору консерватории К. Караеву и попросил дать ему еще одну возможность и продолжить занятия у профессора Б. И. Зейдмана, который поддержал его просьбу. Кажлаев вновь был принят, но условно.
В 1954 году, еще будучи студентом консерватории, благодаря своему дарованию становится членом Союза композиторов СССР.
В 1955 году окончил Бакинскую консерваторию и переехал в Дагестан.
Преподаватель музыкального училища им. П. И. Чайковского (Махачкала, 1955—1958), главный дирижёр симфонического оркестра Дагестанского радио (1957—1958), художественный руководитель Дагестанской филармонии (1963—1964).
Председатель правления Союза композиторов Дагестанской АССР (1963—1973), секретарь правления СК РСФСР (с 1968).
Автор первого дагестанского балета "Горянка" (1967).
С 1989 до 2007 года — главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра Гостелерадио.
В списках сочинений свыше 350 названий, многие из них звучат в 25 дисках, выпущенных в России, Германии, США и Италии.

Депутат Верховного Совета Дагестанской АССР с 1963 года.
В 1993—1996 годах — депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ 1 созыва.

последнее обновление информации: 21.06.17

источники информации

публикации

В этом году исполнилось 80 лет выдающемуся композитору, народному артисту СССР, народному артисту РСФСР, лауреату Государственных премий РСФСР и Республики Дагестан, профессору Кажлаеву Мураду Магомедовичу.

Мурад Магомедович Кажлаев родился 15 января 1931 года в Баку (Азербайджанская ССР). Мурад Магомедович, лакец по национальности, родился в семье выдающегося врача, доктора медицинских наук, профессора-ларинголога. Музыкальные способности у мальчика проявились весьма рано. Мать Мурада, Елена Михайловна, страстная поклонница музыки, разглядела в сыне склонность к музыкальному сочинительству и определила сына в музыкальную школу для одаренных детей при Азербайджанской Государственной консерватории.

В 1949 году Кажлаев поступил на композиторское отделение консерватории в класс выдающегося педагога профессора Б.И. Зейдмана. Но Бориса Исааковича вскоре командировали в Узбекистан готовить композиторские кадры, и Кажлаева определили в класс ученика Д. Шостаковича Джевдета Гаджиева.

После московского триумфа дагестанских композиторов Секретариат Союза композиторов СССР одобрил идею создания в Дагестане местного отделения Союза.

Дагестанские композиторы были полны решимости поднять музыкальную культуру республики на новую высоту, обогатить национальную мелодику симфоническим звучанием, показать безграничные возможности фольклора как источника вдохновения композитора.

Костяк Дагестанского отделения Союза Композиторов составили Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев и уже признанный композитор, лауреат Сталинской премии Готфрид Гасанов, которого младшие коллеги решили избрать своим председателем.

Открытие Союза композиторов Дагестана состоялось 29-го апреля 1955 г. в зале Дагестанской филармонии.

В 1957 г. Кажлаеву было предложено стать художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, который ему же предстояло и создать.

Премьера оркестра состоялась на первом авторском концерте Мурада Кажлаева 21 марта 1957 г.

Кажлаев продолжал активную творческую деятельность, писал новые произведения, в том числе – музыку к театральным спектаклям, выступал в прессе.

На Втором Всесоюзном съезде композиторов в Москве Т. Хренников в своем докладе назвал молодого композитора в числе представителей поколения, которое талантливо заявило о себе в симфонической музыке.

Музыка и песни Кажлаева с успехом звучали в концерте Первого фестиваля молодежи города Махачкалы. А летом он вновь отправился в Москву как член дагестанской делегации на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов. Представляя музыкальную культуру Дагестана, Кажлаев с интересом знакомился с музыкой всех континентов мира.

Тогда же состоялась и знаменательная встреча Мурада с французским композитором Мишелем Леграном. Он был так же молод, как и Кажлаев, но уже имел мировую славу и свой джазовый оркестр, с которым и приехал в Москву. Эта встреча помогла Кажлаеву, поддержав его творческие поиски в сфере джаза, который многие еще считали чужеродным жанром.

Музыка Кажлаева становилась все более исполняемой, и не только в стране, но и за ее пределами. Ю. Силантьев, руководитель знаменитого эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, включает ее в программы зарубежных гастролей своего оркестра.

В 60-е годы талант М. Кажлаева раскрылся во всей полноте своего жанрового разнообразия. Творческий универсализм мастера находил выражение в симфонических произведениях, камерной инструментальной музыке, джазовых сочинениях, романсах, эстрадных песнях, музыке к кино и телефильмам, к театральным спектаклям. Массовыми тиражами издавались нотные сборники и грампластинки композитора.

Творчество композитора находило широкое признание, а его подвижничество на ниве культуры сделало М. Кажлаева влиятельным общественным деятелем. И уже никого не удивило, что в 1963 г. коллеги избрали его председателем Правления Союза композиторов Дагестана, а жители горных районов – своим депутатом в Верховном Совете Республики.

В программу концертов входили произведения классиков русской музыки, а также дагестанских композиторов Г. Гасанова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, А. Цурмилова, С. Агабабова. Они, как и певцы М. Гасанова, А. Гаджиев, Б. Ибрагимова, З. Джафарова, певшие на родных языках, представляли разные народы Дагестана, но были близки и понятны всем.

Заканчивались концерты выступлением местных музыкантов и певцов, у которых тоже было чему поучиться. Горцы любят и тонко понимают музыку, и концерты превращались в грандиозные пиршества искусств.

Особенно волнительными были заключительные концерты в Кумухе – на родине М. Кажлаева. Мурад дирижировал с особым вдохновением, музыканты будто обрели второе дыхание, а певцы покоряли кумухцев лиричностью и проникновенностью. Это был триумф, и благодарные слушатели осыпали артистов букетами чудесной сирени и горных цветов.

Об этой незабываемой поездке М. Кажлаев с волнением рассказал всей стране в Москве, с трибуны III пленума ЦК ВЛКСМ.

Вокальное произведение невозможно без творческого содружества композитора и поэта. В этом смысле Кажлаеву посчастливилось: его друг Расул Гамзатов был неисчерпаемой поэтической кладовой. Его мелодичные стихи прекрасно ложились на музыку.

В 1989 г. М. Кажлаев был избран руководителем и главным дирижером Академического Большого концертного оркестра им. Ю. Силантьева. На этом посту Кажлаев отдает много сил сохранению и развитию великих музыкальных традиций, активно пропагандирует отечественную музыку в стране и за рубежом.

Во многих странах выпущены грампластинки, диски и кассеты с музыкой выдающегося мастера.

Престижные награды, среди которых звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1960), Народного артиста РСФСР (1978), Народного артиста СССР (1981), лауреата Республиканской премии Дагестанской АССР (1967), лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1970), лауреата Государственной премии Республики Дагестан (1997), Гран-При международных фестивалей, сопровождают всю его творческую жизнь.

"Мурад Кажлаев. Жизнь и музыка". Иллюстрированный альбом

дополнительная информация >>


Для дагестанского отделения Союза композиторов России нынешний 2011 год обещает быть урожайным на юбилеи.

Он будет отмечен юбилеями трёх ушедших и трёх ныне здравствующих композиторов. Каждый из них являет собой отдельную страничку в истории дагестанской профессиональной музыкальной культуры. И потому считаю необходимым напомнить эти имена для тех, кто не равнодушен к музыкальной истории своей страны и для тех, кому это будет просто интересно знать.

Вот эти имена:


Наби Садыкович Дагиров (14.10.1921г. — 31.12.2003 г.) — народный артист России и Дагестана, один из основоположников дагестанской профессиональной композиторской школы — в октябре исполнилось бы 90 лет.

Н.С.Дагиров. Вариации для камерного оркестра.
(Исп.: Камерный оркестр Даггосфилармонии; дирижёр — С.В.Хржановский)


Сейфулла Асадулаевич Керимов (14.11.1921 г. — 21.09.1991 г.) — народный артист Дагестана, заслуженный деятель искусств России — в ноябре исполнилось бы 90 лет.

Сергей Артемьевич Агабабов (25.10.1926 г. — 23.10.1959 г.) — его насыщенная музыкальная жизнь пронеслась яркой кометой на небосклоне дагестанского профессионального искусства. Наряду со своим великим учителем Готфридом Гасановым, Сергей Агабабов явился одним из тех, кто заложил фундамент будущей дагестанской композиторской школы — в октябре исполнилось бы 85 лет.

Мурад Магомедович Кажлаев (15.01.1931 г.) — народный артист СССР, самый молодой член творческой организации на момент создания Союза композиторов Дагестана — в январе исполнилось 80 лет, а в феврале уже состоялся юбилейный вечер.

Ширвани Рамазанович Чалаев (16.11.1936 г.) — народный артист России и Дагестана, лауреат Государственной премии России; собрав по 100 песен каждой народности, совершил творческий подвиг, как завещал ему незабвенный Г.А.Гасанов — в ноябре исполнится 75 лет.

Ш.Р.Чалаев. Концерт для скрипки №2 с оркестром, 3ч.
(Исп.: Симфонический оркестр под управлением Ф.Мансурова, солист — И.Калер)

Магомед Азизханович Гусейнов (11.11.1941 г.) — заслуженный деятель искусств России — в ноябре исполнится 70 лет.

М.А.Гусейнов. Трагические фрески. Протест совести.

Происходящие в современной России преобразования привели к отрицанию общественным сознанием многих духовно-нравственных ценностей, имевших важное значение в прошлом. Это убеждает в необходимости серьёзных корректив в области управления образовательными и воспитательными системами, включая и музыкально-эстетическое воспитание. При этом справедливо было бы максимально учитывать позитивный опыт отечественной, в частности, региональной музыкальной педагогики.

ВложениеРазмер
tambov._statya.docx 20.6 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Сборник / Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство.

Тезисы V международной научно-практической конференции 30 января 2009г.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова

Тема: Педагогическая деятельность композиторов Дагестана. К постановке проблемы.

1. Происходящие в современной России преобразования привели к отрицанию общественным сознанием многих духовно-нравственных ценностей, имевших важное значение в прошлом. Это убеждает в необходимости серьёзных корректив в области управления образовательными и воспитательными системами, включая и музыкально-эстетическое воспитание. При этом справедливо было бы максимально учитывать позитивный опыт отечественной, в частности, региональной музыкальной педагогики.

2. У истоков становления дагестанского музыкального образования стоит композитор и общественный деятель Готфрид Алиевич Гасанов. В 1926 г. Гасанов, выпускник Ленинградской консерватории, организовал первое в республике специальное учебное заведение – Дагестанское музыкальное училище. Одной из главных проблем специального музыкального образования в Дагестане Гасанов считал создание учебного репертуара и методики преподавания музыкально – теоретических дисциплин, основанных на национальном музыкальном материале. С момента своего возникновения Дагестанское музыкальное училище осуществляло подготовку музыкантов – профессионалов и вело активную концертную деятельность.

3. Д. Далгат, С. Керимов, Ш. Чалаев, Н. Дагиров, К. Шамасов, М. Кажлаев, М. Касумов, А. Джафарова, В. Шаулов, З. Джанаев, Р. Фаталие – дагестанские композиторы, воспитавшие в стенах Махачкалинского музыкального училища несколько поколений профессиональных музыкантов.

Из класса Р. Фаталиева вышли ученики, получившие впоследствии профессиональное композиторское образование в высших музыкальных учебных заведениях России: Озерская О. ( в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), Дадашева Г. ( в Ростовской государственной консерваторииим. С. В. Рахманинова).

6. Анализ специальной литературы, свидетельства учеников, личные наблюдения позволили определить методические принципы, лежащие в основе педагогической деятельности композиторов – преподавателей Махачкалинского музыкального училища: изучение музыки в опоре на взаимосвязь практических и теоретических форм деятельности; ориентация на духовно-ценностное обогащение личности; максимальное содействие педагога развитию индивидуальных способностей учащихся.

1. Фаталиев Рамазан Абуталибович (род.1963) - композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель Союза композиторов Дагестана, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженный деятель искусств РД, лауреат Государственной премии РД. В годы учёбы в Махачкалинском музыкальном училище занимался композицией под руководством Ш. Чалаева. В 1982 – 1988 – студент теоретико-композиторского отделения, с1989 – аспират Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу композиции А.С. Лемана.

Читайте также: