Доклад с презентацией функциональная грамотность в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации отображаются методы работы в начальной школе по формированию читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе Ипполитова Е. В., учитель начальных классов МБОУ гимназии г.Узловая Тульской области

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

учитель начальных классов

г.Узловая Тульской области

 Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность младшего школьника готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Функциональная грамотность младшего школьника

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Педагогические технологии

Сущность функциональной грамотности младшего школьника

Готов к саморазвитию

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Интегративные компоненты Предметные компоненты Читательская грамотность (предметы учебного плана) Литературная грамотность Коммуникативная грамотность Языковая грамотность Информационная грамотность Математическая грамотность Социальная грамотность Естественнонаучная грамотность

ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Интегративные компоненты

Предметные компоненты

(предметы учебного плана)

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Базовый навык функциональной грамотности

Методы и приемы для формирования читательской грамотности

1. Назовите главных героев произведения.

2. Где происходят события?

3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

6. Что однажды произошло?

7. Что случилось с собачкой через год?

8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

9. Чем заканчивается быль?

10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

11. Каково ваше впечатление от рассказа?

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

 Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему. Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему.

Почему Вы считаете (думаете) …?

Предположите, что будет, если…?

Тонкие вопросы

Верно ли …? Было ли …?

Математическая грамотность Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Математическая грамотность

Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Логические задания на уроках математики

Логические задания на уроках математики

Заполнить пустые места

Заполнить пустые места

Продолжить числовые ряды

Интересные факты из истории математики, геометрии

Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.

В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.

Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.

В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Различные формы работы над задачей Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного Решение обратных задач Решение задач различными способами Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать

Различные формы работы над задачей

Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного

Решение обратных задач

Решение задач различными способами

Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу

Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку")

Самостоятельное составление задач учащимися

Решение задач с недостающими данными

Изменение вопроса задачи

Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение

Составление аналогичной задачи с измененными данными

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.

Сколько всего лапок оказались свободными?

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ЗАШИФРОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ЗАШИФРОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ

Естественнонаучная грамотность Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой

Естественнонаучная грамотность

Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой



Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4

Функционально грамотная личность человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельно развиваться. Данные качества могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.


Слайд 5

Сегодняшний школьник живет в открытом миру обществе, постоянно испытывает давление разнообразной информации, которая воздействует на его мышление и эмоциональную сферу и создает потребительское отношение к информации. Ребенок получает большой объем информации. Это создает серьезные проблемы, затрудняющие целостное развитие личности: недостаточный словарный запас, отсутствие собственного выработанного отношения к прочитанному. Увлечение виртуальным общением приводит к тому, что учащиеся психологически не готовы к коммуникации, у них недостаточен навык слушания и понимания слова, в том числе и при чтении текстов. Особую актуальным становится развитие интеллектуальноречевых умений учащихся, которые являются составной частью понятия функционально грамотная личность.


Слайд 6

Под функциональной грамотностью в более узком смысле понимается способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из реального текста – его понимания, трансформации и передачи такой информации в реальном общении. Составной частью функциональной грамотности является владение умениями грамотного чтения. Это прежде всего умение анализировать письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Три фазы грамотного чтения Понимание смысла текста, нахождение информации  просмотр  установление значимых слов  нахождение соответствий  узнавание фактов  воспроизведение и пересказ Интерпретация текста     объяснение и сопоставление анализ соотнесение с личным опытом размышление над контекстом и выводами     Осмысление и оценка прочитанного выдвижение гипотез формирование суждений моделирование и обобщение применение в жизни, учебе, профессии


Слайд 7

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.


Слайд 8


Слайд 9

Проблемы учебных текстов • Часто неинтересные, непонятные; • Неоправданно большие по объему; • Мало информации, актуальной для учащихся; • Редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.


Слайд 10


Слайд 11

Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста) Математика 2 класс Задача: У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы? Задание: Кассовый чек


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23

Задание:Вставь слово Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова. (Какой) … в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) … лист и (какая?) … травинка. (Какие?) … травы и (какие?) … цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!


Слайд 24

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н. Сладков


Слайд 25

Прочитайте. Выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке. Жил-был в одной деревне мужик Иван, (задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван хлеб (ест, закусывает). Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук.


Слайд 26

Проверь себя Жил-был в одной деревне мужик Иван, задумал он своего брата меньшего в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван утомился. Сел он под берёзку, лапти свои скинул. Сидит Иван хлеб ест. Достал он кувшин, решил водицы испить. Вот видит, по зелёной травушке ползёт жук.


Слайд 27

Задание: Составление предложений по данному началу За моим окном растет … Весной к нам … Летом я каждый день …


Слайд 28

Задание : Составление предложения по данному концу . . . … и пошел снег. расцвели подснежники. сияет на солнце. на каникулы в деревню.


Слайд 29

Задание : Продолжи Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора. Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю …

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению. Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению. Задачи: -познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками; -раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы ; -показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике. Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Правила работы в группе: Правила работы в группе: Распределите роли в группе. При разговоре смотрите на собеседника. Говорите тихо, чтобы не мешать. Внимательно слушайте ответ. Дополняйте. Доказывайте. Оценивайте. Приходите к общему мнению.

Задание 2. Анализ сходств и различий двух сказок: Первая группа: -На какую русскую сказку похожа эта английская сказка? -Обратите внимание, что и русские, и английские сказки начинаются и заканчиваются по-сказочному. Какими словами начинаются? -Какими словами заканчиваются? -Назовите главных героев сказок? Вторая группа: -Что в содержании было сказочное, такое, чего не может быть в реальной жизни? -Какие действия в сказке повторяются? -Сколько встреч произошло и с кем? -От кого не смогли спастись ни Колобок, ни Джонни-пончик?

Презентация

Мой педагогический опыт. Этот материал содержит презентацию к выступлению учителя начальных классов на конкурсе "Лучший учитель начальных классов городского округа" по теме: ""Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."В данном материале обобщен накопленный педагогический опыт работы по данной теме .

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Задачи начального образования • Формирование базовых знаний, умений и навыков, предметных компетенций • Формирование общеучебных умений и навыков • Развитие познавательных интересов и индивидуальности • Воспитание нравственно-эстетических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Роль учителя на уроке • Учитель – дирижер, наставник • Организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся • Партнер в образовательном процессе • Эксперт • Консультант • Генератор идей • Источник знаний

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Педагогическая цель Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приёмов обучения в начальной школе

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Этапы педагогического роста Адаптация и модификация методов и приёмов Внедрение современных образовательных Практический опыт Теоретическая продуктивного технологий подготовка применения (В. Ф. Шаталов, Лысенкова, Л.В. С. Н. Занков)

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе."(Из опыта работы)

Презентация

Читайте также: