Доклад педагогика и современное образование

Обновлено: 05.07.2024

Основой единства всех ступеней образования.

Меня, как маму, как бабушку, как воспитателя, который занимается обучением и воспитанием и просто как неравнодушного гражданина нашей страны волнует будущее поколение. И, говоря об образовании, возникает ряд вопросов: Что такое дошкольное образование? Что это же период в жизни ребенка? Зачем обучать? Кто должен заниматься обучением? Каким должен быть воспитатель?

Образование?. Существует множество понятий в широком и узком смысле этого слова. Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим, это знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, созданные в процессе исторического развития, духовное наследие человечества. Цель образования и воспитания одна - ожидаемые изменения в человеке. Дошкольное детство-это период, интенсивного созревания организма и формирование психики, который занимает 1/10 периода всей жизни. Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет. Ведь ребенок рождается чистым, но затем, как промокашка, он начинает впитывать в себя все, что он видит и слышит вокруг себя. И поэтому, именно, с раннего детства ребенок должен получать всестороннее образование. Детство - это важный этап государственного образования.

В современном образовании в ДОУ вопрос организации предметно-развивающей среды детских образовательных организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организация развивающей среды в нашем ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

В современном детском саду быть современным воспитателем очень и очень непросто. Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка. На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям, и самим полноценно участвовать во всех педагогических страницах современного образования.

Заглядывая в завтрашний день образования, хочется сказать об образе детского сада будущего… не современное оборудование должно стать его главным показателем, оно должно лишь быть необходимым условием его существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Это обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и детский сад, и ребенка в детском саду.

Детский сад - пространство культуры в целом. В детском саду будущего, взрослые не увидят только место, куда они отдают детей для хранения как в ломбард, а обретут самую великую профессию на земле - родителей, которые учатся у детей и у которых учатся дети.

Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз. Современные дети часто видят дальше, они свободнее нас.

Творчество педагогов. Мой взгляд со стороны

Творчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.

На современном этапе развития общества важной целью образования является создание условий для успешной социализации школьников. Важно, чтобы в этом вопросе педагоги и родители стали союзниками и единомышленниками, все проблемы решали согласованно. Одна из главных задач современного образовательного учреждения - создать систему, основанную на активном взаимодействии педагогического и родительского коллективов как равноправных партнёров, содействовать развитию педагогической культуры родителей. Решение этой задачи предполагает комплексную постановку задач в деятельности образовательного учреждения, одной из которых является информирование родителей о деятельности учебного заведения.

Информационно-коммуникационные технологии выступают одним из потенциально эффективных средств повышения качества школьного образования сегодня Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование Глобальной сети в качестве источника информации делают образовательный процесс ярким, запоминающимся и интересным для ученика, стимулируют развитие у учащихся познавательного интереса.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современные исследователи чаще называют интернет-взаимодействием, характеризуя позитивные стороны этого процесса. Так, в исследованиях А.А. Ахаяна [2] показано, что интернет-взаимодействие субъектов образовательного процесса оказывает влияние на развитие познавательной активности учащихся:

  • динамика познавательной активности учащихся в процессе интернет-взаимодействия и вне сети зависит от эффективности применения новых образовательных технологий, побуждающих учащихся активно участвовать в жизни социума;
  • развитие познавательной активности учащихся напрямую зависит от ценностно-мотивационных установок педагогов – участников интернет-взаимодействия;
  • реализация идеи интернет-взаимодействия зависит от ориентации нормативной базы образовательного учреждения на стимулирование учителей, реализующих интернет-взаимодействие;
  • организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в сети Интернет требует высокого уровня ИКТ-компетентности субъектов взаимодействия.

Интерес к интернет-взаимодействию у школьников заметно возрастает при органичном сочетании очного и дистанционного форматов (диалога при непосредственном контакте и в сети Интернет), причем второй способ контакта воспринимается ими как поддержка в решении определенной образовательной задачи или расширении круга личностно-значимых проблем.

Однако, пристального внимания заслуживают возможности сети Интернет не только, как емкого и оперативного дополнительного источника информации, но и как актуального средства коммуникации. В качестве такого средства Интернет предоставляет широкий спектр возможностей по организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих как содержанием, так и самим процессом коммуникации.

Такое взаимодействие реализуется в российской и зарубежной практике общего образования с 90-тых годов прошлого века посредством организации и проведения телекоммуникационных образовательных проектов (в том числе – международных), см., например, [1,4]. Эти проекты, наряду с разрешением задач обучения в той или иной предметной области, обеспечивают развитие у учащихся межкультурной и языковой компетентностей и зачастую носят выраженный воспитывающий характер (см., например, материалы проекта, направленного на формирование у школьников социальной ответственности за сохранение окружающей среды [3]).

Отличием ситуации сегодняшнего дня является существенное расширение рамок и возможностей взаимодействия субъектов образовательного процесса за счет использования разнообразных сетевых технологий, в том числе интернет-технологий связи. Современные интернет-технологии призваны сделать образовательное взаимодействие удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным, что, в свою очередь, влияет на эффективность взаимодействия семьи и школы. Основными видами подобного общения являются: ознакомление с сайтом школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта. Рассмотрим некоторые механизмы организации интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Современные информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве образовательной школы:

доступная информация, для родителей об отметках, пройденных темах, домашних заданиях, дисциплинарных взысканиях и поощрениях… Малый процент посещения данного сайта. Недостаточная компьютерная грамотность. Родительское равнодушие.

- Интерактивное учебное оборудование, использование Глобальной Сети, интерактивная доска, проектор. Делает образовательный процесс ярким, запоминающимся и интересным, стимулирует развитие познавательного интереса у учащихся. Не желание работать с современным интерактивным оборудованием. Малая заинтересованность в изучении предмета учащимися

- Глобальная сеть, интернет, электронная почта, сайт школы. Емкий, оперативный, дополнительный источник информации, широкий спектр коммуникации повышения качества образования. Знакомство с необходимой информацией о школе и ее работе (документация, мероприятия…). Малый процент посещения сайта школы. Недостаточная компьютерная грамотность. Недостаточная информированность родителей, неадекватная реакция на требования учебного заведения.

- Образовательные форумы, проекты, телеконференции и чаты. Решения задачи обучения в той или иной предметной области. Развитие у учащихся межкультурной и языковой компетентности, воспитывающая, составляющая. Нет возможности широкого использования на современном этапе в образовательных учреждениях

- Сотовая связь. Быстрая информированность участников образовательного процесса (администрации школы, родителей об актуальном положении учебного процесса (успеваемость, поведение, информация о родительском собрании и школьных мероприятиях). Финансовая несостоятельность участников образовательного процесса

- Электронная газета. Интересная форма общения (совместный интерактивный продукт между учителями, родителями и учащимися). Не достаточно информации, малая вовлеченность заинтересованных организаторов.

- Пропускные терминалы. Видеокамеры Информированность родителей о нахождении ребенка в школе в течении учебного дня. Недостаточное финансирование.

Крайне важно, чтобы процесс информирования родителей о нахождения ребёнка в школе начинался с порога школы, где устанавливаются пропускные терминалы, камеры слежения, установленные в различных помещениях, фиксирующие пребывание школьника в учебном заведении и способные предоставить информацию о нахождении учащегося в течение учебного дня.

Общение родителей со школой должно начинаться со знакомства с сайтом школы, где указывается вся необходимая информация, касающаяся системы работы, правил внутреннего распорядка, образовательные маршруты, а также необходимые нормативные документы, которые должны изучить родители. Кроме того, родители могут на школьном сайте ознакомиться с достижениями педагогов и учащихся, получить информацию об участии школы в различных проектах и т. д.

На школьном сайте многие классные руководители, а также учителя – предметники имеют свою личную страницу, где представлена система работы учителя, различные разработки уроков и мероприятий, фотографии и другая интересная информация для учеников и их родителей.

К сожалению, подобное общение не может быть наиболее значимым, поскольку наблюдается малый процент посещения сайта родителями по разным причинам: недостаточная компьютерная грамотность родителей, равнодушное отношение к своим детям, нежелание интересоваться успехами и проблемами успеваемости. К сожалению, решение подобных проблем в основном ложится на школу.

Вторым и очень важным по значимости средством взаимодействия родителей со школой является электронный дневник, где представлена информация не только о полученных оценках, но и об изученных темах на уроке, домашних заданиях (часто учитель даёт свои комментарии к выполнению домашнего задания), а также педагог имеет возможность через электронный дневник известить лично родителей каждого ученика о дисциплинарных нарушениях, о невыполнении домашних заданий, пригласить на собеседование и, наоборот, отметить положительную динамику у школьника.

В связи с этим, классный руководитель, кроме устного общения, вынужден прибегать к средствам сотовой связи, электронной почте. Школы по-разному решают эти проблемы. Наиболее часто проводятся родительские собрания, где организуется просветительская работа среди родителей в плане использования всех возможных электронных средств связи. А также проводятся различные дистанционные конференции для родителей и их детей. Интересной формой общения является электронная газета – совместный продукт деятельности классного руководителя, родительского комитета и учащихся.

Несмотря на все сложности, использование информационных технологий в работе с родителями имеет достаточно много положительных сторон:

  • Быстрый доступ к необходимой информации о работе школы, к изучению нормативных документов и т. д.
  • Просмотр различных видеоматериалов, фотографий, ознакомление с достижениями школы и лично её учащихся.
  • Налаживание более тесного взаимодействия семьи и школы в процессе обучения.

В заключении отметим, что информационные технологии выходят на первый план в установлении взаимодействия между семьей и школой, т.к. обладают большим ресурсоёмким потенциалом, и позволяют содействовать развитию взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития школьников.

1. Ахаян А.А., Машарова В.А. Влияние интернет-взаимодействия в образовании на развитие познавательной активности учащихся // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2011. № 12. С. 1695.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат) - М., "Академия", 1999, 224с.

4. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под ред.Е.С.Полат.-М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-416с.

Педагогическое образование – это система, разработанная для подготовки специалистов общего, а также дошкольного, начального, базового и среднего образования. Также обучаются преподаватели общеобразовательных дисциплин и профессиональных учебных заведений, педагоги учреждений, занимающиеся дополнительным образованием детей, социальные работники и другие. Если рассматривать этот термин в широком смысле, то зачастую он используется, когда говорят о профессиональной подготовке всех лиц, которые имеют отношение к воспитанию и образованию подрастающего поколения (родители в том числе).

педагогическое образование

Специфика

Педагогическое образование РФ характеризуется высокими требованиями к профессиональной деятельности, а также к личности самого преподавателя, воспитателя как субъекта учебно-воспитательного процесса и педагогического общения.

Поэтому к процессу подготовки квалифицированных кадров необходимо относиться очень серьезно. Современное педагогическое образование ориентировано на решение двух задач. Во-первых, нужно оказывать содействие социально-ценностному развитию личности будущего преподавателя, его гражданской и нравственной зрелости, общекультурной, фундаментальной подготовке. Во-вторых, необходимо способствовать специализации и профессиональному становлению в выбранной области педагогической деятельности. Можно сказать, что всестороннее развитие личности преподавателя – это цель, основа и условие, обеспечивающие эффективность обучения будущих педагогов.

Немного истории

История педагогического образования в России началась еще в XIX веке. Тогда эта система была представлена специализированным профессиональным обучением в церковно-учительских, учительских семинариях и второклассных учительских школах, курсами неполного среднего образования в епархиальных училищах и женских гимназиях, а также дополнительной профессиональной подготовкой, которая осуществлялась на специальных педагогических курсах.

педагогическое образование рф

Были открыты педагогические институты в составе университетов, необходимые для подготовки учителей уездных училищ и гимназий. Обучение в них продолжалось в течение 3 лет, а после увеличилось до 4 лет с 1835 года. Каждый преподаватель подготавливался к преподаванию нескольких предметов.

С 1859 года была организована еще одна модель для обучения учителей, уже имевших университетское образование. Открылись педагогические курсы для выпускников физико-математических и историко-филологических факультетов. Историко-филологические институты в Нежине (основан в 1875 г.) и Санкт-Петербурге (1867 г.) выпускали во второй половине XIX века большую часть учителей для классических гимназий. Эти государственные учебные заведения были приравнены к вузам.

В России возникло множество предпосылок для возникновения высшего образования в конце XIX и начале XX в. Педагогическое образование и наука получили достаточное развитие в этот период времени, многие ученые занимались теоретическими следованиями (В. П. Вехтеров, П. Ф. Каптерев, В. М. Бехтерев и др.).

В университетах в начале XX века сложились две концепции рассматриваемого нами образования. Первая из них основывалась на идее организации подготовки кадров на педагогических факультетах или кафедрах педагогики. Предполагалось совместить теоретическое обучение и научно-исследовательскую работу. Для того чтобы организовать педагогическую практику при факультете создавались вспомогательные учебные заведения. Вторая концепция предполагала образование после университета и была ориентирована на научно-исследовательскую деятельность.

В это же время возникла модель педагогического образования, которая получила название интегральной. Профессиональная подготовка была совмещена с получением высшего образования. Два года в форме лекций давалось общенаучное образование, за этим следовала педагогическая практика в начальной школе или гимназии.

Советский период

В РСФСР после революции преобладали 2 варианта педагогического образования. Первый из них – это обучение в стационарных учебных заведениях (техникумы и педагогические институты). Содержание образования было направлено на осуществление политических задач. Второй вариант – это кратковременные массовые курсы. Они были организованы для ликвидации неграмотности и массовой политической пропаганды.

современное педагогическое образование

В начале 1930-х гг. большое внимание при обучении будущих педагогов уделялось основам марксизма-ленинизма, физкультуре и военной подготовке, а педагогике отводилось около 10% учебного времени. В 1935 году Наркомпрос ввел по всем факультетам новые учебные программы (кроме исторического). Много времени давалось на овладение педагогическим мастерством, консультации и факультативные курсы. Государство стало относиться к учителю как идеологическому работнику. Главной задачей в обучении стала подготовка педагогов, которые проникнуты идеями коммунизма.

В 30-х годах каждая автономная республика имела институт педагогического образования. В 1956 году учительские институты, которые давали неполное высшее образование, преобразуются в училища и педагогические вузы, обучение в которых продолжалось 5 лет.

Образование в постсоветский период

С 1990 года очень активно развернулась реформа педагогического образования. Начинается новый этап, который характеризуется тем, что управление этим процессом перестает носить политизированный характер. Педагогическое образование стало объектом законодательного регулирования. Основой обновленного российского образования становится личностно-ориентированный подход к каждому студенту. Также оно старается обеспечить целостность программ, ориентировать воспитание и обучение на общечеловеческие ценности, профессиональное и личностное развитие будущих педагогов. История педагогического образования показывает, что оно претерпевало немало трудностей, вбирая в себя все лучшее.

проблемы педагогического образования

Основные направления образования в наши дни

Современное педагогическое образование развивается в направлении универсальности. Оно пытается содействовать полному освоению культуры человечества, ее воплощению. Это соответствует современному этапу развития общества.

Все более актуальным становится решение таких общественно значимых задач учреждений педагогического образования, как анализ образовательной практики и содействие в развитии образовательных инфраструктур в регионах (это подкреплено естественной потребностью регионов страны в создании центров культуры и образования).

Особой ролью этого вида обучения является обеспечение одного из основных прав человека современности – права на получение образования с условием защиты обучаемых, в особенности детей, от некомпетентности со стороны взрослых, начиная с родителей и заканчивая учителями, педагогами профессиональной сферы.

В XXI веке произошел переход на двухуровневую модель подготовки бакалавров и магистров. Педагогическое образование РФ встраивается в общеевропейское образовательное пространство.

педагогическое образование и наука

Проблемы

В современном мире люди имеют доступ к неограниченному объему информации. Значимыми же стали умения извлекать смысл, нащупывать взаимосвязи, решать задачи, задумывать и реализовывать проекты, совершать нетривиальные действия.

Проблемы педагогического образования состоят в том, чтобы подготовить специалистов, способных работать на формирование личности в условиях инновационного развития и модернизации, обладающих социально-ориентированным взглядом на мир. Современные педагогические вузы обязаны готовить выпускников, которые способны работать на развитие личности, являющейся субъектом поликультурного гражданского общества, интегрированного в общероссийское и мировое пространство.

Тенденция подготовки будущих преподавателей на основе модульного принципа и компетентностного подхода в обучении создает также проблемы педагогического образования, так как программы необходимо менять в соответствии с новыми требованиями действительности. Сегодня достаточно много времени при обучении студентов уделяется теории, на практику же отводится очень мало времени. Есть необходимость вузам работать совместно со школами и колледжами, сделать упор на получение студентами и хорошего практического опыта.

дошкольное педагогическое образование

Взаимосвязь с наукой

Дошкольное педагогическое образование

Программа по подготовке специалистов дошкольного образования разрабатывалась с учетом требований действительности. Дошкольное педагогическое образование уделяет большое внимание вопросам дошкольной, общей, когнитивной педагогики и психологии. Окончившие обучение смогут применить свои знания в государственном и негосударственном образовательном учреждении, в центре развития детей, в сфере дошкольного, среднего общего образования, в организации дополнительного обучения, в центре детского творчества, а также осуществлять самостоятельную педагогическую деятельность (гувернер, няня, руководитель детского центра, детского сада).

история педагогического образования

Направления работы специалистов

Педагог дошкольного образования проводит с детьми образовательную и воспитательную работу, создает условия для комфортной жизни детей во время пребывания в дошкольном учреждении, пытается обнаружить индивидуальные особенности детей. Также он выявляет тонкости взаимоотношений родителей, организует консультации, проводит разные профилактические мероприятия (собрания, практические занятия).

Профессионально-педагогическое образование

Данное понятие предполагает формирование такой личности, которая способна эффективно реализовать себя в сферах начального и среднего профессионального образования, может осуществить все компоненты интегративного образовательного процесса, выполнить полный спектр профессионально-образовательных функций. Педагогическое образование и профессионально-педагогическое взаимосвязаны, но последнее стало более общим.

Дополнительное образование

Дополнительное педагогическое образование необходимо преподавателям для повышения квалификации. Также при его помощи осуществляется переподготовка специалистов, которая необходима для обновления их профессиональных знаний, усовершенствования деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций. Кроме того, проводится дополнительная подготовка студентов заочной и очной форм обучения.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что педагогическое образование – это многоуровневый и сложный процесс, ориентированный на подготовку профессионалов своего дела, педагогов с большой буквы, которые смогут оправдать возложенные на них надежды по обучению и воспитанию нового поколения.

В современном образовании довольно много методов и приёмов для работы с детьми. Методы обучения – понятие сложное и неоднозначное. Многие ученые так и не пришли к единому мнению и толкованию этой педагогической категории, но, несмотря на это, всё же можно отметить и нечто общее, что сближает точки зрения. Речь идет о том, что в последнее время большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Современные методы обучения можно разделить на три главные группы: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный – это метод, когда учитель управляет уроком, а дети слушают лекцию и записывают материал в тетрадь. Активный – это метод, когда учитель и ученик взаимодействуют на равных и ведут диалог, беседу, дискуссию, а интерактивный – ученики взаимодействуют с учителем и с одноклассниками (например, работа в группах, защита проекта и прочие).

Отработав четыре года учителем начальных классов в сфере образования, я выделила более важные и нужные для работы современные методы обучения, с которыми познакомлю поближе. Они нравятся не только мне, но и в первую очередь учащимся, которые заинтересованы в работе благодаря новым современным методам:

Метод проектов. Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Творческие исследования, которые представляют собой самостоятельную работу ребёнка во внеурочное время по школьным предметам, таким как: русский язык, литература, математика, окружающий мир, музыка и физкультура, а также на общеразвивающие темы, направленны на расширение кругозора детей. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая классно-урочная система. Современный проект учащегося – это дидактическое средство познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Главной задачей современного метода является исследование окружающей жизни детьми вместе с учителем. Учитель может быть как в роли помощника, так и в роли эксперта, создавая комфортные условия для развития личности ребёнка, способствуя успешному усвоению знаний.

Лэпбук. Лэпбук является самодельной интерактивной папкой, содержащей множество кармашков для карточек и иллюстраций, мини-книжек или схем, подвижных деталей, дидактических игр, которые вмещают в себя огромное количество материала. Попадая в руки ребёнка, лэпбук помогает ему сосредоточиться на теме урока, повторить и закрепить изученное, систематизировать знания. Таким образом, образовательная деятельность становится не только познавательной, но и интересной, творческой и даже увлекательной. Лэпбук – это особая форма организации учебного материала, прежде всего, основа групповой или парной проектной деятельности взрослого с ребёнком. В результате такой работы получается исследовательский проект. Важно в такой деятельности сформулировать и продумать образовательные, развивающие, воспитательные и творческие задачи.

Информационно – коммуникативные технологии (презентация). Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более интересным, мобильным, а главное современным. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку огромные энциклопедии или репродукции – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. В презентации можно использовать всё необходимое для урока, включая аудио или видео – сопровождения. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися на любом уроке. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. В начальной школе практически все учителя используют презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и другое. Ребёнок жаждет получить новые знания, тем самым становясь творческой, настойчивой и трудолюбивой личностью. Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование современных технологий в образовании способствуют у учащихся формирование интеллектуальности, креативности и самостоятельности.

Портфолио. Не стоит забывать, что портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование универсальных учебных действий. Портфолио предполагает активное участие не только учащихся, но и их родителей в оценочную деятельность. Я уверена, что основная цель портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности. Мой третий класс продолжает с удовольствием заполнять своё портфолио новыми работами и проектами. У каждого есть чувство гордости за свои достижения в учёбе или вне учебное время. Особенно интересно наблюдать, как они обмениваются друг с другом информацией, сравнивают работы друг друга и вносят новые коррективы в своё портфолио. В такой работе важен дух соревнования. Он не даёт погаснуть интересу ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желанию учиться и трудиться.

Объяснительно – иллюстративный метод и раздаточный материал. В этом методе обучения я использую иллюстрации или схемы и раздаточный материал к ним, чтобы облегчить детям усвоение темы, так как иногда одного учебника и рабочей тетради недостаточно. Далее мы выполняем задания на индивидуальных картах, опираясь на иллюстрацию и обсуждением содержание темы урока. Также раздаточный материал помогает закрепить пройденную тему урока. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на главных пунктах материала. В таком методе обучения удобно получать обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений, заданий и самостоятельных работ для овладения учебным материалом.

Тренинги. Очень часто дети говорят о неудовлетворённости психологическим климатом в детском коллективе (классе), чувствуя при этом дискомфорт и неуверенность в общении с одноклассниками. Существует довольно много вариантов проведения тренингов для младших школьников. Из них можно выделить такие методы как: групповая дискуссия, игровые методы, релаксация, упражнения по арт-терапии, групповые работы, работы по коррекции общения. В своей работе я люблю использовать такие варианты проведения тренингов, как сказкотерапия и дискуссия. Данные занятия помогают сформировать у детей нравственные ценности, выявлять отклонения в поведении, раскрепощать и развивать в детях толерантность друг к другу, то есть сплотить школьный класс. Подобные занятия проводятся в классе, способствуя тому, чтобы школьники были более расслаблены в процессе общения и легко усваивали информацию.

Следовательно, преподаватель самостоятельно принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетании для проведения учебного занятия. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных и эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, применять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач в образовании для меня является развитие у учащихся интереса к учению и творчеству, так как интерес и творчество в учебном процессе являются сильными инструментами, побуждающие к глубокому познанию предмета. Каждый учитель знает и понимает, что активность аналитического осмысления учебного материала младшим школьником довольно быстро снижается, если ученик на протяжении нескольких уроков вынужден анализировать один и тот же учебный материал, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Я считаю, что на уроках необходимо применять современные обучающие технологии в учебный процесс. Они позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышая тем самым творческую активность учащихся.

Читайте также: