Техника общения доклад по психологии

Обновлено: 05.07.2024

Основные характеристики эффективности общения заключаются в умении и навыке человека использовать 2 основные техники общения: понимающие и директивные средства.

Понятие понимающего общения включает совокупность сложных установок субъекта общения, включая правила и конкретные приемы реагирования, назначение которых заключается в понимании партнера и его проблем, установке психологического контакта, изучении особенностей его личности, выяснении его позиции по обсуждаемой проблеме и др.

Техника общения, предполагающая понимание, представляет собой ориентацию субъектов общения на внутреннюю систему ценностей, в том числе оценки, мотив и проблемы партнера, а не свои собственные.

Он знает себя, собственные потребности и ситуацию в жизни лучше. Помимо этого, открытое общение с человеком происходит только в том случае, когда появляется способность создать доверительные взаимоотношения (доверительный климат, атмосфера, психологический контакт). Важным условием создания доверительного климата является набор установок субъекта общения для взаимодействия с партнером:

  • понимающая реакция на мысли, чувства, представления и высказывания партнера, безоценочное восприятие;
  • позитивное принятие личности партнера;
  • согласованность (конгруэнтность) своего поведения в ходе взаимодействия.

Рассмотренные установки представляют собой основной механизм психологии, посредством которого происходит реализация ориентации субъекта общения на процесс понимания, в том числе внутреннюю систему отсчета собеседников.

Основные правила и приемы понимающего общения

Правила понимающего общения сводятся к нескольким пунктам:

Психологическая литература подробно описывает приемы понимающего общения, которые можно перечислить:

Овладение данными приемами до уровня профессионализма требует систематических усилий.

Подобные умения и навыки можно отнести к числу важнейших профессиональных качеств современных деловых людей.

Наряду с этим профессиональная деятельность часто требует именно развития умений и навыков другого типа, включая использование приемов директивного общения при работе с людьми.

Особенности директивного общения

Техника директивного общения представляет собой совокупность установок, правил и конкретных приемов реагирования, которые использует субъект общения Они предназначены для оказания непосредственного психологического воздействия на партнера для того, чтобы достичь определенных целей.

Гост

ГОСТ

Что такое техники общения

Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.

В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.

Функции эффективного общения:

  • способствует достижению взаимопонимания между людьми;
  • направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
  • способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.

Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.

Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.

Виды общения

В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами. Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены. Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.

Техники общения

Можно выделить следующие техники общения:

  • Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности;
  • Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом своего собеседника;
  • Техника активного слушания;
  • Техника вербализации;
  • Перефразирование и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Техника активного слушания – это одна из специальных техник, которая предполагает наиболее полное понимание самочувствия собеседника.

Для смягчения эмоционального фона делового и повседневного общения используется техника вербализации. Можно выделить следующие виды вербализации:

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

На начальном этапе общения техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и при-емы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о парт-нере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного по-ведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных дей-ствий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает уме-ние видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в соб-ственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является од-ним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Ведение беседы.

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимо качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Обще-принятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.

Прежде чем вступить в контакт, нужно продемонстрировать вашу готов-ность к общению улыбкой, повёрнутыми к партнёру головой и телом, несколько наклоненным вперёд туловищем.

Выбирая модель поведения, внимательно вглядитесь в собеседника: в его лицо, руки, движения.

Перед началом беседы следует усвоить основные психологические принци-пы, соблюдение которых обязательно.

1.Рациональность.Необходимо вести себя сдержанно, если даже партнёр проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

2.Понимание.Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точки зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

3.Общение.Если даже человек вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит отношения.

4.Достоверность.Не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а также затрудняет взаимодействие в дальнейшем.




5.Отказ от поучительного тона.Не старайтесь поучать партнёра. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь убедить его.

6.Разграничение между собеседником и предметом разговора.Если не прямо, то косвенно вы с партнёром должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом.

7.Приоритет интересов, а не позиций.Цель беседы состоит не в отстаи-вании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.

8.Выделение круга возможностей (разработка взаимовыгодных вариан-тов).Успеху беседы часто мешают дефицит времени и стремление отыскать един-ственно правильное решение. Поэтому важно найти время для обдумывания воз-можных вариантов решения, которые учитывали бы общие интересы.

9.Выявление критериев.Настаивайте на том, чтобы результат основывался на каких-то объективных нормах. Эти нормы, принимаемые вами обоими, играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое соглашение. Такими нормами, или объективными критериями, могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры и др.

В ходе беседы старайтесь учитывать следующие рекомендации психологов:

1. Каждый собеседник преследует двойной интерес: относительно существа дела и своих отношений с партнёром. Беседа, как правило, ведётся в контексте имеющих продолжение отношений, поэтому каждый этап разговора должен спо-собствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

3.Не делайте вывод о намерениях собеседника, исходя из собственных опа-сений.Не принимайте свои страхи за его планы.

4.Ваша проблема – не вина партнёра.Обвинять его - самый лёгкий метод, особенно в том случае, когда вы чувствуете, что он действительно ответственен за что-то. Даже если ваши обвинения справедливы, они обычно не продуктивны. Ва-ше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете.

7.Говорите об интересах.Собеседник может не знать, каковы ваши инте-ресы, а вы можете не догадываться о его. Если вы хотите, чтобы он принял во внимание ваши интересы, следует объяснить, в чём они заключаются; объясняя, покажите их важность. Будьте точны. Конкретные детали не только вызывает до-верие к вашему описанию, но и придают ему вес. Признайте интересы партнёра частью проблемы. Покажите, что вы поняли их.

В процессе разговора избегайте следующих просчётов.

1. Преждевременное суждение.Нет ничего более вредного, чем крити-ческий настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.

2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.

3. Мнение о том, что затруднения собеседника – его проблема.

Убеждение

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая инфор-мация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием на личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность челове-ка, которому адресовано воздействие.

Заинтересованность — это стремление получить определенную информа-цию и потребность осмыслить что-либо.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение является последовательным и доказательным;

— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и дока-зательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеж-даемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий инфор-мацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

На начальном этапе общения техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и при-емы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о парт-нере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного по-ведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных дей-ствий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает уме-ние видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в соб-ственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является од-ним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Ведение беседы.

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимо качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Обще-принятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.

Прежде чем вступить в контакт, нужно продемонстрировать вашу готов-ность к общению улыбкой, повёрнутыми к партнёру головой и телом, несколько наклоненным вперёд туловищем.

Выбирая модель поведения, внимательно вглядитесь в собеседника: в его лицо, руки, движения.

Перед началом беседы следует усвоить основные психологические принци-пы, соблюдение которых обязательно.

1.Рациональность.Необходимо вести себя сдержанно, если даже партнёр проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

2.Понимание.Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точки зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

3.Общение.Если даже человек вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит отношения.

4.Достоверность.Не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а также затрудняет взаимодействие в дальнейшем.

5.Отказ от поучительного тона.Не старайтесь поучать партнёра. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь убедить его.

6.Разграничение между собеседником и предметом разговора.Если не прямо, то косвенно вы с партнёром должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом.

7.Приоритет интересов, а не позиций.Цель беседы состоит не в отстаи-вании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.

8.Выделение круга возможностей (разработка взаимовыгодных вариан-тов).Успеху беседы часто мешают дефицит времени и стремление отыскать един-ственно правильное решение. Поэтому важно найти время для обдумывания воз-можных вариантов решения, которые учитывали бы общие интересы.

9.Выявление критериев.Настаивайте на том, чтобы результат основывался на каких-то объективных нормах. Эти нормы, принимаемые вами обоими, играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое соглашение. Такими нормами, или объективными критериями, могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры и др.

В ходе беседы старайтесь учитывать следующие рекомендации психологов:

1. Каждый собеседник преследует двойной интерес: относительно существа дела и своих отношений с партнёром. Беседа, как правило, ведётся в контексте имеющих продолжение отношений, поэтому каждый этап разговора должен спо-собствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

3.Не делайте вывод о намерениях собеседника, исходя из собственных опа-сений.Не принимайте свои страхи за его планы.

4.Ваша проблема – не вина партнёра.Обвинять его - самый лёгкий метод, особенно в том случае, когда вы чувствуете, что он действительно ответственен за что-то. Даже если ваши обвинения справедливы, они обычно не продуктивны. Ва-ше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете.

7.Говорите об интересах.Собеседник может не знать, каковы ваши инте-ресы, а вы можете не догадываться о его. Если вы хотите, чтобы он принял во внимание ваши интересы, следует объяснить, в чём они заключаются; объясняя, покажите их важность. Будьте точны. Конкретные детали не только вызывает до-верие к вашему описанию, но и придают ему вес. Признайте интересы партнёра частью проблемы. Покажите, что вы поняли их.

В процессе разговора избегайте следующих просчётов.

1. Преждевременное суждение.Нет ничего более вредного, чем крити-ческий настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.

2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.

3. Мнение о том, что затруднения собеседника – его проблема.

Убеждение

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая инфор-мация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием на личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность челове-ка, которому адресовано воздействие.

Заинтересованность — это стремление получить определенную информа-цию и потребность осмыслить что-либо.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение является последовательным и доказательным;

— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и дока-зательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеж-даемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий инфор-мацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.


Тебе когда-нибудь говорили, что с тобой классно общаться? Общение предполагает наличие минимум двух человек. Это в любом случае взаимодействие. И где бы ты ни была: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте – везде тебя окружают люди, с которыми ты будешь вступать во взаимный контакт. А эффективным общение будет тогда, когда и ты и собеседник всё, что затратили в процессе общения, получили обратно в виде результата.

Например, затрачиваешь свою энергию, время, силы, эмоции, ресурсы, а получаешь тоже взамен ещё больше энергии, положительных эмоций, какой-то даже материальные результат, помощь и прочее. И так же твой собеседник получает от общения с тобой результат, то есть в итоге общение было для вас обоих эффективно.

В чём отличие эффективного общения от неэффективного

девушка в гарнитуре

Если ты вкладываешь, общаясь с кем-то, свой ресурс, а взамен ничего не получаешь, то это общение тебя опустошает, оно неэффективно. Наверное, ты иногда замечала, что пообщавшись с каким-то человеком, из тебя как будто вычерпали энергию, и ты такая после этого вообще никакая. Было у тебя такое?

Так вот, если ты хочешь эффективно взаимодействовать с людьми, получать максимум от общения, притягивать людей к себе, понимать и чувствовать каждого человека, этому можно научиться. Ты станешь просто феей-волшебницей, которая будет своим вниманием завораживать каждого, кто вступит с тобой в диалог. Итак начнём.

Технологии эффективного общения – что это

Технологии эффективного общения — это такие способы, приёмы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнёров по общению. Одним словом — это простые, но действенные инструменты для взаимопонимания в общении.

Эмпатия (сочувствие) — это осознанное переживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют и выразить сострадание.

Способов, приёмов и средств существует очень много. По теме коммуникации написано миллионы книг, ведь общение – это целое искусство, овладев которым, ты станешь ассом по взаимодействию.

Что имеет важное значение для эффективного общения

Чтобы тебе научиться эффективно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически всё имеет значение:

  • То, что именно ты говоришь.
  • То, как ты говоришь.
  • То, как ты умеешь слушать собеседника.
  • То, какие эмоции ты испытываешь.
  • То, какие эмоции испытывает собеседник.
  • То, понимаешь ли ты, какие эмоции испытывает собеседник.
  • То, как ты используешь язык жестов.

Техники эффективного общения

Техники эффективного общения

Неэффективные техники общения

Иногда твоё взаимодействие с другими людьми может привести к конфликтным ситуациям и это случается именно тогда, когда ты применяешь неэффективные техники в общение, такие как:

  • Приказы, команды
  • Угрозы
  • Высмеивание
  • Выспрашивание
  • Злые шутки
  • Выговоры, обвинения
  • Нравоучения
  • Догадки, интерпретации
  • Обвинение

8 мощных приёмов эффективного общения

Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и о своих проблемах. Этот приём позволит тебе лучше понять собеседника, получить более развёрнутую информацию, тем самым показать свою заинтересованность и в каких-то ситуациях проявить эмпатию (сочувствие).

Наблюдениями установлено, что если с человеком повести разговор на тему его выраженного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

Например, у твоей подруги есть сын и он для неё – это весь мир, целая Вселенная. И если ты при разговоре поинтересуешься, как дела у её сыночка, то сразу увидишь, как засияло её лицо и после этого она готова с удовольствием откликнуться на любую твою просьбу.

Эта техника из НЛП будет актуальна всегда. Она заключается в том, чтобы отзеркаливать позы, жесты собеседника. Ты можешь её применять, когда существует недопонимание и даже враждебностью. Этот приём поможет тебе расположить к себе собеседника.

Это стремление показать собеседнику, что ты понимаешь его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет твои эмоции и переживания. Твой собеседник будет чувствовать в тебе отклик и это, соответственно, повысит эффективность беседы.

Это, пожалуй, самые основные приёмы, которые помогут сделать твоё общение с совершенно разными людьми и в разных сферах жизни более гармоничными и продуктивными. Ты общаешься часто, даже когда молчишь (через твои жесты, движения, мимику). Так пусть твоё общение станет ещё эффективнее!

Читайте также: