Метонимия и синекдоха доклад

Обновлено: 05.07.2024

Древнеримский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан о метонимии рассуждал таким образом: сущность ее проявляется в том, чтобы заменить описываемый предмет его причиной, а это означает, что она способна заменить слово или понятие на родственное первому.

Метонимия

Типы метонимии

Виды метонимии

  • общая языковая метонимия -довольно часто используется в речи; например, красивый фарфор (говорится об изделиях из фарфора);
  • общепоэтическая (отличается популярностью в поэзии; например, небесная лазурь);
  • общемедийная ли общегазетная (например, авторская полоса);
  • индивидуально-авторская (например, ромашковая Русь).

Синекдоха — разновидность метонимии

В пример приведем следующие предложения:

Примеры в русском языке

Метонимические переносы достаточно разнообразны в русском языке и по характеру своих преобразований и по состоянию фраз и выражений. Они могут основываться по признаку и действию, замене содержимого на содержащее и т. д.

Рассмотрим несколько примеров в русском языке:

Примеры метонимии в литературе

Метонимией в литературе называют литературный троп, который основывается на смежных, сопредельных, близких и понятных связях явлений и предметов.

Мнение научных исследователей

Такие обороты речи, как метонимия, помогают делать речь многообразнее

Современная наука убеждена в том, что способ выражения мыслей, построенный в форме метонимии, усиливает выразительность не только произведения и русского языка, но и раскрывает богатство лексики, помогая воспринимать связь смежных понятий, не всегда являющихся однородными.

Метонимия широко используется в лексике, поэтике, семантике, риторике и стилистике и является наиболее эффективным средством речевого воздействия. Исследователи утверждают, что она обладает речевыми и логическими качествами, которые помогают рассуждать многообразнее, а также когнитивными свойствами, благодаря которым человек глубоко проникает в процесс познания и мышления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразоват.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразоват.

Средства художественной выразительности – это один из важнейших факторов, бл.

Средства художественной выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихотворениях и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов.

Цель: научиться определять в художественных произведениях сравнение, метафору.

Цель: научиться определять в художественных произведениях сравнение, метафору, метонимию, синекдоху. Задачи: 1.выяснить, для чего нужны средства художественной выразительности в русском языке, 2. изучить средства художественной выразительности, 3. провести исследования по определению средств художественной выразительности в текстах, 4. выяснить умение по нахождению средств художественной выразительности у учащихся 9-10 классов (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха).

Сравнение - это специальный литературный прием, основанный на сравнении двух.

Сравнение - это специальный литературный прием, основанный на сравнении двух предметов или явлений, между которыми можно установить уравнительные отношения. Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Всё в Ольге… А.С. Пушкин

Метафора - это переносное значение на основе сходства по самым разным признак.

Метафора - это переносное значение на основе сходства по самым разным признакам: цвету, форме, качеству. … ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. А.С. Пушкин

Метонимия - это вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется др.

Синекдоха - это стилистическая фигура, допускающая использование одних слов в.

1) Метонимия Шипенье пенистых бокалов. (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.

Название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся: Л.

Название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся: Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов). Название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки съел (И.А. Крылов). Имя автора заменяет название его произведения: Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов). Названия отличительных признаков людей или предметов используются вместо их обычных наименований: Черные фраки носились врозь и кучами там и там (Н.В. Гоголь).

2) Синекдоха Эй, зонтик! Уступите место трости. С ней и пенсне усядется вполн.

2) Синекдоха Эй, зонтик! Уступите место трости. С ней и пенсне усядется вполне (из шуточного стихотворения). Напротив меня в вагоне сидел старик в панаме, а рядом с ним женщина в кокетливой шляпке. Панама читала газету, а кокетливая шляпка кокетничала со стоящим возле нее молодым человеком. Фуражка заволновалась (о мужчине) Бакенбарды рассердились (об одном человеке).

Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха? В основу сочетания положено прямо.

Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха в текстах художественной литературы.

Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха в текстах художественной литературы Среди учащихся 9,10 классов мы провели тестирование по нахождению таких средств художественной выразительности, как сравнение, метафора, синекдоха и метонимия. Ребятам нужно было в предложениях найти эти средства выразительности. Ученикам был да отрывок из произведений и определение средств художественной выразительности.

Вывод: из 24-х учащихся, участвующих в тестировании, в 1 задании, по нахожден.

Вывод: из 24-х учащихся, участвующих в тестировании, в 1 задании, по нахождению сравнения справились 23 учащихся. По нахождению метафоры - справилось меньше половины учащихся из опрошенных. По нахождению метонимии из 24-х учащихся 19 ответили правильно. Синекдоху нашли всего 2 ученика. Ребята сталкиваются с трудностями при определении синекдохи.

Для чего нам в русском языке нужны средства художественной выразительности? В.

Для чего нам в русском языке нужны средства художественной выразительности? В русском языке средства художественной выразительности нужны для того, чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее. Для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов.

Средства художественной выразительности используются в разных сферах общения.

Средства художественной выразительности используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи. Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

При нахождении таких средств художественной выразительности, как метафора, ме.

При нахождении таких средств художественной выразительности, как метафора, метонимия и синекдоха, учащиеся сталкиваются с большими трудностями, даже если пользуются алгоритмом их определения.

Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Синекдоха — вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому. Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии.

Содержание

Метонимия

Таким образом метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой — большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не даны в данном явлении непосредственно. Как и метафора, метонимия присуща языку вообще, но особенное значение имеет в художественно-литературном творчестве, получая в каждом конкретном случае свое классовое насыщение и использование.

Если принять, что смежность в метонимии всегда так или иначе связана и с внутренней зависимостью, то и такая характеристика но может считаться вполне исчерпывающей сущность предмета, так как и в синекдохе отношение выражения к выражаемому не может быть ограничено одной внешней связью или смежностью части предмета и его целого. Все дело в том, что в основу определения метонимии должен быть положен какой-то иной принцип, который дал бы возможность обособить самую ее природу от логической и психологической природы и метафоры и синекдохи.

Такой принцип пытаются найти, сосредоточив исследование на самых психических процессах, которые вызывают то или иное выражение. Справедливо полагают, что, исходя из одних только статических результатов, трудно избежать произвольности и противоречий в определениях природы явления.

Виды метонимии

  • общеязыковая
  • общепоэтическая
  • общегазетная
  • индивидуально-авторская
  • индивидуально-творческая

Синекдоха

Синекдоха — вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому. Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии и действительно есть немало случаев, где трудно дифференцировать оба эти тропа.

В основе своей, однако, синекдохический процесс мысли существенно отличается от метонимического. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание, состоящее в том, что из содержания мысли выделяется существенный для данного случая, для данного воззрения элемент. Синекдоха, напротив, выражает один из признаков предмета, именует часть предмета вместо его целого (pars pro toto), причем называется часть, а целое лишь соподразумевается; мысль сосредоточивается на том из признаков предмета, на той из частей целого, которая или бросается в глаза, или почему либо важна, характерна, удобна для данного случая. Другими словами, мысль переносится с целого на часть его, и потому в синекдохе (как и в метафоре) легче, чем в метонимии, говорить о переносном смысле образа.

Раздельность выражения и выражаемого, прямого и переносного смысла в ней выступает отчетливее, ибо в метонимии отношение предмета к его данному выражению есть, приблизительно, отношение содержания мысли к сжатому ее описанию, в синекдохе — отношение целого к не только выделенной из него, но и обособленной, тем самым, его части. Эта часть может стоять в разных отношениях к целому.

Что такое метонимия и чем она отличается от синекдохи?
Почему в одном источнике литературный пример отнесен к метонимии, а в другом - к синекдохе?
На самом деле все просто! Это настолько близкие понятия, что некоторые теоретики даже считают синекдоху одним из видов метонимии. Придерживаюсь этого мнения и я. Однако в задании №29 наш любимый ФИПИ просит найти синекдоху и метонимию, подразумевая разные тропы. /Кстати, ссылка на подробный разбор синекдохи – в конце этой статьи/.

Будем разбираться с метонимией!

Давайте рассмотрим некоторые виды метонимии и вы начнете понимать, о чем речь. (Наверняка, сейчас удивитесь, ведь часто вы просто не осознаете, что употребляете в своей речи метонимию…)

1. Связь субъекта и орудия.

В кабинете секретаря надрывалась печатная машинка.
(Мы подразумеваем человека – секретаря, который печатал, а говорим об орудии секретаря – печатной машинке).

А вот ещё пример:

На поля легла роса,
По полям пошла коса.
Пошёл человек с косой, а не сама коса.

2. Связь предмета и материала.

Бабушка любовно протерла и убрала хрусталь в сервант.
(Мы подразумеваем посуду из хрусталя, а говорим о материале, из которого она сделана).

Здесь же похожий пример вдогонку:

На аукционе был продан корниловский фарфор.
(Речь, конечно, идет об изделиях завода братьев Корниловых, а не о материале).

Стало страшно, ведь подошли ребята в черной коже и с бейсбольными битами.
(Подразумеваем, что ребята - в кожаных куртках).

3. Связь сообщества с членами сообщества.

4. Связь автора с его произведением (принадлежность автору).

Она вынесла Малевича из музея, спрятав под майкой.
(Имеется в виду картина Малевича, а не сам художник Казимир Малевич).

Еще примеры этого ряда:

С подоконника упал замусоленный Гумилев.
Вася поставил Пушкина в шкаф.
(Я думаю, нелегко иностранцам, когда они пытаются перевести подобные фразы! Воистину могуч наш язык!)

5. Связь между содержимым и содержащим.

Бабушка так классно готовит, что я сразу же съел и вторую тарелку!
(Содержимое (возможно, суп) заменили содержащим – тарелкой)

Еще примеры этого ряда:

Я залил в бак всю канистру и сел за руль.
Горячую воду отключили, но я согрел себе целый таз.

Есть и другие виды метонимии. Я привела самые распространенные. Чтобы определить в тексте этот троп, достаточно понять сам принцип замены слова смежным понятием.

Иногда у школьников встает справедливый вопрос: а как не спутать метонимию с метафорой?

Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот Словарь-справочник лингвистических терминов. Розенталь, Теленкова, 1976г, - с. 467.
Еще можно объяснить этот термин так: синекдоха, это когда в речи мы множество обозначаем через единицу этого множества, предмет, явление, человека, существо – через какую-то его часть… И наоборот!

Совсем ничего не ясно, правда?

1. Множество обозначаем через единицу этого множества:

2. Единицы обозначаем через множество:

Стояла такая отличная погода, что весь город вышел гулять!
(Мы подразумеваем единицы (горожан), а обозначаем их множеством (весь город)).

Гром гремел так, что весь зоопарк жалобно заскулил.
(Мы подразумеваем единицы (зверей), а обозначаем их множеством (зоопарк)).

Россия на Чемпионате мира по футболу забила Германии пять мячей!
(Мы подразумеваем команду страны (эх, нам бы такую команду!), а обозначаем её названием всей страны).

3. Предмет обозначаем через какую-то его часть:

Иван Макарович достал свой именной ствол.
(Ствол - часть пистолета обозначает весь пистолет).

Только к сорока годам он заработал свой угол.
(Угол - часть дома обозначает весь дом)

4. Человека обозначаем через какую-то часть:

А ты, лысина, помалкивал бы!
Или другой пример из популярной песни:

Синекдоха характерна не только для имён существительных.
Она характерна и для глаголов! А вот в прилагательных ее нет.

Можно выделить общеупотребительные синекдохи:

Этому лбу уже тридцать лет, а мама ему брюки гладит!
(Лоб – обозначение целого человека)

А есть синекдохи индивидуальные.

- Эй, спички, отойди!

(Он имел в виду её тонкие стройные ноги и через этот признак обозначил её всю). То есть индивидуальные синекдохи рождаются на основе индивидуальных черт.

Вот мы и разобрались: синекдохой называют троп, в основе которого лежит наименование целого через его составляющую и наоборот.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.02.2020. Старая перечница.
  • 20.02.2020. Три ошибки в языке, которые делать стыдно, но.
  • 19.02.2020. Открытое письмо Елены Сафоновой
  • 14.02.2020. Как найти метонимию и отличить от синекдохи?
  • 04.02.2020. Папа - это кто?

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: