Центр медицинской профилактики доклад

Обновлено: 07.07.2024

1. Презенатция на тему : Центр медицинской профилактики

4. Структура центра медицинской профилактики

организационно-методический отдел;
редакционно-издательский отдел;
информационно-аналитический отдел;
отдел межсекторальных и внешних связей;
консультативно-оздоровительный отдел;
методический кабинет;
отделение мониторинга здоровья населения.

5. Кадровое обеспечение центра медицинской профилактики

врачи, в том числе руководители учреждений и их
заместители;
специалисты с высшим немедицинским образованием: психологи, социологи, педагоги, редакторы,
журналисты, инженеры ЭВМ;
инструкторы по санитарному просвещению.

6. Функции центра медицинской профилактики

координация организации и проведения научно-обоснованных
мероприятий по первичной и вторичной профилактике
неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения
на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;
организация
и
проведение
мероприятий
гигиенического обучения и воспитания населения;
проведение
и анализ мониторирования
заболеваний и их факторов риска;
в
области
неинфекционных
информационное
обеспечение
лечебно-профилактических
учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний,
сохранения и укрепления здоровья населения;
организация,
контроль и анализ деятельности отделений,
кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового
ребенка учреждений;

участие в проведении подготовки специалистов других ведомств
(работников системы образования, средств массовой информации,
работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики
заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
взаимодействие
по
координации
и
совершенствованию
профилактической работы в учреждениях системы образования;
организация
массовых
профилактических
и
оздоровительных
мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;
участие в международных и национальных проектах по вопросам
профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
организация, проведение и анализ медико-социальных опросов
населения для определения уровня информированности о здоровом
образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической
помощью;
оказание
населению
профилактической
оздоровительной помощи;
и
консультативно-
анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы
лечебно-профилактических учреждений и профилактической помощи
населению в субъекте Российской Федерации;

8. Организационно-методическая работа центра

подготовка методических материалов для
отделений (кабинетов) медицинской
профилактики, медицинских работников,
педагогов и др.;
разработка, приобретение и внедрение
профилактических программ;
создание видеофильмов и видеоклипов,
аудиороликов;
методические консультации.

9. Консультативно-оздоровительная деятельность

Консультативнооздоровительная деятельность
проведение консультаций по вопросам укрепления
здоровья и профилактики заболеваний;
оказание консультативно-оздоровительных услуг, в
т.ч. платных.

10. Массовая работа

11. Источники финансирования центра

12. Месячники разнообразной тематики:

Структура центра медицинской профилактики

  • организационно-методический отдел;
  • редакционно-издательский отдел;
  • информационно-аналитический отдел;
  • отдел межсекторальных и внешних связей;
  • консультативно-оздоровительный отдел;
  • методический кабинет;
  • отделение мониторинга здоровья населения.

Кадровое обеспечение центра медицинской профилактики

  • врачи, в том числе руководители учреж­дений и их заместители;
  • специалисты с высшим немедицинским образова­нием: психологи, социологи, педагоги, редакторы, журналисты, инженеры ЭВМ;
  • инструкторы по санитар­ному просвещению.

Функции центра медицинской профилактики

  • координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;
  • организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;
  • проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболеваний и их факторов риска;
  • обеспечение организационно-методического руководства и координации (в т.ч. межведомственной) деятельности лечебно-профилактических учреждений по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья;
  • информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения;
  • организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка (по разделу профилактики неинфекционных заболеваний, гигиенического обучения, воспитания и оздоровления) лечебно-профилактических учреждений;
  • организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
  • участие в проведении подготовки специалистов других ведомств (работников системы образования, средств массовой информации, работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
  • взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования;
  • организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;
  • участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
  • организация, проведение и анализ медико-социальных опросов населения для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;
  • оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи;
  • анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы лечебно-профилактических учреждений и профилактической помощи населению в субъекте Российской Федерации;
  • ведение учетной и отчетной документации в установленном порядке.

Организационно-методическая работа центра

  • подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;
  • разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;
  • создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов;
  • методические консультации.

Социологические исследования

  • изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч.: среди молодежи;
  • изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч.: артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.

Издательская деятельность

  • материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно Центром медицинской профилактики;
  • пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;
  • газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

Реализация программ и проектов

  • реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;
  • участие в реализации международных проектов.

Массовая работа

Консультативно-оздоровительная деятельность

  • проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
  • оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.

Источники финансирования центра

  • органы управления здравоохранением;
  • фонды ОМС;
  • платные услуги;
  • спонсоры.

Примеры функционирования центров медицинской профилактики:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа Центров здоровья. Подготовила: Преподаватель ПМ 01 Матвеева А.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работа Центров здоровья. Подготовила: Преподаватель ПМ 01 Матвеева А.А.

Работа Центров здоровья.

Подготовила: Преподаватель ПМ 01 Матвеева А.А

Центр профилактики -это самостоятельное специализированное учреждения здравоо.

Функции Координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий.

Координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике.

Организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения.

Организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения.

Организация массовых профилактических и оздоровительных и мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями.

Оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи.

Проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболевании и их факторов.

Проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболевании и их факторов риска.

Обеспечение организационно медицинского руководства и координации деятельности ЛПУ по профилактики заболевании, сохранению, укреплении здоровья.

Информационное обеспечение ЛПУ и населении по вопросам профилактики заболевании

Участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболевании и укрепления здоровья

Анализ оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению.

Ведение учетной и отчетной документации в установленном порядке.

Центр профилактики-Всего насчитывается около 8 центров профилактики. Московс.

Центр профилактики
-Всего насчитывается около 8 центров профилактики. Московский Областной центр медицинской профилактики

Из 8 центров медицинской профилактики – 6 ЦМП являются самостоятельными юридическими учреждениями (г.г. Видное, Дмитров, Королев, Сергиев-Посад, Ступино, Химки)

Они выполняют комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики с которой мы столкнёмся придя в такой центр.

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздейств.

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утр.

Третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Центр здоровья Основной задачей Центра медицинской профилактики является проф.

Центр здоровья
Основной задачей Центра медицинской профилактики является профилактика социально-значимых и неинфекционных заболеваний, организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания с целью здоровья населения.

Центры здоровья – совершенно новая практика для России, их открытие помогает в развитии процесса, который происходит в современном обществе. Люди задумываются об отказе от вредных привычек, долголетии и рождении здоровых детей.

Основной задачей Центров здоровья является формирование здорового образа жизни, то есть осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, в том числе детям; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний, в том числе среди детского населения; увеличение продолжительности активной жизни.

Функции центра здоровья Информирование населения о вредных и опасных для здор.

Функции центра здоровья
Информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах
Групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.)
здоровью и здоровью своих детей и близких.
Обучение граждан, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака.
Обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей.
Оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья.
Консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха.
Разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни.

Комплексное обследование в Центре здоровья включает:измерение роста и веса те.

Комплексное обследование в Центре здоровья включает:
измерение роста и веса
тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня
психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма;
скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ- сигналам от конечностей);
ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса;
определения общего холестерина и глюкозы в крови;
комплексная детальная оценка функции дыхательной системы
анализ карбоксигемоглобина и СО
пульсоксиметрия

Первично санитарная помощь. ПМСП представляет собой комплекс медико-санитарны.

Первично санитарная помощь.
ПМСП представляет собой комплекс медико-санитарных, лечебных, профилактических и гигиенических мер: лечение заболеваний и травм, снабжение самыми нужными лекарственными средствами, охрана материнства и детства, иммунизация против основных инфекционных заболеваний, профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними, планирование семьи, санитарное просвещение, достаточное снабжение безопасной питьевой водой, содействие обеспечению продовольствием и рациональному питанию.

ПМСП включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

В задачи ПмСП, в области первичной профилактики входят:улучшение жилищно-комм.

В задачи ПмСП, в области первичной профилактики входят:
улучшение жилищно-коммунальных условий, уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение качества воды, воздуха и почвы;

улучшение экологии и биогеоценозов на местном уровне, проведение озеленения и благоустройства территории, создание мест культурного отдыха;

улучшение структуры и качества питания, усиление контроля за безопасностью потребляемых продуктов, расширение качественного общественного питания;

укрепление семьи, воспитание (и мотивация) детей быть здоровыми с созданием соответствующих условий и последующей профилактикой

активизация движения за здоровый и подвижный образ жизни, разработка прогулочных маршрутов, формирование устойчивой привычки к “здоровому” поведению. и т. д.

В республике ПМСП оказывается:поликлиническими учреждениями больниц и роддомо.

В республике ПМСП оказывается:
поликлиническими учреждениями больниц и роддомов;
самостоятельными поликлиниками и врачебными амбулаториями;
врачебными здравпунктами
стоматологическими поликлиниками;
станциями скорой медицинской помощи;
фельдшерскими здравпунктами;
фельдшерско-акушерскими пунктами

Основные функции ПМСП:общедоступность; динамическое наблюдение за состоянием.

Основные функции ПМСП:
общедоступность;

динамическое наблюдение за состоянием здоровья
отдельного человека и населения в целом;

непрерывность наблюдения за пациентом в течение его жизни;

высокое качество и эффективность медицинской помощи

Организация неотложной помощи-представляет собой комплекс диагностических леч.

Организация неотложной помощи
-представляет собой комплекс диагностических лечебных и эвакуационных мероприятии, безотлагательно выполняемых больным при остром заболевании в целях восстановления и поддержания жизненно важных функций организма, предупреждения развития опасных для жизни осложнений.

Необходимо организация обучения и подготовки специалистов, оказывающих неотложную помощь в соответствии с последними клиническими рекомендациями

Организация первичной неотложной помощиОрганизация неотложной помощи. От прав.

Организация первичной неотложной помощи
Организация неотложной помощи. От правильно и своевременно оказанной первой помощи нередко зависит течение и исход заболевания. Вот почему фельдшер, акушерка или медицинская сестра, оказывая помощь пострадавшему или заболевшему, должны действовать быстро, четко и вдумчиво, проявляя максимальное внимание и активность.

А эта задача выполнима лишь в том случае, если правильно организована работа и соблюдена последовательность в проведении необходимых мероприятий

Не следует производить каких-либо манипуляций и процедур, которые с большей безопасностью и эффективностью могут быть проведены на следующем этапе.

Большое значение в правильной организации неотложной помощи имеет надлежащее оснащение медицинского пункта. Очень важно, чтобы все предметы оборудования и оснащения всегда были готовы к использованию и находились в строго определенном, легко доступном месте.

Готовность к оказанию неотложной медицинской помощи обеспечивается: высокой.

Готовность к оказанию неотложной медицинской помощи обеспечивается:

высокой профессиональной подготовкой медицинского персонала и военно-медицинской подготовкой личного состава войск;

наличием дежурного санитарного транспорта;

наличием необходимого оснащения для оказания неотложной помощи;
устойчивой оперативной связью с медицинскими подразделениями, частями и учреждениями

обучением врачебного и среднего медицинского персонала навыкам оказания неотложной помощи;

ежедневным проведением тренажей по оказанию неотложной помощи с дежурным медицинским персоналом

контролем за организацией и оказанием неотложной помощи;

Госпитализация в стационары города осуществляется в экстренном и плановом пор.

Госпитализация в стационары города осуществляется в экстренном и плановом порядке.
Экстренная госпитализация осуществляется при острых неотложных состояниях, когда вызывается скорая медицинская помощь, которая в свою очередь оказывает неотложную медицинскую помощь, оценивает состояние, и в случае необходимости экстренно госпитализирует в дежурный стационар, в соответствии с профилем и утвержденным графиком ургентных (эктренных) дежурств стационаров города.

Плановая госпитализация осуществляется в плановом порядке при хронических за.

Анализ организационной деятельности центров медицинской профилактики в оказании профилактической помощи населению

Журнал: Профилактическая медицина. 2017;20(6): 5-13






Проведен анализ основных направлений деятельности центров медицинской профилактики (ЦМП) на региональном уровне. Дана оценка структуры и основных функций, выполняемых ЦМП. Представлена динамика основных показателей работы центров.

В настоящее время рассматривается три стратегии профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) [2]:

— стратегия высокого риска;

Центр медицинской профилактики (ЦМП) следует рассматривать как ведущее учреждение службы профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения. ЦМП — одна из основных структур здравоохранения, чья работа направлена на профилактику на групповом и индивидуальном уровне. ЦМП должны быть ведущей структурой практического здравоохранения в работе по профилактике НИЗ среди населения, использующей в основном популяционный подход. В основе деятельности центров лежит межведомственный подход.

Цель исследования — провести анализ деятельности ЦМП в области укрепления и сохранения здоровья населения и профилактики НИЗ.

Материал и методы

Результаты и обсуждение

В своей работе ЦМП осуществляют координацию действий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, а также организацию межведомственного сотрудничества; разрабатывают и реализуют политику и стратегии по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, целевых программ в этой области. Важной частью деятельности ЦМП является просветительская и информационная работа с населением через СМИ, организация общественных мероприятий, работа на местах. Большое внимание уделяется подготовке медицинских работников и специалистов различных профилей по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Характеристика службы медицинской профилактики


На уровне региона службу медицинской профилактики возглавляет региональный ЦМП, являющийся самостоятельным учреждением особого типа. Однако по состоянию на 2015 г. на территории России таковыми являются только 68% центров (56 из 82). Характеристика центров, возглавляющих медицинскую профилактику в регионе, представлена в табл. 1. Таблица 1. Характеристика региональных центров медицинской профилактики Примечание. ЦФО — Центральный федеральный округ; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; ДВФО — Дальневосточный федеральный округ; КФО — Крымский федеральный округ; МО — медицинская организация; * — ЦМП не объединен ни с какой другой профилактической структурой или в его состав входит центр здоровья, поскольку последний не может являться самостоятельным учреждением, но центр здоровья не является подразделением ЦМП; ** — ЦМП является юридическим лицом, и в его состав входит другая профилактическая структура (врачебно-физкультурный диспансер).

Как видно из табл. 1, самостоятельным является 41 ЦМП, 15 (68%) — юридическими лицами. В других случаях ЦМП являются подразделением (отделение профилактики) другой МО и выполняют только функцию регионального центра: в составе врачебно-физкультурного диспансера (ВФД) — 11 (13%), в составе медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) — 4 (5%), в специализированных центрах — 4 (5%), в составе МО — 7 (8,5%). При этом они являются только отделением и не имеют полноценной структуры ЦМП.

По сравнению с 2008 г. число региональных ЦМП увеличилось: такие центры были организованы в Ивановской, Тамбовской областях и Москве (ЦФО), в Кабардино-Балкарской Республике (ЮФО) и Камчатском крае (ДВФО). По состоянию на 2015 г. ЦМП отсутствовали в трех регионах: Ленинградской области, Чукотском автономном округе и Хабаровском крае. В настоящее время ЦМП отсутствует только в Чукотском автономном округе.

Профилактическая деятельность на территории муниципальных образований осуществляется за счет работы отделений и кабинетов медицинской профилактики, так как они в настоящее время организованы в каждой М.О. Однако в связи с недостаточностью кадров (один врач и/или одна медицинская сестра) основным направлением их деятельности является диспансеризация. При этом другие функции, утвержденные приказом [3], становятся трудновыполнимыми, в связи с чем снижается эффективность первичной профилактики на территории муниципального образования.

Структура региональных центров медицинской профилактики

Методическая работа центров медицинской профилактики

Среди основных направлений деятельности ЦМП были рассмотрены обучение кадров, подготовка методических материалов, издательская деятельность, социологические исследования.


Обучение кадров — медицинских и немедицинских специалистов — методике профилактической работы проводится в виде лекций, одноразовых семинаров, школ по обучению, а также в рамках научно-практических конференций. Сведения об обучении медицинских работников в центрах медицинской профилактики в 2014 и 2015 гг. представлены на рис. 3. Рис. 3. Доля медицинских работников, обученных в ЦМП в разрезе федеральных округов (%). Доля обученных рассчитывалась как отношение числа обученных, показанных в отчетной форме № 70 (таб. 2001), к числу медицинских работников (врачи и средний медперсонал), показанных в отчетной форме № 30, и в среднем по РФ в 2015 г. составила 21,6% (в 2014 г. — 18,8%). Большое число медицинских работников обучено в СКФО — 36% (2014 г. — 27,3%) и в ПФО — 32,3% (2014 г. — 31,9%). Низкая доля обученных в 2015 г. — в КФО (10,8%), ЮФО (13,8%) и ДВФО (13,3%). Обучение в 2015 г. не проводилось в таких субъектах, как Иркутская область, Камчатский край и Севастополь.

Помимо обучения медицинских работников (врачи и средний медперсонал), проводится обучение различных групп населения — студентов высших и средних учебных заведений, немедицинских работников (педагоги, работники различных немедицинских учреждений).

Подготовка методических материалов


Методическая работа, проводимая ЦМП, включает подготовку методических материалов различного плана, разработку, приобретение и внедрение профилактических программ, создание видеофильмов, клипов и аудиороликов, проведение методических консультаций. В табл. 3 представлены Таблица 3. Количество методических материалов, подготовленных ЦМП в 2015 г. данные о количестве методических материалов, подготовленных НЦМП в 2015 г.

Больше всего подготовлено материалов для медицинских работников — 35,6% от общего количества (в среднем по РФ). Наиболее активен в этом направлении ДВФО (51,5%). В других округах показатель приближается к среднероссийскому. Самый низкий показатель — в УФО (25,2%).

На втором месте стоит подготовка материалов для отделений и кабинетов медицинской профилактики (в среднем по РФ — 34,9%). Самые высокие показатели отмечены в КФО (54,7%), СФО (46,9%), СЗФО (45,7%); наиболее низкие — в ДВФО (24,1%), ПФО (27,4%) и в ЮФО (28,1%).

Для педагогов (среднероссийский показатель 8,6%) наиболее активно готовятся материалы в УФО (13%), КФО (12,4%) и в ЮФО, СКФО и ПФО — по 11%. Самый низкий показатель в СФО (3,9%).

Доля материалов для прочих работников и организаций, подготовленных ЦМП, достаточно высока и в среднем по РФ составляет 20,9%. В это число обычно входят материалы для СМИ, министерств и ведомств (образование и наука, культура, агентства по делам молодежи, правоохранительные органы и т. д.). Наибольшая активность в данном направлении отмечена в УФО (27,9%) и ПФО (26%), низкий уровень — в КФО (5,1%).

Издательская деятельность


Издательская деятельность является неотъемлемой частью работы ЦМП. Основную часть издаваемой продукции составляют пропагандистские материалы для населения по различным направлениям профилактики. Данные по числу наименований пропагандистских материалов, подготовленных ЦМП в разрезе ФО, представлены в табл. 4. Таблица 4. Количество наименований пропагандистских материалов, изданных в 2014 и 2015 гг.

При подготовке сведений региональным ЦМП следует обратить внимание на предоставляемые данные о количестве разработанных наименований пропагандистских материалов. Так, согласно годовой отчетной форме № 70, в 2015 г. всего по России подготовлено 8437 наименований (в 2014 г. — 9231). Среди регионов можно выделить следующие: в ЦФО — Владимирскую область — 581 (2014 г. — 534), Воронежскую — 257 (2014 г. — 257), Тамбовскую — 237 (2014 г. — 210); в ЮФО — Краснодарский край — 165 (2014 г. — 654); в ПФО — Республику Башкортостан — 360 (2014 г. — 250), Саратовскую область — 161 (2014 г. — 229); в УФО — Челябинскую область — 194 (2014 г. — 205); в СФО — Республику Бурятию — 375 (2014 г. — 269); в КФО — Республику Крым — 3320 (2014 г. — 3491).

В таких регионах, как Орловская область, Карачаево-Черкесская Республика, Иркутская область и Приморский край, подготовка и тиражирование пропагандистских материалов в 2015 г. не проводилась.


Показателем активности работы в области подготовки и тиражирования материалов является обеспеченность населения этими материалами. Как видно из рис. 4, практически Рис. 4. Обеспеченность населения пропагандистскими материалами в 2014 и 2015 гг. (число экземпляров на 10 тыс. населения). во всех ФО обеспеченность населения пропагандистскими материалами в 2015 г. выросла по сравнению с 2014 г. и в среднем по РФ составила 877,8 экземпляра на 10 тыс. населения (2014 г. — 736). Отрицательная динамика отмечена в СКФО и ДВФО. Наиболее высокий показатель — в УФО (3353,9 в 2015 г. и 2751,4 в 2014 г.) и СЗФО (2319,2 в 2015 г. и 1178,8 в 2014 г.). Самые низкие значения в 2015 г. отмечены в ЮФО (159,1), КФО (367,1) и ЦФО (442,2).


В табл. 5 представлена Таблица 5. Доля пропагандистских материалов, разработанных в 2015 г., в зависимости от тематики и обеспеченность этими материалами (на 10 тыс. населения) доля пропагандистских материалов, разработанных для населения, в зависимости от тематики. Основное внимание уделяется вопросам профилактики НИЗ. В среднем по РФ доля этих материалов в 2015 г. составила 53% (в 2014 г. — 48%), при этом обеспеченность населения (тиражирование) данным видом продукции достаточно низкая и составила в 2015 г. 424,9 экземпляра на 10 тыс. населения. Так, несмотря на высокое число наименований, предоставленных Республикой Крым, — 2682 (КФО — 2691), тираж одного наименования материалов составил только 20 экземпляров, а обеспеченность населения — 281,4 экземпляра на 10 тыс. населения. Во многих регионах из-за низкого уровня финансирования и/или отсутствия редакционно-издательских отделов в ЦМП нет возможности широкого тиражирования уже разработанных и подготовленных материалов. Наиболее высокая обеспеченность населения материалами по профилактике НИЗ отмечена в УФО (1469,2 экземпляра на 10 тыс. населения) в основном за счет Ханты-Мансийского автономного округа (5229,7 экземпляра), что может свидетельствовать о хорошем уровне финансирования профилактической работы в данном регионе. Самая низкая обеспеченность материалами по профилактике НИЗ отмечена в 2015 г. в ЮФО (77,9 экземпляра на 10 тыс. населения) с наиболее низким уровнем этого показателя в Ростовской области (2,4 экземпляра).

Социологические исследования

В рамках этого раздела ЦМП проводится работа по созданию системы мониторинга факторов риска (ФР), являющейся частью региональной системы мониторинга показателей здоровья населения и факторов, его определяющих. Проводится регулярное изучение поведенческих и связанных с ними биологических ФР развития и прогрессирования НИЗ. Опрос проводят по анкетам, разработанным ЦМП, а также предложенным Минздравом России. Проводится анкетирование взрослого населения, подростков, учащихся образовательных учреждений.

Финансовое обеспечение деятельности центров медицинской профилактики


Оценка финансового обеспечения проводилась без учета заработной платы и расходов на материально-техническое оснащение. На рис. 5 отражено Рис. 5. Денежные средства, полученные на профилактическую работу с населением (тыс. руб. на 10 тыс. населения). финансирование профилактической работы с населением в 2014 и 2015 гг. в расчете на 10 тыс. населения в разрезе ФО.

В 2015 г. отмечается значительное снижение уровня финансирования во многих регионах (61% субъект РФ), а в среднем по России составило 11,4 тыс. руб. на 10 тыс. населения (см. рис. 5). По сравнению с 2014 г. финансирование в расчете на 10 тыс. населения увеличилось в ЮФО (на 0,5 тыс. руб.) за счет Республики Адыгея (с 11,3 в 2014 г. до 14,5 в 2015 г.), Краснодарского края (с 1,7 в 2014 г. до 2,6 в 2015 г.) и Астраханской области (с 6,3 в 2014 г. до 11,3 в 2015 г.); в УФО (на 4,8 тыс. руб.) за счет Курганской (с 0 в 2014 г. до 4,9 в 2015 г.), Тюменской областей (с 60,9 в 2014 г. до 79,6 в 2015 г.), Ямало-Ненецкого автономного округа (с 24,5 в 2014 г. до 37,7 в 2015 г.) и Челябинской области (с 7,7 в 2014 г. до 28,2 в 2015 г.); в ДВФО (на 13,9 тыс. руб.) за счет Магаданской (с 56,9 в 2014 г. до 139,3 в 2015 г.) и Сахалинской (с 33,6 в 2014 г. до 210,2 в 2015 г.) областей; а также в КФО (на 0,5 тыс. руб.) по причине появления в 2015 г. финансирования Севастополя.

Распределение регионов по уровню финансирования профилактической деятельности следующее: самый высокий в РФ уровень финансирования профилактической работы в расчете на 10 тыс. населения в 2014 г. отмечен в Республике Бурятия (371,1 тыс. руб.), Ненецком автономном округе (223,8 тыс. руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (171,5 тыс. руб.) и в 2015 г. — в Ненецком автономном округе (252 тыс. руб.), Сахалинской области (210,2 тыс. руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (148,6 тыс. руб.) и Магаданской области (139,3 тыс. руб.).

Финансирование профилактической работы с населением в 2014 г. не осуществлялось в таких регионах, как Курская, Рязанская, Смоленская, Ростовская, Тверская, Оренбургская, Иркутская, Пензенская, Курганская области, республики Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Алтай, Крым, Саха (Якутия), Камчатский край, Севастополь. В 2015 г. денежные средства на профилактическую работу с населением не выделялись в Воронежской, Ростовской, Тверской, Иркутской областях; республиках Карелия, Калмыкия, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской, Марий Эл и Мордовии, Алтай, Саха (Якутия), Крым; Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области.

Крайне низкий уровень финансирования (от 0,1 до 1 тыс. руб. на 10 тыс. населения) в 2014 г. отмечен в таких субъектах, как республики Мордовия, Чувашская, Удмуртская, Карелия; Нижегородская, Кировская, Тамбовская, Кемеровская области, Алтайский край, Москва; 2015 г. — Ивановская, Кемеровская, Костромская, Брянская, Тамбовская, Новгородская области; республики Чеченская, Удмуртская, Северная Осетия—Алания, КФО.

В большинстве регионов (44% в 2014 г. и 52% в 2015 г.) уровень финансирования профилактической деятельности не превышал 10 тыс. руб. на 10 тыс. населения, т. е. не более 1 руб. на человека в год.


В табл. 7 представлено Таблица 7. Денежные средства, полученные на профилактическую работу в 2014 и 2015 гг. (в расчете на 10 тыс. населения), тыс. руб. количество средств (в тыс. руб.), полученных на профилактическую работу в расчете на 10 тыс. населения, в зависимости от источника финансирования в разрезе ФО.

Анализ объемов финансирования ЦМП показывает, что основным источником денежных средств, получаемых этими учреждениями на осуществление профилактической работы с населением, являются территориальные органы управления здравоохранением. Средства от платных услуг поступают в ЦМП в основном за счет деятельности платных отделений и кабинетов центра здоровья и/или врачебно-физкультурного диспансера, функционирующих на базе ЦМП. Единичные ЦМП получают финансирование от спонсоров, а также договорные средства на профилактическую работу.

Выводы

1. Несмотря на общее увеличение числа региональных ЦМП, отмечена тенденция снижения количества муниципальных центров. При этом многие региональные центры не имеют полноценной структуры или представлены всего лишь отделением в составе другого учреждения, что не может не сказываться на эффективности работы.

2. Необходимо исследование о целесообразности реорганизации муниципальных центров в отделение регионального ЦМП.

3. С целью повышения эффективности первичной профилактики на уровне муниципального образования необходимо усиление кадрового потенциала отделений и кабинетов медицинской профилактики.

4. Для контроля эффективности профилактической работы на региональном уровне необходимо обеспечение однородности деятельности ЦМП. Выявляется потребность в пересмотре нормативной и отчетной (форма № 70) документации и разработке организационно-методических материалов (подготовка пропагандистских материалов, социологических исследований и т. д.).

5. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления внимания на финансировании профилактической работы с населением. В большом числе регионов (44% в 2014 г. и 52% в 2015 г.) уровень финансирования профилактической деятельности не превышает 10 тыс. руб. на 10 тыс. населения, т. е. не более 1 руб. на человека в год.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — Е.С., Н.С.

Сбор и обработка материала — Е.С., Н.С.

Статистическая обработка — Е.С.

Написание текста — Е.С., Н.С.

Сведения об авторах

Читайте также: