Доклад содержит много ценных сведений его исследования представляют большую ценность для науки

Обновлено: 30.06.2024

В соответствии с названием темы доклада и вышеизложенным автор ставит целью работы изучение ценностей и норм науки.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы доклада предполагается решение следующих задач:
определить этические нормы и ценности науки и рассмотреть их содержание.
Рассмотреть мнение ученых по данному вопросу

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

ценности и нормы науки.docx

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гуманитарных дисциплин

Выполнил: студентка 2-го курса
очной формы обучения

ФТД, группа 2114
О. В. Нода

Доктор политических наук

Ценности и нормы науки……………….……………………………. ………… 4

Современная наука, которая вызывает значительные изменения в сфере общественного производства, становится одним из главных факторов экономических, социальных, духовных преобразований, обновление культуры, качественного образования общества и личности. Наука оказывается силой, которая способна содействовать развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. Однако довольно часто научные знания не используются полностью для решения насущных социальных проблем (например, на начало 90-х годов в мире 50 млн. человек умерли от голода), а иногда не имеют вообще никакого значения в жизни многих людей. Способствуя росту знаний, науки приводит к все большего отчуждения человека, просто бывает не в состоянии освоить все нарастающим поток информации, сопоставить новые открытия с уже составленными стереотипами. И именно массовое научное производство начинает порождать такого же работника, как и промышленное производство.

В соответствии с названием темы доклада и вышеизложенным автор ставит целью работы изучение ценностей и норм науки.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы доклада предполагается решение следующих задач:

  1. определить этические нормы и ценности науки и рассмотреть их содержание.
  2. Рассмотреть мнение ученых по данному вопросу

Глава 1. Ценности науки

Наука - сложное многомерное социальное явление. Ее первоначальная задача - объяснять непонятное и облегчать жизнь людям. Не есть ли это главной ценностью науки? Тем не менее, как показывает время и история, наука, точнее - ее результаты могут и усложнять жизнь человеку.

Современная наука, которая вызывает значительные изменения в сфере общественного производства, становится одним из главных факторов экономических, социальных, духовных преобразований, обновление культуры, качественного образования общества и личности. Наука оказывается силой, которая способная оказывать содействие развитию самого человека, ее творческих задатков. Однако, довольно часто научные знания не используются полностью для решения насущных социальных проблем, а иногда не имеют вообще никакого значения в жизни многих людей. Содействуя роста знаний, науки приводит ко все большему отчуждения человека, который просто бывает не в возможности освоить все нарастающий поток информации. И самое массовое научное производство начинает порождать такого же работника, как и промышленное производство.

Внедрение достижений науки и техники в условиях несовершенной социальной системы, не только открывает новые направления и перспективы реализации человеческой активности, но и порождает много социальных проблем, остро ставит вопроса о будущем человеке и человечестве.

Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в рамках данного социального института.

Каким же образом реально действуют нормы, в частности — нормы исписанные? Согласно Т. Парсонсу, одному из классиков социологии

Установившийся еще в эпоху античности идеал науки как стремление к истинному познанию есть исходная и фундаментальная ценность, которая в те далекие годы еще не была подкреплена необходимыми нормами исследовательской деятельности, обеспечивающими в полной мере реализацию этой цели.

В эпоху становления социального института науки ее ценностные ориентации расширяются, и всё больше начинает усиливаться понимание научного знания как производительной силы, инструмента преобразования природы и общества. Однако лишь в конце 19 начале 20в. вместе с завершением процесса становления науки, в качестве самостоятельного социального института, вопрос о ценностях и нормах научного исследования становится актуальным. Эта проблема была впервые осознана и выявлена в работах американского ученого Роберта Кинга Мертона. В своем описании и анализе он пытался определить ценностно-нормативный комплекс, который регулирует и направляет деятельность ученых на реализацию главной цели – получение достоверного знания. По мнению Мертона, наука содержит в себе следующие ценности: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм.

- Требование универсализма означает, что изучаемые наукой законы имеют всеобщий универсальный характер, их истинность не зависит от личности ученого, его пола или расы. Наряду с этим универсализм обусловливает интернациональность научных знаний. Нет, и не может быть какой-то особой национальной науки, например немецкой или английской физики, т.е. по своему духу наука глубоко интернациональна.

- Коллективизм предписывает ученому передавать результаты своих личных достижений в общее пользование. Тот, кто впервые получил новый результат, сделал новое открытие, не имеет права распоряжаться ими единолично. Взамен автор получает от своих коллег признание и уважение, существенно влияющие на его социальный статус в мире науки.

- Бескорыстность означает, что для ученого главным смыслом его деятельности является поиск истины, свободный от личной выгоды. Нарушение этого требования может привести к тому, что ученые будут трудиться ради собственного обогащения - это чревато потерей наукой своей автономии и независимости. По мнению Мертона, человек науки, достоин вознаграждения, но оценку его деятельности вправе давать только его коллеги.

Несмотря на то, что предложенный Мертоном анализ ценностей и этических заповедей науки неоднократно подвергался критике за присущую ему абстрактность, идеализацию научной деятельности, тем не менее, его концепция до сих пор считается одной из самых влиятельных в социологии науки и какой-то значимой альтернативы ей не выдвинуто. Поэтому его концепция прочно вошла во все хрестоматии и учебные пособия по философии и социологии науки.

В своих последующих работах Мертон предпринимает попытку более строго и точно описать те нормативные требования, которым ученый подвержен в конкретной исследовательской практике. Эти нормы, по его мнению, содержат в себе определенные двойственные полярные требования. Например:

- ученый должен стремиться к тому, чтобы как можно скорее передавать свои результаты коллегам, но он должен тщательно проверять их достоверность и потому не торопиться с публикациями;

- ему надлежит быть восприимчивым к новым идеям, но вместе с тем не поддаваться давлению научной моды;

- человек науки должен выступать в защиту новых идей, но вместе с тем не поддерживать опрометчивые и необоснованные предложения;

Дальнейшие исследования в сфере социологии науки показали, что полное и всестороннее понимание механизмов функционирования социального института науки, его нормативной организации невозможно без привлечения данных из области историко-философских исследований. Дело в том, что в работах сугубо социологического плана, примером которых могут служить исследования Мертона и его многочисленных единомышленников, исследователи, как правило, отвлекались от содержательных, предметных особенностей деятельности ученого, полагая, что эта проблема относится к компетенции философов. Однако практика свидетельствует о том, что своеобразие деятельности как института науки в целом, так и отдельной группы ученых не может быть понято в отрыве от познавательных эпистемологических характеристик.

  • партикуляризм (вид ориентации, противопоставляемый универсализму и заключающийся в применении уникальных, а не общих критериев оценки), пристрастность оценок
  • сокрытие результатов или отстаивание права собственности на их использование
  • организованный догматизм в защите принятой группой точки зрения и др.

В отдельных случаях, например при падении престижа той или иной профессии, говорят о “порче” этоса профессии ученого, врача, учителя, офицера и т.д.

Основная мысль автора заключается в том, что существует тесная взаимосвязь между социальной организацией ученых (основным компонентом которой выступает научное сообщество) и характером научно-исследовательской деятельности, детерминируемой определенной парадигмой, которой он отводит центральное место в своей концепции. Парадигма включает в свое содержание:

1) теоретические законы и принципы;

2) определенные философские допущения о природе изучаемых объектов;

3) некоторые ценностные допущения о структуре и логике теоретического мышления – точность, предсказательность, логическая простота;

Main 88340120a4cdc664970b800wi

Большинство отечественных и зарубежных ученых в настоящее время признают, что на характер полученного знания оказывает влияние не только характер деятельности субъекта, но и его ценностные ориентации. Так, В.Ф. Берков сравнивает систему ценностей со своеобразным фильтром, благодаря которому в распоряжении исследователя оказываются средства, являющиеся его опорой в творческой деятельности.

Анализ понятия "ценность" показал, что большинство ученых определяет его содержание через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.

Х. Лейси приводит целый ряд аспектов, которые включены в понятие "ценность":
- основное благо, к которому последовательно стремятся в течение жизни, конечный мотив всех действий;

- качество (или его атрибут), придающее жизни достоинство, доброту, смысл, завершенность (жизни, которая есть или к которой стремятся);

- качество (или его атрибут), которое частично конструировано через определение понятия человека как самооценивающего, самоинтерпретирующего и в определенной степени самопроизводящего существа;

- основной критерий выбора - то, что является благом среди возможных направлений деятельности;

- основной стандарт поведения, на который равняются все;

- "объект ценности", отношение с которым обусловлено как качеством жизни, так и характером личности (1)

Следует заметить, что указание хотя бы на один из аспектов может свидетельствовать о ценностном отношении.

В отечественной науке ценность рассматривается как многомерное образование. Как отмечает Г.П. Выжлецов, ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме либо идеалу, а является единством значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Она представляет собой не просто необходимую и должную, а желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику (2)

Возникновение ценности связывается, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способными удовлетворить определенные потребности общества или человека. С другой стороны, ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления. Т.о. ценность - это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом.

Природу ценностного отношения как одного из видов духовной деятельности раскрывает М.С. Каган, и выделяет два аспекта его изучения - внутренний и внешний. Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение образуется связью предмета, который является носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет и придает ему смысл. Т.о. "ценность есть значение объекта для субъекта - благо, добро, красота и т.п., а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом - переживание блага, приговор совести, суждение вкуса и т.д." (3)

На основании проведенного анализа выделим наиболее существенные черты ценности:
- Ценность объективна по своему содержанию, т.к. связана с определенными предметами, явлениями или их свойствами, которые могут удовлетворить потребности человека. В связи с этим любой предмет, социальное или природное явление, сам человек или его личностные качества могут стать ценностью.

- Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека. В связи с этим выделяются ценности витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т.д.

- Ценность субъективна по своему выражению, т.к. включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления.

- Ценность оказывает нормативно-регулирующее воздействие на поведение человека, его деятельность, на межличностные отношения. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (условно назовем такие ценности имплицитными).

- Ценность может иметь разную степень значимости для человека: это может быть, с одной стороны, ценность-цель (идеал, к достижению которого человек стремится), а, с другой стороны, это может быть ценность-средство, которое обеспечит достижение желаемой цели.

Определение ценностей науки связано с серьезными трудностями. Одной из причин этого является то, что многие из них не закреплены официально. Поэтому необходим анализ функций науки и установленных в ней норм, а также соответствия ценностей науки ценностям культуры в целом.

Наука как феномен культуры несет в себе специфические черты того способа жизнедеятельности, элементом которого она является. Современная наука отражает основные тенденции развития культуры в целом. Вместе с тем наука занимает особое место в культуре. Сошлемся на идею М.К. Мамардашвили о том, что результат творчества, как и сам творческий акт, вообще не принадлежит культуре, а располагается в некоем "докультурном" или "а-культурном" зазоре. Произведение научного творчества - это не культура, а уникальный предмет, неповторимый и неизменный.

Ученый рассматривает творческий процесс и наличие творческого продукта в качестве культуры как разные вещи. "Мы - в культуре того, что сделал художник, а он сам как художник уже не там. Его нельзя определить нами или культурой. Наука, как и искусство, содержит в себе элемент возможного и впервые, только однажды устанавливающегося. В этом докультурном (а-культурном) зазоре размещается творчество - творчество новых форм из исследуемого наукой возможного, из потенцированного бытия" (4)

Для выделения ценностей науки проанализируем ее функции.

Функции науки определяются на основе анализа факторов, под воздействием которых наука возникает и развивается: материальное производство, политика, торговля, быт и т.д.

Чаще всего исследователи (В.Ф. Берков, А.С. Кармин, В.П. Кохановский и др.) указывают на следующие функции науки. Во-первых, наука является регулятором материального производства, научная деятельность интегрируется в производственный процесс, а научное знание образует его теоретическую основу. Во-вторых, наука является фактором социальной регуляции, воздействуя на потребности общества через сложившуюся в обществе систему образования и воспитания. Выделяются также культурная, мировоззренческая, технологическая, проективно-конструктивная, экологическая функции науки.

Рассматриваются и более частные функции. Так, Б.Г. Юдин приводит достаточно большой перечень того, что общество получает от науки:

- Знания, проверенные и обоснованные (о строении вещества, возникновении и развитии жизни на Земле и т.д.) участвуют в формировании культуры и мировоззрения людей.

- Научные знания порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, даже новые сферы человеческой деятельности. На них общество опирается и при решении возникающих перед ним социальных проблем.

- Особый вид знаний, вырабатываемых наукой и передаваемых ею обществу, - это знания о путях и методах эффективного использования научных знаний в практических целях. Сам по себе новый научный результат требует, как правило, доработки.

- Ученые, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства науки, но и формируют интеллектуальный потенциал общества в целом, необходимый для самых разных сфер деятельности.

- И, наконец, еще один важный вид продукта, получаемого обществом от науки - это использование опыта и квалификации ученых, когда они выступают в роли экспертов по подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных и т.п. программ (5)

Отдельно рассматриваются функции научно-исследовательской деятельности. О.Конт, например, выразил их одной фразой: "знать, чтобы предвидеть". Позже к основным функциям науки стали относить: описание, объяснение и предвидение.

При этом следует учитывать специфику функций естественных и гуманитарных наук: главная познавательная функция наук о природе - объяснение. Она состоит в подведении единичного объекта под общий закон (понятие, теорию), в результате чего полностью уничтожается вся неповторимая индивидуальность этого объекта. Основная познавательная функция "наук о духе" - понимание. Здесь, напротив, стремятся постичь смысл изучаемого объекта именно в этой его индивидуальности.
Оценку выполнения наукой своих функций дает общество, оказывая ей поддержку в различных формах: выделение финансовых и материальных ресурсов, необходимых для осуществления научной деятельности, подготовка кадров и т.д. Анализ официальных документов, принятых Российским правительством в последние годы, свидетельствует о поддержке науки, о признании ее ценностей.

Таким образом, можем очертить круг ценностей науки как социального института, выделив в нем собственно научные ценности и нравственные ценности, регулирующие деятельность и поведение членов научного сообщества.

К собственно научным ценностям можно отнести истину, новизну и оригинальность, преемственность, пользу и красоту.

Общепризнанной собственно научной ценностью является истина. В классическом понимании (со времен Платона и Аристотеля) мысль истинна только тогда, когда она соответствует действительности.

Регулирующая функция истины в научном познании проявляется в ориентации ученого на истину как результат своей деятельности, как желаемое, т.е. истина может быть определена как ценность-цель.

Любой ученый стремится к достижению истины. Все должно быть установлено так, как оно есть на самом деле. Можно утверждать, что именно ценностная установка на получение истины определяет специфику научного исследования.

Но, как замечает Н.С. Чернякова: "стандарт истинности столь же рукотворен, как и любое иное (эстетическое, моральное, религиозное) основание оценки". Трудность также, по мнению К. Поппера, состоит в том, что установление истины на теоретическом уровне в принципе невозможно. Любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.

Следует заметить, что истины в гуманитарных науках могут отличаться от естественнонаучных истин. С одной стороны, это связано с трудностью обоснования, т.к. эксперимент в гуманитарных науках не всегда может быть повторен. С другой стороны, в гуманитарных науках истинность научных положений ученые готовы отстаивать, т.к. они представляют особую значимость, а, следовательно, имеют эмоциональную окрашенность. В связи с этим для гуманитарных наук "характерен плюрализм идей и концепций, объяснений и интерпретаций" (6)

Кроме того, как отмечают современные философы, для науки ХХI века эта ценность в ряде случаев отодвинулась на второй план, что нашло отражение в работах ряда авторов, преимущественно западных.

В современной науке наибольшую ценность приобретает новизна и оригинальность (проблем, идей, гипотез, теорий и т.д.). Новые идеи расширяют проблемное поле науки, способствуют постановке новых задач, обусловливающих направления научного познания. Без новых идей развитие науки невозможно. По образному выражению Н. Бора, подлинно глубокая новая теория должна в определенном смысле быть сумасшедшей. Оригинальные идеи особо ценны потому, что не каждый ученый в силу своих способностей может их выдвинуть.

Следует, однако, заметить, что в науке достаточно сильны и консервативные тенденции, обеспечивающие заслон против внедрения малоправдоподобных идей. Так, Ж.Б. Ламарк утверждал, что лучше подвергнуть длительным испытаниям открытую истину, лишая ее заслуженного внимания, чем допустить легкомысленное признание всего, что создается "пылким воображением человека". В истории науки немало примеров, когда фундаментальные открытия признавались общественностью только после смерти авторов.

Бесспорной ценностью науки является преемственность. Даже гениальные ученые признаются, что смогли совершить столь значительные открытия, потому что "стояли на плечах" своих предшественников. Т.Кун именно традициям отводил роль конституирующего фактора в научном развитии, доказав, что традиция является необходимым условием быстрого накопления знаний. Сила традиции проявляется, во-первых, в том, что ученые, воспроизводя одни и те же действия в разных обстоятельствах, изучают все новые и новые явления, во-вторых, в определении формы фиксации полученных результатов.

Нужно заметить, что не только совершить открытия, но даже понять их другому человеку невозможно, если он не знаком с предыдущими достижениями науки. Все, что накоплено наукой, навсегда сохраняет свое интеллектуальное значение, даже если старые теории перестраиваются или опровергаются. Интересно, что открытия, сделанные в рамках одной науки, могут использоваться учеными из других областей.
Еще одна наиболее значимая ценность науки - польза (практическая значимость). Ценность науки состоит "в ее практической значимости, способности создавать удобства" (П. Фейерабенд). Наука, превращаясь в ведущую производительную силу общества, становится объектом заказа со стороны общества. Современная наука стремится не просто к созданию новых теорий, описывающих и объясняющих явления, результаты исследования оцениваются и с точки зрения эффективности их использования в различных сферах общественного производства. Уточняя это положение, сошлемся на мнение А. Пуанкаре: "необходимо, чтобы каждая из наших мыслей приносила пользу столь часто, сколь это возможно, и именно поэтому всякий закон будет тем более ценным, чем более он будет общим" (7)

Ценностью науки можно считать доказательность, которая связана с непротиворечивостью научных теорий. Значение ее состоит в том, что она дает возможность описывать уже известные явления и предсказывать новые.

Интересно, что многие ученые оценивают результаты научной деятельности с эстетической точки зрения. Критериями оценки могут быть красота и изящество теории, гармоничность результатов. Так, Ж.Адамар считает, что "изобретение - это выбор; этим выбором повелительно руководит чувство научной красоты" (8).

На основании этого можно включить красоту в число ценностей науки. Об эстетичности научных построений пишет и А.Пуанкаре. Анализируя, какие математические предметы обычно называют изящными, вызывающими эстетические эмоции, ученый отмечает: "Это те, элементы которых расположены так гармонично, что ум без труда может охватить целое, проникая в то же время и в детали. Эта гармония одновременно удовлетворяет нашим эстетическим потребностям и служит подспорьем для ума, который она поддерживает и которым руководит" (9).

При этом автор сопоставляет такие ценности научного знания, как красота и польза и на основании эмпирических фактов приходит к выводу, что поиски прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного.

Нравственные ценности науки представим, используя концепцию Р. Мертона, описывающую этос науки, понимаемый им как комплекс ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки. Эти ценности могут быть определены как ценности-средства.
- Универсализм (демократизм) предполагает, что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

- Общность заключается в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Ученый не может монопольно владеть им, хотя может претендовать на достойную оценку своей работы коллегами.

- Незаинтересованность проявляется в бескорыстном поиске истины, отсутствии стремления к личной выгоде (получении денежного вознаграждения, завоевания награды и т.д.).

- Организованный скептицизм предполагает, что каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников. Равно необходимы и уважение к тому, что сделано другими, и критическое (скептическое) отношение к результатам.
Обобщая изложенное, можно представить основные элементы ценностного поля науки. К ценностям-целям следует отнести пользу и истину. Ценности-средства представлены познавательными (новизна и оригинальность, доказательность, преемственность); эстетическими (красота) и нравственными ценностями (демократизм, общность, незаинтересованность и организованный скептицизм).

Именно эти ценности, культивируемые современным научным сообществом, оказывают влияние на разрабатываемые проекты и определяют будущее науки.

_________________________________________________________________________________
1. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Под ред. В.А. Яковлева. - М.: Логос, 2001. - С. 65.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во СПб. университета, 1996. - С. 58.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - С. 68.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С.345-346.

5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Чернякова Н.С. Наука как феномен культуры: Учебное пособие. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С.25.

7. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). - М.: Идея-Пресс, 2006. - С. 228.

8. Пуанкаре А. О науке. - М., 1990. - С. 403

9. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с фр. / Под ред. И.Б. Погребысского. - М.: Советское радио, 1970. - С. 33.




«(1) Соединение науки с образованием, создание так называе­мых исследовательских университетов;

(2) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях фун­даментальных наук, осуществление в этой области, кроме условий для индивидуального творчества, ряда крупных проектов – метапроектов по терминологии Фурсенко;

(3) максимальная открытость и интеграция российской науки в мировое научное сообщество и независимая научная экспертиза;

(4) первоочередное и массовое развитие индустрии инноваций, коммерциализация науки.

К сожалению, все четыре пункта стратегии развития науки в России определены автором доклада весьма расплывчато, а акцент делается скорее на внешних и формальных моментах жизни науки, чем на существенных её свойствах, по которым только и можно сколько-нибудь серьезно и аргументировано судить о силе, слабо­стях, или признаках болезни российской науки, о действительных истоках необходимости реформирования и принципиальных момен­тах стратегии её реформы.

«(1) Соединение науки с образованием, создание так называе­мых исследовательских университетов;

(2) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях фун­даментальных наук, осуществление в этой области, кроме условий для индивидуального творчества, ряда крупных проектов – метапроектов по терминологии Фурсенко;

(3) максимальная открытость и интеграция российской науки в мировое научное сообщество и независимая научная экспертиза;

(4) первоочередное и массовое развитие индустрии инноваций, коммерциализация науки.

К сожалению, все четыре пункта стратегии развития науки в России определены автором доклада весьма расплывчато, а акцент делается скорее на внешних и формальных моментах жизни науки, чем на существенных её свойствах, по которым только и можно сколько-нибудь серьезно и аргументировано судить о силе, слабо­стях, или признаках болезни российской науки, о действительных истоках необходимости реформирования и принципиальных момен­тах стратегии её реформы.

В статье о научной новизне мы говорили, что этот компонент делает работу достойной внимания. Но попробуем поставить более высокую цель. Пусть нашу работу не просто прочитают авторитетные ученые, а еще и используют ее основные результаты. Для достижения этого необходимо убедить аудиторию в наличии теоретической и практической значимости представленного исследования. Выясним, что это такое, чем они отличаются и как их обосновать.


Теоретическая значимость

В зависимости от категории выполняемой работы, отличаются и требования к этому элементу. Это может быть

  • в курсовой работе – освещение проблемы, привлечение к ней внимания, обобщение материала;
  • в магистерской диссертации – уточнение понятия, выявление основ, подтверждение положения;
  • в научной статье – подтверждение или опровержение гипотезы, восполнение пробела в знании, разрешение противоречия;
  • в кандидатской диссертации – анализ проблемы в нестандартном контексте, формирование новой точки зрения на спорный вопрос, задание перспективного направления для дальнейших исследований;
  • в докторской диссертации – представление принципиального нового кластера научных знаний.

В более узком смысле теоретическую значимость результатов понимают как возможность пополнения общепризнанной базы знаний в выбранной сфере этими результатами. Проще говоря, если ваша работа обладает академической ценностью, ее выводы имеют шансы попасть на страницы учебников.

Практическая значимость

Практическая значимость – это прагматическая ценность исследования. Здесь уже недостаточно попасть на страницы отраслевой литературы. Практическая значимость работы означает, что ее результаты можно использовать на практике.

Понимание прагматической ценности отличается для технических, естественных и гуманитарных наук. Первые и вторые, как правило, имеют прикладной характер, и результаты исследований проще реализовать. Иногда для подтверждения практической значимости работы достаточно приложить акт внедрения.

В гуманитарных науках прагматическая ценность не так очевидна. Она может заключаться в:

  • более удобной систематизации знаний;
  • предложении новых методов гуманитарного исследования;
  • применении выводов для разработки новых концепций;
  • возможности использования результатов для повышения эффективности преподавания соответствующей дисциплины.

Отличается и масштаб практической значимости. В курсовой или дипломной работе студента она может отсутствовать вовсе или сводиться к пользе для единственного предприятия, на котором автор проходил практику и получил необходимые материалы.

В статьях и диссертациях прагматическая ценность должна распространяться более широко – на всю отрасль или сферу жизни общества.

Где искать значимость, если идей не хватает

Если не получается сформулировать теоретическую и практическую значимость своего исследования, следует проанализировать результаты с точки зрения эффективности. Есть 3 основных направления:

  1. Научная. Появление новых знаний, способствующих развитию, выявление важных законов и закономерностей.
  2. Социальная. Улучшение жизни людей, общества.
  3. Экономическая. Выявление способов экономии ресурсов (финансовых, производственных, человеческих).

По первому направлению в большей степени находится теоретическая значимость, по третьему – практическая. Под социальной эффективностью могут одновременно скрываться оба вида ценности исследования.

Удачные формулировки теоретической и практической ценности

Предлагаем ознакомиться с выдержками из научных работ. Анализируя примеры опытных коллег, вы быстрее научитесь формулировать теоретическую и практическую ценность своих работ.


Изложение теоретической и практической значимости данной работы – практически образцовое. Академическую ценность составляют две разработанные автором модели и предложенный им оригинальный метод оценки перфузии. Новизна сочетается с нужностью, а две отрасли – техническая и медицинская – пополняются принципиально новыми знаниями. Прагматическая ценность обоснована довольно грамотно. Автор не просто перечисляет значимые результаты, но и объясняет причины их ценности.


Нормативные рекомендации – достойный вариант обоснования практической значимости. К тому же для архитектурных наук они действительно имеют большую ценность. Усиливает впечатление предложение использовать результаты исследования для решения социальных задач национального проекта.


Наглядный пример того, как практическая значимость формулировалась через поиск социальной эффективности. Для медицинских наук это очень важно. Автор утверждает, что разработанные им методики улучшат качество жизни больных, повысят эффективность их лечения и не приведут к ухудшению состояния здоровья. Также он упоминает и о ценности результатов для врачей-онкологов, которым точно облегчит работу составленный алгоритм схем лечения.


В искусствоведении сформулировать теоретическую значимость значительно проще, чем практическую. Автор использовал возможности по максимуму: упомянул новые ракурсы исследования, расширение научных представлений об оперном театре, наметил дальнейшие направления работы. Практическая значимость не ограничилась использованием материалов работы для преподавания. Автор сумел найти ценность непосредственно для практиков театра, что ощутимо повысило ценность работы.


Этот пример показывает, как практическую значимость выражают через экономическую эффективность. Работа предлагает сочетание форматов занятости, позволяющее высвободить трудоспособность персонала. В целом, как подчеркивает автор, исследование поможет модернизировать систему управления персоналом.


Социологические науки дают возможность проводить исследования, имеющие одинаково ярко выраженные теоретическую и практическую ценность. Академическая значимость представлена ценными знаниями для социологии по крайне актуальному вопросу – нахождению баланса работы и родительства. Прагматическая значимость работы заключается в ее высоком потенциале для переориентации всей социальной политики в отношении работающих родителей.


Исследования в сфере языкознания позволяют получить результаты, теоретически значимые для множества смежных отраслей. Данная работа обогатила понятийный аппарат и методологический инструментарий нескольких наук и пограничных научных направлений. Новый подход к реконструкции гуманитарного знания – неожиданный результат для лингвистического исследования, а потому обещает революционные изменения в гуманитаристике в целом.


Применимость результатов для формальной реконструкции научных теорий – как раз тот случай, когда выявляется скрытая прагматическая ценность гуманитарного исследования. А когда философское исследование раскрывает процедуры, которые можно использовать в процессе автоматического моделирования теоретико-познавательной деятельности, это полностью меняет представления о философии. Подобный результат действительно имеет именно практическую ценность.



Теоретическая значимость данного исследования обеспечивается созданием научных основ для прикладного объекта исследования. Практическая ценность сводится к предложенным рекомендациям, значимость которых автор раскрывает через открывающиеся возможности для оптимизации работы геологов.

Также рекомендуем прочитать

Список журналов ВАК: суть, назначение, источники

Что такое DOI и зачем он нужен ученому

Все чаще в выходных данных научных публикаций, кроме привычных сведений, появляются загадочные цифры. Их предваряет аббревиатура DOI. Российские ученые пока только знакомятся с этим типом мета-данных, тогда как для их европейских и американских коллег он уже вполне привычен. В этой статье мы подробно познакомимся с DOI, выясним, откуда он берется и можно ли без него обойтись.

Зачем поступать учиться в магистратуру?

Возможно, вы сейчас учитесь в одном из вузов нашей необъятной родины и примерно представляете, куда устроиться на работу после окончания бакалавриата. А может быть, уже имеете диплом бакалавра или специалиста и уже давно работаете. Так зачем учиться в магистратуре?

Читайте также: