Доклад скорочтение в начальной школе

Обновлено: 17.05.2024

Чтение – это основа развития младших школьников. Именно это умение является основой всего образования. В современной школе у детей большая нагрузка: школа, кружки, репетиторы- все это отнимает много времени. Приходя из школы им необходимо делать уроки, на которые остается с каждым годом все меньше времени, а нагрузка растет пропорционально классу, количество информации удваивается каждые два года. Основным источником информации в учебном процессе по-прежнему остается чтение. Существует противоречие между малой скоростью чтения и большим объемом учебной информации, которую учащимся необходимо осваивать. Данное противоречие не разрешимо без овладения с помощью специальных тренировок и приемов.

Увеличение скорости чтения – это вопрос, который нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от других насущных вопросов современного общества, в котором информация и знания являются главными продуктами производства. Повышение объема памяти, развитие внимания, речи, творческих навыков – вот далеко не полный перечень вопросов, которые являются одновременно и основными условиями повышения скорости чтения, и результатом усилий, приложенных в данном направлении.

Для решения этой проблемы особое внимание должно быть уделено в начальной школе, так как в начальной школе закладывается основа чтения. Для успешного обучения школьник еще в младших классах должен научиться читать быстро, так как чтение – это средство приобретения новых знаний. И если скорость чтения будет высокой, то и весь материал будет усваиваться легче. Но быстрому чтению ребенку научиться не так уж и легко – здесь должны быть задействованы слуховые катализаторы, воображение, память. Желательно, чтобы скорость чтения совпадала со скоростью речи.

Скорочтение – это способность быстрого восприятия текстов при использовании особых навыков чтения. Под навыком скорочтения понимают способность чтения в 3-4 раза быстрее без ущерба для понимания текста. Для того чтобы читать быстрее, необходимо освоить оптимальную технику восприятия информации, используя специальные упражнения.

Умение быстро прочитать статью, книгу и при этом осмыслить, и освоить полученные сведения, поможет стать успешнее в учебе, карьере.

От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.

У учащихся будут сформированы:

-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности

-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей

умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом

-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

Метапредметные результаты:

обучающийся научится:

-- управлять своим вниманием

- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности

- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

обучающийся научится:

-выделять в тексте самое важное и необходимое

-- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

- обоснованно делать выводы, доказывать

-- извлекать и анализировать информацию из различных источников

Коммуникативные УУД :

обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать

- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи

Навык скорочтения должен обеспечить следующие предметные результаты:

обучающийся научится:

-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное

-свободно читать тексты больших объёмов

- владеть техникой скорочтения

-читать с применением эффективных стратегий запоминания

Для повышения уровня эффективности приемов скорочтения на уроках литературы целесообразно использовать речевые разминки, как отдельным этапом урока. Данные разминки направлены на активизацию речевого общения, организацию речевой деятельности и подготавливает речевой аппарат для чтения. Целью проведения данного этапа - поддержание интереса младших школьников к ходу занятия, настрой учащихся на работу на уроке.

Задачи речевой разминки: совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Для успешного решения поставленных задач при подготовке и проведении речевых разминок следует выполнить следующие методические рекомендации:

Учитывать психолого-педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;

Тщательно отбирать языковой материал для проводимых упражнений;

Упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;

Соблюдать систематичность в проведении речевых разминок ( 5-8 минут учебного времени каждый день);

Наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу и т.д.);

Расширить общий круг знаний детей, использовать в работе краеведческий материал;

Использовать межпредметные связи;

Упражнения должны носить развивающий характер- развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку;

Осуществлять в работе с одаренными детьми творческий подход, давая им задания исследовательского характера.

Примеры упражнений, способствующих повышению темпа чтения:

постановка вопросов перед чтением;

чтение текста цепочкой;

выборочное чтение по заданию;

чтение в лицах, драматизация;

заучивание стихов, прозаических отрывков и выразительное чтение их вслух.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение называется

“Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_v_nachalnoy_shkole_tehnologiy_obucheniya_detey_osmyslennomu_skorochteniyu.docx 23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в начальной школе технологий обучения детей осмысленному скорочтению

Основы обучения ребенка скорочтению.

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем , среди которых:

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное , плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко.

Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.

Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:

  • Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
  • Таблицы Шульте . Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
  • Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
  • Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
  • Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.

Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.

Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.

Развитие навыков и качеств

  • Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
  • Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
  • Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.

Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Совершенствование

техники чтения

Щепкина Яна Юрьевна

учитель начальных классов

2.Работа над техникой чтения.

3.Упражнения для совершенствования техники чтения.

4.Резервы обучения чтению.

5.Игры по обучению чтению.

6. Использованная литература.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Экологическая, социальная напряжённость, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищённости и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.

Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно- следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.

Работа над техникой чтения.

*В детях надо пробуждать любовь к чтению.

*Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

* В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

*Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

*В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

*Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

*Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

*Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

*На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

*Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

*Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

*Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

*Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

*Чаще надо проводить выборочное чтение.

*Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

*Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

*Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

*Инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского)

*Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.

*Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.

Упражнения для совершенствования техники чтения.

Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные: ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

3.Найди лишнее слово.

Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения : развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения : тренировка в скорочтении.

Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-раз - медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2-раз - повторное прочтение без учителя;

3-раз-плавное, слитное чтение слов;

4-раз - чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2.Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Также проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.

Резервы обучения чтению.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами , а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

3 . Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга ( художественная книга с закладкой). И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин.

4. Чтение перед сном .

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения- это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.

Игры по обучению чтению.

Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

2.Слог или слово .

Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Например: САД

3.Каждому слову - свой слог

Описание игры : учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.

Оборудование: касса букв и слогов.

4.Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов близких к нему по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.

ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак

ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

5. Дежурная буква.

Описание игры : учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.

6. Найди слово.

Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.

7. Подбери слова.

Оборудование: карточки слов.

Описание игры: на доске записаны два столбика слов, в первом - имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

Вызванный к доске ученик соединяет мелом пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

8. Что изменилось?

Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

9.Найдём ошибку.

Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые записаны с обратной стороны доски. Учитель на 4-5 секунд открывает доску и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.


Сегодня в выигрыше оказывается тот, кто способен за кратчайшие сроки переработать максимальный объём информации. Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему пониманию текста.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения будущий пятиклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившимся объеме учебной информации. Это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.

Педагогами выделено семь основных причин, тормозящих скорость чтения: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Развитие оперативной памяти возможно с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Подчеркиваем, что результативность технологии написания зрительных диктантов по И. Т. Федоренко будет достигнута при условии полного выполнения всех рекомендаций.

Андреев О. А., Хромов Л. Н. предлагают возможность обучения скорочтению самостоятельно с помощью ряда упражнений, тестов и контрольных тестов для измерения скорости чтения. Обязательным компонентом обучения скорочтению по данной методике является проведение в рамках занятий методов саморегулирования — аутогенной тренировки. В процессе обучения быстрому чтению авторы акцентируют внимание на важной роли воображения, внимания и эмоционального состояния. Необходимо отметить, что технология Андреева-Хромова нацелена на решение проблемы осмысленного скорочтения. Однако, сами авторы отмечают, что данная технология не рассчитана на обучение скорочтению младших школьников.

Методика Елены Шугалей базируется на теоретических основах НЛП (нейро-лингвистического программирования), также не рассчитана на возраст младшего школьника. Не смотря на это многие упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти и поля зрения технологии Е. Шугалей возможно адаптировать для использования в работе с учащимися начальных классов.

Самым главным отличием технологий И. Т. Федоренко, В. Н. Зайцева, Г. Г. Мисаренко от технологий О. А. Андреева и Л. Н. Хромова, Е. Шугалей — взгяд на вопрос об артикуляции, как об одной из причин медленного чтения.

Разработчики технологий обучения скорочтению младших школьников (И. Т. Федоренко, В. Н. Зайцев, Г. Г. Мисаренко) акцентируют внимание на необходимости развития артикуляционного аппарата учащихся, предлагая использовать артикуляционные зарядки, работу со скороговорками, различные игровые упражнения, основанные на чтении вслух.

С целью совершенствования произношения считают авторы необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.

Считаю, что систематические упражнения, развивающие артикуляцию уместны в 1–2 классах, когда действительно необходимо отработать чёткую, правильную речь Работая над техникой чтения, отрабатывается скорость.

С 3 класса, думаю, возможным начинать работу по формированию навыка осмысленного скорочтения с подавлением артикуляции.

К концу обучения в начальной школе ребёнок будет владеть навыками выразительного чтения (т. е. читать чётко, правильно, используя необходимый для конкретного текста темп, интонационно-смысловую окраску речи) и навыками осмысленного скорочтения.

Оба навыка не только не исключают, а взаимно дополняют друг, друга, повышая тем самым, уровень качества начального литературного образования. В силу возрастных особенностей младшие школьники нуждаются в постоянном поощрении, мотивации к деятельности. Необходимо отметить, что многие упражнения В. Н. Зайцева, И. Т. Федоренко разработаны в игровой форме, что безусловно повышает уровень мотивации учащихся. Упражнения технологий О. А. Андреева, Л. Н. Хромовоа, Е. Шугалей требуют адаптации с учётом возрастных особенностей младших школьников, по возможности, перевода в игровые формы. Положительный эмоциональный настрой достигается у О. А. Андреева-Л. Н. Хромова, Е. Шугалей, в основном, с помощью аутогенных упражнений.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод, что среди ученых нет единой точки зрения о том с какого возраста можно начинать обучение скорочтению. Мы придерживаемся взглядов тех ученых, которые полагают, что качественное обучение скорочтению оказывается возможным только тогда, когда у человека уже хорошо сложился и прочно закрепился навык обычного медленного чтения, в начальной форме сложились такие качества, как самообразование и самоконтроль. Поэтому считаем возможным начинать обучение скорочтению не раньше 4 класса.

Наша цель — помочь большему числу выпускников начальной школы овладеть навыком оптимального чтения — это чтение со скорость разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И когда традиционные методики, которые мы используем в практике не помогают, можно попробовать адаптированные технологии — скорочтения.

Любая технология обучения скорочтению требует систематичности проведения тренинговых упражнений. Изучив различные методики, мы отобрали на наш взгляд очень простые, но эффективные упражнения, регулярное выполнение которых позволит повысить скорость чтения.

Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами обучения скорочтению.

Первый и главный враг, который снижает скорость чтения это регрессии, или повторы. Устранить помогает методика чтения с закрытием строк. Очень хорошее подспорье, для того чтобы развивать память, расширять поле восприятия

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем — незнакомые.

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв.

В этом упражнении есть секрет — упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т. к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т. к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Переход на такой способ чтения весьма желателен, т. к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

Задание 3. Чтение текста разделенного на три части

(Усложнение текст разрезали на три части и части раздвинули)

Задание 4. Чтение с рамкой.

Ребенка учат читать написанные вертикально слова:

Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например:


Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположение первой и последней букв.

Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая — на другой (например, пе — тух, сапо — ги, тет — радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа — с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах — половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:

Задаются одно — три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.

Дается предложение или скороговорка, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.

Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы профессора Шульте.

Занятия с таблицами так же благотворно влияют на развитие памяти, концентрации и скорости мышления.

Сконцентрируйте взгляд на центре таблицы. Необходимо отыскать все числа от 1 до 25 не отрывая взгляд от центра таблицы.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т. е. от 25 до 1.

В условиях работы с тридцатью учениками в классе учителя, как правило, не могут достичь нужных результатов обучения. Нами предложена программа факультативного курса для 4 класса рассчитанная на 30 мин комплекс тренинговых упражнений. На базе овладения детьми навыками оптимального чтения можно более эффективно строить дальнейший образовательный процесс, в частности — в старшем школьном звене; открываются новые перспективы для развития интеллектуальной культуры школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): скорость чтения, осмысленное скорочтение, слово, упражнение, скорочтение, чтение, задание, начальная школа, текст, выразительное чтение.

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках.

Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.

3. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через.

Выразительное чтение отрывка рассказа по собственному выбору. Найти и прочитать слова

Чтение, пометка непонятных слов. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило. Используя несколько видов в совокупности, можно добиться неплохих результатов.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная интонация чтения текста, проверка впечатлений, выразительное чтение стихотворения, выборочное чтение. Использование в начальной школе технологий обучения детей.

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Начальная школа.

Основные термины (генерируются автоматически): группа упражнений, слово, чтение, упражнение, ученик, урок, ребенок, русский язык, литературное чтение, речевой аппарат.

Формирование навыков выразительного чтения в начальных.

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная роль, начальное обучение, грамотный читатель.

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А. Г

Основные термины (генерируются автоматически): задача, текст задачи, смысловое чтение, требование задачи, сюжет задачи.

Нескучное чтение или анализ альтернативных методик улучшения.

Ключевые слова: чтение, развитие техники чтения, альтернативные методики, нескучное чтение, учиться интересно

Его основу составляет чтение текстов с перепутанными буквами.

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

Беглость- это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школе — чтение вслух.

Читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения.

Работа с информацией в справочной литературе

Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book. Такой синтез помогает заинтересовать подростков, делает чтение увлекательным занятием, обращает внимание ребят на осмысленное отношение к тексту.

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках.

Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.

3. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через.

Выразительное чтение отрывка рассказа по собственному выбору. Найти и прочитать слова

Чтение, пометка непонятных слов. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило. Используя несколько видов в совокупности, можно добиться неплохих результатов.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная интонация чтения текста, проверка впечатлений, выразительное чтение стихотворения, выборочное чтение. Использование в начальной школе технологий обучения детей.

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Начальная школа.

Основные термины (генерируются автоматически): группа упражнений, слово, чтение, упражнение, ученик, урок, ребенок, русский язык, литературное чтение, речевой аппарат.

Формирование навыков выразительного чтения в начальных.

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная роль, начальное обучение, грамотный читатель.

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А. Г

Основные термины (генерируются автоматически): задача, текст задачи, смысловое чтение, требование задачи, сюжет задачи.

Нескучное чтение или анализ альтернативных методик улучшения.

Ключевые слова: чтение, развитие техники чтения, альтернативные методики, нескучное чтение, учиться интересно

Его основу составляет чтение текстов с перепутанными буквами.

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

Беглость- это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школе — чтение вслух.

Читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения.

Работа с информацией в справочной литературе

Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book. Такой синтез помогает заинтересовать подростков, делает чтение увлекательным занятием, обращает внимание ребят на осмысленное отношение к тексту.



Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.


Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.


Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.


Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Упражнение для тренировки техники чтения

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.


Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Читайте также: