Доклад на тему католическая церковь в 11 13 веках

Обновлено: 17.06.2024

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало — сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств — особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот — индульгенций (в переводе с латыни — милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Ад. Мозаика из Флоренции

Ад. Мозаика из Флоренции

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства — около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог — десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

К 1000 г. христианство распространилось почти по всей Европе. Церковь обращала народы в свою веру не только проповедью, но и огнём и мечом. Церковь приобрела большое политическое значение. Она ста­ла стремиться подчинить себе светскую власть. Рос­ли богатства церкви. Встречались епископства и монастыри, у которых земель, доходов и войска было больше, чем в каком-либо графстве.

Клюнийская реформа

В середине XI в. папский престол, поддержавший Клюнийскую рефор­му, в свою очередь предпринял усилия по более глубокому обнов­лению церкви. Он также добивался независимости от светских властей при избрании папы, епископов и аббатов. Право избирать папу стало принадлежать исключительно со­бранию кардиналов — конклаву.

Папа и император

Папа Григорий VII (1073—1085) установил в церкви жёсткое под­чинение своей власти. Он хотел реализовать идею папской теократии — абсолютной власти пап над миром. Григорий VII всту­пил в борьбу с германским императором Генрихом IV. Формально речь шла о том, кто должен совершать обряд назначения епископов — папа или император. На деле папа намеревался подчинить император­скую власть папскому престолу. В борьбе с папой Генрих IV объявил Григория VII низложенным. За этим со стороны папы римского последовало отлучение от церк­ви Генриха IV. Народ отшатнулся от про­клятого папой императора, против него выступили и крупные феодалы, которых отлучение освободило от вассальной клят­вы. Император вынужден был покаяться. Зимой он три дня босым просил прощения у папы, смотревшего на него с высоты замка в Каноссе.

Разделение церквей

В XII—XIII вв. папство достигло вершины своего могущества. Оно вдохновило и организовало Крестовые походы. Папы вмешивались во внутренние дела госу­дарств и даже в личную жизнь императора и королей. На короткий период установить тео­кратию в католическом мире удалось папе Иннокентию III (1198—1216). Трёх монархов — германского императора, фран­цузского и английского коро­лей — он отлучил от церкви.

Борьба с ересями

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Путь в Каноссу. Намест.

Первое сословие.
Богатство церкви.
Разделение церквей.
Путь в Каноссу.
Наместник Бога на Земле.
Еретики.
Инквизиция.
Нищенствующие ордена монахов.
План:

ВведениеВ XI—XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущ.

Введение
В XI—XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.
Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.

К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником.

К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом.
Первое сословие:

Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в.

Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Первое сословие:

«Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог.

Церковь тратила средства на:Помощь нищим, бедным и больнымРаздавала проду.

Церковь тратила средства на:
Помощь
нищим,
бедным и
больным
Раздавала
продукты
во время
голода
Содержала
больницы
и приюты

Расходы церкви Содержание священниковСтроительство богоугодных заведенийРазд.

Содержание
священников
Строительство
богоугодных
заведений
Раздача милостыни
Приобретение
земель

Строительство
церквей
Церковь тратила средства на:

Богатство церкви:Десятина Плата за Поклонение святым мощамЗавещание и дары.

Продажа
должностей
церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за де.

Разделение церквей:Папа римскийКонстантинопольский патриарх

Разделение церквей:
Папа римский
Константинопольский
патриарх

различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохрани.

различия в обрядах и учении.
В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках.
На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же - только монахам, а священники были женатыми.
Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
Отличительные
признаки

4. Путь в Каноссу.С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок п.

4. Путь в Каноссу.
С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.
Григорий VII

4. Путь в Каноссу.Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставш.

4. Путь в Каноссу.Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году.

Путь в Каноссу:Ожесточённая борьба

Путь в Каноссу:
Ожесточённая
борьба

5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество фео.

Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверж.

Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле
Наместник Бога на земле:

5. Наместник Бога на Земле. Иннокентий III расширил границы Папской области.

5. Наместник Бога на Земле.
Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.
Иннокентий III благословляет Франциска Ассизского

Во время его правления: Расширена граница Папской области Вмешивался во внутр.

Во время его правления:
Расширена граница Папской области
Вмешивался во внутренние и внешние дела европейских стран
Считали высшим судьёй в католическом мире
Наместник Бога на земле:

Против чего выступали еретики?Прочитайте материал на стр.132 и ответьте на в.

6. Против чего выступали еретики. Многим людям были не по душе действия церкв.

6. Против чего выступали еретики.2. Еретики отвергали дорогие церковные обряд.

Борьба церкви с еретиками:Служители церкви во всех странах преследовали ерети.

Борьба церкви с еретиками:
Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.
Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

Борьба церкви с еретиками:В области, где было много еретиков, церковь организ.

Борьба церкви с еретиками:
В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.
В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито

Инквизиция:Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал специал.


Христианство исторически состоит из нескольких церквей и самой крупной из них является католическая церковь. Она также известна, как римско-католическая, так как центром этой церкви является город Рим, а точнее – резиденция Папы Римского в Ватикане.

Античность и Средние Века

Термин “католический” взят из греческого языка и означает “вселенский”. Церковь является вселенской, так как в ней присутствует Христос. Термин ведет свою историю со II века нашей эры, но с XI века он стал использоваться для названия христианской церкви в Риме.

Папа Римский

Рис. 1. Папа Римский.

Современная католическая церковь ведет свою историю от апостольских времен, то есть с I века н.э. В Риме тогда проповедовал христианство апостол Петр (с 43 по 67 или 68 год), хотя сама римская империя была языческой. Он погиб во время гонений императора Нерона. Именно поэтому основным собором католической церкви является собор Святого Петра в Ватикане.

Папское государство на территории Италии было создано в середине VIII века. В IX веке произошел первый раскол между Римом и Константинополем, но окончательно церкви разошлись в 1054 году.

К этому моменту уже почти 100 лет, с 962 года существовала Священная Римская империя. Ее первый император был коронован папой Иоанном XII.

Великая схизма 1054

Рис. 2. Великая схизма 1054.

Великая схизма

Разделение церквей произошло в 1054 году и это событие вошло в мировую историю под названием “великая схизма”. Раскол произошел из-за разногласий между папой римским и Константинопольским патриархом. Последнего поддержали четыре других восточных патриарха. В Константинополе (современный Стамбул) были закрыты латинские церкви из-за разногласий за сферы влияния на юге Италии и из-за борьбы с норманнами, которые там обосновались.

После смерти папы римского Льва IX, в июле 1054 года, папские легаты предали анафеме Константинопольского патриарха, а через 4 дня он предал анафеме их самих. Однако, “великая схизма” не означала еще полного раскола церквей. В 1096 их сблизил Первый крестовый поход, но уже в 1098 году крестоносцы изгнали из Антиохии греческого патриарха, а в 1099 поставили латинского патриарха в Иерусалиме.

В 1182 году в Константинополе произошел погром латинского квартала, а в 1204 году его взяли крестоносцы и создали Латинскую империю, которая существовала до 1261 года. В XIV-XV веках было несколько попыток сближения западной и восточной церквей, например, в 1439 между ними была заключена Флорентийская уния с целью защиты от османской экспансии. В 1453 году Константинополь заняли турки и униатский патриарх был изгнан в Италию, а его место заняли противники католичества.

Взаимные анафемы были сняты в 1965 году, когда произошла историческая встреча Папы Римского Павла VI и патриарха Константинопольского Афинагора I в Иерусалиме.

Кратко о католической церкви рассказывают в учебнике истории 6 класса, именно из него школьники узнают о “великой схизме” 1054 года, но лучше изучать ее по учебникам религиоведения.

Ватикан

Рис. 3. Ватикан.

Что мы узнали?

Католическая церковь – одна из христианских церквей на планете. Она ведет свою историю от апостола Петра, который погиб в языческом Риме. Ее главой является Папа Римский, а его резиденция расположена в Ватикане.

Презентация сделана по курсу: "Средние века". Работа дает возможность раскрыть роль католической церкви в политической жизни средневековой Европе. Также учащиеся ознакомятся с понятиеми "инквизиция", "еретики",. Материал может быть использован на уроках по всеобщей истории.

ВложениеРазмер
katolicheskaya_tserkov_2.ppt 2.59 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

2. Богатство церкви 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть при Григории VII и Иннокентии III 6. Инквизиция и нищенствующие ордена

Религиозные мыслители делили общество на 3 сословия. Первое и самое главное сословие – духовенство. Христианская мораль требовала выполнения законов Библии. Считалось, что грешник может спастись раскаянием и исповедью. Образцовый христианин – нищий, отказавшийся от имущества. Часть своих доходов церковь должна была отдавать нуждающимся. Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству. Сословия средневекового общества Средневековый монах

Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Со всего населения Западной Европы церковь брала десятину – налог, составляющий 1/10 дохода. Церковь получала огромные доходы от торговли индульгенциями. Осуждая ростовщичество, церковь сама занималась этим. Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов. Распределение земель в Средневековье Индульгенция

До середины XI века церковь считалась единой, но в Византии её главой был константинопольский патриарх, а в Западной Европе – папа римский. Из-за господства над церковью между папой и патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали различия. В 1054 г. Произошло окончательное разделение церкви на католическую (на западе) и православную (на востоке). Отличия между католической и православной церквями Главы церквей на западе и востоке Константинопольский патриарх

С середины IX века власть папы крайне ослабела. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран фанатик Григорий VII . Между императором Генрихом IV и Григорием VII развязалась борьба, которая с переменным успехом длилась долгое время. В Западной Европе единственной сплоченной организацией была церковь, что позволяло папам вести борьбу за господство с феодалами. Наибольшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III . События борьбы Феодальная лестница при Иннокентии III в некоторых странах Иннокентий III Григорий VII

На церковных соборах были постепенно выработаны догматы – непреложные истины христианской веры. Между Библией и догматами существовали значительные расхождения, что возмущало верующих. Среди людей время от времени стали появляться еретики, критиковавшие церковь. Церковь боролась с еретиками, отлучала их от церкви, организовывала военные походы против еретиков. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Требования еретиков к церкви Казнь еретиков

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке церковный суд – инквизицию. В борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых подвергали пыткам, а часто сжигали на костре. Видя, что народ почитает живущих в бедности, папы образовали в начале XIII века нищенствующие ордена монахов-проповедников. Главные ордена – это орден францисканцев Франциска Ассизского и доминиканцев Доминика Гусмана. Действия инквизиции Характеристика орденов Доминик Гусман и Франциск Ассизский

Читайте также: